на реке Выг, между Онежским озером и Белым морем, образовалось такое первое, позже ставшее многотысячным, полумонастырское поселение, которое в начале XVIII века, при братьях Денисовых, стало наиболее влиятельным старообрядческим центром в России. На северо-западе центром старообрядчества стал сначала Новгород, где некий Феодосий Васильев развил духовно весьма радикальное движение так называемых беспоповцев- " федосеевцев». Когда местные власти начали их преследовать, то Феодосий Васильев в 1696 г. ушел за границу в северо-западные районы заселенной русскими Литвы, в частности в Невель, который и стал важным федосеевским центром на долгие годы. Вокруг Невеля стало селиться все больше и больше эмигрантов-беспоповцев, и там Феодосий создал первое заграничное старообрядческое поселение беспоповцев-бракоборцев. В течение всего XVIII века беспоповцы переселились в Северную Литву, а также в Ливонию (Курляндию). Юго-запад Если беспоповцы организовывали свои центры по преимуществу на Севере и частью уходили оттуда за границу и на восток, к Уралу и в Сибирь, то поповские поселения стали возникать на юго-западе и юге. Одним из важных промежуточных сосредоточений поповцев стала Калуга и ее окрестности, а оттуда они потянулись и дальше – за границу Московской Руси, в заселенные тоже русскими южные области Великого княжества Литовского. Так, в 1690-х гг. образовалось большое поселение поповцев на острове Ветке, на реке Сож, притоке Днепра, в Стародубовском " полку». Местное русское население относилось к ним вполне приязненно, а польские паны были рады, что тамошние полесские болотистые земли и леса заселялись заграничными и предприимчивыми старообрядцами, и оказывали им даже помощь, легализируя их поселение. Связь Ветки с Россией облегчалась тем, что русско-литовская граница лежала в густых, малопроходимых и малоохраняемых лесах Гомельщины и Стародубья. На две трети столетия Ветка стала главным центром старообрядцев-поповцев, откуда они неоднократно делали не очень удачные попытки восстановить свою старообрядческую епископскую иерархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Настроение у поморских жителей было одно с возставшими за «древнее благочестие» соловецкими иноками. «Страдания» последних «за веру» еще более увеличивали в глазах их авторитет Соловецкого монастыря и сообщали им еще большую привязанность к старинным обрядам. Вследствие осады и взятия монастыря, соловецкие иноки разсеялись по всему Поморью и своею проповедью еще более поддерживали в жителях это настроение 12 . Соловецкие выходцы и были именно первыми расколоучителями в Поморье и основателями разных скитов. Из них более замечательны: Игнатий, Геннадий, Пимен, Корнилий и др. 13 . Двое из названных расколоучителей – Геннадий и Пимен довольно значительное время проповедовали именно в пределах холмогорской архиепископии и притом, по крайней мере – один из них (Геннадий), в первые годы управления архиепископией Афанасия. – Геннадий (+1696 г.) около шести лет (приблизительно с 1684 до 1690 г.) жил в «пустыне близ моря акиана» при реке Нюхче 14 . Он пользовался большим уважением в среде поморских раскольников. Черный диакон Пимен (умер «самоубийственною» смертию в 1687 г.) еще во время соловецкой осады жил на берегу Белого моря 15 . После того, как он был пойман (около 1673 г.) и отпущен, поселился в Корельских пустынях близ Лопских погостов. Отсюда с проповедью и для отправления духовных треб он ходил по деревням и селам и имел значительный успех среди населения – главным образом, благодаря своему постничеству и веригам 16 : Соловецкому же монастырю в значительной степени обязан своим возникновением и знаменитый в истории раскола Выгорецкий скит (1694 г.) 17 . Для утверждения раскола в Поморье этот скит имел также громадное значение. В торговых и промышленных целях. Выговцы разсылали своих посланников по всему Поморью – и в Архангельск, и в Мезень, и Суму, и на Мурманский берег, и на Канин нос 18 . Вместе с этим преследовалась, конечно, и пропаганда раскола в означенных местностях. Из Выгорецкого скита выходили и специальные проповедники раскола; они разсеивались по всему Поморью и выступали иногда в качестве народных учителей (таков, напр., был раскольник Важского уезда, по имени Петр). Выгорецкий скит оказывал и материальное вспомоществование окрестному населению. К нему за помощью, между проч., обращались в неурожайные годы и жители Лопских погостов. Все это, конечно, как нельзя более способствовало распространению раскола в Поморье 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Во В. была богатая б-ка и скрипторий. Согласно описи б-к Фрушкогорских мон-рей 1753 г., известно, что в обители были такие книги, как «Ключ разумения» и «Мессия истинный» Иоанникия (Галятовского), «Камень веры» Стефана (Яворского), «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония в польск. обработке Петра Скарги ( М. Барок: Ucmopuja српске Београд, 1991. С. 26). в 1898 г., при игум. Сергии (Попиче), во В. хранилось 40 рукописей, к концу второй мировой войны не осталось ни одной ( С. 55-56). в 1941 г. нек-рые из них вместе с др. ценностями и реликвиями были переданы на хранение в Патриархию СПЦ и находятся в фондах МСПЦ, напр. грамоты (повельи) св. кн. Лазаря 1381 г. и кн. Иоанна Шербана 1687 г. До наст. времени в б-ке сохранилось значительное количество старопечатных книг, среди к-рых много западно- и южнорус. (Библия (Острог, 1581), Исповедание православныя веры (1696), «Трубы словес проповедных» Лазаря (Барановича) (К., 1696), «Ключ разумения» Иоанникия (Галятовского) (Львов, 1654?)). Из ценных предметов ризницы в МСПЦ находятся кубок кн. Лазаря, сделанный перед Косовской битвой, печати кн. Лазаря и мон-ря Раваница, шитый золотом покров на раку с мощами кн. Лазаря, меч деспота Стефана Лазаревича (1414) и др. Во время второй мировой войны Фрушка-Гора вошла в состав фашистского «Независимого государства Хорватия». Усташи преследовали насельников мон-ря, корпуса были превращены в казармы, церковь - в склад оружия, имущество разграблено. Был утрачен богатый архив документов 1690-1941 гг. в списке экспонатов, принятых на хранение 10 сент. 1941 г. комиссией Загребского музея искусства, значатся 83 предмета церковной утвари, 7 портретов, ценности из ризницы и б-ки. 14 апр. 1942 г. мощи св. кн. Лазаря проф. Богословского фак-та прот. Радослав Груич перенес в кафедральный собор в Белграде. После войны мон-рь был возобновлен. В 1946 г. после секуляризации церковных земель из 1420 га, принадлежавших мон-рю в 1941 г., было оставлено 15 га пашни и 25 га лесных угодий. В 70-80-х гг. мон-рь реставрировали, в 1978 г. в братском корпусе для богослужений в зимнее время устроена часовня в память о сожжении турками мощей свт. Саввы (в 1987-1994 проведена ее консервация). В 90-х гг. мон-рь был обращен в жен., его игуменией стала мон. Анастасия.

http://pravenc.ru/text/155422.html

В 1682 году участвовал в совершении хиротонии святителя Воронежского Митрофана († 1703; память 7/20 августа, 4/17 сентября, 23 ноября/6 декабря). Возвышение митрополита Симеона было не по душе новому патриарху Иоакиму († 1690). Когда скончался царь Феодор Алексеевич, преосвященный Симеон быстро уехал из Москвы, не дождавшись коронования царей Иоанна и Петра, и вскоре был подвергнут тяжкому унижению. Его лишили белого клобука и отослали в Троице-Сергиев монастырь. Удаление святителя с кафедры отрицательно отразилось на жизни епархии, усилился раскол; католическое духовенство тайно проникало в дома православных и всячески совращало их. Спустя два года после своего заточения преосвященный Симеон указом патриарха был освобожден и в прежнем сане отправлен в свою епархию. С прежнею ревностью и энергией трудился он для блага своей паствы. Всего 23 года провел святитель на Смоленской кафедре и снискал себе большую любовь всей паствы. В 1696 году он подал прошение об увольнении на покой, но пока решалось дело о преемнике, он 4 января 1699 года скончался. Погребен в Смоленском Троицком монастыре вместе с другими смоленскими святителями, над могилами которых была построена придельная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Рождественской церкви. Жители Смоленска чтили память почившего святителя, часто служили панихиды на его могиле. По вере приходящих имели место случаи благодатного исцеления от болезней по молитвам святителя. Литература: Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 14, 35. Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 168–173, 479­480. Щекотов А. и Максимович Л. Словарь географический Российского государства: в 7 ч. – М., 1807–1809, ч. 5. – С. 1049. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1413. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 170, 591, 611. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 422, 770.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Внешний вид Благовещенской церкви в значительной степени изменился после реконструкции конца XVII века - устройства новых окон, переделки фасадов, наращивания барабана и изменения формы главы, которая первоначально была шлемовидной. Предположение о перестройках подтверждается сообщениями монастырских документов об освящении церкви, которое производилось обычно только при постройке храма, но и после капитальных перестроек. Первый раз церковь Благовещения была освящена 4 октября 1ё526 года, последний, третий, раз - в 1882 году после значительных ремонтных работ в интерьере и " появления живописи иконостаса " (возможно, в это же время были сбиты со стен остатки древних фресок). Кроме того, церковь освящалась 17 ноября 1696 года - по-видимому после её капитальной перестройки. Храм стоит на высоком подклете, который в XVII - XVIII веках использовался как " братская кладовая " . На месте теперешнего входа в подцерковье еще недавно , по-видимому, располагалось широкое окно. Южный фасад здания сильно изменился после появления широких окон (срединная часть лопаток стесана), обрамленных декоративными наличниками с с мелкой кирпичной порезкой, характерной и для пристроенного в конце XVII века прямоугольного в плане алтаря храма. Восьмиугольное оконце в среднем прясле южной стены типично для так называемой " нарышкинской " архитектуры, распространившейся в России в 1690-1710 годах. Это еще одно свидетельство, приблизительно указывающее на время перестройки здания. С запада к церкви Благовещения примыкает трапезная палата - квадратная в плане одностолпная постройка с крестовыми сводами. В комплексе с Благовещенской церковью и трапезной палатой находится одно из древнейших гражданских сооружений Борисоглебского монастыря - настоятельские покои, построенные на высоком подклете, что обусловлено рельефом местности. По материалам книги В.Т. Кривоносова " Борисоглебский монастырь. Архитектурный ансамбль. " , стр. 13-16. Издательство " Северный паломник " , 2007 г. В 2010-2015 г.г. была проведена реставрация самого Благовещенского храма и новых настоятельских покоев. В храме выполнена реставрация кирпичной кладки стен и сводов, воссоздание штукатурки, устройство деревянной лестницы, воссоздание объемной и прорезной резьбы столбиков, поручней и балясин.

http://sobory.ru/article/?object=05674

К самому Микильского монастыря, окруженного густым пустынным лесом, добавились названия Пустынный, Слупский или Столбовый. в 1147 году князь Андрей Боголюбский приписал его к Киево-печерской обители. Возобновленный после разрушения, причиненного в 1240 году татаро-монголами хана Батыя, монастырь в XV веке опять грабился татарами. Самое давнее изображение церкви Святого Миколая - деревянной, с тремя банями - было найдено на плане Кальнофойского. В конце XVI века обитель была определённое время униатской. При митрополите Киевском Петре Могили она получила от украинских гетманов целый ряд универсалов и грамот на владение мастностями. Один из них, а именно Иван Мазепа на протяжении 1690-1696 годов собственным средством построил на горе над Николаевской церковью по проекту архитектора Иосифа Старцева большой каменный 5-банный Вийсково-микильский собор, который стал соборным храмом Микильского монастыря. В келье вокруг него переселилась большая часть братии из территории на Аскольдовой могиле, а под горой осталось монастырское кладбище из деревянной Николаевской церковью, которая из главной превратилась в приписную кладбищенскую. После установления советского режима церковь закрыли, но в 1921-34 г.г. она ещё действовала, как парафиальная УАПЦ. В 1934 году церковь закрыта уже окончательно, а кладбище уничтоженное с целью устраивание развлекательного парка. В 1936 году церковь перестроили под ресторан, а в 1938 году архитектор Петр Юрченко достаточно остроумно переделал прежний храм на парковый павильон, надстроив вместо бани сквозную ионийскую колоннаду. Тогда же была снесена и колокольня начала XX ст., дом настоятеля и забор 60-х гг. XIX ст. В таком виде церковь просуществовала к последней реставрации 1997-98 г.г. (архитектор Владимир Хромченков), когда был возобновлен первобытный вид сооружения. 26 апреля 1992 году храм передан религиозному обществу Украинской грекокатолической церкви. В полуподвале в настоящее время также устроена церковь во имя Святого Сильвестра Папи Римского. Освящение возобновленной Николаевской церкви осуществил 22 мая 1998 года тогда ещё Преосвященний экзарх Киево-Вишгородский УГКЦ Любомир Гузар.

http://sobory.ru/article/?object=35676

Стрелецкая слобода; в конце XVII в. стрелецким полком командовал полковник Зубов, почему и вся местность носила название " Зубово " . Стрельцы должны были нести караульную службу на башне Чертольских ворот Земляного города, стоявшей на Зубовской площади против Кропоткинской улицы. 22 августа 1612 г. у Чертольских ворот князь Д. М. Пожарский разбил войска интервентов под начальством гетмана Хоткевича и заставил их отступить на Поклонную гору " " Церковь известна с 1642 г. В 1653 г. выдана благословенная грамота на построение новой каменной. Приделы Покрова и св. Николая 1696 г. (когда выдан антиминс на церковь Покрова). Алтарь переложен в начале XIX в. Отдельно стоящая с севера колокольня 1690-х гг. В 1849 г. построена вместо прежней нынешняя колокольня с Никольским и Покровским приделами. Внутри приделов сохранилась обстановка того же 1849 г. " " В описной книге 1686 г. значится " церковь каменная Живоначальные Троицы что в Стрелецкой слободе в Иванове приказе Зубова " " Замечательнее всего колокольня, самая высокая из шатровых в Москве - верх ее имеет 32 " слуха " " В 1930 г. ЦГРМ и музейный подотдел МОНО положительно ответили на запрос городских властей о возможности разрушения ц. Троицы на Пречистенке для построения корпуса издательства " Сов. энциклопедия " - но при условии сохранения колокольни XVII в. В начале 1930-х гг. весь храм был снесен " " Храм закрыт в 1932 г., разрушен в 1933-м " 12]. Свидетелем сноса стал писатель С. М. Голицын: " Мне лично довелось наблюдать гибель храма Троицы в Зубове XVII в., стоявшего на левой стороне Пречистенки (ул. Кропоткина), если идти от центра. Это был грандиозный пятиглавик, а его колокольня считалась в Москве из шатровых колоколен самой высокой. Сперва лихие молодцы закидывали веревки за кресты, вырывали их с корнями, потом ломами принимались за купола, за барабаны куполов, потом за стены. Не так-то просто было крушить. Известь, скреплявшая кирпичи в древние времена, по десять лет в ямах выдерживалась, в нее кидали яйца, лили прокисшее молоко.

http://sobory.ru/article/?object=37888

Форум работает в четырех направлениях: «Святости священства», «Царства: персонология и антропология религии», «Земства и мipa», «Традиции семьи и семейных ценностей». Организовали чтения Архангельская епархия и администрация области, фонд «Император», Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Северный государственный медицинский университет, научная библиотека имени Н.А. Добролюбова и Северное историко-родословное общество. Архиепископ Афанасий (в миру — Алексей Артемьевич Любимов; 1641, Тюмень — 5 (16) сентября 1702, Холмогоры) — первый архиерей Холмогорский и Важский, духовный писатель, проповедник, ученый и строитель. По его инициативе возвели Холмогорский Спасо-Преображенский собор и Успенский женский монастырь. Кроме того, под руководством владыки в Холмогорах построили сад и ветряную мельницу, а в Архангельске и Шенкурске — деревянные архиерейские дворы. Его стараниями была создана и Новодвинская крепость. Архиепископ Афанасий был образованным человеком, в описи его библиотеки содержатся 270 названий книг и 490 отдельных томов, в том числе книги на латинском, греческом и немецком языках, медицинские, исторические, географические, военные сочинения. В его доме имелись «книга атлас», «книга карта морская», «всякие картины и чертежи», «два глобуса на станках», «компас», «двенадцать чертежей да две карты морские». Голландский путешественник Корнелиус де Бруйн называл его человеком «здравого ума и любителем изящной литературы». Между 1692 и 1696 годами владыка основал первую на Русском Севере обсерваторию (телескоп вначале находился в одной из келий, а затем на колокольне Спасо-Преображенского собора). Преосвященный Афанасий написал несколько богословских трудов, направленных на противодействие расколу Русской Православной Церкви. Это «Цвет духовный» (1682), «Книга о пресуществлении»(1688), «Щит веры» (1690). Среди научно-богословских сочинений первого холмогорского архиерея особое место занимает «Шестоднев», представляющий собой толкование первой главы Книги Бытия. Кроме того, архиепископ был автором медицинского трактата (лечебника), содержащего рецепты изготовления и применения различных лекарств.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Камчатка. Карта Ремезова Дослужившись до пятидесятника Анадырского острога (а это второй человек в поселении), он организовал многотрудный поход на отдаленные территории, что говорит о его незаурядных способностях и сильном, волевом характере. Упомянутый ученый Лев Берг о нем писал: «Атласов представляет собою личность совершенно исключительную. Человек малообразованный, он вместе с тем обладал недюжинным умом и большой наблюдательностью». Вместе с тем другой советский историк, Михаил Белов, на основании сохранившихся документов сделал вывод, что Владимир Атласов не раз проявлял склонность к бунту и откровенному разбою. В пользу этого говорят некоторые события из его биографии, об одном из которых речь пойдет ниже. 2 Первые вылазки в «край чудес» Одним из первых русских, кто в 1651 году увидел берег Камчатки, был землепроходец Михаил Стадухин. А почти через десять лет сюда пришли беглый колымский казак Леонтий Федотов и промышленный человек Сава Анисимов Сероглаз. Но дальше района реки Лесной на северо-западе полуострова они не двинулись. Зато с тех пор в Анадырском остроге ходили слухи, что у камчатских коряков в изобилии водится главная «валюта» того времени — пушнина и моржовый зуб. Первую основательную вылазку на Камчатку в середине 1690-х годов осуществил отряд Луки Мороско и Ивана Голыгина. Эта же группа казаков вошла и во вторую экспедициюв 1697–1699 годов во главе с Владимиром Атласовым, которая оказалась более результативной. По словам исследователя Дальнего Востока Бориса Полевого, оба путешествия «были велением времени, хотя они и были организованы по личной инициативе их организаторов. Обе были горячо одобрены правительством».  3 «Ласково и с приветом» Записки, составленные со слов Атласова, гласят: «По наказной памяти, пошел он Володимер из Анандырского на службу великого государя для прииску новых землиц и для призыву под самодержавную великого государя высокую руку вновь неясачных людей». Отряд Атласова, который в середине декабря 1696 года двинулся из Анадырского острога на оленьих упряжках в сторону Камчатки, насчитывал 120 человек. Половина из них были казаки и промышленные люди, а другая половина — представители местного племени юкагиров. Одна из главных задач похода состояла в том, чтобы «ласково и с приветом» собирать ясак с коренных жителей и призывать их «под высокую государеву руку». Общаться с коряками помогали переводчики-толмачи. Аборигены в те времена жестоко враждовали между собой, что было на руку казакам. Одни из туземцев соглашались платить дань сразу, другие — с отсрочкой, а тех, кто отказывался, казаки «громили и побивали».

http://sever.foma.ru/kamchatskij-ermak-k...

К постройкам кон. XVII в., в композицию к-рых были включены Г., относятся традиц. кубические многоапсидные 4-столпные 5-главые храмы на невысоких подклетах - Успенский собор в Рязани (1693-1699, зодчий Я. Г. Бухвостов) и возведенный по его образцу Успенский собор в Астрахани (1698-1710, зодчий Д. М. Мякишев). Г. окружают храмы со всех сторон, расположены на галереях (в рязанском соборе - крытой, в астраханском - открытой, с широкими арками, с гирьками в каждом проеме). Лестницы, ведущие на Г., расположены в обоих храмах с запада, однако в астраханском соборе Г. через площадку лестниц соединено с лобным местом. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Башнеобразные и ярусные постройки кон. XVII в. типа восьмерик на четверике с центрическим 4-лепестковым планом имели Г., окружавшие храмы со всех сторон и часто повторявшие сложную форму его плана. В этих постройках Г. в случае возведения храма на подклете (ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях в Москве, 1690-1694) возвышались на аркадах или располагались на уровне 1-го яруса в виде открытого обхода (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в пос. Дубровицы Подольского р-на Московской обл., 1690-1704; ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Уборы под Москвой, 1694-1697, зодчий Бухвостов). Парапеты церквей в Филях и в Уборах украшают ширинки, парапет дубровицкой церкви - резные орнаменты. Лестницы и крыльца располагаются с 3 сторон (кроме вост.); исключение составляет церковь в Дубровицах, имеющая лестничные марши с 4 сторон, в т. ч. с алтарной. Ярусные храмы типа восьмерик на четверике иногда включались в продольную композицию, образованную четвериком и близкими по размерам и оформлению алтарной частью и притвором (ц. Св. Троицы в Троице-Лыкове, ныне в Москве, 1690-1696, зодчий Бухвостов; ц. Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве, 1697-1705, не сохр.). Церковь в Троице-Лыкове имеет Г., повторяющее форму плана здания, расположенное на уровне нижнего яруса, с лестницами с 3 сторон. Г., входившее в композицию ц. Успения на Покровке, сходно с Г. храма в Кадашах: оно охватывало здание по периметру, располагалось на уровне 2-го яруса на высоких аркадах; с вост. стороны Г. проходило над помещением нижнего, расположенного в подклете храма, 3 алтарные апсиды к-рого были выведены за пределы как подклета, так и галереи с Г. над ним. Парапет Г. украшали балясины в виде античных амфор.

http://pravenc.ru/text/168281.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010