174 Стремма — участок земли площадью 1000 м 2 . 175 Литийница — предмет церковной утвари — небольшой поднос для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея. 176 Ср.: Притч. 12,8. 177 В греческом языке от слова «благочестие»  проис­ходит слово «эвсевизмос» — означающее пиетизм, т.е. скрупулезное исполнение внешних форм благочестия, не имеющих в себе внут­ренней духовной основы. 178 Скорее всего, это извещение от Бога было не заповедью стать священником, но указанием на такую возможность, потому что, когда кто-то спросил Старца, почему, несмотря на внутреннее из­вещение, он все-таки отказался от хиротонии, он ответил: «Христос подает нам дары. Но разве это значит, что мы обязательно должны их все принимать?» 179 Ср.: Притч. 2, 8. 180 «Эвергетинос» — систематизированный сборник аскетических поучений Святых Отцов, составленный около XI века основателем и игуменом константинопольского монастыря Эвергетис Павлом и впервые изданный в конце XVIII века преподобным Никодимом Святогорцем. 181 1 Тим. 5, 22. 182 Ср.: Пс. 36, 17. 183 Ср.: Пс. 17, 21 184 См.: Иер. 5, 1 и Иез. 14, 14. 185 Греч. λαμπικρισμα. 186 «Вне искушений Промысл Божий не зрится». Святой Исаак Сирин.  Слово 44. 187 Ср.: 1 Сол. 2, 7. 188 Ср.: Иер. 17, 7. 189 Греч. Ερνη. 190 Святой праведный Иоанн Кронштадский.  Моя жизнь во Хрис­те. 191 Святой Нектарий Пентапольский.  Познай самого себя. 192 Святой Исаак Сирин.  Слово 73. 193 Психология — (досл.: душеведение); психиатрия — (досл.: душелечение). 194 Сир. 19,26. 195 Акривия (греч.— точность) — святоотеческий прин­цип строгого отношения к Священным Канонам и вообще к Преда­нию Церкви, при котором признается необходимым их буквальное, точное применение. 196 Икономия (греч.— домостроительство) — святооте­ческий принцип допущения в исключительных случаях отклонений от точности Священных Канонов в их практическом применении. 197 Мк. 9, 49. 198 Лк. 5, 16. 199 Старец говорил это в последние годы своей жизни. 200 Невидимые старцы — согласно святогорскому преданию, яв­ляются самыми святыми монахами Горы и живут совершенно уединенно, будучи никому не известны. Согласно тому же самому преданию, последняя Литургия на Земле будет совершена этими невидимыми двенадцатью. Их число всегда постоянно, потому что, если умирает один из них, его место занимает кто-нибудь из самых достойных монахов Святой Горы.

http://pravmir.ru/249925/

Мих.4:1–3 почти дословно совпадает с Ис.2:2–4 . Миха цитирует Йешайяну, Йешайяну цитирует Миху, или оба цитируют предшествующего им анонима? Или, быть может, рука позднейшего редактора вставила эти стихи и в книгу Михи, и в книгу Йешайяну? Экзегетическими методами невозможно решить проблему изначального авторства этих строк. Долгая дискуссия о происхождении Мих.4:1–3 и Ис.2:2–4 так и не привела к сколь-нибудь убедительным и однозначным результатам 182 . В точном цитировании одним пророком другого нет ничего необычного. Так, например, Йоэль цитирует Амоса ( Ам.1:2 – Иоил.4:16 183 ), а пророчество самого Михи ( Мих.3:12 ) цитируется в Иер.26:18 . Мих.4:1–5 во многом перекликается также с Ис.60 . …в последние дни… Выражение имеет эсхатологическую окраску (ср. Быт.49:1 ; Числ.24:14 ; Втор.4:30 ; Иер.23:20, 48:47, 49:39 ; Иез.38:16 ; Ос.3:5 ; Дан.10:14 ). У Михи, в контексте следующих стихов оно указывает на наступление (в неопределённой перспективе) Царства Божьего. …гора дома YHWH будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами… Физически Храмовая гора (которая на самом деле ниже даже окружающих её холмов) не станет выше ни Ливанских, ни тем более Гималайских гор. Пророк говорит не о материальной высоте, а о духовной. Ср. Иез.40:2 ; Зах.14:10 . Сколько их на свете – великих, святых и славных гор! Синая, Хермон, Тавор… Афон, Грабарка, Ватиканский холм, Владимирская горка… Но всех святее и духовно выше будет Храмовая гора в Йерушалаиме – гора дома Господня ( )! Главою гор ( ) поставит Храмовую гору сам YHWH, издревле определивший её местом для Своего дома, местом для пребывания Своего святого имени. Оставленная людьми гора ( Мих.3:9 ) станет вновь местом паломничества к Богу, и уже не только для евреев, но для всех народов – …и потекут к ней народы. Все народы () осознают, что без Бога Исраэлева нет у них ни смысла жизни, ни опоры существования, потому и потекут () живыми реками 184 туда, где Его жилище – к той горе, на которой стоит Его дом. Парадоксальным образом потекут снизу вверх! Иерусалимский Храм станет для всех народов земли единым религиозным центром, вершиной, к которой направлены все их стремления. Пройдут многие десятилетия, и эту тему продолжит Ирмейяну: «Господи!.. К Тебе придут народы от краёв земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, тщету и то, в чём никакой нет пользы» ( Иер.16:19 ). Ср. Ис.49:6, 22 ; Иер.3:17 . «Храмовая гора, – комментирует Скандрольо, – из объекта для наказания преобразится в центр универсального искупления. Народы не будут больше инструментами в Божьих руках для наказания Исраэля. Их стекание в Йерушалаим будет мотивировано искренним стремлением познавать Господа и учиться у Него» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

В ВЗ Бог предстаёт как пастырь Своего народа: Пс 22:1; 79:2; Ис 40:11; Иер 31:9. О Давиде (или Мессии, происходящем из его рода) говорится как о пастыре в Пс 77:70–72; Иез 37:24; Мих 5:4. В Иер 2:8; 10:21; 12:10 звучит тема неверных пастырей, нерадеющих о Божьем стаде. Противопоставление неверных пастырей и Бога как истинного пастыря дано в Зах 11:4–9, а в Иез 34 это дополняется темой Давида (34:23) как пастыря, посланного Богом. В Ис 63:11 Моисей назван пастырем овец Божиих. В раввинистической литературе и у Филона Александрийского (Жизнь Моисея 1:60–62) встречается мысль, что Моисей сначала был испытан как пастырь овец и лишь затем послан в качестве пастыря к народу; Филон говорит, кроме того, что Бог есть пастырь Своего народа и ставит также пастырем Своего первородного Сына, или Слово (О земледелии 50–54). Наконец, образ Мессии-Пастыря обнаруживается в синоптических Евангелиях: Мк 6:34=Мф 9:36; Мф 18:12–14, ср. Лк 15:3–7; Мк 14:27=Мф 26:31; Мф 25:32, в Евр 13:20 и в 1 Пет 2:25; 5:4. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец — в противоположность вору, который отнимает у них жизнь. Выражение полагать жизнь ( yuc»n) характерно для Иоанна (10:11,15,17–18; 13:37–38; 15:13; 1 Ин 3:16). Предсказание о смерти см. Мк 8:31; 9:12,31; 10:33–34,38,45; 12:8 и параллельные места у других синоптиков. За овец (см. ещё 10:15) — предлог за ( у Иоанна всегда в таких случаях выражает цель смерти: отдам за жизнь мира (6:51), лучше нам, чтобы один человек умер за людей (11:50–51; 18:14), я душу мою положу за Тебя (13:37, слова Петра), если кто положит душу свою за друзей своих (15:13). Ст. 12 Наемник… видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит — ср. с рассказом юного Давида о его недавнем пастушеском прошлом (я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его 1 Цар 17:34–36). И волк расхищает овец, и разгоняет их — ср. поражу пастыря, и рассеются овцы (Мк 14:27, цитата из Зах 13:7) и прощальные слова Павла эфесянам в Деян 20:29 (по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Отметим, что родной город лишь второстепенный, а не первостепенный источник процветания и довольства; все исходит от Господа, даже любовь сродни материнской (13), хотя для того, чтобы разделить Свои дары, Он избрал общество искупленных иудеев. Последние две строки этого стиха показывают, откуда исходит эта помощь и для кого она предназначена: «Я… в Иерусалиме» (ср.: RSV). Здесь связаны воедино близкое общение с Господом и абсолютное принятие в члены Его церкви. В Ин. 16:22 Иисус придает ст. 14а очень личное значение. 15–16 Огонь и меч – это суровые стороны каждого Божественного вмешательства (ср.: Мф. 10:34 ), однако здесь описан последний суд (ср.: ст. 24; 2Фес. 1:7–10 ). Хотя он относится ко всякой плоти, особенный гнев обратится на отступников из ст. 17 (ср.: 65:3–7; Лев. 11:7,29 ), которые познали и отвергли свет истины. 17 Один за другим (английская версия «один среди всех». – Примеч. пер.) относится, очевидно, к жрецам в момент совершения ими религиозно–магических ритуалов (ср. Иез. 8:11 : «…и Иезания… среди них»). 66:18–24 Народы собраны вместе. В контексте Тысячелетнего царства пришествие Господа Иисуса Христа будет сопровождаться дальнейшей евангелизацией всего мира, окончательным возвращением всех сынов Израиля и превращением Израиля в центр паломничества и мировую столицу. Можно также увидеть в этом заключительном отрывке эпилог, соединяющий первое и второе пришествия Христа. В таком случае в ст. 18 говорится о Божьих планах относительно всего мира, а в ст. 19–21 описано, каким образом Он будет их исполнять: знамение (распятие и воскресение Христа; Мф. 12:38–40 ); уцелевшие иудеи или спасенный остаток, посланный к народам (19) и собрание Его народа в Его Иерусалим (20), когда язычники будут допущены в Церковь Христа наряду с иудеями (21). С этой точки зрения Иерусалим не следует понимать буквально как конкретный город (снова ср.: Гал. 4:25–26 ). Ст. 22–24 могли бы описывать (по–прежнему в ветхозаветных терминах) состояния финальной славы и вечных мук. В ст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

58 ради субботы... во святый день. Суббота (в новозаветной Церкви воскресенье) день полного посвящения себя Господу. Соблюдение дня субботнего является знамением завета (см. ком. к 56,2). Глава 59 59 рука. См. ком. к 40,10. ухо. Господь слышит обращенные к Нему молитвы людей (30,19). 59 кровью... беззаконием. Делами рук своих люди навлекают на себя проклятие. ложь ...неправду. Ср. Мк. 7,21–23 ; Рим. 3,10–18 ; Гал. 5,19–21 ; 1Пет. 2,10–19 . 59 за правду... за истину. См. ком. к 1,21. 59 змеиные яйца... паутину. Эти сравнения относятся к тем, кто ради собственной выгоды нарушает законы Божиего Царства. 59 Паутины. Все усилия нечестивых в конечном счете оказываются напрасными ( Иов 8,14.15 ). 59 бегут... спешат. Из-за развращенности своих сердец нечестивые, не задумываясь ( Притч. 1,16 ), нарушают Божий закон и в результате несут миру вражду и хаос ( Рим. 3,15–17 ). 59 Пути мира. См. ком. к 26,3. суда. См. ком. к 1,21. 59 Потому-то. Плачевное положение Израиля подтверждает упреки, которые Исаия обращает к своему народу. 59 слепые. См. ком. к 29,18. 59 ревем... стонем. Ср. 38,14; Нав. 2,7 . суда. См. ком. к 1,21. спасения. См. ком. к 12,2. 59 преступления... беззакония. Исповедание грехов. 59 нет человека. См. Иез. 22,30 . Человек не в силах спастись без помощи Божией. мышца. См. ком. к 40,10. правда. Здесь это слово относится к спасительной победе, которую Господь одержит над злом (46,13; 51,6.8; 56,1; см. ком. к 1,21). 59 возложил на Себя... покрыл Себя. В образе Небесного Воина Господь приходит совершить то, что оказалось не по силам людям (42,13; 49,25; 52,10; Исх. 15,3 ). броню... шлем. См. Еф. 6,14–17 . 59 Искупитель. Пророчество Исаии о пришествии Искупителя Иисуса Христа приводит в своем послании апостол Павел ( Рим. 11,26.27 ). 59 завет. Господь заключает с людьми Свой новый завет (см. ком. к 42,6). с ними. Т.е. с теми обратившимися, о которых говорит ст. 20. Дух. Новый завет будет иметь силу благодаря действию Духа Божиего (4,4; 32,15–20; 44,3.4; Иер. 31,31–34 ; Иез. 37,1–14 ; Зах. 12,10 ) и, скрепленный словом Божиим и силой Его Духа, пребудет со всеми поколениями людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8:20 Букв.: со всем обществом сынов Израилевых. 1013 8:21 И ли (ближе к букв.): очистились от греха. 1014 8:25 Служение при Шатре Откровения было физически тяжелым трудом. Поэтому после пятидесяти лет левиты освобождались от тяжкого служения. Но исполнять иные обязанности они всё–таки могли, например, обучать молодых левитов. 1015 8:26 Друг. возм. пер.: братьям нести стражу при Шатре. 1016 9:2 С м. примеч. к Исх 12:43. 1017 9:19 Или: совершали служение Господу; то же в ст. 23. 1018 10:3 Е вр . слово эда обычно переводится как «община», здесь речь идет о представителях общины, главах семейств. 1019 10:10 Букв.: новолуния, в знач. начала нового месяца, который определялся по лунному календарю. 1020 10:21 Е вр. микдаш здесь означает священные предметы того Святилища, которое несли потомки Гершона и Мерари (см. 4:15). 1021 10:31 Букв.: нашими глазами. 1022 10:36 Друг. чтение: вернись ( к нам). 1023 а 11:1 И ли (ближе к букв.): люди проявляли недовольство и говорили злое в уши Господа. В подлиннике евр. ра («зло/неприятность») может относиться как к тому, что они говорили, так и к тем трудностям, на которые они жаловались. 1024 б 11:1 И ли (ближе к букв.): воспылал гнев. — Такова на языке Писания неизменная реакция Бога на всякое проявление зла. В феномене гнева Господня прослеживается три важных аспекта. Во–первых, Его гнев возникает только как ответ на грех, приносящий гибель Его творению (ср. Втор 32:16, 21). Во–вторых, Божий гнев уподобляется огню, и при упоминании о нем используются такие слова, как «воспылать», «гореть», «угасать» и «пожирать/уничтожать». Огонь гнева мог угаснуть только по завершении суда (ср. Ис Нав 7:26). В–третьих, говоря о гневе Господнем, Писание подчеркивает: то, что свойственно Богу, должно проявиться в полной мере и завершиться (ср. Иез 5:13; 6:12; 7:8). 1025 11:3 Е вр. Тавера созвучно евр. глаголу ваара ( опалил). 1026 11:5 Или: дыни. 1027 11:7 Евр. бдолах – возможно, ароматическая смола, ср. Быт 2:12. В связи с описанием манны в Исх 16:31 можно предполагать, что по цвету она была похожа на молочно–белый опал (ср. Откр 2:17). 1028

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Возражая против православных постов, сектанты стараются доказать, что в Св. Писании пост означает только полное воздержание от пищи, а не от известных только родовъ ее. Но доводы их прямо опровергаются словами прор. Даниила: «в эти дни я, Даниил, был в сетовании три седьмины дней; вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан. 10:2–2 ). 669 9) О святых храмах. Храмом Божиим называется особое здание или помещение, предназначенное для общественного богослужения и молитвы ( Мф. 21:12,18 ; Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ; Деян. 16:13,16 ). В обыкновенной речи и даже слове Божием ( 1Кор. 11:18,22; 14:35 ) храм часто называется церковью, так как в нем собирается общество христиан, которое есть церковь Христова; но, очевидно, такое название усвояется ему не в собственном, а в переносном смысле, и, в сущности, храм и церковь не должны смешиваться ( 1Кор. 11:18,22; 14:34, 35 ). В храме Господь являет «Свое особенное присутствие, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими» (Прав. Катих.), Свою особенную милость к молящимся ( Деян. 22:17,18 ; 3Цар. 8:11 ) и как бы Сам живет там ( Мф. 23:21 ; 3Цар. 9:3 ), почему в слове Божием храм называется Его «домом» ( Агг. 1:9 ; Иер. 12:7 ; Мк. 11:17 ; Пс. 121:1 ), Его «жилищем» ( Лев. 26:11 ; Ис. 131:3–5, 13–14; 77: 58–61 ; 2Пар. 29:6 ; Иез. 37:26–27 ), Его «престолом» ( Иез. 43:5–7 ), местом «святым» ( Пс. 78:1 ; Исх. 30:1–29 ), освящающим другие предметы ( Мф. 23:16–17 ) и требующим от верующих благоговейного почитания и поклоненния ( Пс. 133:2 ; 3Цар. 8:38 ). Строить храмы повелел людям Сам Бог . Так, Он сказал Моисею: «скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все (сделайте), как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» ( Исх. 25:1 – 9 ; 1Пар. 22:19 ). Давиду также сказал: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя. Однако не ты построишь храм, а сын твой, который произойдет из чресл твоих, – он построит храм имени Моему» ( 2Пар. 6:8–9 ); и «отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его... Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумит меня на все дела постройки храма» ( 1Пар. 28:11,19 ; ср. 3Цар. 8:13; 9:8 ). Когда храм Соломонов был разрушен, то Господь через прор. Аггея повелел евреям строить новый храм, говоря: «взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь» ( Агг. 1: 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Такая мера и должна была положить решительный конец израильскому царству. Точное указание Числа лет, по истечении которых исполнится предсказание пророка, представляется некоторым толкователям признаком, указывающим на позднейшее происхождение второй половины ст. 8. На точные предсказания лет пророками см. Ис.38:5 ; Иез.24:1 и сл. Усматривают затем непоследовательность в 8б и 9а, – скорее, говорят, полустишия эти должны были бы стоять одно на месте другого. Но справедливо отвечают на это возражение, что если нет последовательности в течении мыслей пророка (который говорит здесь отрывочно), то есть симметрия в расположении их, именно: первые половины обоих стихов показывают бесплодность замыслов врагов Иуды; вторые половины указывают на то, что как Израильского царства дни сочтены, так и иудейское не устоит, если иудеи перестанут верить в помощь Господа своего. Ср. Ис.30:15; 28:16 . Аще не уврите, ниж имате размти=только веруя в могущество и благоволение Господа к дому Давидову, Ахаз мог бы понять осуществимость уверения пророка Господня. В русском переводе евр. масор. чтения: если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены не видно соответствия стиху 8-му, – во второй половине 8 ст. речь о будущем событии, а не о настоящем. Притом последний глагол евр. текста, стоящий во 2 аор. и с отрицанием может быть переведён только будущим решительным. На эту решительность мысли, выраженной последним глаголом, может указывать и частица , предшествующая отрицанию. Она может не значить здесь: потому что; но её можно поставить в зависимость от подразумеваемых слов: «Господь говорит» (ср. ст. 7), или: «жив» или «клянётся Господь» (ср. 2Цар.14:19 ; Иер.44:16 . 1Цар.26:16 . Ис.49:18 ), – или же, наконец, при этом можно подразумевать (ср. Иов.12:2 . Пс.127:5 ). В таком случае конец ст. 9 можно было бы перевести так: «если вы не верите, то по истине не будете тверды», т. е. непоколебимы, безопасны. 10–11. Знамением называется тот или иной видимый знак, предмет или явление, которое или напоминает о чём-нибудь прошлом ( Чис.16:38 ; Нав.4:6 ), или удостоверяет в существовании чего-нибудь невидимого ( Быт.17:11 ; Исх.31:13 ; Суд.6:17:21 ), или, наконец, указывает на непременное исполнение чего-нибудь в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

40,21.24.28). 48 расплавил... испытал. Этим испытанием для иудеев стало время вавилонского плена (1,22.25; ср. Иез. 22,18–22 ; 1Пет. 1,7 ). 48 ради Себя Самого. См. ком. к 43,25. 48 Я тот же, Я первый и Я последний. Ср. 47,8.10. 48 Господь возлюбил его. Букв.: «Избранный военный союзник Господа». Это еще одна характеристика Кира (см. ком. к 41,2.25; 46,11). волю. Исполняя волю Божию, Кир завоюет Вавилон и освободит иудеев из плена. 48 Я, Я сказал. Дважды повторенное местоимение усиливает логическое ударение. призвал... благоуспешен. Успехом всех своих деяний Кир был обязан Богу. 48:16 См. статью «Один и три: троичность Бога». Приступите ко Мне. Эти слова принадлежат Господу Иисусу Христу ( 1Пет. 1,11 ). Примечательно, что содержание данного стиха объединяет все три Лица Божественной Троицы. Я был там. Эти слова напоминают о смысле имени Еммануил (7,14; 41,10) послал Меня. См. 61,1; Зах. 7,12 . Дух. Служение совершается в силе Святого Духа (11,2; 42,1). 48 Искупитель. См. ком. к 35,9; 41,14. Святый Израилев. См. ком. к 1,4. Я Господь. См. ком. к 41,4. научающий... ведущий. Учение, о котором говорит этот стих, дается народу в законе Моисея и в проповедях пророков (40,11; 55,12; 63,13; Втор. 5,27; 29,5.6 ; Пс. 22,2; 26,11; 138,10.23 ). 48:18 Исаия говорит о том, что приближение Дня искупления зависит от каждого человека. мир. См. ком. к 26,3. река... волны морские. Ср. 66,12; Ам. 5,24 . правда. Букв.: «праведность» (см. ком. к 1,21). 48 семя твое... как песчинки. См. Быт. 12,2; 22,17 . имя. См. ком. к 43,1. 48 Выходите... бегите. Господь призывает иудеев не просто покинуть Вавилон, но и отречься от всего, что связано с ним, ибо дни его сочтены (ср. Откр. 18,4 ). 48 не жаждут... льются воды. Забота Бога о Своем народе, выходящем из плена, будет так же велика, как и во времена исхода из Египта (41,17.20; 43,19–21; 44,3; ср. Исх. 17,6 ; Втор. 5,15 ; Пс. 104,40 ). Глава 49 4955,13 Данные главы книги пророка Исаии посвящены Божественному промыслу о спасении. 49:1–7 Рассматриваемые стихи представляют собой вторую из четырех торжественных песен во славу Божественного Слуги (42,1–4; 49,1–7; 50,4–11; 52,13 53,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

26, 16, 18). Аарону поставлен вечный завет и семени его на дни неба, чтобы они служили Господу и вместе священнодействовали и благословляли народ Его именем Его; Он избрал его из всех живущих, чтобы приносить Господу жертву, курение и благоухание в память умилостивления о народе своем; Он дал ему Свои заповеди и власть в постановлениях судебных, чтобы учить Иакова откровениям и наставлять Израиля в законе Его (Сир. 45, 19–21). Закон истины... во устах их. Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник (malah) Господа Саваофа (Мал. 2, 6–7). Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе (Агг. 2, 11). Пророк Иезекииль упрекает священников за то, что они оскверняют закон, данный Богом, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым, закрыли уста свои от суббот (Иез. 22, 26; ср.: 44, 23). Тот же пророк повторяет многие законы Моисея, которые священники должны особенно хранить и тщательно проводить и в свою, и в народную жизнь (см.: Иез. 45, 9–25; 46, 5–20; ср.: Лев. 19, 19, 27; 21, 1, 5, 7, 13, 14; 17, 15; 22, 8; 23, 4 и др.). В исторической жизни еврейского народа священники нередко и выступают учителями закона. Но характерно для ветхозаветного священства, что священники выступают проповедниками уже данного закона. В первый раз, непосредственно от Бога закон возвещается не через священников, а через других лиц; священники уже после распространяют готовый закон (см.: Лев. 10, 11); проповедь ветхозаветного священника есть только проповедь закона, чтение закона, проповедь по чужой тетрадке. Есть, однако, небольшая группа фактов, когда священник или первосвященник сообщает волю Божию, непосредственно открытую ему Богом. Мы разумеем все то откровение или возвещение воли Божией, которое получалось через урим и туммим. Урим и туммим — это что-то совершенно непонятное и темное в сфере ветхозаветного священства. Вид и значение урима и туммима нет возможности ясно и опрделенно представить, и представители науки отказываются от этой задачи.

http://pravoslavie.ru/5840.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010