ЧЕТВЕРГ. Мк. Зач. ЗО. (7,24–30) О ВЕРЕ Вера есть щит, покрывающий тех, которые веруют не испытывая… (42,211)… . Не только преуспевающий в целомудрии или другой добродетели, но и являющий веру имеет нужду в мужестве, чтобы отгонять помыслы невоздержания; так и верующий нуждается в мощной душе, чтобы отражать мысли неверия (40,575). Имей только щит веры, и ты угасишь им стрелы диавола (42,212)… То, что составляет величайшее лекарство для душ наших, должно совершиться при помощи веры (42,624). Вера не принимает умозаключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление (43,445)… Вера пребывает с имеющими ее; она не обманывает обладающего ею, не изменяет приобретшему ее, не похищается ворами, недоступна для грабителей… ее охраняет Бог, ради нее доставляющий всем все с готовностью (43,899). Вера есть несокрушимая крепость души, никакими благосклонными беспокойствами не колеблемая (54,299). Вера требует единого, чистого и простого образа мыслей, далека от всякого ухищрения и изыскания способов (52,125). Кто молится с верою, тот никогда не пользуется способами самосохранения и не прибегает к ним (52,127). Вера, доводящая до несомненности в уповании, никогда не достигается людьми некрещеными или у которых ум растлен для истины (52,139). Несомненность веры в людях, высоких душою, открывается по мере того, как нравы их внимательны к житию по заповедям Господним (52,140). Вера и добрые дела суть две вещи, которые неразрывно связаны между собою. Вера бывает для добрых дел, но добрые дела справляются не для веры, а посредством веры. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу, потому что ради веры приходит благодать Господа нашего Иисуса Христа в того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать: у кого великая вера, тому подается и благодать великая, у кого мала вера, мала и благодать. Но и то надлежит помнить, что вера одна, будь она истинная и православная вера, не принесет никакой пользы тому, кто так верует без добрых дел. Явлением веры служит сила, исходящая от веры; силы же явлением служит ревностное делание заповедей Божиих и богоугодных дел. Ибо живодействование происходит от силы, какою обладая, может кто делать что-либо. Итак, поскольку невозможно угодить Богу без веры (благоугождается же Бог добрыми делами по вере), то явно, что вера дает силу творить добрые дела и богоугодные по воле Божией. Вера же разумеется не та только, чтоб веровать во Христа и во все словеса Его, но паче та, чтоб дерзать о Христе и в сердце носить удостоверение, что силою Христовою можем и от зла освободиться, и всякую добродетель совершить (57,170)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

КОСЯРОВСКОЙ Варваре Петровне (1) — Печатается по копии ЛБ. КОСЯРОВСКОМУ Павлу Петровичу (3) — 68, 80. Печатаются по копиям ЛБ. КОСЯРОВСКОМУ Петру Петровичу (5) — 67, 81, 82, 145. Печатаются по подлинникам ПБЛ. Письмо М. И. Гоголь (см. ) печатается по копии ПД (первая половина) и по подлиннику ПБЛ (вторая половина — с приписками Н. В. Гоголя и М. В. Гоголь). ЛОНГИНОВУ Николаю Михайловичу (1) — Печатается по тексту „Русской Старины“ 1887, МАКСИМОВИЧУ Михаилу Александровичу (23) — 173, 181, 184, 186, 191, 194, 197, 198, 201, 202, 209, 210, 212, 213, 216, 217, 219, 223, 224, 235, 245, 255. Печатаются по подлинникам КАБ. НИКИТЕНКО Александру Васильевичу (1) — Печатается по подлиннику ПД. ПЛЕТНЕВУ Петру Александровичу (1) — Печатается по подлиннику ПД. ПОГОДИНУ Михаилу Петровичу (26) — 142, 144, 152, 160, 162, 165, 170, 178, 187, 195, 199, 215, 220, 227, 229, 234, 238, 240, 241, 243, 246, 248, 256, 257, 265. Печатаются по подлинникам ИМ. ПРОКОПОВИЧУ Николаю Яковлевичу (2) — 251. Печатаются по подлинникам КАБ. ПУШКИНУ Александру Сергеевичу (8) — 114, 185, 206, 207, 231, 233, 262. Печатаются по подлинникам МП. СЕРБИНОВИЧУ Константину Степановичу (5) — 188, 190, 208, 226. печатается по подлиннику ЛМ. 190, 208 — по подлинникам ЛБ. — по подлиннику ПБЛ. СПАССКОМУ Григорию Ивановичу (1) — Печатается по тексту „Сибирских Огней“ 1927, стр. 110. СРЕЗНЕВСКОМУ Измаилу Ивановичу (3) — 211, 253. Печатаются по подлинникам ААН. ТАРНОВСКОМУ Василию Васильевичу (3) — 222, 225. Печатаются по подлинникам ЧГМ. ФОН-ШВЕРИНУ Густаву Адольфовичу (1) — Печатается по тексту „Русской Старины“, 1887, ШЕВЫРЕВУ Степану Петровичу (1) — Печатается по подлиннику ПД. Именной указатель В указатель входят все встречающиеся в тексте писем Гоголя личные имена, географические названия, названия литературных произведений, учреждений, обществ. Литературные произведения сосредоточены при имени автора и расположены в алфавитном порядке названий. Если имя или название употреблено описательно, условно, или содержится в скрытом виде, то в скобках при ссылке приводится соответствующая цитата. Из комментариев к письмам личные имена введены в указатель полностью, а географические названия, названия учреждений, обществ и заглавия литературных произведений — лишь непосредственно связанные с письмами Гоголя. Страницы комментариев, отсылающие к основному упоминанию о данном лице, выделяются в алфавитном указателе курсивом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Акад. 45 (1933). С. 7–48), они происходили из благородного болгаро-куманского рода (подобное уже у Успенского: Образование. С. 105 сл.); Мутафчиев (Op. cit. P. 3 sv.) предполагает их русское происхождение, указывая при этом на многочисленность тогдашних русских поселений в нижнем течении Дуная, и, с другой стороны, подчеркивает, что куманское имя Асень часто встречается в древнерусских летописях и что Юрий Долгорукий в 1107 г. женился на внучке куманского вождя Асеня: родившийся от этого брака Василько получил от императора Мануила I четыре города на Дунае. В. Николаев (Потеклото на Асеневци и етничиският характер на основаната от тях държава. София, 1940) отвергает все прочие разъяснения и в противоположность им придерживается уже давно признанного безосновательным тезиса о том, что Петр и Асень происходили из старой болгарской царской династии. См. отрицательный отзыв Д. Ангелова в BS19 (1948). Р. 358. 940 К более благоприятному суждению об Исааке II приходит и М. Бахманн: Bachmann M. Die Rede des Johannes Syropulos an den Kaiser Isaak II. Angelos. München, 1935. 941 Д. Расовский (Роль половцев в войнах Асеней с византийской и латинской империями в 1186–1207 гг.//Списание на Бълг. Акад. 1939. С. 203–211) очень хорошо показал, что участие куманов всегда имело решающее значение для исхода византийско-болгарских, а также более поздних латино-болгарских войн, однако куманы из-за климатических условий никогда не принимали участие в болгарских походах летом. 945 Dölger . Reg. 1591. Ср.: Brand M. The Byzantines and Saladin, 1185–1192: Opponents of the Third Crusade//Speculum 37 (1962). P. 170 ff. 946 Dölger . Reg. 1603; Zimmert К. Der Friede zu Adrianopel//BZ 11 (1902). S. 303–320. См. тж.: Zimmert K. Der deutsch-byzantinische Konflikt vom Juli 1189 bis Februar 1190//BZ 12 (1903). S. 42–77. 947 Jireek . Geschichte. Bd. I. S. 273–274; Bachmann M. Die Rede des Johannes Syropulos an Isaak II. Angelos. München, 1935. S. 68 ff. 950 См.: Laurent V. La Serbie entre Byzance et la Hongrie à la veille de la quatrième croisade//RHSEE 18(1941).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киреевский. Сочинен. Т. II (изд. 1911 г.). Стр. 132. 211 См. об этом Пыпин, «Религиозные движения при Александре I». 212 Литература о Лабзине не очень богата. Кроме его собственных статей в «Сионском Вестнике», см. статью Модзалевского в Рус. Биографич. Словаре, статьи Дубровина в Рус. Старине за 1894–1895 r. воспоминания, о нем М. А. Дмитриева, Витберга, Стурдзы (в «Русской Старине»). См. также книгу Колюпанова. Биография А. И. Кошелева и выше названную книгу Пыпина. 213 Пыпин. Ibid. Стр. 99. 214 См. подробности у Пыпина. 215 См. об этом у Дубровина (Рус. Старина (1895 г. Январь. Стр. 57). 216 Ibid. Стр. 59. 217 Ibid. Стр. 79. 218 Последние цитаты заимствую у Колюпанова. Ор. cit. Т. 1. Стр. 170–176. 219 Это подтверждает в своих воспоминаниях друг Лабзина А. М. Дмитриев: «его разум, пишет он о Лабзине, представлял все ясно и просто, основывал все на законной необходимости и на законе, соединяющем видимое с невидимым, земное с небесным. Итак, думал я, есть наука религии…» 220 Это подтверждает в своих воспоминаниях друг Лабзина А. М. Дмитриев: «его разум, пишет он о Лабзине, представлял все ясно и просто, основывал все на законной необходимости и на законе, соединяющем видимое с невидимым, земное с небесным. Итак, думал я, есть наука религии…» 221 Письма к дочери (изд. 1869 г.). Стр. 130. 222 Ibid. Стр. 236–7. 223 Сборник «В память гр. М. М. Сперанского» — заметка, озаглавленная «Антихрист». 224 См. особенно благожелательный отзыв еп. Феофана о Сперанском (напр., стр. 7, книги «Письма о духовной жизни»). 225 «Рус. Архив» за 1870 г. 226 Подробности см. у Пыпина, «Общественное движение при Александре I», гл. IV. Пыпин удачно характеризует взгляды Карамзина, как «систему общественного квиетизма». Стр. 205. 227 См. всю IV гл., вышеназванной книги. 228 Письмо к Цейеру (Рус. Архив, 1870 г. Стр. 188). 229 Флоровский, Ор. cit. Стр. 133. Очень любопытны для характеристики этого периода те мистические ожидания, которые были связаны с влиянием г–жи Крюденер на Александра I. См. также секту Котельникова, (Пыпин — Религиозные движения при Александре I, гл. II–IV). 230

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

126, 133, 141, 143. 149, 153–157. 159, 161, 162, 165–168, 170, 171, 173–175, 177, 179–187, 189–191, 193, 194, 196, 198–200, 202–208, 211, 212, 228, 237, 238, 240, 241, 243, 244, 261, 263, 265–286, 288–305, 307–312, 314, 316–318, 320, 322, 324–330, 332–334, 336–342, 344–410, 413–453, 455–482) и 4 рукописных 75, 102, 144:287), 45 греко-латинских печатных 16, 76, 79–81, 83, 84, 86–92, 94–96, 107–112, 116–125, 127, 129–132, 134, 135, 138, 145, 146, 148:150), 139 польских 13, 15, 93, 97–101, 103–106, 113–115, 136, 137, 139, 140, 142, 147, 152, 158, 160, 163, 164, 169, 172, 176, 178, 188, 192, 195, 197, 201, 209, 210, 213–227, 229–236, 239, 242, 245–260, 262, 313, 315, 319, 321, 323, 331, 343, 411, 412, 483–498, 500–502, 504, 506–511, 514, 515, 517–539); несколько книг и рукописей было греческих (восемь см. 77, 78, 82, 85, 151, 306, 335:454), две французских 45:264), одна сербская 499), 3 немецких 503, 505:512) и 1 воложская 513) и две рукописи неизвестно на каком языке (см. 128 и 516) 249 . – В июле 1705 г. на Печатный двор поступили 23 книги греческие и 21 греко-латинская из числа принадлежавших монаху Евфимию 250 . В ноябре (18-го) 1709 г. на Печатный двор поступили книги св. Димитрия Ростовского : «сундук великой кожею обит, да 3 коробьи замкнуты и запечатаны». В январе следующего года книги эти были пересмотрены директором типографии Фед. Поликарповым, который после этого опять положил их в тот же сундук и коробьи, запечатав своею печатью, в августе того же года оне были приняты книгохранителем Печатного двора и вошли в состав библиотеки сего учреждения. В числе сих книг были книги греко-латинские, латинские, польские и славянские, письменные и печатные 251 . В конце XVII в. и начале XVIII в. Типографская библиотека была настолько обширна и разнообразна 252 , что ею пользовалась не одна только типография, но и посторонние для нее лица, главным образом учителя славяно-греколатинской академии. В 1710 г. справщик типографии Федор Поликарпов доносил Монастырскому приказу, что «в прошлых годех в разных числех по приказу преосвященного Стефана митрополита рязанского и муромского отданы с Печатного двора из Книгохранительные полаты многие книги греческие, греко-латинские, латинские и славенские в школу учителем для их школьных потреб; и из тех книг иные на Печатный двор отданы, а иные не отданы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Ibid. 21, 697A, p.514 [р. п. I,174]; ср. ibid.4, 672C, p.498 [р. п. I,161]. 565 См. выше, с.76,93. 566 Mystagogia 24, PG.91, 701D-705A, p.518 [р. п. I,177]. 567 Ibid. 14–21, PG.91, 692D-696D, p.511–514 [р. п. I,171–174]. 568 9 Ibid. 21, 696D-697A, p.514 [р. п. I,174]. В толковании литургии Ареопагит оказывает влияние на преп. Максима только в некоторых деталях (Eccles. hier. III, III,4. 7, PG.3, 429D,436C; Mystagogia 10,11,18, PG.91, 689В–С. 696В, р.509–510. 513 [р. п. I:170,173]). 569 Mystagogia 24, PG.91, 704D-705A, p.519 [р. п. I,179]. 570 Mystagogia 7, PG.91, 685B-C, p.507 [р. п. I, 168]. Св. Григорий Богослов, Or.6 (de pace I), n.14, PG.35, 740C; р. п. I.3,188; Or.7, n.21, 781C-784A; р. п. I,213; Or.32, n.8; Or.38, n.11. PG.36, 184В. 324С; р. п. III.3,116,200. Cp. Ambigua, PG.91, 1157B, f.159a. 571 Ambigua, PG.91, 1252A, f.199b-200a. Св. Григорий Богослов, Or.7, n.21, PG.35, 784A; р. п. I,213. 572 Ambigua, PG.91, 1348D-1349A, f.239a. 573 Ep.1, PG.91, 380C-381A, p.211–212; Ep.4, 416C, p.233. Страшный суд описывается словами св. Григория Богослова, Or.16, n.9. 8, PG.35, 945С. 944С; р. п. II.3,47. 46. 574 Ambigua, PG.91, 1088В–С. 1392C-D, f.127a-b. 255a-b. Блаженство обожения будет состоять в созерцании Бога: 1088А–В, f.127a; св. Григорий Богослов, Or.16, n.9, PG.36, 945С; р. п. II.3,47. 575 Ер. 1, PG.91, 389АВ, р. 217. Oral. Dom. expositio. PG.90, 893D, p.357 [р. п. I, 195]. 576 Ambigua, PG.91, 1392C-D. 1252В. 1172В, f.255b. 200a. 165b. Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 524C, p.159 [р. п. II, 193] (cap. quing. III, 42). 577 Quaest. et dubia, 13, PG.90, 796B, p.304; 73, 848A, p.330. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 684A, p.245. Души грешников получат способность духовного ведения и нравственной оценки, для того, чтобы они могли признать силу Бога и глубину своего падения, и, таким образом, επιγνσει, ου τη μεθξει των αγαθων достигнуть αποκατστασις " а (Quaest. et dubia 13; ср. схолию анонима на соч. св. Григория Нисского De anima et resurr., PG.46, 136D; р. п. IV,305:«b рассуждении богопознания все будут согласны между собой, грешные и праведные; но не одинаковой будут пользоваться участью»). Восстановление, таким образом, коснется λγος " а ειναι человека, но не приведет к тому содержанию, которое дается λγος " ом ευ ειναι, а следовательно, и αει ευ ειναι. — Сам преп. Максим большей частью говорит или об αποκατστσις " е в сей жизни — к добродетели: Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [р. п. II, 112–113] (cp. XVI,301D, p.36); XLVII,425D, p.106 [р. п. II, 142]; LIV, schol.27, 533C, p.163 [р. п. II,315] (cap. quing. III, 44), или о восстановлении в будущей жизни в нетление при воскресении: XLII,408A, р.95 [р. п. II, 130]; Or. Dom. expositio, PG.90, 876C, p.346 [р. п. I,186]; Ambigua, PG.91, 1240A, f.194b (св. Григорий Нисский, De anima et resurr., PG.46, 148A; р. п. IV, 314). Оригенистического апокатастасиса он не признает. См. гл.«Преп. Максим как выразитель…», прим. 2. 578

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

18 Евс. «Церк. ист.» кн. VII, 25. Сохранился еще из второй половины 2-го века «Ключ» ( Kλες) Мелитона, еп. Сардийского (сконч. в 170-х годах по Р. Хр.) – сочинение, представляющее нечто вроде истолковательного словаря для В. и Н.Завета. (Изд. Galland. Biblioth. veter. part. t. I; Patrolog. ser. Graeca, t.V) 19 Сохранившиеся отрывки толкований его книги Н.Завета см. у Фритча – Theod. Mopsu. in N.Testanent. Comment. Turici, 1847; cfr. Pitra, Spicil. Solesm. Tom 1. Paris. 1852 21 Полное заглавие сочинения Тихония (Африканского) следующее: Regulae ad investigandam et inveniendam intelligentiam scripturarum saptem (см. Maxima Biblioth. veter. Putrum. Lugdun. 1677. t. VI p.49. sq) 22 «Христианская наука» блаж.Августина, еп. Иппонийского, рус. пер. Киев, 1835г., kh.III, 42 (стр. 211–212): «Некто Тихоний, с неоповержимою силою писавший против Донатистов, потому что сам был донатист... написал книгу под названием «Книга правил». В этом сочинении он изложил семь правил, которые, по его мнению, должны быть как бы ключами к открытию сокровенностей Свящ.Писания... Хотя сии правила, будучи рассматриваемы так как раскрывает их сочинитель, немало помогают проникать в сокровенный смысл Свящ.Писания, однакож, при помощи их не всё можно проникнуть, и не всё так, как предписывают сии правила» Cfr. Retract. 2, 18 23 De doctrina christiana libri quatuor (August. Opp. Edit. Benedict. Antwero. 1700. t.III) Русск.пер.изд.в Киеве 1835. Содержание сочинения: после вступления (в книге I-й) говорится о главных предметах ученого занятия Свящ. Писанием, о главной цели Свящ.Писания и главном правиле к уразумению его; в книге II-й – о знаках и языке вообще, о качествах, необходимых для изъяснителя Свящ. Писания, о препятствиях и пособиях к изъяснению оного; в kh.III-й – о двусмысленности некоторых мест Свящ.Писания; о смысле собственном и иносказательном; о средствах к уразумению того и другого; и о Тихониевых правилах изъяснения Свящ.Писания; наконец, в IV-й излагаются наставления церковному оратору о способе сообщать или выражать другим найденный истинный смысл Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

614       Серпентин (зеленый порфир) – почти монохромный камень различных оттенков тем­но-зеленого с нерегулярными разноцветными вкраплениями. Он использован для декоративных панно в технике opus sectile на западной стене, в виме и в боковых нефах. См.: Gnoli R. Marmora romana. Р. 26–28,115–118. 615       Ср. ст. 595, с. 317, примеч. 283. Иасосский, или карийский, мрамор (cipollino rosso) – темно-красного цвета, с косыми белыми и розоватыми прожилками. Они образуют слоистый рисунок, напоминающий луковицу. Этот мрамор использован в боковых нефах и галереях, как правило, в сочетании с фригийским. См.: Gnoli R. Marmora romana. Р. 208–211. 616       Под этим камнем может подразумеваться breccia corallina. См.: Gnoli R. Marmora romana. Р. 34,103–106. 617       Здесь имеется в виду африканский желтый, или ливийский, мрамор (giallo antico), имею­щий желтый цвет разных оттенков. В декоре Св. Софии этот дорогостоящий камень использован только в виде небольших вставок, например в панно с инкрустациями над «Царскими вратами» на западной стене главного нефа. См.: Gnoli R. Marmora romana. Р. 139–141. 618       Описывается черный с белыми прожилками кельтский, или аквитанский, мрамор (bianco e nero antico), добывавшийся в Пиренеях с IV в. Панно из этого камня использованы, например, на подкупольных столбах и в нартексе. См.: Gnoli R. Marmora romana. Р. 168–170. 619       Оникс (египетский алебастр) – бледно-желтый с волнистыми прожилками разных от­тенков. Другие разновидности оникса добывались в Малой Азии. Оникс Павел, очевидно, считал не названием камня (от греч. νυξ «ноготь, коготь»), а горой, где он добывался (см.: Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius. S. 285). В декоре Св. Софии оникс использован в виде небольших вставок и узких полосок, например на подкупольных столбах и в нартексе. См.: Gnoli R. Marmora romana. Р. 188–189. 621       Речь идет о серо-зеленом фессалийском мраморе (verde antico), усеянном вкраплениями разного размера и оттенка, от темно-зеленого и голубоватого до черного и белого. Из этого мра­мора сделаны колонны (см. с. 37–38), а также многочисленные горизонтальные полосы в обли­цовке подкупольных столбов и стен наоса и нартекса. См.: Gnoli R. Marmora romana. Р. 136–138.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хельмарсхаузен, г. на юге Саксонии 193 Хельмштедт, г. на юго-вост. Саксонии, к зап. от Магдебурга 280 Хеннегау, гр-во в верховьях Мааса 153 Херзефельд, замок на сев. Саксонии 341 Херсонес (Корсунь), г. в Крыму (ныне не существует) 73, 77, 100, 102, 102–104, 163, 326–327 Хилмец (немецкое назв. – Кульм), г. на чешско-саксонской границе 262, 262 Хильденсем (?), на сев. Саксонии (?) 341 Хильдесхайм, г. и еп-во в Центр. Саксонии 65, 105, 109, 191–192, 201 Хорватия, хорваты 111, 248, 248, 268, 297, 297, 360 хорваты, восточнославянское племя 107 хорутане, славянский вариант назв. карантанцев, насельников Каринтии (см.) 268 хузы, нар. неопределенной идентификации в Вост. Европе 149, 149 Цайц, г. и еп-во в земле лужичан 43, 66 Чанад, г. на вост. Венгрии (соврем. Ценад в Румынии) 352, 356, 356 Червен, г. на зап. Руси 312 Червенские города, историческая обл. на левобережье Зап. Буга 33, 139, 171, 187 Чернигов, г., кн-во и еп-во 61, 339, 345 Черное м. (Причерноморье) (см. также: Русское м.) 20, 148, 160, 211–212, 262 Чехия, чехи 33, 50, 70, 90, 97–98, 99, 108, 110, 125–126, 125, 129, 130–131, 137, 167, 167, 170, 173, 177–178, 185–186, 206, 207, 216–217, 220, 229, 230, 234–235, 248, 248, 250, 252, 255, 255, 263, 268–270, 269–270, 297, 297, 302, 302, 351, 351, 355, 358, 360, 360, 366 Чешская Мюль, см. Русская Мюль Чешский лес (Шумава), между Чехией и Австрией 33, 250 Чешский лес, между Чехией и Силезией 250, 250 чудь, финские нар. на сев.-зап. Руси 144 Шайо, прав, приток Верх. Тисы 202, 368, 368–369 Шалон-на-Марне, г. и еп-во во Франции 101–102 Шампань, обл. на вост. Франции 101 Шартр, г. во Франции, к юго-зап. от Парижа 237, 296 Шауенбург (Шамбург), замок в Центр. Саксонии 283 Швабия (Швабское герц-во), швабы (см. также: алеманны) 188–190, 197, 335, 337–338, 354 Шварцбург, замок в Тюрингии 231 Шварцвальд, горы в Швабии, на правобережье Верх. Рейна 189 Шварце Эльстер, прав, приток Эльбы (Лабы) в Лужицах (см.) 68 Швейцария 190 Шверин, г. на юж. побережье Балтики 343 Швехат, г. в Австрии (пригород Вены) 335

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ван Тил заходит даже дальше, чем большинство реформатских богословов, которые и так занимают, по сравнению с остальными протестантскими богословами, более жёсткую позицию в вопросе о °поэтических последствиях радикальной испорченности человека. Даже некоторые из самых стойких приверженцев Ван Тила признают, что его формулировки излишне категоричны. Относительно того утверждения Ван Тила, что «неверующие, занимаясь толкованием, всегда приходят к неверным выводам», Фрейм отмечает, что здесь Ван Тил, по сути дела, отрицает не более и не менее как общую благодать (Frame, Cornelius Van Til, 194). Фрейм продолжает: «Чрезвычайно противоречивые формулировки [Ван Тила], если не сделать существенных уточнений, оказываются неадекватными». Из первоначальной формулировки следует, что неверующий буквально никогда не в состоянии высказать верное утверждение. Даже его ответ на математическую задачу неверен в том отношении, что выражает ошибочные представления о математической структуре Вселенной. Фрейм расценивает как грубое упрощение то мнение, что ноэтические последствия греха доходят до факта логической опровержимости любого высказывания неверующего (ibid., 211). Ван Тил полагает также, что человеческая испорченность проявляется – как таковая или в большей степени – в отдельных высказываниях неверующего, а не в образе его жизни в целом. И будет ошибкой говорить, что само отрицание истины неверующим в каком-то отношении может служить подтверждением истины (ibid., 207). Действительно, сам Ван Тил высказывает утверждения, несовместимые с его противопоставлением знания у верующего и у неверующего. Он настаивает на том, «чтобы мы излагали сущность христианской системы взглядов и свидетельство о ней как можно яснее, помня, что, поскольку человек является именно таким, каким считают его христиане, нехристианин окажется умственно способен понять обсуждаемые вопросы» (Van Til, «Му Credo»). Ван Тил даже говорит о неверующем, что «внутри себя он имеет знание о Боге благодаря тому, что создан по образу Божьему». Впрочем, Ван Тил спешит уточнить уже в следующем предложении: «Но его представления о Боге ослабевают из-за его ложного принципа, принципа автономии» (Van Til, In Defense of the Faith, 170). Этот принцип и даёт тот «желчный взгляд», из-за которого искажается и становится ложным всякое знание. Но как тогда неверующий может понимать обсуждаемые вопросы, пусть только в рассудочном отношении, если для него не существует общих с верующим фактов, общей основы, никакого общего знания – если он смотрит на всё желчным взглядом?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010