IV, 107 и 155), бывшей в вологодских краях в 20-х годах, в портфелях археографической комиссии (примеч. 44 и 48) и в «Полном собрании законов Российской Империи». Хронология преосв. Евгения и вообще все почти «Сведение» исторически верно. Исключение составляют: сообщение о начале постройки Сольвычегодского собора в 1510 г. (в 1558 г.), по «Летописцу о г. Сольвычегодске, о подчинении устюжской епархии вологодской в 1786 г. (в 1788 г.), об учреждении костромской епархии в 1742 г. (в 1744 г.) и об отписи вольского уезда из холмогорской епархии в вятскую в 1786 г. (в 1788). Относительно же отписи от вологодской епархии к вятской Устьвыма, Яранска и Вожемска с уездами в настоящей редакции «Сведения» сказано, что она произведена в 1672 г., а в редакции более ранней (рук. 138) – в 1676 т., как действительно и было (Савваитов, стр. 169). Время отхода (3 июля 1787 г.) от вологодской епархии к новгородской Белоезерска и Чаронды у Евгения обозначено более точно (рук. 161), чем у Савваитова (стр. 201). – Но не смотря на все свои ученые достоинства, труд нашего автора в настоящую пору не важен уже для историка русской церкви, – последний, в случае надобности, всегда будет обращаться к г. Савваитову и дополнившему его, на основании новых архивных, части консисторских данных, ускользнувших от внимания Евгения, H. И. Суворову. Будь «Сведение» опубликовано в свое время, его отечественная историческая наука встретила бы с радостью. И это потому, что ранее, в конце XVIII ст., хотя и были собраны кое-какие известия об учреждении вологодской епархии, но известия эти крайне скудны, недостаточны. Переписанные на трех столбцах, они хранятся теперь в рукописном сборнике шево-софийской соборной библиотеки 167, л. 50 об. и 51 in fol.), что дает нам возможность познакомить читатели с их характером. «Состоящие ныне под ведомством вологодской епархии города и уезды, говорится там, были под ростовской епархией». Из «Сведения» же Евгения известно, что, кроме ростовской, некоторые города вологодской губернии подчинялись в церковном отношнии новгородским преосвященным; те и другие города им точно и указаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Характер молодого царя. – Морозов и Чистой. – Окончание дела королевича Вальдемара и Лубы. – Отпуск Стемпковского. – Извет на Нащокина. – Самозванцы: Ивашка Вергуненок и Тимошка Акундинов. – Распоряжение относительно Крыма. – Переговоры с Польшею о союзе против Крыма. – Посольства Стрешнева в Польшу и Киселя в Москву. – Печальное состояние народа в Московском государстве; тяжесть налогов; стремление отбывать от податей. – Женитьба царя на Милославской. – Ропот на отца царицы, Милославского, на Траханиотова и Плещеева. – Мятеж в Москве. – Судьба Морозова. – Никон. – Деятельность правительства после мятежа. – Уложение. – Меры против закладчиков, против табаку; изгнание англичан из внутренних областей. – Мятеж в Сольвычегодске, в Устюге. – Замыслы недовольных в Москве; новые обвинения против Морозова. – Мятежи во Пскове и Новгороде. – Никон в Москве; он отправляется в Соловки за мощами св. Филиппа. – Письмо к нему царя. – Никон – патриарх. Новый царь добротою, мягкостию, способностию сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большею живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению. Воспитателем его, как мы видели, был боярин Борис Иванович Морозов, проведший при нем безотлучно тринадцать лет. Молодой Алексей сильно привязался к своему воспитателю, и так как он тотчас по смерти отца лишился и матери (царица Евдокия Лукьяновна скончалась 18 августа 1645 года), то влиянию Морозова на государя и государство не было другого соперничествующего влияния. Морозов был человек умный, ловкий, по тому времени образованный, понимавший новые потребности государства, но не умевший возвыситься до того, чтоб не быть временщиком, чтоб не пользоваться своим временем для своих частных целей. Самое сильное влияние на дела после Морозова имел думный дьяк Назар Чистой, бывший прежде купцом в Ярославле. Что касается характера этого человека, то припомним из истории предшествовавшего царствования дело его с голштинскими послами, которое выставляет не в очень выгодном свете бескорыстие Чистого. Морозов и Чистой пользовались, как говорят, советами известного нам иностранного заводчика Виниуса: первый пример иностранца, получившего влияние на государственные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Шокированный таким варварским обычаем своих предков, Евгений старается, как бы, извинить их, упирая на то, что они не сами додумались до таких жертвоприношений, а переняли их у германцев (Тацит), скандинавов-язычников (Далин – «Шведская история») и поморских славян. Непонятно, однако, почему преосв. историк приурочил заимствование этого обычая к эпохе великого князя Владимира, а не к более раннему времени. В § 10-м наш автор ведет речь о суевериях славено-русского народа, перешедших к нему от германцев, и пока отмечает одни только ордалии, о коих упоминается в Русской Правде 639 , против которых ратовал м. Фотий в послании к Иоанну II, архиепископу новгородскому, и которые, наконец, запрещаются Судебником царя Ивана Васильевича. Надо-де впрочем, «заметить, что в наших летописях нигде нет примеров испытания железом и водою» по закону Ярослава; след., можно думать, что сие суеверие у нас в христианский период уже не наблюдалось, а остались одни лишь поединки. Если же существовали и испытания водою и железом 640 , то, ведь, таковые же (спешит Евгений оправдать своих предков) «существовали и у других европейских народов до обращения их в христианство ». В конце этого параграфа Евгений делает оговорку, что «о прочих остатках языческих суеверий у славеноруссов упомянуто будет в продолжении сей истории». Ниже увидим, что он отчасти исполнил свое обещание. Между тем в 1813 г. на страницах Вестника Европы появляется его статья под заглавием – «О разных родах присяг у славеноруссов», перепечатанная с дополнениями в третьей части «Трудов и летописей. Общества истории и др. российских» (1826 г., стр. 77–88), которые на этот раз мы и будем цитовать. Здесь преосвященный снова говорит об ордалиях и, кроме того, отмечает новый вид языческих суеверий, оставшихся у славеноруссов, именно: «обойдение межи, положив горсть земли на голову», когда дело касалось присяги по поводу спорных земель (стр. 85). Свои слова он подтверждает ссылкою на факт, записанный в «Писцовых книгах Сольвычегодскому (Вологодской епархии) Коряженскому монастырю на пожни или покосы, в 1625 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Ж Жагра Жагра – железная или деревянная палка с железными ушками или щипцами на конце для вкладывания фитиля, которым при стрельбе из пищалей поджигался порох; пальник. По Писцовой книге г. Сольвычегодска 7133 (1625) г. значится в казенном погребе зелейного двора «58 пищалей затинных, а у всех пищалей у запалу полки приделаны с змейки, а запаливают жагрою. В том же погребе 46 пищалей ручных, а у всех ручных пищалей замков нету, а у запалов полки змейки, запаливают сжагрою» 212 . Жезл Жезлы царские употреблялись государями применительно к нарядам при выходах. У царя Алексея Михайловича были жезлы: золотой с разными финифты; Греческий, украшенный драгоценными камнями и золотым крестом на верху; костяной рыбой с золотой насечкой и оправой, с драгоценными камнями и с орлом на верху; костяной единороговой, оправленный серебром, с двуглавым орлом на цепочке; серебряный гладкий; с яблоком на верху; Индейский деревянный с серебряной оправой и орлом воронеными; деревянный, оклеенный черепахой и раковинами (перламутром), с хрусталем и яхонтовыми искрами на верху; костяной резной, с серебряными ободками; костяной резной, без оправы; деревянный, оклеенный цветным стеклом 213 . – У царицы Евдокии Лукьяновны был «жезл, немецкое дело, дерево черное глаткое; в рукоять врезываны травы серебрены; меж рукояди в дву шурупех серебреных золоченых шурупцы костяные, в шурупцах составы араматные; да тут же костяной ставок с кровлею, а в нем зуботычки костяные; да в том же жезле трубка зрителная; да поверх жезла, к рукояди, в шурупе серебреном золоченом часы солнечные с маточником; кровля серебрена золочена, на кровле деретца лев з змеем; подковец у жезла серебрен золочен» 214 . – Были жезлы и комнатные 215 . Желобчатый. См. Ложчатый. Жемчуг Жемчуг – был самым обыкновенным и любимым украшением разных частей и принадлежностей одежд и утварей. В описях беспрестанно встречаются жемчуги: Бурмыжский 216 , Кафимский, окатный или скатный, то есть круглый, половинчатый, угольчатый или уродивый и зерна жемчужныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

А дьявол тут-как-тут, отбил дверь, будто человек какой прохожий, да в келью. Девчонка к нему, повисла на шее, дрожит вся, и горько так заплакала: — Батюшка, родимый мой, кому ты оставил нас? Меня замучал к худым делам, а брату вон отрубил голову. И уж полна келья, Бог его знает, кто набежал, — лягастые, квакастые и ивкают, и гайкают, ногами затопали, прыгают, хлопают, и все на старца, да как вцепятся и потащили… — Наша! Наша душа! — и потащили. А сам дьявол-то по головке его, по головке… — Погляди-ка мне через левое-то плечо! Сколько лет я ходил, сколько лаптей проносил, да вот и уловил голубчика! Тут старец словно бы опамятовался, — оградился крестом. — Нет, ты погляди мне через правое-то плечо! Бес поглядел, да так и согнулся. — Святый Боже, Святый Крепкий! — душу несли его ангелы с пением райским. И все бесы, кто как был, так и проскочили сквозь землю. 1915 г. Семь бесов 1 Есть такие города у нас на матушке на Руси, куда в Христову ночь не только серебряный кремлевский ясак, а зазвони и сам царь-колокол, сам царь-колокол не донесет. В Сольвычегодске на пустынном усолье, где над холмиками-домами одни церкви-кресты стоят, там случается, задастся год, и счастливые в полночь слышат звон… разливной, гудёт по Устюжине шире Сухоны, Лузы, Юга и Вычегды — «Христос воскрес!» А Сольвычегодск ведь — на полпути от той дебери печорской, где нам выпало провождать дни, и среди нас Винокурову с замоскворецких Толмачей. Человек по языку и ухваткам московский, жилистый и упорный, от крепкого кореня гостя московского, был Винокуров не без того… и чем кончил, одному Богу известно. А ожидать всего можно было, и сказывали — лет пять назад такой слух прошел, — будто уж вольный, очищенный от грехов всяких, попался он в мошенничестве и угнан под наказание. Впрочем, может, и неверно все, и живет он себе, слава Богу, где у печенгских старцев в работе духовной, да китов ловит мурманских, либо на Алтае где дела делает, либо… и совсем недельно, замореный, гнет свою линию деловую в Петрограде на Неве-реке. Мы его семь бесов называли. А окрестил его так Костров Веденей Никанорыч, человек учительный и верховой, с тем и пошло.

http://azbyka.ru/fiction/na-vse-gospod/6...

Надя побежала рядом с колонной и выкрикивала имя мужа – но он не слышал за разговором и заливистым лаем охранных собак. Она, задыхаясь, бежала, чтобы еще и еще впитывать его лицо. Так жалко было его, что он месяцами гниет в темных вонючих камерах! Такое счастье было видеть вот его, рядом! Такая гордость была, что он не сломлен! Такая обида была, что он совсем не горюет, он о жене забыл! И прозрела боль за себя – что он ее обездолил, что жертва – не он, а она. И все это был один только миг!.. На нее закричал конвой, страшные дрессированные человекоядные псы прыгали на сворках, напруживались и лаяли с докрасна налитыми глазами. Надю отогнали. Колонна втянулась на узкий спуск – и негде было протолкнуться рядом с нею. Последние же конвойные, замыкавшие запрещенное пространство, держались далеко позади, и, идя вслед им, Надя уже не нагнала колонны – та спустилась под гору и скрылась за другим сплошным забором. Вечером и ночью, когда жители Красной Пресни, этой московской окраины, знаменитой своей борьбою за свободу, не могли того видеть, – эшелоны телячьих вагонов подавались на пересылку; конвойные команды с болтанием фонарей, густым лаем собак, отрывистыми выкриками, матом и побоями рассаживали арестантов по сорок человек в вагон и тысячами увозили на Печору, на Инту, на Воркуту, в Сов-Гавань, в Норильск, в иркутские, читинские, красноярские, новосибирские, среднеазиатские, карагандинские, джезказганские, прибалхашские, иртышские, тобольские, уральские, саратовские, вятские, вологодские, пермские, сольвычегодские, рыбинские, потьминские, сухобезводнинские и еще многие безымянные мелкие лагеря. Маленькими же партиями, по сто и по двести человек, их отвозили днем в кузовах машин в Серебряный Бор, в Новый Иерусалим, в Павшино, в Ховрино, в Бескудниково, в Химки, в Дмитров, в Солнечногорск, а ночами – во многие места самой Москвы, где за сплотками досок деревянных заборов, за оплеткой колючей проволоки они строили достойную столицу непобедимой державы. Судьба послала Наде неожиданную, но заслуженную ею награду: случилось так, что Глеба не увезли в Заполярье, а выгрузили в самой Москве – в маленьком лагерьке, строившем дом для начальства МГБ и МВД – полукруглый дом на Калужской заставе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Тайны Заволочья 16 мин., 20.11.2018 Земля у воды Когда-то давным-давно земли между Онежским озером, Белым озером и рекой Шексной называли Заволочьем. Почему? Большую часть дороги можно было добраться по рекам. Но не везде. Часть пути суда приходилось проволакивать по суше, перетаскивать от одной воды до другой. Вот от «волоков» и пошло название — Заволочье. Южный берег Белого моря от Онеги до Кеми называли Поморье. Почему? Потому что с севера он граничит со студеным Белым морем и с самим великим Северным Ледовитым океаном. Отыскать Русский Север на карте нетрудно. Ищите воду: реки Северная Двина, Онега, Мезень, Печора, Ладожское озеро, Белое озеро, Ильмень-озеро и много-много маленьких речушек и озер. Вот вся земля вместе с этой водой и многими еще речками, озерцами, болотами и есть Русский Север. Необыкновенно красивые и самые холодные края Европы — Вологодская, Архангельская, Мурманская области, республики Карелия и Коми. Раньше сюда относились еще Вятская земля и Пермский край. Города здесь древние и сказочные — Каргополь, Белозерск, Пошехонье, Великий Устюг, Тотьма, Сольвычегодск… Если не были, непременно побывайте! Это уникальное по истории, культуре, по сохранности древних традиций место России. Соль, смола, мусковит и жемчуг Чем жили и живут люди на Русском Севере? Чем кормились? Как зарабатывали? Во многом все так же, как и в других регионах России. Крестьяне вели хозяйство, пасли скот. Вдоль северных рек раскинулись широкие заливные луга с сочной травой, вкуснее которой для коров не найти. Недаром не­обыкновенное вологодское молоко ценят и любят во всей России. Лето здесь такое короткое, что многие сельскохозяйственные культуры не успевают вырасти и созреть. И все-таки на Русском Севере испокон века сеяли, сажали и собирали урожай. Эти земли — регион самого северного в мире земледелия. В основном здесь растили рожь и лен. В устьях небольших северных рек добывали жемчуг. Жемчужные ожерелья, серьги, расшитая северным жемчугом одежда, церковная утварь с жемчужными узорами на Руси были широко распространены. Мелким жемчугом украшали пуговицы, булавки, кольца. Крупный речной жемчуг продавали поштучно, мелкий — на вес. Ловля жемчужных раковин. Ловец лёжа на плоту, который подвигается вперед силою течения реки, высматривает раковины в маленькое отверстие в плоту и вытаскивает добычу сачком, укрепленным на конце длинной палки. Фото karel.su

http://foma.ru/taynyi-zavolochya.html

Научную ценность имеют документы из личного архива Ф. Я. Еще в юности он начал делать обмеры, кальки, зарисовки лучших образцов церковной утвари и храмового убранства, сохранившихся в древних мон-рях и храмах Москвы, Вел. Новгорода, Пскова, Ярославля, Рязани, Суздаля, Кириллова, Ферапонтова, Сольвычегодска, Чернигова, Сергиева Посада, Ст. Руссы, Серпухова и мн. др. городов. Это изображения или фрагменты царских врат, патриарших мест, бронзовых ажурных решеток, богослужебных крестов, киотов, складней, окладов икон и Евангелий, панагий, светильников, колоколов и мн. др. В документах содержатся сведения о типологии, назначении, материалах и технике изготовления. На обмерах часто приводятся резные, чеканные и литые надписи, даются прориси и цветовые раскладки орнаментов и изображений, перерисовываются клейма, отпечатанные на серебре. Изучение этих архивных материалов позволяет получить представление о месте бытования большого числа памятников в нач. XX в., а также идентифицировать их изображения с предметами, сохранившимися в музейных собраниях. Такие материалы имеют большую ценность, поскольку некоторые зафиксированные мастером предметы не сохранились. Напр., Ф. Я. сделал обмеры в масштабе 1:1 ныне утраченного древнейшего бронзового кадила кон. XIV - нач. XV в. из суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря ( Игошев. 2012. С. 181-184); сохранилось неск. калек и эскизов в цвете (ГММК ОРПГФ. 26. Ед. хр. 173), сделанных Ф. Я. с фрагментов царских врат сольвычегодского Благовещенского собора (бордюрные узоры, киотцы, фрагмент коруны), изготовленных в технике ажурного оловянного литья в посл. четв. XVI в. в лучших традициях новгородского искусства; было «изготовлено ок. 20 медных чеканных «прессформ» с разнообразным орнаментальным узором», копия царских врат предназначалась для храма в С.-Петербурге, устроенного дирекцией Дворянского и Крестьянского банков по проекту архит. А. В. Друкера для своих служащих на Адмиралтейской набережной, д. 12. Большой интерес представляют описания различных технологических приемов изготовления произведений художественного металла, сделанные Ф.

http://pravenc.ru/text/2563850.html

— Все живехоньки, атаман! — весело откликнулись с лодок. Черное судно было теперь всего в десяти саженях от передней лодки. — Готовься, робя! За честь и свободу славной вольницы казацкой! — снова зычным кликом прорезал тишину сильный голос Ермака. — Вперед! — Во славу атамана-батьки, Ермака Тимофеича! — хором гаркнула дружина. И все разом устремилось по золотой глади вод. Точно стая исполинских чаек окружила вмиг целая фаланга лодок неуклюжее, медленно подвигающееся судно. — Эй, вы, ночные ратники, сдавайся, што ли, не то в воду, рыбам да к ракам на дно пойдете!.. Палить из ручниц, робя! А тамо приставляй лестницы, да с Богом в рукопашный бой! — отчетливо гремело над затихшей рекою. Быстро вскинулись к плечу пищали, щелкнули курки. — Стой! Кто в Бога верует, стой, православные! — понеслись испуганные крики с палубы барки. — Никак сама Ермакова дружина? — прозвучал вместе оттуда же чей-то взволнованный вопрос. — Верно, приятель. Атамановы люди к тебе в гости идем. Плохо нас угощаешь, Потчуешь только, хозяинька не тароватый, — отвечал есаул Кольцо. — Голубчики! Не признали! Палить было в вас зачали, — кричал, надрываясь, с палубы судна тот же голос. — А не к кому другому, как к его милости, Ермаку Тимофеичу который день по Каме плывем. — Ой ли? Больно хитро надумано! Штой-то несуразно будто: до нас плывете, а в нас же из пушчонки своей палить зачали… Небось, не проведешь… Старый волк шкуру овечью надел — овцой прикинулся… Пали в мою голову, робя! — неожиданно заключил свою речь Ермак. — Пожди, ради Христа, малость, атаман, выслушай… Мы из пушки палили потому, что за других приняли… Мы не вояки-стрельцы, мы люди тихие, купецкие, именитых Строгановых гонцы… К твоей милости, атаман, с грамоткой плыли, — звучало с палубы барки. — От Строгановых? Из Сольвычегодска, што ли? От пермских гостей? — изумленно спрашивал Ермак. — Во-во… От их самых… Полну барку гостинцев тебе везем… Да и грамоту в придачу, Василь Тимофеич, батюшка. — Мне грамоту?.. Да ты знаешь ли кто я, купецкий посол? — все более и более изумлялся Ермак.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Византия. XII.] Избранные святые (Свтт. Дионисий Ареопагит, Афанасий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, прпп. Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин). Миниатюра " Догматическое всеоружие " Евфимия Зигавина. Византия. 1-я половина XII в. ГИМ. Москва. Файл 8016.jpg:   Размер: 1094x1200, 1.31 MPix, 295 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (177) , (2) . Описание: [Русский Север. XVI.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург. Файл 8018.jpg:   Размер: 228x842, 0.19 MPix, 55 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (145) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 8019.jpg:   Размер: 318x1200, 0.38 MPix, 43 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (166) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 21 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8020.jpg:   Размер: 372x1200, 0.45 MPix, 78 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (127) , (2) . Описание: [Сольвычегодск. XVI.] Прп. Максим с житием. Истома Гордеев (?). Икона. Сольвычегодск. Конец XVI - начало XVII в. 197.3 х 157.2. Из сольвычегодского Благовещенского собора. Поставление Максима Яковлевича Строганова. Сольвычегодский музей. Файл 8021.jpg:   Размер: 1400x1764, 2.47 MPix, 728 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 12 (304) , (10) . Описание: [Россия. 2005.] Прпп. Максим Исповедник и Симеон Новый Богослов. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Файл 8023.jpg:   Размер: 793x1200, 0.95 MPix, 139 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (269) , (6) . Описание: [Сольвычегодск. XVI.] Прп. Максим с житием. Истома Гордеев (?). Икона. Сольвычегодск. Конец XVI - начало XVII в. 197.3 х 157.2. Из сольвычегодского Благовещенского собора. Поставление Максима Яковлевича Строганова. Сольвычегодский музей. Изначально (видимо ошибочно) была подписана: [Сольвычегодск. XVII.] Прп. Харитон с житием. Икона. Сольвычегодск. XVII в. 197 х 157. Сольвычегодский историко - архитектурный музей. Файл 11107.jpg:   Размер: 1436x1800, 2.58 MPix, 522 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (222) , (7) .

http://pravicon.com/icon-2340-photo

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010