Итак, придет Господь наш Иисус в гласе трубном. Пока же будем молиться, чтобы Он пришел и разрушил «весь мир, [который] лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), и все, что в мире, «ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:16 ). Так пусть же разрушит Он, пусть рассеет это и спасет лишь тех, кто принял Его соглядатаев и разместил Его апостолов, принятых с верой и послушанием, на возвышенном месте, и пусть сочетает и соединит эту блудницу с домом Израиля. Но сейчас давайте не будем вспоминать и исчислять ее прежние прегрешения. Когда-то она была блудницей, но теперь стала «чистою девою», обрученной «единому мужу» – Христу. Послушай, что говорит о ней Апостол: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ). И, конечно, о ней сказал некто: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий» ( Тит.3:3 ). Ты все еще хочешь больше узнать о том, как блудница перестала быть блудницей? Послушай, что еще говорит Апостол: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ). И для того, чтобы ей спастись и не погибнуть вместе с Иерихоном, получила она от соглядатаев самый верный залог спасения – «червленую веревку» ( Нав.2:18 ). Ибо Кровью Христа спасена вся Церковь в Самом Христе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VII. О том, как был захвачен Иерихон и как была спасена Раав; и о том, кто утаил из заклятого золотой язык 10 и чистые браслеты 1 . Иерихон захвачен с помощью труб священников. Ибо когда зазвучали трубы, «обрушилась стена города до своего основания» ( Нав.6:19 ). Прежде мы уже говорили о том, что Иерихон являет собой образ нынешнего века, силы и укрепления которого были разрушены священническими трубами. Ибо крепостью и опорой, словно стеной, этому миру служило идолопоклонство, обман прорицательства, ловко направляемого коварством демонов и выдумками гадателей, чародеев и магов. Всем этим, будто мощной стеной, был окружен этот мир. Кроме того, словно высокими и прочными башнями, укреплен он был различными учениями философов и выдающимися изысканиями мыслителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ниневия Ниневия (жилище или город Нина) ( Быт. Х, 11 ). Самое раннее упоминание о Ниневии заключается в следующих словах кн. Бытия: Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию. В библейские времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала на в. берегу Евфрата близ нынешнего г. Мосула; по изъяснению древних толкователей основана Ассуром, сыном Сима, как видно из указанной выше цитаты. Новейшие же писатели свидетельствуют, что она построена или Нимродом, которым основан Вавилон, или древним ц. Нином, основателем Ассирийской монархии, известным своими завоеваниями. Ниневия была обширнейшим городом в свете, имевшая, по свидетельству Диодора Сицилийского, 150 стадий в поперечнике и 480 стадий в окружности (значит около 84 верст в окружности понашему) и была защищена стенами в 150 фут. выш. и с 1500 башнями. Стены были так широки, что по ним могли ехать рядом три колесницы. Говорят, что Ассирийское царство существовало уже за 1000 лет до Троянской войны, которую полагают за 1500 лет до Р. X. История Ниневии, впрочем, покрыта глубоким мраком неизвестности. Из Свящ. Писания мы знаем о цветущем состоянии Ниневии, о жизни и нравах ниневитян, и как они были спасены Богом от угрожавшей им погибели ( Uoh. I, 2 ). Ниневия представляла тогда обширнейший и многолюднейший город. Она простиралась на три дня пути ( Hayм. III, 3 ). У ней было более 120 000 детей ( Uoh.IV, 11 ). Город мог хвалиться собой, как единственный, которому нет подобного ( Uoh.I:2, III:2 ). Но среди своего могущества, среди богатства и славы нравы ее жителей были совершенно испорчены. Но вот Господь, беспредельный в Своей благости, посылает пророка обличить их нечестие. Вследствие проповеди пр. Ионы ниневитяне принесли искреннее и чистое раскаяние. Господь помиловал их, и наказание Божие отсрочено было почти на 200 лет ( Mф. XII, 41 , Лk. XI, 30–32 ). Из царей Ниневии в Свящ. Писании упоминаются: Фул, Феглафелласар, Сеннахерим и др. бывшие злыми врагами народа израильского. Живо и поразительно изображает пророк Наум как пороки и нечестие ассириян вообще, так и погибель Ниневии в особенности: Разграблена, опустошена и разорена Ниневия, восклицает он. Где теперь логовище львов и то пастбище львенков, по которым ходил лев, львица, львенок и никто не пугал их? Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Это за многие блудодеяния развратницы, продолжает он, приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими – племена и говорит, что, увидев Ниневию разоренною, никто не пожалеет о ней, а, напротив, будут радоваться, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на всех ( Hayм. I:7–9, 14, II:10–12, III:1, IV:7, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Но если иудеи ясно сознавали и представляли себе все великое значение для них иерусалимского храма , то естественно, они должны были позаботиться о том, чтобы оградить и обезопасить существование храма, сохранить его целость и неприкосновенность, И послепленная иудейская история дает нам подтверждение этого; она говорит нам, что иудеи принимали разнообразные меры, чтобы обезопасить существование храма, что они не щадили ничего, готовы были жертвовать всем, даже своею жизнью, чтобы отстоять целость и неприкосновенность иерусалимского храма. Прежде всего, иудеи постарались укрепить гору храма, чтобы в критические минуты самые укрепления ее помогли им отстоять храм. Так поступил Иуда Маккавей, которого вся деятельность направлена была на защиту национальной святыни. Когда он со своими сподвижниками, после первых побед над врагами, обновил и очистил храм, то «в то же время они обстроили гору Сион вокруг высокими стенами и крепкими башнями, чтобы язычники, пришедши когда-нибудь, не попрали их, как сделали это прежде» ( 1Мак.4:60 ); причем, доносчик сказал царю Антиоху, что иудеи «святилище по прежнему 184 обнесли высокими стенами» ( 1Мак.6:7 ), так что как будто бы представляется, что идея – обнести храм укреплениями принадлежала еще не Иуде, а возникла и осуществлена раньше его. В таком виде храм представлял собой уже внушительную крепость, так что Иуда мог здесь выдерживать продолжительную осаду против всего войска царя Антиоха Евпатора; царь «много дней осаждал святилище» ( 1Мак.6:51 ); он сам заявлял своим воинам: «место, осаждаемое нами, крепко» ( 1Мак.6:57 ); вошедши уже после заключения мира с осажденными в храм, Антиох увидел, что «это место было очень укрепленное» (Древн. XII.9:7). Последующее вожди еврейские из рода Асмонеев усиливали укрепления храма; они, например, устроили в районе расположения храма укрепленную башню (Дpebh.XV.11:4). Укреплениями храма воспользовался и Аристовул в войне с Ирканом; Аристовул выдержал в нем осаду Ареты Аравийского (Древн. XIV.2:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Но особенно поражали пленных многочисленные искусственные возвышения с воздвигнутыми на них алтарями. Вавилоняне называли их зиккуратами (зиккурат – слово, происходящее от глагола, который как на вавилонском, так и на еврейском языке означает «напомнить, привести на память», или по известной форме заключающегося в «зиккурат» глагола: «сделать себе имя». Культовое сооружение, характерное для Вавилонии и Ассирии. В настоящее время археология подтверждает наличие в Месопотамии 32-х сохранившихся зиккуратов. – Авт.). Вавилонские зиккураты олицетворяли связующее звено между небом и землёй, Богом и человеком. Они имели различную высоту и форму (квадратную, четырёхугольную, овальную). Евреи же назвали их Баб-Илли, или башнями Вавилона, напоминавшими им историю о столпотворении, хорошо знакомую из Торы: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (евр. Берешит, Бытие 11:1–9 ). Библейские сведения об этом событии подтверждает просвещённый вавилонский жрец из храма Мардука – Берос (около 340–280 до Р.Х.). Он написал для чужеземных завоевателей «Вавилонскую историю» («Babylonika») в трёх книгах на греческом языке. Достоверно известно, что Берос пользовался подлинными письменными источниками, хранившимися в вавилонских храмах. Вот его сообщение: «Рассказывают, что первые люди, возгордившись своей силой и величием, стали презирать богов и считать себя выше их. Они построили высокую башню на том месте, где теперь находится Вавилон. Башня эта уже почти касалась небес, как вдруг ветры пришли на помощь богам и опрокинули сооружение на строителей его. Развалины получили название „Бабель“. До того времени люди говорили на одном языке, но боги заставили их говорить на разных наречиях» с.50]. Крупнейший зиккурат всех времён, или как его называет Библия – Вавилонская башня, которую люди решили построить чтобы достичь неба и стать как боги, не вымысел. Это свидетельство подтвердили археологические раскопки. Оказывается, она существовала с глубокой древности, но была разрушена ещё до эпохи знаменитого вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.). На её фундаменте была построена другая, которую гордое человечество воздвигло в память о первой и которая простояла до тех пор, пока её не разрушил персидский царь Ксеркс (486–465 гг. до Р.Х.). Её пытался восстановить Александр Македонский (356–323 гг. до Р.Х.), но безуспешно. По учению еврейских законоучителей, Вавилонская башня была построена Нимродом, вавилонским царём, чтобы и он, и его народ, могли бросить вызов новому потопу. Тогда, считая себя в безопасности от Божьего гнева, они намеревались отомстить Богу за потоп.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Он не взял себе долю заранее, но получил ее от других; сыны Израилевы отделили ему наследство из того, что они получили сами. Ибо написано так: «Сыны Израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину». Но «все это происходило с ними, как образы» ( 1Кор.10:11 ), дабы явить нам пример, чтобы и мы соблюдали исполненную им на деле заповедь, гласящую: «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» ( Сир.3:18 ), и еще: «Если поставили тебя старшим, не возносись; будь между другими как один из них» ( Сир.32:1 ). Так смотри же, как старший, приведший сынов Израилевых в святую землю, в землю обетованную, был одним из них. Он был преемником Моисея, но не позволил себе часть земли, и, будучи вождем народа, ожидал получить ее от людей. А получив свою скромную долю, Иисус, достойный своего имени, строит и возводит город на том месте, которое он получил, чтобы сделать его достойным дара Божьего и Божественного наследия. 3 . Но так как для нас стало уже привычным относить написанное об Иисусе к Господу нашему и Спасителю, то, возможно, все присутствующие здесь дадут долю Господу моему Иисусу и, к примеру, даруют Ему жилище. Но чтобы сказанное не казалось слишком дерзновенным, выясним, каким образом мы, Его рабы, даем Ему жилище. Если бы я мог стать добрым, я дал бы в себе место Сыну Божьему, и Господь Иисус основал и обустроил бы то место в моей душе, которое получил, и воздвиг на нем неприступные стены с высокими башнями, чтобы, если я заслужил, Он устроил бы во мне жилище, подобающее Ему и Отцу, и так украсил бы мою душу, что стала бы она способной вместить всю Его мудрость и знание и святость; и сделал бы так, чтобы вошел с Ним и Бог Отец и обитель сотворил ( Ин.14:23 ) в душе и стал с ней вечерять ( Откр.3:20 ). И чтобы заслужить нам обрести это, приготовим в себе чистое сердце, дабы Господь Иисус удостоил нас с радостью войти в жилище нашего сердца; Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XXV. О городах, дарованных левитам, и об их жребии

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Первоначально Илия, Богом питаемый, жил на Хориве. Но высох и его ручей, и тогда Господь повелел ему идти в город Сарепту к одной вдовице. Сарепта была за пределами царства израильского в земле финикийской. В своем отечестве пророк не мог найти себе пристанища: его везде искал Ахав, раздраженный его обличением и засухой. И пророк пошел в указанный ему город, в чужую землю, тоже пораженную засухой. Он шел по земле, печально черневшей без зелени и воды, дышал воздухом, напитанным пылью, вся его родная земля стала пустынею, везде народ ждал смерти, как неминуемого конца. Но вот показалась и Сарепта с ее стенами и башнями. У ворот Сарепты Илия увидел женщину, бедно одетую, собиравшую дрова. «Принеси, сказал он ей, мне сейчас немного воды, и я напьюсь Она, ничего не возражая, пошла за водой. Заметьте, что она не отказалась напоить в такую страшную засуху, когда была дорога всякая капля воды, человека незнакомого и даже чужеземца. А у ней был сын, у которого она отнимала эту воду. Вот как должно уповать на Бога и любить ближнего своего. Пророк понял из ее поступка, что это именно та вдова, которая должна, по воле Божией, пропитать его, но, желая ее еще испытать, воскликнул вослед ей: «принеси мне в руке своей кусок хлеба, чтобы мне вкусить его!» Но этого вдова уже не могла дать ему. «Жив Господь Бог твой», т. е. Бог свидетель, отвечала она, «если есть у меня опреснок (небольшой хлебец). Есть у меня немного муки и масла, и вот я наберу дров, приготовлю пищу себе и сыну, съедим ее, а потом умрем». И на эту просьбу пророка вдова не обиделись, а отвечала кротко и печально. А мы так ли бы поступили? Хорошо бы – если так. А то иной и отказать просящему откажет, да еще наговорит ему много горьких слов: «вот, в такую пору да ходят тут еще попрошайки, самим есть нечего, а тут им подавай» и т. п. Тяжело слушать бедняку такие речи! Но послушайте, как Господь наградил добродетель вдовицы. Не успела она войти в городские ворота, как пророк остановил ее и сказал: «не бойся, приготовь сначала опреснок для меня, а после сделаешь для себя и сына. Ибо я от имени Божия говорю тебе, что мука и масло не убавятся у тебя, пока Господь не пошлет дождя на землю». Вдова поверила пророку, приняла его к себе, и он стал жить у ней, будучи в неизвестности. И чудо Господне стало твориться в бедной хижине вдовы: мука и масло у ней не убывали, сколько бы она их ни тратила. И тут она поняла, что у ней живет великий угодник Божий, и, конечно, старалась выказывать ему великое уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– «Послал царь начальника податей…» – ρχν της φορολογας, – во 2Мак.5:24 – он назван по имени – Аполлоний . – «С большою толпою…» – ν οχλ βαρε, по 2Мак. в указ. месте – с 22 000 человек. – «Поразил его великим поражением…» – гебраизм, усиленное выражение – наподобие – «смертию умреши». 1Мак.1:30–32 . коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского; взял добычи из города и сожег его огнем, и разрушил домы его и стены его кругом; и увели в плен жен и детей, и овладели скотом. По 2Мак.5:25 и д. это нарочно было отнесено на субботу, когда иудеи соблюдали строгий покой. Ближайший повод к нападению неизвестен; вероятно, город не хотел принимать столь сильного сирийского войска. 1Мак.1:33 . Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью. «Оградили город Давидов…» – это не то же, что Иерусалим, а лишь укрепленная юго-западная часть его – на холме Сионе ( 2Цар.5:7 ; ср. 3Цар.8:1 ). Различение это делается в самой книге несколько раз, см. 1Мак.6:26, 10:11, 11:41, 12:35–37, 13:10 , ср. также – 1Мак.2:31, 14:36 и мн. др. – Что касается наименования «гора Сион», то здесь надо иметь в виду, что писатель книги часто применяет это наименование не к крепости Сионской, где был «город Давидов», а к «горе храма», тоже укрепленной, в противовес Сирийской крепости ( 1Мак.4:60, 6:62, 10:11 ; еще яснее – 1Мак.4:37 и д., 1Мак.5:54, 7:33 ). Основание к этому давалось в поэтическом и пророческом употреблении имени Сион, которым обозначалась и храмовая гора в качестве жилища Иеговы ( Пс.2:6 ; Пс.73:2 ; Ис.8:18 ) и весь Иерусалим, как город, в котором Иегова, Бог Израилев, владычествует ( Пс.47:2–3 ; Ис.16:1, 24:23 ; Иер.8:19 и др.). – К усвоению наименования Сион храмовой горе особенно побуждало занятие Сиона языческою крепостью, что мешало соединять с понятием Сиона мысль о жилище Иеговы. 1Мак.1:34 . И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; «Народ нечестивый…» – θνος " αμαρτωλν – иудейское обозначение язычников ( 1Мак.2:48,62 ; 1Мак.3:15 ; ср. Тов.13:6 ; Гал.2:15 ); напротив: святой, праведный народ δικαων или δκαιον θνος – обозначение иудеев ( Есф.1:7,9 прибавление). 1Мак.1:35 . запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 5 О наследствующей 82 . Псалом Давида Господи! Словам моим внемли, уразумей воззвание мое. Внемли голосу моления моего, Царю мой и Боже мой, ибо Тебе помолюсь, Господи. Поутру услышь голос мой, поутру предстану пред Тобою, и Ты увидишь меня 83 Ибо Ты Бог , Коему неугодно беззаконие, не водворится у Тебя лукавый. И не пребудут беззаконники пред очами Твоими, Ты возненавидел всех совершающих беззаконие. Погубишь всех говорящих ложь, кровожадного 84 и льстивого гнушается Господь. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе пред Тобою. Господи! Руководи меня правдою Твоею, ради врагов моих исправь путь мой пред Тобою 85 . Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гортань их – открытый гроб 86 , языком своим они льстили 87 . Суди их, Боже! Да отстанут от замыслов своих; за множество нечестия 88 их низринь их, ибо они огорчили Тебя, Господи. И да возвеселятся все, уповающие на Тебя, во век возрадуются, и вселишься в них 89 , и похвалятся Тобою 90 любящие имя Твое. Ибо Ты благословишь праведника, Господи: благоволением, как оружием, оградил 91 Ты нас. 82 Слав. о наследствующем (м.р.) нет нигде точного соответствия, всюду πρ τς κληρονομοσης, pro ea quae haereditabitur… И отеческие толкования приспособлены к греч. т.: «О Церкви, имеющей наследовать ветхозаветные обетования» (Зигабен), или «о благочестивой душе» (Афан. Вел., Феодорит, Григ. Нис.). Поэтому уклоняемся (в роде) от слав. пер. 83 Слав. узриши мя соответствует πψ με – син. [после испр.], алекс., верон., 106, 154, 156, 200, Феодорит, греч. церк. Псалт. и Анфим; а ват., [син. до испр.,] Афон. Вел., Злат., text. recept., Фильд πψομαι – буду взирать, Вульг. videbo. 85 Сделай угодною Тебе жизнь мою. Во мн. греч. спп. читается δν Σου νπιν μου – путь Твой предо мною – син., алекс. char, min., 27, 115, 140, Фильд, евр. т. и Порфирий; но в ват., у Злат., Феодорита, в text. recept., греч. церк. Псалт., у Анфима δν μου νπιν Σου – слав. путь мой пред Тобою. 90 В греч. и лат. добавлено все – πντες, omnes; а в 162, 222, 286, греч. церк. Псалт., у Анфима, в евр. т. и слав. – нет. 91 Греч. στεφνωσας– слав. венчал, но глагол στεφανω значит ограждаю стенами, башнями и т. п. (Schleusner. Thesaurus. Vol. 5. P. 105). Так и преосв. Порфирий перевел, и понимают свтт. Иоанн Златоуст , Афанасий, бл. Феодорит. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Результатом этого было то, что город Сиппар (Сепарваим) был взять 14-го таммуза (в июле) без битвы, и находившийся в нем царь должен был бежать в Вавилон. Затем, как рассказывается в «цилиндре», Киру уже не оказывалось никакого надлежащего сопротивления, так что еламский завоеватель мог беспрепятственно подступить к самым стенам Вавилона. Но здесь он встретился с неприступными укреплениями. Вавилон, как сказано было выше, представлял собою громадную квадратную площадь, чрез которую протекал Евфрат. Двойные стены, в 40 сажень высоты и 12 ширины, с 250 укрепленными башнями и множеством всяких других укреплений и приспособлений для обороны, делали его решительно неприступным, так что, несмотря на осаду столицы, царь ее и все жители могли беспечно предаваться всем удовольствиям жизни. Но над Вавилоном произнесен был уже высший приговор, и против него не могли защитить никакая твердыни. Слабый Набонид между тем или умер от перенесенных политических потрясений, или передал власть в руки своего более энергичного сына, но во всяком случае главным действующим лицом в Вавилоне в это время был именно Валтасар. Этот молодой царь, которому уже раньше приходилось встречаться в открытом поле с Киром и оказывать ему серьезное сопротивление, теперь, находясь в неприступных стенах Вавилона, был вполне уверен в безопасности столицы и предавался беспечной жизни, отличавшей вообще жизнь вавилонского двора этого времени. Однажды он дал один особенно великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных, с их женами и царскими наложницами. Пиршества вавилонские отличались крайнею неумеренностью. Не только мужчины упивались вином, но и женщины, которые в упоении теряли всякий стыд. Роскошные палаты гремели музыкой, и драгоценные сосуды, отобранные у различных покоренных народов, служили настольными чашами. Чтобы еще более усилить торжественность пира, развеселившийся царь велел принести те золотые и серебряные сосуды, которые захвачены были в храме Иерусалимском. И вот, в поругание Богу этого храма, «пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его; пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных», богохульственно противопоставляя их могущество Богу иудейскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

С Седекией навеки исчезло царство Иудейское, сделавшееся вавилонской провинцией. Этим кончилась самостоятельность и свобода иудейского народа. Разве не ясно, генерал, что: 1) грехи начальников народа являются причиной войны и поражения; 2) ради грехов и беззаконий богоборческих начальников народа страдает и народ, а государство, лишившись самостоятельности и свободы, пропадает. У ДОСТОЙНЫХ НАЧАЛЬНИКОВ В ДЕРЖАВЕ МИР И НА ВОЙНЕ ПОБЕДА Старый пророк и судья Самуил, представляя народу Саула, первого израильского царя, так говорил Израилю: «Только не отступайте от Господа, но служите Господу всем сердцем вашим. И не уклоняйтесь вслед за идолами, которые не помогут вам и не спасут вас; так как ничтожны они» ( 1Цар. 12:20–21 ). Итак: или Господь, или ничтожество! О третьем ни слова, так как не может быть третьего пути, третьего знамени. Начальники народа, чтившие Единого Живого Господа, жившие по Его закону, самою жизнью своею обеспечивали мир государству, и тогда или совсем не было войны, или же если война и была, то они побеждали врага. В том, чтобы иметь Господа знаменем своим, и была добродетель достойных народных начальников, судей, царей, первосвященников, воевод и князей. Пока царь Давид правильно поступал перед лицом Господа, то побеждал всех, и своих и народных, врагов, так что всякая битва была вместе с тем и победой. Потому что Давид «следовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное перед очами Моими» ( 3Цар. 14:8 ). Во время царя Соломона постоянный и ничем не возмущаемый мир царил в стране, «и сидели Иуда и Израиль спокойно каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» ( 3Цар. 5:5 ). В царствование Асы, «делавшего доброе и угодное в очах Господа», в стране был мир «и не было у него войны в те годы, так как дал Господь покой ему» ( 2Пар. 14:2, 6 ). А когда Аса для большей, так сказать, безопасности собрал сильное войско, около полумиллиона воинов, и укрепил страну башнями и крепостями, то против него выступил Зерах-кушитянин с войском в тысячу тысяч и с тремястами колесниц. Аса вышел навстречу неприятелю, и войска выстроились друг против друга в долине Цефета. Увидев огромное войско врага, Аса в отчаянии воззвал к Господу: «Господи, не в Твоей ли силе помочь сильному или безсильному? Помоги же нам, Господи, Боже наш; потому что мы на Тебя опираемся и во имя Твоё пришли мы против этого множества. Господи! Ты Бог наш, да не превозможет Тебя человек!» И Бог помог праведному царю и его народу. «И поразил Господь Кушитян пред лицом Асы и пред лицом Иуды, и побежали Кушитяне» ( 2Пар. 14:11–12 ). Помощь Божия была так очевидна, что когда народ возвратился домой, то поразбивал всех идолов, ещё оставшихся в стране. После этого царствование Асы протекало мирно в течение 35 лет…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010