И повелел по них Митрополиту и со всеми соборы пети панихиду и обедни служить, общую милостыню повеле церквам дати, и корм установил в Большой Палате на Митрополита, и на вся соборы. Сию общую память по всех православных христиан велел и в прочие лета поминать до скончания мира, на честь Богу и на славу и на хвалу своему Царству. И оттоле повеле ту общую память написать в соборные книги, от того времени благословенные Цари с любовью память творят прародителем своим, Благочестивым Царём и Великим Князем, приходяще в соборную церковь Архистратига Михаила, у гробов их поклоняхуся. Его же память настанет, соборне Патриарх с Митрополитом и со всем освященным собором панихиду поют, и на утре литургию служат. Також и у Вознесения Господня память сотворяют Царицам и Царевнам и Великим Княжнам, и милостыню творят довольно, и сам Царь от своей десницы дарует Патриарху ядения и пития, такоже и властям, и протопопом, а всех церковников повелевает кормить и поить довольно, и по сие время». За предисловием следует: а) Помянник Патриархов Вселенских, Восточных и Всероссийских. Из Восточных здесь вписаны: Иаков, Иона, Исайя, Герман, Тарасий, Никифор, Мефодий, Анфиноген, Софроний. Далее следуют Московские и всея России, первой записи: Иов (1589– 1605), Ермоген (1606–1612), Филарет (1619–1633), Иоасаф 1, (1634–1641), Иосиф (1642–1652), Никон Патриарх схимник (1681), Иоаким (1674–1690), Адриан(1690–1700). б) Помянник Митрополитов Московских и всея России. Здесь вписаны: Феогност (1328–1353), Алексий (1354–1378), Киприан (с 1380–1385), и вторично (с 1390–1407) Пимен (1385–1390), Фотий (1408 –1431), Петр (1325–1326 в Москве), Иона (1449–1461), Феодосий (1461–1465), Филипп (1465–1473), Геронтий (1473–1489), Зосим (1491–1494), Симон (1496–1511), Варлаам (1511–1522), Даниил (1522–1539), Иоасаф (1539–1543), Макарий (1543–1564), Афанасий (1564–1566), Филипп Колычевский (1566–1569), здесь оканчивается помянник Митрополитов Московских. Далее следуют: Киприан Митрополит (вероятно Новгородский † 1635) и Аникита Митрополит (?) Потом Крутицкие Митрополиты, в первой записи: Пафнутий (1602–1616).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Для Русской Православной Церкви «Православное Исповедание...» было одобрено и утверждено в 1685 г. Патриархом Иоакимом (1674–1690) и в 1696 г. Патриархом Адрианом (1690–1700). Последний назвал «Православное Исповедание...» богодухновенным и увещевал читать его с полным доверием – «без сомненья», Святейший Адриан, Патриарх Всероссийский. Воззвание к православным христианам по случаю издания в свет в славянском переводе книги: «Православное Исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». «Хр. Чт.», 1843. Ч. 4. С. 388.. «В этой богодухновенной книге, – пишет Патриарх Адриан, – всякий православный найдёт, если будет искать, всё необходимое для спасения», Там же. С. 387.. А в 1837 году Святейший Синод Русской Православной Церкви постановил напечатать «Православное Исповедание...» в достаточном количестве экземпляров и снабдить ими все храмы Российской Империи. О важности «Православного Исповедания...» для всех чад нашей Святой Церкви убедительно свидетельствует уже одно то, что оно переиздано в 1995 г. Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2. «Православное Исповедание...» – это голос всей Восточной Православной Церкви, и потому слышать его обязан всякий православный христианин. Но так как «книга «Исповедания Православного», по слову Духовного Регламента, не малая есть и в памяти простых людей неудобь вмещаема, и писана непросторечно и поэтому простым не очень понятнДуховный Регламент тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского. М., 1897. С. 23., то с целью облегчения её понимания представляется она здесь в кратком – конспективном – изложении. Всё «Православное Исповедание...» состоит из трёх частей: О Вере – раскрывается Никео-Цареградский Символ веры . О Надежде – изъясняется молитва Господня и Заповеди Блаженств. О Любви к Богу и ближнему – основывается на десяти заповедях Закона Божия. О вере «Всё, принадлежащее к нашей вере, изложено в Никео-Цареградском Символе веры , подразделяемом на двенадцать членов» (13). Символ веры

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

546 ...со двема тоя обители диаконами... – Согласно «Диариушу», это были Петр и Ефрем, дьяконы Киевского Троицкого Кирилловского монастыря. 547 Иоанн (Иван V) Алексеевич(27.08.1666–29.01.1696) – русский царь (1682–1696) из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, был избран на царство вместе с Петром I при регентстве царевны Софьи Алексеевны. 548 Софья Алексеевна (17.09.1657–03.07.1704) – царевна, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, пришла к власти в результате Стрелецкого бунта 1682 г., регентша при младших братьях Петре Алексеевиче и Иоанне Алексеевич е (1682–1689). В 1689 г. была лишена власти и сослана сначала в Путивльский Святодуховский монастырь, а потом в Новодевичий монастырь. После подавления Стрелецкого восстания 1698 г. была пострижена в монахини с именем Сусанна; умерла, постригшись в великую схиму с именем София. 549 Петр Алексеевич (30.05.1672–28.01.1725) – Петр Первый, последний царь всея Руси (с 1682). первый император Всероссийский (с 1721). Сын царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Был провозглашен царем в 10-летнем возрасте при регентстве сестры Софьи Алексеевны, с 1689 г. управлял государством единолично. Реформатор, считается создателем Российской империи, за что получил прозвище Великий. 550 во обители преподобнаго Сергиа, радонежскаго чудотворца. – Свято-Троицкая Сергиева лавра – крупнейший мужской монастырь, основанный в 1337 г. преподобным Сергием Радонежским, мощи которого почивают в монастыре. Троице-Сергиева лавра играла заметную роль в политической жизни Руси – во время монголо-татарского завоевания, в Смутное время, в период противостояния Петра I и царевны Софьи Алексеевны. 551 Иоаким – Иоаким, Савёлов Большой Иван Петрович (06.01.1621–07.03.1690) – патриарх Московский и всея Руси. После царской и военной службы, а также после известия о смерти жены и детей постригся в монахи, архимандрит Чудова монастыря (1664–1672), митрополит Новгородский и Великолуцкий (1672–1674), патриарх Московский и всея Руси (1672–1690).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Д. Ф. Полознев. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан К оглавлению В историографии время после низложения патриарха Никона и завершения Большого Собора 1666–1667 гг., вплоть до упразднения патриаршества в 1700 г. отошло как бы в тень более ярких и драматических событий предшествующего периода. Если не принимать во внимание историю раскола, интерес к которому вызвало открытое противостояние приверженцев старой веры православной Церкви, в советское время исследованное как социальное явление, то мы насчитаем буквально несколько работ, касающихся преимущественно патриаршества Иоакима и Адриана и истории Собора 1682 г. И хотя некоторые пробелы восполняются по документам, изданным в составе «Актов Археографической экспедиции», «Актов исторических», «Древней российской вивлиофики», по «Описанию документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» и др. и отдельным публикациям , в целом данный период еще не получил достаточно полного освещения и обобщения в научной литературе. Между тем на это время приходятся предстоятельства четырех последних патриархов: Иоасафа II (1667–1672), Питирима (1672–1673), Иоакима (1674–1690) и Адриана (1690–1700) и проведение ряда важных церковных Соборов в 1672, 1675, 1678 и 1682 гг. В эти же годы значительные потрясения испытали государство и общество. После кончины в 1676 г. царя Алексея Михайловича власть ненадолго перешла к Федору Алексеевичу (1676–1682), продолжившему реформаторские начинания своего отца. Период после краткого правления Федора и вплоть до воцарения Петра в 1689 г. отличался политической нестабильностью в связи с неясностью в вопросе престолонаследия. Царствование же Петра I, начало которого приходится на последнюю треть XVII в., ознаменовалось резким поворотом не только в государственной политике, но и изменением отношения к Церкви, пытавшейся сохранить традиционные религиозные и национальные устои, ведь даже реформы, начатые патриархом Никоном и весьма последовательно продолженные его преемниками, проходили под знаком борьбы с «новинами».

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Патриарх Период Лет патриаршества Канонизация Императоры времени правления 1. Иов 1589–1605 Федор Иоанович 1606–1612 Смутное время, Лжeдмumpuй I, Шуйский 1619–1633 Михаил Федорович 1634–1640 Михаил Федорович 1642–1652 Михаил Федорович и Алексей Михайлович 1652–1666 Алексей Михайлович 1667–1672 Алексей Михайлович 1672–1673 Алексей Михайлович 1674–1690 1690–1700 Nemp I 1700–1721 Nemp I Синодальный период 1721–1917 1917–1925 1925–1936 1936–1943 – местоблюститель; 1943–1944 – патриарх 1945–1970 1971 – 1990 1990 – 2008 2009 – наше время Иов (в миру Иоанн) – Патриарх Московский и всея Руси. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Московский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам.13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь.После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений . Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля. Гермоген (в миру Ермолай) (1530–1612) – Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

Своеобразной фигурой был иеромонах Карион Истомин († 1717) из московского Чудова монастыря. Он стоит на границе двух эпох, когда традиции и мировоззрение Московской Руси были потрясены петровскими реформами и в духовном облике общества проступили новые черты. Карион был ревностным поборником и деятелем просвещения. Один из первых учеников школы братьев Иоанникия и Софрония Лихудов в Заиконоспасском монастыре  , он некоторое время учился в Киевской Академии (в 1681 и 1687 гг.)  . В Москве он служил справщиком на Печатном дворе, принадлежал к самому близкому окружению крайне консервативного патриарха Иоакима (1674–1690) — что, возможно, говорит о «дипломатическом» таланте Кариона — и выполнял некоторые его ответственные поручения. Карион пользовался полным доверием и у преемника Иоакима — патриарха Адриана (1690–1700) и служил ему чем–то вроде личного секретаря. Впоследствии он заведовал Печатным двором. В 1712 г. Карион отправился в Новгород, чтобы преподавать в школе, основанной митрополитом Иовом, но пробыл там недолго. Он близко общался со св. Димитрием Ростовским и помогал ему в подборе агиографического материала для его Миней. Карион Истомин написал несколько проповедей и других сочинений, собранных в рукописном сборнике под курьезным названием «Веселити» (название характерно для тогдашнего испорченного языка), много стихотворений, «Букварь», предназначенный для обучения не только «отроков», но и «отроковиц» (!), и даже «Гражданство нравов благих» — учебник хорошего тона  . Карион представляет собой новый тип русского монаха конца XVII столетия. С подобными фигурами мы познакомимся еще в связи с другими темами нашей книги. В ту пору было такое поветрие — надевать на себя монашеский клобук, чтобы лучше сделать карьеру. Но по условиям того времени, нуждавшегося в подъеме общего и церковного просвещения, деятельность людей подобного рода имела все же положительный характер. Глава XI. Западные влияния и богословский спор о преложении Святых Даров 1. Проникновение западных влияний в XVII веке

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Патриарх Никон скончался 17 августа 1681 г. на пути из белозерской ссылки в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, куда ему было разрешено вернуться. Отпевали его как Патриарха. Царь Феодор Алексеевич сам нес его тело до могилы и спросил у восточных Патриархов преподать разрешение усопшему и сопричислить его вновь к лику Российских Патриархов. Большой Московский Собор 1666—1667 гг. одобрил церковные реформы Патриарха Никона, противников реформ предал анафеме, отменил постановления Стоглавого Собора о двуперстии и других обрядах, восстановил судебные привилегии Русской Церкви, ограниченные Уложением 1649 г., издал множество правил относительно церковно-богослужебной практики, церковно-нравственной жизни клира и мирян, упорядочения монастырской жизни, а по поднятому Патриархом Никоном вопросу о взаимоотношении духовной и светской властей вынес следующее определение: «Да будет признано заключение, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а Патриарх в церковных, дабы таким образом сохранилась целою и непоколебимою во век стройность церковного учреждения» (120). Другие Патриархи, начиная с Иоасафа II, последовательно добивались выполнения постановлений Большого Московского Собора 1666— 1667 гг. Деятельно претворял их в жизнь Патриарх Иоаким (1674—1690), в годы патриаршества которого улучшился быт духовенства, были приняты строгие меры, направленные против инославного прозелитизма (121). В 1685 г. в Москве открылась Славяно-греко-латинская Академия. В 1687 г. Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата. Произошло восстановление единства с Русской Православной Церковью ее исконной части, искусственно нарушенное ранее по политическим причинам. Отрицательное отношение Патриарха Адриана (1690—1700) к некоторым сторонам деятельности царя Петра I (1689—1725) явилось одной из причин упразднения патриаршего управления в Русской Православной Церкви (122). После кончины Патриарха Адриана (1700) ему не был назначен преемник по воле царя Петра, а временное управление Русской Церковью было поручено Митрополиту Рязанскому Стефану (Яворскому) (1722), который в звании Местоблюстителя Патриаршего престола возглавлял церковное управление вплоть до учреждения Святейшего Синода (1721 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

Известны благословенные грамоты свт. Митрофана, в к-рых определен внешний вид церквей, формы их завершений, размер и устройство алтарей, порядок местных икон в иконостасах (грамота 1700 на строительство Покровской ц. в Беломестной слободе Воронежа). К рубежу XVII-XVIII вв. сформировалась структура городских приходов в древней части Воронежа и пригородной слободе Чижовке, на высоких надпойменных холмах и у берега р. Воронеж. Спасская церковь в Воронеже. 1744–1755 гг. Фотография. 2005 г. Спасская церковь в Воронеже. 1744–1755 гг. Фотография. 2005 г. Каменное строительство началось в посл. трети XVII в. прежде всего в Воронеже (за исключением нек-рых мон-рей, напр. Троицкого в Лебедяни (совр. Липецкая обл.)). Провинциальными мастерами из среднерус. земель первой была возведена ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского, Акатова мон-ря (1674, перестроена в 1746-1755 и 1796-1798, снесена в 1879) - небольшой бесстолпный храм с трапезной и шатровой колокольней, отличавшийся предельной простотой форм (4 арки звона вместо 8 традиц., низкий шатер с 4 «слухами») и декора. Из Москвы, владимиро-суздальских и костромских земель в В. е. могли приглашать артели каменщиков. При свт. Митрофане в крепости Воронежа был возведен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1684-1690) - 5-главый, вероятно, 4-столпный, с низкой 4-скатной кровлей (известен по схематичному изображению на плане Воронежа 1690 и панораме города, выполненной голл. путешественником К. де Брюином в 1703), рядом сформировался комплекс архиерейского двора с деревянными собором во имя апостолов Петра и Павла (вероятно, построен в связи с пребыванием в Воронеже имп. Петра I) и колокольней с ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (не сохр.). Был возведен каменный храм Успенского мон-ря (1694, 1699 или, менее вероятно, 1703) - кубический, 2-столпный, с низким 3-частным алтарем, 4-скатной кровлей и 5 главами, с 5 пряслами на фасадах, разделенными лопатками и завершенными декоративными закомарами, килевидными наличниками простых очертаний.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Архиепископы и Епископы Могилевские и Витебские (с 1803 до 1833 г.): Анастасий Братановский 1797–1805. Архп. с 1801. Варлаам Шишацкий 1805–1813. Архп. с 1808. Даниил Натток-Михайловский 1813–1821. Архп. с 1816. Иоасаф Сретенский 1821–1827. Архп. Павел Павлов (Морев) 1827–1831. Могилевские и Мстиславские (с 1833 г.): Гавриил Городков 1831–1837. Архп. с 1833. Смарагд Крыжановский 1837–1840. Архп. Исидор Никольский 1840–1844. Архп. с 1841. Анатолий Мартыновский 1844–1860. Архп. с 1853. Евсевий Орлинский 1860–1882. Архп. Виталий Гречулевич 1882–1825. Сергий Спасский 1885. Павел Вильчанский 1892–1892. Ириней Орда 1892–1893. Евгений Шерешило 1893–1896. Мисаил Крылов 1896–1904. Стефан Архангельский 1904–1911. Константин Булычев 1911. Гомельское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Митрофан Краснопольский 1907. Московская 31 Кафедра в Москве Митрополиты Московские и всея Руси: Феодосий Бывальцев 1461–1464. Филипп 1464–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима Бнадатый 1490–1494. Симон 1495–1511. Варлаам 1511–1521. Даниил 1522–1539. Иоасаф Скрипицын 1539–1542. Макарий 1542–1563. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп Колычев 1566–1568. Кирилл 1568–1572. Антоний 1572–1581. Дионисий 1581–1586. Иов 1586–1589 . Патриархи Всероссийские: Иов 1589–1605 . Игнатий (грек) 1605–1606 (не был признан). Гермоген 1606–1612. (Междупатриаршество 7 лет). Филарет Романов 1619–1633. Иоасаф I 1634–1640. Иосиф 1642–1652. Никон Минин 1652–1666. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким Савелов 1674–1690. Адриан 1690–1700 (последний патриарх). Стефан Яворский , блюститель патриаршего престола, 1701–1721. Архиепископы 32 : Иосиф Волчанский 1742–1745. (С 1745–1748 управлял Крутницкий 33 еп. Платон). Платон Малиновской 1748–1754. Тимофей Щербацкий 1757–1767. Митр. Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771. (С 1771 по 1775 управлял Крутицкий еп. Самуил Миславский). Московские и Коломенские (с 1799 г.): Платон Левшин 1775–1812. Митр. с 1787. Августин Виноградский 1818–1819. Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

заложи кам. церк. Рожд. Богор.), 312 (игум. Симеон, с 1213 г. еписк. Владим., а под 1214 г. сказано, что «Симон» поставл. во еписк. Владим. в Киеве), 347 (игум. Митрофан, с 1227 г. еписк. Влад.), 354 (архим. Кирилл, с 1230 г. еписк. Ростов.), 376 (повесть о блаж. Алекс. Нев.); “Дворцов. разряды», II, 132 (посещ. м-ря 1630 г. патр. Филаретом Никит.); III, 645 (встреча вселенских патриархов 1666 г. 27 окт.; архим. Филарет), 887 (архим. Филарет, с 1672 г. митроп. Нижегород.), 980 (архим. Викентий, с 1674 г. архим. Троиц.-Серг. лавры), 1008 (1674 г. 8 сент. архим. Чудова м-ря переведен сюда на высшую степень на Викентьево место), 1037 (архим. Варнава переведен из Чудова м-ря 20 сент. 1674 г.); Иванов, “Опис. госуд. разрядного архива», 50 (в 1669 г. имел 19 челов. слуг и 46 служебников); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 1.851 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 301 (дело 1721 г. о снятии монаш. и священнич. сана с архим. Гедеона, названного потом расстригою Григорием, и ссылке его в Кирил. Белозер. м-рь), 452 (в 1721 г. сюда определен архим. Сергий из Новоспасск. м-ря); II, ч. 1, 84 (в 1722 г. имел в Москве камен. подворье), 365 (указ 1722 г. архим-ту м-ря о выдаче пожитков быв. архим. Гедеона, расстриги Григория), 533 (прошение 1722 г. архим. Сергия о разрешении во время приездов в Москву брать фураж для братии из подмосков. вотчины, сельца Шахова), ч. 2, 119 (м-рь отдал серереб. посуду и лом для денежн. двора); III, 319 (указ 1723 г. о перенесении мощей св. Алекс. Нев. в СПбург), прилож., XXXV (журн. архим. Сергия о перенесении мощей св. Алек. Нев.), CLXIV, XXXVII (ведом. о колич. хлеба в монаст. вотчинах в 1723 г.), CXCV, XL (расход Монаст. Приказа в 1723 г. на перенесение мощей св. Алекс. Нев.); VI, 1726 г., 56 (вызов архим Сергия в Спб. на чреду священнослуж.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 226 (межев. книги 1690 г. вотчин. монаст. земель сельца Веризина и пустоши Мохнина), 2577 (межев. кн. 1690 г. вотчин. земли м-ря в дер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010