Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. М.: Наука, 2000 До закрытия в 30-х годах в ризнице и библиотеке церкви хранился значительный набор церковно-археологических реликвий. В Покровской церкви находилась лучшая в Шуе подборка икон 16-18 вв. (по свидетельству краеведов конца 19 в.). Пять из них находились на особом учете во Владимирской епархии. Это работы Шуйских иконописцев – “Покров Пресвятой Богородицы” (1652 г.) Григория Утешова, иконы “Всех Скорбящих Радость” (1747 г.), “Св. Иоанн Воин с житием” (1747 г.), список с иконы Шуйско-Смоленской Божьей Матери (1745 г.) Ивана Болотова. Чудотворная икона Иоанна Воина была передана в Покровскую церковь после упразднения городского суда в 1867 г. Второй по чтимости в Шуе и округе (после чудотворной иконы Шуйско-Смоленской Божьей Матери, находящейся в Воскресенском соборе) была икона Святого Иоанна Предтечи (по-преданию, дар Ивана Грозного), хранившаяся в Покровской церкви.  Церковная библиотека насчитывала около 200 томов (в 1884г.), среди которых Евангелие конца 16 в (не позднее 1601 г.), а также коллекция царских указов и манифестов 18 в. (35 документов) Приход Покровской церкви в Шуе и деревне Набережной состоял из 109 дворов, 412 мужчин, 508 женщин (1898 г). Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь/Из истории города Шуи в 19-начале 20 вв./Исторические очерки. Шуя. ШГПИ-РИО, 1994 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы зданием каменная, с таковою же колокольнею, пятиглавая; ограда при ней из белого камня с железными решетками. В писцовых книгах 1629 г. Афанасия Векова сказано: «в осыпи в кремле соборная церковь Покрова Пресвятой Богородицы да в приделе – Иоанна Предтечи и благородного князя Владимира Киевского древяна…» Из описания видно, что Покровская церковь была прежде соборною, в приходскую обращена она была в 1667 г. О причинах переименования ее в приходскую сказано в истории Воскресенского собора. В память прежнего первенства Покровской церкви между Шуйскими церквами за ней остается название собора: именуется она Старым Покровским Собором.

http://sobory.ru/article/?object=06253

Императрица Евгения (1826–1920) — дочь испанского гранда, вышедшая замуж за Hanoлeoha III (январь 1853 г.) вскоре после того, как в декабре 1852 г. он стал императором Франции. Трижды в отсутствие мужа была регентшей (1859, 1865, 1870 гг.), оказывала на него большое политическое влияние. Считалась законодательницей мод в Европе. После того, как Национальная ассамблея в Бордо отстранила 1 марта 1871 г. Hanoлeoha III от власти, уехала с ним и сыном в Англию, где подружилась с королевой Викторией. Остен Джейн (1775–1817) — английская писательница. Автор романов «Чувство и чувствительность» (опубл. 1811), «Гордость и предубеждение» (1813), «Мэнсфилд-парк» (1814), «Эмма» (1816), «Нортенгерское аббатство» и «Доводы рассудка» (опубл. посмертно, 1818). Действие этих романов происходит в английской провинции. Они отличаются тонким психологическим анализом и замечательным описанием деталей быта. Бёрни Фанни (1752–1840) — английская писательница, предшественница Джейн Остен, автор «Дневников и писем» (1842–1846), где описывается ее жизнь при дворе, а также романов «Эвелина» (анонимно, 1778), «Сесилия» (1782), «Камилла» (1796), «Странница» (1814). В молодости входила в литературный круг С. Джонсона. Низкая церковь — направление в англиканстве. Англиканство сложилось в XVI b. в правление Гehpuxa VIII (1491–1547) как «средний путь» между крайностями католицизма и радикального протестантизма. Со временем внутри англиканства произошло размежевание на Высокую церковь, уделяющую больше внимания обряду и тяготеющую к католицизму, и Низкую церковь, тяготеющую к протестантским сектам, более суровую и аскетичную. Штурм Иоганнес (1507–1589) — немецкий гуманист и педагог, ректор новой гимназии в Страсбурге, ревностный кальвинист. Свифт Джонатан (1667–1745) — английский писатель-сатирик. С 1713 г. состоял деканом собора Святого Патрика в Дублине. Упоминаемая Уэллсом «Вежливая беседа», написанная около 1713 г. (опубл. в 1738), представляет читателю образчики светской беседы того времени. Ап-парк был построен Фетерстоноу…  — Ошибка Уэллса. Ап-парк построен не Фетерстоноу. В действительности это поместье было куплено отцом сэра Гарри сэром Мэтью в 1747 г., а построено почти за полвека до того и успело сменить шесть хозяев. Библиотеку, о которой в дальнейшем упоминает Уэллс, собрал еще сэр Мэтью Фетерстоноу, член Королевского общества. Ап-парк взят под охрану Национальным трестом (организация по охране памятников старины) как связанный с юными годами Уэллса. Здесь не допустимы никакие изменения. Например, не отреставрирована картина, слегка поврежденная Уэллсом. В 1988 г. Ап-парк сильно пострадал от пожара, но в том же году был восстановлен.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

И мир не может понять, почему такая строгая и противная логике вера снова и снова дает самую большую радость. Я не знаю, как могла бы высочайшая на свете башня так долго стоять без основания. Еще меньше могу я понять, как стала бы она человеку домом. Если бы она рухнула, ее вспоминали бы как последний взлет фантазии, последний миф, которым разум хотел пробить небеса — и пал. Но разум не сломлен. Только у нее одной не сломлен разум среди повального безумия. Если бы она была ошибкой или приступом экстаза, она не продержалась бы и дня. Но она держится без малого две тысячи лет. У тех, кто в ее доме, ум яснее, душа уравновешеннее, инстинкты здоровей, они проще всех относятся к смерти и не боятся судьбы. Душа христианского мира, порожденная немыслимым Христом, — здравый смысл. Мы не смеем взглянуть на Его Лик, но мы видим Его плоды, и по плодам Его узнаем Его . А плоды эти — весомые, и плодородие — не только метафора, и нигде в этом печальном мире нет таких счастливых мальчишек, взобравшихся на яблоню, и таких свободных мужчин, поющих на виноградниках, как у нас, в ослепительном свете вечной молнии. notes Примечания 1 В одной из моих книг — путешествие вокруг света ради возвращения домой описано Честертоном в романе «Жив человек» (1912). 2 …где выцарапаны древние белые лошади — в Сассексе в течение многих веков выщипывают траву на меловых холмах, так что проступают древние изображения лошади. 3 …ковчег опозорен потопом — имеется в виду Ноев Ковчег, в котором горстка людей спаслась от всемирного потопа (Бт. VI—VII). 4 Святой Франциск Ксаверий (1506—1552) — католический миссионер на Востоке, «апостол Индии», стремился основать миссию в Китае. 5 Далай-лама — глава ламаистской церкви (тибетское ответвление буддизма). 6 Юлиан Отступник (331—363), римский император с 361 г . Издал эдикты против христиан, пытался возродить языческие культы, обосновав их философией и мистикой неоплатонизма. 7 УиндемДжордж (1863—1913) — английский политический деятель, писатель. 8 Свифт Джонатан (1667—1745) — английский писатель, автор «Путешествий Гулливера» (1726).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

с. Колемчице Хелмского повята, известен с 1604, упразднен в 1745), Замойский Николаевский братский (мужской, в г. Замостье (ныне Замосць), основан в 1606, упразднен в 1698), Докудовский Параскевинский (с. Докудов, ныне Бяльского повята, известен с 1613, упразднен до 1696), Подгорецкий Рождество-Богородичный (мужской, в с. Подгорцы (ныне Подхорце Хрубешувского повята), основан в 1641), Крешовский Рождество-Богородичный (мужской, в с. Крешов Белгорайского повята, известен с 1643), холмский Успенский (женский, в Холме, известен с 1654), Кособудский Крестовоздвиженский (мужской, в совр. с. Кособуды Белгорайского повята, известен с 1659), Бердыщенский (мужской, в с. Бердыще ныне Хелмского повята, известен в 1667-1709), Корховский Крестовоздвиженский (мужской, в с. Корхов Белгорайского повята, упом. в 1690-1720), люблинский Преображенский Братский (мужской, в Люблине, упразднен в 1698), Турковицкий Рождество-Богородичный (мужской, в с. Турковицы ныне Хрубешувского повята, известен с 1709, упразднен в 1749 униатами), Замчиский (в урочище Замчиско близ совр. с. Сусец Томашувского повята, известен с 1712), Параскевинский (женский, в совр. с. Пустельник Люблинского повята, упразднен в 1716), Щуровский (женский, ныне в с. Щурув Венгровского повята, известен с 1720), Радочницкий Антониевский (женский, в совр. с. Радечница Замойского повята, основан в 1882 как муж. община, с 1899 жен. община, с 1902 мон-рь, упразднен в 1915), Вировский Преображенский (женский, в с. Виров Соколовского у., основан в 1883 как община, с 1898 мон-рь, упразднен в 1915), Леснинский Богородицкий (женский, в с. Лесна Константиновского у., основан как община в 1884, с 1889 мон-рь, в 1915 в условиях эвакуации община распалась). Лит.: Лонгинов А. В. Червенские города: Ист. очерк в связи с этнографией и топографией Червонной Руси. Варшава, 1885; Кваснецкий А. В. Об упраздненных приходах и закрытых церквах б. Холмской греко-униатской епархии. Люблин, 1891; Гербачевский Ф. Русские древности и памятники православия Холмско-Подляшской Руси (Люблинской и Седлецкой губ.).

http://pravenc.ru/text/2561038.html

В описи г. Суздаля 1617 г. Лазаревская церковь записана так: «в остроге от Ризоположенского монастыря на левой стороне церковь Лазаря Праведного древяня вверх, да церковь с трапезою Сретение Христово, строение приходных людей, служит поп Яков Павлов, а идет ему государева руга». Эти деревянные церкви стояли до времени построения существующих каменных церквей. Церковной земли 1960 кв. саж. и две прикладные земли; документы на право владения землями имеются. Церковные документы: копии с метрических книг с 1794 г., исповедные росписи с 1811 г. и опись церковного имущества, составленная в 1829 г., хранится в церкви. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годовой доход причта: арендной платы за землю до 80 руб., проценты с гос. бумаг 66 руб. 25 коп., от служб и требоисправлений до 400 руб. – всего до 540 руб. Приход: 30 дворов, душ муж. пола 78, жен. 79 душ. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. Церковь Лазаря Праведного Воскрешения или Лазаревская церковь — пятиглавая церковь в центральной части Суздаля, расположенная между Торговой площадью и Ризоположенским монастырём. Является самым ранним храмом городского посада и датируется 1667 годом. Имеет парную зимнюю Антипиевскую церковь (1745 г.). Первая пятиглавая церковь Суздаля построена на месте одноимённой деревянной церкви XV века, которая в начале XVII века была шатровой. Четверик основного объёма украшен наличниками, тремя разными порталами на каждом из фасадов и широким карнизом с подковообразными кокошниками и поясом из израцов. С восточной стороны здания расположены три апсиды. Нарядные световые барабаны убраны аркатурно-колончатым поясом, четыре угловых поставлены на кокошники в виде всё тех же подков. В отличие от обычных храмов с таким устройством, угловые главы не глухие, а имеют окна, что связано с редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба служат опорой для коробовых сводов, образующих световые отверстия у центрального и у четырёх угловых барабанов.

http://sobory.ru/article/?object=04249

Марчуковская (Марчуговская) Зоссимо-Савватиевская пустынь, в Москве, у Красного Холма, основана Благовещенского собора протоиереем Стефаном 1653 г., а в 1656, за потоплением того места рекою, перенесена в деревню Фаустову (близ Бронниц). 1 дек. 1700 приписана к Соловецкому мнтрю. Ныне приходская церковь . [VI, 178.] Строители Иоиль , в нояб., дек. 1653. Кирилл , 1656–60, 65, мая. Геннадий , 1674. Прохор , 1677. Иродион , 1678. Моисей , 1680–87. Левкий , в янв. 1723. Филарет , 1726. Сильвестр Цветков , 1763. 58 Возмицкий (Рождества Богородицы на Возмищи), в городе Волоколамске, существовал с XV века; упразднён 1764. [III, 577.] Игум. Сильван , 19 окт. 1452. Архимандриты Алексий Пильев (Пильмов) , 1507–9, отлучён; после в Троицкой Сергиевой Лавре келарь. Макарий , 1514–1517, февр. 3. Акакий 30 мар. 1522 хирот. в еписк. Тверского. Иона , 5 сент. 1546. Герман Садырев , прежде 1555. Иосиф , 1558. Сильвестр , в янв. 1580. Вассиан , в янв. 1589, 98. Геронтий , 1643–51. Авраамий , 1652, 53. Евлогий , строитель, 1659–61. Феодосий , в мае (sic) 1667. Исаия , 30 окт. 1670–1671, апр. Авраамий , 1672–74. Дорофей , 1674–76. Маркелл , строитель, 1677 и 78, 79, 80, 1685–1712. Иоасаф , 1713–23. Феодосий , 1725–32; † в апр. Пафнутий , бывший архим. Борисоглебского на Устье, определён 27 мая 1734; упом. до 1738. Евфимий 15 февр. 1741 перев. из Деревяницкого, а 28 мая 1744 определён наместником в Новый Иерусалим; в исх. 1745 кафедральный наместн. Сарский; по 1748. С 1761 архим. Лужецкий. Венедикт Коптев , наместн. Чудовский, определён в дек. 1744, а 1748 перев. в Московский Андреев. Сергий , 1747–56. 59 Илиинского Волоколамского [в Ист. Иер. нет] Игумены Иосиф и Гавриил в XVI веке. Нифонт , 1579. После был женский, а в начале XVIII века ружная 59 церковь. Строители Филарет , 1660, 67, 71. Варсонофий , 1677–79. Герасим , 1727–33; † ... 61 Варварский (Варварин), в Волоколамске на посаде, девичий; в 1764 г. обращён в приходскую церковь . [III, 496.] Игуменьи Пелагия , 1685. Анфиса Гагарина , 1691–93.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . «По приказу отца своего князя Юрья Патрекеевича, се яз князь Иван Юрьевич, да яз князь Иван Булгак, да яз князь Данило Васильевич, дали есмя господину и отцу своему Ионе, митрополиту Киевскому и всеа Руси, селцо Воишевское в дом святого Савы в монастырь и с всем с тем, что к нему из старины потягло, на поминок душ своих прародителей и родителей. А на то послуси: Володимер Григорьевич, да Григорей Лукъянович, да Иван Мерядинов. А грамоту писал Гридка Карлов; а запечатали есмя сю грамоту, яз князь Иван Юрьевич своею печатью, а яз князь Иван Булгак да яз князь Данило Васильевич матери своей княгининою Марьиною печатью. А дали есмя сю грамоту в лето 6765, индикта 5, месяца генвариа в 1.» Выписано из рукописного Собрания списков с грамот и других актов митрополии Московской до времён митрополита Даниила (с позднейшими приписками), находящегося в Синодальной библиотеке, под 276-м, in folio, л. 47. 56 Андреевский, в Плепицах, в Москве, у Воробьёвых гор, основан окольничим Феодором Ртищевым около 1648 г. 58 . В 1682 (кал приписан к Заиконоспасской академия; упразднён 1764. Ныне там градская богадельня. [Ш, 99; V, 643.] Игумены Досифей , 1648. Феофан , 1654; в 1657 бывший; жил в Донском. Петроний , 1657–60. (Перев. в Черногорский?). Авраамий (строитель), в мар. (sic) 1662, нояб. 1666, 1667, 1670, 74, 75, 1678–91. Пимен , 1696–99. Феофан , 1700–1709. Софоний , в февр. 1711. Глеб , 1714. Антоний , в мар. 1721. Иона , 1728; 30 нояб. 1732 перев. в Переяславльский Залесский Никитский. (В 1733 – вакансия). Пахомий перев. из Колодного 25 сент. 1734–38. Арсений , в авг. 1738. Давид Данилевич определён в окт. 1738, и вскоре – в Солотчинский. Тертий , 1740–42. Иов , 1742–45, 1 янв. перев. в Угрешский. Николай определён 17 февр. 1745–48. Венедикт Коптев , архим., наместн. Чудовский, перев. из Возмицкого 23 июня 1748, а 1750 перев. в Вяземский Предтечев. Корнилий , 1750–54; † в янв. Арсений , 1754–58. Порфирий , 1758. Иоиль , 1759 и 60. Питирим , 1760–63; † … Антоний , архим., 1763 и 64. 57

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кармелитский костел в честь Девы Марии в Каменце-Подольском. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) Кармелитский костел в честь Девы Марии в Каменце-Подольском. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) В 1717 г. еп. Стефан Рупневский разделил епархию на 4 деканата (Дунаевецкий, Язловецкий, Меджибожский и Сатановский). В 1758-1765 гг. в Подолье было насильственно переведено из униатства в лат. обряд свыше 1 тыс. чел. В 1793 г. в Подолье насчитывалось 1442 униат. прихода и 5 мон-рей, а также 102 римско-католич. прихода, 27 муж. и жен. монастырей. Наиболее крупными являлись католич. мон-ри в Каменце: доминиканский (кон. XIV в.), францисканский (кон. XIV в.), иезуитский (1611), кармелитов босых (1653), бонифратров (1667), тринитариев (1699). Имелись католич. мон-ри и в др. городах Подолья: доминиканские - Барский (1598), Летичевский (1606), Шаравский (Шаровский, 1607), Тывровский (1612), Мурафский (1612), Черленковский (1624), Тульчинский (1636), Пилявский (1640), Соколецкий (1723), тринитариев - Брацлавский (1730), Браиловский (1744), капуцинов - Збрижский в Каменецком у. (1744), Винницкий (1745), Дунаевецкий (1751), а также Городокский монастырь сестер милосердия (шариток) (1754), Барский кармелитский мон-рь (1759), Ярмолинецкий бернардинский мон-рь в Каменецком у. (1762). Наибольшее число католич. приходов и мон-рей действовали в зап. Подолье, в Каменецком, Проскуровском, Ушицком уездах. Армянская икона Божией Матери. Гравюра. 1895 г. (ГПИБ) Армянская икона Божией Матери. Гравюра. 1895 г. (ГПИБ) В 1795 г. указом имп. Екатерины II Каменец-Подольский католич. диоцез был ликвидирован, почти все католич. мон-ри закрыты, образована католич. Летичевская епархия. Римский папа не признал это преобразование, и в 1798 г. имп. Павел I восстановил католич. Каменец-Подольскую епархию в составе Могилёвской митрополии. Несмотря на меры правительства по ограничению присутствия католич. Церкви в Подолье, количество лат. приходов здесь увеличилось, по-видимому за счет перехода в лат. обряд униатов. В 1800 г. в Каменце-Подольском для новообращенных был построен костел на польск. кладбище. В 1811 г. римо-католики отдали не имевшей храма униат. общине Каменца армяно-католич. Благовещенскую часовню, которая в 1811-1839 гг. действовала как униат. Никольский храм.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В конце августа 1667 года вознесенский священник Петр со своими прихожанами просил ростовского митрополита Иону дозволить им построить вместо погоревших сначала деревянную Сретенскую церковь. Благословенная митрополичья грамота дана была уже 3 сентября 1668 года (напомним, что Новый год в допетровскую эпоху начинался 1 сентября). Этот же священник обратился 16 декабря 1677 года к владыке с прошением о разрешении поставить каменную Вознесенскую церковь. Через пять лет строительство завершили, и новый храм был освящен в мае 1682 года. В 1706 году по челобитной священника Иоанна и благословению митрополита Димитрия Ростовского в алтарной части летнего храма был освящен придел во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Второй придел, «для совершения в зимнее время ранних литургий», был устроен на средства купчихи А. Ф. Красильниковой в 1810 году на галерее церкви, его освятили во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радость. В 1736 году холодный храм был расписан местной артелью во главе с Алексеем Сопляковым. Как сообщала храмозданная надпись, работы выполнены при священнике Федоре Осипове иждивением прихожан Андрея Максимова Затрапезнова и Ивана Федорова Гурьева. Четырехъярусная колокольня ансамбля была сооружена в 1745 году «тщанием и коштом фабриканта Гурьева». Колокольня стояла у западного входа в холодный храм. Тогда в ее наборе было всего пять колоколов, самый большой весил 68 пудов. В 1802 году был отлит колокол в 200 пудов, а в 1848 году на заводе Ивана Порфирьевича Оловянишникова (он, кстати, владел второй шелковой мануфактурой в Вознесенском приходе, купленной у прежнего владельца – московского купца Василия Панкратьевича Колосова) отлили на средства старосты Семена Ильича Кузнецова и «при пособии других доброхотных дателей» благовестник весом в 490 пудов. По генеральному плану перестройки Ярославля около Вознесенского храма предполагалось устройство большой торговой площади (160 х 192 сажени), но затем от этого намерения отказались, «ибо все приезжающие на торг становятся и торгуют на площади близ городских каменных рядов», поэтому Вознесенскую площадь частично застроили обывательскими домами.

http://sobory.ru/article/?object=12510

Церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (Архангельск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких на Архангельском подворье Соловецкого монастыря была освящена 17 сентября 1898 года. Время учреждения подворья может быть отнесено к концу XVI – началу XVII веков, когда город представлял собой древнерусскую крепость. Содержание История [ править править код ] Соловецкое подворье исторически связано с основанием города Архангельска. После пожара 1637 года, в котором сгорели все крепостные строения, Соловецкое подворье переместилось ближе к месту расположения торжища, на «Юрьев звоз». Подворье было призвано играть роль хозяйственного центра в городе. Соловецкий монастырь получал доход от рыбных промыслов, солеварения и отправлял свою продукцию в город Архангельск на продажу. Монастырю нужны были здесь склады, торговые лавки и келейные корпуса для монастырской братии. В 1667 году подворье имеет четыре больших деревянных здания: «…двор монастырский, келья белая новая на амбаре… другая келья белая с братнею… да у больших ворот келья новая…». К 1729 году на подворье уже семь отдельных корпусов, в числе которых настоятельские хоромы и административное здание («кельи от магистрата»), амбары, баня, погреба, а также семь больших торговых лавок. Сейчас трудно судить о первоначальном облике подворья, как и о точном местоположении. Оно горело в пожарах 1733, 1745 и 1793 годов. Однако, учитывая установившуюся традицию строить новые здания на старых местах, можно предполагать, что расположение подворья примерно совпало с местом на «Юрьевом звозе». К 1797 году для подворья был куплен у купца Беккера каменный дом. Он находился между Почтовой конторой и обывательским домом. Все названные строения были возведены по «образцовому» проекту, который представлял собой каменные дома с торговыми лавками внизу и жилыми помещениями вверху. Исторически сложившаяся структура квартала, где стоят эти здания, сохранилась до наших дней. В первой четверти XIX века подворье получает два каменных здания, а во второй четверти XIX века приобретает еще три городских участка. Завершающим этапом формирования комплекса (по набережной) можно было бы считать первую половину XIX века, если бы была сооружена церковь.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Зосимы...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010