Вполне вероятно, что действия справщиков и администраторов Печатного двора и их провинциальных друзей, проводивших проповедь духовного возрождения, была согласована и организационно. С 1640 года отец Иван Наседка становится постоянным справщиком, в то время как Арсений, видимо, ввиду его очень преклонного возраста, уходит от работы Печатного двора. Сотрудниками и помощниками Наседки в 1640–х годах были протопоп Михаил Рогов, Шестак Мартемьянов, Захарий Афанасьев и инок По крайней мере о двух из них — отце Михаиле Рогове и Ш. Мартемьянове, а также и о самом Наседке определенно известно что они твердо стояли за введение единогласия и поддерживали реформационные планы Таким образом, сторонникам реформ и возрождения церкви уже с 1630–х и особенно с 1640–х годов удалось проникнуть в самое стратегически ответственное место, из которого они смогли поддерживать дело Неронова если не проповедью, то распространением печатного церковного слова, так необходимого для борьбы за нравственное и литургическое возрождение.   Деятельность этой преданной церковному делу и настойчивой группы совершенно опровергает распространенное в исторической литературе мнение об обскурантизме и пассивности той части русского духовенства, которая направляла русское православие в десятилетие, предшествовавшее патриаршеству Никона. Печатание книг, уже достигнувшее значительных успехов в 1630–х годах, теперь превосходит результат не только первой, но и второй noлobuhы XVII века. Следующие цифры лучше всего иллюстрируют развитие русского книгопечатания за все столетие:   1601—1620… 23 издания книг 1621—1630… 45 1631—1640… 71 1641—1650… 74 1651—1660… 62 1661—1670… 45 1671—1680… 33 1681—1690… 63 1691—1700… 69   Эта небольшая таблица показывает, что русское книгопечатание достигло максимума своего развития по числу изданий в 1631—1650 годах, то есть как раз в годы движения реформаторов, собравшихся вокруг Неронова. Затем оно резко сокращается во время патриаршества Никона и во время руководства церковью сторонниками его богослужебных и обрядовых новшеств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

После кончины Пика, он же Зевс, царствовал в Италии его сын Фавн, он же Гермес, 35 лет. Он был пытливым и искусным в ремеслах человеком, который первым на Западе обнаружил золотую руду и изобрел способ ее выплавки 925 . Он, узнав, что ему завидуют братья, которых породил его отец Пик, он же Зевс, от других женщин (Они задумали его убить. А было их много, около семидесяти. (D. 81) Сходясь со многими женщинами, Зевс производил детей), 926 собрав в дорогу много золота, он удалился из Италии и прибыл в (Р. 45) Египет в филу сына Ноя Хама; они приняли его с почтением. Он жил там, надменно обращаясь со всеми и появляясь перед людьми в золотой столе 927 . У египтян Гермес философствовал, давая им предсказания о будущем, ибо был он по природе очень разумным. Они поклонялись ему, называя Гермеса богом, так как он сообщал им о грядущем, служил посредником, который передавал предсказания бога о предстоящем, и оделял их богатством. Они называли его также щедрым дарителем богатств, признавая его богом золота 928 . Когда Гермес прибыл в Египет, над египтянами царствовал Местраим 929 из рода Хама. Когда он скончался, египтяне сделали царем Гермеса. Он славно царствовал над египтянами 39 лет. После него над египтянами царствовал Гефест 930 в течение 1680 дней, что составляет четыре года и семь с третью месяцев 931 . Ибо тогда египтяне не знали, как измерять годы, а день называли годом 932 . Египтяне называли Гефеста богом, так как он был воинственным царем и знатоком магии. Однажды, отправившись на войну, он упал вместе с конем и, ударившись о землю, остался хромым 933 . Сей (D. 82) Гефест издал закон, согласно которому женщины в Египте должны иметь одного мужа и вести себя скромно, а тех, кого уличат в прелюбодеянии, следует наказать. Египтяне благодарили его, потому что они получили первый закон о нравственности 934 . О железе и о том, кто первым его открыл Гефест каким-то тайным заклинанием получил из воздуха клещи, чтобы создать из железа оружие 935 . Оттого он считается владыкой железа для войн. Таким образом, его обожествили потому, что он был создателем закона о воздержании, а благодаря изобретению оружия он добывал для людей пищу и обеспечивал им могущество и спасение во время войны. Ибо до него воевали палками и камнями 936 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Начиная с эпохи христианской старины и раннего Средневековья, как на Востоке, так и на Западе пророческие тексты запускались в оборот, с широким применением уловки приписывания их авторства персонажам древним, более или менее, знаменитым, или вовсе вымышленным 1674 . В связи с их позднейшей судьбой на латинском Западе можно вспомнить, например, прорицания, приписываемые епископу Мефодию Патарскому , или те же «Oracula Leonis» (и многие другие тексты) 1675 . На Западе также не было недостатка в воображаемых атрибуциях – от одной или другой Сивиллы из античного предания 1676 , до «чародея» Мерлина из кельтских дохристианских сказаний 1677 . Иногда подобная традиция текстов прибегала к авторитету таких знаменитых лиц, как калабрийский монах и экзегет Иоахим Флорский (1202), который на самом деле выработал своеобразное троичное и эсхатологическое богословие, не углубляясь в мелочную практику предсказания, которое у него не шло дальше общих рассуждений об исторической и церковной роли реформированного монашества 1678 . Редкие указания относительно исторических задач папы и императора, извлекаемые из написанного им, позволили, однако, некоторым его единомышленникам углубиться в область предсказаний, по большей части антиимператорских, но при этом не обязательно благоволящих папе. Они возникали, в частности, в первой половине XIII в. среди наиболее обеспокоенных членов ордена братьев-францисканцев, единодушно противившихся императору Фридриху II, в котором видели предсказанного Иоахимом Флорским апокалиптического Антихриста. В эти же годы, и в тех же кругах в Италии составлялись псевдо-иоахимовские толкования на книги Иеремии и Исайи («Super Hieremiam» и «Super Esaiam») 1679 . Наряду с множившимися ложными атрибуциями флорскому аббату, начали также появляться и атрибуции текстов таким, в определённом смысле, современным авторам, как брату-проповеднику Роберу Юзесскому (Robert d’Uzès; † 296) 1680 в Южной Франции или же мистической духовидице Марии Робин (Robine; † 1399) 1681 во времена великого раскола Западной церкви. В то же время получили хождение также пророческие стихи, приписанные терциарию Томмазуччо из Фолиньо.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

274; Т. 20. С. 355, 356; Т. 22. С. 507; Т. 23. С. 188; Т. 24. С. 207, 208; Т. 25. С. 332; Т. 26. С. 286, 287; Т. 27. С. 159, 290, 291, 361; Т. 28. С. 155, 156, 321). Весной 1493 г. началось строительство стен и башен, расположенных вдоль русла р. Неглинной, к-рое после неожиданной смерти Солари продолжил приглашенный из Италии в 1494 г. Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Карезано, или да Каркано). В 1495-1499 гг. он построил Троицкую башню, от которой через реку был перекинут каменный мост, завершенный мощным предмостным укреплением - Кутафьей башней. По-видимому, в эти же годы проводились работы по строительству Граненой (ныне Средняя Арсенальная), Конюшенной (ныне Оружейная) и Колымажной (ныне Комендантская) башен. Вскоре началось сооружение мощного рва, вырытого вдоль восточной стены М. К. Он был наполнен водой и, соединив р. Неглинную с Москвой-рекой, превратил М. К. в остров. Уровень воды поддерживался при помощи системы шлюзов. Все работы были завершены к 1516 г. Т. о., была создана самая мощная на тот момент в России крепость, к-рую никому не удавалось взять приступом; ее зубчатые стены являются своеобразным символом Москвы. Стены М. К. протянулись почти на 2,5 км (2235 м), охватывая территорию примерно треугольной формы площадью ок. 28 га. Высота стен в разных местах составляет от 5 до 19 м (самая высокая стена - восточная, к-рая обращена к Красной площади), толщина - от 3,5 до 6,5 м. Каждая из башен обладает присущим только ей неповторимым обликом и, за исключением двух, имеет собственное имя. По периметру расположены 18 боевых башен (еще одна башня - Кутафья - вынесена за пределы стен). На 3 углах крепости размещаются одна граненая и 2 круглые башни. Между ними на каждой из 3 сторон вначале располагалось по 5 башен. Шесть башен были проездными: 1 - с юга, 3 - с востока и 2 - с северо-запада. В 1680 г. в дополнение к прежним башням на стене была сооружена небольшая каменная Царская башенка. В кон. XVI в. вдоль рва у вост. стены М. К. были устроены 2 дополнительные невысокие стенки с зубцами, а с юга возведена 2-я дополнительная стена вдоль русла Москвы-реки.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

И все же, и в эти годы гонений многие центры старообрядчества не были затронуты. Среди них особенно выделялась Выговская беспоповская община (в Заонежье), основанная еще в 1680 г. старцем Корнилием и затем прославившаяся при братьях Андрее и Семене (умер в 1740 г.) Денисовых. Выг был хорошо известен властям, но его не закрывали и не мешали развиваться. Здесь Денисовыми были написаны " Поморские ответы», " Виноград Российский» и другие произведения, легшие в основу самого большого беспоповского согласия – поморцев. Тоже довольно спокойно жили старообрядцы-уральцы (в руках которых была почти вся русская горная и металлургическая промышленность Урала), казаки Дона и Кавказа, староверы Сибири и нередко даже столиц России. Правда, они не могли иметь официально открытых церквей, но в XVIII веке число казненных или подвергшихся пытке старообрядцев было невелико, а об " изгнании на чужбину» вообще и говорить не стоит, этого не было, хотя эмиграция староверов из Европейской России на Урал, в Сибирь, Литву и Курляндию все-таки продолжалась до середины XVIII века. Но уже императрица Елизавета приглашает старообрядцев, живших за рубежом, вернуться в Россию. Когда же в 1761 г. Петр III пришел к власти, он почти немедленно издал указ, которым запрещал всякое преследование старообрядцев, что и было подтверждено в 1762, 1764 и 1784 гг. Екатериной II. Она обратилась к заграничным старообрядцам с просьбой возвращаться на родину, и десятки тысяч старообрядцев последовали ее призыву, вернулись в Россию и поселились на Среднем и Нижнем Поволжье, и в Новороссии, где им были предоставлены обширные земельные угодья. " Раскольничья контора», ведавшая старообрядческими делами, была закрыта, старообрядцы получили гражданские права, и монастыри Иргиза на Нижней Волге стали открытыми и важными центрами старообрядцев-поповцев. В конце века образовались большие старообрядческие центры, в Москве Рогожский (поповский), и Преображенский (беспоповский), и Королёвский в Петербурге. Во многих городах и деревенских областях были старообрядческие церкви (поповские) или часовни, в которых служили священники, перешедшие из " господствующей» церкви в старообрядчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Возникла новая литература, основанная на великорусском языке, дополненном заимствованиями из киевского литературного языка, и XIX век стал свидетелем расцвета русской литературы и культуры. В XVIII веке старое культурное наследие Руси и ее литература были почти полностью забыты – забыты настолько, что Пушкин был вынужден заметить, что " Древняя Россия... найдена Карамзиным, как Америка Колумбом» 2041 . Такое небрежение ограничило литературное воздействие Аввакума настолько, что оно ощущалось в течение этого века лишь в произведениях самих староверов, внутренних эмигрантов России, вестернизированные же литературные круги придавали произведениям протопопа и его одноверцев очень малое значение. Однако старообрядческая литература не умерла, несмотря на западничество подавляющего большинства образованного русского общества. Она продолжала развиваться тайно, сохраняя традиции Аввакума, чей непререкаемый авторитет на многие годы определил ее дух, манеру и стиль. Еще в 1670-х гг. некоторые современники Аввакума, вдохновленные мощью его сочинений, во многом подражали его работам. Его товарищ по тюрьме и вере инок Епифаний, побудивший Аввакума написать " Житие», также следовал образцу протопопа, когда писал автобиографию 2042 . Это сочинение, очень близкое по языку и стилю к Аввакуму, принадлежит к числу самых интересных свидетельств о религиозной жизни московских иноков. А анонимный автор из круга московских старообрядцев написал биографию боярыни Морозовой, в которой твердо придерживается тех характеристик, которые дал в своих письмах Аввакум 2043 . Но на большинство староверов в 1650–1680-х гг. стиль и язык Аввакума повлияли меньше, чем его призывы к верности традициям старой Руси; такие авторы менее страстны, они суше и консервативнее в своих произведениях. Следующее поколение раскольников, представленное, прежде всего, старцем Евфросином, вновь ввело в свои произведения изощренный стиль " витийства». Выговская школа, которая оставила исключительной ценности образцы русской прозы начала XVIII века и которую лучше всего представляют братья Денисовы и Иван Филиппов 2044 , придавала еще большее значение витиеватости стиля старообрядческой литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Таким образом, во всех трех областях киевский православный епископат, придавая значение протекторату России для защиты Православия, в то же время оставался в канонической зависимости от Константинополя. Такое временное управление православными приходами продолжалось недолго. В 1676 г. умер епископ Иосиф. Король еще при его жизни назначил ему помощником епископа Львовского Иосифа (Шумлянского). В 1676 г. король назначил Иосифа (Шумлянского) главой православных, а епископа Антония (Винницкого) переместил на его прежнюю кафедру в Перемышль, где тот вскоре тоже умер (1679). Но епископ Мефодий (Филимонов) по возвращении из Москвы проявил себя как сторонник константинопольской юрисдикции, и решение все той же канонической проблемы было задержано еще на несколько лет. Междоусобицы имели место на Киевской земле в последующие годы, вплоть до 1686 г. В то же время происходило усиление униатского влияния в Польше. В 1676 г. сейм запретил ставропигиальным братствам поддерживать связи с Патриархом Константинопольским и представлять ему для решения дела, касавшиеся вопросов вероучения. Братства должны были подчиниться местным епископам, а в случае отказа исполнить это требование должны были представлять спорные вопросы на обсуждение гражданских судов. Это постановление было нежелательно для православных в том отношении, что сковывало активность мирян, оставляя всю власть епископу. В случае принятия епископом унии братства уже не могли обращаться к патриарху и не имели никакой внешней церковной опоры. В октябре 1679 г. король Ян Собеский пригласил митрополита, епископов, настоятелей монастырей и все духовенство, как православное, так и униатское, а также мирян в Люблин на совещание, где предполагалось разрешить все несогласия и споры между униатами и православными. На самом же деле король «по своему усердию и униатскому желанию хотячи Русь православную, под державою короны польской обретаючуся, на унию преформовати (преобразовать. —Авт.)». Съезд был назначен на 14 (24) января 1680 г. Православные настороженно отнеслись к этому совещанию и дали своим депутатам указание не идти на соглашение с униатами. Православные

http://sedmitza.ru/lib/text/436393/

…бал высшего общества, об котором слыхали от Хлестакова…— Н. В. Гоголь. «Ревизор», д. III, явл. 6. 22 Хлестаков, например, полагал, что этот культ заключается в том арбузе в сто рублей, который подают на балах высшего общества. — В указанной выше сцене подвыпивший Хлестаков хвастливо заявляет: «На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз…». 23 Лицемерие есть та самая дань, которую порок обязан платить добродетели…— Изречение французского писателя Франсуа де Ларошфуко (1613–1680) из его книги «Размышления, или нравоучительные изречения и максимы» («Réflexions, ou sentences et maximes morales»). 24 Золотой век в кармане. — В сознании Достоевского неизменно присутствовала и нашла отражение в его романах и публицистике мысль о «золотом веке» человечества, воспринятая им еще в сороковые годы из учения французских социалистов-утопистов, но сильно трансформировавшаяся в процессе эволюции его мировоззрения. См., например, не вошедшую в окончательный текст «Бесов» главу «У Тихона», «Подросток» (ч. III, гл. VII, 2–3), рассказ «Сон смешного человека» в апрельском выпуске «Дневника писателя» за 1877 г. Достоевский был убежден в том, что, пережив в отдаленном прошлом младенческий «золотой век», человечество должно пройти через эпоху пробуждающегося сознания, эпоху страданий, хаоса, трагического разобщения людей, мучительной борьбы и блужданий и лишь в результате этого сможет завоевать более высокую, новую «мировую гармонию». Будущий «золотой век», по его представлению, созидается в настоящем и потенциально заложен в современных людях. Эта мысль, иллюстрируемая в данной главке, была сформулирована еще во второй (пространной) редакции «Преступления и наказания» (см.: VII, 91). 25 Саккада ( фр. saccade) — рывок, сильный толчок. 26 Алкивиад (451–404 до н. э.) — афинский политик и полководец; тщеславный, беспринципный и безнравственный, но отличавшийся красотой и талантами, он обладал искусством завоевывать любовь окружавших его людей. 27 Лукреция — добродетельная красавица-жена римлянина Коллатина. Обесчещенная сыном царя Секстом Тарквинием, Лукреция рассказала о своем позоре мужу, родственникам и друзьям и на их глазах заколола себя кинжалом. История Лукреции, рассказанная Титом Ливием, послужила сюжетом многих литературных произведений и картин. 28

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

1 . В этом случае поселение израильтян в Египте должно было произойти около 1700–1680 годов до Р.Х., что совпадает со временем правления гиксосов, когда возвышение Иосифа было наиболее возможным. 2 . Упомянутые города Пифом и Раамсес были сооружены в XIII веке фараоном Рамсесом II, который, вероятно, и был фараоном Исхода. 3 . Конец XIV – начало XIII веков до Р.Х. – время сложения в Заиорданье государств идумеев, моавитян и аммонитян, в обход которых были вынуждены двинуться израильтяне ( Числ.20:14–21 ). 4 . Имеются археологические подтверждения завоевания израильтянами Ханаана именно во второй половине XIII века до Р.Х. 5 . Вплоть до упоминания на стеле Мернептаха (конец XIII в.) египтяне не знают никакого народа с именем Израиль 16 . Относительно второго пункта нужно сказать, что обелиск Рамсеса II, найденный в 1922 году, говорит о построении его столицы Пер-Раамсес рабами-азиатами. К тому же раскопки 1979 года показали, что районы именно этих городов во время Среднего царства были заселены выходцами из Палестины. А после изгнания гиксосов вновь заселены семитами Рамсесом II. Останавливаясь подробно на четвертом пункте, нужно отметить, что соответствия библейскому повествованию о завоевании Святой Земли были выявлены при обнаружении памятников именно этого периода, не ранее XIII века. В первую очередь, это следы разрушения городов Лахиса, Вефиля, Давира и Асора около 1200 года, что сопровождалось новым заселением народа, чья материальная культура была проще и беднее. Во-вторых, это открытие в ходе раскопок 1980–1990 годов сотни раннеизраильских поселений, основанных большей частью на пустом месте в конце XIII – начале XII веков до Р.Х. и отличавшихся от ханаанских по площади и концентрации на одной территории. Данное открытие позволило в 1985 году Л. Стагеру доказать, что после 1200 года до Р.Х. в центральном нагорье Палестины произошло резкое увеличение населения за счет прихода израильтян 17 . Итак, основываясь на всем этом, датой Исхода нужно считать 1270– 1250 годы до Р.Х., а фараоном Исхода – Рамсеса II. Соответственно, хронология предшествующих и последующих событий, согласно этому мнению, должна выстраиваться относительно именно этой даты Исхода. V

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

Критика экстерриториальной апелляции Константинопольскому патриарху свт. Досифеем Иерусалимским Источник Скачать epub pdf 1. Введение В настоящее время вопрос о первенстве Константинопольского Патриарха как первенстве чести или как первенстве чести и власти особо актуален 1 . От решения этого вопроса зависит единство мирового Православия, которое уже вступило на тернистый путь споров и разделений. Свт. Досифей II Иерусалимский Нотарá 2 выступил решительным критиком идеи «первенства чести и власти», которая предполагает возможность экстерриториальной апелляции к Константинопольскому Патриарху. В настоящем докладе будет предпринята попытка изложить его позицию. Свт. Досифей II Иерусалимский Нотара (1669–1707 гг.) – традиционный защитник Православия и его ценностей в вероучении, канонике и аскетической жизни. Он относится к плеяде Иерусалимских патриархов из числа греков, которые с сер. XVI в. находились в дружественных узах с Россией и Русской Православной Церковью 3 . Родившийся в Греции, получивший блестящее образование в Константинополе, в том числе благодаря самообразованию, с огромной любовью к изучению иностранных языков, он имел возможность познакомиться с жизнью христиан в самых разных регионах огромной Оттоманской Порты. В достаточно юные годы став высокопоставленным иерусалимским клириком, а потом и патриархом Иерусалимским, он был хорошо осведомлён о реалиях жизни этой империи. Из-за покушений на жизнь патриарх Иерусалимский Досифей в 1676 г. покинул Иерусалим. В последующие десятилетия он пребывал преимущественно в Валахии и Молдавии (1677–1678, 1680, 1686–1687, 1689(?)–1692, 1697–1698, 1702, 1704–1705), бóльшую часть 1681 г. провёл в Грузии, с конца 1681 до сентября 1684 пребывал в Константинополе. Приведём фрагмент из описания деятельности на патриаршем престоле греческого патролога сер. XX в. П. Христу: «Находясь в Константинополе, он был взят Патриархом Иерусалимским Паисием, на служение и, постепенно, занимая разные звания и должности, стал митрополитом Кесарийским и в возрасте двадцати восьми лет Патриархом Иерусалимским. Патриаршествовав приблизительно в течение сорока лет, он стал самой величайшей церковной фигурой православия в конце XVII и начале XVIII вв. Хотя, он и не находился в Иерусалиме, если не четыре раза, каждый раз в течение малого числа месяцев, он управлял Церковью с удивительной искусностью из Константинополя, который он сделал центром своей деятельности или из других мест. Он быстро выплатил огромный долг Патриархии, реорганизовал Святогробское братство через канонические постановления, которые действуют ещё и сегодня, создал школу и библиотеки в Иерусалиме и на Константинопольском подворье Всесвятого Гроба» 4 . Из этого описания видно, что свт. Досифей был прекрасно осведомлён о церковной жизни в Константинополе и совсем не понаслышке критиковал недопустимый с его точки зрения «примат» церковной власти в лице Константинопольского Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010