Прот. П. Светлов Киев 12 марта 1903. Голубцов А.П. К вопросу о старых академических тезисах и их значении для археологии 1631 : [Тезисы Киево-Могилянской Коллегии 1713 г.]//Богословский вестник 1903. Т. 2. 7/8. С. 414–430 (4-я пагин.) —414— В небольшом собрании церковных древностей, принадлежащем Московской Духовной Академии 1632 , есть несколько предметов, с дублетами которых нам не приходилось доселе встречаться ни в богатых публичных археологических музеях, ни в коллекциях частных владельцев; не имеется на них указаний и в существующей специальной литературе. В числе этих уников академического собрания находятся два обширных, отпечатанных на шёлке и довольно хорошо сохранившихся тезиса философского диспута, происходившего в июне 1713 года в Киево-Могилянской коллегии, под руководством префекта (Scholarum) её и ординарного профессора философии о. Сильвестра Пиковского. И современные наши коллоквиумы, внося всякий раз заметное оживление в довольно монотонную академическую жизнь и нередко привлекая в учёную среду интересующихся наукой сторонних людей, имеют праздничный, иногда очень торжественный, хотя, к сожалению, и не всех одинаково радующий вид. Но несравненно большей торжественностью отличались в конце XVII – первой половине XVIII столл. публичные богословские и философские диспуты, производившиеся перед окончанием и среди учеб- —415— ного года Киевской и Московской Академиями „для лучшего их прославления, для большего возбуждения прочих ко учению, а паче для защищения веры православные догматов“ 1633 . Уже сама цель этих диспутов, столь отчётливо разъяснённая в 1732 году в донесении св. Синоду о. ректором Московской Славяно-греко-латинской Академии Софронием Мегалевичем, в некоторой мере обеспечивала их успех. Назначая заблаговременно предмет для состязания, профессор вместе с тем намечал и самих участников его (defendentes et impugnantes), в диалектических способностях и отличных знаниях которых был более уверен, а молодые богословы и философы твёрдо помнили, что они не останутся без руководства и поддержки со стороны своих начальников и наставников в критические минуты учёного спора. Начальство, понятно, усиленно заботилось сделать диспут возможно занимательнее и многолюднее. Певчие из учеников, по его распоряжению, заблаговременно разучивали приличные случаю духовные канты, пением которых обычно начинались и оканчивались тогда публичные диспуты; более талантливые и успешнейшие риторы и пииты сочиняли приветственные или благодарственные разноязычные речи и стихи, читавшиеся в честь тех или других известнейших лиц и целых учреждений в промежутки между состязаниями; наконец, сами же воспитанники ездили звать образованных и знатных граждан на свой учёный праздник 1634 . О дне последнего, как и предмете самых диспутов, гласили обширные, нередко красками разрисованные или гравированными изображениями покрытые рукописные или печатные листы с богословскими и философскими положениями, рассылавшиеся до диспута и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

под. Основой общинной жизни патриарших крестьян была круговая порука, выгодная и для патриарха, ибо служила гарантией правильного поступления оброка с общины, и для самих крестьян, предохраняя общину от ненадежных, дурных членов 307 . Приказчики – орган Дворцового Приказа на местах не вмешивались во внутреннюю жизнь общин. Надзирая за исправным поступлением податей и оброков, а также отбыванием барщинных и других повинностей, передавая денежные хлебные сборы в Приказ, проверяя разверстку тягол между крестьянами, донося Приказу о состоянии п. вотчин и сообщая миру–народу распоряжения Дворцового Приказа, приказчик не стеснял местную общественную жизнь, служил посредствующим звеном между сельскими властями и Приказом, был даже полезен для вотчинных крестьян, так как в силу полномочий, данных п. Дворцовым Приказом и признаваемых гражданским правительством, он охранял своих крестьян от обид сторонних лиц и от местных государственных чинов, а также регулировал мирное течение общинной жизни, судя крестьян в их взаимных обидах, спорах и ссорах и производя даже дознания и следствия в уголовных преступлениях на своей территории и т. под. 308 Благосостояние патриарших крестьян было завидно для помещичьих и даже государственных крестьян, почему многие покидали, несмотря на строгие государственные меры, земли казенные и помещичьи, чем вызывали неудовольствие и жалобы других вотчинников на патриаршее имущественное могущество. Патриархам же не приходилось нуждаться в рабочих руках: на уход с земель патриарших управление глядело несравненно снисходительнее чем другие вотчинники; всегда находились охотники занять крестьянский жеребий 309 . Результатом деятельности п. Дворцового Приказа и его низших органов было процветание вотчин и при патр. Адриане. По «выписке от 1713 г. 86 в п. Дворцовом Приказе о состоянии ведомства его в течение 1701–1713 г.», – в ведомстве Дворцового приказа по 1701 г. бывало (при последних двух патриархах) мужских крестьянских душ 26899, из них 10796 жило в домовых п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собранные нами данные позволяют оспорить устоявшиеся стереотипы. Литература, издаваемая традиционалистами, была востребована ещё при их жизни: в своём письме Патриарху Григорию V Никодим Святогорец писал: «Ибо спрос на эту книгу («Благонравие Христианское». – Прим. авт.) из-за её редкости таков, что многие отдали бы с радостью восемь и десять грошей, только бы заполучить её. Напечатал тысячу книг правящий архиерей Янины, но у него осталось только десять из них, как он писал мне, – те, что были переплетены; а другие выхватывали прямо у него из рук» 702 . Обращаясь к своему корреспонденту, Никодим отсылает его «к вновь напечатанным книгам Добротолюбия и Эвергетина» 703 . Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что сочинения традиционалистов были изданы достаточным тиражом (и повторно переиздавались) и были доступны широким народным массам. Издаваемые книги рассматривались православными просветителями как учебные пособия или, по крайней мере, средства для образования людей, широкого распространения традиции. Но были ли они включены в образовательную систему? Обнаруженный нами в архиве афонской обители Дохиар документ позволяет дать на этот вопрос утвердительный ответ. Речь идёт о стихотворении «Новому святому Косме» 704 , попавшем на Афон из знаменитой Патмосской школы (Патмиады), основанной в 1713 году. При анализе документа становится очевидным, что он использовался в качестве учебного материала в её повседневной учебной работе. Патмосская школа была основана в 1713 году и продолжала функционировать вплоть до начала XIX b. Временами число учеников «Патмиады» достигало двухсот человек (интересно, что среди них был и знаменитый путешественник Григорович-Барский). Крупнейший греческий историк Фанис Михалопулос называл школу «новыми Афинами» 705 времён турецкого владычества. В Патмиаде древние тексты объяснялись с помощью «психагогического» метода. Этот метод был наиболее распространённой учебной методикой вплоть до самого конца XVIII века. Традиционно в качестве учебных текстов использовались произведения античной и византийской литературы, так что включение в этот ряд стихотворения о святом Косме говорит о многом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Файл 33873.jpg:   Размер: 403x550, 0.22 MPix, 65 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (79) , (0) . Описание: Надпись на обороте " Снимок с иконы находящейся в Спаской часовне Ярославского Афанасиевского монастыря " Иконный образец. Богоматерь Силуанская Период создания: Начало XX в. Материал, техника: Бумага, карандаш, рисунок Размер: 32х24 см Место создания: Россия. Ярославль Номер в Госкаталоге: 9844883 Номер по ГИК (КП): ГИМ 111658/26 Инвентарный номер: И XIII 19456 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей " [...] Файл 34133.jpg:   Размер: 626x800, 0.5 MPix, 95 Kb. Дата: 2019-08-08, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (63) , (1) . Описание: Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон/Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. СПб: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.3. С.503-504. http://dlib.rsl.ru/viewer/01007501960#?page=111 Файл 34135.jpg:   Размер: 571x757, 0.43 MPix, 177 Kb. Дата: 2019-08-08, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (53) , (0) . Описание: " Interestingly enough, we can determine where it came from — and it was not from Greece or Russia. It was from a Flemish engraver named Hieronymus/Jeroen Wierix ((1553–1619), of Antwerp. [,,,] The Russian painter and engraver Grigoriy Pavlovich Tepchegorskiy (Григорий Павлович Тепчегорский), who worked at the end of the 17-beginning of the 18th century, used the work of Wierix when he compiled his cycle of engravings of icons of Mary in 1713-1714. " Файл 34136.jpg:   Размер: 1582x2423, 3.83 MPix, 2093 Kb. Дата: 2019-08-08, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (63) , (0) . Описание: Гравюра Иеронима Вирикса, Амстердам (Rijksprentenkabinet, Amsterdam). " ...It was from a Flemish engraver named Hieronymus/Jeroen Wierix ((1553–1619), of Antwerp. [...] The Russian painter and engraver Grigoriy Pavlovich Tepchegorskiy (Григорий Павлович Тепчегорский), who worked at the end of the 17-beginning of the 18th century, used the work of Wierix when he compiled his cycle of engravings of icons of Mary in 1713-1714. "

http://pravicon.com/icon-540

125 В издании архимандрита Каллиника Деликани означенный документ приписывается или патриарху Кириллу IV, или патриарху Киприану, занимавшему вселенский престол с 7 ноября 1713 года. Но, по нашему мнению, он принадлежит патриарху Кириллу IV, который заявил о своей преданности «александрийскому патриарху Косьме» и тем, что подверг извержению законного предстоятеля Александрийской Церкви, блаженнейший Самуила Канасули, – между тем, как патриарх Киприан потом оправдал Самуила и издал официальную грамоту о восстановлении его в сане и правах. 126 ’Αχιμ. Καλλνικος Δ ε λ ι κ ν η ς, Τ ν τος κδιξι το Πατριαρχικο Αρχιοφολακεου αωζμενα επσημα ’εκκλησιαστικ γγραφα, τ φορντα ες τςσχσεις το Οικουμενικο Πατριαρχεου πρς τς ’Εκκλησας ’Αλεξνδρεις, ’Αντιχειας, Ιεροσολμων κα Κπρου (1574–1863), σελ. 16–18. Κωνσταντινοπολ 1904 127 Значит, рассматриваемый документ относятся к 1713 году, когда святейший Киприан занял (7 ноября) патриарший престол, а не к 1714, как допускает греческий ученый Каллиник Деликани. 133 ρχιμ. Χρυσστομος Παπαδπουλος, ππειρα νσεως τν γγλων νωμτων μετ τν ρθοδξων (1716–1725), σ. 7 κτλ. ν ’Αλεξνδρει, 1911. 137 Καλλφρων, А. IV, 63–69; Ε а γ γ ε λ ι κ ο ς Κ ρ υ ξ, περιοδος Β», τος Λ», 1869, σ.227–232. Αθναι, – В последнем журнале (стр. 221–227 сообщается и о посещении папскими уполномоченными вселенского патриарха Григория VI для приглашения к участию на римском соборе. Патриарх Григорий решительно отказался принять такое приглашение. 138 ’Ορθδοξος π ι θ е р η σ ς. φημερς κκλησιαοτικ, διευυυνομνη π καθηγητο . Δ ι ν μ. ο υ ς Κυρικο, 1869, 2, σ. 9–10. 146 ’Ορθδοξος πιθερησις, 1870, 17, σ. 133–134; . Διομδις Κυρικς, κκληβιαστικη ιστορα, III, 55; Σπυρδων Αντ αχς, Τα προνμια τς ορθοδξου το Χριστο ’Εκκλησας, σ. 98. θναι 1901; Митрополит Московский Филарет, Собрание мнений и отзывов по делам православной церкви на Востоке, стр. 165–166, 168, 174: П. 1886; его же Письма к А.Н. Муравьеву, стр. 634–635. Киев 1869: И.И. Соколов , Очерки истории православной Греко-восточной церкви в XIX в.. стр. 225–226. II. 1901 (=История христианской церкви в XIX в., под редакцией проф. А.И. Лопухина , т. II. П. 1901). Oscar Schneider, Beiträge zur Kenntniss der griechiesch – orthodoxen Kirche Aegyptens (Programm der Annen- Realschule, S. 26–37. Dresden 1874); проф. А.А. Дмитриевский , Граф Η.П. Игнатьев, как церковно-политический деятель на православном Востоке (Сообщения Л.Л. Палестинскаго Общества 1909 (XX), 389–391).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

L. E. DupiN (католик, умер в 1719): Nouvelle Bibliotèque des auteurs ecclésiastiques, contenant l " histoire de leur vie, etc. Par. 1688–1715, 47 vols. 8°, продолжено Coujet, Petit–Didier до XVIII века, с критикой В. Simon, 61 vols., 9 th ed. Par. 1698 sqq.; еще одно, неполное издание – Amstel. 1690–1713, 20 vols. 4°. Remi Ceillier (католик, умер в 1761): Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques. Par. 1729-«63, 23 vols. 4°; новое издание с дополнениями Par. 1858–1865, 14 vols. Более полное и точное, но менее либеральное, чем Дюпен; доходит до середины XIII века. Will. Cave (англиканин, умер в 1713): Scriptorum ecclesiasticorum Historia literaria, a Christo nato usque ad saecul. XIV, Lond. 1688–98, 2 vols.; Geneva 1720; Colon. 1722; лучшее издание – Waterland, Oxf. 1740–43, репринт – Basle 1741-»45. Этот труд организован с делением на столетия (saeculum Apostolicum, s. Gnosticum, s. Novatianum, s. Arianum, s. Nestorianum, s. Eutychianum, s. Monotheleticum, etc.). W. Cave: Lives of the most eminent fathers of the church that flourished in the first four centuries. Лучшее издание – пересмотренное, Henry Cary. Oxf. 1840, 3 vols. Chas. Oudin (сначала монах, потом протестант, библиотекарь Лейденского университета, умер в 1717): Commentarius de scriptoribus ecclesiae antiquis illorumque scriptis, a Bellarmino, Possevino, Caveo, Dupin et aliis omissis, ad ann. 1460. Lips. 1722. 3 vols. fol. John Alb. Fabricius («ученейший, подробнейший и полезнейший из библиографов», родился Лейпциге в 1668, профессор красноречия в Гамбурге, умер в 1736): Bibliotheca Graeca, sive notitia scriptorum veterum Graecorum; ed. III. Hamb. 1718-«28, 14 vols.; ed. IV. – G. Chr. Harless, с дополнениями. Hamb. 1790-»1811,12 vols, (незавершенное). Этот великий труд, результат сорока лет работы, охватывает всех греческих авторов до начала XVIII века, но неудобно построен. (Ценное дополнение к нему – S. F. G. Hoffmann: Bibliographisches Lexicon der gesummten Literatur der Griechen. Leipz. 3 vols.), 2 nd ed. 1844-«45. J. A. Fabricius опубликовал также Bibliotheca Latina mediae et infimae aetatis, Hamb. 1734-»46, 6 vols, (дополненный вариант Mansi, Padua 1754, 3 tom.), и Bibliotheca ecclesiastica, Hamb. 1718, 1 vol. fol., содержит также списки церковных авторов, составленные Иеронимом, Геннадием, Исидором, Ильдефонсом, Тритемием (умер в 1515 г.), и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Остается вопрос о времени окончания строительного сезона в то время. Когда в 1720-х годах сооружали в Монастыре каменные строения, то, после опыта нескольких лет, было предписано заканчивать строительный сезон к концу августа, по той причине, что позднейшие строительные работы оказывались не вполне прочными. Следовательно, ранее работали по постройке и в сентябре. В 1713-м году работы по продолженью сооружения дороги начаты были в октябре. Таким образом, все соображения сводятся к тому, что начало сооружения Невского прешпекта следует отнести к октябрю 1712-го года. Построение в Монастыре церкви и ее освящение – 25-го марта 1713-го года – обязывали уже и к основанию монастырского общежития, не дожидаясь возведения монументальных каменных строений, на которые не было еще и плана. По «Надлежащему ведению» архимандрита Феодосия, в 1713-м году «были заложены братские кельи мазанками, и в 1714-м году достроены» 111 . По сообщению второй печатной истории Лавры, в книге архимандрита Амвросия «История Российской иерархии», закладка келий была произведена в присутствии Государя 112 . Это сообщение ни на чем не основано и маловероятно в том соображении, что если бы закладка кельи была особым актом в присутствии Государя, то об этом было бы, разумеется, оговорено в «Надлежащем ведении» архимандрита Феодосия. В мае 1713-го года ждали осмотра архитектором Трезиным места, где быть постоянному мосту на Черной речке 113 , но после усиленных просьб дождались только присылки его ученика 114 . В сентябре было уже готово здание, именовавшееся общей братской кельей. Оно еще не было заселено и в нем имели ночлег столяры, служки, шил сапоги сапожник, был окопничник 115 . В сентябре же были уже сооружены архимандричьи комнаты и в них производились малярные работы 116 . В 1713-м году работали «у строения» прешпективой дороги с 1-го по 31-е октября крестьяне деревни Волкова, по 15-ти и 20-ти человек в день пеших, всего по сложности было 525 рабочих дней. Записи расхода также не было, но в виду того, что число рабочих дней было известно. примерного найму рабочим исчислено, по 10 копеек в день, 52 рубля 50 копеек 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Дело 22 1713 г. В приказе Земских дел. Вершенье в 1715 г. Колодники просились у дневального «на вязку». Разбойное пыточное по приводу челобитчика, который был ограблен и притом поймал воров. Дело 23 Подобное дело, как д. 20. Дело 24. В приказе Земских дел. Об отпуске старинного холопа по словесному приказу от умершего духовному отцу и душеприказчику. Последний не сыскан, а допрошен один поп, и по допросу выдана отпускная. Дело 25 1713 г. В приказе Земских дел. Об украденных лошадях. Дело 26 Засецкого с Салтыковым о беглых крестьянах. Судные отсрочки. 1713 г. июня 6:11, 13и 22; июля 1; августа 5 и 25; сентября 20; октября 15:20, 27 и 28. Дело 28 Подобное д. 24, об отпускной кабальному человеку. Дело 29 1713 г. В приказе Земских Дел. Капитан Иван Сытин подал жалобу в брани и разорении на гулящего человека Якима, живущего в доме у соседа его переводчика Павла Кульвинского. Ответчик был сыскан и сказался не гулящим человеком, а крепостным Кульвинского. Однако несмотря на то, этот человек сам за себя отвечал и дал сказку, что сам станет. Сам он и стал на суд. Поручную велено было собрать по нем, Якиме; а как никто не ручался, то он отдан на расписку своему господину. Дело 30 1713 г. июнь. В приказе Земских дел. Хитрово на кн. Юсупова (Шайсупов) о деньгах по расписке; за смертью должника просит взыскать с наследницы, сестры его в арзамасских вотчинах. Расписка, кажется, и не была представлена по исковой, а истец просит сообщить в Поместный приказ о запрещении (обеспечении). Помета на исковой: в тех дачах ведаться допросом, а в Поместный приказ сообщено... к крепостным делам. Расписка представлена в приказ уже в 1716 г. В 1729 г. исполнение кончено в Губернской канцелярии отказом должниковых вотчин. Дело 31 Подобное дело – д. 28. Дело 32 1713 г. июнь. Московская Губернская канцелярия. Просит сын князя Мих. Алегуковича Черкасского (кн. Борис). Отец его, скончавшийся 29 ноября 1712 г., и бывшие при смерти его духовный отец священник церкви Воскресения, что в Верху, да кн. Алексей Мих.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

После кончины царя Алексея Михайловича (1676) регулярные празднования его именин в мон-ре прекратились. В 1685 г. М. А. м. сгорел. Второй период расцвета мон-ря в XVII в. связан с рождением 18 февр. 1690 г. царевича Алексея Петровича, к-рого назвали в честь деда; царские и патриаршие выходы в М. А. м. для празднования именин возобновились с 17 марта 1690 г. и продолжались до 1696 г. Вероятно, в тот период каменные здания обители были обновлены и перестроены после пожара 1685 г. Возможно, к 1-й пол. 90-х гг. XVII в. относятся появление придела в честь Тихвинской иконы Божией Матери и перенос 2 приделов в трапезную, а также перестройка колокольни: карниз-«пила», так же как и круглые слуховые окна в гранях ее шатра, характерны для кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. В 1763 г. под колокольней располагались ризница и кладовая палата (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 1. Л. 1 об.). Вероятно, тогда же в Преображенском соборе появились деревянные резные хоры-балконы на зап. стене. После раскрытия заговора Г. Соковнина-М. Пушкина (1697) и насильственного пострижения в монахини матери царевича Алексея царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной (1698) царское внимание к М. А. м. ослабевает. В 1731 г., после смерти Евдокии Лопухиной, старицам монастыря были выданы деньги «на помин ее души» (ЧОИДР. 1865. Т. 3. Смесь. С. 10). Следующий период строительства в М. А. м. связан с мон. Александрой (в миру Акилина Прозоровская, дочь кн. И. С. Прозоровского). Согласно описи, составленной после пожара 1712 г., в 30 деревянных кельях проживали 187 стариц, включая игумению; за обветшавшей каменной оградой находились недостроенные каменные сени при 2 игуменских кельях, казначейская келья и 2 каменные кельи на подклетах, построенные мон. Александрой. В мае 1713 г. мон-рь сгорел (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 1. Л. 1 об.). По указу Сената в 1713-1714 гг., при настоятельнице (1713-1715) игум. Олимпиаде (Каховской), были построены 37 каменных келий. В 1712 г. для строительства было приказано использовать кирпич, оставшийся от сооружения Арсенала в Московском Кремле, в 1713 г. упоминается о том, что для производства 500 тыс. кирпичей, предназначавшихся для строительства келий в Новинском мон-ре на Хорошевской дороге, были устроены кирпичеобжигательные печи. Строительством занимался подрядчик Петр Осипов, разрешения выдавал родной брат мон. Александры кн. П. И. Прозоровский ( Токмаков. 1896. С. 91-93). Несмотря на то что игумения в 1713 г. просила «пригородить» монастырь к стене Белого города, уничтожив глухой проход шириной 20-24 м между обителью и городской стеной, эта просьба не была, по-видимому, выполнена; на плане И. Ф. Мичурина 1739 г. М. А. м. не примыкает к городской стене. В 1718 г. была починена кровля паперти монастырского собора и заложены 2 окна собора, «что к паперти»,- по-видимому, выходившие на сев. галерею ( Забелин. 1884. Т. 1. Стб. 524-525).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

1-я метафрастическая редакция Жития Иоанна Зедазнели (в списке КЦ: Кекел. Q 795 (нет окончания), 1479-1495 гг.- Абуладзе. Сир. подвижники. С. 2-58; ПГП. Т. 1. С. 191-217) насыщена агиографическими подробностями, отступлениями догматического характера, распространенными словесными оборотами и предварена прологом, где указано, что в кон. XI в. настоятель Зедазенского мон-ря Микаел обратился к автору редакции с просьбой составить пространное Житие основателя и первого настоятеля мон-ря. 2-я редакция (Кекел. А 160, 1699 г.; А 180, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 3-68; ПГП. Т. 3. 83-107) создана предположительно в XII в., сходными с ней по языку и структуре считаются появившиеся в XIII в. редакции Житий прп. Шио Мгвимского (Кекел. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 69-143; ПГП. Т. 3. С. 107-170; Сабинин. Рай. С. 219-264) и прп. Давида Гареджийского (Кекел. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 144-187; ПГП. Т. 3. С. 170-207; Сабинин. Рай. С. 264-286), а также более поздние редакции XVIII в. (Шио: СПбФИВ РАН. Н 22, XVII-XVIII вв.- ПГП. Т. 3. С. 267-291; Давид: Роман (Эристави) , еп. Тбилисский. 1737-1740. ЦГИАГ. Фонд древностей. Ед. хр. 252 - ПГП. Т. 3. С. 291-311). Синаксарь. XVIII в. (ЛМГ) Синаксарь. XVIII в. (ЛМГ) В XVIII в. католикос-патриарх Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), используя кименную редакцию Жития прп. Шио Мгвимского, создал метафрастическое Житие прп. Иессея Цилканского (Кекел. А 170, 1713 г.- ПГП. Т. 5. С. 79-95), а на основе кименной редакции Жития царя-мч. Арчила XI в., принадлежащего Леонтию Мровели,- пространное Житие Арчила (Кекел. А 170, 1713 г.- ПГП. Т. 5. С. 95-108). Сборник сочинений Леонтия Мровели содержит много иллюстраций (в списке КЦ: Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.- считается, что это автограф). В сб. «Мартирика» католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) вошло 20 мученичеств груз. святых. Каждое называется «Похвала и повествование о подвигах и страданиях святого (святых), созданные Антоном, архиепископом всей Верхней Грузии», после заглавия помещен посвященный святому ямб из 6 строк по 12 слов.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010