Дерзновением 1684  Исаак по словеси Божию вниде в Герары. Дерзостию (л. 1025) 1685  герарстии людие хотяше онасиловати Ревеку. Дерзостию филистимове отъяша у Исаака кладези и засыпаша и. Дерзновением Исаак отъиде от них и иныя ископа кладези. Дерзостию 1686  Исаав за ядь первородство свое продаде Иякову. Дерзновением Ияков купи его. Дерзновением 1687  Ияков украде благословение отчее. Дерзостию Исав сопротивляшеся Иякову о благословении, иже благослови отец его. Дерзновением Ияков вселися к Лавану и поят две дщери жене себе, и воста, отъиде. Дерзостию Лаван гоняше его. Дерзновением 1688  Ияков боряшеся з Богом и укрепися, наречеся от Бога Израиль. (л. 1025 об.) 1689  Дерзостию Сихем, сын Емморов Хорреос, оскверни Дину, дщерь Ияковлю. Дерзновением взяста сына два Ияковля. Симеон и Левий, братия Дины, койждо свой меч и вшедша во град без соблазна изсекоста весь мужеский пол. Еммора же и Сихема и сына его усекнуста острием оружия, и пояста Дину от дому Сихемля и изыдоста, сынове же Ияковли разграбиша все, еже бе во граде и еже бе в домех. Дерзостию 1690  Иосифа братия посадиша в ров и паки продаша за 12 сребреников во Египет. И угоди Иосиф Господеви, и бе Господь с ним, и бе в дому Пентефрееве, служа. (л. 1026) 1691  Ведяше бо господин его, яко Господь с ним есть, и обрете Иосиф благодать пред господином своим. И дерзостию возложи жена господина его очи свои на Иосифа и рече: Буди со мною. И добрым дерзновением не восхоте Иосиф быти с нею. И оболга его непреподобная мужу своему, и разгневася яростию господин его, и всадиша Иосифа в темницу. Дерзновением 1692  предста Иосиф фараону, рече: Без Бога не отвещаются фараонови спасеныя вещи. И прочее. Дерзновением Ияков вниде во Египет. Дерзостию 1693  возгнушася египтяне сынов Израилевых нуждею и болезнену жизнь творяху им в делех жестоких брением (л. 1026 об.) 1694  и плинфами и всеми делы, еже в полех во всех, иже порабощаху с нуждею. Дерзостию фараон повеле бабам и людем убивати весь мужеский пол, иже ся родит евреом. Якоже 1695  озлобиша отца наша умориша младенца, их не оживити, вне же время родися Моисей и бе угоден Богови. И дерзновением отца и матере воспитан бысть три месяцы в дому отца своего. Отвержену 1696  же ему, дерзновением взят его дщи фараонова и воспита его себе в сына. И наказан бысть Моисей всей премудрости египетстей. Дерзновением 1697  Моисей, видев, некоего обидима, посо(л. 1027)бствова 1698  и сотвори отмщение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Деятельность старообрядцев на Дону значительно разрослась после того, как в 1685 году там появился сам игумен с сопровождавшими его другими священниками, в числе которых особенно отличались своей энергией черные иереи Пафнутий, Евтихий и Феодосий. Они сразу же начали устанавливать связь с недовольными все усиливавшимся влиянием Москвы Для старообрядцев консервативного поповского направления Дон был особенно важен, так как там они все еще могли служить по старым книгам, в то время как в Московской Руси, где все приходы были под строгим присмотром патриарха Иоакима, не имея своих церквей, они не могли иметь и всей полноты церковных таинств. А игумену Досифею все еще верилось, что на Дону они смогут продолжать свободно молиться по старому обряду, а в случае удачи Дон мог бы стать тем очагом “истинного древлерусского православия”, откуда старая вера, потерпевшая в 1682 году последнее решительное поражение в Москве, могла бы снова вернуться на Русь. Вожди этой старообрядческой эмиграции на Дону вскоре сошлись с атаманом С. Лаврентьевым, представителем той партии казаков, которая сопротивлялась все растущему контролю центральной власти, и который неоднократно бывал выборным главой Черкасской станицы. Лаврентьев уже долгие годы поддерживал беглецов с севера, снабжал их оружием для самозащиты и грабежа караванов, шедших из России в Персию или Турцию, за что и получал часть добычи их военных “подвигов”. Пользуясь его помощью и влиянием, Досифей и другие старообрядческие отцы развили настойчивую пропаганду старой веры не только среди казаков и беглых, но и среди чинов гарнизонов южной границы и крестьян прилегавших к этой границе областей самого Московского государства. С их помощью немало крестьян Тамбовского края перебегали на Дон, где они увеличивали ряды местных В начале 1686 года старообрядческой партии и приверженцам Лаврентьева удалось достичь на Дону значительных успехов. В это время войсковой атаман Фрол Минаев уехал по делам в Москву, а на его место был избран сам Весной следующего 1687 года Лаврентьев провел в настоятели главного донского собора в Черкасской станице старообрядческого священника, а на войсковом сборе в мае того же года казаки постановили признать старую веру официальным, “государственным” исповеданием Дона.

http://sedmitza.ru/lib/text/439571/

(католики составляли 75% населения И.). В 1678 г. по подозрению в организации заговора против короля арестовали архиеп. Дублина Питера Толбота (1669–1680; скончался в тюрьме) и архиеп. Арма св. Оливера Планкета (1669–1681; казнен; в 1975 канонизирован Римско-католической Церковью). Недолгое правление брата кор. KapлaII , католика ЯkobaII (1685–1688), способствовало усилению католич. партии в И. В 1687 г. была издана «Декларация веротерпимости» (Declaration of Indulgence) , отменявшая религ. преследования и устанавливавшая свободу вероисповедания. Католики в И. были допущены к участию в парламенте, могли занимать высшие военные и адм. должности. Англ. кор. Яkob II , опиравшийся на католич. население И. и Англии и восстановивший общение с Папским престолом, пользовался широкой поддержкой в И., где он попытался собрать войско против претендовавшего на англ. престол Buльreльмa III Оранского. В 1689–1691 гг. в И. развернулась война между яковитами (сторонниками ЯkobaII ) и армией Вильгельма Оранского. После крупного сражения на р. Бойн (1 (12) июля 1690) яковиты были вынуждены отступить на восток, а король бежал во Францию. В сражении при Огриме (июль 1691) сторонники свергнутого короля вновь потерпели поражение. Войско яковитов под командованием П. Сарсфилда укрылось в Лимерике, где 3 окт. 1691 г. был заключен мирный договор. По условиям достигнутого соглашения ирл. яковиты (ок. 14 тыс. чел.) эмигрировали на континент, где большая часть их поступила на франц. военную службу (т. н. Бегство диких гусей). В И. была провозглашена религ. терпимость, католики сохраняли имущество и гражданские права в обмен на принесение клятвы верности BuльreльмyII , ставшему англ. королем, и его жене Марии. Однако после отказа ирл. парламента ратифицировать договор преследования католиков возобновились. Лит.: Meehan C. P.The Confederation of Kilkenny. Dublin, 1846; Moran P. F. Historical Sketch of the Persecutions Suffered by the Catholics of Ireland Under the Rule of Cromwell and the Puritans.

http://sedmitza.ru/text/2558539.html

1684 Синтез науки, религии и философии. с. 30. 1685 Синтез науки, религии и философии. с. 30. 1686 В чем ему и высказывается благодарность авторами на стр. 6. 1687 Синтез науки, религии и философии. с. 5. 1688 Кравченко В. Блаватская Елена Петровна.//Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995, с. 64. 1689 Соловьев В. С. Е. П. Блаватская.//Критико-биографический словарь русских писателей и ученых С. А. Венгерова т. 36 – СПб., 1892, с. 318. 1690 Вот еще пример апологетики теософии по принципу «в огороде бузина, а в Киеве дядька». В. Байгужаков так определяет место Блаватской в философском процессе: «Здесь я хочу привести одну любопытную, на мой взгляд, аналогию. Люди, интересующиеся отечественной культурой, конечно же, знают имя великого русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева, предпринявшего попытку создать философскую систему, которая получила название „метафизика всеединства“. Примерно в одно время с Владимиром Соловьевым создавала свои произведения Елена Петровна Блаватская. Ее работы повлияли как на западную мысль, так и на отечественную». Далее идет перечисление обаянных Блаватской оккультистов (но отнюдь не философов!) – Рерихи, П. Успенский, Гурджиев, Шмаков. (В. Байгужаков. Агни Йога и духовные проблемы современности.//Подмосковье. 26.8.1995). Но при чем же здесь Соловьев? Это все равно что сказать, что одновременно с Есениным творил свои произведения Демьян Бедный. Тоже «любопытная аналогия». Но из факта современности никак не вывести ни единомыслия, ни взаимного влияния, ни даже совместимости духовных и поэтических обликов Есенина и Бедного, равно как и Соловьева и Блаватской. 1691 Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. сс. 8, 291-297. 1692 Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М., 1994, с. 176. 1693 Бердяев Н. А. Философия свободного духа. с. 194. 1694 Бердяев Н. А. Самопознание. – М., 1990, с. 178. 1695 Бердяев Н. А. Учение о перевоплощении и проблема человека.//Переселение душ. Сборник. – М., 1994, с. 259. 1696 Бердяев Н. А. Самопознание. с. 178 и 180. Мне известно, что рериховцы недолюбливают штейнерианцев. Действительно, в антропософии Штейнера есть некоторые специфические идеи, отсутствующие у Блаватской или Рерихов. Но оценки русскими философами штейнерианства касались не этих почти неуловимых внутренних различий внутри оккультного движения, а фундаментальных позиций, общих и для Блаватской, и для Штейнера и для Рерихов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В 1681 г. в Москве была создана Типографская школа. Возглавил её чудовский иеромонах Тимофей, много путешествовавший по востоку и в совершенстве знавший греческий язык. Помогали ему два учителя-грека. Школа представляла собой типичное для греческой культуры XVI−XVII в. среднее учебное заведение, упор в обучении делался на овладение греческим языком. Имелись планы и по преобразованию Типографской школы в высшее учебное заведение, однако в 1681 г. они потерпели неудачу из-за отказа греческого дидаскала С. Киминитиса приехать в Россию 523 . Прямым продолжением Типографской школы стали Славяно-греко-латинские школы братьев Лихудов, позднее получившие статус Академии. Они были открыты в 1685 г. в Богоявленском монастыре, а в 1687 г. получили отдельное здание в Заиконоспасской обители. Костяк учеников новой школы составили питомцы Типографской школы, знавшие языки и готовые осваивать более сложные науки. По предположениям исследователей, училище Лихудов было устроено по образцу константинопольской Патриаршей Академии. Куррикулум его не был оригинален и представлял из себя подражание курсам университетов, а в большей степени – иезутскиму Ratio Studiorum. Первые три года братья преподавали своим ученикам грамматику, риторику и пиитику. В 1690−91 гг. впервые в истории великорусского образования ими был прочитан курс философии, состоявший из логики и физики. Основанный на Аристотеле, этот курс был повторением классической учебной программы иезуитских образовательных учреждений 524 . Таким образом, Славяно-греко-латинское училище братьев Лихудов представляло собой образовательное учреждение, дававшее своим воспитанникам образование в традициях европейской риторической культуры, а конкретнее – в виде иезуитского синтеза этой культуры и второй схоластики. Безусловно, здесь нет ничего общего с взглядами Евфимия Чудовского: братья Лихуды, выпускники цитадели европейского аристотелизма, не только не порицали силлогистический метод доказательств, но наоборот, всячески стремились познакомить своих чеников с этим краеугольным камнем аристотелевовой логики. Но что важнее, не существовало и фундаментальной разницы между двумя типами учёности, позволяющей говорить о «греческом» образовании», как о некой альтернативе образованию могилянскому. Нет, отличия касались, в первую очередь, лишь организации учебного процесса и преподавания греческого языка (последнее, впрочем, зависело от наличия преподавателя-эллиниста).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЛУЖСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ НА РВУ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Калужский Покровский храм Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы " что на рву " . Храм был построен в 1687 г. (по другим источникам - в 1685 г). По типу строения и отделки храм похож на московские бесстолпные храмы второй половины XVII в. Это один из распространенных древних типов храма. Своей архитектурой в символических формах он наиболее полно выражает идею христианского домостроительства. Двусветный четверик составляет основной объем, к которому с восточной стороны примыкают три пониженные апсиды алтаря , а с западной стороны - трапезная и колокольня . Храм пятиглавый. Боковые главы своей формой и расположением на углах четверика свидетельствуют о том, что после одного из пожаров в XVIII в. они не были восстановлены на прежних местах, а подвергались переделке. По-видимому, к этому времени относится и сооружение трапезной, и перестройка колокольни, которая до этого имела шатровое завершение. По северной и южной стороне храма расположено по три, а не по два оконца, как это обычно делалось в древних храмах. Средние окна боковых фасадов появились, по-видимому, позднее боковых, так как и размеры у них иные, и детали различны. Полагают, что вместо них ранее были киоты с образами. Оконные наличники с пышными фронтончиками и колонками с перехватами очень характерны для русского зодчества второй половины XVII в. Типичны для того времени и крыльца с южной и северной сторон храма на столбах-кубышках, на которые опираются двойные арочки с висячей гирькой между ними. В новейшее время проемы между столбами того и другого крыльца заложены кирпичом. Сложный карниз поддерживает ряд килевидных кокошников. На углах храма расположено по четыре связанных тонких колонки без капителей. Колокольня восьмиугольная, невысокая, состоит из двух с половиной ярусов, с полуярусами и оконцами древней формы и отделки по бокам. От более раннего строительного периода колокольня сохранила только нижнюю четырехгранную часть, в которой видны следы позднее заложенной арки входа в храм.

http://drevo-info.ru/articles/4966.html

С. 737–753; 7/8. С. 953–964. 398 Mansi I. D. Sacrorum conciliorum nova amplissima collectio. T. 35. Col. 1491–1492; ср. рубрику последующих униатских изданий Служебника: «И тако диакон [губою] влагает их (части Агнца NI и КА. – Авт.) и вся другия частицы, с Агнцем пресуществленныя, во святую чашу» (Литургикон, сиесть Служебник. Р., 1952. Л. 273). 399 Архив Юго–Западной России. Часть 1. Том V: Акты, относящиеся к делу о подчинении Киев­ской митрополии Московскому патриархату (1620–1694). К., 1872. С. 8. 400 Jugie M. Theologia dogmatica christianorum orientalium ab ecclesia catholica dissidentium. P., 1930. T. 3. P. 222. 402 Там же. С. 432–434. «Хлеб животный» Сильвестра и этот ответ Евфимия были написаны меж­ду 2–й пол. 1685 и 2–й пол. 1687 гг. 403 См.: Бернацкий М. М. Освящение поминальных частиц в контексте спора о времени пресуществления Св. Даров, состоявшегося в послед. четв. XVII в. в Москве: Глава о по­минальных частицах в «Щите веры» и «Остене»: (Публикация по рукописям ГИМ. Син. 346, 452, 546)//Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие и философия. М., 2006. Вып. 1(16). С. 129–144. 404 См.: Асмус М., диак. К вопросу об освящении поминальных частиц за Божественной литургией//Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие и философия. 2005. Вып. 14. С. 20; см. также: Он же. Определе­ние Римо–Католической Церкви о частицах проскомидии//Там же. 2008. Вып. 4(24). С. 11–25. 405 Wort und Mysterium: Der Briefwechsel ueber Glauben und Kirche 1573 bis 1581 zwischen den Tuebinger Theologen und dem Patriarchen von Konstantinopel. Witten (Ruhr), 1958. 406 [Theophanes (Procopowitz), archiep.] Christianae orthodoxae Theologiae eadem serie ac methodo qua Theophanes Procopowitz usus est in Academia Kiowiensi adornatae et propositae volume III. Lipsiae, 1793. 426 Ibid. р. 625–626. Феофан цитирует по–латыни; греческий текст см. в: PG. 85. Col. 1317; Mansi. T. 2. Col. 888. 427       Верховской П. В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный Регламент. Ростов–на–Дону, 1916. С. 52. Т. 2: Материалы. 441 Блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

и создание Ирландской конфедерации осуждались, англ. поселенцы должны были вернуть часть земель «невиновным» католикам (не участвовавшим в убийствах колонистов и войнах до 1643) с условием, что поселенцам будет предоставлено такое же количество земли в к.-л. др. месте на острове. Дефицит земли свел меры, провозглашенные в «Акте об устроении», на нет: по сравнению с периодом республики доля землевладельцев-католиков увеличилась, однако их владения занимали лишь 1/5 часть территории И. (католики составляли 75% населения И.). В 1678 г. по подозрению в организации заговора против короля арестовали архиеп. Дублина Питера Толбота (1669-1680; скончался в тюрьме) и архиеп. Арма св. Оливера Планкета (1669-1681; казнен; в 1975 канонизирован Римско-католической Церковью). Недолгое правление брата кор. Карла II, католика Якова II (1685-1688), способствовало усилению католич. партии в И. В 1687 г. была издана «Декларация о веротерпимости» (Declaration of Indulgence), отменявшая религиозные преследования и устанавливавшая свободу вероисповедания. Католики в И. были допущены к участию в парламенте, могли занимать высшие военные и адм. должности. Английский кор. Яков II, опиравшийся на католическое население И. и Англии и восстановивший общение с Папским престолом, пользовался широкой поддержкой в И., где он попытался собрать войско против претендовавшего на английский престол Вильгельма III Оранского. В 1689-1691 гг. в И. развернулась война между яковитами (сторонниками Якова II) и армией Вильгельма Оранского. После крупного сражения на р. Бойн (1 июля 1690) яковиты были вынуждены отступить на запад, а король бежал во Францию. В сражении при Огриме (июль 1691) сторонники свергнутого короля вновь потерпели поражение. Войско яковитов под командованием П. Сарсфилда укрылось в Лимерике, где 3 окт. 1691 г. был заключен мирный договор. По условиям достигнутого соглашения ирл. яковиты (ок. 14 тыс. чел.) эмигрировали на континент, где большая часть их поступила на франц. военную службу (т.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Когда его наказывали, его видели все, а когда он воскрес – почти никто 1684 . Подведя аргументацию воображаемого иудея к завершению, Цельс говорит уже от себя. Христиане, говорит он, пренебрегают великолепными богами, доступными им в окружающем мире, и говорят, что люди, подобные Гераклу, или Кастору, или Поллуксу, – не боги, потому что они были, прежде всего, людьми: Все же они исповедуют веру в призрачного бога, явившегося только членам их маленькой кучки, и то, похоже, в виде некоего привидения 1685 . Напротив, говорит он, люди, утверждающие, что видят Асклепия, который ходит и совершает исцеления, видят в нем не призрака, но истинно его самого 1686 . Есть в языческом мире и такие герои, о которых рассказывают странные басни; однако христиане настаивают на том, чтобы почитать Иисуса, будто он такой единственный. Вот что самое странное в этом Иисусе, согласно самим христианам, – что он принял на себя смертную и немощную плоть: Но (говорят христиане), он ведь становится богом, сняв с себя (телесную оболочку). Но если апофеоз делает божественным, то неужели это не относится к Асклепию, Дионису или Гераклу, которые жили гораздо раньше? Я слышал, что христиане смеются над почитателями Зевса на том основании, что на Крите показывают его могилу, говоря, что критяне поступают неразумно. Может быть, и так, и тем не менее, их собственная вера основана на человеке, вышедшем из могилы 1687 . Он знает о нестыковках между различными рассказами о воскресении и внутри них: один был ангел или два? Почему Сыну Божьему понадобился кто–то еще, чтобы откатить камень? 1688 В частности, Цельс пытается показать, что христианская надежда пойти на «другую землю, иную и лучшую, чем эта», представляет собой просто вариацию на тему Платоновых Елисейских полей 1689 . Похоже, говорит он, что христиане не поняли доктрину перевоплощения Платона: h5 и верят в абсурдную теорию, что физическое тело будет воскрешено и восстановлено Богом и что каким–то образом они воистину узрят Бога своими смертными очами, и услышат Его своими ушами, и смогут прикоснуться к Нему руками… Христиане поглощены вопросом познания Бога, и они думают, что Бога никак иначе, чем через телесные чувства, узнать невозможно 1690 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Во время 1676 Турецкой войны начался у Н(икиты) П(етровича) шахматный период, которым заразился и второй редактор; у последнего запой, впрочем, был только летом, а в иное время года Ф(едор) А(лександрович) только выпивал. В упомянутый период всякий приехавший в гости к Н(иките) П(етровичу) приглашался «сыграть». 1677 Ни разу не поигравший с Н(икитой) П(етровичем) гость охотно соглашался поиграть, но затем старался отлынуть, испытав удовольствие наиграться до одури. Льстивый Марков стал учиться играть, и очень успешно: в полгода уже М(арков) мог сражаться с редакторами без ферезя. Игра Н(икиты) П(етровича) с Марковым нередко кончалась часов в 6 утра. Марков 1678 принялся на фабрике изучать гамбиты и партии игроков, и затем 1679 не уступал в игре не только редакторам, но приезжавшему из Петербурга И. А. Пашкову, 1680 который в редакции считался равным почти Морфи. 1681 Игра 1682 с М(арковым), уже постигшим вполне премудрость шахматной игры, в конце периода производилась с Н(икитой) П(етровичем) «не так на так», а на деньги, и однажды Марков выиграл около 4 рублей и боялся, как бы Н(икита) П(етрович) «не осерчал». – Не проиграть ли ему нарочно в следующий раз? Как вы думаете? – Полноте, Мих(аил) Алексеич, что за холуйство. Опасение оказалось напрасным. Обворовывание Н(икиты) П(етровича) интенсивно 1683 началось в конце 1868 г., когда поступил на неопределенного наименования должность некий А, уволенный с прежнего места за кражу мыла. А в «Сов(ременных) изв(естиях)» «присваивал» деньги, получаемые по счетам за объявления от розничной продажи газеты, показывал фиктивных рабочих в отчетах, воровал шрифт, поживлялся от краски и всех хозяйственных 1684 покупок для 1685 «С(овременных) и(звестий)». А прослужил недолго, не «зарвался» в воровстве (до 70 р(ублей)), а заработал на открытие маленькой табачно-галантерейной лавочки на Никитской. На место А, по рекомендации одного знакомого Н(икиты) П(етровича) священника, поступил крещеный еврей Б, которому А продал секрет поживления за 25 р(ублей). А получал 20 р(ублей) в м(есяц), а Б поступил на 8 (!). Б в 1686 период 187085 г(одов) 1687 «нажил» 20 000 р(ублей). Б получал 1688 maximum 50 р(ублей) в мес(яц). 1870 г(одом) к Н(иките) П(етровичу) поступил в лакеи цыган В, который воровал на почве «домашних расходов» до вступления в 1689 должность фактотума 1690 Г(илярова), до 1870–86 г(одов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010