Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. 5 августа православные празднуют день Почаевской иконы Богородицы. Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников. Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20—23 июля 1675 года. Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674—1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

http://pravmir.ru/pochaevskaya-ikona-bog...

У его отца Максима Васильевича и матери Евфросинии было семеро сыновей, из которых Иоанн был старший. По окончании Киево-Могилянской Коллегии (позже преобразованной в Киевскую духовную академию) будущий святитель был оставлен при ней учи­телем латинского языка. Тогда же, в 1580 году, он принял в Киево­Печерской обители монашество и углубился в подвиг внутреннего делания. С общего согласия братства молодому иноку поручили от­ветственное послушание проповедника. С того времени и начал рас­крываться его исключительный талант красноречия и благодатные дарования. Святой Иоанн придавал особое значение внутреннему религиозному самопознанию. Сразу же определилась и главная тема его жизни: «Как человек должен свою волю согласовывать с волею Божией?» Ее он развивал и в проповедях, и в своем последующем мис­сионерском служении. Ответом на нее явился труд, изданный в конце его долгой подвижнической жизни под названием « Илиотропион (Под­солнечник), или сообразование человеческой воли с Божественною волею». Из многочисленных творений святых отцов Православной Церкви оно наиболее полно отвечает на этот большой вопрос христи­анской сотериологии. В 1685 году святого Иоанна отправили с посольством в Москву. Там патриархом Иоакимом (1674–1690) он был назначен наместни­ком Брянского Свенского монастыря, подчиненного тогда Киево­Печерской Лавре. Святитель Феодосий архиепископ Черниговский в 1695 году, не­задолго до своей кончины (1696 г., память 5 февраля), назначил иеро­монаха Иоанна архимандритом Черниговского Елецкого монастыря и наметил его своим преемником по кафедре. Святитель Иоанн благо­говел к памяти святителя Феодосия, веруя в силу его молитвенного предстательства пред Господом, и по своей вере получил благодатное исцеление от тяжелой болезни по молитвам святителя Феодосия. В са­мый разгар болезни ему явился святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра – и будешь здоров». На другой день святитель, совершенно здоровый, к удивлению всех отслужил Божественную литургию. Чудо исцеления святителя Иоанна послужило началом чествования святи­теля Феодосия как благодатного угодника Божиего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утешение» 4 августа 2007 г. 20:01 5 августа Православная Церковь отмечает праздник в честь одного из наиболее почитаемых в православном мире чудотворных образов Пресвятой Богородицы — Почаевской иконы. Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников. Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года. Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф (Добромирский) убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября/10 ноября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

http://patriarchia.ru/db/text/31416.html

Монастырь расположен среди села на берегу р. Селижаровки, впадающей тут же в Волгу. О первоначальном основании монастыря нет точных сведений, но известно, что в начале XVI ст. он уже существовал. В нем две каменных церкви: главная – холодная, во имя Св. Троицы, а другая – теплая во имя Св. Апостолов Петра и Павла с приделом во имя Святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских. Между священными утварями и облачениями есть несколько предметов заслуживающих внимание частю по своей, хотя и не очень глубокой, древности, частью по именам вкладчиков. В монастырской библиотеке, между прочим, имеются: 1) две рукописных месячных Минеи за март и апрель, XVI в.; 2) 12 книг месячных Миней, печ. в Москве в 1689–91 годах – вклад Евфимия 284 , митрополита Сарского и Подонского и 3) два рукописных синодика – один 1674 г., другой 1696 г При моем посещении, братии в монастыре было, кроме настоятеля. 3 иеромонаха и 4 послушника. Сверх сего, в монастыре проживал на покое прежний настоятель архимандрит Арсений, отличающийся странным характером. Монастырь так скуден средствами, что едва может содержать эту немногочисленную братию 285 . 1-го июня воскресенье. – Выслушавши с вечера в монастырской церкви всенощную, я расположился, по усердной просьбе жителей селижаровских, совершить здесь Божественную литургию. В служении участвовали сопровождавши меня Благочинный монастырей Ниловский архимандрит Арсений, настоятель монастыря архимандрит Нафанаил и два иеромонаха; но так как в монастыре не оказалось ни одного иеродиакона (был один, но за неделю до моего приезда помер), то к служению назначен был диакон приходской Селижаровской церкви Сперанский. Но диакон этот, не отличавшийся трезвостью, явился и к служению со мною в нетрезвом виде, – что однакож не было примечено мною ранее Великого входа. Когда же я заметил его нетрезвое состояние, то немедленно устранил от священнослужения, и затем, после литургии, сделавши ему допрос и строгое вразумление, оставил его на трое суток в монастыре на епитимию, под наблюдением настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

П.В. Долгоруков Дворяне Башмаковы Родоначальник их, Данило Васильевич, по прозвищу башмак, был потомком, в восьмом колене, боярина Протасия Фёдоровича (см. далее, статью о Вельяминовых). У него было пять сыновей: Пётр, Андрей, Иван шадра, Михайло больший (умерший бездетным) и Михайло меньший, и тринадцать внуков: 1) Данило, 2) Иван, и 3) Сергий Петровичи; 4) Григорий, 5) Василий, 6) Кондратий Ташлык, 7) Фёдор, 8) Носырь, 9) Иван Ферезя и 10) Мятель Андреевичи; 11) Григорий и 12) Иван Иванович и 13) Гаврило Михайлович; сей последний приял иноческий сан в свято-троицкой Сергеевской лавре. Вышеупомянутый Василий Андреевич был осадным воеводою в Велиже в 1580 и 1581 годах, а сын вышеупомянутого Григория Андреевича, Афанасий Григорьевич был дьяком земского приказа при Царе Иоанне IV. Нам совершенно неизвестно, существует ли в настоящее время эта фамилия Башмаковых, внесённая в бархатную книгу. В гербовнике её не находится. Другая Фамилия Башмаковых, в гербовнике помещённая, прияла начало в семнадцатом веке. Из членов её, Фёдор Афанасьевич умер от ран, полученных при осаде Смоленска в 1634 году; Арефа был дьяком холопьего приказа в 1646 году; Афанасий был дьяком: в приказе земском (1661 1664); в приказе литовском (1665 1666); в приказе большого прихода и денежного сбора (1671 1674): в приказе ямском (1675 1677); Дементий Минич был, при Царе Алексее, думным дьяком; при Царе Феодоре печатником; в правление Царевны Софи Алексеевны думным дворянином. Иван Башмаков был подполковником регулярного войска при осаде Азова, в 1696 году; Иван Пименович, Иван Леонтьевич и Лукьян Иванович были стольниками при Петре Великом. Дмитрий Евлампиевич, кавалергардского полка полковник, потом действительный статский советник, женат был на княжне Варваре Аркадиевне Италийской, графине Суворовой-Рымникской, и оставил несколько человек детей. Герб (Общий Российский Гербовник, часть V, 106): щит разделён диагонально от верхнего левого угла к нижнему правому. В правом, голубом поле, серебряная крепость с башнею о пяти зубцах; в левом, золотом поле, рука в латах, влево обращённая держит саблю. На гербе дворянские: шлем и корона, над коей подъятая рука в латах держит саблю. Намет голубой, подложенный золотом. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Архиепископы Архангельские: Арсений, бывш. Элассонский (1597-1615), Стефан, бывш. Суздальский (упом. в 1660-1661/62), Иоаким (Дьякович), бывш. еп. Сербославянский и Оршанский (упом. в 1667/68-1674/75), Иосиф, бывш. Коломенский и Каширский (1675-1681), Никита, бывш. еп. Звенигородский (1681), Никодим (Сребницкий), бывш. еп. Черниговский (1740-1742), Лев (Юрлов), бывш. еп. Воронежский (1742-1755). Настоятели А. с. Протопопы: Иоанн (упом. в 1439), Иоанн (упом. в 1454-1463), Михаил (упом. в 1507), Иуда (упом. в 1518-1519), Симеон (упом. в 1542-1550), Тимофей Яковлев (упом. в 1551), Евстафий (упом. в 1564-1565), Григорий Иванов (упом. в 1569-1570), Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575), Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593), Димитрий (упом. в 1599-1608), Иоанн (упом. в 1613-1630), Григорий (упом. в 1634-1643), Никифор Матвеев (упом. с 1645, (ок. 1657), Кодрат (упом. в 1658-1672), Феодор (упом. в 1675-1691), Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703), Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734), Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745). Протоиереи: Иоанн Комаровский (упом. в 1749 (1771), Петр Алексеев (1771-1801), Димитрий Иоаннович Лавровский (1801-1811), Алексей Феодорович Шумилин (1811-1813), Иаков Димитриевич Никольский (1813-1816), Герасим Алексеевич Попов (1816-1818), Иоанн Иоаннович Русинов (1818), Василий Иоаннович Кутневич (1818-1833), Арсений Иоаннович Тяжёлов (1833-1855), Петр Евдокимович Покровский (1855-1871), Михаил Измайлович Богословский (1871-1880), Александр Георгиевич Невский (1888-1892), Валентин Николаевич Амфитеатров (1892-1901), Павел Григорьевич Извеков (1905-1909), Димитрий Павлович Лавров (1910-1914), Николай Димитриевич Извеков (1915-1918). А. В. Маштафаров Арх.: РГАДА. Ф. 135. Оп. 1. Отд. 1. Руб. 1. 30/5; Ф. 154. Оп. 1, 81; Ф. 196. Оп. 1, 1736. Оп. 3, 1510; Ф. 248. Оп. 1, 781; Ф. 280. Оп. 3, 79, 285, 508, 742; Ф. 281. Оп. 21, 15168; Ф. 1209. Стб. по Москве 471/32859, 726/32991, 728/32992; ОПИ ГИМ. Ф. 406. 76508/3697; Ф. 441. Оп. 1, 30; Архив СПбФИРИ. Ф. 238. Оп. 2. Карт. 33. 33, карт. 61. 1, 2.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ (Рылков; † 6.12.1696, Вел. Новгород), митр. Новгородский и Великолукский. Постриженик Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст. , с 5 сент. 1674 г. настоятель селижаровского во имя Св. Троицы мон-ря , в 1681-1686 гг. архимандрит Макариева калязинского во имя Св. Троицы мон-ря , с 28 марта 1686 по 11 авг. 1688 г. архимандрит Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря . 18 дек. 1685 г. Е. добился подтверждения грамоты царя Алексея Михайловича (1652) о праве Макариева калязинского монастыря на сбор таможенных пошлин на торжке в с. Семендяеве Калязинского у. (ААЭ. Т. 4. 55. С. 74). 12 авг. 1688 г. Е. был хиротонисан во митрополита Сарского и Подонского, хиротонию возглавил патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) . В янв. 1690 г. Е. участвовал в Соборе, на к-ром было зачитано покаянное исповедание Сильвестра (Медведева) , 5 окт. 1689 г. отлученного от Церкви за католич. т. зр. в отношении времени пресуществления Св. Даров (см. в ст. Евхаристия ) и с авг. того же года находившегося под арестом в Троице-Сергиевом монастыре. Собор постановил воссоединить Сильвестра с правосл. Церковью как мирянина и наложить на него епитимию (АИ. Т. 5. 194. Стб. 337-342). Впрочем, в работах некоторых исследователей высказывалось сомнение в факте проведения Собора (см.: Прозоровский А. И. Сильвестр (Медведев): Его жизнь и деятельность//ЧОИДР. 1896. Кн. 3. Отд. 4. С. 353-370; Богданов А. П. Моск. публицистика посл. четв. XVII в. М., 2001. С. 400-409). 15 марта 1690 г. Е. участвовал в совершении таинства Елеосвящения над умирающим патриархом Иоакимом, присутствовал при погребении первосвятителя. Е. участвовал в интронизации патриарха Адриана (24 авг. 1690), в совершенных в Москве хиротониях укр. архиереев: Варлаама (Ясинского) во митрополита Киевского (31 авг. 1690), св. Феодосия (Углицкого) во архиепископа Черниговского (11 сент. 1692). 24 июля 1692 г. вместе с патриархом Адрианом Е. освящал новую трапезную ц. во имя прп. Сергия в Троице-Сергиевом монастыре, при освящении присутствовали цари Иоанн и Петр Алексеевичи .

http://pravenc.ru/text/187715.html

– С. Н.) твоиво царского богомолья Колскаго острога Печенскаго монастыря Трифана началника Схожая формула используется и в более поздней челобитной, поданной строителем иеромонахом Павлом в 1696/97 Общеупотребимой эта формула так и не стала, и в последующих челобитных в обращении упоминался небесный покровитель монастыря – Живоначальная Троица. Думаю, указание имени святого в названии монастыря может быть связано с утверждением его официального почитания и составлением текста жития. В завершение несколько слов о личности строителя Троицкого Печенгского монастыря. Фамилия строителя – Кайдалов – не встречается в документах государственного кадастра – писцовой и переписной книге Кольского острога XVII в., что, возможно, указывает на пришлость настоятеля. Слово «кайдал» имеет разные значения: гурт, стадо, а также В Печенгском монастыре жил кто-то из родственников строителя Сергия. В грамоте патриарха Никона, выданной 30 марта 1659 г. игумену Крестного Онежского монастыря Иоанну в связи с передачей в управление Троицкого Печенгского монастыря и принадлежавших ему угодий, упоминаются непослушные «воры и бражники». К ним относились иеромонах Симеон и служка Богдашка Кайдалов, которых, «скованых», под стрелецким караулом требовалось доставить из Печенгского в Крестный Наверное, этот же человек упоминается и в росписи строителя Сергия: Богдан Кайдалов уплатил 12 руб. по кабале сумлянина Костентина Тимофеева сына. Справочные издания настоятельство строителя Сергия датируют 1674–1682 Наиболее ранние сведения о старце относятся к 1668 г. 21 декабря происходила очная ставка в приказной избе Кольского острога, в которой участвовали земский староста Сенка Яковлев и старец Сергий (Кайдалов) с одной стороны, а также кандалакшанин Кондратко Трофимов и иеродиакон Кандалакшского Пречистенского монастыря Исидор – с В присутствии кольского воеводы И. Я. Эверлакова тяжущиеся стороны решали вопрос о раскладке податей между жителями Колы и крестьянами поморских волостей Кольского уезда: Кандалакши, Ковды, Керети, Порьей Губы.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941231/

Храм этот был рассчитан примерно на пятьсот человек и задумывался в форме четырехгранного столба. Колокольня планировалась низкой, в один ярус, и должна была примыкать сразу к храмовой части, без трапезной. Историк церкви конца XIX в. архимандрит Димитрий (Самбикин) высказал предположение о том, что в эти годы статус Успенского храма повысился до степени главного соборного в Воронеже: церковь строилась пятиглавой, а это в старину служило признаком главенства собора в городе. Успенский храм стал второй каменной постройкой в истории Воронежа после колокольни Алексиево-Акатова монастыря (1674 г.). С храмом Успения Пресвятой Богородицы тесно связана история создания русского военно-морского флота на реке Воронеж По соседству с Успенским монастырем построили Немецкую слободу, где жили иностранные корабелы и адмиралтейство. Здесь же обосновались и верфи, на которых быстрыми темпами строили флот. В 1700 г. по велению императора Петра I Успенский монастырь был упразднен и соединен с Алексиевским Акатовым. Успенская церковь в дальнейшем стала именоваться Адмиралтейской - именно рядом с ней происходили торжественные церемонии, посвященные спуску на воду очередного корабля. На богослужениях бывал сам царь Петр, который, по преданию, даже пел на клиросе. По случаю спуска на воду первого корабля - галеры «Принципиум» - 2 апреля 1696 г. в Успенском храме в присутствии императора святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, совершил торжественное богослужение. Спуск на воду «Предестинации» в апреле 1700 г. происходил в присутствии Петра I и прибывших из Москвы царевны Натальи и царевича Алексея. В честь их приезда в Успенском храме прошло торжественное богослужение, которое также совершил святитель Митрофан. Когда строительство флота было окончено, Адмиралтейский храм превратился в обычную церковь, которая «обрастала» необходимыми строениями. А после пожара 1748 г. приход превратился в один из беднейших в Воронеже, ибо состоятельные граждане стали переселяться от реки на верхнее плато. Но именно в Успенском приходе в конце XVII в. купцом Петром Гардениным был построен первый в городе жилой каменный дом. К началу XIX века благосостояние церкви несколько улучшилось. В 1803 г. была построена трехъярусная колокольня и трапезная с двумя алтарями - в честь Богоявления Господня и во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Начиная с 1800 г. храм неоднократно перестраивался: были увеличены в размерах окна первого яруса; была снесена паперть у северного входа; со стороны реки была устроена каменная ограда вместо земляного вала; к колокольне была пристроена караулка. В 1873 г. был построен каменный дом для причта. Иконостас храма заново переписали. В 1894 г. появилась богадельня, основанная на средства купчихи Е. В. Гардениной. Половину здания богадельни занимала школа грамоты для девочек. 29 июня 1901 г. были покрыты позолотой и вновь установлены шесть крестов на куполах церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00818

Почаевская икона принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. 5 августа. ПРАВМИР. Почаевская икона принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвой обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников. Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля (5 августа н.с.)  было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года. Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pochaevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010