Иисус, сын Сирахов, пишет, что тело пророка Елисея, после его смерти «пророчествовало» (Иис. Сир. 48:14 ). И это все потому, что «дорога в очах Господних смерть святых Его» ( Пс. 115:6 ). Из приведенных мест всякий беспристрастный сторонник истины может сделать тот вывод, что псалмопевец Давид никак не допускал той мысли, что благодатные дары Св. Духа не могут проявляться чрез тела святых угодников Божиих. Пророку Моисею Господь сказал, что он не войдет в землю Обетованную, ( Втор. 34:4 ). И слово Господне исполнилось: не только пророк Моисей живым не вошел в землю обетованную, т. е. в Палестину, но даже не попали туда его останки. Такова была воля Божия. Относительно того, что для евреев осталось неизвестным место погребения Моисея, то на это также была воля Божия, а особенно забота Господа о избранном Им народе еврейском, чтобы он, при своей великой склонности к язычеству, не стал боготворить останков Моисея. Но этим совсем не запрещается почитание останков угодников Божиих. Если стать на узкосектантскую точку зрения, то на основании данного места можно сделать тот вывод, что вообще не нужно хоронить умерших, а также нельзя переносить останков умерших. Вот до какой бессмыслицы можно дойти, основываясь на сектантском лжеучении. В Ветхом Завете евреи почитали останки, или мощи, своих патриархов. «И взял Моисей с собою кости Иосифа; ибо (Иосиф) клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесете кости мои отсюда» ( Исх. 13:19 ). Позже, во времена Иисуса Навина, эти кости были похоронены в Сихеме с великими почестями, там, где почивали первые еврейские патриархи (Иис. Нав. 24:32 ). Из приведенных мест видно, что почитание останков ветхозаветных патриархов не считалось чем либо необыкновенным. В Новом Завете Господь Иисус Христос свидетельствует, что Иудеи строили «гробницы пророкам» и украшали «памятники праведников» ( Мф. 23:29 ). И Спаситель за это нисколько их не осуждал. 2) Пророк Иеремия предсказал, что Господь Бог накажет тех людей, которые будут поминать останки людей: «В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов носят, и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Свидетельства Св. Писания о св. мощах Господь хранит останки св. и творит чудеса через них «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:20,21 ). «Гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:52). «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при паденш своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13:21 ). Останки святых почитали: «И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? и сказали ему жители города: это могила человека Божия... и сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» ( 4Цар. 23:17,18 ). «Иаков поставил над гробом ее (Рахили) памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» ( Быт. 35:20 ;сн. Мф. 23:29). Свидетельства древнехристианских отцов и учителей Церкви о почитании мощей св. угодников Евсевия, еп. Кесарийского: «смирнские христиане в своем послании писали: сотник, видя враждебную настойчивость иудеев, положил тело (св. Поликарпа) в огонь, как они обыкновенно это делают, и сжег. А мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, – и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с веселием и радостью, – и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения (т. е. в жизнь вечную) в научение и утверждение будущих подвижников» 85 . Св. Ефрема Сирина : «по смерти мученики действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Св. Духа. Поскольку мученики мужественно, с великим терпением исповедали Христа пред человеками, то и Он провозгласил их пред Отцом и ангелами Своими и обетовал им блага ( 1Кор. 2:9 ) 86 ... Они (христиане) поют псалмы, и, радуясь, славословят Бога, увенчавшего главы вашего мужества, в великой радости окружают святые останки вашего страдальчества, желая принять благословенье и взять с собою врачевства для души и тела» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Сохранение останков святых в нетлении и совершение при посредстве их чудес служит для Церкви православной основанием и побуждением к чествованию мощей святых угодников и вместе с тем уверением, что такое чествование есть дело богоугодное. Это чествование выражается в установлении праздников в дни обретения и перенесения святых мощей, в благоговейном хранении их, в поставлении их в святых храмах, в сооружении гробниц, в возжигании пред ними свечей и лампад, каждении фимиамом, лобзании и поклонении. Свидетельства Писания о святых мощах Господь хранит останки святых и творит чудеса через них: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» ( Пс.33:20–21 ). «Гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» ( Мф.27:52 ). «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:21 ). Останки святых почитали «И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? и сказали ему жители города: это могила человека Божия... И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» ( 4Цар.23:17–18 ). «Иаков поставил над гробом ее (Рахили) памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» ( Быт.35:20 ; ср. Мф.23:29 ). Свидетельства древних отцов Церкви Евсевия, епископа Кесарийского : «смирнские христиане в своем послании писали: сотник, видя враждебную настойчивость иудеев, положил тело (святого Поликарпа) в огонь, как они обыкновенно это делают, и сжег. Α мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с весельем и радостью, – и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения (т.е. в жизнь вечную) в научение и утверждение будущих подвижников». 399 Святого Ефрема Сирина : «по смерти мученики действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа. Поскольку мученики мужественно, с великим терпением исповедали Христа пред человеками, то и Он провозгласил их пред Отцом и ангелами Своими и обетовал им блага ( 1Кор.2:9 400 ). 401 Они (христиане) поют псалмы, и, радуясь, славословят Бога, увенчавшего главы вашего мужества, в великой радости окружают святые останки вашего страдальчества, желая принять благословение и взять с собою врачевства для души и тела». 402

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Храмы Духа Святого Пастыри о почитании мощей Почему мы чтим мощи святых? Как Бог действует через останки давно умерших людей? Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься? Что вообще главное при обращении ко святому? За ответами на эти часто задаваемые и волнующие многих вопросы мы обратились к священникам. Фото: patriarchia.ru Исцеляла даже тень проходящих мимо апостолов Протоиерей Олег Стеняев : – Всякий раз, когда Господь проявляет Свое присутствие через материальные предметы: землю или целый город, помещение, какую-нибудь вещь и даже останки святых, – происходит освящение этого источающей благодатью. И в Библии тому множество примеров. Здесь важно понять, что Господь не мерою дает Духа (Ин. 3: 34). Некогда Моисею сказал Бог: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3: 5). Очевидно, земля стала святой не потому, что изменился ее химический состав, а потому, что Господь освятил ее Своим общением с пророком. Может стать святым и целый город. Так, в Евангелии о Иерусалиме прямо сказано: святой город (Мф. 4: 5). А Давид восклицает: А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (Пс. 5: 8). Вещи апостолов источали благодать исцеления. Читаем: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19: 11–12). Протоиерей Олег Стеняев Исцеляла даже тень проходящих мимо апостолов. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян. 5: 14–15). И останки мертвых угодников, их мощи приносили утешение, чудеса и защиту. Читаем: И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище (моавитян), погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4 Цар. 13: 21). Из Писания мы точно знаем, что все 40-летнее скитание по пустыне, когда Господь чудесами и знамениями оберегал Свой народ, в стане народа Божия сохранялись мощи Иосифа Прекрасного, и он сам заповедал, чтобы они унесли его мощи с собой, когда будут выходить из земли Египетской в Землю Обетованную.

http://pravoslavie.ru/103688.html

Что требуется для того, чтобы признать останки человека святыми прославленными мощами? Обыкновенно думают, будто главным и исключительным признаком святости мощей является их нетление. Не совсем так. Хотя несомненно, что нетление мощей уже является признаком святости, так как Господь именно Святому не дает увидеть тление ( Пс.15:9–10 ); тем не менее за одно нетление мощей Церковь никогда не прославляет их. И наоборот, Церковь прославила многие останки Святых, которые подверглись тлению. Таковы, например, мощи Преподобного Серафима Саровского , Преподобномученицы Анастасии, пр. Иова Почаевского и других. Главным признаком Святости мощей являются чудеса, изливаемые от останков Святых Угодников, независимо от того – предались ли эти останки тлению, или нет; при этом чудеса особенные по своей важности, как например, прозрение слепого, исцеление немого, хромого и т. д. надлежаще удостоверенные. Следовательно, сущность вопроса о Святых мощах не в том, могут ли, или нет тела умерших Святых оставаться нетленными, а главным образом, в возможности чудес, изливаемых от Св. Мощей. О том, что Святые мощи могут источать чудеса, свидетельствует Слово Божие. Именно, в четвертой книге Царств повествуется, как через прикосновение к костям пророка Елисея воскрес мертвый: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитин пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребал одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисеи, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:20–21 ). Вспоминая об этом дивном событии, Премудрый Сирах пишет о пророке Елисее: «Ничто не одолело его, и по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» ( Сир.48:14–15 ). Значит, нет ничего невозможного в том, что мощи Святых Угодников, являясь как бы проводниками Божественной Благодатной силы, могут источать чудеса. У Святого человека все свято. Из книги Деяний мы знаем, что даже платки и опоясания с тела Апостола Павла имели чудодейственную силу, так что «на больных возлагали платки и опоясания с тела Апостола Павла, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

35. «…Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут…» (Рим. 2:13). Задача по математике Мальчик подошел к отцу и спросил, не поможет ли он ему решить задачу по математике. Отец скоро сам увлекся задачей и с жаром объяснял ее сыну. Неожиданно он заметил, что мальчик не слушает его, а ногой играет с кошкой, сидящей на полу. «Сосредоточься на задаче, сынок», – строго сказал отец. Однако через некоторое время он снова заметил, что сын увлеченно смотрит в окно, где во дворе, весело крича, дети играли в футбол. «Сынок, ты можешь сосредоточиться на том, что я тебе говорю, или нет?» – уже начиная сердиться, спросил отец. «Могу, папа, – ответил мальчик. – Только надо, чтобы в комнате не было кошки, а за окном не играли в мяч». 36. «…Ищи мира и следуй за ним…» (Пс. 33:15). Прибой и пена При сильном ливне на воде появляются пузыри, При сильной волне полоса прибоя покрывается пеной. Прекратится ливень – исчезнут пузыри на воде, Утихнет прибой – исчезнет с берега пена. 37. «…Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» (Лк. 11:9-10). Останкинская телебашн я Сибиряк решил попытать счастья и найти себе работу в Москве на телевидении. Прибыв в столицу, он запутался в станциях метро и не знал, куда ему ехать. Дежурная принялась ему объяснять, где надо сделать пересадку, чтобы добраться до телецентра. Но сибиряк никак не мог запомнить названий станций. «Вот что, уважаемый, – сказала ему наконец дежурная. – Запомните только два слова – «Останкинская телебашня», тогда вы точно туда доберетесь». 38. «…Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.» (Лк. 9:62). Приезжий в гигантском супермаркете Приезжий зашел в гигантский супермаркет и заблудился в его многочисленных отделах. Устав искать выход, он обратился к продавщице, чтобы она подсказала ему, как выбраться из магазина. «Это очень просто, – улыбнувшись, отвечала девушка, – если вы не будете все время засматриваться на прилавки, а просто пойдете по проходу, следуя нарисованным на полу стрелкам. Они скоро приведут вас к выходу».

http://isihazm.ru/1/?id=109

– Благочестивый царь Иудейский. Иосия, разрушая в царстве израильском идольские капища и сожигая кости умерших нечестивых израильтян, когда увидел могилу человека Божия, который приходил из Иудеи, то дал такое повеление окружавшим его людям: оставьте его в покое, никто не трогай костей его ( 4Цар.23:18 ). Евангелист Матфей упоминает об обычае Иудеев, существовавшем во дни земной жизни Иисуса Христа, строить гробницы пророкам и украшать памятники праведников ( Мф.23:29 ). Третья ссылка штундистов на слова Апостола Павла о том, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления, также не говорит в пользу мнения сектантов, отрицающих нетление святых мощей. Плоть и кровь означают по объяснению блаж. Феодорита смертную природу нашу, смертное естество, и эта смертная природа наша, как такая, не может наследовать небесного царствия, вечно блаженной будущей жизни. Плоть и кровь – это тело душевное (ст. 44), человеческое тело в его теперешних свойствах, всё наше теперешнее существо, когда мы не только носим в себе плоть и кровь, но и так часто эта плоть и кровь определяют нашу жизненную деятельность. С плотью и кровью нашею жизненно соединена сила греха. Поэтому плоть и кровь, как таковые, подлежат тлению, чтобы для вечной жизни преобразиться силою Божиею из тела душевного в тело духовное. Но тление не есть необходимое условие для такого изменения или преобразования. Апостол Павел говорит: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51 и 52). Следовательно, по учению Апостола изменение или преобразование тел умерших совершится только при самом воскресении мертвых, и притом не одним и тем же способом для всех вообще людей, а о ближайшей участи тела после смерти человека до всеобщего воскресения мертвых Апостол прямо не говорит. Правда, у Апостола сказано: сеется в тление, то есть сеется тело душевное. Но разве останки умерших святых людей или мощи их составляют тело душевное, то есть одушевляемое жизнью поврежденной грехом природы человеческой? Разве мощи святых суть плоть и кровь? В останках или мощах святых нет уже дыхания греховной жизни, нет крови, оживляющий организм, нет и жизненной деятельности служащей суете и тлению. Притом же православная Церковь и не учит, что эти нетленные останки святых или мощи их в таком же самом виде, в каком они почивают в раках, останутся неизменными и при всеобщем воскресении мертвых. Когда воскреснут мертвые для жизни вечной, тогда и мощи святых всемогущею силою Божиею будут совершенно преобразованы в тела духовные, сообразные телу воскресшего Господа, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Быт.2:7)»; наука рассматривает процесс, в ходе которого прах земной был преобразован в человеческое тело. В рамках библейского взгляда на мир не существует противопоставления между естественными процессами и Божественным творением. Псалмопевец, например, говорит, обращаясь к Богу: « Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Пс.138:13-16)» Супружеские отношения, беременность, роды – естественный процесс, в результате которого ребенок появляется на свет, но псалмопевец, прекрасно зная это, видит в этом творческое деяние Бога. Биологические виды могли быть созданы сразу, а могли быть сформированы в результате длительного процесса, который выглядит столь же “несверхъествесвенным”, как беременность – в том и в другом случае мы имеем дело с творческой активностью Бога. Одно из возражений против эволюционной теории относится к понимаю связи греха и смерти. Действительно, теория эволюции предполагает, что смерть животных существовала очень долгое время до появления (и греха) человека. Надо, однако, отметить, что то обстоятельство, что животные жили, умирали, и оставляли после себя ископаемые останки, задолго до появления (и греха) человека, не есть теория — это есть наблюдаемый факт. Стоит ли нам предполагать (вместе с некоторыми американскими протестантами)  что Бог специально расположил ископаемые останки таким образом, чтобы создать у людей непреодолимое впечатление, что животные умирали до человека, и таким образом, испытать нашу веру? Это представляется крайне затруднительным.  Но главное — это просто не нужно.  Писание вовсе не утверждает, что смерть животных является результатом человеческого греха, и ничто не обязывает нас к вере в бессмертие животных до падения человека.

http://radonezh.ru/analytics/kakoy-imenn...

Во дни Ветхого Завета безжизненное тело считалось источником нечистоты и осквернения. «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека , – говорил закон, – нечист будет семь дней… Всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа; истребится человек тот из среды Израиля» ( Числ. 19, 11, 13 ). Лишь в исключительных случаях телесные останки праведных людей становились средствами чудесных явлений силы Божией. Так, в 4-й книге Царств рассказывается о следующем происшествии: «Умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13, 20–21 ). В Новом Завете, после живоносного Христова Воскресения, ставшего залогом и непреложным основанием веры в будущее воскресение мертвых (см. 1Кор. 15, 12–23 ), решительно изменился взгляд на телесную смерть христианина и на состояние тел умерших в вере и надежде воскресения к вечной жизни. Тела всех живущих достойно христиан суть, согласно учению апостола Павла, храмы Духа Святого, члены Христовы (см. 1Кор. 6, 15, 19 ; сравн.: 1Кор. 3, 16–17 ) по силе, очевидно, совершенных над этими христианами таинств крещения, миропомазания, причащения и других. По этой причине и в надежде на грядущее общее телесное воскресение, телу почившего христианина Церковь воздает почести, предписывая совершать над умершим чин погребения, благословляя обычаи омовения и облачения в чистые одежды, возложения на чело умершего венчика, возжжения у гроба светильников, каждения фимиамом… Но если так, то тем более естественно почитать телесные останки святых, которые еще при жизни подверглись глубокому очищающему воздействию благодати Божией: их тела, без сомнения, и по смерти продолжают оставаться священными сосудами этой благодатной Божественной силы. Подтверждением этой уверенности служат нередко очевидно являемые знаки прославления Богом тел умерших праведников: нетление их святых мощей, чудеса от мощей совершаемые и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

«Врази мои душу мою одержаша»: «тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню». Под туком иные разумели благоденствие и телесное здравие; а мне кажется, что Пророк называет так благорасположенность и братолюбие. Сие дает видеть последовательность речи; ибо говорит, что, заключив всякое естественное чувство жалости, и не дав никакого места помыслам человеколюбия, говорят высоко и надменно, а мне разставляют всякаго рода сети и засады. Пс.16:11 .  На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю. «Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю». Они изгнали меня из отечественной земли, и опять устремляются туда и сюда, желая захватить меня; потому что не хотят смотреть прямо, но в сторону уклонено око их. Так перевел и Симмах: «постановили для себя; в сторону уклонять очи свои, на землю». Пс.16:12 .  Они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных. «Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных». Отринув разумность естества, подражают зверям, которые желают пищи, высматривают оную, и внезапно кидаются на нее. Пс.16:13 .  Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим. «Воскресни, Господи, предвари я и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое, от враг руки Твоея». Воспрепятствуй стремлению их, Владыка, какими Сам Ты ведаешь препятствиями. Ибо сие выразил Пророк словом: «запни», заимствовав образ речи от тех, которые скрытным образом низлагают бегущих, а меня освободи от их злоумышления, употребив в дело против них меч Твой. Ибо так выразил Симмах: «мечем Твоим». Пс.16:14 .  От людей – рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим. «Господи от малых от земли». Ибо определением Твоим предаешь людей смерти. Ты сказал: «земля еси, и в землю отъидеши» ( Быт. 3, 19 ). «Раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их». Хотя и легко Тебе предать их смерти, но я умоляю, разсыпать их живых, разрушить злое их согласие, и соделать их причастными уготованных у Тебя казней. Так и в песни великаго Моисея говорит Сам Бог: «не сия ли вся собрашася у Мене, и запечатлешася в сокровищах Моих? В день отмщения воздам, во время егда соблазнится нога их» ( Втор.32:34–35 ). «Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим». И сие Симмах перевел так: «насытятся сыны, и оставят останки свои младенцам своим», то есть, знаю, что праведное наказание Твое наложишь не только на них, но и на сынов и на внуков, подражающих лукавству предков. Сказано же: «насытятся», вместо: «до сытости приобщатся зол».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010