Всякое давление на Церковь с целью скорейшего признания исследуемых останков царскими, следует считать косвенным доказательством неподлинности этих останков, непринадлежности их к святым благодатным мощам. А намерения тех, кто оказывает такое давление - антицерковными и провокационными. У Церкви нет цели непременно и поскорее признать эти останки святыми мощами. Церковь уже прославила Святых Царственных Страстотерпцев и молится им во всяких нуждах. Конечно, великое утешение для Церкви иметь мощи святых. Но есть множество примеров святых, мощи которых Бог не изволил явить Церкви. Пожалуй, первым таким примером можно считать сокрытие Богом места погребения пророка Моисея, для того, чтобы тело его не стало предметом суеверного обожествления и идолопоклонства израильского народа. «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню и погребён на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34, 6). Церковь воспевает в акафисте Святого Архистратига Божия Михаила за то, что он «провидя козни духа тьмы, воспретил еси ему именем Божиим, да не дерзнет сокровенное тело почившаго вождя Израилева Моисеа явити ко обожению чувственным сыновом Израилевым» (Икос 11). О возможном соблазне суеверия в отношении тела пророка Моисея говорит и Священное Писание: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: " да запретит тебе Господь " » (Иуд. 1, 9). В нашем народе сегодня встречаются настроения, которые принято называть «ересью царебожия» . Не для того ли сокрыл Бог от нас останки Святых Царственных Страстотерпцев, чтобы избавить нас от соблазна неправильного к ним отношения? Может быть, для того, чтобы они нам были явлены, нужно потрудиться над тем, чтобы в народе нашем воспитано было правильное отношение к Царю-Страстотерпцу и, вообще, к помазанникам Божиим? Многие в нашем нынешнем обществе придерживаются крайних точек зрения в отношении Николая II. С одной стороны - хула и клевета, с другой стороны - попытки заменить Христа Царственной особой. И то, и другое - недолжное отношение к Царю.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/11/...

г) О святых мощах Кроме этих святынь Церковь научает нас почитать и оставшиеся на земле мощи, или телеса угодников Божиих, и другие останки святых, получившие от них освящение. Это чествование св. мощей и других останков угодников Божиих находит для себя твердое основание в Слове Божием, которое учит, что Сам Бог благоволил почтить и прославить тела и останки святых Своих. Прославил и прославляет их Он в смерти, ибо дорога в очах Его смерть святых Его, как говорит псалмопевец ( Пс.115:6 ). Некоторые из праведников, каковы Энох и Илия, даже не видели смерти ( Евр.11:5 ; 4Цар.2:11 ). Те же, которые умерли, после смерти прославлены в теле своем чудотворением и нетлением. Таков, напр., Елисей, одно прикосновение к костям которого воскресило мертвеца ( 4Цар.13:21 ). Ничто не одолело его (Елисея), говорит Премудрый, и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его ( Сир.48:13–14 ). О нетлении телес святых Псалмопевец говорил: Хранит Господь все кости их, и ни одна из них не сокрушится ( Пс.33:21 ), и премудрый Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его ( Пс.2:23–24 ). Человека Бог сотворил не для тления. Тление есть следствие греха; следовательно, чем менее человек, искупленный Иисусом Христом, работает греху, чем более соединяется со Христом, тем более он имеет надежды на нетление и после смерти. Поэтому апостол Павел говорит: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в безсмертие ( 1Кор.15:53 ) и в другом месте: всегда носим в теле мертвенность Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открывалась в теле нашем. Ибо мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей ( 2Кор.4:10–11 ; чит. 2Тим.1:8:10 ). О телах святых в Слове Божием повествуется, что по смерти Христа Спасителя гробы отверзлись, и многия тела усопших святых воскресли ( Мф.27:53 ) 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Где красота твоя, рай? Где благодетельная сила души и тела прелестей твоих духовных? Где тела апостолов господа моего, издавна почивавшие в вечно цветущем раю? Где среди них пурпуровая багряница, копье, губка, трость, лобзая которые, мы видели и представляли вознесенного на кресте? Где мощи святых? Где останки мучеников? Где прах Константина Великого и остальных императоров? Улицы, портики, перекрестки, поля, виноградные сады – все это переполнено останками святых, телами благородных, телами непорочных иноков и инокинь! О наказание! «Смертные останки рабов твоих, господи, отданы на съедение птицам небесным, а плоть святых твоих – зверям земным вокруг Нового Сиона, и некому похоронить их». 3 . О храм, о небо земное, о алтарь небесный, о божественное и священное место, о красота церквей, о книги священные и слово божье, о законы древние и новые, о скрижали, начертанные перстом божьим, о евангелия, вещающие устами божьими, о богословия ангелов во плоти, о речения великих духом людей, о наставления полубогов и героев, о государство, о народ, о войско, чрезмерное прежде, а теперь уничтоженное, подобно кораблю, потонувшему в море во время плавания, о дома и разного рода палаты, и святые стены, сегодня я взываю ко всем вам и оплакиваю вас, как одушевленных, приведя для начала горестный плач Иеремии 568 : 4 . «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный; он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами его. Азия переселилась по причине бедствия и тяжкого рабства, поселилась среди язычников и не нашла покоя; все, преследовавшие ее, настигли ее в тесных местах. Пути города сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому. Враги его стали во главе, неприятели его благоденствуют, потому что господь послал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен впереди врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

если я умру, то Ты не сотворишь надо мной чуда, не воскресишь меня. «Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?» – нет! Так и я, если умру, то не восстану, чтобы славить Тебя. «Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления?» Если я сойду во гроб – в место тления, то уже не буду возвещать о милости Твоей и истине Твоей. «Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?» Во мраке могилы не знают о чудесах Твоих и находящиеся в стране мертвых, преданных забвению, не познают оправдания Твоего, они уже от руки Твоей отринуты (стих 6). 414 «Пока еще я жив, говорит пророк, покажи чудо Твое», – объясняет блаженный Феодорит , – «потому что, когда умру, не увижу его... Мертвецам, разрешившимся в прах, пребывающим во гробе смерти и преданным забвению, возможно ли ощущать Твое человеколюбие и быть зрителями чудес Твоих». 415 Неужели сектанты не знают о чуде воскрешения мертвого через прикосновение к костям пророка Елисея? ( 4Цар.13:21 ). 9) Почитать мощи запрещает слово Божие: «спрашивают ли мертвых о живых?» ( Ис.8:19 ). Пророк Исаия, упомянув ( Ис.8:18 ), что Бог дал уже народу иудейскому «указания и предзнаменования» будущих событий, говорит ( Ис.8:19 ): не к чему поэтому обращаться к разного рода гадателям («вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям») за предсказаниями о будущем. Где же здесь запрещение почитать останки святых угодников? 10) Останки мученика Стефана погребли, а не выставляли для почитания ( Деян.8:2 ). Так в православной Церкви и поступают предавая земле всякого умершего, как бы он ни был праведен. Мощи износятся для поклонения впоследствии, если Господу угодно бывает прославить их чудесами, как это и было со святыми мощами Стефана, обретенными в 415 г. Церковь небесная Церковь небесную составляют: Божия Матерь, святые ангелы, святые угодники и все усопшие в вере и покаянии православные христиане: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Знамения и нетление. На легковерных людей также производят впечатление различные знамения, и сверхъественные явления. О них говорил старец Паисий Святогорец : «Есть разница между чудесами нашей веры и чудесами других вероисповеданий. И ходжа совершает чудеса различными магическими способами. Он добивается, чтобы видели свет, в то время как мы, когда диавол показывает нам свет и посылает сияние, показываем ему спину… Мы ищем чуда от Бога и не общаемся с диаволом». Православными людьми очень почитаются нетленные мощи святых угодников. Сохранность их тел воспринимается как дар Божий и знак святости, но при этом мощи тех святых, тела которых не имеют нетления, почитаются ничуть не меньше. Но факт необычной сохранности тела встречается и у неправославных. Например, в индийском штате Гоа тысячи туристов из России каждый год видят в католическом храме сохранившиеся останки католического миссионера Франциска Ксавьера, в России стало известно о сохранности останков буддистского ламы Итэгелова. Конечно, если даже люди могут обеспечивать нетление тел умерших, как мы видим на примере египетских мумий и мумифицированных тел коммунистических вождей, то и для бесов в этом нет ничего невозможного. К тому же не всегда нетление означает святость – например, по афонской традиции, где кости монахов складывают в монастырскую костницу, если тело монаха несколько лет остаётся неразложившимся, то это признак того, что человек имеет нераскаянный грех и нуждается в сугубых молитвах. Итак, у православных христиан почитаются не вообще все неистлевшие останки, а только те, которые принадлежали святым подвижникам, исповедовавшим истинную веру и жизнью показавшим верность заповедям Христовым. Нетление мощей, если оно происходит с телами святых, то от Бога как знак награды, если с телами явных грешников, то может быть от Бога как знак наказания, а если с телами еретиков, то может быть и от бесов ради укрепления в людях данной ереси и смущения православных. Поэтому, подводя итог, можно сказать, что при оценке чудес, следует смотреть не только на факт их наличия, но и на то, исповедует ли совершающий их человек истинное знание о Боге – веру православную, и живёт ли в соответствии с этой верой. Сам Господь предупреждает: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: „пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им“, – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» ( Втор. 13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И погибли все семь вместе, быв умерщвлены в первые дни жатвы ячменя. Тогда Рицпа сделала себе шатер на той горе и сидела от начала жатвы до того времени, когда полились дожди, и не допускала касаться тел повешенных ни птицам небесным днем, ни зверям полевым ночью. Когда донесли Давиду о таком поступке Рицпы, тогда он пошел к жителям Иависа Галаадского и взял y них кости Саула и кости Ионафана, сына его, тайно взятые ими с того места, где были повешены Филистимлянами, когда Филистимляне убили Саула в Гелвуе. И перенес Давид оттуда кости Саула и кости Ионафана, сына его, а также были собраны и кости повешенных (на солнце), и погребены все в земле Вениаминовой во гробе Киса, отца Саулова. После того Бог умилостивился над страною ( 2Цар.21 ). Такой пример женщины, вразумившей царя Давида почтить смертные останки близких ему людей, доказывает ту истину, что такое почитание коренится в духовной природе человека и есть дело общечеловеческое. Оно есть выражение любви к памяти близких сердцу умерших родственников и друзей, и изъявление благодарности и уважения к отжившим благодетелям – предкам, достойным вечной памяти потомства. Оно существовало и существует почти y всех народов, только выражается y каждого народа своеобразно. К этим естественным причинам присоединяются еще религиозные верования как y христиан, так и y язычников, и, наконец сверхъестественные действия благодати Божией, сообщающей тленному человеческому естеству нетленность, и дарующей нетленным мощам силу подавать исцеления тем, кто с глубокою верою прикасается к ним. Такие нетленные останки святых, – мощи, – обыкновенно признаются святыми и служат предметом всеобщего поклонения. Мы не будем распространяться о естественных побуждениях к почитанию человеческих останков, что всякому довольно известно из собственного опыта, умолчим и о верованиях язычества, как о предмете излишнем для церковного собеседования; скажем несколько слов о нашем христианском вероучении, на основании которого воздается нами должная почесть телам усопших отцов и братий наших.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

И потому, касающиеся мощей и даже лобызающие их не святыне приобщаются, а нечистоте и скверне, оскверняя этим саму Церковь . Священник : Лишь во времена Ветхого Завета мертвые тела оскверняли прикасавшихся к ним, ибо находились под грехом и проклятием. Однако и тогда не все они считались скверными, ибо останки Иосифа не осквернили Моисея, взявшего их с собой при выходе из Египта (см.: Исх.13:19 ), и останки пророка Елисея не осквернили, но оживили мертвеца, положенного поверх них (см.: 4Цар.13:20–21 и др.). Впрочем, и иудеи по-своему почитали тела мертвых, ибо заботились о могилах (см.: Мф.23:29 ). И тем более в Новом Завете тела усопших святых не могут считаться скверной, ибо они храмы, или жилища, Духа Святого (см.: и 1Кор.3:16–17; 6:19–20 ) и, таким образом, очищены от прежнего заклятия, а потому и не могут осквернить прикасающихся. Но знай, что все запреты прикасаться к тем или другим вещам, как скверным, составляют учение, принадлежащее лишь Ветхому Завету, а в Завете Новом силы не имеющие. Послушай святого апостола: Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому? ( Кол.2:20–22 ). Кроме мертвых тел, в Ветхом Завете были и иные «нечистые» предметы, осквернявшие человека при соприкосновении с ними, например, одежда и постель кровоточивых (см.: Лев.15:4–6 ) и многое другое. Вам, сектантам, и самим случается прикасаться к чему-нибудь в этом роде, однако вы не считаете себя оскверненными и не очищаетесь, как предписывает Ветхий Завет . Сектант : Назначение мертвых тел не в том, чтобы являть собою исключение из законов природы, а в том, чтобы быть погребенными и превратиться в землю, откуда и взят был человек. Ибо написано: В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его ( Еккл.12:7 ). Почему вы отказываете в этом предназначении телам святых, если природный закон распространяется на них так же, как и на всякое вещество?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

и: праведных души в руце Божии ( Прем.3:1 ). Ибо поверившие Богу, хотя бы и почили, не мертвы, как Спаситель говорит Саддукеям: a о воскресении мертвых не читали ли вы написаннаго: Я – Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых: ибо у Него все живы ( Мф.22:31, 32 ; Лк.20:38 ). Поэтому и останки тех, которые живы у Бога, не лишены чести. Так, прор. Елисей по смерти своей возбудил мертвого, убитого Сирийскими разбойниками; ибо когда тело его прикоснулось к костям Елисея, он, встав, ожил ( 4Цар.13:21 ), а этого не случилось бы, если бы тело Елисея не было свято. И целомудренный Иосиф обнимал Иакова, по смерти лежавшего на одре. И Моисей и И. Навин вынесли останки Иосифовы, не почитая этого осквернением. Поэтому и вы, епископы и прочие, прикасайтесь к почившим без наблюдения ( Чис.19 ) и не думайте, что оскверняетесь этим и останками их не гнушайтесь. Оставьте эти глупые наблюдения и украшайте себя святостию и целомудрием... Постанов. Апост. кн. VI, гл. 30. О почивших же во Христе диакон, по возглашении содержащегося в первой молитве, чтобы опять не сказал вам того же, пусть присовокупляет и сие: о почивших во Христе братиях наших помолимся, яко да человеколюбец Бог, приемый душу его (усопшего), прости ему всякое согрешение, вольное и невольное и милостив и милостив быв, приведет его в страну благочестивых, покоющихся в недре Авраама и Исаака и Иакова, со всеми иже от века благоугодившими Ему и сотворшими волю Его, отонуже отбеже болезнь и печаль и воздыхание... И епископ пусть говорит: ...Сам и ныне призри на раба твоего сего, его же избрал еси и приял еси в ин удел, и прости ему, аще что вольно или невольно согрешил и ангелы милостивы пристави ему и вчини его в недре патриархов и пророков и апостолов и всех, иже от века тебе благоугодивших. Постанов. Апост. кн. VIII, гл. 41. Совершайте же третины почивших в псалмах, чтениях н молитвах, ради Воскресшаго в третий день, и девятины, в воспоминание сущих здесь почивших и сорочины – по древнему образцу, ибо так народ Израильский оплакивал Моисея 109 годины о памяти почившего.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ибо поверившие Богу, хотя бы и почили, не мертвы, как Спаситель говорит саддукеям: «а о воскресении мертвых не читали ли вы написанного: Я — Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы». Поэтому и останки тех, которые живы у Бога, не лишены чести. Так, пророк Елисей по смерти своей возбудил мертвого, убитого сирийскими разбойниками; ибо когда тело его прикоснулось к костям Елисея, он, встав, ожил, а этого не случилось бы, если бы тело Елисея не было свято. И целомудренный Иосиф обнимал Иакова, по смерти лежавшего на одре. И Моисей и Исус Навин вынесли останки Иосифа, не почитая этого осквернением. Поэтому и вы, епископы и прочие, прикасайтесь к почившим без наблюдения, и не думайте, что оскверняетесь этим, и останками их не гнушайтесь. Оставьте эти наблюдения и украшайте себя святостью и целомудрием, чтобы соделаться вам причастными безсмертия и общниками царствия Божия, и получить обещание Божие, упокоиваясь чрез Спасителя Исуса Христа вечно. к Тому, Кто может открыть уши сердец ваших к принятию слов Божиих, подаваемых чрез Евангелие и чрез учение Исуса Христа назорея, распятого при Понтийском Пилате и Ироде, почившего и воскресшего из мертвых, и снова грядущего при кончине века со славою и силою многою, имеющего воскресить мертвых, навести конец миру и воздать каждому по достоинству, и к Тому, Кто дал нам, в залог воскресения, Самого Себя; Кто вознесся на небеса силою Бога и Отца Своего в глазах нас, евших и пивших с Ним по воскресении Его из мертвых в продолжении сорока дней; Кто сел одесную престола величия Вседержителя Бога на херувах, Кто слышал: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»; Кого блаженнейший Стефан видел стоящим одесную силы и, воскликнув, сказал: «вот я вижу отверстые небеса и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога», как Первосвященника всех разумных чинов. Чрез Него почитание, величие и слава Вседержителю Богу и ныне и во веки. Аминь. Книга седьмая 1. Законодатель Моисей сказал израильтянам: «вот я предложил вам путь жизни и путь смерти», и присовокупил: «изберите жизнь, чтобы жить вам». И пророк Илия сказал народу: «доколе вы колеблетесь на обе стороны? Если ЯХВЕ — Бог, то идите вслед Ему». Справедливо также сказал и Господь Исус: «никто не может служить двум господам; ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». Посему и мы, следуя Учителю Христу, Который есть Спаситель всех людей, наиболее же верных, необходимо говорим, что есть два пути: один — жизни, а другой — смерти. Но пути эти не имеют никакого сходства между собою. Напротив, они весьма различны, а лучше сказать — существуют совершенно отдельно. Путь естественный есть путь жизни, а путь привнесенный есть путь смерти, — не той, которая существует по мысли Божией, но той, которая от навета вражия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Ибо поверившие Богу, хотя бы и почили, не мертвы, как Спаситель говорит саддукеям: «а о воскресении мертвых не читали ли вы написанного: Я – Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы». Поэтому и останки тех, которые живы у Бога, не лишены чести. Так, пророк Елисей по смерти своей возбудил мертвого, убитого сирийскими разбойниками; ибо когда тело его прикоснулось к костям Елисея, он, встав, ожил, а этого не случилось бы, если бы тело Елисея не было свято. И целомудренный Иосиф обнимал Иакова, по смерти лежавшего на одре. И Моисей и Иисус Навин вынесли останки Иосифа, не почитая этого осквернением. Поэтому и вы, епископы и прочие, прикасайтесь к почившим без наблюдения, и не думайте, что оскверняетесь этим, и останками их не гнушайтесь. Оставьте эти наблюдения и украшайте себя святостью и целомудрием, чтобы соделаться вам причастными безсмертия и общниками царствия Божия, и получить обещание Божие, упокоиваясь чрез Спасителя Иисуса Христа вечно. к Тому, Кто может открыть уши сердец ваших к принятию слов Божиих, подаваемых чрез Евангелие и чрез учение Иисуса Христа назорея, распятого при Понтийском Пилате и Ироде, почившего и воскресшего из мертвых, и снова грядущего при кончине века со славою и силою многою, имеющего воскресить мертвых, навести конец миру и воздать каждому по достоинству, и к Тому, Кто дал нам, в залог воскресения, Самого Себя; Кто вознесся на небеса силою Бога и Отца Своего в глазах нас, евших и пивших с Ним по воскресении Его из мертвых в продолжении сорока дней; Кто сел одесную престола величия Вседержителя Бога на херувах, Кто слышал: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»; Кого блаженнейший Стефан видел стоящим одесную силы и, воскликнув, сказал: «вот я вижу отверстые небеса и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога», как Первосвященника всех разумных чинов. Чрез Него почитание, величие и слава Вседержителю Богу и ныне и во веки. Аминь. Книга седьмая 1 . Законодатель Моисей сказал израильтянам: «вот я предложил вам путь жизни и путь смерти», и присовокупил: «изберите жизнь, чтобы жить вам». И пророк Илия сказал народу: «доколе вы колеблетесь на обе стороны? Если ЯХВЕ – Бог, то идите вслед Ему». Справедливо также сказал и Господь Иисус: «никто не может служить двум господам; ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». Посему и мы, следуя Учителю Христу, Который есть Спаситель всех людей, наиболее же верных, необходимо говорим, что есть два пути: один – жизни, а другой – смерти. Но пути эти не имеют никакого сходства между собою. Напротив, они весьма различны, а лучше сказать – существуют совершенно отдельно. Путь естественный есть путь жизни, а путь привнесенный есть путь смерти, – не той, которая существует по мысли Божией, но той, которая от навета вражия.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010