Количество казеннокоштных положено по штату и опред. св. Син. от 17 мая 1868 г. – 111, с содержанием на каждого, постепенно возвышенным с 90 р. до 125 р. Увольняемые с казенного за малоуспешность получали пособие из попечительства (до 500 р. в год на всех), устроенного сьездом для таковых учеников. Воспитанники из детей придворного и военного духовенства, а так же из крещеных евреев и иностранцев, пользовались содержанием по особому распоряжению высшего начальства. Из процентов на благотворительные капиталы, увеличившиеся пожертвованиями г-жи Дубовицкой (2001 р. с.), вдовы ген. майора Поляковой (5000 р.), прот. II. В. Рождественского (3000 р.), преосв. Хрисанфа (5000 р.), – содержались стипендиаты. Плата с пансионера сначала соответствовала сумме на содержание казеннокоштного, но с 1882 г. возвышена до 510 р. и на первоначальное обзаведение 25 р. В первые особенно годы правление ходатайствовало о воспособления некоторым из бедных пансионеров и своекоштных. Напр. в 1870 г. до 300 руб. исходатайствовано на верхнюю одежду некоторым бедным из приходящих воспитанников. В 1869 г. воспособление (по 55 р.) оказано 54 своекоштных, в 1870 г. – 46, в 1871 г. – 5. Хозяйственные расходы по семинарии простирались до 14900 р. (по смете 1883 г.), в том числе на содержание и ремонт здания и разные принадлежности 3396 р. 2 к., отопление и освещение 5595 р. 27 к., конюшню и прислугу (с прибавкой 500 р. с 1874 г.) 5008 р. 71 к., на содержание и ремонт новопостроенной больницы 400 р., на библиотеку с физическим кабинетом 400 р., канцелярские принадлежности 100 р. Расходы разного рода (по церкви, больнице, содержанию иконописного класса и мелочные) – 1680 р. Оклады служащих с течением времени увеличены против штата (см. стр. 610) в следующих размерах: ректорский – (2000 р.) увеличен в 1875 г. до 3000 р., врача (300 р.) с 1874 г. до 500 р.; к штатным окладам остальных сделана прибавка с июля 1881 г., инспектору (к 1500 р. шт.) прибавлено 300 р., преподавателям – старшим (к 900 р.) и младшим (700 р.) по 200 р., преподавателям франц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   «О собственной жизни», стихи 112—115.    Ibid. стих 130.    «О собственной жизни», стихи 221—230.    I, стихи 64—98.    «О собственной жизни», стихи 292—308.    «О собственной жизни», стихи 406—7; 445—6.    Ibid., стихи 484—5.    Ibid., стихи 495—504.    Бл. Иероним: «Carmen de vita», 112.    «О себе самом», LXXIII.    «О собственной жизни», стихи 1680—1750.    «О себе самом», XLI.    А. Puech, III, 339—340, notes.    Проф. А. Спасский, ор. cit., стр. 493.    Ibid. стр. 807. Глава 5. Св. Григорий Нисский § 1. Биография и значение в истории богословия    Третий среди четырех братьев и предпоследний ребенок в семье, св. Григорий еп. Нисский, в значительной степени затенен славою своего старшего брата Василия и своего тезоименного друга, еп. Назианзского. Родился он около 335 г. Его ранние годы не отмечены никакими свидетельствами и, вероятно, прошли без особых внешних событий. Образование, им полученное, было не столь блестяще, как у св. Василия; он не готовился к какой-либо особой деятельности, но, бесспорно, отдал дань наукам и рос под влиянием своих сестры Макрины и брата Василия. К этому последнему он навсегда сохранил особое почитание, а, судя по известному диалогу «Macrinia», сестра оказывала на меньшего брата немалое влияние. Григорий женился на некоей Феосевии, женщине исключительного духовного дарования, которая, однако, около 365 г. скончалась. Св. Василий добился того, чтобы его брат был выбран во епископы г. Ниссы, что и случилось около 371 г. С этого времени он вступает в борьбу с арианами. Неправильно обвиненный в расхищении церковных имуществ, еп. Нисский был неканонически низложен и вынужден был покинуть свой епископский град в 376 г. Из письма к Авлавию мы узнаем, как, после смерти в 378 г. императора Валента, еп. Григорий смог после более чем двухлетнего отсутствия вновь вернуться в свою епархию, и с каким воодушевлением он был встречен своими пасомыми. Он участвует затем в Антиохийском соборе 379 г., затем избирается вопреки своему желанию во митрополита севастийского, от какового поста ему удается все же через некоторое время освободиться. Он участвует на втором вселенском соборе 381 г. в Константинополе. Императорским эдиктом 30 июля 381 г. его имя включено в список епископов, общение с которыми обязательно для православных. Последнее сведение о его жизни относится к собору 394 г. Дальнейший след его совершенно теряется.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Комментарии Поэтическое наследие Симеона Полоцкого велико и многообразно. Благодаря осуществленному самим автором старопечатному изданию «Псалтири рифмотворной» (М., 1680) вместе со стихотворным «Месяцесловом» стихи Симеона были доступны многим читателям конца XVII–XVIII столетий. С ними были хорошо знакомы А. Д. Кантимир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, другие восточнославянские писатели эпохи начала формирования наций и Просвещения. В 70-е годы XVIII в. выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков публикует в «Древней Российской вивлиофике» лучшие образцы драматической поэзии Симеона – «Комидию притчи о блудном сыне» и трагедию «О Навходоносоре царе». В XIX в. издавались отдельные стихотворения Симеона. Их подборка была включена Ф. И. Буслаевым в «Историческую хрестоматию церковнославянского и древнерусского языков» (М., 1861). Особого упоминания заслуживает обстоятельное исследование И. К. Татарского « Симеон Полоцкий (его жизнь и деятельность). Опыт исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII века» (М., 1886), в которое вошли многочисленные фрагменты стихотворений Симеона с указанием архивных источников, до того неизвестных науке. Из дореволюционных изданий, помещавших на своих страницах вирши Симеона, назовем еще «Историко-литературную хрестоматию» Н. Л. Бродского, И. М. Мендельсона, Н. П. Сидорова (ч. II, Древняя русская письменность XI–XVII вв. М. – Пгр., 1916). В советское время интерес к поэзии Симеона Полоцкого возрастает. Ниже в хронологической последовательности приводятся лишь основные публикации его сочинений: «Вирши. Силлабическая поэзия XVII–XVII веков». Под ред. П. Н. Беркова, вступительная статья И. Н. Розанова . «Библиотека поэта. Малая серия» (Л., 1935); «Хрестоматия по древней русской литературе XI–XVII веков». Составитель Н. К. Гудзий (М., 1935); « Симеон Полоцкий . Избранные сочинения». Подготовка текста, статья «Симеон Полоцкий – поэт и драматург» и комментарии И. П. Еремина. Серия «Литературные памятники» (М. – Л., 1953); «Хрэстаматыя па старажытнай беларускай л1таратуры». Складальшк А. Ф. Коршунау (Мшск, 1959); «Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии: Избранные произведения XVI–haчaлa XIX вв.». Под общ. ред. В. А. Сербента (Минск, 1962); «Русская силлабичевская поэзия XVII–XVIII вв.». Вступительная статья, подготовка текстов и примечания А. М. Панченко. «Библиотека поэта. Большая серия» (Л., 1970).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В общем, конечно, Киевляне были выше этих греческих скитальцев, слишком часто только искателей приключений и выгод. Но завести они могли и хотели школу латинскую, – и не только по языку, но и по духу... Греки же, даже и явные латинофроны, всегда подчеркивали решающее значение греческого языка. «Оставивше греческий язык и небрегуще о нем, от негоже имеете просвещение ваше в вере православной, оставили есте и мудрость», говорил Паисий Лигарид. Правда, это скорее против русской старины, а не против латинства... В 1680-м году, по поручению царя Феодора, Симеон Полоцкий составил «привиллегию» или проект учреждения в Москве Академии, по типу Киевской и западных латинских училищ. Это должна была быть всеобъемлющая школа, «всех свободных учений», от низшей грамматики, «даже до богословии, учащей вещей божественных и совести очищения». Из «диалектов», кроме словенского и еллино-греческого, предлагалось изучать не только латинский, но и польский. И это должна была быть не только школа, но и некий учено-распорядительный центр, с очень широкими полномочиями для наблюдения за культурной деятельностью вообще. Академии предполагалось усвоить право и обязанность испытывать ученых иностранцев, не только в знаниях, но и в вере. Конечно, и цензура книг. Особо строгая оговорка была сделана об учителях естественной магии и о богоненавистных гадательных книгах. С. М. Соловьев по этому поводу остроумно заметил: «Это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: «виновен в неправославии», и костер запылает для преступника..». Составленная Полоцким «Привиллегия» была встречена у патриарха суровой критикой, и переработана с эллинистической точки зрения, – только этот переработанный текст мы и знаем, о первоначальном же приходится догадываться... «Привиллегия», впрочем, утверждена не была. Академия была открыта позже, в 1687-м году, скромно и без всякой «привиллегии», или устава. Это была словено-греко-латинская школа. Открыли ее и вели в первые годы братья Лихуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

«Редукция» (Reduktion) 1680 г. вернула швед. короне значительную часть земель, ранее дарованных знати. Это позволило увеличить доходы короля и преодолеть последствия войны, но привело к разорению ряда аристократических семейств. В целом экономическое положение страны улучшилось, что позволило провести военную реформу и построить новую военную гавань в Карлскруне. Однако частый голод в последние годы правления К. тяжело сказался на экономике и положении населения севера Швеции, Финляндии и остзейских провинций. Большое значение уделялось интеграции новых доминионов, перешедших к Швеции после Сконской войны,- провинций Сконе, Блекинге и Халланд. Швед. язык стал языком богослужения и преподавания, был восстановлен Лундский ун-т, введены новые законы. Религиозная политика Значительное влияние на мировоззрение короля оказал его воспитатель Олоф (Олов) Свебилиус, придворный капеллан и архиепископ Уппсалы (1681-1700). К. вырос образцовым лютеранином, требовавшим от окружающих столь же суровой, целомудренной и набожной жизни. В его представлении созданный Творцом мир движется к предуготованному ему концу; Бог установил в Свящ. Писании законы, к-рым нужно непреложно следовать. Короли являют собой образец предписанного Богом поведения и должны способствовать тому, чтобы и подданные следовали этому образцу. К. делал все возможное, чтобы поддерживать единство в королевстве, в т. ч. и в вопросах вероисповедания и религ. практик, вплоть до того, что солдаты по воскресеньям патрулировали улицы и следили за посещением церкви подданными короля. Хранителем скрижалей Декалога называли короля, и ему надлежит подчиняться как установленной Богом власти. Риксдаг в 1686 г. провозгласил, что королевская семья Богом и природой предназначена для того, чтобы «управлять нами как абсолютные и полновластные короли, которые связуют нас своей волей и не отвечают за свои поступки ни перед единым человеком на земле» (Lutheran Ecclesiastical Culture. 2008. P. 453-454). К. ограничивал свой круг чтения Библией и богословскими трудами и не терпел компромисса в религ. делах. По мнению Э. Аптона, при К. Швеция настолько приблизилась к идеалу всеобщего религ. единства, насколько это вообще было возможно для европ. общества после Реформации . По случаю 100-летия принятия Швецией Аугсбургского исповедания К. написал в дневнике: «Вечная хвала Богу, позволившему нам эти сто лет внимать Его спасительному Слову во всей чистоте. Господь Бог, благоволи нам, чадам Швеции, чтобы мы могли сохранять Твое чистое слово до скончания века» ( Upton. 1998. P. 21-22).

http://pravenc.ru/text/1681071.html

Codex Justinianus, ed. Krüger. Ber., 1900. Литература Наука XVII и XVIII веков Baronii Annales Ecclestiastici, I–XII, Col. Agr. 1624 (новая перепечатка – Parisiis. 1887). Codex Theodosianus cum perpetuis commentariis Jacobi Gothofredi. 1655. (editionova, emendata, variorum observationibus aucta, quibus adiecit suas Joh. Ritter . Mantuae, 1740). Du Cange. Historia Byzantina, duplici commentario illustrata. Lutetiae Parisiorum. 1680 (ed. nova. Venetiis, 1729). Le Nain de Tillemont. Histoire des Empereurs. Paris, 1690–1738. Banduri. Imperium Orientale. I–II. Paris, 1711. Pagi. Critica historica chronologica in Annales Ecclesiasticas Baronii. I–III. Ant- verpiae, 1727. Lebeau. Histoire du Bas Empire. Paris, 1764. 1495 Gibbon. History of the decline and fall of the Roman Empire. London, 1770–1778 (рус. пер. Неведомского. Москва, 1884) 1496 . Хронология Henry Fynes Clinton. Fasti Romani. Oxford. I–II. 1845. Muralt. Essai de Chronographie Byzantine de 395 6 1057. S. P6tersbourg, 1855. История литературы KrumbacherK.Geschichtederbyzantinischen Literatur. 2-teAufl.München, 1897. Райт А., Коковцов П. К. Краткий очерк истории Сирийской литературы. СПб., 1902. Duval. La litterature syriaque. 3-me ed. Paris, 1907. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. I. Введение в церковную историю. Посмертное издание Бриллиантова. Петербург, 1907. Топография Дестунис Г. С. Топография средневекового Константинополя//Жур. Мин. Нар. Проев. 1882, январь; 1883, январь, февраль. Его же. Историко-топографический очерк сухопутных стен Константинополя//Труды VI Арх. съезда, т. III. Одесса, 1887. 235–280. Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя (ib. 1 –229). Mordtmann. Esquisse topographique de Constantinople. Lille, 1892. Unger. Quellen der Byzantinischen Kunstgeschichte. Wien, 1878. Richter. Quellen der Byzantinischen Kunstgeschichte. Wien, 1897. van Millinngen. Byzantine Constantinople. London, 1899. Ласкин. Георгий Кодин. О древностях Константинополя. Киев, 1905. Ebersolt. Le grand Palais de Constantinople et le Livre des c6r6monies. Paris, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В первой книге своего сочинения 1677 св. Кирилл доказывает, что греческие философы (Анаксимандр, Эмпедокл, Пифагор и Платон) далеко уступают бытописателю Моисею в своем учении о Боге, творении мира и в понятиях о нравственности. Потом он хронологически доказывает, что Моисей жил раньше всех греческих мудрецов, а потому не он у них, а они у него заимствовали то, что у них есть лучшего и истинного. Это заимствование греческие мудрецы совершали во время своих путешествий ради образовательных целей в Египет, где всегда учение Моисея было в большом почете. Прибавляя к этим заимствованиям от Моисея свои вымыслы, греческие ученые только запутывались, впадали во взаимное противоречие и доходили до разных нелепостей (учение о несозданной материи). Во второй книге 1678 св. Кирилл доказывает, что христиане оставили язычество потому, что там измышлено множество безнравственных мифов о богах, а в кн. св. Писания содержится истинное понятие о Боге и высоконравственная мораль. Далее св. Кирилл защищает учение Моисея о миротворении и особенно – о сотворении человека по образу Божию; доказывает нелепость поклонения светилам небесным, выясняя по ап. Павлу ( Рим. 1, 20 ), как мог человек дойти до этого. В III кн. 1679 св. Кирилл всесторонне защищает глубокомысленность и исторический характер повествования кн. Бытия о грехопадении в раю, опровергает упреки Юлиана Моисею в том, что он неясно говорит о творении ангелов, что он, вообще, в своей космогонии употребляет преимущественно глагол, указывающий на образование, а не на творение в собственном смысле, что будто бы по понятию Моисея Иегова – только национальный еврейский Бог и, при том, очень мстительный. В IV кн. 1680 св. Кирилл доказывает нелепость превозносимого Юлианом культа национальных богов с их человеческими жертвоприношениями и показывает превосходство христианского учения об ангелах хранителях и духовных жертвах Богу, защищает историческую достоверность рассказа о вавилонском столпотворении, объясняет смысл человекообразных библейских выражений о Боге, возражает на слова Юлиана, говорящего, что язычникам не за что благодарить Бога библейского, так как Он не давал им закона, не посылал к ним ни пророков, ни учителей, ни законодателей, и язычники при всем этом далеко лучше живут, чем иудеи; доказывает, что вавилонское смешение языков говорит не о многобожии, а о троичности лиц в Боге, и что библейское учение о Боге выше языческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(униат. Киев. и Подол.), 1708 г. (униат. Полоцк.) и правосл. до 1700 г. (Рижск.), 1720 г. (Харьк.) и 1722 г. (Вятск., Забайк., Казан., Омск., Перм., Рязан., СПБ., Тамб., Тобол, и Яросл.); Исповедные ведомости 1718 г. (СПБ.) и 1719 г. (Волог.). Клировыя ведомости 1728 г. (Тверск.) и 1741 г. (Вятск.). Затем второе по количеству место занимают протоколы, с 1708 г. (Новгород.), хотя некоторые консистории за первые годы существования удерживали протоколы в делах. Журналы с 1733 г. (Вологод.) и докладные реестры с 1711 г. (Нижегор. и Рязан.). Что касается собственно дел, то Могилевская консистория показала с 1584 г., Московская с 1680 г., Астраханская с 1699 г., Вологодская и Курская с 1702 г., Вятская с 1701 г., Тобольская с 1706 г. В размещении дел в архивах полное разнообразие: по дела размещаются хронологически, то по разрядам, то но столам, церквам, городам, уездам. Для существа дела система размещения не важна, – лишь был бы какой-нибудь порядок. Описи кое-какая есть, алфавиты же представляют роскошь, доступную немногим. Входящие и исходящие журналы, самые ранние с 1723 г. в Астраханской консистории и с 1727 г. в СПБургской. Попадаются ревизские сказки с 1728 г. (Нижегород.). Описи церковных имуществ 1575 г. (Могилев.), 1724 г. (Полоцк.) и 1741 г. (Киевск.). В редких случаях встречаются особо хранимыми указы Св. Синода с 1721 г. полное собрание (в Псков. и Киев. консисториях). Выписывались даже в Архив для пользования. Столбцы полов. XVII ст. (в Вологодской и Московской консисториях). Визиты церквей 1681 г. (Литовсв.). Монастырские ведомости 1812 г. (Кишиневск.). Благочиннич. журналы 1734 г. формуляры, семинарские ведомости. Планы и документы с 1522 г. (Полоцк.). Генеральная перепись духовенства и разбор детей их (Смолен. 1722 г.). Подписки новокрещенных, или, наприм., особо собранные распоряжения Тамбовск. преосвящ. Феофила с 1788 г. (21 книга). Хранятся в консисториях дела закрытых духовных правлений, но некоторые оставлены на месте под надзором протоиереев (Вологод.), закрытых или разделенных на две духовных консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

7. ядуще нощию тайно от людей 8. во одной келий темной жил мужеск пол и женск... 9. сей Иван Нагой дивы некия несказанныя мерзкия показоваше своим последователем, страшно иже Фролов отмечал, что помимо тех общин, которые он наблюдал в Касимовском уезде Рязанщины, движение христовцев распространилось на Балахонский уезд Нижегородских пределов, на Онежский край, и что христовцы “яко жиды” бегут от правительственных преследований “в разные страны и украйны”, распространяя и там свою Точная духовная история и происхождение христовщины все же остаются не вполне ясными. Полагают, что ее основателем был некий Данила Филипов, живший в последней трети XVII века в Костроме и выдававший себя за “бога В то же время в Москве во главе этого учения стоял “христос” Иван Тимофеевич Суслов, в доме которого была и первая известная “сионская горница”. В этих “сионских горницах”, или храмах Божьих людей, как сами себя называют христовцы, обычно происходят радения, на которые, видимо, намекал и Фролов, говоря о “дивах некоторых несказанных мерзких”. Радения — это непериодически созываемые собрания общины, или “корабля” Божьих людей, во время которых после песнопений и молитв экзальтированные последователи секты начинали кружиться, пророчествовать и, как вслед за Фроловым уверяли официальные миссионеры церкви, власти и другие несочувствовавшие секте наблюдатели, даже предавались оргиям, которые истолковывались самими христовцами как часть религиозного экстаза и мистического общения между “христом”, “саваофом”, “богородицей” и другими членами В эти ранние времена, 1670—1680-е годы, когда христовщина только начала развиваться в Павлове, которое упоминают и Авраамий и Евфросин, местным Павловским “кораблем” руководил еще один “христос”, некий Иван В печальный первый век раскола внутри русской церкви христовщина начала распространяться среди монашества, особенно в подмосковных и московских обителях. Ссылки монахов и суровые правительственные гонения остановили развитие христовщины в монастырях, но это необычайно гибкое, охватывавшее самые разнообразные социальные группы движение не погибло.

http://sedmitza.ru/lib/text/439586/

Кальдерон. Гравюра из кн.: Refratos de los Españoles ilustres con un epítome de sus vidas. Madrid, 1791 Кальдерон. Гравюра из кн.: Refratos de los Españoles ilustres con un epítome de sus vidas. Madrid, 1791 Пьесы К. представляют собой музыкально-зрелищные действа, а его поздние «мифологические» комедии приближаются по жанру к опере или оперетте (испан. «сарсуэле»). Почти все пьесы К. (за исключением «комедий плаща и шпаги», где действие разворачивается в знакомой зрителю городской среде) предполагают изображение на сцене разного рода чудес и превращений. Пространство сцены широко раздвигается как по вертикали, где, как в средневековых мистериях, сцена делится на землю и противостоящие ей ад и небеса, так и по горизонтали, в глубину, где раскрываются символические планы происходящего - горные леса-лабиринты, бушующие моря, горящие города. В пьесах К. мир полон опасностей и угроз, главная из к-рых происходит от заключенной в человеческой греховной природе стихии бессознательного и природно-языческого, мучительно подчиняющейся голосу разума и Божественному Слову (разум и вера в мировоззрении К. не противостоят друг другу). Обилие символических предметов, имен, знаковых мест действия (пещера, лабиринт, дворец, пустынная местность), пророчеств и знамений - особенность произведений К., написанных метафорическим поэтическим языком. 1644-1649 годы стали переломными в жизни К. В связи с трауром по почившей кор. Изабелле Бурбон († 1644) и вскоре скончавшемуся принцу Бальтасару Карлосу († 1646) в Испании были запрещены все театральные постановки. Серьезные перемены затронули внутреннюю и внешнюю политику страны: в 1643 г. отправлен в отставку фактический правитель Испании при кор. Филиппе IV Г. де Гусман-и-Пименталь, граф-герц. Оливарес, к-рому К. открыто сочувствовал, а в 1648 г. Вестфальский мир положил конец почти 2-вековой гегемонии Испании в Европе. В эти же годы у К. умерли 2 брата. Рождение внебрачного сына поставило под вопрос его будущее, которое он все более связывал с католич. Церковью. В 1650 г. К. стал членом ордена францисканцев-терциариев, а в 1651 г. принял сан священника, заняв предназначенную ему отцом должность капеллана в Толедо (1653). При этом К. продолжил писать пьесы, прежде всего «аутос сакраменталес» (во 2-й пол. 40-х гг. XVII в. они преобладали в его драматургии). В 1663 г. кор. Филипп IV, желая постоянного присутствия К. при дворе в Мадриде, создал для него почетную должность королевского капеллана (эта должность сохранялась за ним и после смерти короля в 1665). В 60-70-х гг. XVII в. К. оставался самым востребованным испан. драматургом. Свою последнюю комедию «Рок и девиз Марфисы и Леонида» (Hado y divisa de Marfisa y Leonido) К. написал за год до смерти для весеннего карнавала 1680 г.

http://pravenc.ru/text/1320177.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010