XIX в. и в советское время), Казанской иконы Божией Матери в Кириллове (1700, 1811-1825, архит. А. И. Старов) и Сретенский в Нило-Сорской пуст. (1841-1854). Небольшая одноглавая церковь-мавзолей Волоцких во имя святых кн. Владимира и вмц. Екатерины в Спасо-Прилуцком мон-ре (1830) с 4 портиками напоминает садово-парковый павильон. В формах классицизма в В. е. были сооружены также собор Св. Троицы над могилой инокинь-мучениц (1821) и Введенская ц. в Горицком мон-ре (1812, действующая), церкви Вознесения Господня в Устюжне (1807, не сохр.), иконы Божией Матери «Знамение» в Палтожском погосте (1810), Воскресения Христова в Избоищах (1822, не сохр.), Св. Троицы в Устюжне (1828), Тихвинской иконы Божией Матери в Мегрине (1837-1842), праведных Иоакима и Анны в с. Носовском (действующая), колокольня в с. Анхимове и мн. др., а также келейные и настоятельские корпуса ряда мон-рей (Арсениева Глушицкого, Корнилиева Комельского, Александро-Куштского, Семигородной пуст.). Преобладающим оставался тип 3-частной церкви, увенчанной массивным барабаном со шлемовидным куполом, с колокольней над притвором. Со 2-й пол. XIX в. в церковном строительстве края получил распространение рус. стиль. В официально-академическом стиле сооружен соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в Заоникиевой пуст. (1869-1881). Действующие церкви - 5-главая во имя свт. Афанасия в с. Чиркове (1860) и Св. Духа в с. Архангельском - украшены декором также в стиле сооружений К. А. Тона , но по пропорциям отличаются от его образцовых проектов. Сретенская ц. в Вытегре (1869-1873, архит. А. С. Четверухин, действующая) по объемно-пространственной композиции соответствует «тоновскому» проекту, но для нее характерен более дробный декор с преобладанием мотива кокошников и арочек. Увенчанная луковичным пятиглавием, с высокой шатровой колокольней, она является важнейшей архитектурной доминантой города. Элементы готики (стрельчатые арки звона) и древнерус. зодчества (золоченая луковичная глава) соединяет 32-метровое 2-ярусное завершение над 8-гранным столпом колокольни (1869-1870, проект губ.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Англиканская церковь в Каване. 1807–1825 гг. Архит. Дж. Боуден Башня (XV в.) и англикан. ц. св. Маэл Руана (1825–1835), архит. Дж. Сэмпл) в Талахте В кон. XVIII в. впервые в И. церковные интерьеры были оформлены в стиле неоготики в ц. св. Малахии в Хилсборо (графство Даун; 1773; архит. С. Миллер (?)), в соборе в Даунпатрике (графство Даун; между 1790 и 1818; архит. Ч. Лилли (?)), в церкви в Баллимакенни (графство Лаут; 1785-1793; архит. Ф. Джонстон по проекту Т. Кули). Первой значимой постройкой в этом стиле стала Королевская капелла в Дублинском замке (1807-1814; архит. Ф. Джонстон). Важную роль в распространении неоготики сыграл Десятинный фонд (Board of First Fruits), на средства к-рого было возведено подавляющее большинство англикан. храмов между 1800 и 1830 гг. В целом это были «островерхие церквушки в иссушенных готических формах» ( Harbison, Potterton, Sheehy. 1978. P. 196), ориентированные на англ. национальный «перпендикулярный стиль»,- небольшие однонефные здания с башней на западном фасаде. Среди редких интересных примеров нужно отметить церковь в Буттеванте (графство Корк; 1826; архитекторы братья Пэйны), ц. Девы Марии («Черную церковь») в Дублине (1830; архит. Дж. Сэмпл) и особенно церковь в Монкстауне (графство Дублин; ок. 1830; архит. Дж. Сэмпл) со сложной композицией и с богатой пластикой объемов. В близкой стилистике были построены и более поздние англикан. церкви - ц. Св. Троицы в Корке (1832 - ок. 1840; архит. Дж. Пейн; портик пристроен в 1889-1891) и собор св. Патрикия в Арма (средневековый храм перестроен в 1834-1840; архит. Л. Н. Коттингем). Довольно быстро неоготика осваивается и католич. заказчиками, поначалу также ориентировавшимися на «перпендикулярный стиль». Среди построенных в неоготическом стиле католич. храмов - ц. св. Малахии в Белфасте (1841-1844; архит. Т. Джексон), соборы святых Патрикия и Колмана в Ньюри (1825-1829; архит. Т. Дафф), Вознесения Богоматери в Туаме (графство Голуэй; 1827-1837; архит. Д. Мадден) и в Карлоу (1828-1833; архит. Т. Кобден).

http://pravenc.ru/text/674067.html

в Ливадии. 1864–1866 гг. Архит. И. А. Монигетти. Фотография А. Шимаевой. 2007 г. Крестовоздвиженская ц. в Ливадии. 1864–1866 гг. Архит. И. А. Монигетти. Фотография А. Шимаевой. 2007 г. К. с присоединением его к России в кон. XVIII в. развивалась в русле общероссийских тенденций. В стиле классицизм были построены Покровская ц. в Судаке (1819-1829), собор блгв. кн. Александра Невского в Симферополе (1823-1829, архит. И. И. Шарлемань, разрушен в 1930; с 2003 воссоздается), ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в пос. Массандра (1829-1832, архит. Ф. Ф. Эльсон), ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Насыпном (1830). Церкви свт. Иоанна Златоуста в Ялте (1833-1837; не сохр.) и вмч. Феодора Стратилата и Всех Крымских святых в Алуште (1837-1842) были возведены по проектам архит. Г. И. Торичелли с элементами неоготики. Успенская ц. в Гурзуфе. 1887–1890. Архит. М. Н. Чичагов. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Успенская ц. в Гурзуфе. 1887–1890. Архит. М. Н. Чичагов. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Особо активно церковное зодчество развивалось с 50-х гг. XIX в. Примерами русско-визант. стиля являются: Крестовоздвиженская ц. в Ливадии (1864-1866, архит. И. А. Монигетти), шатровая ц. свт. Афанасия Великого в Керчи (1864), Петропавловский собор (1866-1870, архит. К. Е. Лазарев) и Троицкая ц. (1868, архит. И. Ф. Колодин) в Симферополе, Казанский собор в Феодосии (1907-1911, архит. Г. Л. Кейль), ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Бахчисарае (1913). Собор блгв. кн. Александра Невского в Ялте. 1891–1902 гг. Архитекторы Н. П. Краснов и П. К. Теребенев. Фотография. Нач. XXI в. Собор блгв. кн. Александра Невского в Ялте. 1891–1902 гг. Архитекторы Н. П. Краснов и П. К. Теребенев. Фотография. Нач. XXI в. Близость к территориям бывш. Византии повлияла на особую популярность визант. стиля при строительстве церквей Вознесенской в Ливадии (1872-1876, архит. А. Г. Венсан; не сохр.), блгв. кн. Александра Невского при гимназии в Симферополе (1880-1882; не сохр.), Покровской в Ореанде (1884-1885, архит.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Обращенная к Неве двухъярусная колокольня со шпилем " на мазанковых воротах " упомянута в монастыре ещё в 1725 г. На ней находились часы со звоном. Позже, в 1753-1754 г.г., " над воротами к Невской перспективе " была возведена новая колокольня - из дерева, на которую перенесли колокола и часы с разобранной старой. С 1783 г. архитектор И. Е. Старов разрабатывает план-реконструкцию северной левобережной стороны монастырской территории. Полуциркульные дуги невысоких каменных стен охватывают вновь организованную площадь, замыкающую Невский проспект. В западное крыло Старов встроил одноэтажное здание богадельни. В центре кольца над проездом архитектор воздвиг каменную надвратную церковь, освященную 15 июля 1783 г. во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Постройка надвратной церкви велась одновременно с возведением Троицкого собора Лавры. Тип надвратной церкви был разработан ещё в древнерусской архитектуре, однако Старов интерпретировал его в соотвествии с нормами классицизма. Согласно им, зодчий в основе композиции использовал принцип симметрии. Алтарный полукруглый выступ на восточном торцевом фасаде (апсида) повторяется и на западном фасаде (там расположена лестница, ведущая в церковный зал прямо над проездом). В объемной композиции Старов применил купол на невысоком барабане, несомненно обогативший силуэт церкви. В сущности же зодчий вновь (как, например, в Таврическом дворце) обращается к теме Пантеона: мы видим сочетания четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола, но вместо параллелепипеда портика (как в античном оригинале) Старов использует плоский фасад, украшенный 4 пилястрами римско-дорического ордера и расчлененный 4-мя окнами прямоугольной формы. Впрочем, фасад увенчан треугольным фронтоном, как и у античного прототипа. В надвратной церкви Старов сумел избежать как слепого подражания оригиналу, так и самокопирования. В 1806 г. стены церкви были расписаны, в 1860 г. она отремонтирована под смотрением М. А. Щурупова. По указу Синода в этой церкви 12 января 1904 г. был открыт латышский приход.

http://sobory.ru/article/?object=05274

Никольская церковь в усадьбе Николо-Прозоровское. Архит М. Ф. Казаков (?). 1792 г. Фотография. 2013 г. Никольская церковь в усадьбе Николо-Прозоровское. Архит М. Ф. Казаков (?). 1792 г. Фотография. 2013 г. Др. центрические храмы были в духе того времени насыщены деталями, ассоциировавшимися с культурой античности и Ренессанса. Строгая архитектура ц. свт. Николая Чудотворца в усадьбе Никольское-Гагарино в дер. Никольское Рузского городского окр. (1774-1776, архит. И. Е. Старов, заказчик кн. С. С. Гагарин) с планом в форме квадрифолия и римско-дорическим портиком полуколонн на западе, увенчанная куполом на низком барабане, ориентирована на ренессансный эскиз Дж. да Сангалло для мавзолея ( Путятин. 2009. С. 146). Отдельно стоящая цилиндрическая колокольня (1783), напоминающая маяк, связана с кругом антикизирующих проектов колоколен и маяков Дж. Кваренги ( Яковлев А. Н. Усадебный храм в Новотроицком (Позднякове) Орловской губ. и его архит. контекст//«Мощно, велико ты было, столетье!»: Сб. науч. ст. СПб., 2014. С. 211-237). Сходная по планировке изначально центрическая 4-лепестковая в плане ц. Рождества Пресв. Богородицы в Льялове Солнечногорского р-на (1800, заказчица Е. И. Козицкая) с отдельно стоящей колокольней (в 1872 соединены трапезной) не имеет таких богатых ассоциаций. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в усадьбе Никольское-Гагарино. Архит. И. Е. Старов. 1774–1776 гг. Фотография. 2013 г. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в усадьбе Никольское-Гагарино. Архит. И. Е. Старов. 1774–1776 гг. Фотография. 2013 г. Отголоском барокко являются однокупольные квадратные 4-столпные храмы со скругленными углами: ц. Рождества Пресв. Богородицы в Талеже Чеховского р-на (1795-1796, архитекторы Е. С. Назаров, И. Бабакин, заказчик гр. В. Г. Орлов) со шпилем на куполе, 4 портиками на фасадах и с отдельно стоящей колокольней и сходная с ней ц. арх. Михаила в Одинцове (городской окр. Домодедово; 1800, заказчик М. П. Нарышкин). Тип квадратных 4-столпных храмов представлен неск.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Казанский собор казанского Богородицкого мон-ря. 1798–1807 гг. Архит. И. Е. Старов. Фотография. Нач. ХХ в. Казанский собор казанского Богородицкого мон-ря. 1798–1807 гг. Архит. И. Е. Старов. Фотография. Нач. ХХ в. В 1694 г. К. м. пострадал от пожара, а к 1739 г. в нем кроме соборного храма и теплой Богородице-Рождественской ц. с приделом вмч. Никиты была каменная ограда с надвратными храмами: над св. воротами - ц. во имя ап. Иоанна Богослова, над др. воротами - ц. во имя св. царевича Димитрия Московского ( Малов. 1879. С. 4). Колокольня с зап. стороны холодного храма также была возведена в XVII в.: 2 нижних яруса колокольни были в виде четвериков, отделанных неск. оконными проемами с наличниками, пилястрами на углах и фризами в верхней части, выше - 4 яруса восьмериков с арочными проемами, завершающиеся 2-ярусной горкой кокошников с маленькой главкой. В 1742 г. мон-рь пострадал во время городского пожара, еще раз его собор был сожжен пугачёвцами в 1774 г. Здание находилось в крайней степени разрушения и представляло опасность. К 1791 г. по инициативе архиеп. Казанского Амвросия (Подобедова) архит. И. Е. Старов создал план и разработал вид фасада нового здания собора, утвержденные имп. Екатериной II. В 1796 г. старый собор был разобран, а 30 мая 1798 г. в присутствии имп. Павла I и цесаревичей Александра и Константина Павловичей заложено новое здание. Средства на строительство были отпущены из имп. кабинета и духовного департамента ( Рыбушкин. 1848. Ч. 1. С. 96; Малов. 1879. С. 5, 6). Новый собор был возведен к 1807 г., освящен 30 мая 1808 г. и стал самым большим церковным сооружением в Казанской епархии. Строительство собора велось почти в то же время, что и работы по возведению собора в честь Казанской иконы Божией Матери в С.-Петербурге (1801-1811). Облик собора К. м. (руководил работами архит. Е. М. Емельянов) по стилю воплощал идеалы зрелого классицизма в русской архитектуре: грандиозный кубический объем с гладкими стенами, украшением к-рых служили окна в 2 этажа, по центру установлен высокий световой барабан с огромным куполом; по углам здания располагались 4 купольные главы меньшего размера; по центру каждого фасада (кроме восточного) возвышался 6-колонный, далеко выступавший от стены портик, увенчанный треугольным фронтоном с полуциркульным окном; отсутствие лепнины и скульптурного декора компенсировалось использованием украшенных ордерных элементов - ионических колонн в портиках, коринфских - в центральном куполе.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

В XVIII в. в России стали возводить 2-колоколенные храмы западноевропейского типа. Первым был Троицкий собор Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (20-30-е гг. XVIII в.; архит. Л. Т. Швертфегер; разрушен и выстроен заново в 1774-1790 архит. Старовым в стиле раннего классицизма) в виде базилики с куполом наподобие собора св. Петра в Риме с 2 квадратными башнями на зап. фасаде. Двубашенные храмы были особенно популярны в усадьбах. Самые известные памятники этого типа построили близ Москвы: ц. в Троицком-Кайнарджи (1778; архит. К. И. Бланк по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена, Ж. Б. Валлен-Деламота); Спасский храм-ротонда в с. Пехра-Яковлевском (1777-1782; архит. Бланк, по проекту архит. В. И. Баженова (?)); псевдоготическая Владимирская ц. в с. Быкове (1783-1789; архитекторы Баженов, М. Ф. Казаков), а также базилика в с. Баловневе Липецкой обл. (1789-1799; архит. Баженов (?)) и др. В небольших приходских храмах эпохи барокко и классицизма К., как правило, располагалась с запада по продольной оси и имела 2 или 3 яруса. Напр., в Москве барочные храмы святых Бориса и Глеба на Арбате, святых Кира и Иоанна на Солянке (оба 60-е гг. XVIII в.; архит. Бланк; не сохр.) имели небольшие квадратные К. Классицизм принес моду на цилиндрические ярусы звона. Такие К. можно видеть в храмах святых Космы и Дамиана на Маросейке (1790-1803; архит. Казаков), Рождества Богородицы на Кулишках (Стрелке) (1800-1802; архит. Д. Балашов) в Москве. В Скорбященском храме на Ордынке в Москве в 1783-1791 гг. архит. Баженовым была построена элегантная 3-ярусная цилиндрическая К. В эпоху ампира и эклектики архитекторы меняли в основном количество ярусов, увеличивали размер и масштаб построек, что не всегда способствовало цельности художественного облика К. Характерна в этом отношении гигантская К. Успенского собора в Харькове (1821-1848; архитекторы Е. А. Васильев, А. А. Тон; высота 89,5 м) и квадратная в суховатых формах ампира К. ц. ап. Иоанна Богослова в Коломне (1826-1846). К. при Успенском соборе во Владимире (10-е гг. XIX в.; архит. А. Н. Вершинский) в смешанных формах классицизма и псевдоготики сама по себе гармонична, но ее колоссальный размер подавляет древний собор.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Г. А. Бейкера). Гэндону принадлежит проект однонефной церкви в Кулбанагере (графство Лишь; 1785). В XIX в. упразднение автономии И., а также тот факт, что большая часть знати уехала из страны, повлекли за собой упадок строительства по частному и гос. заказу, но не в церковной среде. От 1800-1830 гг. уцелело ок. 60 католических приходских церквей, и еще ок. 170 - от 1830-1845 гг. Великий голод в 1845-1849 гг. затормозил строительство храмов, но уже за 1-ю треть XIX в. в И. было построено более 600 англикан. церквей. На момент отделения от гос-ва в 1871 г. англикан. Церковь Ирландии имела 1628 храмов, более 2/3 из них сохранилось. Англикане, владевшие всеми старыми храмами, строили зальные приходские церкви, к-рые обычно размещались в ключевых точках городов (ц. св. Стефана на Маунт-стрит в Дублине; 1821; архит. Дж. Боуден). В католич. храмостроительстве были особенно востребованы традиции неоклассики. Ярким примером неогреч. стиля является католич. «про-собор» Девы Марии в Дублине (1814-1825; проект Дж. Суитмена (?), портики и колокольня 1834-1844; архит. Дж. Кин), построенный по образцу парижской ц. Сен-Филипп-дю-Руль (1774-1784; архит. Ж. Шальгрен). В это же время в городе был возведен ряд крупных католич. храмов в разных вариациях неоклассицизма: ц. св. Франциска Ксаверия (1829-1832, 1851-1852; архитекторы Б. Эсмонд, Дж. Кин), ц. св. Николая (1832; архит. Дж. Лизон), ц. св. Андрея на Уэстленд-роу (1832-1837; архит. Дж. Болджер), церкви св. Павла (1835-1837) и св. Авдуена (1841-1846) (обе архит. П. Бёрн). В др. городах И. лучшими образцами неоклассицизма являются отличающаяся своим интерьером доминиканская ц. Девы Марии в Корке (1832-1839; архит. К. Дин), ц. св. Патрикия в Корке (1832-1836; архит. Дж. Пейн), построенная в виде античного храма пресвитерианская церковь в Портаферри (графство Даун; ок. 1840; архит. Дж. Миллар), монументальный собор св. Мела в Лонгфорде (1840-1863; архитекторы Дж. Кин, Дж. Бурк; 1889-1893; архит. Дж. Ашлин), ц. Девы Марии в Клонмеле (графство Типперэри; 1850-1856; архит. Дж. Кин). Среди поздних неоклассических храмов выделяются 3-нефная францисканская ц. Непорочного зачатия (1876-1879) и крестообразная в плане иезуитская ц. св. Иосифа (1904) (обе в Лимерике).

http://pravenc.ru/text/674067.html

Неороманские элементы присутствуют в архитектуре костела Непорочного зачатия Девы Марии в вильнюсском р-не Зверинец (Жверинас, строительство начато в 1911). Костел Воскресения Христова в Каунасе. 1934 г. Архит. К. Рейсонас. Фотография. 2010 г. Костел Воскресения Христова в Каунасе. 1934 г. Архит. К. Рейсонас. Фотография. 2010 г. Для храмового строительства приглашали и зарубежных архитекторов. Так, неоготический храм в честь Вознесения Господня с башней (высота 76 м) в Паланге (1897-1907) строил швед. архит. К. Страндман. Неоготические черты (башни с машикулями, арочные окна) появились в реконструированных замках в Раудоне на берегу Немана, в Раудондварисе на берегу Нявежиса. Ступенчатые фронтоны в духе готики украшают фасады жилых домов XIX в. (напр., на ул. Вильняус в Каунасе). В позднем храмостроительстве Л. выдающимся примером стиля «функционализм» является храм Воскресения Христова в Каунасе - базиликального типа, с высокой колокольней, доминирующей в городской застройке (1934, архит. К. Рейсонас; восстановлен в 2004). Представляют интерес возведенные в том же стиле костелы Пресв. Девы Марии Царицы Мира в Нов. Вильне (строительство началось в 1938), Пресв. Девы Марии Царицы Мира в Клайпеде (строительство завершено в 1960, по проекту Ю. Балтренаса, выполненному в 1938) и храм св. Юргиса Матулайтиса в Вильнюсе (1991-1996). В гражданском строительстве межвоенного периода наиболее примечательна застройка Каунаса, бывшего в тот период столицей Литовской Республики. Большинство сооружений выстроено в стилистике функционализма, неоклассицизма и неоренессанса: здания Литовского банка (1924-1929, архит. М. А. Сонгайло), дворец корпорации студентов «Новая Литва» (1928, архит. Э. Фрикас), здание пожарного управления округа Каунас, Дворец юстиции (оба 1930, архит. Фрикас), Дом Союза сельскохозяйственных кооперативов «Лиетукис» (1930), Сельскохозяйственная палата (1930-1931, архит. Рейсонас), Музей культуры Витовта Великого (1930-1936, архитекторы В. И. Дубенецкий, Рейсонас, Крищюкайтис), промышленная, торговая и ремесленная палата (1939, архит.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

А. А. Авдеев), Успенской в Гурзуфе (1887-1890, архит. М. Н. Чичагов; не сохр.), Никольской в с. Мазанка (1882-1899, архит. М. С. Коморицкий), ап. Луки близ с. Кудрино (1904), прор. Илии в Евпатории (1911-1918, архит. А. Л. Генрих) и собора свт. Николая в Евпатории (1893-1899, архит. А. О. Бернардацци). В рус. стиле возведены Воскресенская ц. близ пос. Форос (1888-1892, архит. Н. М. Чагин), собор блгв. кн. Александра Невского в Ялте (1891-1902, архитекторы Н. П. Краснов и П. К. Теребенев), ц. арх. Михаила в Алупке (1903-1908) и Покровская ц. в с. Войкове Первомайского р-на (1903-1910, архит. Х. К. Васильев). В неорусском стиле - ц. свт. Николая в Н. Массандре (1916, архит. В. Н. Максимов). В духе средневек. кавказской архитектуры построены Преображенская ц. в имении Харакс в Гаспре (1906-1908, архит. Краснов) и арм. ц. Сурб-Рипсиме в Ялте (1909-1914, архит. Г. М. Тер-Микелов). П. С. Павлинов Старообрядчество Небольшие группы старообрядцев во 2-й пол. XIX в. стали заселять аулы в К., опустевшие после выезда значительной части крымских татар в Османскую империю. Первая старообрядческая община в К. появилась в 1874-1876 гг. в с. Мама Русская Феодосийского у. (ныне Курортное Ленинского р-на). Село основали выходцы из Нижегородской губ., переселившиеся на побережье Азовского м. для занятий рыбным промыслом, позже к ним прибавились выходцы из старообрядческих уездов Черниговской губ. В письме Керченского благочинного в Таврическую консисторию от 23 сент. 1884 г. впервые упоминается, что раскольники имеют в Маме Русской молельню, при ней уставщика, крестьянина Черниговской губ. Власа Никитина. По данным Таврического епархиального миссионерского комитета за 1897 г., в Еникале жили 49 беспоповцев . Последователей Белокриницкой иерархии насчитывалось 24 чел. в Керчи и 288 чел. в Феодосийском у. (община в Маме Русской и небольшая группа в Казантипе). На рубеже XIX и XX вв. появилась община старообрядцев в Симферополе. 14 дек. 1900 г. делегация крымских старообрядцев встретилась в Ялте с С.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010