мощах) блаженного отца Иова, бывшего пред тем игумена Почаевского, и цело т.е. в неиспорченном виде от многих лет доселе здесь остающегося, за молитвами их святыми удостоился значительной Божией милости и доброго здоровья. За каковое благодеяние Божие принося носильную жертву и благодарение величию Господа, и прославляя пресвятую Деву и этого блаженного (т.е. преподобного Иова), он Лобос записывает далее Почаевскому монастырю сумму свою 760 злотых, прося молитв и поручая себя вниманию Почаевской братии и т.д. В то же время исцелилась над ракой преподобного Иова «жена некая сановитая» именем Анна от тяжкого недуга – беснования. По сказанию, печатаемому при житии преподобного Иова, она обошла много мест, славных чудесами, но нигде не получила исцеления, и только когда родственники её привезли ее в обитель Почаевскую, и повергли пред мощами блаженного, «внезапно бес потряс ею и возрычав аки лев», оставил ее свободною молитвами блаженного. 3 . После сего летом 1675 года, во время так называемой войны Збаражской с турками, в царствование польского короля Яна Советского (1674–1696), полчища татар, предводительствуемые ханом Нурредином, оставив Збаражский лагерь под начальством визира Кара-Мустафы чрез Вишневец подступили к обители Почаевской и обложив ее с трех сторон, осаждали в течении трех суток, грозя совершенным разорением. 399 Уже татары сожгли окрестные строения и убили одного священника и одного иеродиакона из монастырской братии. Наконец в ночь на 23 июля. они составили совет, поднявши многочисленнейшую силу, единодушно взять монастырь и умертвить всех христиан в нем находящихся. 400 К довершению несчастия, слабая монастырская ограда не представляла никакой защиты для осажденных, потому что в то время в Почаеве кельи были деревянные и монастырь имел только несколько каменных построек, будучи огражден только с некоторых сторон дубовою палисадой. В этих обстоятельствах игумен обители Иосиф Добромирский убедил братию и прочих христиан, заключенных в стенах монастыря, оставить всякую надежду на земскую помощь и обратиться к единственной заступнице Божией Матери и блаженному угоднику преподобному Иову.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Уже сам список имён защитников сущностного преложения впечатляет: Георгий Корессий (ок. 1566/70 – после 1659/60) и его друг Григорий Мирмегузиан (XVII bek), Андрей Ставрин, Неофит Родин (ок. 1576/77–1659), Мелетий Сириг (1585–1663), Висарион Макрис, Александр Маврокордат, Максим Маргуний, Николай Комнин Пападопул, Димитрий Пепан (ок. 1621 – после 1696), Николай Спафарий-Милеску (ок. 1625/35–1708/14), Севаст Кименит (1630–1702), Викентий Дамод (ок. 1710–1752), Афанасий Парийский (1721–1813), архиепископ Никифор Феотокис (1731–1800) и митрополит Филадельфийский Гавриил Севир (ок. 1540/41–1616) (некоторое время жил в Венеции) 81 . В этот список мы не включили тех греческих авторов, которые получили латинское образование, а также униатов, среди которых тоже были полемисты с протестантскими евхаристическими идеями. Кроме того, в список не вошли православные авторы, которые защищали действительность сущностного литургического преложения, не используя термин μετουσωσις. На защиту пресуществления выступили патриархи: Гehhaдuй II Схоларий, Нектарий Иерусалимский (1605–1676), Досифей Иерусалимский (1641–1707), Uepeмuя II, Мелетий Пигас (1549–1601), Meфoдuй III, Napфehuй II Старец (1644–1646 и 1648–1651), Дuohucuй IV. В России православное учение о Евхаристии защищали следующие богословы: братья Лихуды – Иоанникий (ок. 1633/35–1717) и Софроний (1652/57–1730), Паисий Лигарид (ок. 1609–1678), святитель Петр Могила (1596–1646), патриарх Иоаким (1674–1690). Взгляды Лукариса были осуждены следующими Соборами: Константинопольским 1638 года, Киевским 1640 года, Ясским 1642 года, Константинопольским 1672 года, Иерусалимским 1672 года, Константинопольским 1691 года 82 . На Соборе 1691 года протестантские евхаристические доктрины и все, кто впредь будут их сторонниками, преданы анафеме. В XVIII beke эта анафема была внесена в Синодик Недели Торжества Православия. К примеру, в Архангельском чине Торжества Православия сказано: «Неверующий, яко в тайне Евхаристии Святой, или Причащения, хлеб квасный пшеничный в Тело Христово, вино же лозное в Кровь Христову действием Святого Духа претворяются и пресуществуются, кроме видов. И яко по пресуществении под видами хлеба и вина истинное есть Тело Христово и истинная Кровь Христова. И Сам Христос Господь истинно существенно и вещественно в тайне сей пребывает, яко Агнец за грехи мира Таинственне закалаемый и в Жертву Богу Отцу приносимый. Того ради Хлеб святый в сей тайне Агнец и нарицается. Сему Таинству неверующий и Боголепной чести, яко Самому Богу не воздающий и не покланяющиеся, анафема» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

610 . 3 .После сего летом 1675 года, во время так называемой войны Збаражской с турками, в царствование польского короля Яна Собесскаго (16741696), полчища татар, предводительствуемые ханом Нурредином, оставив збаражсюй лагере под началеством визиря lmapa-Mycmaфы, чрез Вишневец подступили к обители почаевской и обложив ее с трех сторон, осаждали в течении трех суток, грозя совершенным разорением. 613 Уже татары сожгли окрестные строения и убили одного священника и одного иеродиакона из монастырской братии. Наконец в ночь на 23 июля «они составили совет, поднявши многочисленнейшую силу, единодушно взять монастырь и умертвить всех христиан в нем находящихся. 614 К довершению несчастья, слабая монастырская ограда не представляла никакой защиты для осажденных, потому что в то время в Почаеве «келии были деревянные и монастырь имел только несколько каменных построек, будучи огражден только с некоторых сторон дубовою палисадою». В этих обстоятельствах игумен обители Иосиф Добромирский убедил братию и прочих христиан, заключенных в стенах монастыря, оставить всякую надежду на земную помощь и обратиться к единственной заступнице Божией Матери и блаженному угоднику пр. Иову. «В такой беде будучи, иноки и миряне непрестанно молились к Богу, теплые слезы от очей проливающи и припадая к образу пресвятыя Богородицы и к раке блаженнаго Иова». 615 Между тем в среду 23 июля, с восходом солнца, татары держали последний совет, как бы удобнее овладеть монастырем. В ужасе игумен велел петь акафист Божией Матери... И лишь только начали петь кондак первый: «Взбранной Воеводе», как над великою церковью внезапно явилась сама пресвятая Богородица с небесными ангелами, имеющими обнаженные мечи, «омофор белоблестящийся распуская», 616 и тут же близ ее преподобный Иов, прилежно молящийся Богородице, кланяясь пречистой Деве, да не предаст в неволю татарам монастыря, где он был игуменом». 617 Татары сначала приняли это за привидение, и пустили стрелы в пресвятую Богородицу и блаженного Иова; но стрелы начали возвращаться назад и ранить тех, которые пускали их. Тогда в ужасе неприятели пришли в необычайное замешательство; «инии думая, что это небесные воины гнали в след их и хотели убивать их, устремлялись друг на друга и убивали один другого; другие были попраны лошадьми; и таким образом изволением Божиим, оставляя свое оружие, побежали от горы почаевской». – Между тем освобожденные таким необычайным образом православные погнались за татарами, и в числе добычи захватили множество пленных, из коих, по словам «Горы Почаевской», некоторые приняв христианскую веру, долгое время оставались потом на послушании монастырском до своей кончины». 618

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Скончался Преподобный Иов в 1651 году. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка её, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя Ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преподобный Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление. До 1664 года различные чудотворения, которые неоскудно изливались от Почаевской святыни, не записывались. Однако народная молва о таких чудесных событиях быстро разносилась по всем концам земли Русской. И со всех сторон стали стекаться к Почаевской иконе Божией Матери множество паломников. Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив её с трёх сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф (Добромирский) убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.      Утром 23 июля (по новому стилю 5 августа) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители. Игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над обителью внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнажённые мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

http://pravoslavie.ru/122862.html

Иоаким, епископ Воронежский и Елецкий (Струков) Родился в 1674 году в семье священника села Новоникольского Усманского уезда Тамбовской губернии. В 1696 году определен священником к придворному Московскому Благовещенскому собору. В 1712 году пострижен в монашество. Был иеромонахом Александро-Невской лавры, келарем Чудова монастырями обер-иеромонахом флота. С 1714 года – игумен Селижарова Троицкого монастыря Тверской епархии. С 24 декабря 1721 года – архимандрит Донского монастыря. 4 июня 1727 хиротонисан во епископа Переяславского, викария Киевской епархии. 7 июня 1730 года назначен епископом Воронежским и Елецким. Скончался 1 сентября 1742 года. Погребен через 25 дней 26 сентября в Воронежском Благовещенском соборе. Замечателен тем, что занимался строительством и благоустройством церквей. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 35. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских Кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871гг.). – М., 1872, 35. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб.. 1877. – С. 9, 155, 462, 837. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 28, 61. Евгений (Болховитинов) . Описание Киево-Печерской лавры. – 2-е изд. – 1831. Полтавские епархиальные ведомости. – 1867, 19. Православный собеседник. – Казань, 1905, май. – С. 96. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 839. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 552. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 8. – С. 177. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

4. Апостол московской печати 1699 года, в коже. 5. Оного же другой экземпляр московской же печати 1679 года, в коже. 6. Устав церковный московской печати 1682 года, в коже. Минеи месячные: Месяц сентябрь 1608 года. – октябрь в двух экземплярах 1610 года. – ноябрь – 1611 года. – январь в двух экземплярах 1622 года. – февраль в двух экземплярах 1623 г. – март в двух экземплярах 1624 года. – апрель – 1625 года. – май в двух экземплярах 1627 года. – июнь в двух экземплярах 1628 года. – июль в двух экземплярах 1629 года. – август в трех экземплярах 1630 г. – сентябрь и декабрь – 1636 года. – сентябрь – 1637 года. Полный круг миней же месячных, печатных в Москве 1692 и 1693 годов. Оных же неполный круг московской печати 1692 и 1693 годов. Сентябрь, рукописная в 1669 году дана от стольника Василия Никитича Панина. Минеи праздничной два экземпляра 1674 года, московской печати, в коже. Триодь постная московской печати 1678 года, в коже. Оной же другой экземпляр, в 7144 (1636) году дана от княгини Анастасии Никитичны Лыковой. Оной же третий экземпляр в 7120 (1612) году от московского священника Космы. Оной же четвертый экземпляр 1696 года. Триод цветная московской печати 1660 года. Оной три экземпляра – 1680 года. Оной же экземпляр 1699 года. Октоих московской печати 1666 года. Оного же другой экземпляр 7102 (1594) года. Оного же два экземпляра 7139 (1631) г. Оного же два экземпляра 1692 и 1699 годов. Трефолой или службы избранным праздником в коже марта 2 экзем., июня 1 экзем., и декабря 2 экземпляра; всего 5 экземпляров, московской печати 1638 года. – Оного же сентября месяца 1 экземпляр 1637 года. Два пролога полугодичных московской печати: один первой половины мартовской – другой половины сентябрьской, выхода 1685 года. Пролог трехмесячный, за декабрь месяц два экземпляра, в коже, 1661 года. – За июнь, июль и август два экземпляра в коже, 1667 года. Житие Иосафа царевича, московской печати, в коже, 1681 года. Кормчая книга в коже без летописи. В 7163 (1655) году, вклад Пафнутия монастыря игумена Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1674 г. по повелению царя Алексея Михайловича положено основание каменному собору на возвышенном месте, в главной крепости, между существовавшими тогда двумя башнями и надзор за работами возложен был на вяземского наместника. Постройка его окончена в 1676 г. В нем устроены были три престола: главный – во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя трех святителей московских и преп. Сергия. Когда назначено было викариатство в Вязьме для Смоленского митрополита, Троицкий собор возведен был на степень кафедрального и при нем определен штат священно-церковно-служителей, который оставался и по закрытии кафедры до 1765 г. Служащим при соборе определено было жалование и руга. В царствование Петра I в 1696 г., по случаю войны со Швецией, состоявшим на жаловании церквам уменьшена руга, отпуск хлеба прекращен. В 1777 г. определено всем священно-церковно-служителям собора 64 – 40.5 руб., а на церковные потребы 3 – 90 руб. Несмотря на эту прибавку, средства собора были так скудны, что недели по две не было богослужения и только случайные благотворения поддерживали его. Так князь Сергей Салтыков покупал воск и просфоры по средам для службы в приделе преп. Сергия; купец Гайдуков, чтобы привлечь молящихся к собору, посылал туда по воскресеньям и праздничным дням певчих из своих крепостных людей. По старанию того же благотворителя в 1798 г. собрана сумма по подписке для исправления собора; в 1803 г. собор был расписан и обновлен. Расписание было неудачно: митрополит Платон, проезжая через Вязьму в 1804 г., нашел его совсем без вкуса, а помещение 3-х святителей между главным престолом и приделом преп. Сергия - «тесным и непорядочным». Преосвящ. Серафим в 1805 г., осмотрев собор, нашел в нем крайнюю скудность и велел закрыть придел трех святителей. В 1812 г. французы выжгли все внутренние украшения собора и обратили его в магазин для складки соли. В таком положении он находился целый год, с 12 августа 1812 г. по август 1813 г. В это время получено было предписание губернатора Смоленска – непременно очистить собор, а св. Синоду для исправления его выслать до 15 000 руб. К концу 1814 г. собор был исправлен и в следующем году освящен.

http://sobory.ru/article/?object=00465

В первые годы царствования юный А. М., не имея никакого опыта в гос. делах, полностью зависел от своего воспитателя Морозова, в руках к-рого были все нити управления страной. 16 янв. 1648 г. А. М. по совету Морозова вступил в брак с Марией Ильиничной Милославской; вскоре сам Морозов женился на ее сестре Анне и благодаря этому еще более упрочил свое положение при царе, с Морозовым выдвинулись новые приказные дельцы, преимущественно его родственники. От брака с М. И. Милославской А. М. имел детей: Дмитрия (1649-1651), Евдокию (1650-1712), Марфу (1652-1707), Алексея (1654-1670), Анну (1655-1707), Софью (1657-1704, правительница при малолетних Иване и Петре в 1682-1687 гг., в иночестве Сусанна), Екатерину (1658-1718), Марию (1660-1723), Феодора (1661-1682, царь с 1676), Феодосию (1662-1713), Симеона (1665-1669), Ивана (1666-1696, царь Иоанн V с 1682), Евдокию (1669). Через 2 года после смерти М. И. Милославской (4 марта 1669) А. М. женился на Н. К. Нарышкиной, от брака с ней имел детей: Петра (1672-1725, царь с 1682, имп. Всероссийский с 1721), Наталью (1673-1716) и Феодора (1674-1678). Молодой царь рано осознал необходимость проведения важных преобразований: реформирования гос. управления, армии, проведения церковной реформы. Все это приходилось делать одновременно, в сложных условиях социальных потрясений в стране (многочисленных бунтов и восстаний) и военных конфликтов (постоянных войн с Польшей, Швецией, Крымским ханством и Турцией). Чтобы поправить расстроенные финансы, правительство увеличило прямые и косвенные налоги. В 1646 г. вдвое был повышен налог на соль, особенно тяжкий для низших слоев населения, что вызвало в июне 1648 г. восстание в Москве («соляной бунт»). А. М. вынужден был выдать на расправу бунтующей толпе наиболее ненавистных людей из своего окружения, но ему удалось спасти Морозова, тайно отправив его в Кириллов Белозерский мон-рь . После подавления бунта Морозов был возвращен в Москву, но, несмотря на расположение к нему царя, уже не имел прежнего значения в управлении: А.

http://pravenc.ru/text/82384.html

Замойский Андрей (1800-1874) — польский политический деятель, играл важную роль в польских восстаниях 1831 и 1862 гг. Евлогий (Георгиевский, 1868-1946) — в 1903 г. хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. С 1905 г. епископ Холмский и Люблинский. В мае 1912 г. возведен в сан архиепископа. С 1914 г. архиепископ Волынский и Житомирский. С 1919 г. в эмиграции, управлял русскими западно-европейскими приходами. Сан митрополита получил за границей. В 1930 г. уволен от управления. С 1931 по 1945 г. находился в юрисдикции Константинопольского Патриарха, в 1945 г. незадолго до смерти воссоединился с Русской Православной Церковью. Очевидно, имеется в виду Теребовльская икона Божией Матери -празднование ее 6 апреля. Далее, согласно данному в самой рукописи свидетельству, пропущено два листа. Свят. Павел (Канючкевич, 1705-1770) — родился в галичском г. Самборе. По окончании Киевской Духовной Академии (1734) принял монашеский постриг и священный сан. С 1743 г. -архимандрит Юрьева монастыря в Новгороде. В 1758 г. хиротонисован и направлен на Тобольскую кафедру. В январе 1768 г. уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру, где целиком отдался подвигам поста, молитвы и благотворительности. Погребение владыки состоялось лишь спустя полтора месяца после его кончины, но тело при закрытии гроба оказал неразложившимся. С тех пор засвидетельствован непрерывный чудесных исцелений по молитвам к святителю. Нетленные мощи митроп. Павла были обнаружены в 1827 г. владыкой Евгением Болховитиновым). Память 10 июня. См. о нем: Титов. Ф.Святитель Павел, митрополит Тобольский и Сибирский. Киев, 1913; Карташев А. В. История Русской Церкви. Т. 2. М., 1992, с. 48 Воздух — покров, который возлагается во время литургии на дискос и чашу. В данном случае — покрывало на мощах. Собесский Ян (1629-1696) — польский полководец, с 1674 г., после победы над турками у Хотина, польский король Ян III. Капуцины (от итал. cappucio — капюшон) — монашеский орден, ответвившийся от францисканского. Был основан в 1525 г., имел крайне строгий устав. Внешность и одежда капуцинов описаны м. Амвросией весьма точно — длинная борода, бурая власяница с капюшоном, веревочный пояс с висящей на нем веревкой для бичевания и сандалии на босу ногу.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Увар. Оп. 2. Ед. хр. 6, 1677 г.; Челобитная черного попа Лукьяна патриарху Московскому Иоакиму о разрешении служить в новой церкви//Там же. Ед. хр. 16, 1650 г.; Список с грамоты царя Алексея Михайловича о разрешении Лукиану строить пустынь//Там же, 1648/1649 г.; Грамоты патриархов Никона, Иоасафа II, Иоакима в Лукианову пуст. по вопросам хозяйства, платежа податей и поставления строителей//ГИМ ОПИ. Ф. 195. Ед. хр. 600, 1658-1697 гг.; Памяти по указам царя Алексея Михайловича по вопросам оброков и податей с земель Лукиановой пуст.//Там же. Ед. хр. 601, 1673 г.; Списки с жалованных грамот царя Феодора Алексеевича Лукиановой пуст.//Там же. Ед. хр. 602, 1680-1681 гг.; Указная грамота царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей о защите земель Лукиановой пуст. от помещиков и крестьян//Там же. Ед. хр. 603, 1684 г.; Док-ты о земельных владениях Лукиановой пуст.//Там же. Ед. хр. 610, 1674-1696 гг.; Хозяйственные док-ты Лукиановой пуст.//Там же. Ед. хр. 611, 1687-1705; Приходо-расходные книги Лукиановой пуст. за 1688, 1728-1729 гг.//ГА Владимирской обл. Ф. 584. Оп. 1. Д. 4; То же за 1690 г.//Там же. Д. 6; То же за 1691 г.//Там же. Д. 7; То же за 1692 г.//Там же. Д. 9; Книги казначея старца Тарасия братцкия роздаче всякому платью за 1692 г.//Там же. Д. 8; Книга записная взятков государева жалованья кормов за 1687-1699 гг.//Там же. Д. 3; Ист.-стат. сведение о Лукиановой пуст.//Там же. Ф. 584. Оп. 2. Д. 58, после 1850 г. Ист.: Свирелин А. И., прот. Ист. записка о Лукиановой пуст. (в Александровском у.)//Владимирские ГВ. 1860. Ч. неофиц. 13. С. 61-64; 14. С. 65-68; 15. С. 69-72; Морозов Б. Н. Сказание об Успенском мон-ре в Александровской слободе//ВЦИ. 2006. 4. С. 5-31; Романенко Е. В. Житие прп. Лукиана Александровского//ВЦИ. 3/4 (в печ.). Лит.: Стромилов Н. С. Лукианова пуст. Владимир, 1893; он же. Рождества Пречистыя Богородицы явленная икона в Лукиановой пуст.: Ист.-археолог. описание. Владимир, 1893, 19032; он же. Торжество Лукиановой пуст. 8 сент. 1893 г.: 300-летие обретения Ея иконы Рождества Пречистыя Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010