И. был сторонником политики расширения юж. границ России и выхода к Средиземному м. Накануне 1-го Крымского похода (1687) он выступил перед войсками со «Словом благочестивому и христолюбивому воинству» и «Словом православному воинству о помощи Пресвятой Богородицы» (автограф - ГВСМЗ. Собр. Флорищевой пуст. В-5636/107), где неизбежность победы обосновывал не только заступничеством святых, но и свидетельствами летописей о борьбе русских с татарами и турками. И. составил «Свидетельство ко образу святыя неизреченныя Софии, Премудрости Слова Божия, о Российском благословенном царствии» - толкование новгородского извода иконы Св. Софии как политической аллегории процветания Российского гос-ва под упр. царевны Софии Алексеевны ; в сочинении цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи представлены как «предстоящие» царевне. После свержения Софии Алексеевны И. в 1690 г. преподнес царям Иоанну и Петру «Слово избранно от Божественных писаний и от повестей отеческих о Российском царствии». После смерти патриарха Иоакима (1690) И. написал «Житие и завещание патриарха Иоакима». С усилением в Москве Нарышкиных положение И. осложнилось. 3 апр. 1692 г. патриарх Адриан возглавил хиротонию И. во митрополита Сибирского и Тобольского, что можно считать почетной ссылкой И. Прибыв в Тобольск 12 февр. 1693 г., И. активно включился в борьбу со старообрядчеством. Живший в Тобольске учитель «старой веры» Иосиф Истомин (Астомен) после неск. публичных диспутов с И. в 1693 г. принес покаяние и под диктовку Тобольского архиерея написал «исповедание». Зимой 1694/95 г. митрополит совершил поездку по епархии, посетив Тюмень, Туринск, Пелым, Верхотурье, Ирбит. Сибир. архипастырь проповедовал, обличал последователей «старой веры», принимал жалобы населения, освящал новопостроенные храмы, решал др. вопросы епархиальной жизни. Самым известным его деянием во время поездки стало освидетельствование мощей и прославление прав. Симеона Верхотурского. В 1695 г. архипастырь составил Житие святого с тропарем на обретение мощей и описанием чудес от них («Повесть известная и свидетельствованная о появлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах… праведного Симеона»). В 1696 г. И. написал книгу, состоящую из 3 «Посланий на арменов и полуарменов» (РНБ. Собр. СПбДА. 164), в к-рой он наряду с обличением старообрядчества кратко изложил его историю. Название труда объясняется тем, что происхождение нек-рых старых обрядов, в частности двоеперстия , автор объяснял влиянием армян, якобы появившихся в России при Иоанне IV Васильевиче , в эпоху Стоглавого Собора. В самый разгар красноярского восстания в 1697 г. митрополит написал послание, в котором обличал руководителей мятежа, а жителей города призывал подчиниться властям.

http://pravenc.ru/text/293471.html

Ιστορα. XII 4. 1-3; ελικνης. 1904. Σ. 377-389). Ввиду того что в последующие десятилетия синаиты не оставляли попыток получить еще большую автономию (в 1689 они добились того, что Синай был взят под попечительство России - см.: Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. монастырю св. Екатерины на Синае//Россия и христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 434-450), Досифею Нотаре, видевшему в этих попытках угрозу его юрисдикционной власти, не раз приходилось возвращаться к этой проблеме, прибегая к поддержке Константинопольских патриархов Иакова и Каллиника II. После того как проходивший летом 1690 г. в Константинополе Собор был сорван архиеп. Ананией при помощи тур. властей и Досифею Нотаре пришлось бежать в Адрианополь (Legrand. Bibl. hell. XVIIe. P. 34), он с патриархом Каллиником II добился у великого везира решения о невмешательстве тур. властей во внутрицерковные противостояния. Синайский конфликт был исчерпан лишь со смертью архиеп. Анании 30 июля 1692 г. При посредничестве валашского господаря Константина Брынковяну в 1695 и 1696 гг. произошло примирение Досифея с Синайским архиеп. Иоанникием: синаиты признали юрисдикцию Иерусалимского Патриархата, а Досифей Нотара согласился с архиерейским титулом Иоанникия и подтвердил автономию Синая, утвержденную Константинопольским Собором 1575 г. По прибытии в Иерусалим в качестве патриарха в марте 1671 г. Досифей Нотара энергично занялся реставрацией храма Рождества Христова в Вифлееме. Обновление отреставрированного храма послужило поводом для одной из важнейших церковно-политических инициатив Досифея Нотары - созыва Иерусалимского Собора 1672 г., в котором приняли участие митрополиты Петрский Дорофей, Назаретский Парфений, Птолемаидский и Сидонский Иосафат, Вифлеемский Неофит, архиепископы Лиддийский Антоний, Неапольский Христофор, архимандрит Св. Гроба, игумены монастырей Иерусалима и Палестины, представители Трапезундской, Грузинской, Молдавской и Македонской Церквей, 61 клирик Иерусалимского Патриархата, а также представители из России.

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

Апостолов) в Яссах (совр. Румыния) ( οσθεος. Ιστορα. XII 4. 1-3; ελικνης. 1904. Σ. 377-389). Ввиду того что в последующие десятилетия синаиты не оставляли попыток получить еще большую автономию (в 1689 они добились того, что Синай был взят под попечительство России - см.: Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. монастырю св. Екатерины на Синае//Россия и христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 434-450), Д. Н., видевшему в этих попытках угрозу его юрисдикционной власти, не раз приходилось возвращаться к этой проблеме, прибегая к поддержке К-польских патриархов Иакова и Каллиника II . После того как проходивший летом 1690 г. в К-поле Собор был сорван архиеп. Ананией при помощи тур. властей и Д. Н. пришлось бежать в Адрианополь ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. P. 34), он с патриархом Каллиником II добился у великого везира решения о невмешательстве тур. властей во внутрицерковные противостояния. Синайский конфликт был исчерпан лишь со смертью архиеп. Анании 30 июля 1692 г. При посредничестве валашского господаря Константина Брынковяну в 1695 и 1696 гг. произошло примирение Д. Н. с Синайским архиеп. Иоанникием: синаиты признали юрисдикцию Иерусалимского Патриархата, а Д. Н. согласился с архиерейским титулом Иоанникия и подтвердил автономию Синая, утвержденную К-польским Собором 1575 г. По прибытии в Иерусалим в качестве патриарха в марте 1671 г. Д. Н. энергично занялся реставрацией храма Рождества Христова в Вифлееме. Обновление отреставрированного храма послужило поводом для одной из важнейших церковно-политических инициатив Д. Н.- созыва Иерусалимского Собора 1672 г., в к-ром приняли участие митрополиты Петрский Дорофей, Назаретский Парфений, Птолемаидский и Сидонский Иосафат, Вифлеемский Неофит, архиепископы Лиддийский Антоний, Неапольский Христофор, архимандрит Св. Гроба, игумены мон-рей Иерусалима и Палестины, представители Трапезундской, Грузинской, Молдавской и Македонской Церквей, 61 клирик Иерусалимского Патриархата, а также представители из России. Причиной созыва Собора послужила богословская полемика во Франции между католиками и протестантами.

http://pravenc.ru/text/180353.html

Букварь. М., 1664. Л. 3 об.— 4 (РГБ) Первопечатные Б. ц. я. состояли из 2 основных разделов: 1-я часть, учебная, предназначалась для овладения грамотой и включала в себя алфавит, последовательности слогов и слов, 2-я, хрестоматийная, состояла из текстов и имела целью закрепление навыков чтения. Первые печатные Б. ц. я. появились у юж. славян, это были глаголические буквари церковнослав. языка хорват. редакции, предназначенные для католиков. Первый глаголический букварь был издан в 1527 г. в Венеции в типографии Андреа Торрезано из Азолы. Букварь начинается глаголической азбукой, за к-рой следуют двухбуквенные слоги. Хрестоматийная часть состоит из 25 текстов: 14 библейских текстов (псалмы 42, 50, 90, 109-113, 116, 129, Песнь Богородицы, песнь Симеона Богоприимца, «Отче наш», начало Евангелия от Иоанна), Апостольский символ веры и 10 молитв. В отличие от др. первопечатных букварей, в к-рых иллюстрации практически не встречаются, венецианский букварь 1527 г. украшен 35 гравюрами. 2-й глаголический букварь под названием «Psaltir» вышел в 1531 г. в Фиуме (совр. Риека, Хорватия). Его издателем и, по-видимому, составителем был Симон Кожичич Задранин, еп. Модрушский. Фиумский букварь по объему меньше венецианского, в нем отсутствует раздел со слогами, хрестоматийная часть состоит из 19 текстов. (Известны еще 4 ранних южнослав. букваря, однако все они являются букварями разговорного хорват. (иллирийского) языка: составленные Стефаном Истрианином «Табла за дицу» (глаголическое и кириллическое издания, вышедшие в Тюбингене в 1561) и «Азбука глаголических, кирилловских и латинских письмен» (Тюбинген, 1564), а также боснийская кириллическая азбука в составе молитвенника «Служба блаженной Деве Марии» (Венеция, 1571)). Первые из сохранившихся датированных восточнослав. букварей были составлены и изданы Иваном Фёдоровым во Львове в 1574 г. и в Остроге в 1578 и 1578-1580 гг. Далее последовали многочисленные буквари, изданные: в Вильно в 1596, 1618, 1621, 1645, 1652 гг.; в Остроге в 1598 г.; в Евье в 1618 г.; в Кутеине в 1631 г.; в Москве в 1634, 1637, 1657, 1664, 1667, 1679, 1680, 1692, 1696 гг.; в Могилёве в 1636 и 1649 гг.; в Киеве в 1644 г.; во Львове в 1671, 1690, 1692 гг. До кон. XVII в. в типографиях Московской и Юго-Зап. Руси было выпущено более 40 различных Б. ц. я.

http://pravenc.ru/text/153609.html

Возле северо-западного угла Успенского собора была построена каменная восьмигранная четырёхъярусная столпообразная звонница с шатровым куполом. В третьем ярусе колокольни иждивением волоцкого князя Бориса Васильевича и его детей был устроен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, где была поставлена икона, полученная преподобным Иосифом в благословение от его наставника Пафнутия Боровского. На верхнем ярусе под колоколами стояли часы с курантами. Вход в колокольню был устроен в стене в два оборота: первый начинался на юго-западной грани, другой – из церкви на северо-западной грани. В начале XIX века возник уклон колокольни от отвесной линии, достигший к 1848 году двух аршинов. Для укрепления колокольню обнесли квадратной пристройкой из кирпича, к которой позднее пристроили контрфорсы, но это лишь ухудшило положение. В 1847 году были заделаны лестничные проходы и отверстие для часовых гирь. Осадка более не наблюдалась. В 1849 году пристройка была разобрана (из кирпича устроена братская баня и каменная оградка внутри монастыря), а колокольня в нижней части укреплена железными связями. В начале Великой Отечественной войны, 19 ноября 1941 года, колокольня была взорвана отступавшими Советскими войсками. По материалам сайта Иосифо-Волоцкого монастыря . Успенский собор выстроен из кирпича на вклад дьяка Захария Богдана Силина и на царские пожертвования. Заложенный в 1688 году, как полагают некоторые исследователи, на месте собора 15 века., он вчерне был закончен в 1692 году. Внутренняя отделка затянулась до 1696 года. Собор строился при участии московских мастеров под наблюдением подмастерья каменных дел Кондратия Семёновича Мымрина (вт. пол. 17 в. - нач. 18 в.). Четырёхстолпный пятиглавый собор крестовокупольного типа с трёхчастным делением фасадов, завершённых закомарами, поставлен на высокий белокаменный подклет. С трёх сторон он имеет двухъярусные галереи со сводами. Над апсидами помещается ризничная и казённые полаты, куда ведут лестницы в толще алтарных стен. Зодчество собора носит переходный характер. При традиционной общей концепции детальная обработка выполнена в стиле московского барокко. Четверик под закомарами и восьмигранные барабаны опоясаны фризом полихромных ценинных изразцов " павлиное око " , заказанных у известного московского мастера Степана Иванова (Полубеса). Очень хороши оконные решётки и прорезные золочёные кресты, купленные в Москве. В соборе стоит современный ему великолепный резной ажурный иконостас работы Евсевия Леонтьева. В его верхнем ярусе имеются иконы 1690-х годов, выполненные Фомой и Василием Потаповыми. Возможно, в подклете собора сохранились настенные росписи 17 века.

http://sobory.ru/article/?object=14089

Дурново Петр Николаевич (1845–1915) – директор Департамента полиции МВД (1885–1893), товарищ министра внутренних дел (с 1900); выступал против ограничения самодержавной власти и созыва 1-й Государственной Думы в условиях политической нестабильности. Евлогий ( Георгиевский Василий Семёнович; 1868–1946) – епископ (1903), архиепископ (1912), член 2-й и 3-й Государственной Думы (1907–1912), эмигрировал из России (1920), управляющий русскими православными приходами в Зап. Европе, митрополит (с 1921), экзарх Патриарха Московского в Западноевропейском экзархате (с 1945). Ельцин Борис Николаевич (1931–2007) – первый Президент Российской Федерации (1991–1999); в прошлом Первый секретарь Свердловского обкома КПСС (1976–1985), Первый секретарь Московского горкома КПСС (1985–1987), вышел из членов КПСС (1990), Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР (1990). Жилин Николай Алексеевич (1878 – не ранее окт. 1922) – депутат 4-й Государственной Думы от Киевской губ., потомственный дворянин; с 1901 г. на государственной службе в Киеве; член фракции Русских националистов и умеренно-правых; после Октября 1917 г. эмигрировал в Германию. Жилин Николай Васильевич (1850 – после 1917) – депутат 4-й Государственной Думы от Вятской губ., член фракции правых; потомственный дворянин, статский советник; окончил Казанскую духовную академию, смотритель Глазовского духовного училища (1878–1912). Зубов Платон Александрович (1767–1822) – князь, ближайший советник и фаворит Екатерины II, губернатор Таврический и Екатеринославский ( 1793–1796), участник заговора против Павла I. Игельстром Осип Андреевич (1737–1817) – барон, генерал от инфантерии, наместник Симбирский и Уфимский (1784–1792), при Павле I Оренбургский генерал-губернатор. Иоаким (Савелов; 1621–1690) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1674); добился ликвидации монастырского приказа и изгнания иезуитов из страны. Иоанн V Алексеевич (1666–1696) – русский царь (с 1682), соправитель с Петром I Алексеевичем. Иоанн Павел II (Кароль Войтыла; 1920–2005) – Папа Римский (с 1978); при нем на территории России были учреждены (1990–1991, 1996) четыре Апостолические администратуры (Москва, Новосибиск, Саратов, Иркутск), преобразованные (2002) в епархии; время обострения противоречий между Ватиканом и Московским Патриархатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как явствует из надписи и чертежа 1695-го, на этот момент Никольская обитель состояла из Старого и Нового монастырей. Старый – Пустынно-Никольский монастырь располагался на нижней террасе склона горы, имел свою деревянную старую церковь Николая. Сведения об ее архитектуре можно получить по рисунку на плане Ушакова, где она изображена с восточной стороны. Постройка довольно приземистая, с одной апсидой в центре и сводчатой, покрытой гонтом кровлей. Кровлю венчают три купола: один большой в центре и два маленьких по бокам. Возможно, что боковые были не световыми, так как на их барабанах окна не изображены. Если это так, то храм можно назвать трехглавым однокупольным. С южной, восточной и северной сторон церковь окружали деревянные монастырские постройки, среди которых в северо-восточном углу располагалась трапезная церковь с трапезной палатой. Напротив западного фасада церкви Николая находилась трехъярусная деревянная проходная башня колокольни. Архитектура колокольни как по форме, так и по композиции напоминает архитектуру лаврской колокольни, но, по всей вероятности, уступала ей в размерах. Интересной деталью построек Никольского монастыря является изображение колокола, размещенного с северо-западной стороны колокольни. Он подвешен к горизонтальному бревну, которое, в свою очередь, поддерживает вертикальные, вкопанные в землю стойки. Новый монастырь представлен великолепной каменной постройкой Никольской церкви (впоследствии Военно-Никольский собор), которая на чертеже Ушакова названа новой. Построена она выдающимся русским «каменных дел мастером» И. Д. Старцевым в 1690—1696-ых, который, творчески видоизменив ранее сложившийся тип архитектурной формы шестистолпного трехнефного храма, достиг поразительной стройности и величия сооружения. На рисунке Ушакова видим изображение восточного фасада Никольского собора, четко расчлененного апсидами на три части. Средняя, центральная апсида, имеет три расположенных по вертикали окна, верхнее из которых – в форме креста. В двух боковых апсидах находится по одному высоко расположенному, вытянутому окну.

http://sobory.ru/article/?object=34156

Фридрих-Эдуард Таубе, шведский адмирал († 9 октября 1703), возведён был Королём Карлом XI, в 1692 году, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Он женат был на графине Беате-Елисавете Врангель; сын его, барон Лудвиг (рождение 1690 † 1750) был шведским рейхсратом. Лудвиг Таубе, эстляндский ландрат, живший в начале XVI века, женат был на Анне Ризебиттер; имел сына Бернгарда, эстляндского ландрата, женатого на Рюнне Майдель, внука Лудвига, также эстляндского ландрата, женатого на Луитгарде Дельвиг, и правнука Берендта (рождение 1592 † 166.). Сей последний, полковник эстляндской дворянской хоругви и эстляндский ландрат, возведён был Королевою Христиною, 14 февраля 1652 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Он женат был на Софие Икскуль; имел шесть сыновей. Один из них, барон Оттон- Рейнгольд, шведский полковник и комендант в Дерпте, имел, от брака с Маргаритою Оксе, одну дочь баронессу Гедвигу-Маргариту, за Оттоном Менгденом; другой, барон Берендт (рождение 1621 † ....), женат был на Елисавете-Доротее ф. Энгдес; имел сына барона Фромгольда-Иоанна (рождение 1664 † 1710); сей последний, от брака с Анною-Христиною Пален († 1710), имел дочь баронессу Гедвигу-Елену († 1740), за Иоанном-Вильгельмом Ребиндером; и сына барона Густава-Вильгельма, (рождение 1696 † 1772), женатого на Вильгельмине Ребиндер. У них были: дочь баронесса Эвва-Мария, за генерал-майором Густавом-Христианом Ребиндером, и сын барон Густав-Христиан (рождение I718 † 4 января 1771). Сей последний женат был дважды: на Софие-Христине Нирод и на Варваре-Софие Моллер; и от каждого брака имел по одному сыну. Вот поколенная роспись его потомству: отцовский ОТ ЛУДВИГА ТАУБЕ КОЛЕНО VIII: Барон Густав-Христиан Таубе, рождение 1718 † 1771 КОЛЕНО IX: Барон Густав-Рейнгольд, рождение 1745 † 18..; женат на Агнесе-Едисавете Герздорф, рождение 1747 † 18.. Барон Вильгельм-Иоанн, рождение 17.. † 1809; женат: 1) на Юлие Ребиндер, рождение 1771 † 1803; 2) на Анне Бок, рождённой Фельтен (все дети от 1-го брака)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В период жизни в Нормандии П. впервые стал проявлять интерес к пользовавшемуся там значительным влиянием новому религ. направлению в католицизме - янсенизму . Если прежде П. и его семья не выходили за рамки обычного католич. благочестия, то с 1646 г. П. начал активно заниматься самообразованием в области теологии. П. внимательно прочел мн. сочинения блж. Августина, еп. Гиппонского (о влиянии его теологии на взгляды П. см.: Sellier. 1970), а также принял те интерпретации, к-рые давали августиновской теологии лидеры янсенизма К. Янсений (1585-1638), еп. Ипра (1636-1638), автор программного труда «Августин» (Augustinus; опубл. посмертно в 1640), и его последователь и единомышленник Жан дю Вержье де Оран (1581-1643), известный как аббат Сен-Сиран. После возвращения в Париж летом 1647 г. П. вошел в круг столичных ученых и покровительствовавших им аристократов. Вовлечение П. в светскую жизнь было связано как с советами врачей, рекомендовавших ему избегать перенапряжения, так и с обстоятельствами его личной жизни: в 1651 г. скончался отец П., а в 1652 г. его младшая сестра Жаклин удалилась в мон-рь Пор-Рояль. Недовольство П. решением сестры на нек-рое время охладило его увлеченность религ. вопросами и послужило его сближению с друзьями, многие из к-рых придерживались скептических и либертинских убеждений. В их число входили герц. А. Гуффье де Роанне (1627-1696); салонный писатель А. Гомбо (1607-1684), представлявший свои взгляды под псевдонимом «шевалье де Мере»; завсегдатай салонов, вольнодумец и игрок Д. Миттон (ок. 1618-1690) и др. Область научных интересов П. в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVII в. расширилась: под влиянием бесед с друзьями, проводившими мн. часы за азартными играми, П. обратился к исследованию вопроса о математической вероятности. Полученные результаты П. обсуждал в переписке с выдающимся франц. математиком П. Ферма (1601-1665). Б. Паскаль. Портрет. Ок. 1690 г. (Версаль) Б. Паскаль. Портрет. Ок. 1690 г. (Версаль) Жизнь П. в сер. 50-х гг. XVII в. складывалась удачно, однако светские развлечения и прочная репутация гениального ученого не приносили ему внутреннего удовлетворения.

http://pravenc.ru/text/2579128.html

  Первые иноязычные школы в Москве появились при существовавших в ней лютеранских кирках и довольно рано: в самом начале XVII в., в 1602 г., при погребении принца Иоганна Датского упоминается уже учитель и около 30 учеников. В этих – церковно-приходских школах кроме пасторов преподаванием занимались и особые лица – «школьные учителя», из числа коих известны: Мартин Бер (1602 г.), Яков Нигенберг (1621 г.), Иван Риттер (до 1622 г.), Мартин Мюнтсенберг, Валтасар Фадемрехт, магистр Иоганн Готфрид Грегори, Андрей Уде, Герард Линау, Ив. Юсть Марций, Лаврентий Рингубер и др... 1 Особые «школьные мастера» приезжали иногда в Москву к жившим в ней иностранцам для обучения их детей. Так 15 июля 1690 года «явился в государственном Посольском приказе свеянин иноземец школьной мастер Василей Гофман (Basillius Hoffmann; а в допросе сказал: приехал он к Москве из-за Свейского рубежа чрез великий Новгород великих государей по грамоте, какова послана из государственного Посольского приказу в великий Новгород о пропуске ево, и стал на Свейском дворе королевского величества у подданного Томоса Книппера для учения детей его». В 1696 г. прибыл из за свейского рубежа к жившему в Москве торговому иноземцу В. Меллеру «для доучения детей его» Балтазар Франк с товарищем Густавом Самойловым, который раньше жил у Меллера и учил его детей латыни 2 . К учителям Немецкой слободы между прочим обратилось и Московское правительство в начале XVIII в., когда появилась усиленная нужда в изучении западно-европейских языков. При Посольском приказе существовал особый ряд лиц, знавших иностранные языки, переводчики и толмачи, из коих на первых возлагались письменные работы на иностранных языках – переводы присылаемых из того или другого государства грамот, равно как и всякого рода иноязычных документов, поступавших в Посольский приказ, а также и сопровождения русских грамот, посылаемых заграницу, соответственными переводами, а вторые (толмачи) предназначались для устных объяснений с иностранцами. Переводчики и толмачи Посольского приказа приобретали знание иностранных языков самыми разнообразными путями: в татарские переводчики брали иногда татар, живших в гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010