Первое издание на греческом языке, в переводе Мелетия Сири-га: Амстердам, 1666. На церковнославянский язык переведено в 1685 г. при Патриархе Иоакиме в Москве, в Чудовом монастыре. Этот перевод напечатан затем с предисловием патриарха Адриана: М., 1696. Последующие издания: М., 1709; Киев, 1712; Чернигов, 1715, СПб., 1717, 1722 и 1739; М., 1744. Первое издание в русском переводе: СПб., 1831 (Перевод выполнил священник Иоанн Колоколов.) – Об авторе «Исповедания» см.: профессор протоиерей Александр Горский. Петр (Могила) , митрополит Киевский. – «Прибавления к творениям святых отцов». 1846. Ч. IV; Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр (Могила) и его сподвижники. Т. 1–2. Киев, 1884; он же. История Киевской Духовной Академии. Т. I. Киев, 1886. 20 Иеромонах Тарасий (Курганский). Великороссийское и малороссийское богословие XVI-XVII веков. СПб., 1903. Изд. 2. Варшава, 1928. 21 См. о нем обстоятельное исследование: Протоиерей Иоанн Морев . «Камень веры» митрополита Стефана (Яворского) , его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904. – Об актуальности этого труда митрополита Стефана и его неустареваюшем значении для Русской Церкви можно судить по тому, что уже в XX веке догматические трактаты, из него извлеченные, переиздавались отдельными выпусками в популярной серии под общим названием: «Учение о разных церковных догматах, изложенное по книге митрополита Стефана (Яворского) “Камень веры”». См., например: «Догмат о святых иконах». Изд. 4. М., 1913; Догмат о знамении Честнаго Креста. Изд. 3. М., 1892; Догмат о Святейшей Евхаристии, т. е. о таинстве Тела Христова и Крови Его. Изд. 4. М., 1910; Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и При-снодевы Марии. Изд. 4. М., 1911 и другие (Всего было 12 таких выпусков). 22 О нем: Рождественский Ф. Самуил Миславский, митрополит Киевский. Киев, 1877; Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем – академией. Киев, 1856. 26 Некоторые из сочинений этого знаменитого иерарха (но не его лекции по догматике) были впоследствии изданы: Архиепископ Георгий (Конисский) . Собрание сочинений, с жизнеописанием его. Издал протоиерей Иоанн Григорович. Ч. 1–2. СПб., 1835; Слова и речи архиепископа Георгия (Конисского) . (С библиографической статьей Ивана Пятницкого). Могилев, 1892. 27 См.: Булашев Г. О. Преосвященный Ириней (Фальковский), епископ Чигиринский. Киев. 1883. Подавляющая часть богословского наследия этого выдающегося ученого-аскета (по 28 «Christianae Orthodoxae… Theologiae Compendium…». Т. 1–2. М., 1802; 1810; 1818. Ср.: Архимандрит Ириней. Положения богословские из VII и IX книг «Догматического богословия», для отправления в Киевской Академии публичных состязаний выбранные. Киев, 1802. (Параллельный текст на латинском и русском языке). – Другие из изданных им сочинений относятся к области библейской экзегетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

103. Вечеря душевная, Печатанная в Москве 1676 и 1683 года в 2-х экз. на 522 листах и приложения на 182. В 1-м экземпляре внизу по листам две скрепы: одна по Русски Иеродиакона Тараса Переелавля Рязанского Жерновского Никитского мнтр; другая Латинскими буквами соборного старца Ионы Дашкова. 104. Православное исповедание веры, печатанное в лист в Москве 1666 года на 194 страницах, в 3-х экз. В 1-м с 1-й по 35 страницу скреплено в 1696 году архимандритом Никанором, где сказано, что сию книгу пожертвовал в здешний монастырь печатного двора Петр Артемьев. В 2-м экз. в 1701 году с 1-й по 55. страницу скреплено внизу по листам рукою строителя монаха Сергия. 105. Книга о вере, как видно по шрифту печати, в поллиста, печатанная в 17-м веке, на 316 страницах, тут же о образех а до конца 308 страниц. С 1-го по 53 страницу в 1658 году скреплено рукою св. патриарха Никона . У Каратаева 205 (1619 г.)число страниц столько же. Только вместо 316 там 317. Здесь видно затерян лист. Формат тот же. 106. Книга о церковных таинствах, в поллиста, печатанная в Вильне 1618 года. Со 2-й по 44 страницу в 1658 году скреплено рукою св. патриарха Никона . В конце на 11–12 страницах написано уставом: чин погребения священнического и чин освящения церкви. 107. Книга о нерукотворенном образе и о поклонении иконам, в поллиста печатанная в Москве 1642 г. на 287 листах, и тут же слово обличительное на ересь иконоборцев и пр., на 169-ти листах. С 1-го по 21 лист скреплено в 1658 году рукою св. патриарха Никона . В конце книги на 2-х пустых страницах св. патриархом Никоном написано: «Книга многосложний свиток.» Книга церкви Ивана Богослова. По обрезу золочено. 108. Поучение патриарха Иосифа архиереем, как видно из шрифта печати, печатанное в Москве в 17 веке на 48 листах. С 1-го по 51 лист скреплено в 1661 году рукою св. патриарха Никона. У Каратаева 476 год 1642 столько же листов. 109. Сочинение Максима Грека о св. Духе, печатанное, как видно из шрифта печати, в Москве в поллиста в 17 веке на 109-ти страницах, два экземпляра. В начале книги написано скорописью 17-го века почерком, подходящим под почерк св. патриарха Никона на 20-ти листах: Начало правилу всякому православному крестьянину на всяк день. В конце книги на 68-ми листах написано почерком, также подходящим под почерк св. патриарха, Никона о соборе, бывшем 994 против Латынян и несколько выписок из летописца до 1537 года. Далее чрез 7 пустых листов написано на 3-х страницах наставление, как читать сию книгу. На 2-м, 3 5–8 10, 12 листах первой писанной тетради скреплено рукою св. патриарха Никона . Второй экземпляр без начальных и конечных листов. С 19-го по 91 страницу скреплено рукою св. патриарха Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

И. С. Мазепа. Гравюра. 1706 г. Худож. М. Бернигерот Иван Степанович (20.03. 1639, с. Мазепинцы близ г. Белая Церковь (по др. данным - Белая Церковь) - 21/22.09.1709, с. Варница близ г. Бендеры), гетман Левобережной Украины (1687-1708) и «обоих берегов Днепра» (1704-1709). Из укр. правосл. шляхты. Учился в Киево-Могилянской академии , знал латинский, немецкий и польск. языки. В 1656 г. стал пажом польск. кор. Яна II Казимира и выполнял роль камердинера. В 1663 г. М. участвовал в дипломатической подготовке Черниговского похода Яна II Казимира (на территорию Левобережной Украины). В 1666 г., после скандала из-за адюльтера с замужней шляхтенкой, перешел к восставшему против поляков гетману П. Д. Дорошенко и вместе с ним с 1669 г. стал фактически подданным Османской империи. В 1674 г., когда М. вез пленных казаков с Левобережной Украины в качестве заложников в Крым, он сам попал в плен к запорожскому кошевому атаману И. Д. Сирко и едва не был им убит, но избежал гибели и стал служить левобережному гетману И. С. Самойловичу. С 1682 г. М.- генеральный есаул. После 1-го Крымского похода рус. войск (1687) по указанию кн. В. В. Голицына вместе с войсковым судьей В. Л. Кочубеем составил донос на Самойловича, в результате которого тот был сначала приговорен к смертной казни, но впосл. сослан в Сибирь. 25 июля 1687 г. на раде во время остановки на р. Коломак М. был избран гетманом Левобережной Украины. Тогда же он пошел на соглашение с рус. правительством («Коломакские статьи»), тем самым формально усилив позиции царской власти на Гетманщине. В 1689 г. одним из первых поддержал царя Петра I Алексеевича в его борьбе за власть с царевной Софией Алексеевной . Пользовался полным доверием Петра I. В 1692-1695 гг. М. разбил отряды «гетмана» Петрика (авантюриста, чьи претензии на гетманство поддерживал крымский хан), во время Азовских походов 1695-1696 гг. действовал в низовьях Днепра в составе войска Б. П. Шереметева, а в 1697-1698 гг. вместе с рус. войсками участвовал в походе на Очаков. 1 сент. 1707 г. по просьбе Петра I имп. Иосиф I пожаловал М. титул князя Свящ. Римской империи (грамоту на титул М. не получил, поскольку переданные им за нее деньги не дошли до императора).

http://pravenc.ru/text/2561228.html

Кроме цепей, желез и тюрем в обиходе монастырской дисциплины видное место занимало так называемое " монастырское смирение» 418 , состоявшее в телесных наказаниях. Право применения телесного наказания в монастырях почти безконтрольно принадлежало игуменам. Эти наказания иногда были в полном смысле слова «нещадными». В 1666 г. Содовецкие монахи жаловались царю на своего игумена Вареоломея, что он «без милости бьет плетьми» 419 . Плети очень часто употреблялись в «монастырском смиреньи» 420 ; оне бывали и обыкновенныя, и «большия» 421 . Кроме плетей употреблялись еще «шлепы» 422 . Это тоже плети,только не ременныя, а веревочныя, лычные или мочальныя. Протопоп Аввакум упоминает, напр., о «канатном толстом шелепе» 423 . Реже употребляются батоги 424 и палки 425 . Все виды орудий, –весь, так сказать, обиход «монастырского смиренья», – перечислены в одной сатирической челобитной XVII ст. В ней читаем: «А в Колязине обитель немалая, казна большая, после мору старых лет в запасе осталось, в хлебне по подлавичью стулья да чепи валяются, в мукосейне по спицам шелепы да плети висят, в караульне по подлавичью снопы батогов лежать, а у нас, богомольцев твоих, от того страху очи не видят, а у малодушных за плечами кожа вертится, от того и ночью не спится» 426 . В этом обиходе только не упоминаются орудия пытки, так как пытка в монастырях была делом весьма редким. Она едвали не в одном только Соловецком монастыре и имела место, может быть, по причине отдаленности этого монастыря от материка и трудностей путей сообщения. Но как бы то ни было, факт употребления в Соловках пыток засвидетельствован, именно уставной грамотой Холмогорского Архиепископа Аеанасия Соловецкому монастырю от 2 октября 1696 г. В ней Аеанасий пишет монастырю: «СВ (202=1694 г.) ко 27-му числу в ночи у вас гостинничей слуга Филипов обретеся мертв у бывшего в келии, и по той причине, по вашему общему приказу, по многих великих истязании и биении, оный Макарии расстрижен, и извержен и пытан граждански в хомут кладен, и на дыбу подыман кнутом бит, огнем жжен, водою пытан, а при том пытошном деле были монахи Варсонофей городничей, Варлам Мусин, Аврамей Митусов со стрелцами: да того же времяни они пытали крылашан монахов Стефана и Андроника, якож о сем пространнее того вашего бывшего городничего Варсонофия распросные речив вашем приказе являютъ» 427 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

П.В. Долгоруков Дворяне Башмаковы Родоначальник их, Данило Васильевич, по прозвищу башмак, был потомком, в восьмом колене, боярина Протасия Фёдоровича (см. далее, статью о Вельяминовых). У него было пять сыновей: Пётр, Андрей, Иван шадра, Михайло больший (умерший бездетным) и Михайло меньший, и тринадцать внуков: 1) Данило, 2) Иван, и 3) Сергий Петровичи; 4) Григорий, 5) Василий, 6) Кондратий Ташлык, 7) Фёдор, 8) Носырь, 9) Иван Ферезя и 10) Мятель Андреевичи; 11) Григорий и 12) Иван Иванович и 13) Гаврило Михайлович; сей последний приял иноческий сан в свято-троицкой Сергеевской лавре. Вышеупомянутый Василий Андреевич был осадным воеводою в Велиже в 1580 и 1581 годах, а сын вышеупомянутого Григория Андреевича, Афанасий Григорьевич был дьяком земского приказа при Царе Иоанне IV. Нам совершенно неизвестно, существует ли в настоящее время эта фамилия Башмаковых, внесённая в бархатную книгу. В гербовнике её не находится. Другая Фамилия Башмаковых, в гербовнике помещённая, прияла начало в семнадцатом веке. Из членов её, Фёдор Афанасьевич умер от ран, полученных при осаде Смоленска в 1634 году; Арефа был дьяком холопьего приказа в 1646 году; Афанасий был дьяком: в приказе земском (1661 1664); в приказе литовском (1665 1666); в приказе большого прихода и денежного сбора (1671 1674): в приказе ямском (1675 1677); Дементий Минич был, при Царе Алексее, думным дьяком; при Царе Феодоре печатником; в правление Царевны Софи Алексеевны думным дворянином. Иван Башмаков был подполковником регулярного войска при осаде Азова, в 1696 году; Иван Пименович, Иван Леонтьевич и Лукьян Иванович были стольниками при Петре Великом. Дмитрий Евлампиевич, кавалергардского полка полковник, потом действительный статский советник, женат был на княжне Варваре Аркадиевне Италийской, графине Суворовой-Рымникской, и оставил несколько человек детей. Герб (Общий Российский Гербовник, часть V, 106): щит разделён диагонально от верхнего левого угла к нижнему правому. В правом, голубом поле, серебряная крепость с башнею о пяти зубцах; в левом, золотом поле, рука в латах, влево обращённая держит саблю. На гербе дворянские: шлем и корона, над коей подъятая рука в латах держит саблю. Намет голубой, подложенный золотом. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Подписания икон . Цикл двустишных подписей к иконам с изображением патронов царской семьи написан до начала над «Вертоградом», однако включен в состав книги на стадии работы над списком В . Предположительно время написания цикла устанавливается по составу подписей к иконам. Он отражает имена всех здравствовавших членов царского дома на период после 19 июня 1669 г., когда умер царевич Симеон (подпись к иконе его патронального святого отсутствует), или же после 17 января 1670 г., когда скончался наследник престола царевич Алексей. Отсутствие отдельной подписи к иконе его небесного патрона не может служить твердым датирующим признаком, поскольку Алексей Человек Божий, подпись к иконе которого в цикле имеется, был общим покровителем и царя, и царевича. Нижняя хронологическая граница написания цикла – 1671 г., когда царь Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне. Подписи следуют в строгой иерархической последовательности: первая – подпись к иконе Алексея Человека Божия (царь Алексей Михайлович: 1629–1676, царь с 1645; царевич Алексей Алексеевич: 1654–1670). Далее следуют подписи к иконам святых-покровителей царевичей Федора (1661–1682. царь с 1676) и Ивана (1666–1696. царь с 1682), затем трех сестер Алексея Михайловича (по старшинству: Ирина 1627–1679; Анна 1630–1692; Татьяна 1636–1706) и шести его дочерей (также по старшинству: Евдокия 1650–1712; Марфа 1652–1707; Мария 1660–1723; Феодосия 1662–1713). Подпись к иконе святой покровительницы второй жены царя Алексея Михайловича Натальи Кирилловны (1651–1694. с 1671 – царица) занимает последнее место, что свидетельствует о том. что эта подпись была добавлена к уже готовому циклу. Текст его имеется также в более ранней рукописи, где заметно, что последняя подпись «Наталиа» написана другими чернилами, чем остальные (РНБ. F.XVII.83. Л. 323–323 об.). Эти подписи – одна из разновидностей курьезной эпиграммы: имя персонажа складывается из букв, выделенных киноварью и прописным написанием в тексте первой строки каждого двустишия. Опубликовано: Панченко; ПЛДР.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Внутри собора царит полумрак. В этом полумраке безмолвно высятся 56 каменных гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Даниловича Калиты (1283-1340/41) и кончая Иваном Алексеевичем (1666-1696), братом Петра Алексеевича I (1672-1725). Исключения составляют св. благоверный князь Дании Александрович (1261-1303), погребённый в Даниловом монастыре, и Юрий Данилович (ум. 1325), брат Ивана Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Фёдорович Годунов (1552-1605). Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Лжедмитрием I (Юрий Богданович Отрепьев) (ум. 1606) и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (1586-1610). Здесь же похоронен император Пётр II Алексеевич (1715-1730), умерший в 1730 году в Москве от оспы. И сдесь же были успокоены останки князя Михаила Всеволодовича Черниговского (1179-1246) и его боярина Фёдора (ум. 1246), убитых в Орде в 1246 году. В соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома - Юрия Дмитриевича Звенигородского (1374-1434), Василия Юрьевича Косого (ум. 1448), Юрия Ивановича Дмитровского (1480-1536), Василия Ярославовича Боровского (ум. 1483), Андрея Васильевича Большого Углицкого (1446-1494), а также героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго (1353-1410), князя Серпуховского. Вся русская история, в именах её главнейших деятелей, спит в стенах Архангельского собоа. При жизни многие из них враждовали друг с другом, но ныне, примирённые смертью, лежат все вместе. До Петра Алексеевича I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю. Постройка Архангельского собора сделала Соборную площадь Московского кремля необыкновенно торжественной. Столица Русского государства приобрела достойный своего значения архитектурный ансамбль. Многоглавые златоверхие храмы тесной группой венчали Боровицкий холм. А над ними высоко в небе парил золотой крест колокольни Ивана Великого. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " . 2000. Вече.

http://sobory.ru/article/?object=03385

мон.», изд. 1852 г., 51; “Новгор. Сборн.», III, 22, 24; Ратшин, 406; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 20; Строев, “Спис. иер. и наст.», 114, 65; “Дополн. к Акт. истор.», X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1875 г., II, Отд. 1, 539 (кратк. история); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 591 (дело 1722 г. о приписке пустыни к Алекс.-Невск. к-рю), прилож., DLXIV, (в 1678 г. имела крест. 14 двор.); “Русск. истор. Библиот.», V, 350, 133 (в 1659 г. патр. Никон взял из Ивер. м-ря в Галилейскую пустынь кадило серебр., звезду, лжицу серебр. и потир), 381, 153 (розыск 1662 г., про налоги и обиды, причинен. крест. села Щучья от строителя Галилей. пуст. Евфимия), 459, 20 (грам. патр. Никона 1664 г. о присылке в Воскр. Новый Иерус. м-рь детей рейтара Ганкина; строитель Евфимий), 462, 23 (прислал к нам, т. е. патр. Никону, нашего строения Галилейской пустыни строит. Евфимий рейтара Ганских детей), 499, 182 (грам. 1664 г. о выдаче строителю пустыни Евфимию 100 руб. на расходы по доставке рыбы), 520, 190 (грам. 1665 г. о назначении строит. пуст. Евфимия надсмотрщиком в Иверск. м-ре), 529, 196 (грам. 1665 г. строителю Евфимию о разрешении ловить рыбу в Сытинской губе оз. Ильменя), 607, 231 (отписка 1666 г. строителя пуст. Евфимия о рыбн. ловлях), 626, 237 (отписка того же строителя о солян. варницах), 769, 288 (отписка того же Евфимия 1670 г. к властям Ивер. м-ря о ссуде ему ржи и солоду), 954, 391 (челобитн. митроп. Новгор. Евфимию 1696 г. от священника Галилей. пустыни Иакова Сазонова о построении церкви), 1033, 427 (грам. патр. Никона 1662 г. о производ. дознания по челобитной крест. Щученской волости на строит. Евфимия). 758. Георгиевский или Юрьевский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Калужской губ., Мещовского у., в ½ вер. к сев.-зап. от Мещовска, при рч. Серебреновке. Основан в 1681 г. иноками Георгиевского-Соболевского мон. В 1724 г. к нему были приписаны упраздненные монастыри: Казанский – Юхновский и Троицкий-Драгошанский, а также пустынь Николаевская – Городеченская, из них Казан.-Юхновский в 1726 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1775 г. приазовские земли В. е. были переданы новообразованной Славянской епархии (см. ст. Днепропетровская и Павлоградская епархия ), в 1788 г. часть сев. и сев.-зап. территорий В. е. (430 храмов и 6 мон-рей) отошла соседним епархиям. До кон. XVIII в. в состав В. е. входил Елец (впосл. в Орловской епархии). В 1797 г. 6 уездов Воронежской губ. были присоединены к Слободско-Украинской губ. В кон. XVIII в. Воронежские архиереи управляли областью Войска Донского (143 храма), частью Слободской Украины (99 храмов), а также 154 храмами в Тамбовской, Рязанской и Саратовской губерниях. В 1799 г., когда границы епархий были приведены в соответствие с границами губерний, эти храмы полностью или частично перешли под управление архиереев тех епархий, в к-рых они оказались; границы В. е. совпали с границами Воронежской губ. В 1829 г. из В. е. была выделена Новочеркасская и Георгиевская епархия (см. Донская и Новочеркасская епархия ). В 1926 г. к В. е. присоединилась территория Тамбовской епархии с г. Борисоглебском. В 1934 и 1954 гг. часть территории В. е. (включая новообразованную Белгородскую область ) отошла Курской епархии. В 1954 г. из В. е. в Саратовскую и Ростовскую епархию перешли новообразованные Балашовская и Каменская области, в 1957 г. эти области были расформированы, их территории вернулись в В. е. В 1954 г. в В. е. вошла территория новообразованной Липецкой обл. 7 мая 2003 г. из В. е. была выделена Липецкая и Елецкая епархия , границы В. е. пришли в соответствие с границами Воронежской обл. 1682-1917 гг. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе 2 епархий - Тамбовской и Воронежской. Необходимость учреждения В. е. подтвердил Московский Собор 1681-1682 гг. 2 апр. 1682 г. Патриарх Иоаким возглавил хиротонию игум. Макариева Унженского мон-ря св. Митрофана во епископа Воронежского. В 1684-1692 гг. в Воронеже был воздвигнут каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы; в 1696 г. царская грамота предписывала «на вечные времена» выдавать ежегодно собору 5 пудов воску на свечи и 5 р. на ладан и богослужебное вино. В 1694 г. появилось подворье В. е. в Москве. За время возглавления епархии свт. Митрофаном было построено значительное число храмов, он занимался устройством монастырской жизни, был щедрым благотворителем, значительные средства отпускал на устройство «столов» для нищих, на «нужды нищеты Донской украйны».

http://pravenc.ru/text/155254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН V АЛЕКСЕЕВИЧ Венчание на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей 25 июня 1682 г. Фрагмент литографии с гравюры Е. Скотни-кова. 1-я пол. XIX в. (Николо-Угрешский мон-рь в Москве) Венчание на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей 25 июня 1682 г. Фрагмент литографии с гравюры Е. Скотни-кова. 1-я пол. XIX в. (Николо-Угрешский мон-рь в Москве) (27.08.1666, Москва - 29.01.1696, там же), рус. царь, сын царя Алексея Михайловича и его 1-й супруги царицы Марии Ильиничны Милославской, родной брат царя Феодора Алексеевича и царевны Софии Алексеевны , единокровный брат имп. Петра I Алексеевича , отец имп. Анны Иоанновны . Как и все сыновья царицы Марии Ильиничны, И. А. отличался слабым здоровьем, он плохо видел, был косноязычен, современники писали о его слабоумии. После смерти 27 апр. 1682 г. бездетного царя Феодора Алексеевича И. А., как следующий по старшинству сын Алексея Михайловича, стал главным претендентом на престол. Однако придворные группировки поддержали царевича Петра Алексеевича, рожденного в 1672 г. от 2-го брака Алексея Михайловича с Наталией Кирилловной Нарышкиной и бывшего в отличие от И. А. еще несовершеннолетним. В лит-ре высказывалось неск. предположений, объясняющих этот шаг,- от «мудрого» гос. решения в пользу крепкого, подающего надежды Петра до опасения возвращения к власти неприемлемого для большинства придворных группировок клана Милославских. Во всяком случае, на возвращении из ссылки боярина А. С. Матвеева , тесно связанного с Нарышкиными, еще ранее настояли влиятельные бояре Долгорукие и фавориты Феодора Алексеевича во главе с боярином И. М. Языковым. Это была превентивная мера на случай кончины царя Феодора: имевшие слабые позиции Нарышкины казались предпочтительнее Милославских; о недееспособности И. А. говорили открыто. Нарушение установленного порядка старшинства было активно поддержано патриархом Иоакимом . Иоанн V и Петр I Алексеевичи. Гравюра Ф. Иоллана. 1685 г. (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/469784.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010