А с этой нашей Государской жаловальной грамоты велели им дать список, за дьячьей приписью, и возить им тот список по городам для Наших Бояр и Воевод и всяких приказных людей. А где они в котором городе Боярам Нашим и Воеводам и Дьякам и всяким приказным людям и таможенным головам и целовальникам, и по рекам перевозчикам и мостовщикам, и всяким пошлинникам сию Нашу Государскую жаловальную грамоту, или с неё этот список за Дьячьей приписью явят и они явки не дают ничего. А кто через сию Нашу Государскую жаловальную грамоту Игумена с братией и их монастырских слуг и крестьян чем изобидит, и тому от Нас, Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича Всея Русии быть в опале. Дана сия Наша Государская жаловальная грамота в Нашем царствующем граде Москве, лета 7137/1629, Января в 25 день. На обороте по склейкам этой грамоты подписано так: Дьяк Семён Бредихин. Справил подьячий Гришка Старов. Грамота VI Божьей 156 милостью Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич всея Великой, и Малой, и Белой Росии Самодержец, пожаловали Мы богомольцев Наших Вологодского уезда Корнильева монастыря Игумена Ефрема с братией, и кто по них в том монастыре Игумен и братия будут, по тому в прошлых в 7175/1667 и в 7178/1670 годах, били челом Отцу Нашему Государеву блаженной памяти Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Великой, и Малой, и Белой Росии Самодержцу, Вологодского уезда Корнильева монастыря Игумен Кирилл да Келарь старец Гурий Мижуев с братией: на праздник, де, Введения пречистой Богородицы и чудотворца Антония Великого бывает у них в монастыре торжок в году по одному дню. Да в их же монастырской вотчине в селе Грязлевицах торгуют временем по Понедельникам, а съезжаются, де, местные окольные их монастырские крестьяне и сторонние всяких чинов люди; и на тех, де, торжках лошадей покупают и продают и меняют, а конскую записную пошлину с тех лошадей собирали блаженной памяти на Отца Нашего Государева Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великой, и Малой, и Белой Росии Самодержца, и чтобы Отец Наш Государев их пожаловал велел в монастыре в селе Грязлевицах конские пошлинные деньги собирать в монастырь Пречистой Богородицы и чудотворца Корнилия на свечи и на ладан и на всякую церковную утварь, а конюхам и выборным целовальникам въезжать не велеть, и о том на Вологду к Воеводе дать грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Вот список более достопамятных лиц погребенных: 1) На старом Лазаревском кладбище: Адам Адамович Фон-дер-Вейде, спутник и сподвижник Петра 1, Константин Шаргородский, протопресвитер, духовник Елизаветы Петровны, Симеон Грузинский царевич, граф Антон Мануилович Девиер, граф Петр Ив. Шувалов, писатель Ломоносов, Мария Константинова Дубянская, урожд. Шаргородская, супруга протоиерея Феодора Дубянского, Иоанн Панфилов, духовник Екатерины, член росс. академии, протопресвитер, Татьяна Михайловна Фролова-Багреева, дочь графа Сперанского, писатель фон-Визин, Савва Исаев, протопресвитер, духовник; Михаил Никитич Муравьев, Старов, строитель Невского собора, граф Александр Сергеевич Строганов, строитель Казанского собора. 2) На новом Лазаревском кладбище: Алексий схимонах Александро-Невской Лавры, историограф Карамзин, поэт Гнедич, Степан Ив. Райковский, профессор Спб. дух. академии, граф Мих. Мих. Сперанский; композиторы: М. Ив. Глинка, Даргомыжский, Серов; писатель Ф. М. Достоевский. Посещения знатных иностранцев Стройностью и благолепием богослужения, обилием драгоценных для сердца останков умерших привлекая массу богомольцев и знатных особ из русского народа, Александро-Невская Лавра нередко привлекала в свои стены знатных иностранцев, приезжавших сюда для обзора памятников старины и произведений церковного искусства. Вот несколько таких посещений. В 1793 году, марта 27 французск. принц д’Артуа, с архиепископ Аррасским, бывшим французск. министром, присутствовали при архиерейском служении в Благовещенской церкви; в 1796 году, августа 15, Шведский король и его дядя, под именем графов Гага и Ваза, посетили храмы и ризницу Невского монастыря; 2 сентября король слушал литургию, совершаемую Амвросием архиепископом Казанским; в 1798 году посетили Лавру принцы Виртемберг-Штутгардские Фердинанд и Александр. Их встречали и сопровождали митрополит Гавриил и архиепископ Амвросий. В 1818 году, июля 27 посетил Лавру Прусский король с наследным принцем. Их сопровождал Государь Император со свитою.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Первый престольный праздник состоялся в надвратной церкви Александро-Невской лавры августа 2014 В праздник иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , 5 августа, в надвратной церкви  Александро-Невской лавры , освященной в XVIII веке во имя этого образа, клирик обители и ключарь Скорбященской церкви  иеромонах Макарий (Денисов)  отслужил молебен с акафистом.  После богослужения отец Макарий обратился к молящимся с кратким словом. " Сегодня мы первый раз после нескольких десятков лет перерыва отмечаем престольный праздник. Надеюсь, что следующий престольный праздник мы встретим уже Божественной литургией, но и практику молебнов с акафистами не будем оставлять " .  Священник напомнил, что в нашем церковном календаре почти каждый день посвящен празднованию одной из икон Богоматери. " Конечно, припадая к той или иной иконе, мы прежде всего приходим к Ней Самой, и мы все это сейчас поняли и почувствовали во время пения акафиста. Мы проводим наши дни в " труде и болезни " , по словам псалмопевца Давида (см. Пс. 89, 10), и близкие часто нас печалят. К кому пойти со своими бедами? К Божией Матери, чтобы Она молилась о нас, о наших близких и любимых " . Отец Макарий призвал паству не унывать и больше радоваться жизни. " Даст Бог, осенью владыка митрополит освятит наш храм, и в нем будет совершаться Божественная литургия, а также Таинство Венчания - храм, хоть и монастырский, находится вне монастырской ограды, поэтому никаких препятствий к этому нет. Думаю, молодые люди будут рады вступить в семейную жизнь именно здесь " . В 1783 году архитектор Иван Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта. Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой.  Строительство надвратной церкви велось под наблюдением архитектора Михаила Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы - с осени 1785-го по весну 1786 года. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Указом духовной Консистории 1 июля 1800 года храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих лавру, и для петербургских хлебных промышленников, арендовавших у монастыря амбары.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Император Павел I-й заботился об укреплении Москвы, которую обвел земляными бастионами с рогатками; Александр I-й ревновал об украшении ее: в 1806 году, указом последнего, повелено поддержать стену, окружающую Китай и исправить Кремлевские здания. Следуя примеру Царского Двора, покровительствовавшего изящному зодчеству и другим искусствам, и вельможи доставляли занятие художникам, которые строили им дома и церкви, украшая те и другие своею кистью и резцом. Царствование Елисаветы Петровны ознаменовано было распространением вкуса к изящным искусствам. С основанием Академии художеств в 1757 году и с вызовом из Италии и Франции известных зодчих, живописцев и ваятелей, дано искусствам истинное значение и классическое направление. История сего заведения засвидетельствует о пожертвованиях в пользу художеств Екатерины II, Павла и Александра I. В царствование Основательницы Академии художеств из зодчих особенно славился Граф Растрелли, который оставил после себя подражателей его стилю, более, или менее счастливых. Современные ее зодчие были: Карл Бланк, Иван Мичурин, Александр Кокорин, Синодального дома Архитектор Секунд-Майор Иван Яковлев, Петр Никитин, Князь Дмитрий Ухтомский, достроивший знаменитую колокольню в Троицкой лавре, Иван Мергасов и Архитекторский ученик Андрей Лопатин 282 . Из питомцев Академии вышли знаменитые наши зодчие Василий Баженов и Иван Старов, и ученик первого Матвей Козаков. Из чужестранных зодчих в то время славились Ринальди, Кампорези, Гваренги. Как они более держались испорченного Итальянского вкуса в зодчестве церковном и гражданском, уклоняясь от старинной, своеобразной Архитектуры: то и перенесли к нам тогда формы западные; купол и колонны Римского храма Св. Петра повторялись ими в малых размерах приходских церквей, коим они придавали портики и порталы Греческих и Римских храмов; но всего важнее то, что вместе с наружным видом они отчасти изменили и внутреннее устройство храмов, сообразное с высоким их значением и символикой, освященное благоговением веков 283 . Тогда введены были возвышенные шпили на церквах и колокольнях, одинокие, вместо троечастных, алтари.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Татарстанская митрополия за счет собственных средств проводит работы по проектированию, изготовлению и установке центрального и боковых иконостасов. Гостям рассказали о планировке храма и его убранстве, архитектурных решениях и лепном декоре. Проект лепного декора собора выполнен на основании архивных документов — чертежей Ивана Старова, архитектора собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря. Чертежи были эскизными, поэтому за образец взяли убранство аналогичного храма — Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, архитектором которого являлся Иван Старов. Также были использованы фотографии собора Казанской иконы Богородицы до его разрушения. Далее в трапезной Крестовоздвиженского храма состоялась беседа Президента Республики Татарстан с архиереями Татарстанской митрополии. За вклад в укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия, сохранение духовного наследия митрополит Феофан был удостоен медали «100 лет образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики». Государственную награду Республики Татарстан вручил Рустам Минниханов. В свою очередь глава Татарстанской митрополии отметил, что высокая награда является свидетельством тесного взаимодействия Церкви и государства в части укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия. В ходе беседы митрополит Феофан рассказал о деятельности Православной Церкви в Татарстане, возрождении и строительстве храмов, взаимоотношениях Казанской епархии и Духовного управления мусульман РТ. «Я рад, что сегодня мы собрались в связи с празднованием Рождества Христова здесь, в монастыре, где совершается стройка века — воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери. Я часто говорю, что Татарстан — уникальная лаборатория, где  люди реально живут в мире и согласии. Во многом это добрососедство сложилось благодаря мудрой политике президента Татарстана Рустама Минниханова совместно с Государственным советником Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым», — отметил владыка Феофан.

http://patriarchia.ru/db/text/5575203.ht...

Санкт-Петербург. Церковь Воздвижения креста Господня в Таврическом дворце. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:не ранее 1793. Архитектор: И.Е. Старов , Ф.И. Волков Адрес: Санкт-Петербург, Шпалерная ул., 47 Координаты: 59.94855, 30.3773 Проезд:ст. м. " Чернышевская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Таврический дворец построен в 1783 г. архитектором И. Е. Старовым по распоряжению Екатерины II, которая подарила его князю Г. А. Потёмкину. После его смерти Екатерина выкупила дворец у наследников Потёмкина. Архитектор Ф. И. Волков перестроил восточное крыло, предназначенное для наследника престола и его семьи: Концертный зал превратил в Театр, а Малый купольный зал площадью 40 х 10,5 м приспособил под церковь. Церковь расположили в правом крыле дворца, на углу Шпалерной и Таврической улиц, и освятили во имя святой Екатерины. Одноэтажная двусветная церковь представляла собой длинный зал, разделённый на три части. В восточной части, отделённой сплошной стеной, находились алтарь, ризница и библиотека. Алтарный купол поддерживали двенадцать колонн. Иконы для иконостаса написали академики А. Е. Егоров, С. А. Безсонов, Ф. П. Брюлло и А. И. Иванов. Царские врата были резные, золочёные. Образа царских врат написал А. Е. Егоров. На стенах были развешены картины работы итальянских художников, взятые из Эрмитажа. Священные сосуды церкви отличались богатством и изящной работой. Впоследствии церковь была перестроена и освящена во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Богослужения в ней проводились с 1793 по 8 июня 1920 года. Ныне церковь не существует, а здание дворца занимает Межпарламентская ассамблея стран СНГ. По материалам сайтов: Совет ветеранов УФСБ по Санкт-Петербургу и Пасха Таврический дворец сначала был построен князем Потемкиным в виде частного дома, но в 1783 г., когда к России присоединились Крым и Грузия, Екатерина II велела архитектору Старову перестроить этот дом в небольшой дворец, на подобие пантеона, великолепно украсила его и с именем Таврического подарила его герою Тавриды. Постройка стоила 100 000 руб. Потом Екатерина купила его у Потемкина за 460 тысяч руб., а когда в феврале 1791 г. Потемкин прибыл из Ясс, императрица опять подарила ему дворец. В нем 28 апреля 1791 г. торжественно праздновалось взятие Измаила (11 декабря 1790 г.). По смерти Потемкина (5 октября 1791 г.), дворец поступил в казну и сделался любимым местопребыванием императрицы весною и осенью. По кончине ее Павел перенес все находящиеся здесь драгоценности в Михайловский замок, а здания Таврического дворца отдал сперва лейб-гвардии конному (1799 г.), а потом гусарскому полку (1801—1802 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=29567

В 1793 г. удостоен чина тайного советника, в 1796 г. М.-П. был награжден орденом св. Александра Невского . 11 марта 1794 г. М.-П. был назначен «преемником» президента АХ «ввиду долговременной болезни» И. И. Бецкого; с 1795 г. стал 3-м президентом АХ. От лица Синода митр. Гавриил (Петров) ходатайствовал перед императрицей об оставлении графа на обер-прокурорском посту. «Время открыло его благорасположение к наблюдению истины, твердость намерений, удаленную от пристрастия, приверженность к Церкви, порядочное течение дел»,- писал митрополит. Императрица ответила, что «инако и не разумела» (Вопреки веку Просвещения. 2000. С. 95). К этому времени была окончена постройка нового здания для АХ на берегу Невы по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен-Деламота. Несмотря на недолгий срок пребывания в должности президента АХ (до 27 июня 1797), М.-П. проявил себя как активный руководитель. Он усовершенствовал организацию учебного процесса, 2 февр. 1795 г. объединил близкие по содержанию дисциплины под руководством одного профессора, расформировал класс живописи «зверей и птиц», выпускники к-рого не могли «пропитать себя» своими трудами. При его содействии возник класс пейзажного гравирования под рук. нем. мастера И. С. Клаубера, который трудился в нем с 1796 г. до конца своей жизни; ввел новую, более простую форму для всех академических чинов (мундиры малинового цвета). М.-П. привлек помощь АХ от богатых и авторитетных меценатов, пригласив в почетные члены митр. Гавриила (Петрова), гр. А. А. Безбородко, гр. П. А. Зубова, кн. Н. Б. Юсупова, гр. П. В. Завадовского. Академическое собрание пополнилось гравюрами, эстампами, бронзой, скульптурой, картинами, приобретенными в Европе. М.-П. заботился о пополнении академической б-ки. Когда имп. Павел I закрыл Корпус чужестранных единоверцев, М.-П. добился разрешения передать академии б-ку, физический кабинет и «музыкантов с их инструментами». М.-П. поощрял художественное творчество. В период его президентства в состав АХ входили такие мастера, как живописцы И. А. Акимов, П. ди Готтардо Гонзаго, И. П. Прокофьев, Г. И. Угрюмов, скульпторы Ф. Г. Гордеев , М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. И. Шубин , знакомый М.-П. еще по Италии, к-рый стал профессором академии, Ф. Ф. Щедрин, архитекторы Ф. Г. Волков, А. Д. Захаров , И. Е. Старов и др. Профессора академии при М.-П. были преимущественно русскими. Не сложились у М.-П. отношения с художником Д. Г. Левицким (см. ст. Левицкие ).

http://pravenc.ru/text/2564398.html

Проект новой церкви составил арх. И.Е. Старов. Она представляла собой типичный образец небольшого однонефного крестово-купольного храма, перекрытого на средокрестии одним большим куполом. В соответствии с характерным для этого зодчего стилем лаконичного классицизма, архитектурное оформление стен почти отсутствует, а вход в храм оформлен четырехколонным портиком. Строительство храма началось, очевидно, в 1790 г. В рапорте М.Л. Фалеева, направленном в марте 1790 г. инженер-капитану Коноплину, который возглавлял в это время Канцелярию зданий г. Николаева, в числе первоочередных зданий обозначена и Богоявленская церковь. После смерти в 1791 г. Г.А. Потемкина, а затем и М.Л. Фалеева строительные работы в Богоявленске были свернуты из-за отсутствия финансирования и храм оставался недостроенным. В 1802 г. старая действовавшая в Богоявленском церковь «пришла в великую ветхость, во время дождя бывает сильная течь, на одну сторону наклонилась», так писал в рапорте священник Лука Ивашкевич. 23 октября 1804 г. Командующий Черноморским флотом адмирал И.И. де Траверзе издал распоряжение о достройке новой каменной церкви за счет Адмиралтейства. Возведением нового храма руководил поручик Богданович. Он обязывался из казенных материалов и разобранного камня от дворца Браницкой достроить церковь. Вскоре строительство было завершено. Храм освятили 1 сентября 1806 г. На его сооружение, согласно отчету, использовано 4958 руб. 7 коп. Относительно отделки храма, сведений почти не сохранилось, но известно, что М.Л. Фалеев незадолго до смерти позаботился об этом. 16 января 1792 г. им отправлено письмо А.М. Самойлову, в котором говорилось, что по распоряжению покойного Г.А. Потемкина, для отделки Адмиралтейского собора и Богоявленской церкви должны быть отправлены богослужебные вещи и иконы из закрытой церкви Запорожской Сечи и Межигорского монастыря. Впоследствии эти вещи доставили в Николаев. Под расписку М.Л. Фалеева были выданы книги, иконы, принадлежности, кресты, одежда трех видов для священнослужителей. Очевидно, благодаря этим богатым церковным принадлежностям Богоявленский храм поражал пышностью своего убранства. Эти вещи имели большую культурную, историческую и религиозную ценность.

http://sobory.ru/article/?object=44083

" Поэтому когда в нашей душе зарождается что-то доброе, ждите искушения, - предостерег владыка. - Обязательно гордость не позволит ничему доброму прорастать. Искушения всегда были, есть и будут. И Матерь Божия убедилась в этом в Своей жизни. Казалось бы, Она должна была плакать от счастья, имея такого Сына, но искушения, скорби и страдания пронизывали всю Ее жизнь вплоть до момента, когда Она увидела Своего Сына на Голгофе. Вот что ждет наши души, когда мы будем стремиться за Христом. Появятся искушения, которые надо преодолевать. Господь обещал нам блага небесные, если мы будем стремиться их стяжать. Нас ждет Царствие Небесное, в котором есть все блага. А земные блага Он не обещал, поэтому не нужно волноваться, что у нас их нет. Их и не должно быть. Скорби и катастрофы, гибель детей - все это было с момента рождения Младенца Христа. Первыми пострадавшими за Христа были 14 тысяч вифлеемских младенцев, которых заколол царь Ирод, ища Иисуса Христа, будущего царя. А Он уже в это время был в Египте. Всегда случались беды, не только сегодня, но и тысячи лет назад. Господь эти беды не останавливает, потому что для Бога все равно смерти нет. Младенцы вифлеемские - это святые в раю. Поэтому все, что случается, надо переносить спокойно. Господь о каждом из нас печется, всех любит - и детей, и старцев, и вдовицу, которая пожертвовала храму свое имение. От Господа ничто не скрыто, каждое сердце Он читает, все замечает и вписывает в книгу жизни " . " Желаю вам, чтобы укреплялись в вас вера, надежда и любовь друг к другу, чтобы Господь давал вам сил в несении жизненного креста и всегда путеводил вас " , - заключил митрополит Варсонофий. Настоятель поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву и подарил ему букет цветов. Каменный Ильинский храм был заложен в 1781 году на месте деревянного, архитектор - Иван Старов или Юрий Фельтен. Освящен в 1785 году. В 1806 году рядом был построен теплый храм святого Александра Невского. В советское время храм был закрыт, в 1988-м его вернули верующим. Главный придел был освящен спустя год. Памятник архитектуры федерального значения. Полностью восстановлен.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В 1919 году центральный дом усадьбы сгорел. Церковь после революции превратили в избу-читальню, ставили спектакли, проводили собрания, а во время войны она полностью погибла. В 1990-е гг. снесен западный флигель, некогда примыкавший к дворцу. Восточный флигель стоит без крыши, сильно повреждена обшивка стен. От дома-«крючка» остались куски кирпичных стен. Особое место в истории России и Смоленщины занимает село Дугино, связанное с имением графов Паниных, в последующем князей Мещерских. Во второй половине XVIII века на средства графа Н.И. Панина в Дугино была построена родовая церковь или, как она ещё называлась, домовая Свято-Троицкая церковь. В склепе этого храма 15 апреля 1789 года был погребен генерал-аншеф, участник Семилетней войны и русско-турецкой войны 1768-1774 годов, кавалер многих орденов, граф Петр Иванович Панин (1721-1798). Отпевал графа П.И. Панина настоятель церкви протоиерей Василий Навроцкий. С начала XIX века в дугинской церкви служил протоиерей Адриан Ковалев, о назначении которого «лично хлопотал» Никита Петрович Панин - камергер и генерал-майор (ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д.З, 1780). В 30-40-х годах XIX века в храме служил священник Василий Иванович Смирягин и пономарь Петр Лабутин. В.Б. Каплинский Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии Фотографии донесли до нас облик дугинской церкви, и можно только пожалеть, что этот примечательный во всех отношениях памятник совершенно выпал из поля зрения исследователей. Это была купольная ротонда с примыкающей с запада двухколоколенной папертью — храм той особой типологии, что сложилась в церковном строительстве екатерининского окружения в 1770-1790-е гг. Варианты этой композиции появились тогда в усадьбах Троицкое-Кайнарджи, Вишенки, Великая Тополь П.А. Румянцева-Задунайского, в Пехре - Яковлевской А.М. Голицына, в Чечерске З.Г. Чернышева, в Красном А.П. Ермолова и других владениях представителей дворянской элиты. Самым ранним примером постройки усадебной двухбашенной церкви принято считать Троицкий храм в Троицком-Кайнарджи (1777-1784), возведенный Румянцевым, вероятно, под влиянием проекта Троицкого собора Александро-Невского монастыря в Петербурге (1776 г., арх. И.Е. Старов). Судя по всему, церковь в Дугине, начатая строительством летом 1777 г. и тоже освященная в честь св. Троицы, также представляла один из ранних примеров использования этой композиции в усадебной архитектуре.

http://sobory.ru/article/?object=39562

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010