И до Феодосия старообрядцы поповского направления иногда принимали в свои общины в сущем сане священников, рукоположенных после церковного раскола, но до него эта практика не была общепризнанной среди поповцев и такие случаи были редкими и самим поповцам казались не вполне ясными и спорными. Вопрос преемственности благодати и священства уже в первые же годы после собора 1666—1667 годов начал тревожить консервативных старообрядцев, из которых позже сложилось поповство. В то время как теоретики пессимистического радикализма во главе с дьяконом Феодором и иноком Авраамием, не говоря уже о последователях “лесных старцев”, отрицали наличие благодати и возможности благодатного священства в православной церкви, консерваторы во главе с Аввакумом, — а Аввакум, несомненно, был церковным консерватором, несмотря на его сочувствие к участникам гарей, — не могли отказаться от священства и связанных с ним таинств. Но в 1660—1670-х годах, когда Аввакум и Феодор высказывали свои мысли по этому вопрос священства в старообрядчестве, несмотря на всю его важность, не был еще очень острым, так как среди них самих было немало священников, которые, как и Аввакум, были рукоположены задолго до Никона, раскола в церкви и решений собора 1666—1667 годов. Но с каждым десятилетием число этих священников быстро уменьшалось, и к концу столетия, особенно в 1690-х годах, число дониконовских иереев среди старообрядцев было очень невелико. Среди самих старообрядцев-консерваторов в то время были еще значительные разногласия по этому вопросу, и даже такой твердый традиционалист и крепко приверженный ко всей полноте таинств старообрядец, как игумен Досифей, давал весьма неохотно свое согласие на прием “новых”, никоновских или послениконовских священников в число старообрядческого духовенства. Тем не менее указания Аввакума, что “ни сам диавол не может упразднить священнотаинства, ниже антихрист с чады” и что “изгнано будет священство, но до конца не погибнет”, все прочнее и прочнее стали восприниматься старообрядцами-традиционалистами. Уже в 1680-х годах, следуя советам протопопа Аввакума, керженецкий священноинок Дионисий принял в старообрядчество “нового”, то есть рукоположенного после введения никоновских новшеств

http://sedmitza.ru/lib/text/439574/

При соборе с самого начала существовала звонница, однако она была не такой, как теперь. Мартин Груневег, объехавший в качестве торгового подмастерья пол Европы и с января по август 1585 года живший в Москве, отразил её тогдашний образ в своих " Записках " : " При ней (при церкви) стоит колокольня. И в ней висят, как при других церквах, колокола в плохо сооруженной стене. Никакие колокола не раскачивают, но двигают язык за веревку спускающуюся до земли " . Как видим, тогдашняя звонница Покровского собора имела совершенно иной вид нежели нынешняя колокольня, и напоминала, скорее, до сих пор сохранившиеся звонницы новгородских и псковских храмов. О первоначальной форме и покрытии глав собора исследователи спорят до сих пор. Надо полагать, однако, что при постройке они были шлемовидными, а луковичную форму приобрели в конце XVI века. Что касается покрытия, то ещё в XVII веке оно не отличалось многоцветьем. Судя по воспоминанием иноземцев, видевших собор в это время, его главы были покрыты светлыми блестящими листами. Полихромную раскраску главы приобрели, по предположениям И. Е. Забелина, в конце XVII века, а с конца XVIII они имеют те же цвета, что теперь. Интересно, до 1780-х годов собор украшали дополнительные декоративные главки - у основания центрального Покровского шатра и у основания подкупольного барабана западного придела. Одна из основных особенностей собора Покрова на Рву - его богатый наружный декор, ведущий свою родословную от храмов рубежа XV-XVI веков, которые строились итальянскими мастерами. Кокошники, машикули, карнизы самой разнообразной формы веселят глаз и делают собор похожим на резную игрушку. Как уже было сказано, при постройке собор был окрашен " под кирпич " . Однако в ходе ремонтных работ, проводившихся в конце XVII века, внешнюю и внутреннюю галерею, а также площадки и парапеты крылец расписали травчатым орнаментом. В ХХ веке росписи были отреставрированы. Ещё одна деталь, служащая украшением храма - это его лестницы. Изначально лестницы собора были открытыми. В 1680-е годы над ними появились кровля на ползучих арках и шатровые рундуки над площадками. Тогда же деревянные навесы над гульбищем, то и дело горевшие в московских пожарах, заменили сводчатыми кирпичными галереями на столбах. Поднявшись по одной из таких лестниц, мы оказываемся внутри этого удивительного храма. Если снаружи собор производит монументальное впечатление, то, входя в него, посетитель попадает в своего рода лабиринт, по временам " раскрывающийся " вертикальными пространствами церквей-столпов. Как писал архитектор Н. И. Брунов, " наиболее характерной композиционной особенностью внутреннего пространства Покровского собора являются ритмические контрасты пространств интерьеров церквей и внутренней галереи. Чередуясь с низким пространством галереи, пространства церквей как бы вырастают из него, вместе с тем ритмически продолжая друг друга.

http://sobory.ru/article/?object=02934

Интерес привлекают два обстоятельства. Первое: если тема дебатов опиралась на разногласия о времени пресуществления Св. Даров, то почему вопрос о месте поклонов на литургии приобрел столь великое значение, что был даже вынесен в именование инкриминируемой Сильвестру сотоварищи «хлебопоклонной ереси»? Второе: почему споры начались столь неожиданно, велись крайне бурно и прекратились столь же внезапно? Для понимания этих вопросов нам придется обратиться к той среде, в которой велась полемика, а именно – к московской интеллектуальной элите 1680-х годов. Как уже говорилось в первой главе, последние годы своей жизни Симеон Полоцкий трудился над проектом учреждения в Москве высшего учебного заведения. Однако Полоцкому так и не удалось основать Академию. После его смерти все наброски и заметки, касавшиеся плана создания высшего учебного заведения, отошли, вместе с архивом Симеона, его любимому ученику, Сильвестру Медведеву. Сильвестр замыслил лично воплотить в жизнь идеи своего учителя, и написал в 1681 г. на основе его черновых заметок «Привилегию на Академию», предназначенную для подачи царю Федору Алексеевичу. Академия по плану Медведева должна была стать не просто высшим учебным заведением, но автономной жесткой структурой, контролирующей церковную и интеллектуальную жизнь в стране, сурово карающей ереси и инакомыслие и при этом независимой от патриарха. Стать преподавателем такой Академии мог также далеко не каждый: по строгим критериям «Привелегии» и покойный Симеон Полоцкий оказался бы «неблагонадежным». Стать во главе этого института должен был сам Сильвестр Медведев. «Честолюбивые планы, ревность и ненависть к возможным противникам своих планов – вот что водило пером Медведева в те месяцы, когда он сочинял «Привилегию на Академию» 411 . С конкурентами Сильвестр был настроен бороться беспощадно. Когда в феврале 1681 г. в Москву прибыл Ян Белобоцкий, польский шляхтич, объявивший себя доктором богословия и философии и желавший стать преподавателем новой Академии, то Сильвестр Медведев и его сторонник Павел Негребецкий, обвинив Белобоцкого в ереси (надо сказать, вполне обосновано), настойчиво добивались его немедленной казни. Шляхтича спасло лишь царское покровительство 412 . Однако «Привилегия» так и не была вручена Федору Алексеевичу, а с кончиной царя Федора Алексеевича сами разговоры об академии затихли без малого на три года, вплоть до момента подачи

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Точная духовная история и происхождение христовщины все же остаются не вполне ясными. Полагают, что ее основателем был некий Данила Филипов, живший в последней трети XVII века в Костроме и выдававший себя за " бога Саваофа» 1032 . В то же время, в Москве во главе этого учения стоял " христос» Иван Тимофеевич Суслов, в доме которого была и первая известная " сионская горница». В этих " сионских горницах», или храмах Божьих людей, как сами себя называют христовцы, обычно происходят радения, на которые, видимо, намекал и Фролов, говоря о»дивах некоторых несказанных мерзких«. Радения – это не периодически созываемые собрания общины, или " корабля» Божьих людей, во время которых после песнопений и молитв экзальтированные последователи секты начинали кружиться, пророчествовать и, как вслед за Фроловым уверяли официальные миссионеры церкви, власти и другие несочувствовавшие секте наблюдатели, даже предавались оргиям, которые истолковывались самими христовцами как часть религиозного экстаза и мистического общения между " христом»,«Саваофом»,»богородицей» и другими членами «корабля» 1033 . В эти ранние времена, 1670–1680-е годы, когда христовщина только начала развиваться в Павлове, которое упоминают и Авраамий, и Евфросин, местным Павловским «кораблем» руководил еще один " христос», некий Иван Васильев 1034 . В печальный первый век раскола внутри русской церкви христовщина начала распространяться среди монашества, особенно в подмосковных и московских обителях. Ссылки монахов и суровые правительственные гонения остановили развитие христовщины в монастырях, но это необычайно гибкое, охватывавшее самые разнообразные социальные группы движение не погибло. В начале XIX века, когда при Александре I высшее русское общество начало увлекаться мистицизмом, хлыстовщина, или христовщина, очень окрепла в Петербурге. Там ее главной руководительницей была Е.Ф. Татаринова, урожденная Буксгевден, жена бывшего директора рязанской гимназии, которая начала устраивать собрания в том же Михайловском замке, в котором руками гвардейцев был убит несчастный император Павел I 1035 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Видимо, этот потайной ход и определил название Тайницкой башни. При строительстве Антон Фрязин впервые использовал кирпич, что стало нововведением в возведении крепости и послужило дальнейшей перестройке многих сооружений Московского Кремля. Башня имела проездные ворота и отводную стрельницу, соединенную с ней каменным мостом. Дежурившие часовые постоянно наблюдали за Москворечьем и в случае обнаружения пожара извещали об этом ударами колокола. В 1680-х годах, как и многие другие башни Московского Кремля, Тайницкая также была надстроена: был возведен четырехгранный шатер со смотровой вышкой. При Екатерине Второй в 1770-х годах в связи с планами построить величественный дворец для императрицы, Тайницкая и стоящие рядом Первая, Вторая Безымянные и Петровская башни были разобраны до основания. От строительства дворца вскоре отказались и исторические памятники были вновь воссозданы. Тайницкая башня небольшая (ее высота составляет 38, 4 метра), а примечательна она тем, что с нее до 1917 года, как и с Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, производился выстрел сигнальной пушки, сообщавший о наступлении полудня. Первая Безымянная башня - это небольшое сооружение высотой 34,15 метра, квадратное в сечении, построенное в 1480-е годы и служившее для обороны южной стены Кремля. Первая Безымянная башня использовалась для хранения пороха и поэтому раньше называлась Пороховой. Это обстоятельство привело к тому, что во время пожара 1547 года порох взорвался, что привело к сильному ее разрушению. Постройка была заново восстановлена в ходе реконструкции Кремля в XVII веке, сооружение приобрело четырехгранный шатер с дозорной вышкой и восьмигранный купол с флюгером. Во время строительства нового Кремлевского Дворца в 1780-х годах архитектором Василием Баженовым Первая Безымянная башня была перенесена ближе к Тайницкой. Вторая Безымянная башня - это одна из самых низких башен Московского Кремля – ее высота составляет 30,2 метра. Строение имело только оборонительное значение и была промежуточной в Кремлевской стене.

http://sobory.ru/article/?object=20540

Последние слова документа показывают, что он исходил от шляхты, лояльной по отношению к Речи Посполитой. Представляется достаточно очевидным, что это выступление связано с деятельностью епископа Гедеона. Среди послов, которые отправились с этим текстом к королю, был Вацлав Четвертинский, по его инициативе документ внесли в книги. Направленные к королю послы фигурировали в документе как послы воеводства Волынского, но один из них, Вацлав Четвертинский, был хорунжим житомирским, другой, Андрей Гулевич, чашником киевским, а третий, Даниель Братковский, подстолием брацлавским. Среди шляхтичей, подписавших обращение, могут быть отмечены «подчаший киевский», «войский» и «подстолий» новогородские. Очевидно, что для организации выступления пришлось собирать сторонников православия из разных земель Правобережья. К тому же времени относятся свидетельства, говорящие о сохранении епископом Гедеоном определенного влияния в среде волынской шляхты. В инструкции послам на сейм от 3 декабря 1680 г. шляхта Волыни поддерживала его просьбу о выделении участка земли для расширения кафедрального собора. В инструкции отмечалось, что епископ может служить примером «w nabozestwie y w restaurowaniu domów Однако уже в ближайшие годы в настроениях шляхты произошли новые неблагоприятные для православной иерархии перемены. В инструкции послам на сейм киевской шляхты от 17 сентября 1682 г. содержались похвалы владимирского униатского епископа Леона Заленского за его труды по распространению унии. Одновременно послы должны были ходатайствовать о подтверждении сеймом конституции 1676 г. о запрете для православных сношений с восточными Инструкция послам черниговской шляхты на сейм 1683 также восхваляла заслуги униатского Владимирского епископа. Ее послы также должны были требовать подтверждения конституции 1676 г. и осуществления решений сейма в Гродно о проведении «диспута». Но этим дело не ограничилось. Инструкция содержала резкие выпады против Луцкого епископа Гедеона (Четвертинского), которому одному уния «sancta romana nie podoba si» и который препятствовал переходу православных обителей под патронат униатских шляхтичей.

http://sedmitza.ru/lib/text/5677363/

Но завести они могли и хотели школу латинскую, — и не только по языку, но и по духу… Греки же, даже и явные латинофроны, всегда подчеркивали решающее значение греческого языка. «Оставивше греческий язык и небрегуще о нем, от негоже имеете просвещение ваше в вере православной, оставили есте и мудрость», говорил Паисий Лигарид. Правда, это скорее против русской старины, а не против латинства… В 1680-м году, по поручению царя Феодора, Симеон Полоцкий составил «привиллегию» или проект учреждения в Москве Академии, по типу Киевской и западных латинских училищ. Это должна была быть всеобъемлющая школа, «всех свободных учений», от низшей грамматики, «даже до богословии, учащей вещей божественных и совести очищения». Из «диалектов», кроме словенского и еллино-греческого, предлагалось изучать не только латинский, но и польский. И это должна была быть не только школа, но и некий учено-распорядительный центр, с очень широкими полномочиями для наблюдения за культурной деятельностью вообще. Академии предполагалось усвоить право и обязанность испытывать ученых иностранцев, не только в знаниях, но и в вере. Конечно, и цензура книг. Особо строгая оговорка была сделана об учителях естественной магии и о богоненавистных гадательных книгах. С. М. Соловьев по этому поводу остроумно заметил: «Это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: «виновен в неправославии», и костер запылает для преступника…» Составленная Полоцким «Привиллегия» была встречена у патриарха суровой критикой, и переработана с эллинистической точки зрения, — только этот переработанный текст мы и знаем, о первоначальном же приходится догадываться… «Привиллегия», впрочем, утверждена не была. Академия была открыта позже, в 1687-м году, скромно и без всякой «привиллегии», или устава. Это была словено-греко-латинская школа. Открыли ее и вели в первые годы братья Лихуды. Они учили здесь по-гречески, прежде всего, затем риторике и философии, в обычном тогда схоластическом типе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

3 Легкая победа англичан над китайцами... - Имеется в виду так называемая первая " опиумная " война (1840-1842), завершившаяся унизительным для Китая Нанкинским договором, который положил начало открытой империалистической экспансии в Китай. 4 ...вспомните о французской революции... - В духе европейского либерализма Одоевский враждебно относился к якобинской диктатуре во время Великой французской революции 1789-1794 гг. (ср. примеч. 6 на с. 307-308 и примеч. 41 на с. 309). 5 ...и слово язычника: " Мы ничего не знаем! " ... - Подразумеваются слова Сократа: " Я знаю только то, что ничего не знаю " . Интересное истолкование этих слов, в духе стихотворения Тютчева " Silentium " , см. на с. 135. 6 ...теория славянофилизма, появившегося во 2-й половине текущего столетия... - Одоевский здесь неточен: теория славянофильства появилась в 40-е годы. 7 Шлецерова история для детей.... - Имеется в виду книга: Schlozer Vorbereitung zur Weltgeschichte fur Kinder, 1779 (2-я часть книги вышла в 1806 г.). - Книга Шлецера неоднократно переводилась в России. Первый перевод, сделанный Э. Энгельсоном, вышел под названием: Корень всемирной истории для детей Соч Г. Шлецера. СПб., 1789. 8 Когда же черт возьмет тебя? - Слова из " Евгения Онегина " (гл. 1, строфа I). 9 фан-Бурен, или ван Бюрен, Мартин (1782-1862) - президент США с 1837 по 1841 г. Его программа, особенно в вопросе о рабстве, носила подчеркнуто консервативный характер. 10 ...лицемерие есть невольная дань уважения добродетели... - из книги французского писателя Франсуа Ларошфуко (1613-1680) " Максимы и моральные размышления " (1665). 11 Талейран Шарль Морис (1754-1838) - французский политический деятель; прославился беспринципностью, возведенной им в своего рода принцип. 12 Кетле Адольф (1796-1874) - бельгийский статистик, астроном и физик, сыграл большую роль в организации статистического учета. По его инициативе созывались международные статистические конгрессы. 13 Уатс - имеется в виду Уатт Джемс (1736-1819), который с 1763 г., работая механиком университета в г. Глазго, занялся усовершенствованием парового двигателя Т. Ньюкомена, а в 1784 г. изобрел универсальную паровую машину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

В правление Отто Генриха, сделавшего лютеранство гос. религией (1556), в Г. был совершен иконоборческий погром (1557), а последние 2 профессора-католика были лишены кафедр в ун-те. Проводимые Отто Генрихом реформы, направленные на создание единой системы образования, затронули систему финансирования ун-та и структуру его управления, факультетскую организацию, изменили количество, тематику и структуру предметных курсов. Фак-т свободных искусств был приравнен к «высшим» фак-там. В качестве подготовительного отд-ния при ун-те была открыта грамматическая школа (1560). Также изменился порядок назначения профессоров, из числа к-рых позднее стали выбирать проректора. Главными вдохновителями реформы стали Ф. Меланхтон и брат курфюрста гр. Георг-Иоганн, ставший в 1556 г. ректором ун-та. В результате проводимой Отто Генрихом и его преемниками конфессиональной политики ун-т превратился в учебное заведение сначала лютеран., а затем кальвинист. толка. Начало «кальвинистского этапа» в истории ун-та связано с разработкой преподававшими там профессорами-кальвинистами доктрин, сформулированных в Гейдельбергском катехизисе 1563 г. (сост. З. Урсин и К. Олевиан ). При курфюрсте-лютеранине Людвиге VI (1576-1583) из Пфальца было изгнано 500 кальвинист. семей, а из ун-та удалены все профессора-кальвинисты. Но в правление его преемника курфюрста Иоганна Казимира (1583-1592) кальвинисты были возвращены в ун-т, а лютеране изгнаны. Ун-т пережил относительный упадок в годы Тридцатилетней войны . В сент. 1622 г. город и замок Г. были взяты И. Тилли, а ун-т практически прекратил работу. В 1629 г. началась его реорганизация в духе католицизма. Большинство кафедр было занято иезуитами . Однако в 1631-1652 гг. ун-т фактически прекратил существование. После Вестфальского мира (1648) курфюрст Карл I Людвиг (1649-1680) восстановил ун-т. 1 нояб. 1652 г. состоялось открытие ун-та, среди приглашенных в ун-т для преподавательской деятельности был представитель нем. Просвещения С. Пуфендорф, Б. Спиноза не принял приглашения, посчитав, что религ. конфликты будут мешать занятиям философией.

http://pravenc.ru/text/161906.html

Уместно будет также отметить, что при проведении летом 1988 года раскопок остатков северного участка галереи, изначально окружавшей Новую трапезную, были обнаружены две терракотовые плиты (одна в виде обломка её верхней части) с выраженным рельефом и следами побелок-покрасок на их лицевой поверхности. Размер уцелевшей плиты 26,5 х 22,0 см; включая высоту рельефа, плиты имеют толщину около 6 см. Точно такая же плита была найдена в 1990 году при раскопках фундаментов столбов галереи Сушила у северного фасада. В работе С.А. Маслиха «Русское изразцовое искусство...» приводится аналогичный рисунок красных терракотовых плит размерами 26 х 22 х 3,5-4,2 см из пояса церкви Ризположения в Московском Кремле (1484-1485 гг.). Плиты с подобным или иными рисунками рельефа, близкие по размерам, находились во фризовых поясах в нескольких известных нам памятниках конца XV - начала XVI века, в том числе и во фризе церкви Рождества в Старом Симонове (1510-1511 гг.). Хотелось бы думать, что найденные нами плиты принадлежат именно трапезной 1485 года, однако они могут относиться и к иной постройке, вплоть до своего разрушения сохранявшей частично декор конца XV века. Наличие в верхних слоях покрасок глухой сине-голубой масляной краски с нанесённой местами позолотой не исключает того, что в последние годы существования памятника декоративные плиты находились в интерьере. В любом случае, эти предположения могли быть уточнены обширными и планомерными археологическими раскопками территории, расположенной к северу от Сушила и к западу от Новой трапезной. Во всех дореволюционных изданиях, посвящённых Симонову монастырю, начиная с работы К. Тромонина (1841), время постройки существующего здания Новой трапезной определяется как «около 1677 года». Новая дата - 1680 год - впервые появляется в работах 1926-1927 годов, что свидетельствует о знакомстве авторов с архивными материалами. Публикации 1940-1950-х годов окончательно утвердили новую дату строительства трапезной. Однако оставался спорным вопрос о датировке подвалов (погребов) под трапезным залом. Р.А. Кацнельсон в обширной публикации 1956 года по этому поводу писала: «По-прежнему остается невыясненным, было ли здание построено па чистом месте, или же существующие под зданием подвалы были, как это указывалось в нашей статье (1948), выстроены значительно раньше. Об этом говорят результаты археологических раскопок, произведенных в связи с поисками столбов галереи... Однако, если подвалы и существовали до постройки трапезной палаты, то во всяком случае они не могли относиться к зданию старой трапезной палаты 1485 г., как это представлялось возможным до обнаружения документа. Документ подтверждает высказанное на основании натурных данных предположение о том, что подвалы эти были двухэтажными».

http://sobory.ru/article/?object=03318

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010