Описание иконы Казанская Каплуновская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В конце XVII века в 20 верстах от города Ахтырки Харьковской губернии, в недавно возникшем сельце Каплуновке, на реке Хухре, жил благочестивый священник о. Иоанн Ильич Уманов. В 1689 г. ему явился чудотворный образ Богоматери. 8 сентября, в день Рождества Богородицы, он видел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему придут три иконописца: один 70-ти, другой 80-ти, третий 90 лет. У этого третьего старец приказал взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя; за это священнику обещаны от Богоматери милость и благодать. После этого сна о. Иоанн постился и ежедневно совершал литургию. На третий день, возвращаясь из церкви домой, он увидел идущих к нему трех престарелых иконописцев. Он пригласил их к себе, радушно принял, затем у старшего взял связку икон, и восьмая, как было во сне предсказано, оказалась Казанской. Иконописцы в благодарность за хороший прием хотели отдать икону даром и едва согласились вз[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Казанская Каплуновская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона " Богоматерь Казанская-Каплуновская " Конец XVIIb. --- Материалы, техника: Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера, творёное серебро и золото. Размер: 31,5Х26,5 Сохранность: Икона поступила в реставрацию под олифой, без существенных утрат. Раскрытие показало, что в XIXb. икона расчищалась от старой олифы, местами сохранившейся в виде мелких фрагментов. Обнаружились обширные вставки на нижнем поле, слева от зрителя – на венце, мелкие вставки на «коруне», на шее Христа. Вставки грубо[...] Файл 22927.jpg:   Размер: 838x1001, 0.84 MPix, 309 Kb. Дата: 2013-12-18, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 6 (293) , (16) .

http://pravicon.com/icon-144

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУХВОСТОВ Яков [Янка, Якушко] Григорьевич (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.), рус. архитектор, «подрядчик каменных дел». Род. в с. Никольское-Сверчково Берендеевского стана Дмитровского у.; выходец из крепостных крестьян М. Ю. Татищева. Впервые как «Якушка Григорьев» упоминается в письменных источниках в 1681 г. в связи с торгами на постройку церкви в царском с. Воскресенском на Пресне. Собор в честь Успения Божией Матери в Рязани. Архит. Я. Бухвостов. 1693–1699 гг. Собор в честь Успения Божией Матери в Рязани. Архит. Я. Бухвостов. 1693–1699 гг. Б. считался автором ряда памятников, в связи с к-рыми в документальных материалах было упомянуто его имя: стены, башни (1690-1694) и надвратная ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (1694-1697) Новоиерусалимского мон-ря; ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Уборы (1694-1697); Успенский собор в Переяславле Рязанском (1693-1699; совр. Рязань). Перечисленные постройки в стиле «московского», или «нарышкинского», барокко, а также ряд приписываемых Б. на основе стилистических аналогий храмов - трапезная с ц. Св. Духа (1688-1689) и надвратная ц. Иоанна Предтечи (1688-1699) Солотчинского мон-ря близ Рязани, ц. Св. Троицы в с. Троице-Лыково (90-е гг. XVII в.; ныне в черте Москвы) и др.- позволили исследователям сер. ХХ в. охарактеризовать Б. как выдающегося архитектора кон. XVII в., использовать понятие «школы» или «круга» Б. В наст. время в научной литературе дана иная оценка творчеству Б., основанная на новом прочтении источников. Подрядные записи и материалы судного дела с гр. П. В. Шереметевым фиксируют факты биографии Б. и указывают действительные объемы произведенных им строительных работ. Так, в 1690 г. Б. заключил подряд на сооружение стен и башен Новоиерусалимского мон-ря, однако документы свидетельствуют о том, что ему было поручено лишь «рвы копать и сваи бить и бутить». Тогда же Б. подрядился на постройку келий Моисеевского мон-ря в Москве, но утрата строения и малочисленность сведений о нем не дают возможности судить об архитектурном даровании мастера. В 1694 г. Б. принял на себя подряды на постройку надвратной церкви Новоиерусалимского монастыря и усадебной церкви в Уборах. Оба подряда Б. передал др. мастерам, переехав в Переяславль Рязанский. Однако, как следует из материалов судного дела с гр. Шереметевым, Б. оставался ответственным за невыполненные в срок работы в Уборах. Он находился на этом строительстве лишь летом 1695 г., возведя основной объем церкви, но не участвуя в ее отделке.

http://pravenc.ru/text/153719.html

М., 1856. [xii] Записка о принятии в покровительство царя Арчила в 1683 г.//Опубликовано в «Древней Российской Вифлиофике» дважды: Ч. X. 1775, с. 337–363; Ч. XV. 1790, с. 306–326. [xiii] Татишвили В.И., с. 156. См.: Материалы по истории русско-грузинских отношений (80–90-е годы XVII века). Тб., 1974. [xvii] Подворье— жилая местность (подворновладение) в городе, преимущественно в столице, составляющая обыкновенно церковную собственность. [xviii] Ватейшвили Д.Л. Грузия и европейские страны: Очерки истории взаимоотношений XIII–XVIII вв. Т. II: Побратим Петра Великого. Жизнь и деятельность Александра Багратиони. М., 2003, с. 58. [xx] Дочь боярина Ивана Михайловича Милославского, двоюродного брата царицы Марии Ильиничны, матери царевны Софьи. [xxi] Софья Алексеевна (1657–1704) — русская царевна, правительница России в 1682–1689 гг. при двух царях — ее малолетних братьях Иване V и Петре I . [xxx] Хмыров М.Д. Главные начальники русской артиллерии. Первый генерал-фельдцейхмейстер царевич Александр Арчилович Имеретинский//Артиллерийский журнал. 1866, 1, с. 31. См.: Эсадзе Б.С. Первый генерал-фельдцейхмейстер русской артиллерии при Петре Великом царевич имеретинский Александр Арчилович. — В кн.: Летопись Грузии. Тифлис, 1913. То же отдельной брошюрой: СПб., 1913. [xxxii] Пайчадзе Г.Г. Русско-грузинские политические отношения в первой половине XVIII в. Тб., 1970, с. 31. [xxxiii] См.: Историко-статистическое и археологическое описание села Всесвятского. М., 1898. Находилось в районе станции метро «Сокол». [xxxvi] Пайчадзе Г.Г. Русско-грузинские отношения в X–XVIII в.//Страницы из истории Грузии. Тб., 1966, с. 465. [xxxix] Подобный случай произошел в 1711 г. с молдавским господарем Дмитрием Кантемиром. См.: Густерин П.В. Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир. М., 2008, с. 18–24. [xli] Сведений о том, что царя Вахтанга VI встречала императрица Екатерина I, не сохранилось. Вероятнее всего, это был Петр Алексеевич, внук Петра I . [xlv] Исторический район в центральной части Москвы.

http://bogoslov.ru/article/3382618

Архиепископ получил богатые дары, однако в остальных просьбах ему было отказано (Там же. С. 385-387). Архиеп. Порфирий III (Павлинос). Фотография. 60-е гг. XX в. Архиеп. Порфирий III (Павлинос). Фотография. 60-е гг. XX в. Тем не менее синаиты продолжали настаивать на переходе Е. в. м. под московский протекторат. По мнению совр. исследователей, речь шла не об изменении церковной юрисдикции Е. в. м., а только о ктиторстве ( Пятницкий. 2004. С. 434-435, 447-448; Чеснокова. 2004. С. 419, 423). Впрочем, вполне вероятно, что в борьбе за автокефалию синаиты могли манипулировать полученной ими царской грамотой. В 1687 и 1693 гг. посольства, возглавляемые синайским архим. Кириллом, помимо обычных просьб о милостыне предложили поселить в Е. в. м. группу рус. иноков, а также послать неск. бояр на богомолье. В 1687 г. правительство царевны Софьи в целях укрепления своего престижа на христ. Востоке заявило о готовности принять обитель под покровительство. Синайский архим. Кирилл получил новую жалованную грамоту (5 февр. 1689), позволявшую приезжать за милостыней каждый год, и богатые дары ( Пятницкий. 2004. С. 449). В той же грамоте говорилось о посылке серебряной раки для мощей вмц. Екатерины, изготовленной на средства царевны Екатерины Алексеевны (нередко в научной лит-ре отправка раки ошибочно приписывается Петру I, Анне Иоанновне или Екатерине II) (Там же. С. 444-446; Чеснокова. 2004. С. 423). В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. в Е. в. м. было послано неск. тысяч рублей, иконы и Евангелия в дорогих окладах ( Каптерев. 1881. С. 387-408). При этом никаких попыток вмешиваться в дела мон-ря не предпринималось. Со временем просьбы синаитов о милостыне возрастали. Однако внешнеполитические приоритеты Петра I были далеки от христ. Востока, и посольство архим. Гавриила в 1697 г. получило милостыню гораздо меньше ожидаемой. В 1723, 1733, 1745 гг. Е. в. м. направлял в Россию посольства с жалобами на нападения бедуинов, обветшание монастырских построек и с просьбами о милостыне. Но при этом уже не упоминалось об особом покровительстве российских государей этому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери К 300-летию Полтавской битвы Каплуновская икона Божией Матери (день празднования 11/24 сентября) явлена была в селе Каплуновка Харьковской губернии. Место это раньше принадлежало полковнику Ивану Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому, который получил эти земли по жалованной грамоте и назвал образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчего Каплуна – Каплуновкой. В 1688 году Иван Перекрест построил в этом селении храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а первым священником в нем был поставлен митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием (Юховым; † 1702) Иоанн Ильич Уманов († 1713), выходец из польских пределов, возможно из Умани. При нем и явилась эта чудотворная икона. Однажды священнику Иоанну Уманову во сне явился благоговейный старец и сказал: «На третий день после этого к тебе придут из Москвы три иконописца, один лет 60, другой – 80, а третий – 90 лет; у старшего из них сними сверху связки семь икон и возьми восьмую – Казанскую икону Божией Матери, и узреши благодать». По преданию, это случилось 8 сентября 1689 года, в ночь перед престольным праздником храма – Рождеством Пресвятой Богородицы. Действительно, на третий день священник, возвращаясь из храма домой, встретил трех странников, которых и пригласил к себе. Увидев связку с иконами, священник упросил старца дать ему восьмую икону, которая оказалась копией Казанской Божией Матери, как и было предвещено ему в сновидении. Старец отдал икону, не взявши предложенных за нее 15 копеек. Икона эта оставалась в доме священника две недели, а на третьей неделе в ночь с субботы на воскресение священник увидел второй сон: явилась ему во сне Дева необыкновенной красоты, сказавшая ему: «Иерей Иоанн, не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник так и поступил. Новоявленная икона стала привлекать в Каплуновку многочисленных богомольцев. Весть о ней достигла и Москвы, о ней узнал и Петр Великий. Как знак благоговейного отношения к сей святыни храму было подарено святое Евангелие 1699 года, в серебряной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г[ода] февр[аля] 25-го д[ня] по указу в[еликого] государя построено сие св[ятое] Евангелие Ингерманландской канцелярии на государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв[ятой] Богородицы весом серебра 15 фунт[ов] 4 золотн[ика], а на позолоту 35 червонцев».

http://pravoslavie.ru/31123.html

Гедеон высказали мнение по вопросу о преложении Св. Даров, к-рое было принято в Малороссии, но в Русской Церкви считалось «латинским» (о пресуществлении Даров «Господними словесы», т. е. после произнесения слов «Приимите, ядите», а не фразы «призыванием и молитвою иерея», т. е. после призывания Св. Духа - эпиклезы , как учила греч. партия). После этого Патриарх Иоаким обратился к ним с посланием о том, придерживаются ли они мнения, общепринятого в правосл. Церкви. В ответ В. и митр. Гедеон заявили, что во всем согласны с правосл. т. зр. о времени преложения Св. Даров. После смерти Патриарха Иоакима и митр. Гедеона, а также устранения гетмана Самойловича В. 1 июня 1690 г. был избран и 31 авг. Патриархом Адрианом хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во митрополита Киевского, вернулся в Киев 14 нояб. 1690 г. Ко времени вступления В. на кафедру в состав Киевской митрополии входили Киевская, Луцкая, Львовская, Перемышльская, Мстиславо-Могилёвская епархии. Однако еще в 80-х гг. XVII в. стало очевидным стремление украино-белорусских епархий выйти из юрисдикции Киевского митрополита и подчиняться Московскому Патриарху. В 1688 г. по просьбе Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича) в юрисдикцию Московского Патриарха перешла Черниговская епархия на том основании, что митрополиту могут подчиняться только епископы, а не архиепископы (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. С. 153-154). В 1689 г. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) обратился к Патриарху от имени Луцкого, Львовского, Перемышльского и Белгородского епископов с просьбой об учреждении Галицкой митрополии в юрисдикции Московского Патриарха (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. С. 149-152), Патриарх Иоаким отверг этот план. В правосл. епархиях, находившихся на территории Польши, польск. правительство, несмотря на условия договора с Россией, продолжало насаждать унию: в 90-х гг. XVII - нач. XVIII в. в унию перешли Львовская, Перемышльская и Луцкая епархии; на Правобережной Украине и в Белоруссии осталась одна правосл. епархия - Могилёвская, к-рая фактически не зависела от Киевского митрополита (В.

http://pravenc.ru/text/154219.html

Б. пытался противодействовать распространению старообрядчества, в 1722 г. доносил в Синод о неудачной попытке предотвратить самосожжение 25 старообрядцев в дер. Нестеровской Черевковской вол. В 1723 г. вызывался на чреду священнослужения в С.-Петербург, в 1724 г. участвовал в коронации имп. Екатерины I . В 1725 г. обличил в злоупотреблениях провинциал-инквизитора Великоустюжской епархии Иоасафа Тюменева, при проверке оказавшегося лжемонахом и авантюристом. Б. погребен в Успенском соборе Вел. Устюга. Сохранились 2 описи имущества, оставшегося после смерти Б. Помимо хлебных запасов, строительных материалов, предметов домашнего обихода при архиерейском доме хранилось 9 медных пушек; архиерейская казна насчитывала 2880 р., из к-рых 2083 р. были внесены Б. из собственных средств. Его б-ка состояла более чем из 150 печатных и рукописных книг, помимо богослужебных книг, творений отцов Церкви и житий святых в ней были представлены полемические сочинения, труды по истории, неск. грамматик, «География генеральная» и даже «Виргилий». В ней находились также не озаглавленные в описи нем. и греч. книги. В наст. время большая часть рукописных книг из б-ки Б. хранится в составе Устюжского собр. БАН (С.-Петербург). Б. был не только библиофилом, но и писателем и переписчиком книг. В нач. 90-х гг. XVII в. в Чудовом мон-ре он переписал «Зрелище жития человеческого» (РНБ. Q. XV. 103). Известны владельческие записи Б. на книгах XVII в., в т. ч. на списках новых переводов «Хрисмологиона» и «Зерцала богословия». Ок. 1687-1689 г. на основе Летописного патриаршего свода 80-х гг. XVI в. Б. создал историко-публицистическое соч. «Хронографец» (РГБ. Ф. 218. Пост. 1963 г. 61.1. Л. 1-44). После анализа текста «Хронографца» его публикатор А. П. Богданов считает возможным говорить о противоположности общественно-политических позиций Б. и Патриарха Всероссийского Иоакима . Соч.: Пять писем Б. к Новгородскому архиеп. Феодосию (Яновскому)//Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования имп. Петра Великого (1717-1719 гг.). СПб., 1911. Т. 2. Стб. 905-924; Богданов А. П. «Хронографец» Боголепа Адамова//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 381-399.

http://pravenc.ru/text/149475.html

Кекрагарии по гласам могли выписываться в Анфологиях, Пападики, Стихирарях отдельно (Пападики Konstamon. 86. Fol. 106, 1-я пол. XV в.) или вместе с воскресными стихирами (Стихирарь-Октоих. Pantel. 936. Fol. 347, кон. XV - нач. XVI в.; Анастасиматарий-Анфология. Xeropot. 267, Fol. 8, нач. XVIII в.). В рукописях фиксировались разные варианты кекрагариев, имеющие свои названия: «церковные», «большие» (κκλησιατικ, μεγλα - Doch. 386. Fol. 243v, 248, сер. XVII в.), «святогорские» (Xeropot. 271. Fol. 101v, 1-я пол. XVII в.), «краткие (συνοπτικ), называемые навплийскими» (Xeropot. 380. Fol. 99v, 1759 г.), а также авторские обработки: «украшенные» иерея Баласиса (Pantel. 1008, посл. четв. XVII в. Fol. 41, автограф) и Хрисафа Нового (с его же воскресными стихирами - Xen. 128. Fol. 7, 1671 г., автограф), иерея Антония (Doch. 338. Fol. 6, 1767 г.) и фессалоникийского протопсалта Мануила Гуты (Doch. 376. Fol. 127, XVIII в.) или «сокращенные из древних» Петром Пелопоннесским (Xeropot. 305. Fol. 25, кон. XVIII - нач. XIX в.) и др. Самые ранние нотированные версии гимна «Свете тихий» находятся в рукописях XVII в. (Paris. Bibl. Nat. Suppl. gr. 1171. Fol. 51; Doch. 324, Fol. 36, 1686 г.; Sinait. gr. 1469. Fol. 23v - 24, 1689 г.). Как правило, он распет на 4-й глас, хотя встречаются и версии 2-го гласа (μλος ρχαον - Konstamon. 90. Fol. 90v, ок. 1825 г.; Devai. P. 409). Напев прокимна в субботу вечера на 2-й плагальный (6-й) глас записывали уже в нач. XVI в. (θεσσαλονοκαοιν, παλαιν - Xeropot. 269. Fol. 17), позднее встречаются версии этого прокимна на 1, 4 и 4-й калофонический гласы (Xeropot. 271. Fol. 59v, 1-я пол. XVII в.; Doch. 386. Fol. 43v - 46, сер. XVII в.). Вместе с прокимнами всей седмицы могли записываться и прокимны господских праздников, напр. «древние (παλαι) и очень искусные» с калофоническими анафонимами Иоанна Кукузеля (Xeropot. 307. Fol. 100, 1767 и 1770 гг.). Известны седмичные прокимны мон. Феодула Энита (сер. XVIII в.), «поющиеся на всенощных» (Doch. 404. Fol. 32, ок. 1840 г.).

http://pravenc.ru/text/155522.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Иркутской и Ангарской епархии), находится в г. Иркутске. Основан по грамоте, данной в 1689 г. митр. Сибирским и Тобольским Павлом ( 1692). Располагался в версте от Иркутского острога, на правом берегу р. Ангары, в устье р. Иды (Ушаковки). Главным строителем, т. е. организатором и распорядителем всех строительных работ, был иркутский житель Влас Сидоров. К 1693 г. была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Грамотой митр. Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинского) от 25 сент. 1703 г. Влас Сидоров был утвержден в должности церковного старосты Знаменского храма, а 1-й настоятельницей обители поставлена мон. Акилина (впосл. игумения; 24 февр. 1744) (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 10). По ее челобитной в 1709 г. монастырю были отписаны вотчинные земли по рекам Китою и Ангаре, удобные для хлебопашества, огородничества, скотоводства и рыбной ловли. На них были устроены мельницы и кожевенные заводы. В 1728 г. мон-рю принадлежали 33 дес. пахотной земли, 75 лошадей, 90 голов крупного рогатого скота и 35 овец. К 1730 г. в обители проживали 12 сестер. Приписных крестьян муж. пола (с детьми) насчитывалось 120 чел., кроме них было записано 75 вкладчиков, находившихся под юридической защитой монастырской общины. В нач. 60-х гг. XVIII в. к И. м. была причислена Китойская вотчина со всеми угодьями, отданы сенные покосы по рекам Ушаковке и Ангаре и рыболовные места в верховьях p. Ангары. В 1764 г. И. м. получил статус третьеклассного. В 1768 г. здесь жили 3 насельницы, но обитель не закрылась благодаря энергичной деятельности Иркутского свт. Софрония (Кристалевского) , к-рый добился, чтобы из Центр. России в Иркутск прислали монахинь. К кон. XVIII в. И. м. владел 355 крестьянами. При игум. Акилине И. м. получил от царя Петра I в дар напрестольное Евангелие большого формата (М., 1698). Начиная со 2-го листа Евангелия от Матфея (19-й лист от начала) и на последующих страницах имеется надпись: «Книга, глаголемая Евангелие, от Благочестивейшаго, Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятыя Богородицы, Иркутский, года 1708. Подписана иже аще бы кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковый во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Евангелие украшал чеканный оклад из серебра с позолотой весом 3,4 кг, выполненный в 1795 г. иркутскими серебряниками. Оклад был конфискован большевиками в 1922 г., но Евангелие сохранилось и используется священнослужителями во время торжественных служб.

http://pravenc.ru/text/674063.html

Святые Борис и Глеб. Шиферная икона из Солотчинского мон-ря. 1-я треть XIII в. (Ряз ХМ) Святые Борис и Глеб. Шиферная икона из Солотчинского мон-ря. 1-я треть XIII в. (Ряз ХМ) В XII в. был воздвигнут существующий поныне Борисоглебский собор в Чернигове (до 1123); аналогичные каменные постройки появились в Рязани (вероятно, в 20-30-х гг.), Ростово-Суздальской земле ( Борисоглебская церковь в Кидекше под Суздалем, 1152 г.), Полоцке (сер. XII в.), Новгороде (1167 г.; см. Борисоглебская церковь в Детинце ), Городне (Коложская ц. в Гродно) (80-90-е гг.), Новогородке (совр. Новогрудок) и др., при многих из них позднее сложились мон-ри. Кроме того, в домонг. период в честь Б. и Г. были созданы мон-ри: Новоторжский, в Турове (существовал в XII в.), Нагорный в Переславле-Залесском (позднее был домовым митрополичьим, закрыт в 1764). Св. Борис. Фрагмент иконы свт. Николая Чудотворца (Липенского). 1294 г. Мастер Алекса Петров (НГОМЗ) Св. Борис. Фрагмент иконы свт. Николая Чудотворца (Липенского). 1294 г. Мастер Алекса Петров (НГОМЗ) Посвящение храмов и мон-рей Б. и Г. не прекращалось и в последующее время. Борисоглебские храмы были построены: в Ростове (1287), Муроме (упом. в 1327), Рязани (1689), Суздале (1749), в с. Старове (совр. Угличский р-н Ярославской обл.; 1753), Юрьеве-Польском (1792-1808), в с. Волохове (совр. Александровский р-н Владимирской обл.; 1805-1831), в с. Любодицы (совр. Бежецкий р-н Тверской обл.; 1822-1833), в С.-Петербурге (Синопская наб.; 1869-1882, снесен в 1975), на Смоленщине - в пос. Хиславичи (1880) и в с. Борисоглебском (совр. Сычёвский р-н; храм постройки 1771 г., в 80-х гг. XIX в. был перевезен туда из с. Ильинского), в с. Госома (совр. Брянская обл.; 1895-1900) и мн. др. Неск. церквей были посвящены Б. и Г. в Новгороде: на воротах кремля (1331), «в Плотниках» (1377, 1536, в 1992 передана Церкви). Значительное число Борисоглебских храмов существовало в Москве и предместьях города: у Арбатских ворот (1522, 1764, снесен в 1930), на Поварской ул. (нач. XVII в., 1798-1802, снесен в 1936, на его месте стоит Российская академия музыки им. Гнесиных), верхний храм церкви в Зюзине (1688, освящен в 1704, возвращен Церкви в 1989), в Дегунине (1866, возвращен Церкви в 1991), а также в Подмосковье: в селах совр. Серпуховского р-на Дракине (1684, 1882, в наст. время подворье серпуховского Введенского мон-ря) и Енине (1828), в Коломне (1716-1726), в г. Раменское (1725-1730), в г. Руза (1801), в дер. Куртниково (совр. Истринский р-н; 1809) и др. В кон. XX в. были воздвигнуты Борисоглебские храмы в Киеве (ул. Василя Касьяна, 1993) и Москве (Арбатская пл., 1997).

http://pravenc.ru/text/153171.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010