Поэтому всем, кто хочет спастись от руки антихриста, необходимо добровольно покончить с собой. Спросили Аввакума, тот отозвался одобрительно, хотя заметил, что такой подвиг по силам только избранным и может быть предложен лишь в виде «самовольного мученичества», при чем оправдывал его исключительно святоподобиями. Ответ этот скоро получил широкую известность среди раскола, и самоистребление страшно усилилось. По словам Аввакума, в пределах нижегородских жглись тысячи тысяч. В Сибири в 1679 г. сожглось с попом Дометианом 1700 человек. Когда же был издан строгий указ 1685 г., то случаи самоистребления, в виде самосожжения, ещё более умножились. В 1687 г. в Березове-Наволоке, Олонецкой губ., вместе с соловецким выходцем Пименом сгорело более 1000 человек; в том же году в Палеостровском монастыре, Олонецкой губ., сожглось с диаконом Игнатием 2700 человек, в 1689 г. там же – 500 человек. Немало было случаев самосожжения и в других местах 46 . 2. Образование в расколе беспоповщины и поповщины После осуждения собором 1667 г. раскольники-старообрядцы оказались вне церкви и, кроме того, у них не осталось ни одного епископа, который мог бы положить начало преемственности хиротонии в расколе, а за отсутствием хиротонии, должны прекратиться иерархия и таинства. Пока оставались попы старого рукоположения, раскол мог ещё кое-как обходиться, но когда они стали один за другим сходить в могилу, вопрос об иерархии потребовал неотложного решения. Как же он решался? Первые новгородско-псковские расколоучители, в лице попа Ильи и священноинока Варлаама, считали рукоположение, совершенное по новым книгам, не действительным и не действенным и потому приходящих к ним новопоставленных попов перекрещивали. На новгородском собрании раскольников 1694 г. было уже заповедано с клятвою хранить учение, что «по грехам нашим в таковая времена достигохом, в няже православнаго священства в конец по благочестию лишились», – есть только «антихристовы попы». Вместе с хиротонией в новгородско-псковских пределах отвергали и совершаемое по новым книгам крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В основе такой критики лежало воспринятое «западными» ложное представление об иконах, выраженное в формуле из Каролинских Книг, направленной одновременно против иконоборцев и иконопочитателей. «Мы не сокрушаем (образы) вместе с первыми и не почитаем их со вторыми», – гласит она 1685 . Несмотря на то что вскоре на Западе благочестивое восприятие святых изображений пошло дальше пределов, временно положенных каролингским богословием, в литургии латинской Церкви образы никогда не играли той роли, которая им выпала на Востоке. В этом смысле, несмотря на полемические преувеличения и превратные сведения, между двумя Церквами действительно сохранялось принципиальное различие, которому – в силу того, что на Востоке в 8–9 веках богословие иконописания продолжает обретать ясную форму выражения – суждено было отозваться и в области вероучения. Однако в спорах Востока и Запада основную роль играло не восприятие образов, а литургический обычай, на первый взгляд представлявший несущественное расхождение, выражавшееся в том, что «западные» во время евхаристии использовали опресноки (пресный хлеб), тогда как «восточные» настаивали на употреблении квасного хлеба. По словам одного восточного иерарха «изначальная причина разделения между ними и нами – в вопросе опресноков… Он в сжатом виде вбирает в себя весь вопрос истинного благочестия; если его не уврачевать, то нельзя уврачевать и недуг Церкви» 1686 . Хотя в авторе трактата, посвященного этой теме, в конечном счете, усмотрели Афанасия 1687 , надо сказать, что в прениях между Фотием и Николаем (9-й век) этот вопрос не поднимался, заявив о себе только в столкновениях, пришедшихся на 11-й век. К моменту его возникновения отношения между двумя Церквами были осложнены другими проблемами, так что в какой- то мере есть основания полагать, что вопрос об опресноках обрел такую значимость в смысле оправдания «действительных различий». Принято, однако считать, что эти «действительные различия» основывались на чем угодно, кроме веры и догмата, хотя, не вдаваясь в излишний редукционизм, можно было бы сказать, что опресноки в одно и то же время служили удачным предлогом для оправдания политического и личного конфликта и уместным выражением религиозно-вероучительных расхождений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Оболганный Мазепой Вышла новая книга о гетмане Иване Самойловиче 18.12.2012 777 Время на чтение 4 минуты Среди мерзких «иудиных» поступков гетмана Ивана Мазепы, коими была переполнена его жизнь, числилась измена своему благодетелю – гетману «русского» Левобережья Ивану Самойловичу Самойловичу. Личность последнего далеко неоднозначно рассматривается даже сверхтенденциозной историографией современной Украины . Жизни и деятельности этого гетмана была посвящена монография московского историка Александра Сергеевича Алмазова «Политический портрет украинского гетмана Ивана Самойловича в контексте русско-украинских отношений (1672-1687 гг.)», презентация которой проходила днями в киевском филиале Института стран СНГ. Серьезное научное исследование, которое историк Алмазов готовил 7 лет, базируется на мощной источниковой базе, и среди использованных документов стоит особо выделить документы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов – фонды «Сношения с Польшей», «Малороссийские дела», «Портфели Миллера», «Разрядный приказ», «Сибирский приказ», «Малороссийский приказ», «Преображенский и Семёновский приказы», документы «Счеты приходу и расходу разных сумм, присланные гетманом Иваном Самойловичем» от 28 сентября 1678 г., «Опись движимого имущества, принадлежавшего малороссийскому гетману Ивану Самойловичу и его сыновьям, Григорию и Якову» (1690 г.), а также Соборное Уложение 1649 года, конституции польских сеймов (1673, 1676, 1678, 1685 гг.), тексты международных договоров (Андрусовское перемирие, «Вечный мир», Бахчисарайский мир 1681 г.). Серьезность и основательность исторического текста отмечал наставник историка, известный в России и на Украине исследователь Северной войны и Полтавской Победы В.А.Артамонов. Структурировано книга делится на пять разделов, в которых отдельно рассматривается внутренняя и внешняя политика Гетманщины, основные направления интеграции России и Украины в рамках единого государства в период гетманства Самойловича, включая военное, политическое, финансовое, религиозное, социальное и культурное и история отстранения гетмана от власти. Представляя портрет «политического долгожителя» гетмана И.С.Самойловича, автор прописывает его в широком контексте отношений Левобережной Украины, входившей тогда в состав России, с Москво й, а также российской политики в Малороссии.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/18/ob...

Если один из соучастников продал свою часть без предварения прочих, вправе ли остальные обойденные соучастники просить об уничтожении продажи? В сенатских решениях по сему вопросу было истолковано, относительно сонаследников, что в этом случае нет безусловной причины к уничтожению купчей. «Если и признать, что продаже части из нераздельного имения должно предшествовать согласие сонаследника, то во всяком случае, за совершением уже купчей крепости, уничтожение оной, по смыслу узаконений, могло бы иметь место лишь тогда, когда бы жалующийся на отчуждение таковой части положительно удостоверил, что оно совершилось при обстоятельствах, лишивших его возможности знать о распоряжениях своего сонаследника, и вместе с тем изъявил бы готовность внести немедленно следующие по оценке за отчужденную часть имения деньги» (ср. Сб. Сен. реш. т. 2, N 866 и 1078). В местном праве прибалтийских губерний право выкупа (Näherrecht, Retractsrecht, Beispruchsrecht) представляется в виде цельного учреждения, обнимающего почти все главнейшие виды отчуждения (исключаются дарение, мировая уступка и мена). Право выкупа устанавливается или законом, или договором, или завещанием. Кроме выкупа наследственного в законе указаны следующие виды выкупа, основанием коего служит рыцарское, местное городовое и обычное право: 1) право дворян на выкуп дворянских вотчин, отчужденных недворянам; 2) право городских жителей (в некоторых городах) на выкуп недвижимостей, в городе состоящих, от постороннего лица; 3) общее право владельцев земли в городах на выкуп строения, на их земле возведенного; 4) право выкупа соучастников общей собственности; 5) соседское право выкупа в некоторых городах (Св. местн. Зак. Гражд. ст. 1613–1653, 1654, по Прод. 1890 г., 1655–1673, 1676–1685, 1687–1702). В 1775 году учреждением о губерниях постановлено: по предъявлении купчей крепости для ввода во владение оглашать о переходе имения прибитием листа к судейским дверям и публикацией в «Сенатских ведомостях», с тем, что, если в 2 года от сего оглашения никто со спором на купчую не явится, имение отказывается за приобретателем бесспорно «и буде через два года никто не явится для спора, то впредь всякий спор да уничтожится, и купленное за покупщиком да утвердится».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Хорошо известна коллекция музеев Ватикана, которую папы собирали веками (бывший Латеранский музей, основанный Пием XI). Ценны и другие ватиканские собрания: ризница собора Сан Пьетро и коллекция раннехристианских предметов, собранная в Сатро Santo Teutonico. Хранителем литургических предметов и одеяний, в основном поздне– и поствизантийской эпохи, является Византийский музей в Афинах. Благодаря выставкам, которые часто организует Музей, его коллекции широко известны 1680 . В России значительными собраниями подобного рода обладают Эрмитаж (рис. 107) 1681 и Оружейная палата московского Кремля 1682 . Современное стремление к уточнению терминов и более внимательному изучению предметов и их функций привело к выводу, что, например, в музеях Ватикана, в противоположность ранее существовавшему мнению, собственно литургических предметов 4–10 вв. не так много. Гораздо более многочисленны предметы личного благочестия вотивного характера, связанные с поклонением, почитанием 1683 . К этой же категории вещей относятся предметы из погребений: нательные кресты, сосуды с христианскими символами, пряжки, кольца, нагрудные подвески, медальоны и т.п. Иногда в захоронениях священнослужителей, в церквах или рядом с ними, археологи находят и остатки книг (оклады, застежки). Некоторые литургические предметы достаточно массового производства (например, бронзовые кадила) представляют развернутые иконографические циклы евангельских сцен 1684 . Особую группу составляют золотые изделия (оклады богослужебных евангелий, венцы, потиры и другие богослужебные сосуды), выполненные в изысканной технике перегородчатой эмали 1685 . Ценной коллекцией икон и других изделий из эмали обладает Государственный музей искусств Грузии (Тбилиси). Среди них есть и византийские, и местные произведения 1686 . Немало таких предметов крестоносцы вывезли из Константинополя в Венецию, где они хранятся сейчас в сокровищнице Сан Марко 1687 . Уникальное произведение искусства – т.н. Pala d " oro – большой запрестольный образ, который является сложной композицией византийских эмалевых икон разных размеров и различного происхождения 1688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арабы, по свидетельству арабских писателей, верили в тождество души с кровью человека, или с обычным дыханием, или, вообще, с теплотой и влажностью организма. Поводом к такому представлению, по всей вероятности, служило простое наблюдение того явления, что по смерти в человеке прекращаются теплота и влага, а также кровь не течет из раны. Лявзаги говорит 1685 : «у арабов во времена неведении были разные партии в вопросах относительно души и её свойств. Именно одни из них думали, что душа есть кровь, а дух воздух, который находится внутри человека, из него состоит душа его. Они говорили, что в мертвом нет крови, а что она находится только в живом вместе с теплотой и влажностью; когда же умирает (человек), то прекращается теплота его и вследствие этого распространяется сухость и холод». Можно предполагать, что и кораническое мусульманское представление о сердце, как месте обитания души, перешло к мусульманам от арабов язычников. 1686 Некоторые представляли душу в виде птицы, которая в момент смерти вылетает из тела, о чём мы скажем далее. Можно также с вероятностью предполагать, что некоторым из арабов было не чуждо и верование в предсуществование душ, которое нашло себе доступ и в Коран, в котором Мухаммед говорит: «некогда Господь твой из сынов Адама, из чресл их, извлек потомков их и повелел им дать исповедание о себе самих». 1687 Сама смерть представлялась под видом воинственного человека, вооруженного мечем, который всюду проникает и всюду высматривает, на кого бы из людей обратить свой меч, что он совершает не только без жалости, но даже с наслаждением, со смехом 1688 . Ставящий выше всего личную храбрость, араб бравировал и со смертью, и герой должен был спокойно встретить смерть лицом к лицу. Храбрый Зугеир-бну-Дженаб пред смертью говорит своим детям (стих): «Дети, я умираю, Оставлял вас воинами, Чего может достигнуть только герой, – Смерть есть благодеяние для героев» 1689 . Подобных стихотворений, в которых храбрый араб, араб герой, с таким пренебрежением говорит о смерти, не мало сохранилось до нас от доисламских арабов. 1690

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

С одной стороны, Яннарас говорит, что «личность не есть бытийная реальность, от­дельная от природы», 1679 а с другой – настаивает на «онтологическом отличии личности от природы», выражаемом и сконцентрированном в ее «са­мовластности». 1680 Он говорит, что «Личность Бога и личность человека» не просто несводимы, но «запредельны» по отношению к лю­бой онтической сущности. 1681 Однако онтологического отличия, в строгом смысле, не может быть признано между личностью и ее природой. Можно говорить о некой «управляющей» функции личного начала, но не об отличии в онтологии, поскольку личность и природа составляют единое бытие. «Онтологическое» различие, 1682 «экстатическая инаковость» личности природе 1683 – неверные термины, которыми Яннарас, возможно, хотел подчеркнуть бытийную значимость личного начала в человеке. Но личность, хотя и отлична от своей природы, но одновременно тождественна ей и никогда не отрывается от нее как в Боге, так и в человеке. Яннарас утверждает, что «Бог свободен от какой бы то ни было обусловленности сущности или природы», но какая может быть обусловленность в природе Бога? В свою очередь, человеческая личность, по Яннарасу, «также может существовать не по образу смертной природы», но «по образу любви, свободной от любых реальных ограничений». 1684 Человеческая природа оказывается по определению не только обусловленной, но и отождествленной со смертностью. Но ведь существует просвещенная природа? При согласии природы со своим логосом, ее бытие свободно и не может порабощать человека, его личность. Но даже в Боге Яннарас опасается «давления» природной необходимости: «Никакая природная необходимость (Божественная!!! или человеческая) не ограничи­вает экзистенциальное проявление личностной свободы». 1685 Яннарас даже говорит о «самопревосхождении божественной природы» «благодаря инаковости личности». 1686 Хайдеггер «неподлинные способы бытия характеризует-именует словом «падение». Это отпадение от себя, от своей подлинной жизни, и не случайно Яннарас видит здесь аналогию с грехопадением человека». 1687 У Яннараса грехопадение трактуется, как подчинение личности природе, 1688 и практически, разделение их: «естество отделяется от возможности личностного бытия; природные энергии – от личностной свободы, от личностного способа проявления». 1689

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1685 Ср.: Billanovich M.P. Una mimera di epigrafî e di antichità. Il Chiostro Maggiore di S. Giustina a Padova//Italia medioevale e umanistica. 1969. 12. P. 197−293. 1686 Об этой личности и её окружении см. недавний, пополненный новыми данными, сборник материалов конференции: S. Francesco di Paola e l’Ordine dei Minimi nel regno di Napoli (secoli XV–XVII): Atti del primo Convegno per la celebrazione del quinto centenario della morte di s. Francesco di Paola (1507−2007), Napoli, 27−28 aprile 2007. Napoli, 2008. 1687 См.: McGinn B. Circoli gioachimiti veneziani (1450−1530)//Cristianesimo nella storia. 1986. 7. P. 19−39; Rusconi R. 1) «Ex quodam antiquissimo libello»: La tradizione manoscritta delle profezie nell’Italia tardomedioevale: dalle collezioni profetiche alle prime edizioni a stampa//The Use and Abuse of Eschatology in the Middle Ages. Leuven, 1988. P. 441−472; 2) Profeziaeprofeti. P. 161−186. 1688 Ср.: Mil’don V.I. Le millénarisme russe et le millénarisme occidental: deux types d’eschatologie//L’attente des temps nouveaux. P. 97−109. 1690 Ср.: Rusconi R. 1) Circolazione di testi profetici agli inizi del Cinquecento: La figura di Pietro Galatino//Il profetismo gioachimita tra Quattrocento e Cinquecento. Genova, 1991. P. 379−400; 2) An Angelic Pope Before the Sack of Rome//Prophetic Rome in the High Renaissance Period. Oxford, 1992. P. 157−187; 3) Profezia e profeti. P. 211−227, 265−294. 1691 Ср.: Rusconi R. Santo padre: La santità del papa da san Pietro a Giovanni Paolo II. Roma, 2010. Cap. 5. (Sacro/santo; Vol. 14). 1692 См.: Rigo A. «Oracula Leonis»: Tre manoscritti greco-veneziani degli oracoli attribuiti all’imperatore bizantino Leone il Saggio, Bodl. Baroc. 170, Marc. gr. VII.22, Marc. gr. V1I.3. Padova, 1988. 1693 См.: García Cártel R. Las Germanias de Valencia. Barcelona, l975; Durán E. Les germames als països catalans. Barcelona, 1982. 1694 Среди многочисленных публикаций об этом см., например: Lohse В. Thomas Müntzer in neuer Sicht: Müntzer im Licht der neueren Forschung und die Frage nach dem Ansatz seiner Theologie. Göttingen, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Или этот есть образ того, или тот образ этого, только знаю, что это есть очевидно духовный мрак и божественным и преестественным образом в нем несказанно совершаются в тайне души таинства духовного единения и любви: те, которые вводятся с осиянием просвещающего Духа, понимают это очень ясно. Кто не радуется, Господи Троица, когда с должным расположением видит, что Ты – Царь и непрестанный правитель и раздаятель всего чего бы то ни было прекрасного и доброго и источаешь богатство всего этого? И кто мог бы радоваться истинною радостию прежде видения 1681 Твоего вседержительного владычества? Очевидно, что никто никаким образом. Поэтому действительно «блаженны чистые сердцем " 1682 , потому что они видят оком души Тебя, Который воистину духовная радость по преимуществу, и радуются они с веселием и наполняются великою душевною сладостию и невыносимыми порывами любви, часто выдерживая борьбу и с телесными обстояниями и терпя от демонских нападений. Ибо духовный свет красоты лица Твоего, Господи, бесконечное число раз бесконечно возвышен над какою бы то ни было прикосновенностью к мирской печали, если кому даётся по благодати освещаться им. Поэтому Ты являешься совершенным наслаждением, совершенным желанием, предметом святого стремления, невыразимой любви. Поэтому любовь Твоя невыносимыми сверх естественными жалами уязвляет тех, кто некоторым образом видит Тебя. Поэтому, с сильным и неослабимым напряжением следуя за Тобой, в благовонии мир Твоих 1683 устремляются души 1684 тех, которыми Ты видим, несказанный Боже, и сии пытаются всячески влечь Тебя к себе, будучи всецело побеждены и удивительным образом истаивая от томления по Тебе. Поэтому они незабвенно имеют Тебя в уме, находясь в состоянии восторга от Твоей преестественной красоты. Скорее же, прежде Ты непрерывно и духовно содержишь сердца их, конечно, и ночью и днем, и сон отлетает от очей их, и сладость… 1685 не только им… но хотя они остаются спящими все время, однако сердце их бдит 1686 и в таком положении, и »они радуются», как говорит пророк, «на ложах своих« 1687 . И равным образом они видят, привязываются и не знают, что с ними произойдет, недоумевают и изумляются вследствие расположения несказанной светлости Твоего Лица, вследствие величия славы святыни Твоей, вследствие премирных восхождений Твоих, которые они полагают в себе самих 1688 , вследствие таинственных откровений, вследствие бесчисленных тайных и невыразимых весьма прекрасных и весьма благих даров, окружающих Тебя, Отче!… и Ты утверди тех, которые »живут в праведности с лицом Твоим» 1689 … Слово XVI о духовной 1690 брани и о согласном с ней священном безмолвии 1691

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Списки монашествующей братии Киево-Печерской лавры открывают нам многих воспитанников Киевской Академии того времени, равно как сообщают и некоторые, хотя, правда, большей частью скудные биографические сведения о них. Таковы, напр., были следующие лаврские иноки: 1)  Меркурий Дулицкий, казачий сын из г. Полонного, род. в 1660 г., был студентом Академии (вероятно, в 1670-х г.г.), в 1686 г. принял монашество, в 1687 г. сделался иеродиаконом, а в 1690 г. иеромонахом, 9 авг. 1742 г. 15                                           2)  Илларион Феодорович, купеческий сын из г. Ярославля, род. в 1666 г. учился в Академии (в 1670–1680-х г.г.), в 1693 г. монах, в 1699 г. был рукоположен в иеродиакона перемышльским (в то время униатским) епископом Иннокентием Винницким, в 1707 г. переяславским епископом Захарием Корниловичем в иеромонаха, в 1732 г. был духовником в Троицком больничном монастыре 16 . 3)   Манассия Потребинский, шляхетский сын из польского с. Дмитрович, род. в 1673 г., учился в Академии (вероятно, в 1680–1690-х г.г.), в 1702 г. был пострижен в монашество архим. Иоасафом Кроковским, в 1704 г. был рукоположен в иеродиакона Белгородским митрополитом Иустином Базилевичем, в 1711 г. был посвящен в иеромонаха митрополитом Иоасафом Кроковским, в 1738 г. 17 4)  Патров Долинский, купеческий сын из польского города Острога, род. в 1682 г., был студентом Академии (вероятно, в 1690–1700-х г.г.), в 1714 г. принял монашество, в 1716 г. был иеродиаконом, в 1723r. иеромонахом, 14 февр. 1737 г. 18                                     5)  Феодосий (в мире Иероним) Ковпецкий, священнический сын, из с. Копцев, с Подгурья, род. в 1685 г., учился в русских и латинских классах Академии (вероятно, в 1690–1700-х г.г.), монашество принял в 1717 г., в 1720 г. сделался иеродиаконом и в 1721 г. иеромонахом, впоследствии был блюстителем ближних пещер лавры 19 .                                          6)   Мелетий Синдоровский, род. в польском гор. Бродах в 1682 г., был студентом (в 1690–1700-х г.г.), в монашество был пострижен 1715 г. почаевским игуменом Арсением Чаровским, в том же году Луцким епископом Иосифом Выговским (униатом) был посвящен в иеродиакона, в 1721 г. в Киевской лавре получил сан иеромонаха 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010