в Ризнице. 1. Клобуки. Клобук патриарха Филарета Никитича (1619–1633), вязанный из белого кручёного шелка. На нем вынизан жемчугом херувим, на воскрылиях наложены дробницы, или золотые и серебряные, разной величины, пластинки, с изображениями разных святых. Клобук патриарха Никона , из белой чешуйчатой камки. На верху его утвержден четвероконечный Крест, сделанный из драгоценных каменьев; па передней стороне и на воскрылиях его нанизаны жемчугом и вышиты шелками и золотом изображения разных святых. – Кроме сих клобуков хранится еще до 25-ти клобуков древних, которые, вероятно, употребляемы были древними святителями в домашней жизни. 2. Четки. Четки патриарха Никона из белой рыбьей кости, с золотой, украшенной жемчугом, кистью. 3. Кресты предносные. Крест серебряный, четвероконечный, украшенный драгоценными каменьями: алмазами, изумрудами и яхонтами. На нем с передней стороны – чеканное изображение Распятия Господня с таковыми же по сторонам буквами I. X., а в возглавии на серебряной дщице наведены латинские буквы: I. N. I., т. е. Иисус Назарянин Царь Иудейский. Крест этот утверден на деревянном посохе, обложенном серебряными ложчатыми трубками. – Крест кипарисный; на нем вырезаны двунадесятые праздники. Судя по работе и по греческим надписям, надобно, полагать, что крест этот сделан в Греции, в каком–либо из Афонских монастырей; он утвержден на деревянном посохе, обложенном чеканным серебром. 4. Посохи. Посох патриарха Филарета Никитича, обложен золотом с бирюзой. – Другой посох патриарха Филарета Никитича; возглавие его сделано из рыбьей кости, с надписью: «Филарет Патриарх Московский всея России». – Посох патриарха Никона серебряный, сканный с финифтью весьма искусной работы; возглавие его сделано в виде змеиных глав. 5. Мантии. Мантия патриарха Иоакима (1674–1690), сделана из зеленого бархата, на ней из золотой тесьмы сделаны источники. На скрижалях вынизаны вверху кресты, а внизу херувимы. – Мантия патриарха Адриана (1690–1700), из зелёного бархата с источниками из золото-серебряного кружева. На верхних скрижалях сделаны четвероконечные кресты, а на нижних–звезды с драгоценными каменьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Феодор Борисович 1605. Лжедимитрий 1605–1606. Василий Иоаннович Шуйский 1606–1610. Междуцарствие 1610–1613. Михаил Феодорович Романов 1613–1645. Алексий Михайлович 1645–1676. Феодор III Алексеевич 1676–1682. Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682–1689. Петр I царь 1689–1721. Митрополиты В Киеве: Св. Михаил 988–992. Леонтий 992–1008. Иоанн I 1008–1035. Феопемпт 1035–1049. Св. Иларион 1051–1054. Ефрем 1055. Георгий 1062, † после 1072. Св. Иоанн II 1077–1088. Иоанн III 1089–1090. Св. Ефрем 1091–1096. Николай 1097–1104. Никифор 11104–1121. Никита 1122–1126. Вдовство 1126–1130. Михаил 1130–1145. Климент 1147–1155. Константин I 1156–1159. В Киеве же: Феодор 1161–1163. Иоанн IV 1164–1066. Константин II 1167, † после 1172. Никифор II упомин. с 1182–1197. Матфей упоминается в 1201, † 1220 г. Кирилл I 1224–1233. Иосиф 1237–1240. В Киеве и Владимире по переменно: Кирилл II 1243–1280. Во Владимире: Св. Максим Грек 1283–1305. Св. Петр с 1368 по 1325 по Владимире, с 1325–1326 в Москве. В Москве Св. Феогност 1328–1353. Св. Алексий 1354–1378. Св. Киприан 1380–1385. Пимен 1385–1390. Св. Киприан вторично 1390–1406. Св. Фотий 1410–1431 (рукоположен 1408)., Исидор 1437–1441. Сн. Иона 1449–1461 . Феодосий 1461–1465. Филипп I 1465–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима 1491–1494. Симон 1496–1511. Варлаам 1511–1522. Даниил 1522–1539. Иоасаф 1539–1543. Макарий 1543–1564. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп II 1566–1569. Кирилл III 1570–1577. Антоний 1577–1580. Дионисий 1581–1586. Патриархи Иов с 1586 митрополит, с 26 января 1589–1605 патриарх. Игнатий лжепатриарх 1605–1606. Гермоген 1606–1612. Междупатриаршество 1612–1619. Филарет Никитич 1619–1633. Иоасаф I 1634–1641. Иосиф 1642–1652. Никон 1652–1658. Питирим митрополит крутмцкий правитель 1658–1667. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким 1674–1690. Адриан 1690–1700. Стефан Яворский местоблюститель патриаршего престола 1700–1721. С 1721 Св. Синод в Петербурге. Императоры в Петербурге Петр I 1721–1725. Екатерина I Алексеевна1725–1727. Петр Алексеевич 1727–1730.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

40 О месте для органа Павел Алеппский пишет и в других местах, например, при описании продолжения путешествия уже после переправы через Днепр у Киева. см. стр. 88: «место органа, где стояли певчие, очень высоко и красиво обнесено решеткой». Повидимому, тогда у православных на Украине начал распространяться обычай ставить хор певчих на галерею над притвором, где у католиков действительно помещается орган и где ставились музыканты и певчие, сопровождавшие богослужение музыкой и пением. 43 Как известно, в католических церквах латинского чина не имеется иконостаса, а потому и тябла (балка над царскими дверями) не может быть. 45 Архиерейский трон (кафедра) у греков, сербов, болгар и вообще на Востоке находится у переднего правого столба храма, под балдахином, и обращен к средней части храма. 47 Т.е. клиросы для певчих не находились по обеим сторонам солеи, а были у обоих передних столбов храма, поддерживающих оба восточных паруса купола. 48 Здесь Павел Алеппский говорит о месте органа по аналогии с виденными им до этого церквами. В Печерском монастыре, конечно, не было органа, и Павел говорит здесь о полатях. 52 Вероятно, на гласовые попевки, как это мы видим в квадратно-нотных печатных обиходах и как это перешло у нас и в хоровую практику. 54 Как пишет Павел Алеппский, в том году в Киево-Печерском монастыре было 200 монахов, а прежде, до бывшей два года перед тем чумы, было 500 монахов. 60 Очень любопытное описание амвона (стр. 147) в соборной церкви города Коломны: «В хоросе перед (царскими) дверьми этого алтаря помещен большой круг наподобие амвона; он высокий, стоит на деревянных восьмиугольных и круглых колоннах, которые все позолоченные и резные, и имеет две лестницы, из коих одна пред царскими вратами, по ней всходит дьякон для ектений; другая лестница с западной стороны, по ней он всходит для чтения Евангелия». 64 Следующие за Никоном патриархи ничем себя не проявили в отношении богослужебного пения; то были: Иоасаф II (1667–1672); Питирим (1672–1673); Иоаким (1674–1690) и Адриан (1690–1700), после которого было местоблюстительство до 1721 года, когда начался Синодальный период в истории Русской Православной Церкви, продолжавшийся 196 лет, до избрания в 1917 г. патриарха Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. Бердниковым . Казань, 1888. Отдел III. О пра­вительственной организации церкви. В. Церковное управление в русской цер­кви. § 100. Учреждение Св. Синода. Состав его. Права и обязанности. Стр. 158: «По сношению Петра I, синодальное управление в русской церкви было утвер­ждено и восточными патриархами, которые прислали об этом особие гра­моты (в 1723 году)». О каноничности Синода нет речей.–Н. О. Суворов Учебник церковного права. Ярославль, 1898. Об учреждении Св. Синода нет, а прямо – об его составе и круге деятельности – Часть третья, глава 11-я, § 81. Центральная церковная организация в России стр. 277 fin. sqq. 18 Всешутейший собор Петра В., конечно, есть вещь нехорошая. Но тут он выразил в грубой, до-петровской, форме свое не особенное уважение к духовенству, очень плохо занимавшемуся нравственным воспитанаем народа (Как грубы были Русские до Петра, см. у иностранцев: у Олеария и других. Справиться: тут не повторял ли Петр что было до него. Простой народ о святках и до сих пор рядится в поповскую и монашескую одежу). 19 Манифест перед Регламентом: «Посмотря и на духовный чин и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость...». 21 если бы патриарх сам не захотел, то вынужден был бы к этому требованием гласа народного. Поддерживали бы их и Греки, см. патр. Досифея 1 Соловьева в т. 15 стр. 379, у Каптерева в патр. Досифее стр. 173 sqq (7у6 прим.). 24 Cfr новеллу Юстиниан. 137, гл. 4. Властарь в своей Синтагме говорит, что в его время соборы вовсе не были уже собираемы у Греков-буква S гл. 9, в перев. свящ. Ильинского стр. 356 нач.. 25 Вранье Тихомирова, будто мы лишены канонической соборности только 200 лет со времени учреждения Св. Синода (Февраль, стр. 216 fin.). У патр. Иосифа соборность представлял дьяк Иван Кокошилов-м. Макария История Р. Ц., т. XI, стр. 180. Никон как npabumeль-Ibid., т. XII, 301 нач. При п. Адриане правил архидиакон-Соловьев т. XV, стр. 108.-Соборы при патриархах. по Истории иерархии, т. I, 268 и по м. Макарию: при Иове, 1589–1605 и при Гермогене 1606–1611, ни одного; при Филарете, 1619–1633, три; при Иоасафе, 1634–1640, один; при Иосифе, 1642–1652, один; при Никоне, 1652–1666, три; при Иоасафе II, 1667–1672, один; при Питириме, 1672–1673, ни одного; при Иоакиме, 1674–1690, три; при Адриане, 1690–1700, два.– О зависимости церкви от государства в России во времена патриаршества-в статьь Н. В. Каптерева: «Власть патриаршая и архиерейская в древней Руси в их отношении к власти царской и к приходскому духовенству», напечатанной в Апрельской и Майской книжках «Богословского Вестника» за 1905-й год. 28 Сперва этот отдел был изложен так: «В речах г. Тихомирова о соборности в церковном управлении остается не совсем понятным для нас то, что «идея соборности (по нему) тождественна с идеей самоуправления и что где нет последнего, там нет и соборности» , – (Февраль, стрр. 221 нач., 225 fin.. Вранье Н. К. Соколова, что с учреждением Синода ослабело начало соборности , – Февраль, стр. 222.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По наружному своему виду деревянная Христорожд. церковь была похожа на Вознесенскую (старую), стоящую и доселе на правом берегу р. Тверцы, почти против Христорождественской. Христорожд. мужской монастырь находился на северном конце г. Торжка, по левую сторону р. Тверцы и, как видно, основан в начале 17 или же в конце 16 века; в 1615 г. в нем был игум. Корнилий; из преемников вышеупомянутого игумена Сергия известны: Иона (1655-59); строители: Диоген (1662), Герасим (1664), Зосима (1655); игумены: Макарий (1699), Иона (1674), Савватий (1681), Александр (1682), Паисий (1685), Макарий (1689), Герасим (1690) и строитель Леонтий; при нем в 1690 г. этот монастырь был приписан к Борисоглебскому. По упразднении же монастыря в 1764 году, церковь была отдана Ингерманландскому полку; в монастырских зданиях поместились полковник с канцеляриею и другие чины. В 1769 г., по уходе полка, церковь была приписана к Николо-Пустынской церкви, а затем обращена в самостоятельную (1849) церковь, и с 1850 г. Св. Синодом при ней утвержден особый причт. Ныне существующая однопрестольная (Рождества Христова) каменная церковь построена в 1860 г. В этом храме замечательны две местные (в иконостасе) иконы: Рождества Христова (с изображениями предварявших и сопровождавших событий) и Пресв. Троицы (вероятно, храмовая в бывшем Троицком приделе - или церкви упраздненного Христорождеств. монастыря). На ней изображены ангелы, перстами достающие какую-то снедь из чаш, Авраам несет в чашке хлебы, Сарра - поодаль приготовляет опресноки, а внизу - молодой раб закалает тельца; иконы Рождества Пр. Богородицы, Смоленской и Тихвинской Божией Матери - в иконостасе и икона Нерукотворенного Спаса. Эта древняя икона пожертвована церков. старостою Алмазовым. Из древних богослужебных книг замечательно Евангелие 1654 г., пожалованное, как видно из надписи на нем, царевною Татианою Михайловной; другое Евангелие 1685 г., Меч духовный 1666 г. Источник: Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности/[сост. Самбикин Д.И.]. - Тверь : Типография губернского правления, 1903.

http://sobory.ru/article/?object=59400

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Дософтей; 26.10.1624, Сучава - 13.12.1693, Жолква, Украина), св. (пам. 13 дек.), митр. Сучавский и всей Молдавии, церковный, гос. и общественный деятель, литератор и издатель. В миру Дмитрий Барилэ. Историк Молдавской Церкви митр. Арсений (Стадницкий) писал, что «митрополит Досифей принадлежит к числу знаменитейших архипастырей XVII века главным образом своею ученостью». Д. происходил, по одним данным, из семьи мазылов - мелких свободных землевладельцев, по другим - из семьи торговцев. Обучался в Яссах и Львове. Знал кроме родного языка греч., лат., церковнослав., древнеевр., рус., польск. и укр. языки. По возвращении из Львова принял монашество в мон-ре Пробота, где вскоре был возведен в сан диакона, затем иерея. С нач. 1658 г. епископ в г. Хуши, с нач. 1660 г., став епископом г. Роман, 11 лет возглавлял епархию т. н. Н. Молдавии. В июле 1671 г. был избран митрополитом Молдавии. В 1674 г. вместе с бывш. молдав. господарем Штефаном Петричейку, антиосманскую политику к-рого он поддерживал, был вынужден переехать в Польшу. В нач. 1675 г. вернулся в Молдавию, где первое время находился в мон-ре св. Саввы в столице княжества - Яссах, а летом 1676 г. вновь занял митрополичью кафедру. С 1677 г. его резиденция находилась в Яссах. В 1684 г. Д. выехал в Москву во главе молдав. посольства, к-рое из-за эпидемии чумы доехало только до Киева и оттуда обратилось к царям Иоанну и Петру с просьбой об оказании помощи Молдавскому княжеству. В послании от 1 янв. того же года они просили избавить их от врагов, «пославши войска против агарянов, ускорите да не погибнем. От иные бо страны ниоткуду надежды о избавлении, токмо на святое вы царство». В 1686 г., после того как войска польск. кор. Яна III Собеского вступили в Молдавию, Д. вновь был вынужден покинуть родину и переехать в Польшу. Некогда распространенное в рус. лит-ре мнение о том, что Д. провел последние годы в России, совр. исследователями не подтверждено. Но, находясь в Польше, Д. поддерживал связи с Россией. Известны его письма от 1688, 1689 и 1690 гг. рус. царям и Московскому патриарху с просьбой о помощи и положительный ответ царей Иоанна и Петра от 12 мая 1690 г. В февр. 1691 г. иером. Иона привез им благодарственные письма от Д.

http://pravenc.ru/text/180313.html

С тех пор доныне монастырь по имени Акатовой пустыни начал называться Акатовским, а по храму Св. Алексия митрополита, в монастыре находящемуся, Алексеевским. Кто сперва был в Успенском монастыре настоятелем, о том доподлинно неизвестно; однако же, заключая от недавнего времени основания сего монастыря, т.е. от 1600 до 1616 года, в котором игумен сего монастыря Феодосий просил о переводе Успенского монастыря, можно положить, что сей игумен был и первый начальник в Успенском монастыре; а после сего по разным грамотам и Акатовскому синодику значатся следующие настоятели: 1) игумен Феодосий, упоминаемый в 1616 году. 2) В 1620 и даже 1032 году упоминаемся игумен Кирилл, который своим иждивением построил Акатов монастырь. 3) В 1653 упоминается игумен Иосиф. 4) В 1678 игумен Питирим. 5) С 1678 по 1690 год игумен Павел. 6) С 1690 по 1700 игумен Тит. 7) С 1700 архимандрит Никанор. 8) С 1710 архимандрит Иосиф. 9) С 1718 архимандрит Антоний. 10) С 1741 года архимандрит Пахомий. 11) С 1744 архимандрит Ефрем. 12) С 1750 по 1793 архимандрит Самсон. 13) С 1793 по 1796 архимандрит Амвросий, что ныне епископ Оренбургский. 14) С 1797 доныне архимандрит Иустин. Монастырь сей ныне имеет каменную двухэтажную церковь , которая построена в 1674 году старанием игумена Иосифа Варяинова от вотчинных доходов и мирского подаяния. Верхний храм освящен во имя явления Богородичной иконы Владимирской, а нижний во имя Св. Алексия митрополита. В нижнем находится придел во имя Св. Антония и Феодосия Печерских. Ограда каменная и башни построены от мирского подаяния и починочных сумм старанием архимандрита Самсона около 1778 года. Им также построена и каменная трапеза. Прочее строение, так как и настоятельские покои, поправленные нынешним архимандритом, все деревянные. До штатов Успенский и Акатов монастыри каждый особые имели приписные к себе имения. Успенского монастыря вотчины были некоторые подгородные деревни, к Акатовской же пустыне приписана была в вотчину Белая Леса, бывшая, как в грамотах значится, ниже Шипова леса. После же от Успенского монастыря приписана к Акатовскому еще за рекой Воронежем лежащая деревня Монастыршинка или Клементьевка. Всего за монастырем было 130 душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1685 году святого Иоанна отправили с посольством в Москву. Там Патриархом Иоакимом (1674–1690) он был назначен наместником Брянского Свенского монастыря, подчиненного тогда Киево-Печерской Лавре. Святитель Феодосии, архиепископ Черниговский, в 1695 году, незадолго до своей кончины († 1696, память 5 февраля), назначил иеромонаха Иоанна архимандритом Черниговского Елецкого монастыря и наметил его своим преемником по кафедре. (Святитель Иоанн благоговел к памяти святителя Феодосия, веруя в силу его молитвенного предстательства пред Господом, и по своей вере получил благодатное исцеление от тяжелой болезни по молитвам святителя Феодосия. В самый разгар болезни ему явился святитель Феодосии и сказал: «Служи завтра – и будешь здоров». На другой день святитель, совершенно здоровый, к удивлению всех отслужил Божественную литургию. Чудо исцеления святителя Иоанна послужило началом чествования святителя Феодосия как благодатного угодника Божия.) 10 января 1697 года Патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690–1700) с собором епископов хиротонисал архимандрита Иоанна во епископа Черниговского в Большом Успенском соборе Московского Кремля. По вступлении в управление епархией епископ Иоанн создал при Черниговской архиерейской кафедре Коллегиум, подобно Киевской академии, который, по мысли Святителя, должен был украсить «Черниговские Афины» – школу просвещенного благочестия. Ввиду высокого уровня богословского образования и воспитания, школа святителя Иоанна получила широкую известность. По существу, это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви. Тогда же Святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовнонравственного содержания. Жизнь святителя Иоанна светилась высокими добродетелями, особенно же смирением. Она отобразилась и в его творениях: «Нравоучительное зерцало» (Чернигов, 1703 и 1707), «Алфавит, рифмами сложенный» (1705), «Богородице Дево» (1707), «Феатрон, или позор нравоучительный» (1708), «Толкование на 50-й псалом» (Чернигов, 1708), «Толкование на «Отче наш» и «Осмь блаженств евангельских»» (1709), «Царский путь Креста» (Чернигов, 1709), «Богомыслие в пользу правоверным» (1710–1711), «Синаксарь о победе под Полтавою» (1710), «Путник» (рукопись), «Духовные мысли» СМ., 1782).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИАРШАЯ ОБЛАСТЬ епархия патриарха Московского и всея Руси в 1589-1721 гг. В период существования П. о. ею управляли патриархи и местоблюстители Патриаршего престола: патриарх свт. Иов (11 дек. 1586 (до 1589 в Митрополичьей области ) - июнь 1605), патриарх Игнатий (30 июня 1605 - май 1606), патриарх сщмч. Ермоген (3 июня 1606 - 17 февр. 1612), митр. Казанский и Свияжский Ефрем (весна 1612 - 26 дек. 1613), митр. Сарский и Подонский Иона (Архангельский ; янв. 1614 - июнь 1619), патриарх Филарет (Романов ; 24 июня 1619 - 1 окт. 1633), патриарх Иоасаф (6 февр. 1634 - 28 нояб. 1640), патриарх Иосиф (27 марта 1642 - 15 апр. 1652), патриарх Никон (Минов ; 25 июля 1652 - 10 июля 1658), митр. Сарский и Подонский Питирим (10 июля 1658 - 5 авг. 1664), митр. Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич ; 2 сент. 1664 - 18 дек. 1664), патриарх Иоасаф II (10 февр. 1667 - 17 февр. 1672), патриарх Питирим (7 июля 1672 - 19 апр. 1673), патриарх Иоаким (Савёлов ; 26 июля 1674 - 17 марта 1690), патриарх Адриан (24 июля 1690 - 16 окт. 1700), митр. Рязанский и Муромский, экзарх Патриаршего престола Стефан (Яворский ; 16 окт. 1700 - 22 окт. 1721). Территория П. о. сформировалась в 1589 г. из земель Митрополичьей области. Рост земель П. о. продолжался до 60-х гг. XVII в. С учреждением в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода П. о. была преобразована в Синодальную область . По Деулинскому перемирию 1618 г. Россия утратила г. Смоленск с пригородами. Города Смоленской епархии (см. Смоленская и Дорогобужская епархия ), оставшиеся в составе Московского гос-ва,- Брянск, Карачев, Севск - и Комарицкая вол. перешли в П. о. Территория области, а также объем полномочий патриарха в П. о. были оформлены жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 20 мая 1625 г. (подтверждена царем Алексеем Михайловичем на имя патриарха Никона 25 февр. 1657). Согласно этому документу, в состав П. о. вошли более 40 городов с уездами: «...в городех и десятинах… в нашем царствующем граде Москве и в Московском уезде, в Володимере, в Переславле Залесском, в Юрьеве Польском, на Костроме, на Плесе, в Юрьевце Повольском, в Нижнем Новгороде и в Нижегородских пригородех и в уездех, на Болахне, на Кинешме, в Луху, в Гороховце, в Ядрине, и в уездех тех городов, в Галиче и в Галицких пригородех, и в Арзамасе, и на Алатаре, на Курмыше, в Темникове, на Вятке с пригороды, в Кайгородке, на Пинеге и в Кевроле, и в Мезени, во Ржеве Володимеровой, в Торопце, в Боровску, в Звенигороде, в Рузе, в Волоку Ламском, в Можайску, в Мосальску, в Дмитрове, в Серпухове, во Брянску, в Корачеве, в Севску и во всей Комарицкой волости, в Путивле, в Курску, в Рыльску, на Осколе, в Белгороде, на Волуйке, в Медушской, и в Пехрянской, и в Белозерской десятинах, и тех городов в пригородех и в уездех монастыри, и соборные церкви, и ружные, и приходские храмы» (ААЭ. Т. 3. 164. С. 231).

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Макарий Булгаков 1879–1882 Иоанникий Руднев 1882–1891 Леонтий Лебединский 1891–1893 Сергий Ляпидевский 1893 Нарвское викариатство Учреждено в 1887 году. Епископы (в С.-Петербурге): Владимир Шимкович 1887–1890 Никандр Молчанов 1891 (первый викарий с 1893) Гдовское викариатство Учреждено в 1892 году. Епископы (в С.-Петербурге): Николай Налимов 1892–1893 Назарий Кириллов 1893 Московский Патриархат Патриархи Московские и Всея Руси. Иов 1589–1605 Игнатий, лжепатриарх 1605–1606 Гермоген 1606–1612 Междупатриаршество 1612–1619 Филарет Романов 1619–1634 Иоасаф I 1634–1641 Иосиф 1642–1652 Никон Минин 1652–1658 Питирим, митрополит Крутицкий, правитель 1658–1667 Иоасаф II 1667–1672 Питирим 1672–1673 Иоаким Савелов 1674–1690 Адриан 1690–1700 Стефан Яворский , местоблюститель 1700–1721 Синодальный период 1721–1917 Тихон 1917–1925 Сергий (Страгородский) 1943–1944 Алексий I (Симанский) 1945–1970 Пимен (Извеков) 1971–1989 Алексий II (Ридигер) с 1990 Епископат Московской Патриархии (состояние на 19 июня 2002 года) Россия Епископ Абаканский и Кызылский Ионафан (Цветков) Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона (Карпухин) Епископ Балтийский      Серафим (Мелконян), викарий Смоленской епархии Епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов), председатель Миссионерского отдела при Священном Синоде Епископ Благовещенский и Тындинский Гавриил (Стеблюченко) Епископ Брянский и Севский Фефилакт (Моисеев) Архиепископ Верейский Евгений (Решетников), викарий Московской епархии, председатель Учебного комитета, ректор Московских Духовных академии и семинарии Епископ Ветлужский Феодосий (Васнев), викарий Нижегородской Епископ Видновский Тихон (Недосекин), викарий Московской епархии Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (Тимофеев)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010