Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Максим († после 1716), иконописец Оружейной палаты Московского Кремля посл. четв. XVII - нач. XVIII в. Очевидно, сын жалованного иконописца Максимова Ивана и брат Максимова Василия (см. ст. Максимовы ). Проживал в Москве, в приходе ц. вмч. Никиты на Швивой горке в Семёновской слободе. Первые сведения о его деятельности в Оружейной палате относятся к 1677-1678 гг., когда в составе большой группы иконописцев он работал над миниатюрами к напрестольному Евангелию для дворцовой ц. Воскресения словущего в Московском Кремле. В 1679 г. в группе мастеров принимал участие в написании 14 икон праотеческого ряда иконостаса Покровского собора в Измайлове (частично сохр., находятся в Покровском соборе). В 1689-1694 гг. совместно с Петром Федоровым Билиндиным , Николаем Соломоновым Вургаровым и Петром Семеновым Коробовым писал иконы для иконостаса ц. Воскресения Христова в Кадашах. Среди сохранившихся икон комплекса автограф мастера имеется на двери в жертвенник с изображением арх. Михаила (1694, Музей-усадьба «Останкино»). Имя И. упомянуто среди др. художников и на происходящей из того же храма иконе «Богоматерь Боголюбская, с припадающими преподобными Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским и Иоанном Дамаскином» (1689, ГТГ). В надписи указано, что И. вместе с Петром Коробовым выполнил на ней изображение преподобных. Образ был написан за 5 дней. В 1702 г., к Пасхе, писал за 60 р. иконостас для новопостроенной ц. Воскресения Христова в Андреевском мон-ре в Пленницах по заказу игум. Феофана и братии (не сохр.). Поручителем при заключении договора был иконописец Билиндин, с которым И. совместно работал. В 1703 г. И. выступил поручителем Билиндина и В. Максимова при заключении ими договора на написание иконостаса в вотчине боярина Т. Н. Стрешнева с. Рождествене (Шарапове) Московского у. Наиболее позднее известное произведение И.- икона «Ап. Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе», написанная в 1706 г. для московской ц. свт. Власия Севастийского в Староконюшенном пер. В 1716 г. его имя еще упомянуто в переписных книгах Москвы.

http://pravenc.ru/text/200483.html

«Следы крови на рубашке произошли от погибшего мужчины (останки 4 из гроба с надписью …[Николай II]. Вероятность случайного совпадения генетических требований составляет 9,79993 х 10 -22 . Погибший мужчина (останки 4), следы которого присутствуют на рубашке, и Александр III, костные останки которого исследовались в рамках производства молекулярно-генетической экспертизы 02-2016, с вероятностью не менее 99,9994% состоят в биологическом родстве, как отец-сын». Из заключения МСК-3085-2015/МСК-4158-2016 от 28 июня 2016 года (отдел медико-биологических исследований управления организации экспертно-криминалистической деятельности ГУК СК РФ (эксперты — руководитель отдела Игнашкин М.А., зам. руководителя отдела Фролова С.А., ст. эксперт отдела Федюнин А.А.): «Установлены генетические признаки всех одиннадцати лиц, костные останки которых были представлены на исследование. В ходе этой экспертизы установлена семейная группа: биологические родители отец останки 4 [Николай II ], мать останки 7 [Александра Федоровна], их дети четыре дочери: 3 [Ольга Николаевна], 5 [Татьяна Николаевна], 6 [Анастасия Николаевна], 147 [Мария Николаевна], и сын 146.1 [Алексей Николаевич]. В захоронении, официально вскрытом в 1991 г., кроме Романова Н.А. (останки 4) находились останки его супруги Романовой А.Ф. (останки 7) и трех их дочерей (останки 3, 5, 6), вероятность биологического родства между ними и обоими родителями составляет от 99,999999999999998 % до 99,9999999999999994 %. Останки двух лиц, обнаруженных в 2007 г., принадлежат дочери (останки 147) и сыну (останки 146.1) Романова Н.А. и Романовой А.Ф. Биологическое родство по обоим родителям установлено с вероятностью для Марии — 99,9995 %, а для Алексея — 99,99999992 %. Лица, которым принадлежат останки четырех лиц, обнаруженных в захоронении 1991 г., 1 [Демидова А.С.], 2 [Боткин Е.С.], 8 [Харитонов И.М.] и 9 [Трупп А.Е.] не являются биологическими родственниками ни по отношению друг к другу, ни по отношению к останкам, идентифицированным как Романовы.

http://pravoslavie.ru/144251.html

17 дек. 1689 г. патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) отрешил от должности игум. Михаила «за разныя преступления», в т. ч. за разграбление монастырской казны. При новом игум. Лаврентии, летом 1692 г., деревянную Успенскую ц. (1637), стоявшую рядом с одноименной каменной, разобрали «на дрова» и «над престольным... местом» построили «каморочку на четыре угла рубленную», увенчанную крестом ( Добровольский. 1894. 17. С. 467). 1 июня 1694 г., во время шторма, близ П. П. м. потерял управление бот «Святой Петр», на к-ром из Архангельска на Соловецкие острова плыл царь Петр I с боярами и архиеп. Афанасием (Любимовым). Только благодаря опытности кормчего, нюхонского крестьянина Антипы Панова, 2 июня бот, преодолев опасные для судоходства Унские рога, причалил к берегу рядом с мон-рем. В память об избавлении от гибели царь собственноручно срубил и установил на берегу 3-метровый крест с надписью: «DAT//KRUIS MAKEN//KAPTEIN PITER//VAN. A. CHT.//1694.» (Сей Крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694) (О высочайших пришествиях. 1783. С. 47). В кон. XVIII в. этот крест «за подгнитием» был перенесен в монастырский Успенский собор, в апр. 1805 г. по повелению имп. Александра I Павловича - сначала в Кегостровский приход, а 29 июня того же года крестным ходом во главе с еп. Евлампием (Введенским) - в кафедральный Свято-Троицкий собор Архангельска. При этом еп. Евлампий был облачен в саккос, пожалованный царем архиеп. Афанасию (Любимову). В соборе для реликвии устроили «помещение под балдахином». По сторонам креста стояли тумбы с резными изображениями ангелов, державших овальные щиты с надписями, в к-рых упоминались события 1694 и 1805 гг. Собор был разобран в 1929 г., крест 1694 г. находится в экспозиции Архангельского краеведческого музея. Также в 1694 г. Петр I сделал в П. П. м. значительный денежный вклад (на строительство ограды - 200 р., на содержание братии - 60 р.), передал «красного вина и свеч довольное количество и рыбы для братского стола» и др., а также земли различного назначения. Позже царь передал обители колокол (26 пудов), отлитый в г. Любеке.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИСЕЙ ГРЕЧИН (Гречин Петрович, в иночестве Савва; † 15.03. 1230?), новгородский художник, политический и церковный деятель. В. Л. Янин, сопоставив результаты близких по датировке новгородских археологических находок, сведения НПЛ и другие данные, отождествил неск. лиц, носивших имя Олисей и прозвище Гречин. Вероятно, О. Г. был сыном новгородского боярина Петра (Петрока) Михалковича, княжеского представителя в сместном (совместном - городском и княжеском) суде, усадьба к-рого была обнаружена в Людином конце на Троицком раскопе (усадьба Е); с ней соседствовала усадьба самого художника (усадьба А). В 80-90-х гг. XII в. О. Г. имел сан священника, был членом сместного суда, занимался иконописью. Выставлял свою кандидатуру на выборах архиепископа Новгорода и Пскова в 1193 г. (избран не был). После пожара 1209 г. переселился в Загородский конец, где в нач. 20-х гг. XIII в. был иереем ц. равноапостольных Константина и Елены на Росткине ул., для этой церкви переписал стихирарь (РНБ. Соф. 85). С 1226 г.- игумен Юрьева мон-ря (2 марта принял монашество с именем Савва, 8 марта был возведен во игумена). В 1229 г. повторно принимал участие в выборах архиепископа и снова не был избран. В 1230 г. был лишен игуменства. В том же году преставился после 6-недельной болезни. Гипотеза Янина вызывает сомнения у ряда исследователей, в первую очередь по причине разнообразия социальных ролей, приписываемых одному человеку ( Гиппиус. 2005). Во время археологических работ на Троицком раскопе в Новгороде в 1973-1977 гг. обнаружена усадьба, владелец к-рой держал мастерскую и занимался иконописью. С ней связаны 40 берестяных грамот, в 5 из них присутствует имя О. Г. В одной из грамот содержится именование вмч. Меркурия на греч. языке как св. воина - видимо, заготовка для иконной надписи; на др. грамоте сохранилась разметка композиции с изображением Христа с предстоящими; известна также грамота с просьбой дописать 2 иконы шестикрылых серафимов «на верх Деисусу» (выше деисусного ряда иконостаса в церкви).

http://pravenc.ru/text/2578341.html

Находка на Коптяковской дороге Археологические раскопки на Старой Коптяковской дороге, в том месте, которое называется Поросенков лог, уже стали историей. В августе 2007 года в Поросенковом логе уральские ученые обнаружили останки, которые с большой долей вероятности были квалифицированы ими как останки цесаревича Алексия и великой княжны Марии. 4 марта, 2010 Археологические раскопки на Старой Коптяковской дороге, в том месте, которое называется Поросенков лог, уже стали историей. В августе 2007 года в Поросенковом логе уральские ученые обнаружили останки, которые с большой долей вероятности были квалифицированы ими как останки цесаревича Алексия и великой княжны Марии. Археологические раскопки на Старой Коптяковской дороге, в том месте, которое называется Поросенков лог, уже стали историей. В августе 2007 года в Поросенковом логе уральские ученые обнаружили останки, которые с большой долей вероятности были квалифицированы ими как останки цесаревича Алексия и великой княжны Марии. Несколько дней останки хранились в Институте истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, а затем были переданы в областное бюро судебно-медицинской экспертизы. Более полугода идут различные экспертизы, но до сих пор Генеральная прокуратура не представила окончательные результаты экспертизы. Не делая самостоятельных предположений и выводов, «Церковный вестник» по благословению Святейшего Патриарха публикует историю обретения останков и мнения участников тех событий. Первые сообщения о том, что раскопки в Поросенковом логе увенчались успехом — найдены останки мальчика-подростка и девушки, а также пули от короткоствольного оружия и черепки от сосудов, — появились в конце августа. Если быть точнее — 23 августа, в день, когда Святейший Патриарх Алексий совершал Божественную литургию в Саввино-Сторожевском монастыре. Почему это стоит отметить особо? Дело в том, что преподобный Савва Сторожевский — «молитвенник о царех богоизбранных», особый покровитель русских государей, и такое совпадение трудно назвать случайностью.

http://pravmir.ru/naxodka-na-koptyakovsk...

Драгоценны для христиан святые мощи святых. Это суть останки великих людей, которые просияли чистотою и высотою добродетелей, по своей вере и благочестию явились «многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена», как говорит святой апостол Петр ( 1Пет.1:7 ). И в настоящей жизни свет Божественной благодати сиял в них в изобилии и озарял их ум и сердце; и там, на небесах, их бессмертные богоподобные души у престола Отца светов наслаждаются созерцанием света славы Божественной. Драгоценны святые мощи святых. Как в соединении с душою они были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею они остаются богатым вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим. «Есть некая животворная и спасительная сила в телах праведников, – рассуждает святой Кирилл Иерусалимский , – когда мертвец, брошенный на гроб пророка Елисея, возвратился к жизни чрез одно прикосновение к его костям» 3 . Святой Василий Великий говорит: «Кто касается костям мученика, тот приемлет некоторое сообщение освящения по благодати, обитающей в теле мученика» 4 . В деяниях седьмого Вселенского Собора читаем: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Итак, мы благоговейно почитаем святые мощи 1) как останки высокодобродетельных людей, благочестно скончавших свое житие, и 2) как жилища Духа Святого. 1. Как останки людей, славных высокими подвигами и добродетелями, святые мощи достойны почитания. И останки героев земли, знаменитых своими талантами и заслугами для Отечества, сподобляются от людей особенной чести и торжества; тем более достойны благоговейного почитания останки святых мужей, которые столько же превосходят всех высоких и знаменитых людей по суду мира, сколько истинная добродетель, совершаемая для славы Божией, превосходит высокие подвиги, составляющие славу и величие мира. Как останки героев земли при одном взгляде на них живо напоминают славные деяния и труды и весь образ жизни почивших, так и святые мощи естественно воспроизводят в душе те добродетели и совершенства, которыми сиял, и те болезни и труды, ими же трудился святой муж, почивающий о Господе. Вместе с сим воспоминанием естественно рождается чувство благоговения, почтения и любви к святому; мы поражаемся его добродетелям и совершенствам, удивляемся высоте и святости его жизни и в благоговении и умилении преклоняемся пред гробом, заключающим в себе святые останки!..

http://azbyka.ru/o-pochitanii-svyatyx-mo...

Тогда останки святых почитали не тотчас по кончине святых, но износили их для того из недр земли уже впоследствии, когда Господь благоизволил явить на это волю свою. Так, останки св. пр. Аввакума, бывшие в Келе или Киле, и св. пр. Михея, находившиеся близ Вирафсатии, в расстоянии на десять стадий от упомянутого города, изнесены из недр земли уже в царствование имп. Феодосия 37 ; останки св. ап. Варнавы открыты и поставлены в церкви в царствование имп. Зенона, при архиеп. кипрском Анфимии 38 ; останки св. мучеников Гервасия и Протасия обретены и положены под жертвенником в базилике, называемой амвросианскою, при св. Амвросии медиоланском 39 ; останки св. сорока мучеников, пострадавших при Ликинии в Севастии армянской и хранившиеся за стенами Константинополя в саду, обретены в правление дочери импер. Аркадия Пульхерии 40 , и проч. Обретение же этих и других останков всегда совершалось по особенным откровениям, так что если бы кто позволил себе не изнести оных из недр земли, тот поступил бы, в таком случае, вопреки воле Бога, дивного во святых своих и прославляющего останки их нетленные. В прав. Церкви так это и бывает. В ней всякий усопший христианин, как бы он ни был свят и праведен, всегда предается обыкновенно земле, а износится из нее для чествования тогда, когда Господь изъявит на это волю свою особенным откровением: в доказательство чего указываем, с одной стороны, на останки свят. Митрофания, епископа воронежского, открытые у нас в 1831 г., а с другой – на останки свят. Тихона, епископа воронежского же, давно уже известные своим нетлением, но открытые только в 1861 г. II. Высказывая, что почитание останков святых началось во времена поздние, лютеране различно говорят о том, когда именно началось оно. При одном случае они указывают посему на время, следующее за 500 годом 41 ; при другом выражаются, что почитание останков святых началось до 500 года 42 ; а при ином утверждают, что до второй половины IV века ни один из писателей церковных не упоминает о почитании останков святых, которое будто бы началось уже во второй половине IV века, когда совершилось торжественное перенесение останков св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Вторым местом нашего паломничества был Ярополец. Тут первое, о чём вспо­ми­на­ешь, что название это связано с именем Пушкина . Подъезжаем. Так и есть. Дивная, на­ряд­ная усадьба построенная в середине XVIII-ro века Загряжским, позже принадлежала Гончаровым, поэтому сюда и приезжал к матери своей будущей жены Александр Сер­ге­евич Пушкин. Усадьба, а перед ней церковь св. Екатерины. Нам объяснили: всё, что было внутри здания, погибло во время Великой Отечественной войны, включая великолепную библиотеку и комнату Пушкина. Перед главным входом - бюст Александра Сергеевича. Усадьба находится на балансе МАИ - Московского Ави­а­­ционного института и внутри глав­ного корпуса расположен пансионат и лечебница. Институт отремонтировал и поддерживает приличное содержание внешнего вида здания и при­мы­ка­ющих построек. Внешний вид... И этому рады... Всё это нам рассказала ста­рейшая жи­тельница Яро­поль­ца, наш новый экскурсовод, встретившая нас здесь, Антонина Пав­лов­на Кожемяко. Она же и музей здешний основала, сначала на общественных началах... До войны в цент­ральном здании Гончаровской усадьбы была школа, где она училась. Её заинтересовало, что вокруг столько красивых зданий мимо которых она ходит и ничего не знает о них. Стала изучать, увлеклась и посвятила Яропольцу всю жизнь. Она, может, пос­лед­ний живой свидетель многих событий и ушедшей красоты от нас. «Посмотрите на эти липы, - приглашала она. - Они помнят Пушкина. По этим липовым аллеям Пушкин ходил к Чернышёвым». А дело в том, что обе усадьбы Ярополец Гончаровых и Ярополец Черны­шёвых - так они названы по именам их владельцам, в искусствоведческих опи­са­ниях объе­динены. Действительно, они расположены в одном, соединяющем их парке, пост­роены приблизительно в одно время и расположены одна от другой на расстоянии ки­лометра. Нас снова усадили в автобус и мы, умиротворённые полученными впе­чат­ле­ни­я­ми, поехали навстречу новым. Если о Яропольце Гончаровых говорят, что главный корпус усадьбы с двумя флигелями и объединяющими их крытыми галереями, ком­по­зи­ци­онно напоминает Дом Пашкова в Москве, что главный и парковый фасады нарядно ук­ра­шены портиками коринфского ордера и пилястрами на флигелях, то по замыслу стро­и­те­ля усадьба Ярополец Чернышёвых по широте архитектурного воплощения дала повод на­зывать её в своё время русским Версалем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Тальцы. Иркутский архитектурно-этнографический музей " Тальцы " . Музей деревянного зодчества.  ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1969. (основание). Ссылки:   Адрес: Россия, Иркутская область, Иркутский район, п. Тальцы, 47-й км Байкальского тракта (фактический адрес); г. Иркутск, ул. Грязнова, 22 (администрация в Иркутске) Координаты: 51.996812, 104.664457 Проезд:от Иркутска авт. на Листвянку до ост. Тальцы, пешком на юго-запад 800 м. Изменить описание объекта Храмы на территории музея: Карта и ближайшие объекты В музее собрано 78 архитектурных памятников оборонного, культового и гражданского зодчества народов иркутской области XVII-XX вв., а также этнографические коллекции Х-ХХ вв., всесторонее отражающих материальную и духовную культуру русских, бурят, эвенков, тофалар. Решение о строительстве музея было принято 9 января 1966 г. В 1980 г. музей, ставший филиалом Иркутского государственного объединенного музея, принял первых посетителей. С 1 января 1994 года музей функционирует в качестве самостоятельного. 20 февраля 1995 года указом Президента Российской федерации музей " Тальцы " отнесен в объектам исторического и культурного наследия федерального значения. (www.museum.ru) Постоянные экспозиции: «Илимский острог 17 века», «Казанская часовня 17 века», «Церковно-приходская школа, 19 век», «Усадьба крестьянина Зарубина, начало 20 века», «Усадьба Московского», «Усадьба псаломщика, 19 век», «Усадьба крестьянина Непомилуева», «Бурятский улус-летник, 19 век», «Каскад водяных мельниц», «Тальцинское кладбище», «Эвенкийские стойбища», «Традиционная женская народная одежда», «Женский традиционный головной убор». (www.go-baikal.ru): Троицкая церковь (1914 г). Вывезена из дер. Дядино, Жигаловского района. В 1990-1992 гг. на территории музея снимался советско-японский фильм " Сны о России " . Для его съемок за счет японских кинематографистов церковь была перенесена на территорию музея и собрана в предварительной сборке без канонической ориентации алтарем на восток. В планах музея перенос церкви на другое место и установка ее в соответствии с христианской традицией.

http://sobory.ru/article/?object=09220

Некоторое время назад, по Домостроительству Господню, случился в нашей пустыне мор, и некоторый святой и добродетельный отец преставился; его похоронили в усыпальнице отцов. На следующий день также умер, но только один из нерадивых братий, которого похоронили над останками святого мужа. И еще через один день скончался другой отец; когда пришли [в усыпальницу], чтобы положить тело его, то обнаружили, что святой муж сбросил на землю останки грешного брата. [Пришедшие], считая, что это произошло случайно, а не чудесным образом, подняли с земли останки брата и опять положили их на [святого] отца. Но придя утром, [братия] нашла, что отец вновь сбросил с себя [грешного] брата. Святой отец наш игумен, узнав об этом, пришел в усыпальницу и сказал почившему старцу: «Иоанн, называемый аввой Иоанном, при жизни ты был кротким и долготерпеливым». Затем, взяв собственными руками останки [нерадивого] брата, положил их сверху на старца и опять сказал ему: «Терпи, авва Иоанн, брата, хотя он и был грешником, как терпит Бог грехи мира». И с того дня старец уже не сбрасывал [с себя] останки брата. I, 9 В сорока милях от Святой Горы есть угрюмое и весьма суровое место, именуемое Турва. В нем обитал один досточудный старец и его ученик. Из Константинополя пришли два экскувита, 18 братья-близнецы, которые, отрекшись [от мира], удалились на Святую Гору при святом игумене нашем Иоанне. Пробыв два года в монастыре, они удалились отшельничать в Турва, где обитал великий старец. Прожив там некоторое время, они умерли. Старец и его ученик, взяв останки их, пошли и погребли их в одной пещере. Спустя немного дней преставился и старец; ученик, естественно, почитавший его, положил останки его между телами двух экскувитов. На третий день он пришел в пещеру воскурить благовония старцу и обнаружил, что экскувиты сбросили останки [учителя], по поводу чего он сильно восскорбел. И опять положил [старца между ними], а когда следующий раз пришел, то снова нашел то же самое; так же и в третий раз. Тогда ученик начал сетовать, говоря себе: «Может быть, старец придерживался [какой-нибудь] ереси в душе своей или имел непрощенный грех , а потому новоначальные вот уже трижды сбрасывают его, извергая из среды своей?»

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010