В 1672 г. были созваны 2 Собора, на к-рых вновь обсуждалось - теперь уже в последний раз - «Исповедание...» Кирилла Лукариса. Причиной созыва Соборов послужила богословская полемика между католиками и протестантами, происходившая в то время во Франции. Реформатский пастор из Шарантона Ж. Клод (1619-1687), полемизировавший с католич. богословами-янсенистами (А. Арно, П. Николем и др.), выдвинул, ссылаясь на «Исповедание...» Кирилла Лукариса, утверждение, что правосл. Церковь отрицает пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в Е. и что учение о пресуществлении и о поклонении Св. Дарам нигде, кроме Римской Церкви, неизвестно. Янсенисты в свою очередь доказывали непрерывность веры Церкви в то, что в таинстве Причащения преподаются истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа и пытались заручиться свидетельством в пользу этого учения у представителей правосл. Церкви, действуя через франц. посла в К-поле Ш. Ф. Олье, маркиза де Нуантеля. Поддержка янсенистам была оказана крупнейшим греч. богословом и церковным деятелем того времени патриархом Иерусалимским Досифеем II Нотарой († 1707, патриарх с 1669). Появились неск. сочинений близких к патриарху Досифею II авторов, посвященных спору янсенистов с кальвинистами. Николай Спафарий († между 1708 и 1714), направленный в 1671 г. патриархом Досифеем II с дипломатическими целями в Москву, ранее, в 1667 г., адресовал франц. послу в Швеции А. де Помпонну, племяннику А. Арно, небольшое сочинение под названием «Руководство... то есть суждение Церкви восточной... о пресуществлении Тела Господня» (Enchiridion sive Stella Orientalis Occidentali splendens, id est sensus Ecclesiae Orientalis scilicet Graecae de transsubstantione Corporis Domini), где высказывался по поводу франц. евхаристического спора, поддерживая католич. сторону, но определяя при этом образ преложения Даров как непознаваемый ( Podskalsky. Griechische Theologie. S. 269-271). Патриарх Иерусалимский Нектарий († 1676, патриарх в 1661-1669) обнародовал 2 письма (1671/2), где подтверждал согласие с католиками в вопросе о «сверхъестественном пресуществлении Св.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Л. 14 ...государыне благочестивой царице и великой княгине Марии Ильичне... – Мария Ильинична Милославская – первая супруга царя Алексея Михайловича: повенчана с царем 16 января 1648 г., скончалась 3 марта 1669 г. ...государю царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Феодору Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Симеону Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Иоанну Алексеевич ю... – Патриарх Никон перечисляет четырех сыновей царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской, это: Алексей (февраль 1654 – январь 1670), Федор (май 1661 – апрель 1682), Симеон (апрель 1665 – июнь 1669) и Иван (август 1666 – январь 1696). ...благоверным царевнам; благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне, и благоверной царевне и великой княжне Татияне Михайловне... – Родные сестры царя Алексея Михайловича. ...благоверной царевне и великой княжне Евдокие Алексеевне... и великой княжне Феодосие АлексЬевне! – Патриарх Никон перечисляет дочерей царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской, это: Евдокия (февраль 1650 – март 1712), Марфа (август 1652 – март 1712), Софья (сентябрь 1657 – июль 1704), Екатерина (ноябрь 1658 – май 1718), Мария (январь 1660 – март 1723), Феодосия (май 1662 – декабрь 1713). ... Степен Наумов... – Дворянин Степан Лаврентьевич Наумов – второй пристав при патриархе Никоне в Ферапонтовом монастыре; он прибыл из Москвы 19 января 1667 г. Наумов привез в Кириллов монастырь архимандриту Моисею и келарю старцу Павлу Ремезову с братией царскую грамоту о своем назначении и с предписанием обеспечивать Никона всем необходимым по его требованию «без мотчания» – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 78; Варлаам 1858, 21; Успенский 1903, 364. С.Л. Наумов московский дворянин в 1636 – 1677 гг. – Указатель 1853, 283. В 1651 г. С.Л. Наумов был воеводой в Темникове – Барсуков 1902, 231, 526. а На обороте столбца подпись патриарха Никона Смиреный Никон, милостию Божиею патриарх, тако свидетельствую страхом Божиим и подписал своею рукою. 2.Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (июнь)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библиотека Кизического монастыря довольно обильна книгами. И в ней имеются достопримечательности, как напр. вышеописанная уже Спирида или Кошница, составленная основателем монастыря иеродиаконом Стефаном Сахаровым в 1691 году и содержащая службу Кизическим мученикам, повествование о страданиях их и историю основания монастыря. В описи 1746 года всего книг вместе с богослужебными значится около 100. Здесь на первом месте записана Библия Московской печати 1756 года, в переплете, на золоте, далее Часослов 1688, Псалтырь следованная 1669 года, одиннадцать Миней месячных старопечатных, Апостол 1699 года, Триодь постная 7159 г. (передана в село Остолопово) месяца октября, два Ирмолога 1657 года и 1711 года, Благовестник 7156 г., сочинение Св. Ефрема Сирина 7179 г., Маргарит 1698 года, Обед духовный 1681 г., Кормчая 7161 г., Прологи 1662–1689 г.г., Четьи – Минея – сентябрьская 1689 г., две книги служб Св. Кизическим мученикам, одна с золото-обрезом, две книги Толкования на Деяния Св. Апостол Острожской печати 1624 года, книга Труба – 1674 года, Патерик Печерский 1661 года, История об Иосафе Царевиче 1681 года, Меч Духовный 1666 года, Мир с Богом 1669 года, Григория Назианзина 1665 года, Иоанна Златоуста – о священстве и другие. Св. Евангелие, писанное уставом, обложенное черным бархатом, Устав Симонова монастыря, Регламент духовный, три Синодика, один обрезной по золоту, два Октоиха нотных, четыре книжки мучеников девяти, трезвон четырёхголосный и тому подобные. В описи 1803 года сверх того значатся следующие примечательные книги: Жезл Правления, книга св. Кирилла Александрийского , служба в день св. Екатерины, Собрание поучений, Симфония на 14 посланий Апостола Павла, Симфония на Псалтырь, Увещание раскольников, 10 томов проповедей, о должностях Амвросия Медиоланского , две книги сочинения Василия Великого , Симфония на Евангелие, Толкование на Псалтырь и Соборные Послания, Иоанн Лествичника , Лексикон 3 язычный, Притчи Евангельские, Повесть о Ксенофонтов. Всего же книг по сей описи 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Еще один большой колокол весом 79 пудов был отлит в 1668 году на Московском Пушечном дворе предположительно Федором Моториным в память боярина Бориса Ивановича Морозова (ск. 1661) и его жены Анны Ильиничны (ск. 1667), сестры царицы Марии Ильиничны, с подписью: «Вылит сей колокол к церкви преподобной Марии Египетской». Колокол, который получил название «Марьинский», был изготовлен по заказу царицы Марии Ильиничны во исполнение обета ее сестры. С 1669 по 1723 годы колокол висел на отдельной звоннице сбоку церкви святой Марии Египетской за алтарями Владимирского собора. В 1723 году звонницу разобрали, а освободившийся колокол в результате оказался на втором ярусе колокольни Ивана Великого. Иконы для местного ряда Марьинского храма были написаны при царе Алексее Михайловиче и царице Марии Ильиничне. Основанием для этого утверждения служит описание иконостаса, сооруженного после 1816 года, куда были перенесены иконы из более раннего, разрушенного французами. По правую сторону царских врат были иконы Спаса Смоленского и преподобной Марии Египетской с житием. По левую сторону – Владимирский образ Богоматери и образ Алексия, человека Божия . Рядовые москвичи в конце XVII века обращались за помощью к святой Марии Египетской в Сретенскую обитель для решения бытовых и семейных вопросов, рассуждая так: уж если она помогает царские семейные проблемы решить, то с нашими и подавно справится.      Скорее всего, идея получить из Иерусалима часть святых мощей преподобной Марии Египетской для церкви в Сретенском монастыре первоначально исходила либо от царя Алексея Михайловича, либо от царя Феодора Алексеевича. Русской дипломатической миссией была налажена связь с патриархом Иерусалимским для защиты прав и интересов Православной Церкви на Святой Земле. С 1669 года по февраль 1707 года престол Святого Града Иерусалима и всея Палестины занимал Досифей II Нетара. По просьбе патриарха Московского Иоакима он отправил в Москву ученых братьев Лихудов, труды которых увенчались созданием первого русского высшего учебного заведения Славяно-греко-латинской академии в 1685 году. С 1687 года из-за конфликта с католиками за владение иерусалимскими святынями патриарх Досифей вынужден был пребывать в Константинополе. С 1681 года дьяк Посольского приказа Емельян Игнатьевич Украинцев лично докладывал царю Феодору Алексеевичу и мог получить секретное частное поручение о ковчеге с мощами преподобной.

http://pravoslavie.ru/144342.html

по доносу был оклеветан и заключен в Мариенбургскую тюрьму, освобожден в 1667 г. Иосиф Тукальский 1 марта 1669 г., незадолго до посвящения Димитрия Ростовского , по ходатайству Петра Дорошенко был избран митрополитом Киевским и утвержден в этой должности Константинопольским патриархом Мефодием. Вместе с Петром Дорошенко стремился заключить договор с Турцией, чтобы получить политическую и религиозную вольность, но этому помешало Андрусовское перемирие 1667 г. между Россией и Польшей. Иосиф Тукальский, не будучи признанным ни киевским духовенством, ни правобережными казаками, так и не явился в Киев на митрополичью кафедру. После смерти Иосифа Тукальского новый митрополит не был избран, местоблюстителем Киевской кафедры до 1685 г. был вновь приглашен Лазарь Баранович. Иосиф Тукальский и игумен Мелетий Дзик, покровитель Димитрия Ростовского , принадлежали к той части украинского духовенства, которая отстаивала самостоятельность украинской Церкви и выступала за юрисдикцию патриарха Константинопольского. При этом Иосиф Тукальский занимал активную антиуниатскую позицию. 490 Лазарь Баранович(1616/1620 (?)–03.09.1693) – ректор и игумен Киевского Братского монастыря (1650–1651). игумен Киевского Кирилловского монастыря (1652–1653). Елецкого монастыря (1653–1657). архиепископ Черниговский (1657–1692), местоблюститель Киевской митрополии (1657, 1659–1661, 1669–1676). Крупнейший церковный и литературный деятель. Оставил после себя богатое литературное наследие – сборники проповедей, панегирики, стихи, трактаты, письма. Основал типографию сначала в Новгороде-Северском. затем в Чернигове. По своим политическим взглядам старался, с одной стороны, содействовать примирению между Москвой и Малороссией, признавая могущество Москвы, с другой – усердно отстаивал привилегии Украины. 492 ....в монастыре Густинском...– Густынский Свято-Троицкий монастырь основан в 1600 г. иеросхимонахом Иоасафом, пришедшим в Киево-Печерскую лавру с Афона. Большой вклад в развитие монастыря внес Исайя Копинский, впоследствии Киевский митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. Аврамий, упом. 1641–1646 г.г.; в его настоятельство строился тот город. 10. Сергий, упом. 1647–1648 г.г.; при нем 1647 года, сентября 22-го, лит нынешний в 600 пуд колокол. 11. Гермоген, упом. 1649–1652 г.г.; в его настоятельство строился нынешний Троицкий собор. 12. Тихон II, упом. 1655–1661 г.г. В июне 1656 года присутствовал на Соборе Святителей, созванном от патриарха Никона для исправления богослужебных книг (Скрижаль Патр. Никона прибавлен 29 ). 13. Мисаил – 1662–1664 г.г. В октябре 1663 года упоминается управляющим Костромскою десятиною. 14. Кирилл II, упом. 1665–1669 г.г. 2 ноября 1666 года, при приезде восточных патриархов в Москву, вел под руки патрирха Макария. В декабре того года присутствовал на соборе о низложении патриарха Никона, потом 1667 года на соборах по предмету церковных исправлений. По грамоте от 2 июля того 1667 года, присутствовал в г. Шуе при свидетельстве чудес от Шуйской иконы Богородицы 30 . 15. Феодосий II, упом. 1669–1674 г.г. С Ипатского настоятельства перемещен в архимандрита Воскресенского монастыря, именуемого Новый Иерусалим; потом схимник 31 . 16. Антоний, до Ипатского настоятельства с 1670 по 1674 год был архимандритом Переяславского Данилова монастыря; отсюда перемещен в Ипатский 24 октября 1674 года. 1677 года, апреля 17-го, в Костромском городовом соборе служил при празднестве по случаю возобновления Феодоровской иконы Богородицы. 1681 года, Антоний, по грамоте Патриарха всея России Иоакима, распоряжался переведеним из Костромского Крестовоздвиженского монастыря иноков в Костромской Богоявленский; упоминается на настоятельстве Ипатского монастыря и 1683 года 32 . 17. Пахомий, упом. 1683–1685 г.г. При нем в сентябре 1684 года Троицкий собор в Ипатском монастыре украшен стенописью. 18. Феодосий III, упоминается 1685–1692 г.г.; в августе 1690 года присутствовал при хиротонии патриарха всея России Адриана 33 . 19. Паисий, упом. 1693–1698 г.г., июня 1-го; во все настоятельство управлял Костромскою десятиною. 20. Симеон, упомин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

Патриарх Паисий (1657 - ок. 1678) был первым из Александрийских Первосвятителей, посетивших Россию. В 1666 г. он прибыл в Москву, где принял активное участие в деле Патриарха Никона . Вместе с Макарием III Антиохийским Паисий председательствовал на заседаниях Большого Московского Собора 1666-1667 гг., санкционировал осуждение Никона и отлучение старообрядцев (см. Старообрядчество ), а также решение вопросов о разграничении прерогатив светской и духовной властей. Паисий покинул Москву лишь в 1669 г. Участие Патриарха Паисия в процессе над Никоном, много сделавшим для усиления греч. влияния в России, было негативно воспринято многими вост. иерархами. К-польский Патриарх Парфений IV даже низложил Паисия, ссылаясь на его многолетнее отсутствие в Египте, однако егип. христиане воспротивились этому решению, под воздействием рус. дипломатии и Иерусалимского Патриарха Нектария (1661-1669) оно было отменено, и султан Мехмед IV снял с Патриарха возведенные против него обвинения. Перед отъездом из Москвы Паисий помимо денежного пособия получил царскую жалованную грамоту, на основании к-рой монахи обителей св. Саввы в Александрии и вмч. Георгия в Каире получили право испрашивать милостыню в России. В 1678 г. Патриарх Паисий ушел на покой. Вместо него был избран Парфений I (1678-1688), к-рый большую часть своего Патриаршества провел в разъездах, собирая средства для своей Церкви. В 1682 г. он по просьбе царя Феодора Алексеевича дал согласие на прощение Патриарха Никона. Преемником Парфения, погибшего во время землетрясения в Смирне, стал Герасим II (1688-1710), бывш. митр. Касторийский. В ходе борьбы против католич. учения о пресуществлении Честных Даров он начал произносить на литургиях слова Господа «приимите, ядите» тайно, а слова призывания Св. Духа «и сотвори убо хлеб сей» - громко. На это последовала отрицательная реакция К-польского Патриарха Гавриила III , к-рый просил Александрийского Патриарха отказаться от новшеств. Герасим также много путешествовал с целью сбора средств; будучи в 1692 г. в Валахии, он обратился к рус. царю Петру I за помощью для мон-рей АПЦ.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Однако в XVII в., в отличие от XVI, антикатолический настрой не доминировал в Антиохийской Церкви. Мелькитские епископы и патриархи поддерживали дружественные отношения с латинскими миссионерами в расчете на их помощь в организации книгопечатания для арабов-христиан или получении милостыни от европейских королей. Миссионерские школы в Дамаске и Халебе (Алеппо) выпустили поколения филокатолически настроенных восточных христиан, в том числе клириков. В 1683 г. митрополит Сайды Евфимий Сайфи (1643–1723 гг., на кафедре с 1682 г.) изъявил покорность Риму. Евфимий стал главным проводником католических воззрений в Антиохийской Церкви. В 1686 г. Афанасий Даббас (1647–1724 гг., патриарх в 1685–1694 и 1720–1724 гг.), один из претендентов на патриарший престол, так же тайно принял католическое учение. Для арабов-христиан XVII в. было характерно несколько размытое конфессиональное сознание, в частности недопонимание различий восточного и западного христианства. Однако постепенно рост католического влияния в мелькитской общине стал вызывать открытое сопротивление со стороны приверженцев традиционного вероучения. Первые признаки этого противостояния можно проследить в 80-х–90-х гг. XVII в. Сильвестр Даххан, избранный около этого времени на митрополичью кафедру Бейрута, отказался принять посвящение от Афанасия Даббаса, заявляя: «Наш патриарх – франк» . Известный униатский монастырь в Шувейре был основан в начале XVIII в. группой бывших монахов Баламанда, которым пришлось покинуть этот монастырь из-за идейных расхождений с большинством братии . Это свидетельствует об антилатинских настроениях баламандского монашеского сообщества. Не случайно, одна из последних копий полемического трактата Анастасия ибн Муджаллы была создана в Баламанде в 1689 г. (Ms Balamand 181). Переписчик, несомненно, полагал, что антилатинская полемика в его дни была актуальной. Похоже, важнейшую роль в становлении сопротивления православных арабов католическому влиянию сыграли греческие иерархи Леванта. В конце XVII – начале XVIII вв. центральное место среди них занимал Досифей Нотара (1642–1707 гг.), Иерусалимский патриарх с 1669 г. Он пытался координировать борьбу с католической экспансией в общеправославном масштабе. В Дунайских княжествах – Молдавии и Валахии – патриарх основал типографии, где напечатал ряд антилатинских полемических трактатов греческих авторов. Важнейшие работы в этом жанре принадлежали Иерусалимскому патриарху Нектарию († 1676 г., на кафедре в 1661–1669 гг.), который собрал обширную подборку мнений византийских и новогреческих авторитетов касательно отношений православной и католической Церквей. Сочинение Нектария под заглавием PeritisarchistouPapa («Возражение на положение о папском первенстве») было первой книгой, напечатанной Досифеем (Яссы, 1682 г.). Он стремился распространить эти знания среди православных арабов и поощрял переводы на арабский греческой анти-латинской литературы .

http://sedmitza.ru/lib/text/9985740/

Евгений Бажанов,еп. 1832–1834 Никанор Клементьевский 1834–1840до 1835 года епископ Антоний Зубко 1840–1848до 1841 года епископ Михаил Голубович 1848–1868до 1853 года епископ Александр Добрынин 1868–1877до 1877 года епископ Епископы Минские и Туровские: (с 1878 года) Евгений Шерешило, еп. 1877–1880 Варлаам Чернявский 1880–1889 Симеон Линьков 1889 Могилевская Учреждена в 1633 году. Кафедра в Могилеве. Епископы Мстиславские, Оршанские и Могилевские: Иосиф Бобрикович-Анехожский 1632–1635 Сильверст Коссов 1635–1647 Игнатий Оксинович-Старушич 1650 Иосиф Конотович-Горбатский 1650–1653 Мефодий Филимонович 1661–1669 Иосиф Нелюбович-Тукальский 1661–1664 Фодосий Василевич 1672 –1678 Серапион Польховский 1697–1704 Сильверст Святополк, князь Четвертинский 1704–1728 Арсений Берло 1728–1733 Иосиф Волчанский 1734–1742 Иероним Волчанский 1744–1754 Могилевские, Мстиславские и Оршанские: Георгий Конисский 1755–1795 с 1783 года архиепископ Могилевские и Полоцкие: Афанасий Вольховский 1795–1797 Белорусские и Могилевские: Иларион Кондратковский 1797 Архиепископы и епископы Могилевские и Витебские (с 1803 года): Анастасий Братановский 1797–1805 с 1801 года архиепископ Варлаам Шишацкий 1805–1813 с 1808 года архиепископ Даниил Наток-Михайловский 1813–1821 с 1816 года архиепископ Иоасаф Сретенский, архиеп. 1821–1827 Павел Морев-Павлов, еп. 1827–1831 Могилевские и Мстиславские (с 1883 года): Гавриил Городков 1833–1837 с 1833 года архиепископ Смарагд Крыжановский, архиеп. 1837–1840 Исидор Никольский 1840–1844 с 1841 года архиепископ Анатолий Мартыновский 1844–1860 с 1853 года архиепископ Евсевий Орлинский , архиеп. 1860–1882 Виталий Гречулевич , еп. 1882–1885 Сергий Спасский , еп. 1885 Павел Вильчанский, еп. 1892 Ириной Орда, еп. 1892–1893 Евгений Шерешило, еп. 1893 Нижегородская Учреждена в 1672 году. Кафедра в Нижнем-Новгороде. Митрополиты Нижегородские и Алатырские: Филарет 1672–1686 Павел 1686–1696 Трифилий Инихов 1697–1699 Исайя 1699–1708 Сильвестр Холмский (Волынский) 1708–1719 Епископы Нижегородские и Алатырские:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010