Акакий (вторично) в 1822–33; † 1835, на покое. Никанор , 1833–35. Лаврентий , 1835–40, перев. в Спасо-Евфимиев. Никон , 1840–52. Дионисий , 1852–55. (В 1856 вакансия). Иоанникий , 1857–60. Герман , 1861–69. 4 Казанский (Богородичный), в Тамбове, основан в XVII веке. Упразднён после 1754 г. [IV, 321.] Игумены Иосиф , строит., 1678. Герасим , строит., 1679 и 80. Корнилий, в нояб. 1692. Максим , в янв. 1702. Измаил , 1721–31, уволен, за дряхлостью. Иосиф определён 19 мар. 1731–38. Никон Волосский 1739 перев. из Пензенского Спасского, а 1743 – в Селижаров. Протасий , 1746. Варсонофий , 1749–54,13 июля перев. в Козловский Троицкий. 5 Пурдышевская Рождественская пустынь, в Шацком уезде; 30 июля 1651 приписана была к Саввину Сторожевскому; упразднена в 1764 г. [V, 649.] Игумены Адриан , 1591. Иринарх , 1594–98. Адриан , 1602–1606. Арсений , 1611–1613. Симон , в апр. (sic) 1614. Иоиль , 1616. Пимен , 1617–19. Иона , 1620 и 21. Иосиф , 1624–30. Авраамий , 1632–34. Иона , в мар., апр. 1635. Авраамий , в февр. 1637. Пимен , 1641–1643, апр., авг., в февр., апр. 1644, 1645, 46, 1647 и 1648, сент. ? Антоний , 24 февр. 1643. Симеон , 1648–50, авг. Строители Вассиан , до 10 февр. 1654. Иона , с 10 февр. 1654. Вассиан , 1657. Геннадий , 1658. Серапион , 1659 Иоасаф , 1659 и 60. Дионисий , 1660 и 61. Феодосий , 1662 и 63. Симеон , 1663 и 64. Пафнутий , 1664 и 65. Дионисий сменён в мае 1673. Пафнутий определён 26 мая 1673. Феодосий , 1676–78. Савватий , 1683 и 84. Вассиан , 1684, 85. Боголеп , 1688. Строит. Исаакий , 1689. – Вассиан , 1692. – Досифей , 1695 и 96. – Мефодий , 1699. – Феодосий Козловский сменён 28 авг. 1700. Тихон Оршанец определён 28 авг. 1700, и в 1701. 6 Мамонтова Николаевская пустынь; в февр. 1652 была приписана к Саввину Сторожевскому; упразднена в 1764 г. [V, 47.] Строители Мамонт , основатель, 1629–38. Адриан (игум.) определён 25 нояб. 1643. Филарет , 1651 и 52. Иринарх , 1652 и 53. Кирилл сменён 20 сент. 1659. Давид определён 20 сент. 1659. Иринарх , в июле 1660.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О том, как выглядел ярус звона после 1691 года, существуют три версии. Согласно первой - его венчали два шатра (то есть в 1690-е годы к уже существующему добавили еще один). Это явление не было исключительным. Такой верх существовал у звонниц Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (конец XVI века) Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме (здесь шатры были деревянными) и трапезного Георгиевского храма во Владычном монастыре Серпухова (конец XVI века). В XVII столетии так же украсили ворота Ризоположенского монастыря в Суздале (1688 год), своды надвратных церквей во имя Богоявления и св. Ферапонта в Ферапоновом монастыре (1649 год) и Благовещенского в самом Спасо-Евфимиевом монастыре (начало XVII века). Нельзя исключить и второго варианта - шатров в конце XVII века стало три – по одному над каждым пролетом Эта гипотеза менее вероятна, хотя здесь тоже можно вспомнить несколько примеров: трехшатровую звонницу Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (1652-1654 годы, архитектор из Твери – Иван Шарутин), надвратный храм «иже под колоколы», входящий в храмовый комплекс церкви Рождества Христова в Ярославле (1660-е годы), звонницу собора Святой Софии в Новгороде Великом, получившей в XVI веке пять небольших шатров (в следующем столетии их заменили декоративными щпицами) и другие 15]. Следует заметить, что все эти постройки относятся к другому типу построек это надвратные храмы " иже под колоколы " . Звонница же собора Святой Софии в Новгороде, как некоторые другие подобные сооружения (например, вторая по времени звонница Соловецкого монастыря) была увенчана деревянными шатрами. Все эти строения представляют собой совершенно иное композиционное решение и распределение масс. Наконец, есть и третья возможность. В ходе сооружения второго и третьего пролетов, шатер над проемом конца XVI века могли разобрать. В этом случае окончательный вид «колокольницы» Спасо-Евфимиева монастыря стал напоминать звонницы Успенского собора в Ростове Великом (1680-е годы), Воскресенского монастыря в Угличе (1674-1676 годы) и другие подобные сооружения «палатного» типа, близкие им по времени. Этот вариант наиболее правдоподобен. Окончательно решить этот вопрос можно только после исследования документальных свидетельств конца XVII – XVIII веков и натурных исследований. К сожалению, пока они нам не доступны.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Однако царь-новатор заинтересовался и иностранными садами. В Измайлове был устроен один из первых в России регулярный сад с обманными перспективами, лабиринтом «Вавилон» и фонтанами в виде звериной пасти, из которой била вода. Его сравнивали с лучшими садами Европы, иностранцы дивились, и Измайлово называли «новым Версалем» царя Алексея Михайловича, к великому удовольствию русского монарха. Для своего уникального хозяйства царь выписал опытных садовников и агрономов из русских областей и монастырей, а также специалистов из Европы. Причем для возделывания каждого вида растения был призван работник из той местности, где их традиционно возделывали. Из Астрахани переселили умельцев выращивать арбузы, льноводов – из Пскова, выращивать лекарственные травы и разводить цветы пригласили европейских мастеров. А для возделывания винограда из Киева приехал садовник Межигорского монастыря старец Филарет, которого поселили в кремлевском Чудовом монастыре, сопровождать старца в поездках к измайловским виноградникам царь доверил своему другу боярину Артамону Матвееву. Сей боярин приложил немало сил к процветанию Измайлова, став фактическим его опекуном, и ведая всем, от строительства местных храмов до поступления семян. В качестве же рабочих рук, обслуживавших это гигантское хозяйство, Алексей Михайлович приказал переселить в Измайлово дворцовых крестьян из Костромского и Владимирского уездов. Причем велел отбирать «добрых, радетельных и не гордых» и разведать «подлинно, чтобы воров не было». В 1676 году для слободы этих переселенцев в Измайлове построили приходской храм в честь Рождества Христова. В 1660-х годах парадная резиденция в Измайлове превратилось в остров: из-за выкопанных прудов государев двор, где стояли дворец и деревянный Покровский храм, оказался в прямом смысле слова на острове, окруженном водой. На него попадали через каменный арочный мост, который вел к парадной Мостовой башне. В ее нижнем ярусе располагалась караульня, а в среднем ярусе часто проходили заседания Боярской думы, когда Алексей Михайлович пребывал в Измайлове, отсюда ее второе название — Думская башня. В самом же верхнем ярусе, где была звонница Покровской церкви, будто бы находилась царская молельня, а также дозорная, откуда караульные следили за окрестностями и принимали сигналы об опасности.

http://pravoslavie.ru/3688.html

1998. P. 379). Тогда же был арестован А. Паркер и др. Эти аресты побудили К. разработать идеологическое обоснование принципов своей веры, т. к. часто им вменялись в вину действия, противоположные их убеждениям. Последовательница Фокса (в будущем его супруга) М. Фелл написала властям, что он не виновен ни в одном из предъявленных ему обвинений. В Лондоне она добилась встречи с кор. Карлом II и заявила, что готова «жизнью своей поручиться за миролюбие... всех «друзей» и за их веру». «Декларация Божиих людей, именуемых квакерами», составленная Фелл и подписанная 13 известными К. (Фокс, Хабберторн, С. Фишер, Дж. Стаббс и др.), была вручена королю 22 июня 1660 г. В ней говорилось: «Мы, люди, которые следуют принципам, ведущим к миру, любви и единству. Мы желаем, чтобы и другие шли таким же путем, и мы отвергаем и свидетельствуем против всякой борьбы, войн и раздоров... Наше оружие не плотское, но духовное» ( Ross. 1984. P. 128). 6 янв. 1661 г. произошло вооруженное восстание милленариев (см. ст. Милленаризм ), к-рое было жестоко подавлено, репрессии коснулись всех инакомыслящих. 12 янв. того же года был вновь арестован Фокс, на следующий день произведены массовые задержания К. во время богослужения. Собрания К. наряду с собраниями баптистов и др. диссидентов были запрещены, в тюрьмы заключены тысячи К., которых арестовали по обвинениям в подготовке беспорядков. В ответ через неск. дней последовала «Декларация безобидных и безвинных людей Божиих, именуемых квакерами, против всех заговорщиков и бойцов в мире», подписанная Фоксом, Хабберторном и др., к-рая до наст. времени остается офиц. документом, выражающим отношение К. к вопросам войны и мира и к власти предержащей. 21 янв. 1661 г. документ был представлен кор. Карлу II и его совету. Вскоре появились трактаты Барроу, Пенингтона, У. Смита, У. Бейли, провозглашавшие мирную доктрину движения К. Наиболее последовательно она была обоснована в труде Р. Баркли «Апология истинного христианского богословия», опубликованном на латыни в 1676 г.

http://pravenc.ru/text/квакеры.html

Таким образом, уже во время работы сейма православные через русского резидента стали искать помощи и поддержки русского правительства в борьбе с правительственной политикой. Уже после заключения Андрусовского перемирия 1667 г. был поднят вопрос о внесении в текст будущего мирного договора гарантий для православных в Речи Посполитой После вторжения османов в Речь Посполитую в 1672 г. вопрос об этом временно отошел на задний план, но в начале 1676 г. он снова стал актуальным. Можно высказать и некоторые соображения о том, по чьей инициативе православные, приехавшие на сейм, стали искать контактов с резидентом. В «расходных книгах» В. М. Тяпкина под 15 марта отмечено, что он передал Антонию Виницкому 2 пары соболей Установившиеся контакты получили продолжение в следующем, 1677 г. В письме от 5 января он сообщал об отправке в Москву королевской инструкции на сеймики, где отметил, что документ привез «старец Офонасей Соколскои от митрополита Антония Виницкого», и они оба – «верные слуги великому государю» 25 февраля резидента посетил сам «неусыпный слуга верной» Антоний Виницкий и попросил, чтобы царь разрешил ему «съехать на обещание в Киево-Печерскую святую лавру, где пострижен» Эти сообщения В. М. Тяпкина четко фиксируют поворот в политике ранее лояльной по отношению к Речи Посполитой православной иерархии в сторону России, что было закономерной реакцией на переход властей Польско-Литовского государства к политике форсированного насаждения унии.     © Флоря Б. Н., 2015   Текст наказа см.: РГАДА, ф. 79 (Сношения России с Польшей), кн. 100, л. 22–38. Там же, кн. 163, л. 129. О нем как члене Львовского братства в 1660 г. см.: Шустова Ю. Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586–1788): Источниковедческое исследование. М., 2009. С. 323. РГАДА, ф. 79, кн. 160, л. 255–255 об. Там же, л. 300. Там же, кн. 163, л. 60–60 об. Там же, кн. 160, л. 439 об. Там же, л. 37 об.— 38. Там же, ф. 79, 1675 г., 5, л. 72. Там же, ф. 79, кн. 163, л. 55 об., 166. Там же, кн. 160, л. 476; кн. 163, л. 57.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982993/

Агафия , в мае 1625. Капитолина , 1653, 54, 64. Евдокия , 1670. Екатерина , 1684. Вера , 1691. Марфа , 1737–41. Матрона , 1765–72. Феодора , 1772–80. Дорофея Новикова , 1806–12. Мартынова , 1823; † после 1830. Вера , 1840–58. Асенефа перев. из Арзамасского Николаевского, 1859–65. Анфиса , 1865 и 66. 12 Воскресенский, в Нижнем-Новгороде, девичий; в 1723 присоединён к Происхожденскому. [III, 616.] Иг-нья Парамона , в нояб. 1635. – Парасковия , 1671. – Анна , 1701. 13 Нижегородского Евфимиина. Иг-нья Марфа , в сент. 1622. Нижегородского Симсоновского игум. Игнатий , в февр. 1660, в февр. 1661. 14 Крестомаровская пустынь, в Нижегородском уезде (в исх. XVII века) 178 . [IV, 816; V, 54; VI, 1017.] Игум. Павел , 1672, перев. в Желтоводский. 179 Строит. Игнатий , 12 мая 1675, в февр. 1676. – Нафанаил , 1679–84. Игум. Серапион , 1700. – Иоаким , 1702–5. – Викентий , до 1759; после в Радовицком. 15 Лысковский, Казанской Богоматери, упразднённый, в селе Лыскове. [V, 31.] Игумены Серапион , строит., 1634, 1635. Авраамий , строит., 1658–60, мар. 3 отставлен. Викентий , 1676. Иоасаф , 1700. Феофан , 1701 и 2. Макарий ... (в 1707 бывший). Лазарь , 1706–8. Савва , 1745. 16 Лысковский Рождественский (основан 1624 г.), девичий, упразднённый. [V. 30.] Иг-нья Таисия , 1630–34, уволена на покой. – Марина определена 23 мар. 1634. – Екатерина , 12 мар. 1660. 17 Лысковская Спасская архидиаконская пустынь, Исадский мнтрь, на устье реки Сундовика, упом. 1577. Припис. к Желтоводскому – в 1686 г. 180 Игум. Варлаам , 1627. Строит. Варлаам , 1659 и 60, апр. 6. – Вениамин определён 12 июля 1660. – Арсений , 1681. – Авраамий , 1686. 18 Высокогорская Вознесенская пустынь, от Арзамаса в 4 верстах; основана в 1716 г. Ныне заштатная. [III, 630; VI, 981.] В 1734–43 была оставлена, по причине разорения от воровских людей. Строители Лука , первый, 1716; † ... Герасим , 1717. Виталий 9 сент. 1726 перев. из Великозерской пустыни. Упом. 1728. 181 Софроний , игум., в ... перев. из Саровской пустыни. Упом. 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоасаф , 1489. Иосиф , 1496, 99, 1506. Феодосий , 1534. Александр , 1557. Максим , 1566. Михаил , 31 янв. 1585. Трифон , 1591. Иосиф , 1592. Тихон , 1597. Нифонт , 1597 и 98. Кирилл , 1599. Евфимий , 1615–20. Пафнутий , 1622–24. Иосиф , 1624–30. Елиссей , 1631 и 32. Савватий определён 12 июня 1634. Евфимий , 1636–38. Кирилл , 1645–47, мар. Филарет , 1648–51. Пётр , в мар. (sic) 1659, в февр. 1660, в дек., 1661, в мае 1662, в авг. 1663. Кажется, перев. в Шаровки. Нектарий , 15 июня 1665. Филарет , 1668 и 69. Никон , в февр. (sic) 1671, 1672–1676. Игнатий , 1676–83. Ипполит , 1683–92. Дионисий , 1694–96. Иоасаф Картычевский перев. в Московский Знаменский 28 июля 1697; следовательно, сослан другой Иоасаф. Иоасаф определён в апр. 1697–1699, сослан на Белоозеро. Гедеон , 1699–1702, уволен. (В 1705 в братстве в Владимиро-Рождественском). Иосиф , 1703 и 4. Иоаким Печерский , 1705–11. Сергий , 1711 и 12, † 31 июля. Арсений , 1712–17, † 27 янв. Аверкий , 1717–20, отдан под суд. Иоанникий Воейков определён 12 мар. 1721 и 22. ? Ипполит , 1722. Авраамий 9 апр. 1723 перев. из Любецкого, а 1728 – обратно. Аверкий (вторично), 1728–39, 2 мар. †. Михаил , 1740–48. Иннокентий , 1749–51. Матфей , бывший игум. Волосовский, в янв. 1751. Симеон , 1755–59. Михаил , 1760–61. Аристарх , 1762–67, уволен. После в Оптиной пустыне. Иринарх , 1768–73. Киприан , 1773–75. Феофилакт , 1775 и 76. Парфений , 1777–86. ? Аристарх , 1780. Евгений , 1786–88. Иосиф Чапужников , 1793–1795, перев. в Кириллов Новгородский. Филарет , с 1795; в 1799 произведён в архимандрита, а 12 мая 1802 перев. в Спасо-Евфимиев. Архимандриты Вениамин в мае 1802 перев. из Переяславского Никитского, и в 1803. Анатолий , 1804–9. Августин , 1809–18, 28 мая – в Спасо-Евфимиевом. Аркадий Федоров 28 мая 1818 перев. из Солбинской пустыни, а в июне 1823 – в Оршанский Кутеенский. Иероним перев. из Псковского Спасо-Елиазарова в июле 1823, а в апр. 1824 уволен. Никодим , 22 мар. 1825, а 23 дек. 1827 перев. в Московский Златоустов. Феоктист Орловский 1827 перев. из Заиконоспасского; † 2 мар. 1829.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний перев. из Усть-Монзенского. Сергий определён 18 мар. 1652. Иосиф Косаткин , 1658, 69–75. Киприан , 1675–1702, сент. Иоасаф , до 1704 (упом. в нояб.), упом. в янв. (sic) 1705. Иона , с 1705. Макарий , 1721–36, нояб. 12 Александрова Спасская пустынь, [VI, 201] на реке Воче, от Соль-Галича в 15 верстах; в 1725 г. приписана к Железноборовскому. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь села Коровнова. Игумены Св. Александр Вочский, основатель, † … Алексий , 1534. Александр , 1568. Варлаам , 1613–29, в сент. (sic) 1632. Иосиф , 1633–36, окт. Антоний , 1649. Корнилий , чёрный поп, в янв. 1653. Иов , чёрный поп, в мар. 1659, 1660. Геннадий , в авг. 1663. Иов , в июле 1668, в июне 1674, 1676, 1677. Иоасаф , 1692, 97, 1702. Иоаким (строит.) в янв. 1705. Макарий (строит.) 1709–11. Авраамий , 1720–32. Товия , 1756 и 57. 13 Авраамиев Городецкий Покровский от города Чухломы в 10 верстах, основан св. Авраамием в XIV веке. Ныне заштатный. [III, 748.] Игумены Св. Авраамий Городецкий † 20 июля 1375 274 ; в лике святых с 1621. Иннокентий , ученик его, преемник. Александр , 1450. Алексий , 1484. Ефрем , 1513. Елиазар , 1518. Герасим , 1523. Феодосий , 1534. Протасий , 1551–64. Питирим , 1576. Тихон , 1582 и 83. Никандр , 14 июня 1584. Мисаил , 1599–1606. Иов Коршун (строит.) 21 дек. 1613. в февр. 1614. Антоний , 1620–22. Адриан , 1623 и 24. Варлаам , 1624–29. Тихон , 1630–32. Евфимий , 1633 и 34, уволен, а 3 авг. определён в Луховский Тихонов. Феоктист определён 26 июня 1634. Рафаил , в мар. 1641, в янв., мар. 1646. Родион , 1649. Маркелл , в авг. 1656. Макарий , в авг. 1657, в июне 1659; паки определён 6 февр. 1661; упом. 1662, 63, 64, 65. ?? Авраамий , в нояб. 1666, 1667. Моисей , 1669–1674. Варлаам , 1677. Павел Озеров , строит., 11 мар. (sic) 1679. Леонтий 26 мар. 1682 хирот. в епископа Тамбовского. Макарий , 1683–89, 22 дек. Авраамий , 1695. Тимофей , 1701, 17 мар. 1703 перев. в Новозаозерский. Сергий Невельский , строит., определён 22 апр. 1703; упом. в янв. 1704.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1959. С. 425). В 1648 г. Ростом одержал окончательную победу над своим соперником Теймуразом I (царь Картли и Кахети в 1623-1632); посредничество католикоса-патриарха позволило Теймуразу I мирно отступить в Зап. Грузию. Под влиянием супруги, царицы Мариам Дадиани, Ростом проявлял заботу о Церкви, восстанавливал храмы, а также разрушенный купол Светицховели, сведения о чем сохранились в надписи на храме 1656 г. ( Иоселиани. 1843. С. 205), оказывал собору материальную помощь. Однако гос. и общественные функции М. К. по-прежнему оставались ограниченными, католикос-патриарх был отстранен от участия в гос., общественных, школьных делах и т. д. При Вахтанге V Шах-Навазе (1658-1676) католикосом-патриархом по избранию церковного Собора 1660 г. стал двоюродный брат царя Доментий III (Мухранбатони; 1660-1676), «человек достойный и многое сделавший для укрепления веры» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 440). Пользуясь покровительством царя, Доментий III старался возродить в обществе христ. веру и поднять на должную высоту моральные устои ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 454). После смерти Доментия III (1676) Патриарший престол оставался вдовствующим в течение 2 лет. В 1678 г. католикосом-патриархом был избран Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695), ставленник царя Картли Георгия XI (1676-1688). Предстоятель был деятельной личностью и хорошим организатором, он продолжил начатое предшественником возрождение М. К., многое сделал для упорядочения управления и материального обеспечения Церкви, восполнил б-ку М. К., заново зарегистрировал архивные документы (ПГП. 1970. Т. 3. С. 589-592). Католикос-патриарх был сподвижником Георгия XI, который проводил независимую от Ирана политику: стремился соединить груз. земли, собирал единомышленников, вел тайные переговоры с папой Римским Иннокентием XI (1676-1689), одновременно в пользу своего брата, бывш. царя Имерети Арчила II, налаживал отношения с Османской империей. Николай IX присутствовал при встрече царя с кахетинскими тавадами (князьями), к-рые присягнули царю на верность (НЦРГ. Hd 2159), отправил письмо патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову ; 1674-1690), где сообщил о бедствиях страны и просил оказать помощь Арчилу II ( Татишвили. 1959. С. 185). В 1688 г. шах лишил Георгия XI картлийского трона и отдал его выросшему в России кахетинскому царевичу Ираклию I (1688-1703; в России был известен как царевич Николай). Николай IX был смещен с престола, на его место посадили дядю нового царя со стороны матери, Руставского митр. Иоанна X (Диасамидзе ; 1688-1691, 1695-1700). В 1692-1695 гг. Георгий XI отвоевал трон, и Николай IX ненадолго вернулся на Патриарший престол. Предстоятельствовавшие в период царствования Ираклия I католикосы-патриархи Иоанн X и Евдемон II (Диасамидзе ; 1700-1705) не проявили себя как гос. и церковные деятели; в М. К. скопилось множество нерешенных дел, касавшихся организационной и материальной сфер, школьного дела и кахетинского вопроса, осложнившегося после нашествий шаха Аббаса II.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Патриарх созвал в Москве в 1654 г. Собор, осудивший действия его противников и постановивший исправить основные богослужебные книги. Текст первой исправленной книги - Служебника и исправленный текст Символа веры были одобрены на Соборе в 1655 г. В том же году Служебник был напечатан и введен для всеобщего употребления в Русской Церкви. В 1655 г. был издан, но не обнародован сб. «Скрижаль», содержащий офиц. обоснование реформ, в составлении к-рого принимал непосредственное участие патриарх Никон. После издания Служебника и «Скрижали» патриарх почти не следил за ходом К. с., передав ее в руки справщиков, и занимался только разработкой чина архиерейского служения. Издание новоисправленных книг на Печатном дворе продолжилось: вышли Триодь постная (1656), Евангелие (1657), Служебник (4 издания: 1657 - дважды, 1658 - дважды), Ирмологий (1657), Псалтирь следованная (2 издания: 1658, 1660), Требник (1658), Пролог (2 издания: 1659-1660, 1661-1662), Минеи служебные, общая и праздничная (1660-1663), Триодь цветная (1660) и др. Результаты К. с. были официально утверждены решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг. с участием вост. патриархов, постановившего: «Книги новопреводныя, исправленыя печатныя суть правы и согласни с нашими греческими книгами» (Служебник. М., 1667. Л. 3). На этом же Соборе был низложен патриарх Никон. После избрания на патриарший престол Иоакима (Савёлова) (1674) работа по исправлению богослужебных книг продолжилась на основе тех же принципов. Никоновская и иоакимовская К. с. рассматриваются исследователями как 2 этапа единого процесса, результатом которого явилась унификация богослужения и создание общерус. извода церковнослав. языка. По-видимому, единственным существенным отличием иоакимовского периода К. с. от никоновского было изменение условий работы справщиков. При патриархе Иоакиме контроль над деятельностью справщиков усилился, был издан ряд указов (в 1674 и 1676), жестко регламентировавших внесение исправлений, вводивших цензуру патриарха и соборное свидетельствование новоисправленных книг. Одной из основных причин ограничения деятельности справщиков явилась тревога властей в связи с широким распространением старообрядчества и недовольством, вызванным изменениями в богослужебных книгах.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010