XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Нягое I Басараб (1512-1521), Теодосие (1521), Влад VI Драгомир Кэлугэрул (1521-1522), Раду V из Афумаци (1522-1529 с перерывами), Владислав III (1523, 1524, 1525), Раду VI Бэдика (1523-1524), Басараб V (1529), Мойзе I (1529-1530), Влад Утопленник (Инекатул) (1530-1532), Влад Винтилэ (1532-1535), Раду VII Паисие (1534, 1535-1545), Мирча IV Пастух (Чиобану) (1545-1552, 1553-1554, 1558-1559), Раду VIII Илие (1552-1553), Пэтрашку Добрый (чел Бун) (1554-1557), Петру Молодой (чел Тынэр) (1559-1568), Александру II Мирча (1568-1574, 1574-1577), Винтилэ I (1574), Михня II Турок (1577-1583, 1585-1591), Петру Серьга (Черчел) (1583-1585), Штефан Глухой (Сурдул) (1591-1592), Александру Злой (чел Рэу) (1592-1593), Михай II Храбрый (Витязул) (1593-1601), Николае I Пэтрашку (1599-1600, вместе с Михаем II), Симеон Мовилэ (1600-1601), Раду IX Михня (1601-1602, 1611-1616, 1620-1623), Раду X Шербан (1601, 1602-1611), Габриель Батори (янв.-март 1611), Гаврил Мовилэ (1616, 1618-1620), Александру Ильяш (1616-1618, 1628-1629), Александру Князек (Коконул) (1623-1627), Леон Томша (1629-1632), Раду XI Ильяш (1632), Матей Басараб (1632-1654), Константин Шербан (1654-1658, 1660), Михня III Раду (1658-1659), Георге Гика (1659-1660), Григоре Гика (1660-1664, 1672-1673), Раду XII Леон (1664-1669), Антоние Водэ из Попешти (1669-1672), Георге Дука (1673-1678), Шербан Кантакузин (1678-1688), мч. Константин Брынковяну (1688-1714), Штефан II Кантакузин (1714-1715), Николай Маврокордат (1715-1716, 1719-1730), Иоанн Маврокордат (1716-1719), Константин Маврокордат (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763), Михай Раковицэ (1730-1731, 1741-1744), Григоре Гика (1733-1735, 1748-1752), Матей Гика (1752-1753), Константин Раковицэ (1753-1756, 1763-1764), Скарлат Гика (1758-1761, 1765-1766), Штефан Раковицэ (1764-1765), Александру Гика (1766-1768), Григоре Гика (1768-1769), российская военная администрация (1769-1774, 1806-1812, 1828-1834, 1853-1854), Александр Ипсиланти Старший (1774-1782, 1796-1797), Николай Караджа (1782-1783), Михаил Суцу Старший (1783-1786, 1791-1793, 1801-1802), Николай Маврогени (1786-1790), российско-австр.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1628 г., при Никодиме II (Метаксасе) (1628-1646), друге патриарха Кирилла I Лукариса , Кефалинийская и Закинфская епископия была возведена в ранг архиепископии и прекратила подчиняться Коринфской митрополии. К кружку ученых, собравшихся вокруг Кирилла Лукариса, относился выдающийся аристотелик Феофил Коридаллевс (ок. 1574-1646), преподававший в 1619-1621 гг. на Кефалинии. Архиеп. Никодим II основал на острове 1-ю типографию, что неоднократно давало его противникам повод для доносов. Жители Закинфа были недовольны удалением его предшественника закинфийца Парфения (Доксараса), в 1630 г. за неподчинение Никодим отлучил их от Церкви. Обе стороны отправили прошения в сенат Венеции, который отверг жалобы закинфийцев, но распорядился отменить наложенное на них отлучение. В 1639 г. сенат Венеции детально определил полномочия Кефалинийского и Закинфского архиепископа, запретив впредь совмещение этой должности с хорепископским саном. В 60-х гг. XVII в. Кефалинийская и Закинфская епархия была подчинена Филадельфийскому митрополиту, кафедра которого находилась в Венеции. В 1667 г. на Кефалинии, по сообщению еп. Джузеппе Марии Себастиани, насчитывалось 400 православных церквей и 9 монастырей с многочисленной братией. После турецкого завоевания Крита (1669) на Ионические о-ва, в т. ч. на Кефалинию, прибыли тысячи беженцев, среди них были интеллектуалы и художники критской школы. При Тимофее (Типалдосе-Харитатосе) (1684-1718) кафедра лат. епископа была перенесена с Кефалинии на Закинф. Уроженцами Кефалинии были братья Иоанникий и Софроний Лихуды , преподававшие в Москве (см. в ст. Славяно-греко-латинская академия ). Кефалиниец Афанасий Скиада, преемник Софрония Лихуда на посту профессора, составил описания греч. и слав. рукописей Синодальных б-ки и типографии. В правление имп. Петра I на рус. службе были и др. греки-кефалинийцы: Иаков Пиларинос или Пелярино (главный врач Петра I), Герасим Фока (духовник Петра I), Георгий Поликала (лейб-медик имп. Екатерины I). С Кефалинии также происходили писатель и проповедник Илия (Миньятис) (1669-1714), еп. Керницкий и Калавритский, философы и богословы Викентий Дамодос (1700-1752) и его родственник и ученик Антоний Мосхопулос (1728-1788), а также к-польский иерокирикс Николай Мавроидис (1708-1788), составивший сборник апологетических и полемических проповедей на Великий пост.

http://pravenc.ru/text/1684289.html

Наталия Алексеевна, великая княжна, дочь царевича Алексея Петровича, от брака с Шарлотой-Христиной-Софией, принцессой Брауншвейг-вольфенбюттельской, род. 1714 г. ум. 1728 г. 51 Веселовский Исаак Павлович, начал службу при Петре I, обучал русскому языку имп. Петра III (в 1742) и ум. тайн. сов. в глубокой старости, в 1754 г. 52 Родитель этот, Петр Михайлович, впоследствии граф, род. в 1664 г. ум. 1743 г. Он – первый Бестужев, начавший писаться Бестужевым-Рюминым. 54 Семейству его, постановлением Верховного Тайного Совета 4 октября 1727 г., определено дать 25 тыс. руб. вознаграждения – сумма, по тому времени, большая. См. Чтения в Обществе Истории к Древностей Российских. 1858 г. кн. III. Отд. II. с. 66. 55 Князь Меншиков, 25 мая 1727 г., обручил 18-летнюю дочь свою, Марию, имп. Петру II. – Невеста эта разделила жребий своего отца. 58 Евдокия Федоровна Лопухина, в иночестве Елена, первая жена имп. Петра I и мать царевича Алексея, родилась в 1669 г., венчана с Петром в 1689 г., пострижена в 1669 г.; взята под крепкую стражу в 1718 г.; ум. 27 Августа 1731 г 59 Пашков Егор Иванович, генерал-майор, член военной коллегии в 1727 г. Владелец мызы Рябова, в 15 верстах от Охты, в 1722 г. 62 Бестужев-Рюмин Михаил Петрович, впоследствии граф, род. 1618 г. ум. 1760 г., находился послом в Стокгольме с1721 по 1741 г. Жене его, рожденной гр. Головкиной, вдове гр. П. И. Ягужинского, урезав язык и она сослана в Сибирь в 1743 г. После того был женат вторично заграницей. 63 Нелединский, Юрий Юрьевич, дед известного писателя Юрия Александровича Нелецкого-Мелецкого, заведовал кожевенным делом в России, в 1716–1717 гг. 64 Кутузов, Тимофей Кириллович. Царедворцем заседал в Каммер-коллегии 1719 г. Был азовским ландратом в 1715 г. 65 Черкасов Иван Антонович, впоследствии барон, род. 1690 г. ум. l752 г. При имп. Петре I служил кабинет-секретарем, при имп. Анне сослан в Казань; при имп. Елизавете был действительным тайным советником. 66 Кречетников, Никита, в 1736 г. был подполковником и, с 29 марта, генерал-провиантмейстер-лейтенантом. – Сын его, Михаил Никитич, генерал-аншеф и главнокомандующий в новоприсоединенных от Польши областях 6 мая 1793 г., возведен в графское Российской Империи достоинство, но, спустя 3 дня, умер бездетным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

называет его мужем удивительным. Что он пользуется уважением у греков и доселе, видно из того, что проповеди его продолжают печататься и до настоящего времени. В XVII веке процветали: Георгий Корезий, знаменитый богослов своего времени, ревностныий защитник православия против лютеранства и особенно папства, написавший между многими другими сочинениями «Систему Богословия»; Илия Минятий, родившийся в 1669 году на острове Кефалонии, учившийся в Венеции в тамошней греческой гимназии, учивший в той же гимназии, на островах Кефалонии и Закинфе, в константинопольской патриаршей школе и в Навплии, в1711г. принявший сан епископа керникского и калавритского, умерший в 1714 г. Приняв на себя звание иерокирикса, когда еще был учителем венецианской гимназии, он ревностно проходил его во всю свою жизнь, неустанно проповедуя во многих местах, где ему приходилось пребывать, и приобрел себе от современников славу блестящего проповедника. В половине прошедшего столетия, по поручению нашего высшего духовного начальства, были переведены на русский язык и напечатаны проповеди Илии Минятия , в руководство нашим проповедникам при составлении проповедей. Досифей, патриарх иерусалимский был глубокий богослов, проповедник, законовед, апологет и историк. Он оставл после себя много сочинений, большей частью полемического характера. Таковы: «Исповедание православной веры», составленное против учения кальвинистов; оно имеет связь с деяниями иерусалимского собора 1672 г., но принадлежит уму и перу самого Досифея. «Энхиридион» – сочинение также обличительное против учения кальвинистов о Церкви восточной. К произведениям Досифея можно также отнести те бесчисленные грамоты и послания, которые он рассылал как по востоку, так и за пределы его, напр. в Россию. Но важнейшее из всех сочинений Досифея – это «История иерусалимских патриархов». Это сочинение составляет драгоценное сокровище для истории Церкви вообще и в особенности для Церкви восточной. В XVIII столетии замечательными писателями на востоке были: Евгений Бумарис, бывший начальником афонской академии в половине XVIII в., отлично образованный и ученый человек, написавший «Православное исповедание», напечатанное в Амстердаме в 1767 г.– Козьма Этолийский, родившийся в 1714 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Долгоруков Князья Гуриели Фамилия эта, происхождение коей нам неизвестно, владела Гуриею. Князь Мамия Гуриели вступил, с землёю своею, в подданство России в 1810 году. Сын его, князь Давыд Мамиевич Гуриели, служа офицером в русских войсках, убит был на штурме Ахульго, в 1839 году. С ним пресеклась старшая, владетельная линия, но многие из младших отраслей фамилии Гуриели существуют поныне. Князь Леван ныне кутаисский губернский предводитель дворянства; двоюродные братья его князь Малакия и князь Давыд начальники гурийских дружин; князь Георгий умер в ноябре 1853 года от раны, полученной им при обороне крепостцы святого Николая на Турецкой границе; он женат был на княжне Шервашидзе, сестре владетеля Абхазии; оставил сына князя Иосифа (рождение 1837). Древнее имя этой фамилии Варданидзе; она управляла Сванетиею в одинадцатом веке, в качества эристава; в 1073 году, за мятеж против Царей Грузинских, лишена эриставства, но вскоре получила прощение и звание эристава Гурии. При распадении Грузии, в XV вака, на три царства и пять княжеств (см. вторую часть Российской Родословной Книги), Кахаберий Варданидзе, эристав гурийский, сделался независимым владетелем Гурии, в 1469 году († 1483). Он имел сына князя Георгия I († 1512), внука князя Мамию I († 1533), и правнука князя Ростома, поколенную роспись потомству коего мы здесь помещаем. отцовский ОТ КНЯЗЯ КАХАБЕРИЯ КОЛЕНО IV: Ростом Варданидзе, князь Гуриели † 1564 КОЛЕНО V: Князь Георгий II, владел с 1564 по 1583 и с 1587 по 1600 год Князь Вахтанг, владел с 1584 по 1587 год КОЛЕНО VI: Князь Мамия II, владел с 1600 по 1625 год Князь Кайхосро I, владел с 1626 по 1658 † 1659 КОЛЕНО VII: Князь Симон, владел с 1625 по 1626 † 1672 Князь Георгий III, владел с 1669 † 1684 Князь Малакия, владел несколько месяцев; потом пострижен в монахи и был архиепископом КОЛЕНО VIII: Князь Дмитрий, владел с 1659 по 1669 год Князь Кайхосро II, владел с 1684 † 1689 Князь Мамия III, владел с 1689 † 1714; женат на княжне Абашидзе КОЛЕНО IX: Князь Георгий IV, владел с 1714 † 1726

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1672 г. были созваны 2 Собора, на к-рых вновь обсуждалось - теперь уже в последний раз - «Исповедание...» Кирилла Лукариса. Причиной созыва Соборов послужила богословская полемика между католиками и протестантами, происходившая в то время во Франции. Реформатский пастор из Шарантона Ж. Клод (1619-1687), полемизировавший с католич. богословами-янсенистами (А. Арно, П. Николем и др.), выдвинул, ссылаясь на «Исповедание...» Кирилла Лукариса, утверждение, что правосл. Церковь отрицает пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в Е. и что учение о пресуществлении и о поклонении Св. Дарам нигде, кроме Римской Церкви, неизвестно. Янсенисты в свою очередь доказывали непрерывность веры Церкви в то, что в таинстве Причащения преподаются истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа и пытались заручиться свидетельством в пользу этого учения у представителей правосл. Церкви, действуя через франц. посла в К-поле Ш. Ф. Олье, маркиза де Нуантеля. Поддержка янсенистам была оказана крупнейшим греч. богословом и церковным деятелем того времени патриархом Иерусалимским Досифеем II Нотарой († 1707, патриарх с 1669). Появились неск. сочинений близких к патриарху Досифею II авторов, посвященных спору янсенистов с кальвинистами. Николай Спафарий († между 1708 и 1714), направленный в 1671 г. патриархом Досифеем II с дипломатическими целями в Москву, ранее, в 1667 г., адресовал франц. послу в Швеции А. де Помпонну, племяннику А. Арно, небольшое сочинение под названием «Руководство... то есть суждение Церкви восточной... о пресуществлении Тела Господня» (Enchiridion sive Stella Orientalis Occidentali splendens, id est sensus Ecclesiae Orientalis scilicet Graecae de transsubstantione Corporis Domini), где высказывался по поводу франц. евхаристического спора, поддерживая католич. сторону, но определяя при этом образ преложения Даров как непознаваемый ( Podskalsky. Griechische Theologie. S. 269-271). Патриарх Иерусалимский Нектарий († 1676, патриарх в 1661-1669) обнародовал 2 письма (1671/2), где подтверждал согласие с католиками в вопросе о «сверхъестественном пресуществлении Св.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ II ПАЛЛАДА [греч. Παλλαδς] († янв. 1714, Ватопедский мон-рь, Афон), свт. (пам. 15 янв.), патриарх Александрийский (25 июля 1688 - 20 янв. 1710). Род. на о-ве Крит в семье протопресвитера и иерокирикса (ритора) Феодора. Жизнеописание Г. П. составлено одним из его преемников, патриархом Герасимом III (1783-1788). Учился на Керкире и в Венеции. Хорошо знал древнегреч., лат., евр. и араб. языки. После неудачной попытки вернуться на Крит во время Критской войны (1645-1669) отправился в Пелопоннес, где преподавал. Переехав в г. Касторию, бывший тогда в составе Охридской митрополии, сначала преподавал, а затем был рукоположен во епископа Касторийского. Нек-рое время управлял Адрианопольской кафедрой. Затем был избран на Александрийский престол. Время его Патриаршества было нелегким в связи с притеснением христиан тур. властями. Вместе с др. вост. правосл. патриархами Г. П. подписал соборное определение 1691 г. по поводу общения греч. Церкви с англиканами, где были указаны мн. препятствия в деле соединения Церквей. В янв. 1692 г., находясь в угро-валашском мон-ре Михаила Воеводы, составил грамоты царю Петру Алексеевичу, царице Наталье Кирилловне и патриарху Иоакиму с просьбами о «милосердии и заступлении». Послания были переправлены в Москву с племянником Г. П. архидиак. и синкеллом Симеоном (буд. Александрийский патриарх Самуил Капасул (1710-1712, повторно в 1714-1723)). Из Москвы с Симеоном была прислана материальная помощь. Будучи на Александрийской кафедре, в полемике с латинянами Г. П. ввел нек-рые литургические нововведения, что вызвало недовольство К-польского патриарха Гавриила III. В 1702 г. он направил Г. П. послание, в к-ром просил их отменить, что и было сделано. Вслед. преклонного возраста и болезней Г. П. добровольно отказался от кафедры, оставил своим преемником Самуила и удалился на Афон, где и скончался. Г. П.- автор трудов по философии Аристотеля и Порфирия, по богословию и эортологии, по гимнографии, по гомилетике и проч. Он составил описание Синая, переведенное на рус. язык и опубликованное в Москве в 1783 г. В книге помимо собственно описания содержится история мон-ря и жизнеописание нек-рых его подвижников. Сохранился отрывок из послания к Петру I, где Г. П. написал о победе царя над Карлом XII.

http://pravenc.ru/text/164595.html

разделение Русской митрополии на Московскую и Западно-Русскую. 25 Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович (1595–1657), гетман Малороссии. После решения русского правительства о воссоединении Украины с Россией Хмельницкий возглавил Переяславскую Раду (1654), торжественно подтвердившую этот акт, находился во главе гетманского управления до своей смерти. 26 Дионисий IV Муселимис, Патриарх Константинопольский в 1671–1673, 1676–1679, 1682–1684, 1686–1687 и 1693–1694 гг. 28 Голицын Василий Васильевич (1643–1714), князь, дипломат и государственный деятель допетровской России; фактический глава московского правительства во время регентства царевны Софьи (1682–1689). 29 Сильвестр (Медведев Симеон Агафонович; 1641–1691), книгохранитель Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт. 30 Досифей II (Нотара; 1641–1707), Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины в 1669–1707 гг. 31 Иоанникий Лихуд (1633–1717) и Софроний Лихуд (1652–1730 ), греческие православные монахи, основатели Славяно-греко-латинской академии. 35 Дмитрий Тверитинов (Дерюшкин Дмитрий Евдокимович; 1667 – не ранее 1741), русский мыслитель и еретик. Основатель секты евангелистов. Родился в г.Твери, откуда получил свое прозвище. Был стрельцом, затем – слобожанином. В 1692 г. переселился в Москву. Около 1700 г. поступил в аптеку И. Грегори в Немецкой слободе, где изучил латинский язык, занимался медицинской практикой. Под влиянием идей протестантизма и на основе русских ересей XV–XVI вв. создал собственное учение, отрицающее внешнюю обрядность и церковную иерархию. В 1713 г. духовенство во главе с С. Яворским начало против Тверитинова следственное дело по обвинению в ереси. Тверитинов отрекся от своих воззрений и благодаря заступничеству придворных и Петра I в 1718 г. был освобожден на поруки. В 1723 г. Синод снял с него церковное проклятие. 36 Иванов Фома, цирюльник, родственник и последователь Дмитрия Тверитинова, осужден в 1714 г. и сожжен на костре на Красной площади. 38 Феодосий (Яновский Феодор Михайлович; † 1726), архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010