Абрам II ...1492 -1497 Ефрем I 1497 -1500 Доротэос II ....1503 -1510; 1511 -1516 Дионисэ ...1510-1511 Василий VI 1517 -1528 Малахия 1528 -1538 Мелхиседек II 1538 -1541 Германа 1541 -1547 Свимон V 1547 -1550 Зебеде I 1550-1557 Николоз IV 1562 -1584 Николоз V 1584 -1591 Доротэоз III 1592 -1599 Доментий I 1599 -1603 Зебеде II 1603 -1610 Иоанэ VI 1610 -1613 Захария 1613 -1630 Эвдемоз I 1630 -1643 Христэфоре ..1643-1660 Доментий II ....1660 -1675 Николоз -VI 1675 -1676 Николоз VII ...1676 -1687; 1691-1696 Иоанэ VII ....1687 -1691; 1696-1700 Эвдемоз II 1700-1703 Доментий III ...1704 -1729; 1735 -1742 Бесарион 1724 -1737 Николоз VIII 1742 -1744 Антоний 1Ч ...1744-1756; 1763-1788 Иосеб 1756-1763 Антоний II .1788 -1810 (l827) Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы) Арсений ....1390 Иоанэ-Иоакимэ 1455 -1474 Стефана 1470 -1516 Малахия I 1529 -1532 Эвдембз I 1543-1575 Эквтыме I.................................1578 -1605 Малахия II 1605 -1639 Григоль I 1612-1659 Максима I ....1628 -1647 Бесарион I ...1647 -1656 Захария 1657 -1659 Свимон I ...1659 -1666 Давид 1667 -1682; 1682-1697 Свимон II 1665 -1681 Звдемоз II ....1667 -1669 Эквтыме II .....1669 -1674 Георгий 1701 Николоз 1703-1710 Григоль II 1706-1742 Германа 1742-1754 Бесарион II 1755-1766 Иосеб 1767-1776 Максиме II 1776 -1795 Экзархи Грузии 1. Митрополит Варлаам Эристави............1811—1817 2. Митрополит Феофилакт Русанов .....1817 —1821 3. Митрополит Иона Василевский.............1821 —1832 4. Архиепископ Моисей Богданов-Платонов 1832-1834 5. Архиепископ Евгений Баженов .......1834 —1844 6. Митрополит Исидор Никольский...........1844—1858 7. Архиепископ Евсевий Ильинский.........1858-1877 8. Архиепископ Иоанникий Руднев...............1877 —1882 9. Архиепископ Павел Лебедев....................1882 -1887 10. Архиепископ Палладий Раев....................1887 —1892 11. Архиепископ Владимир Богоявленский......1892 —1898 Архиепископ Флавиан Городецкий.........1898—1901 Архиепископ Алексий I Опоцкий............1901 —1905

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Сытину. Царь потребовал от Никона разобраться – РГАДА, ф. 27, on. 1. д. 140, ч. 1, л. 282 – 283; Даманский 1861, 532 – 533; Гиббенет 1, 97 – 98. В 1676 – 1678 и 1686 – 1688 гг. Г.Н. Собакин был в управлении Ямским приказом – Богоявленский 1946, 296. 15 мая 1676 г. от имени царя Федора Алексеевича и патриарха Иоакима в Ямской приказ ему и дьякам послана память о заготовке подвод для поездки в Ферапонтов монастырь к патриарху Никону государевых людей – Дело 1897, 340 – 341 Николаевский 1886, 104. ...боярина Бориса Ивановича. – Патриарх Никон пишет о кончине боярина Б.И. Морозова Л. 128 ...приписан к вашему, государеву, богомолию в Крестной монастырь Печенской монастырь за Колою со всеми угодьи. – Угодья Печенгского монастыря были приписаны к Крестному Онежскому монастырю указом царя Алексея Михайловича в 1658 г. – РГАДА, ф. 1195, оп. 8, д. 20. В 1660 г. патриарх Никон подал Алексею Михайловичу челобитную с просьбой подтвердить царскую грамоту, дарующую Кольский острог Печенгскому монастырю, приписанному к Крестному (Ставросу) монастырю – РГАДА, ф. 27, on. 1, д. 530, л. 9 – 10 об.: Даманский 1861, 643 – 651; Леонид 1876. 679 – 686. С Пе- ченгским монастырем и другим монастырем строения патриарха Никона – Иверским Валдайским – связана легенда в Житии Трифона Печенгского. В сказаниях о чудесах этого святого, доведенных до времени патриарха Никона, есть рассказ об игумене Иоанне, который задумал приписать Печенгскую обитель к Иверскому Валдайскому монастырю и был «невидимою силою поражен» – РНБ. ф. 717, 182/182, л. 86 – 120. 9.Послание патриарха Никона о ссоре с Романом Бобарыкиными о бывшем патриарху Никону видении 12 января (после 17 декабря) РГАДА, ф. 27, on. 1, д. 140, ч. 5, л. 222 – 241 об., 242 – 257. Послание сохранилось в двух списках, по которым издается. Первый (основной – А) на л. 242 – 257. Столбец из шестнадцати сставов. Скоропись и небрежный полуустав, переходящий в скоропись; вторым почерком выполнены поправки и приписки. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, (1660).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стара-Загорская. Кафедра—Стара-Загора .II. За пределами Болгарии Нью-Йоркская. Кафедра—Нью-Йорк Епископии I. В пределах Болгарии 1. Агатонийская 2. Браницкая 3. Величская 4. Главиницкая 5. Драговитийская 6. Знепольская 7. Крупнишская 8. Левкийская 9. Макариопольская 10.Проватская 11. Смолянская 12. Стобийская 13. Траянопольская II. За пределами Болгарии 1. Акронская 2. Детройтская Предстоятели Болгарской Православной Церкви Архиепископы Св. Иосиф I.......................................870-? Георгий Леонтий I Димитрий I Сергий I Григорий I Патриархи Дамиан 927 - ? Герман Филипп кон. X в. Давид 1015-1018 Архиепископы (Охридские) Иоанн I 1018-1037 Лев I XI в. Феодул I 1065 Иоанн II Лампин. . . 1078 или 1079 Иоанн III Трезвый Феофилакт I . ок. 1085 -1108 Лев II Мунг ок. 1120 Михаил Иоанн IV Комнин (брат импер. Алексия I Комнина) сер. XII в. Евстафий Константин I ок. 1160 - 1170 Иоанн V Коматир ок. 1213 Димитрий II Хоматен ок. 1216 - 1234 Иоанникий Сергий II Константин II Кавасила 2-я пол. XIII в. Иаков Проархий Адриан Геннадий кон. XIII в. Макарий ок. 1295 -ок. 1299 Григорий II ок. 1317 Анфим Метохит ок. 1341 Николай I ок. 1347 Григорий III ок. 1364 Матфей ок. 1408 Никодим ок. 1452 Дорофей ок. 1466 Марк Ксилокорав 1467 Николай II Захария Прохор 1529 -1550 Симеон ок. 1550 Григорий IV Никанор ок. 1557 Паисий ок. 1566 Парфений Софроний ок. 1572 Гавриил ок. 1582 -1587 Феодул II ок. 1588 Иоаким ок. 1593 Афанасий I ок. 1596 Валаам ок. 1598 Нектарий I 1598, tl626 Митрофан ок. 1614 Нектарий II ок. 1622 Порфирий ок. 1624 Георгий Иоасаф I ок. 1628 Авраамий 1629 -1634 Мелетий I ок. 1637 Харитон ок. 1643 -1651 Даниил Афанасий II ок. 1653 -1658 Дионисий I. 1665 Пафнутий ок. 1692 Игнатий I ок. 1660 Арсений Зосима I ок. 1663 -1670 Панарет 1671 Нектарий III ок. 1673 Игнатий II ок. 1676 Григорий V Феофан 1676 Мелетий II 1676 Парфений 1677 -1683 Герман II 1688 -1695 Григорий VI 1691 -1693 Игнатий III 1693 -1695 Зосима II 1695 -1699 Рафаил 1699-1702 Мефодий 1708 Дионисий II 1709 -1714 Филофей 1714 -1718 Иоасаф II 1719 -1745 Иосиф II 1746-1751 Дионисий III 1752 -1756 Мефодий II 1757 -1758 Кирилл 1759-1762 Иеремия 1763 Анания 1763 Арсений ............1763 -1767 Архиепископы (Тырновская Церковь) 1.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

2977 Еще же и великих оных триех мучениц... – Имеются в виду боярыня Ф. П. Морозова, её сестра княгиня Е. П. Урусова и жена стрелецкого полковника М. Г. Данилова. 2982 ...чернец Феоктист некто перекинулся к Мещерскому Ивану в полк... – Феоктист, монах Соловецкого монастыря; в донесениях воеводы Мещеринова Ивана Алексеевича царю о взятии монастыря сведения противоречивы: то он сообщает, что монастырь был взят войском без посторонней помощи, то называет имя монаха Феоктиста, который указал потаённый ход в монастырь. Во всех старообрядческих сочинениях падение монастыря связывается с предательством монаха-перебежчика. 2990 ...Никонор преподобный... – с 1653 по 1660 г. архимандрит Саввино-Сторожеского монастыря (близ Звенигорода), бывший царский духовник. С 1660 г. находился на покое в Соловецком монастыре, возглавлял Соловецкое восстание на всех этапах от начала до конца (16681676). 2991 ...новопосланному архимандриту... – С марта 1676 г. архимандритом Соловецкого монастыря становится Макарий, переведённый из Тихвина, а в 1680 г. он возвращён обратно. 3001 ...бутьто мы послания писали на Дон к казаком... – Пустозерские писатели были обвинены митрополитами Павлом и Иларионом и чудовским архимандритом Иоакимом в сочувствии к казачьим повстанцам С. Т. Разина и в содействии им своими посланиями. Насколько верны эти обвинения, сказать трудно, такие послания неизвестны. 3005 ...в новой его бесовской Иеросалим... – Новым Иерусалимом назывался Воскресенский монастырь на р. Истре, расположенный в 47 вёрстах от Москвы (по Волоколамской дороге), построен был патриархом Никоном в 1656 г. с большой пышностью, главный его монастырский храм был точным подобием иерусалимского храма. 3010 ...в Симонове монастырь... – Один из богатых монастырей, основанный племянником Сергия Радонежского Феодором около 1370 г. на окраине Москвы. 3011 ...в келари ко Спасу-на-Новое... – Новоспасский (Спасо-Преображенский) монастырь основан Иваном Калитою в 1330 г. в Кремле, в 1490 г. перенесён на Крутицы. В XVII в. был одним из первых по значению монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . ТАРАСИЙ Земка, определён в 1631 году, потом был в Печерском монастыре Проповедником, Типографии распорядителем и Корректором, и в том монастыре скончался в 1632 году, Сентября 13. 3 . ИСАИЯ Трофимович-Козловский. Он первый был учителем Богословия в так называвшейся тогда Киевской училищной Коллегии. В 1633 году переведён в Киево-пустынно-Николаевской монастырь. Скончался в 1651 году, Марта 15, и погребён в означенном Николаевском монастыре. 4 . СОФРОНИЙ Початский, с 1638 года. В 1640 году переведён в Молдавский Ясский монастырь Игуменом же, и вскоре после того скончался. 5 . ИГНАТИЙ Оксенович-Старушич с 1642 года, Мая 15, и в том же году переведён в Киево-Выдубицкий монастырь Игуменом же. В 1650 году, Июля 12, хиротонисан в Епископа Белорусского. РЕКТОРЫ 6 . ИОСИФ Кононович-Горбацкий, с 1643 по 1648 годы. В 1650 году хиротонисан в Епископа Белорусского. 7 . ИННОКЕНТИЙ Гизель, с 1648 года. В 1650 году переведён в Киево-Кирилловский, оттуда в 1652 году – в Киево-Николаевский монастырь. В 1672 году посвящён в Архимандрита Киево-Печерской Лавры, с наименованием и по завещанию основателя школ Петра Могилы и благодетелем и попечителем Киевских училищ, и там скончался в 1684 году, Февраля 24. 8 . Лазарь Баранович, Ректор и Игумен Братский и Кирилловский с 1650 по 1655 годы. Потом, в 1656 году, хиротонисан в Епископа в Чернигов. 9 . ИОАННИКИЙ Галятовский, упоминается в 1660 и 1662 годах. Потом был Архимандритом Черниговского Елецкого, а потом Новгород-Северского монастыря, и там скончался. 10 . МЕЛЕТИЙ Дзик с 1660 по 1665, а по другим – 1676 годы. В 1677 переведён в Киево-злато-верхо-Михайловский монастырь, и там, в 1682 году, Февраля 7 скончался. 11 . ВАРЛААМ Ясинский с 1665 года, Ноября 13. В 1673 переведён в Киево-злато-верхо-Михайловский монастырь, а оттуда, в 1687 году, в Киево-Печерскую Лавру в Архимандрита. Наконец с 1700 года был Митрополитом Киевским, и в 1707 году скончался. 12 . СИЛЬВЕСТР Головчич. В 1673 году определён из монастыря Гойского зарубежного, принадлежавшего к Братскому монастырю. В 1674 году переведён в Киево-злато-верхо-Михайловский монастырь Игуменом же, и там скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

32 Георгий Корессий (ок. после 1566/1570 – после 1659/1660) – греческий богослов и врач. О взглядах Корессия на Евхаристию см.: Τζιρκης. περ μετουσισεως.... Σ. 194–234. См. также: Podskalsky. Griechische Theologie... S. 183–190. В различных неизданных сочинениях Корессий полемизирует с отвергающими термин «пресуществление» и реальное присутствие Христа в Евхаристии, в частности, выступает против Феофила Коридалевса и протестантского проповедника А. Леже 33 Нектарий (1605–1676) – патриарх Иерусалимский (1660–1669). В двух письмах 1671/1672 г. Нектарий утверждает согласие с латинянами в учении о «сверхъестественном пресуществлении Св. Хлеба» ( το ερο ρτου περφυς μετουσωσις). Также Нектарий говорит о «пресуществлении» хлеба и вина в нетленное Тело Христово в своем сочинении «О главенстве папы» (Περ τς ρχς το ππα), замечая, что уничтожению подвержены только акциденции (συμβεβηκτα) Даров. Славянский перевод этого сочинения, выполненный с присланного патриархом Досифеем в Москву издания 1682 г., включен в состав «Щита веры» (ГИМ. Син. 346. Л. 875–1133; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 495–496, 524–525). 34 Мелетий Сириг (1585–1663) – архимандрит и протосинкелл Великой церкви, богослов, филолог. О нем см.: Podskalsky. Griechische Theologie... S. 207–213; о его взглядах на Евхаристию: Τζιρκης. περ μετουσισεως.... Σ. 143–178 . 36 Κατ τν καλβινικν κεφαλαων κα ρωτσεων Κυρλλου το Λουκρεως, ντησις [Опровержение кальвинских глав Кирилла Лукариса]. Издано патриархом Досифеем в Бухаресте в 1690 г. вместе с актами Иерусалимского Собора 1672 г. 37 Иерусалимский Собор 1672 г. осудил «Восточное исповедание христианской веры» и вместе с тем постановил, что Кирилл Лукарис не является автором «Исповедания», сняв с него обвинения в кальвинизме (Καρμρης. Τ δογματικ… Τ. 2. Σ. 781–813). Однако публикация переписки патриарха и наличие автографа «Исповедания», принадлежащего Кириллу, не оставили сомнения в том, что подлинным автором все-таки является сам Лукарис. Уверенность в кальвинизме Лукариса демонстрировал впоследствии и сам патриарх Досифей, автор текста актов Иерусалимского Собора, в своих поздних сочинениях («История иерусалимских патриархов», кн. 11, гл. 10; «Меч на Иоанна Кариофилла»//Legrand. Bibliographie hellénique... T. 3. P. 35). При этом вплоть до XX в. подавляющая часть греческих и русских ученых отрицали подлинность «Исповедания» (напр.: Малышевский. Александрийский патриарх… Т. 1. С. 569–571; Арсений, архим. Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви. Симферополь, 18812 . С. 204–206; Малахов. Пресуществление... С. 315). См.: Лебедев А. П. История Греко-Восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. М., 20042 . Т. 2. С. 211– 220; Michaelides G. P. The Greek Orthodox Position on the Confession of Cyril Lucaris//Church History. 1943. Vol. 12:2. P. 118–129.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kon...

а) Иером. Иларий и Арсений. Описание славянских рукописей б-ки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М. чч. 1 и 2, 1878; ч. 3, 1879; из Чтений, 1878, кн. 2. 4; 1879, кн. 2. б) Арх. Леонид. Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято Троицкой Сергиевой Лавры. Чтения, 1880, кн. 4 , 1–49 . (Дополнение, опис. 22 ркп ). 58. Серпухов Владычен Введенский монастырь. Рождественский В. А. Описание монастыря. М., 1866,с. 39 – 52. —32— 59. Сковородский Михаила Архангела, под Новгородом монастырь. Строев П. М, Библиологический словарь. 60. Слуцк. Минск. губ. Тройчанский монастырь. а) Снитко А. Описание рукописей и старопечатных книг Тройчанского м-ря. Минск. Старина, II, 1911. б) Снитко А. К. Описание рукописей и старопечатных книг в Слуцком (Минск. губ.) Тройчанском м-ре. Изв. Акад. Наук, Отд. Р. Яз. И Слов., 1911, I, с. 210–231. в) Карский Е. Отчет о научных занятиях в б-ках Москвы, Троицко-Сергиевой Лавры и Слуцка. Варшав. Унив. Известия за 1898 г. IX. г) Опись книг Слуцкого Троицкого монастыря 1494 г., составл. Архим. Иосифом. Акты Западной России. I. 61 . Смоленск. Духовная Семинария. а) Мурзакевич. Достопамятности Смоленска. Чтения, год 1, кн. II, c. 1–18. б) Вишневский Д. К. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Смоленске. Вып. I. Рукописи на латинском яз. Смоленской семинарской б-ки, 1901. 62 . Соловецкий монастырь. а) Архиеп. Игнатий. Истина св. Соловецкий обители. СПБ. 1844.-«Выписка из Описи б-ки Соловецкой о старинных книгах, писанных и печатных до книжного при Патр. Никоне исправления»; перечень 1378 б) Белокуров С. А. Материалы для русской историн. М. 1888. Б-ка и архив Соловецкого м-ря после осады 1676 г. по современ. Описям. Чтения,1887, κιн. I, с. 1–80. 63 . Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь. а) Тихомиров К. Опись книгам, хранящимся в Суздальском Спасо-Евфимиевом м-ре. М. 1850. Из Временника. V кн.; составлена в 1660 г. б) Опись книгам, хранившимся в Суздальском Спасо – Евфимиевом м-ре. Владимирский Сборник, изд. К. Тихонравовым. М. 1857, с. 162–66. (Опись 1660 г.). ср. Временник, кн. V.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

грам. м-ря; игум. Филарет), 367 (Отписка 1659 г. Псков. архиеп. Макария властям м-ря; архим. Никанор), 371 (Отписка 1698 г. дьяка Украинцева архим. Сильвестру), 383 (Настольная 1592 г. игум. Герману); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 132 (Духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 140 (Межевая гр. 1504 г.), 147 (Духов. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.); II, 59 (Освящ. собор 1589 г.; игум. Феодосий), 283 (Грам. 1612 г. кн. Дм. Мих. Пожарского о посвящении избранного по общему приговору игум. м-ря Исаия в митроп Крутицкой епар.); Калачов, “Писцов. кн., XVI cm.», I, Отд. 1, 111 (влад. в Сурожск. стане Москов. у.), 672 (влад. с-цом Осановым Звенигор. у.), 675 (вотч. в Городском стане Звенигор. у.), 707 (влад. оз. Тростенским), 708 (вотч. в Троснен. ст. Звенигор. у.); “Известия Археолог. Общ.», 1872 г., VII, 205 (древний колокол); “Временник Общ. ист.», 1850 г., VII, 11, 36, 90 (Матер. для ист. иконопис., 1650, 1660, 1668 г.); 1852 г., 17 (Расходн. кн. 1652 г. митроп. Никона; архим. Гермоген); 1857 г., XXV, 187 (Книги расход. 1673 г. монаст. деньгам соборн. старца Зосимы Льговского); “Сборник Муханова», 200, 127 (Ж. гр. 1529 г. кн. Юрия Ив. игум. Филофею на деревни); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», I, 133, 41 (Ж. гр. 1615 г. на рыбн. ловли по р. Москве; 1424 г. игум. Серапион, 1615 г. строитель Мисаил, 1623 г. строитель Иоасаф Пестриков); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 80); “Чтения в И. Общ. ист.», 1847 г., VII, смесь, 1 (Опись книг м-ря; игум. Каллист); 1860 г., III, Отд. 1, 141 (в 1744 г. имел крестьян 16.047 душ.); 1862 г., II, Отд. 1, 95 (игум. Исаия в 1612 г. возвед. в митроп. Сарск.и Падон.), 112 (архим. Иларион Григорович с 1740 г.), 132 (в 1672 г. сюда отошел на покой и здесь скончался архиеп. Суздаль. Филарет); 1867 г., IV, Отд. 1, 7, 8 (Кто были виновники Соловец. возмущения 1660–1676 г.; архим. Никанор и казначей Никита); 1874 г., I, смесь, 184 (архим. Феофилакт, 1776–88 г.), 186 (архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иоанн XII 1427–1453 Матфей Гавриил VI Михаил V Шемелути Иоанн XIII Иоанн XIV Гавриил VII 1525–1568 Иоанн Монфалутский 1574–1589 Гавриил VIII 1590–1610 Mapk V (или Антоний) 1610–1618 Иоанн Мелавани 1618–1637 Матфей 1637–1645 Mapk VI 1645–1660 Матфей 1660–1673 Иоанн XVII 1675–1718 Петр VI Иоанн XVIII 1676–1718 Петр VII 1718–1722 Иоанн XIX 1767–1796 Mapk VII 1796–1809 Петр VIII 1809–1852 Кирилл IV 1854–1861 Димитрий II 1862–1870 Кирилл V 1871–1927 Иоанн 1928–1944 Макарий III 1944–1946 Иосаф II 1946–1951 Кирилл VI 1951–1971 Шенуда III 1972– 16 Qeoduru ЕЩ. Cristologik Prologa ka didaskala тоа Leontou Buzantou//Qeologa. T. 26. ‘Aqnai, 1955. – S. 584. 26 Макризи (1364–1442) – египетский историк, автор трудов по истории Егип¬та и пограничных с ним стран. 33 См. Spuler B. Die Gegenwartslage der Ostkirchen in ihrer staatlichen und volkichen Umwelt. Frankfurt-am-Main, 1969. 34 Fortescue A. The little Churches of East. London. 1913//Orientalia Christiana. 1932. 75. – Р. 251. 36 Священник Л. Петров в своей книге “Восточные христианские общества”, изданной в Петербурге в 1869 г., пишет, что в начале XIX столетия в Коптской Церкви было тринадцать епархий: 1) Мемфисская, 2) Серкейская, 3) Бехнезесская (древний Оксиринх), 4) Файюмская, 5) Минийская, 6) Сенабаусская, 7) Манфалутская, 8) Асьютская, 9) Абу-Тигская, 10) Ахминская, 11) Эснейская, 12) Каусская и Некадская, 13) Хартумская (с. 54). 39 Arbanth ‘A. K. ‘Eptomoj Istora Suro-Iakwbitikj, Aqiopikj ka ‘Armenikj ‘Ekklhsaj. Aqnai, 1967. – S. 70. 51 Книга Правил святых Апостол, святых соборов Вселенских и поместных и святых отец. – М., 1893. 56 Материалы богословской дискуссии в Орхусе, 1964 г. Доклад представителя Коптской церкви д-ра Кхелла (перевод, маш.). 58 ]Tremplaj P. Ekklhsa, n тН QriskeumikH ka HqikH Egkuklopaidev. T. II. S. 98. Aqai, 1963. 60 Karmrhj Iw. Arcaai procalkidonika Ekklhsai mБj Anatolj ka bsij mБj nsewj атоп met tj Orqodxhj Kaqolikj Ekklhsaj//Qeologa. T. III–IV, 1965. 63 Kopp C. Lehre und Sakramente der Koptischen Kirsche//Orientalia Christiana. Vol. XXV–1, Jan.-Febr. 1932.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

К XVII в. отчуждение церковных владений приняло такой масштаб, что католикос-патриарх Вост. Грузии Христофор (либо Христофор I (1616-1622), либо Христофор II ( Урдубегисдзе-Амилахвари ; 1642-1660)) специальным указом предал анафеме всех посягающих на владения церкви Гвтаеба в мон-ре Никози. Эту грамоту подтвердили цари Картли Вахтанг (очевидно, Вахтанг VI), Картли-Кахети Ираклий II , царица Мариам (Дадиани?) и католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) (Постановление о владениях никозской церкви Гвтаеба, 1777 г.//ПГП. 1974. Т. 5. С. 40; Постановление царевича Георгия о спорных владениях никозели и Павленишвили, 1786 г.//Там же. С. 328). Заботясь о пастве Н. е., католикос-патриарх Вост. Грузии Захария (Джорджазе; 1623-1632) подтвердил за еп. Никозским Зебеде (Наморадзе) право владения издревле пожертвованными епархии землями и пожаловал новые поместья и крестьян, а также жителей Тбилиси, принадлежавших настоятелям мон-ря Сабацминда (Аннотированный словарь. 2004. Т. 3. С. 265). Некресели Зебеде известен и по др. документам: в 1626 г. он купил у Кации Диасамидзе место для содержания животных в с. Земо-Никози (Там же), вел спор с Давидом и Элизбаром Давитишвили о законности купли им (Зебеде) с. Тихреви (ПГП. 1972. Т. 4. С. 188-189). Из других никозских архиереев XVII в. известны Инана (Миндодашвили) - свидетель купчей между Павленишвили и Гилашвили (Аннотированный словарь. 2004. Т. 3. С. 170) и Николай (Павленишвили), хиротонисанный в 1666 г. Сохранилась клятва верности, выданная еп. Николаем католикосу-патриарху Вост. Грузии Доментию III (Мухранбатони; 1660-1676) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 539-540). В том же году царь Картли Вахтанг V Шахнаваз рассудил еп. Николая и Баадура Мачабели; в 1674 г. еп. Николай завизировал грамоту Шахнаваза о разделе имущества между князьями Титишвили (Аннотированный словарь. 2007. Т. 4. С. 134, 276-277). Принадлежность к дому Павленишвили позволяла еп. Николаю взимать с крестьян поборы. В 1693 г. кн. Папуна Павленишвили, брат еп. Николая, подтвердил право никозели взыскивать налог саквриво (вдовий, т. е. выплачиваемый крестьянином своему господину за дозволение вступить в брак с крестьянской вдовой) и гасамкрело (пошлина за раздел имущества или имения; состояла из 1 быка) (Там же. С. 277).

http://pravenc.ru/text/2565612.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010