Противоречат мысли о заимствовании и некоторые хронологические данные, о которых упоминает сам Липсий уже во втором своем труде. Св. Иустин говорит о «Синтагме» в первой Апологии; значит, «Синтагма» написана раньше последней. Но Апология, вероятно, подана была между 150–155 гг. 1699 В таком случае, «Синтагма» появилась, вероятно, не позже 150 г. 1700 Но Ириней в 11 и 12 главах говорит о еретиках Секунде, учениках Птолемея и, может быть, Епифании (11, З), 1701 которые, по собственному признанию св. отца, жили во время написания Contra haereses, 1702 т. е. в последней четверти II в., и поэтому никак уже не могли попасть в «Синтагму» Иустина. Точно так же не мог говорить в ней Иустин и о Марцеллине, приходившей в Рим при папе Аниките (25, 6). Аникит вступил на престол около 154–155 г.; значит, и Марцеллина была в Риме не раньше этого времени, т. е. опять-таки тогда, когда «Синтагма» была уже написана. В виду именно этого 25,6 и исключался из числа отделов, заимствованных будто бы у Иустина, Липсием еще в первом его труде, как мы уже видели. 1703 Суммируя все сказанное о первой гипотезе названного ученого, мы приходим к тому выводу, что: 1) основания, приводимые им и его сторонниками в пользу мысли о заимствовании св. Иринеем трактуемых отделов из «Синтагмы» Иустина, не доказывают этого заимствования; 2) такого заимствования, вероятно, не было и в действительности. Главы 11–12,22–27 представляют из себя, можно думать, самостоятельный труд Иринея. Мысль о заимствовании целых отделов без обработки должна быть оставлена. Да и с точки зрения самого Липсия результаты, достигнутые им и его последователями, нельзя назвать блестящими. Подсчитаем, что остается, собственно, на долю Иустина из всего содержания обоих отделов. Уже Гильгенфельд признавал заимствованными у него из отдела глав 11–12 лишь три первые параграфа главы 3. Мы же, со своей стороны и в согласии с рассуждениями Липсия во втором его труде (хронологические выкладки), должны будем исключить отсюда еще и 11, 2–3 (здесь идет речь о Секунде и Епифании – современниках написания Contra haereses) и даже, может быть, 11,1 (в виду слов о «гностической ереси» – термина, неизвестного, вероятно, св. Иустину).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

о смраде в Астрахани, нечаянно сделался главным виновником учреждения в губернских городах полиции. Он был женат на вдове молдавского господаря княгине Анастасии Ивановне Кантемир, рожденной княжне Трубецкой, получившей в день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны екатерининскую ленту и умершей в 1755 году. (Биографии росс. генералис. и генерал-фельдмаршалов, Бант.-Каменск., 1840, ч. I. – Месяцесловы академические за разные годы XVIII в. – Mémoires de Manstein, 1771 г. – Hermann’s Geschichte des russischen Staats. Hambürg, 1853, В. V). 717 Григорий Петрович Чернышев, впоследствии граф, сын полковника Петра Захаровича, родился 11 января 1672 г., смолоду служил в Стольниках царям Иоанну и Петру Алексеевичам, потом вступил в военную службу, записан в солдаты 1699 г., был при взятии Кокенгаузена и Динаминдшанца 1701 г., Шлиссельбурга 1702 г. и шведских Канцов, у нынешней Охты, в 1703 г. Произведенный в 1704 г. в майоры, Чернышев командовал тобольским пехотным полком; был с ним при осаде Нарвы, полонил коменданта Горна, взял Иван-город, и за все подвиги пожалован 1705 г. подполковником. Во время измены Мазепы, полковник Чернышев воспрепятствовал королю Карлу XII овладеть городом Новгородом-Северским (1708); потом участвовал в полтавском сражении и получил чин бригадира (1709), был при взятии Выборга, где сам занял одно из городских предместий, за что пожалован царским портретом с алмазами и назначен выборгским комендантом (1710); произведен за взятие Гельсингфорса в генерал-майоры (1713), а в следующем 1714 разбил шведов у оз. Пелкина, ранен в этом бою три раза, получил вторично драгоценный царский портрет и знатную сумму денег, но за ранами определен в адмиралтейство. Екатерина I назначила Чернышева генерал-кригс-комиссаром, в чине генерал-поручика, и в тот же день 21 мая 1725 г. пожаловала ему александровский орден, тогда учрежденный, а потом определила Чернышева губернатором в Воронеж, откуда Петр II перевел его в Ригу. Императрица Анна Иоанновна, приняв самодержавие 1730 г., сделала Чернышева сенатором (4 марта), полным генералом (28 апреля) и московским генерал-губернатором (1732 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1687. Там же. Л. 29. 1688. Там же. Л. 88 об. 1689. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 97–98. 1690. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 36–36 об. 1691. См., например: Вольное переложение псалма 142. — РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 24. 1692. Возможно, именно к рылеевским «Думам» восходит весьма любимый Бочковым жанр — стихотворение на историческую тему с обширными комментариями. Бочков и в 1860-е гг. продолжал интересоваться поэзией Рылеева, хотя и без прежнего чувства восхищения ею (см. его упоминание о чтении «Думы» Рылеева «Князь Михаил Тверской». — РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 23). К декабризму как общественно-политическому движению Бочков в эти годы относился отрицательно. 1693. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 66–70 об. Ср.: РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 43–44 об. 1694. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 21–28 об. 1695. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 61 об. 1696. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 34–35. Ср.: РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 96–96 об. 1697. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 35–35 об. 1698. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 23–23 об. Ср. в другом стихотворении: Чем кончим? Царством гильотины Или по-русски топором? (РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 29 об.) 1699. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 35. 1700. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 38–39. 1701. Там же. Л. 63–68 об. 1702. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л 1. 1703. Там же. 1704. Там же. Л. 49–50 об. 1705. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 1 об. 1706. РГИА. Ф. 797. Оп. 22 (1 отд. 2 ст.). Дело Л. 1 а-212. 1707. Протасов Николай Александрович (1798–1855), генерал-лейтенант, Обер-прокурор Св. Синода (с 1836 г.), исполнитель особых поручений по духовному ведомству (с 1850 г.). — Ред. 1708. Дубельт Леонтий Васильевич (1792–1862), генерал-майор, начальник штаба корпуса жандармов (с 1835 г.); с 1839 г. — одновременно управляющий III Отделением собственной Его Имп. Величества Канцелярией. — Ред. 1709. Орлов Алексей Федорович (1786–1861), шеф жандармов, главный начальник III Отделения собственной Его Имп. Величества Канцелярии (1844–1856). — Ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Не в первый и не в последний раз складывалось так, что в восточной мысли вопросы, связанные с обрядом, играли решающую роль не только с точки зрения церковной, но даже вероучительной. В ходе спора об опресноках затрагивались и различные экзегетические вопросы. Некоторые из «восточных», отчасти основываясь на хронологии повествований о Христовых страстях 1698 , стремились доказать, что Христос установил Тайную Вечерю с кислым хлебом (артосом) 1699 ; латиняне возражали, что, хотя и трудно со всей точностью определить эту хронологию, ясно, что в какой бы день Христос ни установил таинство Господней Вечери, «нигде во всем Израиле не было никакого кислого хлеба» 1700 . Более того, если припомнить библейский обычай, то станет ясно, что в Новом Завете почти всякое упоминание о «закваске» имеет негативный оттенок, кроме одного евангельского речения, в котором она выступает как символ Божьего Царства и апостольского учения 1701 . Кроме того, ясно, что во всем Писании слово «хлеб» равным образом обозначает и кислый хлеб, и пресный 1702 , и, следовательно, Восток не имеет никакого права утверждать, что только первый представляет собой «живой» хлеб Нового Завета 1703 . Оба вида приемлемы 1704 : первый являет усию воплотившегося Слова, тогда как второй символизирует чистоту человеческого естества 1705 . С этим соглашались, по крайней мере, некоторые восточные богословы, поскольку складывалось впечатление, что сами апостолы использовали оба вида и что Восток и Запад соответственно восприняли одну из сторон апостольского обычая 1706 . Учитывая то направление, в котором развивались более ранние споры, не приходится удивляться, что вскоре греки истолковали опресноки в христологическом контексте 1707 , усмотрев в них или аполлинаристское отрицание полноты человечества во Христе, или несторианское стремление разъединить два присущих Ему естества 1708 . Такие доводы дают основание полагать, что спор об опресноках, выйдя за рамки расхождений в литургическом обряде, затронул основополагающие различия в самом духе и вероучении Востока и Запада и что «византийцы отличались от своих латинских современников тем, что заостряли внимание на этой сокровенной связи между христологией, экклезиологией и евхаристией», даже если «большинство различий лишь предполагалось, не выражаясь явно» 1709 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1698 Лидов А.М. Византийские иконы Синая. М.; Афины, 1999; Weitzmann К. The Monastery of Saint Catherine at Mount Sinai. Vol. 1: From the sixth to the tenth century. Princeton, 1976. 1699 Schenke H.–M. Jakobsbrunner – Josephsgrab – Sychar/Zeitschrift des deutschen Palastina–Ver–eins. 1968. Hft. 84. 1701 Dalla terra alle genti: La diffusione del cristianesimo nei primi secoli/A cura di A. Donati. Milano, 1996. 1702 Бутова Р.Б., Лисовой H.H. К истории русских археологических исследований в Иерихоне/Российская археология. 2009. 3. С. 153–161. 1703 Францисканцы издают журналы Liber Annuus и Terra Santa, а также две серии Studium Biblicum Franciscanum: монографии ( Collectio Maior) и научно–популярные книги карманного формата ( Collectio Minor) . 1704 Corbo V.C. Le fonti del Nuovo Testamento sul pellegrinaggio ai Luoghi Santi della Palestine/Akten des 12. Intemationalen Kongresses fur christliche Archaologie. Bonn, 22–28 Sept. 1991. Citta del Vaticano; Munster, 1995. Bd. 1. S. 167–183. 1705 Trattato delle Piante & Immagini de Sacri Edifici di Terra Santa Diseguate in Ieruslamme secondo le regole della Prospettiva, & vera misura della lor grandezza Dal R.P.F. Bemandino Amico da Gallipoli dell’Ord. di S. Francesco de Minori Osservanti Stampa. Romae, (repr.: Florence, 1620; англ, пер.: Trattato delle pianti & immagini de sacri edifizi di Terra Santa/Trans. David Sullivan. Palo Alto (CA), 1999). 1706 Алферова Г.В. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона /Архитектурное наследство. 1969. Вып. 18; Баталов А.Л., Вятчанина Т.Н. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образца в русской архитектуре 16–17 веков/Там же. 1988. Вып. 36; Бусева–Давыдова ИЛ. Об идейном замысле «Нового Иерусалима» патриарха Никона /Иерусалим в русской культуре/Ред. А.М. Лидов. М., 1994; Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. 1707 Баталов А.Л. Гроб Господень в сакральном пространстве русского храма 16–17 веков/Восточнохристианские реликвии/Ред. А.М. Лидов. М., 2003; Рындина А.В. Древнерусская мелкая пластика. М., 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторичное пребывание Макария на Кавказе в 1668–1669 гг. было описано выше, и мы не будем сейчас возвращаться к этому сюжету. В истории грузинско-левантийских связей сопоставимое с Макарием место принадлежит иерусалимскому патриарху Досифею. Через 22 года после своей поездки в Грузию безвестным келейником из свиты Паисия Досифей снова появился в Закавказье уже как патриарх, в чьих руках находилось решение судьбы иверийских монастырей Палестины. 1700 Похоже, на этот раз он начал свой путь с Тбилиси, где картлийский царь Георгий XI внес основную сумму на выкуп монастырей. Свое путешествие Досифей описал не столь детально, как поездку Паисия, но несколько пунктов его дальнейшего маршрута установить можно. Летом 1681 г. патриарх был в Кутаиси, откуда выехал в Гурию. Где-то на границе двух государств Досифей встречался с имеретинской и гурийской знатью и духовенством, видимо побуждая их к пожертвованиям. В сентябре через Лазию и далее морем патриарх отправился в Стамбул. 1701 Активные контакты Досифея с грузинскими царями и католикосами продолжались и позже. Порфирий Успенский издал тексты пяти посланий патриарха в Грузию, составленных в 1699–1706 гг. Можно предположить, что это лишь малая часть переписки Досифея с грузинскими корреспондентами за время его 38-летнего патриаршества. К сожалению, нам недоступны остальные письма патриарха, если они вообще сохранились. Но и то, что дошло до исследователей, подтверждает типичный для Досифея глобальный размах и стремление вмешиваться во все церковные и мирские дела единоверных народов. Он пишет далеко не только о проблемах грузинских монастырей в Св. земле и недвижимости, принадлежавшей палестинским обителям в Грузии. Патриарх, несомненно, имел огромный духовный авторитет в Грузии, коль скоро католикос Нижней Иверии запрашивал его о допустимости династического брака правящих родов Мингрелии и Имеретии, состоявших в некоей степени родства между собой, а картлийский царь Николай (Назар Али-хан, 1688–1703 гг.), похоже, каялся перед ним в своем вынужденном вероотступничестве. Досифей готов был прощать и кровосмешение, и вероотступничество, требуя взамен широкую финансовую поддержку палестинских святынь и прекращение работорговли в Грузии. 1702

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 В Митаве Головин получил от Герцога Курляндского драгоценный брилиантовый перстень; а в Кенигсберге Курфирсте Бранденбургский Фридрих III (впоследствии Король, под именем Фридриха I-ro) подарил ему свой портрет в футляре, осыпанный бриллиантами; серебряные: лаканы, рукомойник и большую кружку. 22 Иоганн-Георг Корб находился тогда в Москве Секретарем Цесарского Посланника Гвариента. Он описал, на Латинском языке, журнал Посольства и напечатал в Вене 1700 года. В нем, между прочим, упомянуто: «что 20 марта (по новому стилю; по старому же 8-го) 1966 года Его Царское Величиство учредил орден Св. Апостола Андрея и пожаловал первым кавалером оного Боярина Головина, который в тот день вечером показывал орденские знаки Посланнику и объяснил ему содержание Статута». 25 Петр Великий был шестым кавалером Андреевского ордена: 1) Головин (1699 г.); 2) Малороссийский Гетман Мазена (1700 г.); 3) Бранденбургский в России Чрезвычайный Посланник Принцень; Генерал- Фельдмаршал Шереметьев (1701); 5) Саксонский Канцлер Граф Бейхлинг (1703 г.). 26 Следующие вспомогательные деньги были уже выданы из Российской казны; в 1702 году, на Литовскую армию, присланному от Гетмана Вишневецкого Ксензу Белозеру; 40,000 рублей; в 1704 г., (окт. 8) в Нарве, Полковнику и Генерал-Адъютанту Августа II-ro Арнштедту: 300,000 рублей; в 1705 г. (января 15-го) Королю Генерал-Поручиком Паткулем: 200,000 рублей. – Из Сокращ. известия о взаимных, между Российскими Монархами и Европ. Державами Посольствах проч., сот. пок. моим родителем, ч. 3. 27 Палей, Полковник Хвастовский (в Киевской губернии), родом из Борзны, тревожил Буджатские н Белгородские Орды; разорял Очаков; разбил Поляков у Хвастова и под Бердичевым; овладел Белою Церковью , Немировым, Трояновкою (в Волынской губернии); восстановил против себя Августа II; несправедливо обвинен Мазепою в сношениях с Карлом XII, в посягательстве на Гетманство; сослан, как изменник, в Енисейск (1705 г.); возвращен из Сибири в 1709 году; участвовал в Полтавской битве, поддерживаемый на лошади; скончался в том же году, в глубокой старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

обвинение в измене, и 9 авг. 1694 г. король и кор. Мария восстановили его полномочия. П. пытался познакомиться с царем Петром I Алексеевичем , к-рый, изучая в ходе Великого посольства морские науки, жил при верфях в Дептфорде близ Лондона и 3 апр. 1698 г. посетил богослужение квакеров. Однако встреча не состоялась, и П. отправил царю письмо (от 18 апр. 1698), ответа на к-рое не получил. 30 нояб. 1699 г. П. вернулся в Пенсильванию и почти 2 года улаживал конфликты, возникшие в его отсутствие. Он был разочарован тем, что увидел в колонии: политическая борьба становилась все более ожесточенной и в ней побеждали его противники, имущественное расслоение только усиливалось, право голоса свободных колонистов ограничивалось имущественным цензом и цензом оседлости, процветали пиратство и контрабанда. Фактически власть над Пенсильванией перешла от П. к ассамблее. 28 окт. 1701 г., перед окончательным отъездом в Англию, П. утвердил Хартию Пенсильвании, заменившую действовавшие ранее Хартию свобод Пена 1682 г., «Форму правления Пенсильвании» 1682 г., «Форму правления Пенсильвании и Делавэра» 1683 г. По Хартии 1701 г., П., как собственник и губернатор, гарантировал жителям колонии - всем, кто верят в единого Бога Творца,- свободу вероисповедания, а всем христианам - право на участие в управлении Пенсильванией. Статус землевладельца и должность губернатора оставались, согласно королевской Хартии 1681 г., наследственными. Однако по Хартии 1701 г. на губернатора было возложено обязательство действовать в соответствии с законами, утвержденными однопалатной ассамблеей колонии. Члены ассамблеи избирались населением графств, входивших в состав Пенсильвании. Эти нормы действовали в колонии до начала Войны за независимость в Сев. Америке 1775-1783 гг. Три графства Делавэра, население к-рых составляли неквакеры, получили право, оставаясь под властью губернатора Пенсильвании, учредить свою легислатуру и принимать свои законы; они отделились от Пенсильвании в 1703 г. На протяжении всех лет своего правления П.

http://pravenc.ru/text/2579954.html

Плач Церкви над пастырем Плачь Церкве над пастырем Се четыредесятый день сетования моего надста, о, увы мне, пастырю! Се четыредесятное нощеденство унывания моего прииде, о, жалосте моя, учителю! Се обычное четыредесятницы плачевное тебе скончася, о, стрекало 1698 болезней моихь, руководче. И ждахь твоего возвращения – и не бысть, пастырьскаго присещения 1699 – и не обретохь, учительскаго возглашения 1700 – и не услышах отеческаго обычнаго утешения и любезнаго присвоения 1701 – и ничтоже успех. На сетование паки обращаюся, по словеси Иеремии: «Сего ради азь плачу, и очи мои излиясте воду, яко удалися от Мене утешаяй мя» (глава О, увы моего сетования, пастырю! О, увы моего унывания, учителю! Вся моя красная, оле, пременишася на злообразие. Вся моя светлая, оле, преобратишася на омрачение. Вся моя цветущая, оле, превратишася на измождение. Вся моя изрядная 1702 преложишася на совращение 1703 . Вся моя благополучная изменишася на злополучная. Вся моя радостная Быша в плачь, веселая – в сетование, утешителная – в рыдание, мирная – в смущение. Согномичествует 1704 моему безлепотству 1705 и чюдная Ноемнь, оплакующи свое смирение: «Не зовите мя, – глаголя, – Ноемнь, еже есть красна: не красна бо есмь, но злообразна, яко смири мя Ах, моея болезни, ах, моея скорби, ах, моего всесердечнаго чревоболения, всеизряднейший мой пастырю! Дóндеже убо твое пастырство украшайте мой престол, украшахся и аз. Дóндеже твое учительство просвещаше мое седалище, просвещахся и аз. Дóндеже твое казательство 1706 процветаше на моихь пажитехь, процветахь и азь. Дóндеже твое жезлосодержание утверждашеся в руку твоею, утвержахся и аз. Дóндеже твое предводительство исправляше добре моя чреды, во благодушии вси чредодержцы мои Быша и благополучно степени моя наступаху. Соплачет моему сетованию и Иеремия: «Обратней, – глаголя, – в плачь ликь нашь, спаде венець с главы Оле, моего злополучия, священнейшая главо пастырю! Не зриши ли престола твоего, яко и с местоблюстителей сетует? Не смотриши ли настоятельства твоего, яко и с восприимшимь плачевно дряселует 1707 ? Не видиши ли жезлосодержательства твоего, яко и с возложившым руку колеблется и к повержению скланяется? Не хощеши ли возникнути на чреды и степени твоего предводительства, яко вси мнящийся при тебе силни оцепенеша и крепци потрясошася, якоже гананствует 1708 пророкь: «Избраннии плачь подъяша»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лично для себя Святитель довольствовался самым необходимым. Его свитки шились из синей крашенины, одеяло – из овчин, крытых пестрою крашениною, подушки в крашенинных наволоках, теплая ряса из черных курпяков. Его келейная столовая посуда – «оловянные стаканы», «зеленые горшечки» и т. п. Его стол самый невзыскательный, почти без всяких прибавлений к обычному содержанию монашествующей братии. За три года, 1699–1703, вино покупалось кроме царских приемов, только два раза, но и то делалось для «архиерейских столов», т. е. для приема гостей 192 . И несмотря на такую скромность и даже бедность домашнего обихода, Святитель не оставил после себя сбережений, о чем заявил и в своем «Духовном Завещании», «а келейных моих денег у меня нет» 193 . Отсутствие личных сбережений при скромности домашнего обихода объяснимо только в том случае, если допустить расходование сбережений на дела благотворительности. Народная молва действительно сохранила память о св. Мнтрофане, как о щедром благотворителе, помогавшем и нищей братии, и острожникам, и бедным монахам. Праведный епископ, благотворивший по-христиански, не оставил никаких записей о своих личных даяниях. Характер его благотворительности можно восстановить на основании любопытных записей о расходах архиерейского дома. Кроме постоянных записей о раздаче денег нищим из средств архиерейского дома, записей, говорящих о привычном подаянии, есть много весьма любопытных записей, свидетельствующих, что святитель близко входил в нужды нищеты, которой так много было в Донской Украине. В своей архиерейской Крестовой Палате святитель устраивал для нищих «столы», во время которых трапезовавшим раздавались деньги 194 . Ежегодно для воронежской голытьбы на средства архиерейского дома покупались тулупы, зипуны, кафтаны и холстина на рубахи. «Служилым неимущим людям и нищим» раздавался зерновой хлеб 195 . Но особенно трогательна забота святителя об усопших. Опять-таки эта забота прочно засела в народной памяти и занесена была в житие Святителя по преданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010