в Перове в Москве (1700-1705, заказчик П. А. Голицын) с роскошным резным декором; скромнее были Спасская ц. в Волынском на берегу р. Сетунь в Москве (1699-1703, заказчик касимовский царевич Василий Иванович, не сохр.) и ц. Воскресения Господня в Воскресенках (1707, не сохр.). Необычна центрическая ц. свт. Василия Великого в Чиркине Ступинского р-на (кон. XVII в., заказчик В. Б. Шереметев) «иже под колоколы», ориентированная на архитектуру XVI в. Ее крещатое основание буквально копирует нижний ярус Вознесенской ц. в Коломенском, а островерхий силуэт ярусного завершения в виде 3 восьмериков (нижний световой, 2 верхних - звоны) напоминает шатер. Центрические храмы, несмотря на выразительность, были все же сравнительно редки из-за неудобства для богослужения. Наибольшее распространение в этот и последующие периоды получает продольная 3-частная композиция храма. В большинстве случаев основой является ядро в виде восьмерика на четверике, к к-рому примыкают алтарь и трапезная: ц. Рождества Богородицы на Рождественском Погосте Раменского р-на (1685-1686, заказчик кравчий А. П. Прозоровский) с поразительно лапидарными формами почти без декора сохранила уникальную подлинную купольную главу из зеленой черепицы; типична Никольская ц. в Озерецком Дмитровского р-на (1703-1708, каменщик Максим Парфентьев; вотчина патриарха) с невысоким восьмериком и шатровой колокольней; скупые формы Благовещенской ц. в Бражникове Волоколамского р-на (1713-1715, заказчик П. И. Прозоровский) с ярусным завершением из 3 восьмериков и планом в форме лат. креста свидетельствуют об упадке стиля. Церковь во имя свт. Василия Великого в Чиркине. Кон. XVII в. Фотография. 2009 г. Церковь во имя свт. Василия Великого в Чиркине. Кон. XVII в. Фотография. 2009 г. Один из подтипов 3-частной композиции - т. н. храмы кораблем, где стены четверика, алтаря и трапезной находятся в одной плоскости, подобно бортам корабля: ц. прп. Сергия Радонежского в Могутове Наро-Фоминского р-на (1693, заказчик П. А. Лопухин, реплика ц.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Мощи святого переложили в новую «позлащенную раку» и поставили в посвященном ему храме. В связи с этими событиями было составлено неск. редакций Сказания о перенесении мощей М.: «Месяца маия в 13 день Сказание о обретении и перенесении честных мощей святаго и блаженнаго иже Христа ради уродиваго Максима, Московскаго и всеа России чюдотворца» (нач.: «Царствуяй пророк и Богоотец Давид, исполненный Духа святаго, рече...» (Там же. Л. 329 об.- 336)); «Месяца ноября въ 11 день Сказание во кратце о житии и о перенесении честных мощей святаго блаженнаго Максима, Московскаго чюдотворца» (нач.: «В лето от сотворения мира 6942 (1434) месяца ноября в день 11 преставися святый Максим, Христа ради благоуродивый» (Там же. Л. 632-635)). «Сказание о обретении и перенесении...» было написано скорее всего сразу после перенесения мощей в 1699 г., поскольку в нем отсутствует рассказ об освящении холодного храма в 1703 г. (в ркп. РГБ. Рум. 364 он дописан др. почерком на отдельном л. 336). «Сказание во кратце о житии и о перенесении...», к-рое завершается подробным рассказом об освящении храма в 1703 г., дополняет «Чюдо новейшее святаго блаженнаго Максима, како церковь сохрани от пожара» (Там же. Л. 636 об.- 637 об.). Оно повествует о городском пожаре 26 июля 1700 г. Когда огонь приблизился к Максимовскому храму, его служители успели открыть двери (в строившейся церкви еще не было железных затворов) и перенести мощи святого в церковный погреб. После пожара прихожане с удивлением обнаружили, что в церкви ничего не сгорело, внутри было прохладно, хотя наружные стены раскалились от огня. В это время в церковь пришел настоятель храма свящ. Иоанн Иосифов, к-рый спасался от пожара на колокольне Никольской ц. (св. Николы Мокрого). Стоявшие там люди показали священнику, что в его церкви находится некий человек, «егда против коего окна падет кровля со пламенем огня, и в том окне той человек стояше, видом яко лист бумаги держаще, и абие ко другому окну отхождаше» (Там же. Л. 637). В 1737 г., во время очередного пожара, пострадала рака святого.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

– А в прошлом 200-м году марта в 3 день ..... послан для совершенной дохтурской науки в Венецию в Патавскую академию стряпчей Петр Посников, а в. г. жалованья дано... В 1699-м году июня в 23 день... (велено)... дьяка Ивановых детей Волкова Борису да Петру в нынешнем посолстве в Галанской земле... с А. А. Матвеевым... быти во дворянех и, будучи при том посолстве, учитца им неотложно, где пристойно, с великим прилежанием латинского, и немецкого и иных языков и наук.... А ныне живет в Берлине подьячего Михаила Ларионова сын ево Петр для такого ж немецкого и латинского языка учения. В 704 м году декабря в день приехали к Москве дьяка Ивана Волкова дети Григорей да Борис, которые учились разных наук за морем. И у сей выписки они сказали: Григорей будучи за морем во Французской земле учился математических разных частей к инженерству надлежащих: фортификации, геометрии, арифметики, географии, архитектуры, гражданския меканики, навигации и прочих, о чем во свидетельствах ниже объявлено; из язык: французской и италианской знает и с тех языков на руской и с руского на те языки перевесть совершенно может, латинского языка умеет довольно и отчасти немецкого и аглинского, к тому ж реторики и философии слушал. Борис учился во Франции ж геометрии, географии и архитектуры воинской отчасти, читать и писать по французскии совершенно умеет и с того языка на руской и с руского на тот язык перевесть свободно может, а по немецки и по галански говорит малое число. И о том своем учении подал Григорей свидетелствованные писма, и те писма переведены, а в переводех пишет: в 1-м: – я нижеимянованный Филип Гутар, математический, гисторический и географический в Парижской королевской академии учитель, свидетельствую всем, кому надлежит или надлежати будет, что благороднейший господин Волков, великия надежды юноша, восприял учение наше, старые и новые географии, гистории духовной и мирской, математики разумодействительной и рукодействителной, писмом, слышанием и памятию прилежно и охотно чрез 3 года, наипаче выучился совершенно воинской архитектуры и всего себя предал, так же и в строении городов по обычаю всех народов и их обороне обучился, и тое ради верности сие подписал. Дано в Париже в академии Парижской, лета Господня 1703-го в начале апреля. Филип Гутар. – В 2-м: я нижеписанной королевской Парижской академии состав и математических наук и самыя физики в городе учитель, королевским привилиям к сим наукам устроенный, свидетельствую всем, кому надлежати возможет, что господин де Волков, шляхтич Московской, изрядной природы, муж остроумия крепкого, искусен во учениях моих математических, чрез целые 2 года с крайним радением упразнился, сиречь в навигацкой или кораблеходной науке, перспективе, при сем и меканики, в которой и доселе тщание з дивным радением прилагает. И в том деле для верности и свидетельства подписание наше здесь приложили есмы. Дан в Париже лета Господня 1703-го июля в 1 день. Паран.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

К л. 76 . ...да Петрова дни. – То есть, до праздника в честь святых апостолов Петра и Павла, который отмечается 29 июня. К л. 76 об . ...веден чрез губу морскую... – Губа – залив; в данном случае речь идет о мосте через залив Бююк-Чекмендже. У нас на Москве чрез Москву-реку дивно зделан... – Имеется в виду Всехсвятский (Большой Каменный) мост, построенный в 1687–1693 гг. на месте древнего брода у юго-западного угла Кремля. Это был первый каменный мостовой переход через Москву-реку, обеспечивший связь с Заречьем. Предмостная ярусная башня, воздвигнутая перед ним на южном берегу и увенчанная двумя высокими шатрами, стала одним из высотных ориентиров центра Москвы. Сам мост, по обеим сторонам обстроенный лавками, превратился в оживленную торговую улицу. ...во град Селиври... – Ныне город Силиври в Турции, расположенный на северном побережье Мраморного моря. К л. 77 . ...в местечко Чорно... – Ныне город Чорлу в Турции. ...в местечко Бургав... – Ныне город Люлебургаз в Турции. К л. 77 об . ...стоялой двор лутче нашего гостина двора. – Речь идет о старом Гостином дворе, построенном в 1641 г. напротив Кремля и украшенном изразцами и каменной резьбой. ...торжаман Александра... – Александр Маврокордато (Шкарлат) (1637–1709) – грек, который в течение почти 40 лет был великим «торжаманом» (переводчиком) Оттоманской Порты, оставаясь христианином. Образование получил в университетах Рима и Падуи, специализировался по философии, праву и медицине; был профессором риторики в греческой школе в Фенаре, районе Стамбула; владел турецким, греческим, итальянским, латинским, французским языками. Был ловким политиком и опытным дипломатом, принимал участие в Карловицком мирном конгрессе 1699 г. К л. 78 . ...стоит у реки... – Речь идет о реке Марица. ...патриарх Иеросалимской... – Имеется в виду Досифей II Нотара (1641–1707), патриарх Иерусалима с 1699 г. Он являлся инициатором проведения Иерусалимского собора 1672 г., где было выработано исповедание веры – один из важнейших доктринальных документов православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последующие десятилетия М. е. существовала с перерывами: она неоднократно выделялась в самостоятельную церковную структуру и затем упразднялась. Местопребыванием Марамурешских архиереев (известны Досифей (1627 - 30-е гг. XVII в., Михаил (1653-1662)) были прежде всего Грушевский и Угольский мон-ри. Заключение в 1646 г. в Ужгороде (в то время сев.-вост. форпост владений Габсбургов) Ужгородской унии, в соответствии с к-рой Мукачевские епископы должны были утверждаться Римской курией, а униат. духовенству были обещаны права и привилегии римско-католического, вызвало раскол среди правосл. духовенства сев.-вост. земель Венгрии и противостояние сторонников и противников унии. Часть правосл. священнослужителей не только габсбургских, но и трансильванских владений (включая Марамуреш) поддержала унию, рассчитывая на улучшение материального положения своей церкви и клира. В числе иерархов, оказавших поддержку выступившей против унии части правосл. клира Марамуреша, был Трансильванский митр. Савва (Бранкович) , в 1672 г. освятивший в Юж. Марамуреше Моисеевский монастырь. Вслед. поражения турок под Веной (1683) позиции Габсбургов в Трансильвании значительно укрепились. В соответствии с Карловицким договором (1699), фактически превратившим Габсбургскую монархию в одну из великих европейских держав, трансильванские земли были интегрированы в ее состав. Согласно т. н. дипломам (1699 и 1701) австр. имп. Леопольда I Габсбурга в 1698-1701 гг., был принят ряд мер по распространению унии на Трансильванию. В условиях усиливавшейся экспансии католицизма не поддержавшие унию правосл. духовенство и паства видели союзников в антигабсбургском сословном движении реформатских (кальвинистских) кругов венг. аристократии Трансильвании. Во время антигабсбургской войны 1703-1711 гг. Марамуреш и прилегающие к нему прикарпатские и северотрансильванские земли стали оплотом оппозиционного Вене сословного движения венг. знати. С одной стороны, сложились относительно благоприятные условия для утверждения Марамуреша в качестве центра сопротивления католич. экспансии правосл. русинского и румынского населения сев.-вост. владений Габсбургов. С другой - превращение Марамуреша и примыкающих к нему регионов в арену перманентных боевых действий вело к разрушению православных мон-рей и храмов.

http://pravenc.ru/text/2561950.html

14 Дьяки при Воеводах были тоже, что теперь Секретари в Присутственных Местах, Правители дел и Правители Канцелярий при Генерал-Губернаторах и других высших чинах. 15 Приказная Изба, потом Приказная Палата, в последствии Губернская Канцелярия в Тобольске, соединяли в себе все Губернские Присутственные Места настоящего времени, и Губернское Правление, и Губ. Суд, и Казен. Палату, и даже оба Главные Управления в Сибири. 16 Первые Тобольские Архиереи со свитою своей и с некоторыми из монастырей, ради безлюдства в Сибири и неимения при Арх. доме вотчин, или, по крайней мере, весьма малого количества оных, получали все содержание от казны – жалование денежное, жалование хлебное (по 944 четверти пятипудовой ржи, ячменя и овса и столовые припасы (пшеничную муку, масло скоромное и постное), хлебное вино, соль, даже мед. Но поскольку, с течением времени, у Тоб. Архиереев образовались довольно значительные вотчины (села: Преображенское и Покровское с окрестными деревнями, слободы: Тавдинская, Устьницынская и пр.), явились разные угодья (рыбные ловли, сенные покосы, бобровые гоны и другие), открылись и другие источники доходов (венечные памяти, ставленые грамоты, дани с монастырей и церквей и пр.), то Правительство и начало мало-помалу уменьшать им содержание от казны, н наконец Петр I указами 1696, 1699 и 1701 гг. и совсем запретил им отпускать его. Впрочем, по челобитной Митр. Филофея 1702 г., и по его же представлению 1707 г., как увидим ниже, иное было снова разрешено или, что то же, оставлено по старому. А что именно оставлено по-старому, это видно будет из следующих за сим помет Государевых. 17 Тоб. Кафедральный Собор, с самого своего основания, был бесприходный, не имел земли и ни каких угодий, а также ни каких почти доходов: даже при нем не было (да и доселе нет) помещений для Священно- и Церковнослужителей, что почти беспримерно в России, между тем штаты Соборян всегда были самые скудные, а бывали и такие случаи (как, напр. в 1699–1703 г.), что казна им ничего не отпускала, и они оставались на содержании Архиерейского дома. Почему Соборяне Тобольские всегда бедствовали, так что иные из них (и это не очень в давнее время) принуждены бывали, для пропитания себя с семействами, заниматься портняжеством и другими мастерствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

и Тимофей 1729–38 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 300 (доношение еписк. Иродиона о продерзостях архим. Нила), 301 (прошение священ. Сосницкого Троиц. собора на архим. Нила, когда он был еще игуменом в 1719 г. Макошинского м-ря); VI, 1726 г., 21 (иеродиак. Алекс. Нев. м-ря Гавриила об увольнении его сюда по обещанию), 384 (дело об иеродиак. Спиридоне Бельском, постриженном здесь в монахи); VII, 1727 г., 16 (архим. Нил переведен в Спасо-Преобр. Новгородсев. м-рь, а на его место определен писарь Чернигов. консистории иеромон. Тимофей Максимович); “Запис. Черн. губ. Статист. Комитета», 1868 г., 6, 8, 13, 15, 16, 18, 19, 25, 27, 30, 37, 46, 52, 92 (владения м-ря в 1781 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1835 г., XVI, 202 (о городах Чернигов. губ.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 369 (архим. Феодосий Углицкий, с 1692 г. архиеп. Чернигов.), 371 (в 1697 г. июня 10 св. Димитрий Ростов. принял архимандрию м-ря, а 20 июня посвящен в архимандриты), 372 (в 1699 г. 17 сент. сдал м-рь и поехал на архимандрию в Спасо-Преобр. Новград-Север. м-рь); “Архив юго-зап. России», ч. 1, т. V, 322, XCV (письмо 1691 г. гетмана Мазепы патр. Адриану о посвящении в архим. м-ря Феодосия Углицкого), 332, С (грамота 1691 г. патр. Адриана об утверждении архим. Феодосия помощником архиеп. Лазаря Барановича), 338–343, CIV – CVI (пререкания митроп. Киевского Варлаама Ясинского и архим. Феодосия по поводу имений Выдубецкого м-ря), 348–358, (акты 1692 г., относящиеся до поставления архим. Феодосия в архиеп. Черниговские), 436, CXLIII (ход дела 1697 г. о поставлении в архиеп. Чернигов. архим. м-ря Иоанна Максимовича , после смерти Феодосия); “Сборник летоп. южн. и зап. Руси», 42 (в 1699 г. в м-ре погребен Чернигов. полковн. Яков Лизогуб), 44 (в 1703 г. тут же погребен полковн. Чернигов. Евфимий Лизогуб). 796. Железноборовский – Предтечевский – Яковлевский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Костромской губ., Буйского у., в 16 вер. к юго-юго-вост. от Буя по дороге в Кострому, при ррч. Тебзе и Колотовке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САМПСОН АСТРАХАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Астраханский Сампсон Сампсон (+ 1714 ), митрополит Астраханский и Терский С 1685 года - архимандрит Курского Знаменского монастыря . 2 февраля 1697 года хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан митрополита . Хиротонию возглавил патриарх Адриан . Храмостроительство Митр. Сампсон как в Курском монастыре, так и в Астрахани с необыкновенной ревностью трудился над постройкой храмов. При нем были построены: верхний этаж архиерейского дома и в нем Крестовая церковь во имя Нерукотворенного Спаса, освященная 14 августа 1709 года; в Спасском монастыре - главный храм в честь Преображения Господня; в загородном доме церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где впоследствии, в 1764 году, открыт Покрово-Болдинский монастырь; церковь о двух колокольнях в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освященная 20 июня 1699 года; каменная колокольня на кремлевской стене, разобранная по непрочности фундамента в 1765 году; в 1699 году окончен постройкой Троицкий собор . Главным памятником жизни и деятельности митрополита Сампсона служит построенный им величественный Успенский собор . Построение сего собора стоило митрополиту Сампсону многих забот, трудов и огорчений. Дело о строении Успенского собора начал предшественник его, митрополит Савватий , который собрал на этот предмет денег 10000 рублей и сделал подряды на стройматериалы. Но из этих денег митрополиту Сампсону досталось только 3996 рублей 16 алтын 4 деньги, прочие же поступили в казну. Работы начались с разборки старого, каменного, одноэтажного собора, построенного в 1602 году. В 1697 году нанято было 40 стрельцов разобрать старый собор и вырыть на том же месте рвы и ямы для нового собора за 250 рублей «на их хлебе и харчах». По окончании этой работы договорены были 30 каменщиков по 13 рублей в год каждому «на их хлебе и харчах», и подрядчик, крестьянин Дорофей Мякишев, за 100 рублей. В 1703 году наняты были мастера устраивать иконостас за 800 рублей из своего леса, при чем по рядной записи обязались «делать ряду в доме преосвященнаго митрополита самым добрым мастерством, а хлеб и харч есть нам свой и сальным свечам быть нашим, а клей к тому делу домовой» т. е. от архиерейского дома. В 1704 году наняты были иконописцы и позолотчики «с своим золотом, серебром и всякими красками, на своем хлебе и харче» за 1500 рублей, которые исполняли свою ряду тоже в доме преосвященного.

http://drevo-info.ru/articles/13676603.h...

В том же 1699 году Головин подготовил посольство Е.И. Украинцева в Стамбул для заключения мира с Турцией, необходимого России для начала Северной войны. Головин был первым награжден орденом святого Андрея Первозванного – это случилось в марте 1699 года. И в 1703 году он, как старший кавалер, собственноручно возложил этот орден на самого Петра I и на А.Д. Меншикова за взятие ими шведских судов близ устья Невы. Кроме того, в 1701 году Головин первым возглавил знаменитую Навигацкую школу, которая открылась в Москве в здании Английского двора на Варварке, а потом переехала в Сухареву башню. Потом, уже переведенная в Петербург, эта школа была преобразована в Морскую академию. Еще Головин участвовал в издании газеты «Ведомости» – первой русской печатной газеты. Он действовал на самых важных государственных поприщах, ведал в разное время Посольским и Ямским приказами, Оружейной палатой и Монетным двором, занимался созданием русского флота и регулярной армии взамен распущенного стрелецкого войска. По его совету Петр издал манифест, согласно которому в Россию приглашались иностранные специалисты. Сам Головин, хорошо знавший латынь, увлекался наукой: в 1715 году в Амстердаме было напечатано его сочинение «Глобус небесный». Такая чрезвычайно деятельная жизнь истощала силы организма. Головин умер, когда ему было всего 56 лет – в августе 1706 года, в дороге, направляясь в Киев, где тогда находился Петр, велевший Головину срочно прибыть к нему. «Печали исполненный» Петр похоронил своего верного сподвижника на кладбище Симонова монастыря, где была фамильная усыпальница Головиных – ведь их далекие предки Ховрины пожаловали деньги на устройство этой обители. Царь поручил дела Головина и опеку над его сыновьями Ф.М. Апраксину и с тех пор стал бережнее относиться к соратникам, не давая более никому столь широкого круга обязанностей. Усадьба в Подколокольном перешла к старшему сыну Николаю, ставшему президентом Адмиралтейств-коллегии. Он несколько обновил свои хоромы, и Казанская церковь осталась самой старой частью владения.

http://pravoslavie.ru/4392.html

17 . ЛАВРЕНТИЙ, переведён в 1699 году из Вяжицкого монастыря. В 1702 году скончался. 18 . ИОСИФ II, с 1702 по 1703 годы. 19 . КИРИЛЛ I, с 1703 по 1705. 20 . ИСАИЯ II, с 1705 по 1708 годы. 21 . ФЕОДОСИЙ, с 1708 по 1815 годы. 22 . ИЛАРИОН, с 1715 полтора года. 23 . АЛЕКСАНДР III, в Феврале 1717 года произведён из Иеромонахов Николаевского Перервинского монастыря и был до Мая 1719 года. 24 . КИРИЛЛ II, из игуменов произведён в 1719 году; в Декабре 1732 года скончался. 25 . ВИССАРИОН, бывший игумен Псковского Елизарова монастыря, а потом отправлявший при Новгородском Архиерейском доме должность крестового Иеромонаха, произведён в Апреле 1733 года. В Марте 1738 года лишён сана, священства и определён простым монахом. 26 . ЕФРЕМ, произведён в 1738 году из Ризничих Новгородского Архиерейского дома и был до 1740 года. 27 . ВЕНЕДИКТ Коптев, с 1740 по 1742 годы. 28 . СЕРАФИМ, с 1742 по 1748 годы. Примечание: с 1748 по 1752 годы Настоятеля не было, а управлял монастырём Наместник. 29 . АНДРОНИК, произведён в Январе 1752 года из Игуменов Сковородского монастыря и был до 1759 года. 30 . ПАХОМИЙ, с 1759 по 1761 годы. 31 . ВАРСОНОФИЙ, с 1761 года; в 1763 году за старостью от Настоятельства уволен. После того, по учинению этого монастыря Кафедральным, управляли оным Преосвященные Олонецкие (см. Историю Российской Иерархии, ч. I, стр. 87–88). Свияжская Подгородная Макарьевская пустынь См. Макарьевская Свияжская Подгородная. Свияжский Богородицкий монастырь Казанской губернии и Епархии мужской первоклассный, находящийся в самом уездном городе Свияжске, основан Св. Германом, который, будучи из города Старицы из фамилии Сидоровых Полевых, прежде был в Троицкой Сергиевой Лавре Архимандритом, а потом переведён в город Свияжск для составления обители Пресвятой Богородицы, честного и славного её Успения, а наконец, по первом Архиепископе Казанском, Св. Гурии, был в Казани вторым Архиепископом с 7073 (1565) года, Марта 12. Преставился же в Москве в лето 7076 (1567), Ноября 6, во время моровой язвы, тогда в Москве бывшей. Пас церковь Божью три лета и восемь месяцев. Погребён у церкви Св. Николая, прозываемого Мокрым. Ученики его после испросили мощи у Царя Феодора Ивановича и привезли в монастырь Свияжский, где по благословению Святейшего Патриарха, Иова Московского, погребён 25 Сентября. Мощи его находятся в соборе этого монастыря посреди церкви между столбами в серебряной раке.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010