С самого начала своего основания Новодевичий монастырь занял одно из первостепенных мест среди московских обителей. Государи московские чтили и украшали его. В 17 веке у московских царей появился обычай ежегодно приезжать на богомолье в монастырь 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери Одигитрии. Царский двор останавливался в шатрах у стен монастыря. Стояли вечерню, всенощную, на следующий день - обедню, а потом от царского имени устраивалось обильное угощение. Отсюда пошёл обычай любимого у москвичей ежегодного народного гулянья на Девичьем поле, позднее перенесённого в район Пресни, в Новинское. Новая обитель с первых же дней заняла особое положение: здесь постригались (и не всегда добровольно) в монахини представительницы знатных боярских и княжеских родов, родственницы и жёны русских царей. В 1598 году после смерти царя Фёдора Ивановича (1557-1598), его вдова царица Ирина Фёдоровна (в девичестве Годунова) (1557-1603) приняла здесь постриг под именем Александры. Вместе с ней в монастырь на жительство удалился и её брат - ближний боярин покойного царя Борис Фёдорович Годунов (1552-1605). И сюда к стенам монастыря, 21 февраля 1598 года пришли бояре, духовенство и народ - просить Бориса Фёдоровича стать во главе государства. С 1610 года в монастыре жила инокиня Ольга - дочь Бориса Фёдоровича Годунова Ксения Борисовна (1582-1622). А в 1689 году монастырь принял ещё одну высокопоставленную узницу - царевну Софью Алексеевну (1657-1704). В 1698 году она была пострижена здесь под именем Сусанны. Позднее в монастыре были заточены её сёстры - Екатерина (1658-1718), Мария (1660-1723) и Федосья (1662-1713). В 1698 году под окнами Софьиной кельи по приказу Петра I Алексеевича (1672-1725) были повешены её сторонники - 300 мятежных стрельцов, участников стрелецкого восстания, подавленного под Новым Иерусалимом. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря погребены дочь Ивана IV Васильевича Грозного Анна (1549-1550), и дочери царя Алексея Михайловича (1629-1676) - царевны Софья (1657-1704), Екатерина (1658-1718), Евдокия (1650-1712), первая жена Петра I Алексеевича - Евдокия Фёдоровна (в девичестве Прасковья Илларионовна Лопухина) (1669-1731), во иночестве Елена.

http://sobory.ru/article/?object=03275

Статья Введение Институт монашества всегда играл значимую роль в истории Русской Православной Церкви и России в целом. Долгое время монастыри были очагами культуры, богословия и науки, а монашество было одним из наиболее образованных слоев населения. Время правления Петра I (1672–1725) и секуляризация церковных земель при Ekamepuhe II (1729–1796) оказались для русского монашества эпохой больших перемен и серьезных испытаний, влияние которых чувствовалось в дальнейшем на протяжении всего Синодального периода. Реформы задели все стороны иноческого быта и привели к печальному положению дел. При внешнем благополучии обителей в недрах монастырской жизни назрели проблемы, которые требовали разрешения. Иночествующие замечали, что в большинстве обителей упала дисциплина братии, опустился нравственный уровень и распространилось пьянство . В начале ХХ века мысль о необходимости реформы монастырей и монашества стала плодотворной почвой для дискуссии о положении и роли русского монашества в жизни общества . Этого не могли не заметить иерархи Церкви. Инициативу реформ взял в свои руки архиепископ Никон (Рождественский) (1851–1919). Еще будучи архимандритом, он был активным апологетом монашеских идеалов, а став епископом, приступил к активным действиям по их защите, предварительно заручившись поддержкой высшей церковной власти . В результате его трудов в Троице-Сергиевой Лавре с 5 по 13 июля 1909 г. осуществлял свою работу Первый всероссийский съезд монашествующих. Собравшиеся монашествующие были настоятелями и насельниками монастырей Российской империи . Однако положение участников было неравным . Одни были назначены с правом решающего голоса, другие — с правом совещательного голоса. То есть у второй категории членов не было права голоса по любым вопросам, их роль в съезде сводилась к консультативным функциям. Присутствовало 50 действительных членов и 60 с правом совещательного голоса . Право решающего голоса получили по преимуществу настоятели монастырей, а право совещательного голоса в большинстве своем получили лица, не занимавшие в монастыре высших административных постов.

http://bogoslov.ru/article/6174533

В ряду митрополий К-польского Патриархата А. занимала высокое 12-е место; в ее подчинении находились 6 епископий: Амис(ос), Синоп(а), Ивора (Пимолисса), Андрапа, Леонтополь (Залихи), Зела. В XV в. А. перемещается на 13-е, а позже - на 11-е место, причем подчиненные кафедры уже не упоминаются. В период тур. господства, когда население А. значительно сократилось, резиденция епископа была перенесена в приморский г. Амис . Епископы и митрополиты А.: Никитий (I в.?); Федим (ок. 240); Афинодор, брат свт. Григория Чудотворца (ок. 270); Мелетий (упом. в 297); сщмч. Василий († ок. 322); Евтихиан (упом. в 325); Евлалий (упом. в 343/44); свт. Астерий (380...410); Палладий (упом. в 431); Мелетий; его преемник св. Селевк (упом. в 458); Мамант (491...518); Стефан (упом. в 553); Иоанн (упом. в 680 и 692); Даниил (упом. в 787); Феофилакт (в 792 перенес в А. мощи св. Исихия); Никифор (упом. в 868); Малакен (ок. 900); Стефан (с 925 Патриарх К-польский); Лев (упом. в 1166 и 1170); Михаил, его преемник; Стефан (упом. в 1197); Каллист Лимнийский (с 1315); Михаил (упом. в 1370); Иосиф Лимнийский (упом. в 1384); Иоасаф (упом. в 1439); Даниил (ок. 1450); Савватий (1546-1547); Геннадий (1563); Иоасаф (1572-1578); Григорий (1617-1623, позже Патриарх К-польский); Мелетий (1623-1626); Захария (1626-1633); Мелетий (2-й раз в 1633-1635); Езекииль (1635-1641); Митрофан (1641-1644); Арсений (1644-1652); Косма (1652-1656); Герасим (1656-1665); Косма (1665-1668); Герасим (1668-1672); Иоасаф, Иоанникий и Дионисий (до 1724); Агапит (ок. 1725); Каллиник (1732); Вениамин (1756); Гавриил (до 1766); Дионисий (1771-1780); Паисий (1780-1809); Неофит (1809-1826); Дионисий (1826-1827); Неофит (2-й раз до 1828); Мелетий Панкалос (1828-1830); Дионисий (2-й раз 1831-1835); Каллиник (1835-1847, позже Патриарх К-польский); Кирилл (1847-1855, избран Патриархом К-польским); Софроний (1855-1863, позже Патриарх К-польский и Александрийский); др. Софроний (1864-1887); Анфимий Алексудис (1887-1909); Герман Каравангелис (1909). Позже кафедра не замещалась. Искусство

http://pravenc.ru/text/114300.html

Кафедра пустовала около четырех лет. Герасим архиепископ, рукоположен в 1612 (Великим постом) † 20.02.1617 Арсений (Апостол) архиепископ, свт., бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 1615 по нач. 1626 на покое; † 29.04.1630 Иосиф (Курцевич) архиепископ, бывший еп. Владимиро-Волынский и Брестский с августа 1626 по 21.03.1634 отлучен и сослан в Сийский монастырь: † 15.06.1642 Серапион епископ, рукоположен с 5.10.1634 Софроний архиепископ, свт., рукоположен с 29.01.1654 † 13.09.1654 Иосиф архиепископ, рукоположен с 1655 по апрель 1656 на покое; † в начале 1657 Филарет архиепископ, рукоположен с 10.08.1656 по 1658 архиепископ Смоленский и Дорогобужский Стефан архиепископ, рукоположен с 9.05.1658 по 1661 по доносу вызван в Москву в 1661 –1666 состоял при Архангельском соборе в Москве Суздальская и Юрьевская С 1672 года Стефан архиепископ, повторно с 1666 по 2.07.1679 лишен сана и сослан в Новгородский Лисицкий мон.; † 1679 Маркелл архиепископ, рукоположен с 21.03.1680 по 6.09.1681 митр. Псковский и Изборский Павел (Моравский) архиепископ, бывший архиеп. Коломенский и Каширский с 6.09.1681 по ноябрь 1681 митр. Рязанский и Муромский Иларион архиепископ, свт., рукоположен с 11.12.1681 митрополит с 25.03.1682 по 28.02.1705 на покое; †14.12.1708 (1707) Ефрем (Янкович) митрополит, бывший митр. Сербский † 18.03.1712 Игнатий (Смола) епископ, рукоположен с 7.09.1712 по 25.01.1719 митр. Сарский и Подонский Варлаам (Леницкий) епископ, рукоположен с 31.05.1719 по 19.04.1724 еп. Коломенский и Каширский Иоаким епископ, бывший еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии с 11.10.1725 по 13.04.1731 еп. Ростовский и Ярославский Гавриил (Русской) епископ, рукоположен с 24.11.1731 по 17.09.1735 архиеп. Казанский и Свияжский Афанасий (Кондоиди) епископ, бывший еп. Вологодский и Белозерский с 17.09.1735 † 10.10.1737 Симон (Тихомиров) епископ, рукоположен с 21.11.1739 † 15.12.1747 Порфирий (Крайский) епископ, рукоположен с 30.05.1748 по 9.10.1755 еп. Коломенский и Каширский Сильвестр (Гловатский) митрополит, бывший митр. Сибирский и Тобольский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Когда в 1672 году запорожцы отправили в Москву посольство для переговоров о принятии ими подданства России, они одновременно послали своих выборных и в Межигорский монастырь, предлагая настоятелем его считать обитель войсковою обителью войска запорожского с тем, чтобы монастырь посылал постоянно своих священноиноков в Сечевую церковь, и принял в своё заведование войсковой госпиталь, для содержания в нём нищих, калек и увеченных, из числа запорожцев, на счёт самой Сечи. За это Сечь обязывалась быть постоянным приходом ( " парафией " ) Межигорской обители и ктитором монастыря. Соглашение состоялось; госпиталь немедленно был устроен в Межигории и с этого времени запорожцы до самого упразднения Сечи принимали у себя духовенство только из Межигорской обители. Между Сечею и Межигорьем устанавливается неразрывная связь. Монастырь стал религиозным центром казачества в этих краях, местом молитв " за грешную душу казацкую, переполненную прегрешениями в бесплодной отваге и широкой воле, чуждых остальному населению. " Каждый казак считал своим долгом хоть раз в жизни поклониться Спасу Межигорскому. 1670-1700 годы были для Межигорья временем наибольшей славы, а вместе с тем – и временем наибольших вложений в него. Акты, которыми поклонники закрепляли за ним свои приношения, передают благоговение казачества к монастырю. Многие запорожцы, покидая свою разгульную жизнь, приходили сюда начинать новую жизнь в монашестве. В эту пору расцвета монастырь был перестроен в формах " украинского (мазепинского) барокко. " При Петре I, во время его опалы на запорожцев, связи монастыря с Сечею пошатнулись и не возобновлялись более в прежнем виде. При этом связь с военными родами сохранялась - здесь, к примеру, в 1725 году принял рясофор происходивший из полковничьей семьи будущий святитель Иоасаф Белгородский. Обитель окончательно пришла в упадок около половины XVIII века. В довершение же всего в 1787 году страшный пожар истребил её до тла. Монастырь был упразднен, а на его месте была открыта фабрика фарфоровых изделий, так как близ Межигорска была открыта фарфоровая и фаянсовая глина. Убыточная фабрика была упразднена через полвека существования, обитель была восстановлена в 1860 году. Однако теперь это был небольшой монастырь, ограниченной в своих скудных средствах и подчинённой ведению Киево-Печерской Лавры. Монастырь оказался снова упразден после пожара, но был восстановлен в 1884 году. В 1888 году митрополит Киевский Платон пожертвовал 15000 рублей на его возобновление. В 1894 году монастырь, ранее всегда бывший мужским, был обращен в женский и подчинен новооснованному Киевскому Покровскому женскому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=36130

В 1988 Дмитрий Донской был причислен к лику святых Православной Церковью. Петр I (1672-1725 гг.) Петр I Великий — последний русский царь и первый российский император из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича и его второй супруги Натальи Нарышкиной родился 30 мая 1672 года. Петру I принадлежат заслуги усиления военной мощи России, создания регулярной армии и военно-морского флота. Свой талант полководца и организатора Петр I проявил Петр I был не только выдающимся организатором побед, но и часто — непосредственным участником сражений. Петр Александрович Румянцев (1725-1796 гг.) Граф Петр Александрович Румянцев — русский полководец, генерал-фельдмаршал. За победы над турками в битвах при Ларге и Кагуле получил Орден св. Георгия I степени и титул Задунайского. Александр Васильевич Суворов (1730-1800 гг.) Великий полководец России. Один из основоположников русской военной теории. За годы своей карьеры принял участие в 60 сражениях, ни одно из них не проиграл. Его полководческий гений ярко проявился при взятии штурмом крепости Измаил, считавшейся неприступной, разгроме турок при Рымнике, Фокшанах, Кинбурне. Александра Суворова также прославил знаменитый Швейцарский поход 1799 года — военная операция русских и австрийских войск, призванная изгнать французские революционные войска под командованием генерала Андрэ Массены из Гельветической республики. Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813 гг.) Михаил Кутузов имел множество высоких титулов. Граф, светлейший князь Смоленский. Генерал-фельдмаршал. Он был участником русско-турецких войн, а также командовал русской армией во время войны 1812 года, одержав победу над армией Наполеона. Кутузов дважды был тяжело ранен, эти травмы считали смертельными, но великий полководец России выжил и стал легендой. Петр Иванович Багратион (1769-1812 гг.) Полководец Петр Багратион известен тем, что не знал поражений на поле боя. Русский генерал от инфантерии, шеф лейб-гвардии Егерского полка, главнокомандующий 2-й Западной армией в начале Отечественной войны 1812 года обеспечил русской армии множество побед.

http://pravmir.ru/velikie-polkovodcy-ros...

И. о. была образована 26 сент. 1937 г., в нее вошел ряд районов Восточно-Сибирской обл., внутри И. о. был создан Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный окр. (с 1958 Усть-Ордынский Бурятский автономный окр.). 3 сент. 1990 г. Бурятский автономный окр. принял Декларацию об экономическом самоопределении. 11 окт. 2005 г. между И. о. и Бурятским автономным окр. был подписан договор об объединении территорий; 1 янв. 2008 г. Усть-Ордынский Бурятский автономный окр. вновь стал частью И. о. Религия Религ. жизнь на территории И. о. формировалась под воздействием мн. религий: языческих верований, христианства, буддизма, ислама, иудаизма и др.- как результат многовекового совместного проживания представителей монголоязычных, тунгусо-маньчжурских, слав., тюрк., финно-угорских и др. народов. В наст. время в И. о. насчитывается более 400 религ. объединений, из к-рых 284 зарегистрированы в управлении Мин-ва юстиции РФ по И. о., ок. 130 групп действует без регистрации (в 1990 действовало 35 зарегистрированных общин). Религ. объединения региона относятся к 22 конфессиям и деноминациям. Подавляющее большинство общин входит в Иркутскую и Ангарскую епархию РПЦ (232 прихода и иркутский в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. мон-рь ). Православие исповедует 75% верующего населения. Православие Острожная башня со Спасской часовней (1667) с Илимского острога (Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы») Острожная башня со Спасской часовней (1667) с Илимского острога (Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы») начало распространяться в регионе с приходом сюда рус. служилых людей в нач. 30-х гг. XVII в. В 40-х гг. XVII в. была построена церковь в Братском остроге (ныне г. Братск). Духовными и хозяйственными центрами края являлись правосл. обители. Во 2-й пол. XVII в. были основаны муж. мон-ри: Усть-Киренский во имя Св. Троицы (1663), Спасский Братский (1671), иркутский в честь Вознесения Господня (1672). С 1689 г. существует Знаменский жен. мон-рь в Иркутске. В начальный период освоения Прибайкальского края строились в основном часовни, в XVIII в. начали сооружаться не только деревянные, но и первые каменные церкви. В 1-й пол. XVIII в. число правосл. жителей в Прибайкалье значительно возросло за счет постоянного притока переселенцев из Европ. России и вслед. миссионерской деятельности Церкви среди коренного населения. В 1706 г. было учреждено Иркутское и Нерчинское вик-ство Тобольской и Сибирской митрополии, в 1727 г. преобразованное в самостоятельную епархию. В 1725 г. при Вознесенском мон-ре была создана первая в Вост. Сибири школа, в 1780 г. в Иркутске открылась ДС. Миссионерство было одним из главных направлений деятельности Иркутских архипастырей.

http://pravenc.ru/text/674057.html

Никифор , 1352. Савва , из Антониева?, упом. 1375, 76; † 20 июля 1377. (Новг., I, 90 и 91; IV, 73). Давид , 1386. (Соф. Вр., I, 380). Парфений , 1398. Прежде игум. Благовещенский? Варлаам , 1408, не из Лисицкого-ль? (Ист. Иер., V, 19); 1410–19 (Новг., I, 104; II, 187, 235). ? Харитон , 1420 (Новг. Лет., 237). Мисаил , 1449. Григорий , 1460. Феодосий , 1476. Кассиан , без имени, 1499 (он-ли? Новг., 144 и 145). В дек. 1504 сожжён за ересь. Иона , 1517–22; 23 мар. хирот. в еписк. Рязанского. Силуан , с 2 окт. 1530. Гурий , 15 сент. (sic) 1539. Кассиан упом. в житии св. Ионы архим., после еписк. (Рязанский?). Иларион , 1551–53. Геннадий Межов перев. из Псковского Спасо-Елиазарова, 1554–58. Варфоломей , 1558–64. Леонид , 15 нояб. 1567; после в Чудове. Феоктист определён в сент. с Москвы, 1571 и 72 (авг.). Александр 12 сент. 1576 хирот. в архиеп. Новгородского. Мисаил , в янв. 1580, а в апр. 1589 хирот. в еписк. Псковского. Иоаким , 1589–99. Никандр , 1606–18. Дионисий , 1618–32. Иона , 1632 и 33. Герасим , бывший Вятский Трифоновский, упом. в янв. 1634 и 35. После в Вятском Трифоновом. Нифонт определён 7 мар. 1635–39. Иларион , 1640–60. Феодосий , 1661, а 23 мая 1667 перев. в Троицкий Сергиев. Пароений , 1667–1672; 25 февр. хирот. в митр. Астраханского. Симеон , с 1672, а 16 апр. 1676 хирот. в архиеп. Тверского. Иов 6 июня 1676 перев. из Боровского Пафнутьева; до 1701. Сильвестр Холмский в 1701 перев. из Деревяницкого, а 22 окт. 1704 в Троицкий Сергиев. Гавриил Донецкий , бывший архим. Симоновский, потом Иверский, определён в дек. 1704, а в авг. 1708 отрешён, за нерадение. Исаак , в авг. и окт. 1708 (Ист. Иер., VI, 809). Аарон Еропкин 27 дек. 1708 перев. из Валдайского Иверского; 24 янв. 1714 хирот. в викария Новгородского с управлением монастыря. В 1723 уволен на покой. Андроник , из Углицкого Покровского, в 1723–1725; отставлен. После в Антониеве. Маркелл Родышевский 27 сент. 1725 перев. из Псково-Печерского; в 1726 предан суду и был в заключении до мар. 1729. В 1732 был в заключении в Кириллове-Белозерском.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В алтаре: образ Божией Матери Цесарской стоящий за престолом в резной золоченой тумбе, украшенный серебром золоченым и жемчугом; образ Божией Матери Иверской древний, подарок купца Стрельникова в той же тумбе, украшенный резным золоченым серебром; образ Божией Матери Владимирской в отдельной тумбе с рукоятием, образ был в деревянной церкви запрестольным. Предалтарный иконостас резной золоченый в пять ярусов, современен времени построения храма. Царские врата с двойной резьбой золоченые с шестью клеймами: Благовещение Божией Матери и четыре Евангелиста. Над вратами в полукружии Тайная Вечерня. Местные образа по правую сторону царских врат: образ Вседержателя в 1827 году украшен чеканной серебряной золоченой ризой купцом Г. Медведковым; образ Божией Матери Владимирской украшен на подобии подлинной Владимирской иконы. Вокруг образа на особой деке изображен акафист Божией Матери, в трех клеймах избавление Москвы Божией Матерью от Тамираксака, внизу подпись: «писаны кондаки и икосы 1725 года»; образ Сретения Божией Матери Владимирской с историей перенесения образа Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году; образ Знамения Божией Матери; образ Иоанна Предтечи; образ Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев. Слева от царских врат: образ Божией Матери Казанской в 1829 году богато украшенный купцом Адрианом Саблиным; образ Воскресения Христова украшен в 1852 году прихожанами; образ Пресвятой Троицы с надписью: «писанъ сей образъ 1726 года W.T.”; образ Жен Мироносиц с надписью: «писанъ сей образъ 1724 года, писалъ Стефанъ Соколовъ»; образ Святого Николая Чудотворца с надписью: «1717 года написанъ сей образъ»; образ Трех Вселенских Святителей. Второй ярус: по центру над царскими вратами два Ангела, резные, держащие над вратами корону, а по сторонам на двенадцати деках Господские и Богородичные праздники. Над пономарской дверью - образ Божией Матери Неопалимая Купина с надписью: «1672 года, Марта въ 1-й день, писанъ сей образъ тщаниемъ и иждивениемъ Григорья, Федора и Петра Сусловыхъ, и отдана съ паю (съ обща) въ церковь къ Сретению Богородицы в казну». Третий ярус: по центру Господь Вседержатель, по сторонам на десяти деках предстоящие Божия Матерь и Иоанн Предтеча, два Ангела и четырнадцать Апостолов. Четвертый ярус: по центру Божия Матерь, сидящая на престоле, по сторонам на десяти деках Пророки. Пятый ярус: по центру Господь Саваоф, по сторонам на десяти деках Праотцы.

http://sobory.ru/article/?object=22229

В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь Руси - икона Владимирской Богоматери, перевезённая сюда в 1395 году из Владимира. В тот год взяв Елец, полчища Тамерлана двинулись на Москву, и небыло спасения царствующему граду... Тогда из Владимира в Москву была доставлена икона Владимирской Богоматери, и в тот же день " Темир Аксак царь убояся и устрашися... и к Руси тыл показующи, аки некими гонимы быша " . По преданию, икона Владимирской Богоматери была написана св. евангелистом Лукой и принесена из Царьграда в дар князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому (ум. 1174). Южный портал собора украшают врата работы балканских мастеров 14 века, перевезённые в 1401 году из суздальского Рождественского монастыря. На медных пластинах ворот золотой наводкой изображены сюжеты на библейские темы. Каждая эпоха оставляла свои следы в Успенском соборе. В 1551 году, во времена Ивана Васильевича Грозного (1530-1584), резчики по дереву изготовили и установили в храме узорочное " царское место " , или, как его стали называть, " Мономахов трон " . Ножками трона служат четыре вырезанных из дерева зверя, а стенки трона покрыты барельефами, изображающими получение Владимиром Всеволодовичем Мономахом (1053-1125) царских регалий в Константинополе. Над троном возвышается резной шатёр на фигурных столбиках. Рассказывают, что когда при подготовке к коронации Екатерины I (1684-1727) этот трон хотели убрать из собора, то Пётр I Алексеевич (1672-1725) сказал: Я сиё место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские государи, на нём сидели " . В алтаре Успенского собора находились три больших креста, называемых Корсунскими. По преданию, их привёз из Корсуни в Киев св. равноапостольный князь Владимир Святославович (ок. 960-1015), откуда они попали во Владимир, а затем в Москву. В ризнице собора хранился яшмовый сосуд для драгоценного мира, которым русских царей помазывали при венчании на царство - так называемая Августова Крабия. Этот сосуд, по преданию, принадлежал ещё римскому императору Августу. Из Рима он попал в Византию, а оттуда был прислан в дар императором Алексеем Комнином Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Среди утвари собора выделялись два потира, привезённые Иваном Васильевичем Грозным из Новгорода. По преданию, они принадлежали св. Антонию Римлянину и были привезены им из Рима.

http://sobory.ru/article/?object=03386

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010