«Суета сует – всё суета! Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление Духа!» «Но ты бойся Бога». «Благо будет боящимся Бога, которые благоговеют перед лицом Его». «Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? – Доброе имя лучше дорогой масти и день смерти – дня рождения. Сетование лучше смеха, потому что при печали лица сердце делается лучше». «Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла. Нечестивому же не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом». «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» ... Всех книг Соломон написал четыре: Притчи, Премудрость, Екклезиаст и Песнь Песней. «Времени царствования Соломона в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет. И почил Соломон с отцами своими, и погребён был в городе Давида, отца своего, и воцарился вместо него сын его Ровоам» (от которого – во исполнение пророчества Ахии – при самом восшествии его на престол отложились 10 колен Израилевых). 210 Ркп. святцы: «святые и праведные братия по плоти Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы, посадницы Новгородские, иже на Сокольне, в девичье монастыре, быша в лето 6000 м. июня в 17 д.». Если назвав Алфановых посадниками сказали и более, чем надлежало сказать (опыт о посадниках, стр. 421), всё-таки должно допустить мысль о знаменитости Алфановых. 211 После сего показание «сказания», будто Алфановы скончались в 1115 г., надобно признать неудачной догадкой. Что это догадка, видно и по самому показанию – и по сличению с святцами (стр. 144). 212 Отенские святцы: 1718 г. «мощи их под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть, и образы их на гробе на доске написаны; чудеса есть; память июня в 17 д.». Здесь о времени жизни ни слова нет. С 1775 г. стали праздновать память праведников мая 4 д. Макария древн. I, 6. 213 Ркп. сказ. о чудесах Антония. В ист. иер. 3. 128 о времени Анании – ошибка, которую повторяет и о. Макарий (древности Новг. 2,21. I, 468).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:19 ). Если мы поверим папам, то этот текст доказывает, что святой Петр и римские епископы, его преемники, поставлены Иисусом Христом основным камнем Церкви; и что заблуждение, в переносном смысле названное вратами ада, никогда не одолеет этого камня. Отсюда они выводят следующее заключение: папы суть верховные главы Церкви. Чтобы признать это рассуждение правильным, надобно было бы допустить, что святой Петр был поставлен превыше прочих апостолов, основным камнем Церкви; и что это преимущество было даровано не ему только лично, но что оно перешло и на епископов Рима. Но это не так. Прежде всего, святой Петр не был назван камнем Церкви с исключением прочих апостолов. Он не был поставлен абсолютным главою. Доказательство этого мы видим в тексте святого Павла, приведенном выше, в котором этот апостол положительно утверждает, что основные камни Церкви суть пророки и апостолы, соединенные воедино посредством треугольного камня, который есть Иисус Христос. Нельзя усвоять святому Петру преимуществ камня Церкви, не насилуя смысла священного Писания, не разрушая церковного домостроительства и не удаляясь от кафолического предания. Иисус Христос объявил, что Он Сам есть этот камень, предуказанный пророками ( Мф.21:42 ; Лк.20:1718 ). Святой Павел говорит, что «Иисус Христос есть камень» ( 1Кор.10:4 ). Святой Петр учит той же истине ( 1Пет.2:7:8 ). Таким же образом большинство отцов Церкви не допускали игры слов, которую наши ультрамонтане усвояют Иисусу Христу, и не применяли к святому Петру следующих слов: «На этом камне создам церковь Мою». 1 Чтобы убедиться в том, что толкование Отцов наиболее истинно, достаточно припомнить обстоятельства, среди которых Иисус Христос обратился к святому Петру со словами, неправильно толкуемыми римскими богословами. Он спросил своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» – Ученики отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». – «А вы, снова спросил Иисус, за кого почитаете Меня?» – Симон же Петр, отвечая, сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и пр.».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Христиане словно бы предали еврейские законы забвению. Согласно иудейскому учению, пути раскаяния «тшува» целиком зависят от самого человека и приводят к полному искуплению грехов, приводят к святости. Помощи Бога на этих путях для иудеев как бы нет. Иудеи в принципе не понимают, что такое христианские таинства, что такое – жизнь в Боге. Однако Господь Иисус Христос ничего не отбросил из ветхозаветного вероучения и о вере, и о делах: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:1718 ). Радикальные течения иудаизма – это преимущественно учения о том, как следует жить (а не только о том, как следует верить), и поэтому ни одна сфера жизни религиозного еврея не остается вне ведения религии. В таком иудаизме существуют четкие предписания о том, в каких рамках разрешается торговать и в каких воевать, на каких принципах следует строить экономику и т.п. С еврейской точки зрения, любая сторона человеческой жизни религиозно значима – и поэтому сотни страниц Талмуда посвящены тому, какие правила следует соблюдать при обработке земли, сборе урожая, постройке домов и ведении торговли, как давать в долг и т.п. Иудаизм – это цельная религиозно-социальная система, согласно которой должна строится жизнь человека, народа, государства. Прежде всего, – еврея. Эта радикальная вера направлена на земные дела. Рационализация, рассудочность, приземленность, политизация, обрядовая мелочность и национальное высокомерие иудаизма привели его последователей к отрыву от Бога. Разум иудея не может принять саму мысль о том, что Всевышний, Создатель небес и земли прожил обычную человеческую жизнь, унизил Себя до смерти, был распят и воскрес, вознесся на небо. Да, ветхозаветное иудейство было необходимо для подготовки прихода Спасителя в мip язычников. «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Бог пребывает в духовном мире, существующем параллельно материальному. Соприкосновение с этим духовным миром происходит через богообщение, молитву. Будучи иноприродным материальному миру, Бог в то же время присутствует в нем. Бесконечно далекий от человека по Своей природе, Бог в то же время бесконечно близок к нему: Он видит и слышит его, когда тот, поднимая глаза к небу, обращается к Нему в молитве. 2. «Да святится имя Твое» Смысл первого прошения молитвы Господней невозможно понять вне связи с библейским богословием имени 16 . В Библии присутствует мысль о том, что Бог неименуем, что Его имя человеку недоступно ( Быт. 32:29 ; Суд. 13:1718 ). В то же время в Ветхом Завете Бог постоянно обозначается какими-то именами. Всего их более ста. Среди них такие имена, как Бог ( «lhîm 17 ), Господь мой ( » dnay 18 ), Всевышний ( »l Sadday, буквально «Тот, Кто на горе» 19 ), Саваоф ( sab " ôt, «[Господь] воинств»). Наиболее характерное имя Бога в Библии – Yahw (Яхве, Иегова): это имя Сам Бог открыл людям 20 . Культ этого священного имени занимает в Библии исключительное место. Книга Исход связывает откровение этого имени с Моисеем, которого Бог избрал для того, чтобы вывести народ Израильский из Египта. Моисей спрашивает Бога: И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий ( Yahw ) послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь ( Yahw ), Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование Мое в род и род ( Исх.3:13–15 ). Хотя значение имени Яхве остается сокрытым и само имя не описывает Бога, именно оно в еврейской традиции стало восприниматься как собственное имя Бога: все другие имена Божии воспринимаются как толкования священного имени Яхве. Являясь Моисею на горе Синай, Бог «провозглашает имя Иеговы»: Адам и Ева прячутся от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если в ограде ветхозаветной Церкви беззаконник, нарушающий закон, воскуряющий фимиам, был не чем иным, как молящимся идолу, то что после этого должно сказать о двуперстнике, раздирающем Божественное Тело Христа, Его Церковь и в деле спасения ни на что так не надеющемся, как на свои пальцы, не омытые и не освященные во святой воде Крещения? Если в глазах Божиих празднование Господних праздников ( Ис.1:1214 ) было беззаконием 138 , то чем должно считать двуперстие именуемых старообрядцев, не только возмутившихся против Церкви Господа, но и страшно хуливших и ее, и ее Святые Тайны? Не досказанное, не договоренное мною, братия, добавляйте сами... Наведет на них Господь за их беззаконие ужасное ( Ис.66:4 ). Может ли быть человек сатаною? Не только простой, обыкновенный человек, но даже апостол в известном отношении, в смысле относительном, может быть сатаною. Первоверховному апостолу Петру, отклонявшему Господа от страдания, убиения от старейшин и первосвященников и, после этого, от воскресения в третий день, Спаситель сказал: «...отойди от Меня, сатана!» ( Мф.16:2123 ). Пред сим за исповедание Христа апостолом Петром за Сына Божия Господь возвысил апостола до небес, сказав ему: «...блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее...» ( Мф.16:1718 ). После сего за попытку отклонить Христа от исполнения долга, принятого Им Самим свободно от Отца Небесного, Господь свел, снизил апостола Петра от неба до ада, сказав ему: «Отойди от Меня, сатана». Если за указанный грех Господь сказал так Петру апостолу, то что сказал бы раскольникам, усиленно тщащимся с оружием, поднятым высоко кверху, двуперстного сложения разорять, даже до конца разорить, расстроить уже совершенное дело Христа Его страданиями и Воскресением – благодатное царство на земле Христа, Его Церковь , раскольникам, не боящимся того, что в Его руках жизнь и смерть человека, что Он сидит одесную Бога Отца на небесах? Что сказал бы им Господь, ответ Его без ответа понятен, хотя бы они стояли пред Ним с своим двуперстием.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Этот святый священник не мог быть неверующим во Христа как Мессию и был убит в храме воинами Ирода за скрытие своего сына Иоанна. Память Захарии Церковь празднует 5 сентября. Из Авиевой чреды священник Захария был не один. Чреды ветхозаветного священства делились на Двадцать четыре ( 1Пар.24:118 ), и в каждой чреде считалось священников более пяти тысяч 69 . Из такого многочисленного количества священников, без сомнения, были, если даже и немногие, верующими во Христа как в Бога, смотревшими на Него как на Утеху Израиля, на ожидаемого давно Мессию. По крайней мере, из Евангелия мы нигде не видим того, где бы Христос Спаситель ветхозаветное священство считал священнодействующим без права, без власти, совершенно и всецело падшим; напротив, видели Его Самого исполняющим и принимающим от священников все ветхозаветные обряды, учащим и понуждающим других к тому же самому. Он был обрезан в восьмой день от рождения ( Лк.2:21 ), посвящен Господу в сороковой день ( Лк.2:23 ), ходил в Иерусалимский храм ( Лк.2:4150 ; Мф.21 ; Лк.22:53 ; Мф.26:55 ), учил здесь постоянно народ ( Ин.18:20 ), веления сидящих на Моисеевом седалище повелевал соблюдать и исполнять делом ( Мф.23:23 ). Он повелевает очистившемуся прокаженному явиться к священнику и принести установленную законом жертву ( Мф.8:4 ; Мк.1:44 ). Вообще об исполнении возможном только при священстве всего Писания Он же Сам сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:1718 ). Он, наконец, покорился суду синедриона, и приговор его был исполнен над Ним. Даже первосвященник Каиафа, зять первосвященника Анны и шурин его четверых сыновей 70 , того самого Анны, к которому, вероятно, с его кровожадными сыновьями и таким же зятем ближе всего относилось строгое обличение Иоанна Крестителя и Самого Христа: «Змии, порождения ехиднины!..» ( Мф.23:33, 3:7 ), – этот Каиафа, по дару и праву первосвященства, является даже пророчествующим, хотя и бессознательно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

158 В древности считалось, что свет полной луны может приводить к помешательству; эпилептические припадки т. н. «лунатиков» обычно связывали с полнолунием. 159 Букв. «Господь будет охранять тебя, когда ты входишь и выходишь, отныне и вовек». Ср. со словами Христа: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин.10:9 ). 161 В евр. стихи 45: «Жду Господа, ждёт душа моя, на слово Его уповаю. Душа моя ждёт Господа сильней, чем стражи – утра, сильней, чем стражи – утра. Да уповает Израиль на Господа». 163 «Роса Хермона» – вероятно, синоним обильной росы. В Израиле от обилия утренней и вечерней росы во многом зависел будущий урожай. 164 Под «морями» здесь, вероятно, имеются в виду обычные моря, а под «безднами» – подземные воды, на которых, по представлениям древних, покоится земля. 165 «Пред ангелами», т. е. в храме, где присутствует Господь со Свой ангельской свитой. В евр. букв. «пред богами». 169 «Ибо и доселе молитва моя... приятные слова мои». Место, трудное для понимания. Другой вариант перевода: «Пока я молился против их злодейств, их низвергла рука Скалы, их Судьи. Слушайте слова мои, ибо они сладки» (Скалой и Судьей здесь назван Бог). 170 Так же и в ст. 11. Эти строки можно понимать и так: «Которых уста призывают ничтожных и десница клянётся ложными богами». 171 В евр. стихи 1215: «Сыновья наши – как молодые деревья, разросшиеся в юности своей; дочери наши – как краеугольные столпы, украшающие дворец; житницы наши полны, обильны всяким зерном; плодятся овцы наши тысячами, десятками тысяч на пастбищах наших; волы наши тучны, нет расхищения, ни пропажи, ни вопля на улицах наших. Блажен народ, у которого это есть! Блажен народ, у которого Господь – Бог его!» 173 В LXX стихи 1718 ошибочно переведены так: «И как женщина при наступлении родов кричит от боли своей, так были мы для возлюбленного Твоего. В страхе пред Тобой, Господи, мы зачали, и мучились родами, и родили, сотворили на земле дух спасения Твоего. Не мы падем, но падут живущие на земле». Многие византийские гимнографы видели в этих словах пророчество о пришествии в мир Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

«Умилостиви Его молитвами " – не остывай в молитвенном горении твоем, ибо сказано: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» ( Флп. 4, 6–7 ), и «все, чего не попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21, 22 ; Мк. 11, 24 ). Пусть будет молитва твоя денно-нощной службой Богу твоему – возьми в пример себе Анне-пророчицу, дочь Фануилову, от колена Асирова, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь " ( Лк. 2,36–37 ; разрядка наша. иг. Ф.). Пусть будет она радостью и благодарением (См.: Флп. 1:4, 4:6 ; Кол. 4:2 ). Будь благоразумна, бодра и постоянна в молитвенном делании (См.: 1Пет.4, 7 ; Рим. 12, 12 ). Молись духом, а не словами только (См.: Еф. 6, 18 ). Молись за всех и за вся 1718 , «ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» ( 1Тим. 4, 4–5 ). «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец наш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» ( Мк. 11, 25–26 ). Только помни всегда, душа моя: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона ( νο’μου, legem), того и молитва – мерзость» (по-русски, в синодальном переводе, – как по-латыни в Вульгате: oratio eius erit execrabilis; по-славянски: с а м молитву свою омерзил, – как по-гречески: τν προσευκν ατο βδε’λυχται, молитва, то есть, не изменила своего качества, слова остались прежними, это сам молитвенник, употребляя ее ненадлежащим образом, сделал ее недейственной, бездвижной, отвратительной и гнусной для слуха Божия, чем оскорбил и самоё сущность молитвы и сам отвратил от нее Бога, – как и в другом месте сказано: θυσι’αι σεβνΒβδε’λυγμα Κυρι’ω, victimae impiorum abominabiles Domino, «жертва нечестивых мерзость пред Господом», то есть – отвращает Господа от себя) ( Притч. 28, 9 ; разрядка наш – иг. Ф.; Притч. 15, 8 ). А потому – пусть будет молитва твоя прерываться ради внимания закону, который даровал тебе Господь Бог твой в Писании: не оправдывай молитвенным усердием (иногда – мнимым!) небрежение к благоговейному чтению Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

...Ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, Не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. Пс.21:23:20; 25 . Таким образом, Иисус не хотел сказать, что Бог действительно оставил Его. Скорее, Он выразил глубочайшее чувство одиночества, о котором писал псалмопевец. Все мы в какие-то моменты чувствуем себя оставленными Богом, однако мы принадлежим Ему и верим, что на самом деле Он нас не покинет. Иисус чувствовал одиночество особенно сильно, потому что Он впервые пережил нечто подобное. Но Иисус знал, что Отец не оставил и никогда не оставит Его. Он знал, что в то мгновение Отец любил Его так же, как и всегда. Мы можем говорить об этом с уверенностью, потому что Он отдал Свою жизнь добровольно – никто не принуждал Его идти на смерть ( Ин.10:1718 ). На кресте, взяв на Себя бремя наших грехов, Иисус испытывал не только физические, но и душевные муки. Он чувствовал, как на Него обрушивается гнев Божий, направленный против наших грехов. Однако все это время Он не был отделен от Бога в буквальном смысле. Иисус не был просто Богом, явленным во плоти, – Он был Самим Богом, вечной Личностью Сына, пришедшей во плоти именно для того, чтобы умереть за наши грехи. Как Бог Сын, Он не мог быть в буквальном смысле отделен от Бога Отца, хотя по Своей человеческой природе мог чувствовать Себя отделённым от Бога. Здесь следует сделать еще одно, последнее замечание. Некоторые проповедники Веры связывают отделение Христа от Бога с моментом Его сошествия в ад. Как мы уже убедились, Библия действительно говорит, что Иисус сошел в Шеол или Гадес, временную обитель умерших. Однако пребывание в Шеоле само по себе не отделяет человека от Бога ( Пс.138:78 ). Более того, Иисус был совершенно уверен, что Бог не оставит Его и в Шеоле. Эта уверенность основывалась на собственном пророчестве Христа, возвещенном устами Давида. Пётр так объяснил это в день Пятидесятницы: ...но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Избавленный от этого рва погибели, блаженный Феодор стал стараться, чтобы скорее враг упал в яму, а не он, и начал с того, что вскопал глубоко землю и, положив туда искушавшее его найденное им сокровище, засыпал его. Чтобы совершенно погибла и память этого сокровища, блаженный непрестанно молил Господа, чтобы Он дал ему забыть то место, где он скрыл его, и чтобы избавил его от всякого проявления страсти сребролюбия, и Господь исполнил моление его. Ибо с тех пор он не знал никогда о том месте и не помышлял никогда о приобретении, и золото и серебро считал за сор. Потом, чтобы бес не приступал к нему с той же дерзостью, когда он, будучи праздным, впал бы в леность, отчего у врага родится бесстрашие, принудил себя блаженный Феодор к трудной работе. Он поставил в пещере жернова и начал работать на братию, принося из монастыря жито и размалывая его сам, своими руками, и проводил без сна все ночи, трудясь в ручном деле и в молитве; когда же наступал день, он относил муку и опять приносил жито. Итак, работая много лет, немало облегчал монастырских рабочих и не стыдился этого труда. По прошествии много времени, келарь, видя пещерника трудящегося в такой работе и злострадании, умилился и, когда однажды из сел было привезено в монастырь жито, послал к нему в пещеру пять возов, чтобы он не приходил к ним постоянно сам, возлагая тем на себя больший труд. Феодор же, ссыпав жито в сосуды, начал молотить, напевая наизусть псалмы; когда же утрудился и захотел немного отдохнуть, внезапно раздался как бы звук грома, и жернова стали сами молоть. Поняв действие бесовское, блаженный встал и начал прилежно молиться Богу, и потом сказал громким голосом: «Запрещает тебе Господь, лукавый бес!» Бес же не переставал молоть в жерновах. Тогда Феодор снова сказал: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, свергнувшего тебя с неба и давшего на попрание Своим угодникам, повелеваю тебе я, грешный, не прекращать этой работы, пока не измелешь жито, чтобы и ты потрудился на святую братию». Сказав это, святой стал на молитву, бес же, не дерзнув ослушаться запрещения, измолол в ту ночь все жито. Утром же Феодор известил келаря, чтобы он прислал за мукою. Келарь удивился чудному тому делу, как пять возов были смолоты в одну ночь, и, придя в пещеру, вывез из нее пять возов муки. Было новое чудо в том, что из того жита вышло пять возов муки – и сбылось здесь, в делах блаженного Феодора, слово апостолов, сказавших некогда: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем», также и изречение Самого Слова Божия, Иисуса Христа, Который сказал: «Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» ( Лк.10:1718 ). Лукавые бесы хотели устрашить этого раба Божия и поработить себе, как прежде они прельстили его, но наложили сам на себя цепи работы, так что возопили они тогда: «Уже больше не будем мы здесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010