Премудрость Отделение неба от земли и появление света. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Отделение неба от земли и появление света. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Почитание Премудрости Божией усиливается в Израиле в эпоху после Вавилонского плена. Премудрость олицетворяется (Притч 14. 1). Она - возлюбленная (Сир 14. 22 слл.), мать-хранительница (Сир 14. 26), жена, заботящаяся о пропитании (Сир 15. 2 сл.), гостеприимная хозяйка, приглашающая на свой пир (Притч 9. 1-6), в противоположность «женщине безрассудной» (Притч 9. 13-18). Священные писатели видят в Премудрости Божественную реальность, существующую предвечно и связанную с премудрым устроением мира (Притч 8. 22-26; Сир 24. 10). Исшедшая из уст Всевышнего как Его дуновение или Его Слово (Сир 24. 3), она - «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (Прем 7. 25-26). Она обитает на небесах (Сир 24. 4), разделяет с Богом престол Его (Прем 9. 4), живет в близости с Ним (Прем 8. 3). Премудрость участвует во всем, что Бог совершает в мире. Присутствуя при творении, она «веселилась пред лицом Его» (Притч 8. 27-31; ср.: 3. 19 сл.; Сир 24. 5) и продолжает править вселенной (Прем 8. 1). На протяжении всей истории спасения она действует как ниспосланная Богом для определенного дела. Премудрость поселилась в Израиле, в Иерусалиме, как древо жизни (Сир 24. 7-19), проявляясь в конкретной форме Закона (Сир 24. 23-34). Она направляет историю (Прем 10. 1-11. 4), и она же обеспечивает людям спасение (Прем 9. 18). Ее роль аналогична роли пророков: она обращается с укором к нерадивым, возвещая суд над ними (Притч 1. 20-33), а послушных призывает воспользоваться всеми ее благами (Притч 8. 1-21, 32-36), сесть за ее стол (Притч 9. 4 сл.; Сир 24. 21). С самого начала Израиль не мог не восхищаться «Владыкой неба и земли» (Быт 14. 19), Тем, Кто «сотворил семизвездие и Орион», Кто «образует горы и творит ветер» (Ам 5. 8; 4. 13). Деяния Бога Творца становятся основанием для упования на Него как на Владыку истории: не есть ли творение столь прочное, величественное, могущественное - залог могущества и верности Бога (Ис 40. 12 сл.)? Его восхваляют за все, что является «делом рук Его»: за небеса (Пс 18. 2), за землю (Пс 101. 26) и за то, что Он поставил человека «над делами рук» Своих (Пс 8. 4-7). «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои» (Пс 144. 10), дивную красоту к-рых люди видят (Иов 36. 24 сл.). Сознавая себя творением Божиим, человек должен в этом убеждении, основанном на вере, черпать подлинное дерзновение, ибо Бог не может «презирать дела рук Своих» (ср.: Иов 10. 3), но также и глубокое смирение, ибо «скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»?» (Ис 29. 16; 45. 9; Прем 12. 12; Рим 9. 20 сл.).

http://pravenc.ru/text/149441.html

ч. глагола «создадим» (1. 26), а также на стих «Адам стал как один из Нас» (3. 22) (Dial. 62). Свт. Феофил, еп. Антиохийский, сопоставляет употребление одного и того же слова «начало» в Быт 1. 1. и в Притч 8. 22 («в начале» - ν ρχ) и делает вывод, что Господь сотворил все посредством Своей Премудрости (σοφι), являющейся в то же время и Словом (λγος) (Ad Autol. II 10). Сопоставление продолжил Тертуллиан, к-рый ввел в этот ряд (Быт. 1.1 - Притч 8.22) первые строки из Ин. 1.3: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть», он еще раз показывает, что мир был сотворен Богом посредством его Слова, к-рое оказывается Премудростью (Притч 8. 22) и истинным «началом» начал ( Tertull. Adv. Hermog. 20). Тертуллиан открыто называет Слово (Логос), к-рое и есть истинное «Начало», Сыном Божиим (Adv. Prax. 5). Ириней Лионский утверждает, что мн. ч. глагола, употребляемое в Быт 1. 26, следует понимать как прямое указание на троичность Божества и что Сын и Дух Святой со Отцом соучаствуют в деле творения ( Iren. Adv. haer. IV 20). Гостеприимство Авраама. Средник иконы «Св. Троица в Бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Гостеприимство Авраама. Средник иконы «Св. Троица в Бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Развитие тринитарного богословия на основании экзегезы кн. Б. получило новый стимул в период арианских споров. Свт. Афанасий Великий, как и Ириней Лионский, видит в Быт 1. 26 диалог Бога Отца со Своим Единородным Сыном ( Athanas. Alex. De Sinod. 27. 14), посредством Которого Он сотворил все вещи (Or. contr. arian. II 31) и Который был со Отцом прежде всякого творения. Истолковывая фразу: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (19. 24), свт. Афанасий считает параллельное чередование действий Божиих указанием на два первых Лица Пресв. Троицы (ср. также: Iust. Martyr. Dial. 129; Hilar. Pict. De Trinit. 4. 29). Он стремится доказать, что учение о Троице было известно в ВЗ (Or.

http://pravenc.ru/text/153739.html

иеромонах Иов (Гумеров) В Священном Писании количество коней не указано: Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более ( 4Цар.2:11–12 ). В «Подлиннике иконописном» в прописи для иконы Огненное восхождение Илии Пророка изображены два крылатых коня. На некоторых иконах видим четырех коней, но запряженных в колесницу не квадригой (в один ряд), а цугом (попарно): икона начала 16 в. (Гос. Историч. музей) и икона кон. 15 в. (Гос. Русский музей). Редко, но встречается изображение трех коней (икона 17 в. Сольвычегодский историко-архитектурный музей). Что означают буквы на нимбе икон Иисуса Христа? иеромонах Иов (Гумеров) Существуют определенные канонические требования в иконографии Господа нашего Спасителя. 1 . Надписание имени: IC XC. Над каждой парой букв ставится титло (в церковно-славянском языке – знак над сокращением слова). 2 . Крещатый нимб, указывающий на голгофский Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную Жертву. 3 . На нимбе справа, слева и сверху стоят три греческие буквы – O (омикрон), W (омега) и N (ню), образующие слово Сущий. Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа. Сущий – одно из имен Божиих ( Исх. 3:14 . В греческой традиции буквы располагаются так: слева O (омикрон), вверху – W (омега), а N (ню) справа. На русских иконах омега иногда заменяется церковно-славянской буквой От, и порядок расположения букв иной, чем на греческих иконах: слева От, вверху О (он), а справа – Н (наш). Почему праздник Богоявления называется Просвещением? иеромонах Иов (Гумеров) Название этого великого двунадесятого праздника Просвещение или праздник Светов выражает ту богословскую истину, что Бог есть свет и явился просветить сидящих в стране и тени смертной ( Мф. 4:16 ). Раньше в Навечерие праздника Богоявления крестили оглашенных. При этом горели многие светильники, знаменующие свет познания истинного Бога. Откуда взята фраза: «Молю вас, да не безвременною любовию меня удержите…»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Исход, гл. 13 1. Рече Господь к Моисею глаголя: 2. Освяти ми всякаго первен­ца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна в сынех Израилевых от человека до скота, яко Мне есть. 12. И отлучиши всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу, всякое разверзающее ложесна от стад или от скот твоих, елика будут тебе, мужеск пол освятиши Господу . 13. Всякое разверзаюгцее утробу ослю премениши овцею; аще же не премениши, искупишие, и всякаго первенца человеча сынов твоих да искупиши. 15. Егда бо ожесточися фараон отпустити нас, изби Господь всякаго первенца в земли Египетстей, от первенца человеча до первенца скотия, сего ради аз жертву приношу всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу, и всякаго первенца сынов моих искуплю. 1. И сказал Господь Моисею, говоря: 2. Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они. 12. Отделяй Господу всё, разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского иола, – Господу , 13. а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. 15. Ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю. Жертвы из крупного и мелкого рогатого скота, а также из птиц (горлиц) приносили Моисей с Аароном и все праведники Ветхого Завета. В Библии много страниц уделено предписаниям о «правильном» жертвоприношении. Наиболее обстоятельному изложению этой темы посвящена библейская книга Левит. «Заклание тельца». Фрагмент иконы «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)». Северное письмо. Сольвычегодск. Начало XVII века. (СИХМ) По Закону в жертву приносили так называемых чистых домашних животных – парнокопытных жвачных, которые действительно являются «удобными» для жертвоприношения. Они как бы «предназначены» для заклания.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Память преподобного Филиппа Рабангского Преподобный Филипп полагал начало монашескому житию в обители преподобного Дионисия Глушицкого. В 1447 году он основал на реке Сухоне и Рабанге обитель с храмом Преображения Господня. Это в нынешнем Кадниковском уезде, в 32 верстах от Вологды. Здесь и почил он ноября 15. Мощи его покоятся под спудом в храме обители, закрытой в 1764 году 842 . День шестнадцатый Преставление преподобного Сергия Малопинежского Блаженный Сергий 62 года священствовал при Малопинежской приходской церкви Сольвычегодского уезда. Чувствуя близость кончины, он принял монашество и схиму и почил 16-го ноября 1585 года на 92 году своей жизни. Память его установлено праздновать в 1655 году 843 . День восемнадцатый Блаженной Магны Анкирской «В городе Анкире Галатской, – пишет усердный посетитель подвижников Палладий 844 , – много дев, около двух тысяч или более; они подвизаются в святой, добродетельной жизни, хранят воздержание и совершают дело святое с ревностью. Между ними первое место по благочестивой жизни занимает Магна, жена почтеннейшая и опытнейшая. Не знаю, называть ли ее девою или вдовою. Мать вынудила ее выйти замуж, но она отклоняла от себя мужа под разными предлогами, давала вид, будто больна она, и, таким образом, осталась неприкосновенною и непорочною, как говорят родные ее. Муж ее скоро умер, и она осталась единственною наследницею после него. Тогда она всю себя посвятила Богу». Великое приобретение быть благочестивым и довольным (умеренным в желаниях). Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него ( 1Тим. 6, 6–7 ). Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира ( Иак. 1, 27 ). Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим. 5, 17 ). Таково учение апостольское! Так и поступала блаженная Магна. «Богатство, какое было у нее, раздала она на монастыри, на дома бедных и странных, церквам, епископам, вдовам, сиротам и прочим нуждающимся. Охотною душою, но тайно, совершала она подвиги благотворительности». Не только не выставлялась пред людьми благотворительницею, но старалась скрывать добрые дела свои и от себя самой; она боялась обманчивой приятности славы людской так же, как своего самолюбия, и берегла сердце свое в смирении. Вместе с тем, она «ревностно посещала Богослужение церковное, вела жизнь подвижническую, воздержную. Знаменитейшие епископы уважали ее. Стараясь исполнить всякую добродетель, она жила надеждою на жизнь лучшую – загробную».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рай – Небесный Иерусалим. Алтарная дверь Благовещенского собора Сольвычегодска. 1570-е гг. Пришествие Царства Божия – событие исключительно внутреннего порядка: это встреча человека с Богом, откровение Бога человеку. Оно происходит в сердце и может быть незаметно для окружающих. В 3-й Книге Царств описывается явление Бога пророку Илии, которому Господь говорит: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» ( 3Цар.19:11–12 ). Это повествование в христианской традиции часто воспринимается как прообраз той встречи с Богом, которая происходит в сердце человека благодаря молитве. В свете сказанного слова молитвы Господней «Да приидет Царствие Твое» вовсе не следует понимать как просьбу о приближении второго пришествия Христа. В древней Церкви существовало представление о том, что второе пришествие должно наступить уже при жизни первого христианского поколения. Апокалипсис, являющийся по своему содержанию литургической книгой, завершается словами: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Представление о том, что Иисус должен прийти «скоро», было следствием буквального толкования Его слов: «Не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» ( Мф.10:23 ). В соответствии с этими эсхатологическими настроениями Тертуллиан писал: «Да придет Царствие Твое». Молитва сия, как и предыдущая, имеет тот же смысл: да придет или да будет Царствие Твое в нас... Но если пришествие Царствия Божия согласно с Его волей и требует конца мира сего, то зачем просим мы Его иногда, чтоб Он продлил дни наши на земле? Царствие, испрашиваемое нами у Него, есть конец времен, исполнение веков мы молим Его о скорейшем вступлении в сие Царствие, а следственно, и о недолгом задержании нас в рабстве 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так и не оставил этот в общем-то незаурядный человек, после себя воспоминаний, только краем приоткрыв тайну своей жизни. Что самое интересное – отец и сын, находясь почти рядом, ни разу не виделись с глазу на глаз и не сказали друг другу ни слова. Это ли не сюжет для романа!? Своей статьёй я не претендую на какое-то исследование жизни Константина Степановича Кузакова, но хочу побудить людей лично знавших его и работавших с ним, а таких ещё много в живых, вспомнить об этом человеке, у него были достойные дела. Р. S . Небольшая справка. В феврале 1913 г. Сталин был арестован в Петербурге и выслан в Туруханский край (станция Курейка), откуда вернулся 12 марта 1917 года после февральской революции. Этот период жизни Сталина наиболее загадочен и в своё время газеты муссировали его, приписывая ему рождение сына от малограмотной женщины-аборигенки. Потом эта версия заглохла, не получив достаточно доказательств и больше не поднималась. А вот Сольвычегодские ссылки Сталина, которых было две, мало кем исследовались и афишировались. Даже в БСЭ издания 1957 года, том 40 о сроках ссылок есть противоречия, которые я проиллюстрирую ниже: В марте 1908 г. С. был арестован и выслан в Вологодскую губернию в Сольвычегодск. В июне 1909 года он бежал из ссылки и возвратился в Баку. В марте 1910 г. С. вновь был арестован и отправлен в ссылку опять в Сольвычегодск. В феврале 1912 года он бежал из ссылки. СОЛЬВЫЧЕГОДСК с 1796 г. – уездный город Вологодской губернии. Сольвычегодск являлся местом царской ссылки. С февраля по июнь 1909 года и с октября 1910 г. по июль 1911 года в Сольвычегодске отбывал ссылку И.В. Сталин. Что это? Небрежность редактора или специальное упущение? Даже, в таких простых вопросах, есть свои тайны. А уж о выше рассказанной и думать нечего… В фундаментальной краткой биографии «Иосиф Виссарионович Сталин», Москва, 1950 года, изданной тиражом 4 875 000 экз., а ныне ставшей библиографической редкостью, о ссылках Сталина сказано весьма скромно: «25 марта 1908 года Сталина арестовывают и после почти восьми месяцев тюремного заключения высылают на два года в Вологодскую губернию, в Сольвычегодск. Уже 24 июня 1909 года Сталин совершает побег из ссылки…».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/20/vn...

Паисий и Феофилакт поехали на пароходе в Устюг, а мы, выгрузив всю нашу кладь в Ускорье на берег, начали нанимать тут же подошедших к нам лодочников доставить нас с кладью до Сольвычегодска, в котором рассчитывали подрядить новых лодочников для дальнейшего следования в Ульяновскую обитель. Наняли мы в Ускорье три легких лодки и отправились благословясь, сперва некоторое расстояние по Двине, а потом, войдя в Вычегду, поплыли вверх по ее течению, где на веслах, где тягою, которая весьма удобна была по обширным песчаным отмелям, в изобилии встречающимся по реке Вычегде. От Ускорья до Сольвычегодска около 25 верст водою. В переезде этого пространства мы, не видавшие столько дней солнца, обрадованы и оживлены были прояснившейся погодой. Ветер переменился, облака порастащило, пахнуло теплом и облило природу солнечным светом. В третьем часу дня, того же 6 Июля, мы подъехали к Сольвычегодску, приставши к берегу почти против Собора, знаменитого исторического памятника нашего дальнего севера. Построение его относят ко временам владычества графов Строгановых, оказавших помощь Ермаку, покорителю Сибири. В Соборе до сих пор сохранилось еще несколько заслуживающих внимания предметов старины, относящихся к Строгановскому владычеству. В нем хранится, как святыня, ветхое облачение Святителя Стефана, в котором он совершал обыденное богослужение. Доставивших нас в Солъвычегодск лодочников мы просили остаться до утра, для того собственно, чтоб, при найме лодки для дальнейшего следования, сделать перегрузку клади прямо с лодок, без излишней ломки. Двое не согласились и две лодки уплыли, а третья осталась. Какой багаж был на двух лодках, – выгрузили на берег, явилась необходимость безотлучно караулить кладь, как выгруженную на берег, так и оставшуюся в третьей лодке. Стали затем мы разыскивать, – не наймется ли кто-либо доставить нас водою от Сольвычегодска до Устьсысольска. Расспросы об этом продолжались не долго: нам указали на одного местного мещанина, у которого был крытый шняк, небольшое палубное суденышко, вместимостью до 200 пудов груза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1620 г. Каргопольский уезд, ссылаясь на разорение и запустение края от польских и литовских шаек, просит дать в Каргополь и Турчасово «государева писца с мерою и вервью» и произвести новое описание 369 . В 1643 и 44 гг. Сольвычегодский уезд подавал челобитные о писце, указывая на запустение деревень и тяжесть налогов. Государь указал в 1645 г. отпустить писцом к Соли Вычегодской Михаила Ртищева. Ртищев почему то долго не мог собраться в путь, и уезд подает новую челобитную о скорейшей отправке писца 370 . Результатом этих ходатайств и была посылка писцов Б. Приклонского и О. Трофимова в 1645 г. 371 . Ходатайствуя о новом описании, северные миры просят также о перемене единицы —408— обложения, жалуются на неравномерность существовавших в Поморье «малых сошек» и высказывают желание быть поверстанными в большие московские сохи. Сольвычегодский уезд указывает, что писцы П. Мансуров, И. Благов и подьячий В. Архипов, производившие описание в 1624 г., устанавливали чрезвычайно неравномерные, мелкие сошки, разнообразя их по волостям, кладя в сошку в иной волости по 5–8 вытей, а в иных волостях по 10–13 вытей. В Усольском уезде, замечает челобитная, добрых земель и угодий нет, земли плохие, песочные и безугодные, и от неравенства податных единиц крестьяне разоряются, бредут врознь и «скитаются меж двор». Уезд ходатайствовал о включении в наказ писцу, который будет послан, предписания класть землю в большие московские сохи 372 . Неправильные приемы описания, а тем более злоупотребления писцов, исходившие из корыстных стремлений и направленные к повышению тягла, вызывали жалобы земства. При разборе большого устюжского ходатайства 1638 г. мы уже видели такую жалобу: писцы писали леса и болота в подлежащую обложению пашенную землю. С подобными же челобитьями выступает тотемское всеуездное земство в 1624 и в 1646 гг., жалуясь на писцов, положивших в вытную пашню лесные кратковременные розчисти 373 . В 1626 г. Сольвычегодский уезд жаловался на писцов, писавших на выть слишком мало сена, по 40 копен малых летних волоковых, которых на одном возу умещается по пяти и по шести штук, так что всего количества сена, положенного на выть, не хватит на корм одной лошади в течение года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кайгородское земство в 1635 г. жалуется на чердынцев и соликамцев, задерживающих кайгородских лошадей и т. д. 400 . Препирательства чердынского земства с Соликамским из-за разверстки ямского тягла продолжаются и во второй половине столетия 401 . В 1661 г. чердынцы заявляют, что для них ямское тягло много обременительнее, чем для усольцев; чердынцы должны посылать своих ямщиков с подводами стоять на Соликамский ям, —415— тогда как для усольцев этот ям у себя дома, «живут в домех своих и проести им и волокиты перед чердынцами ничего нет». Наоборот усольцы обвиняли чердынцев в получении непомерно большой, непропорциональной поставляемым ими подводам, доли из той денежной подмоги, которая доставлялась вятским земством на содержание Соликамского яма. Вятское земство бьет челом о счете его в ямском тягле с пермским 402 . В 1632 г. в г. Котельниче был устроен средствами трех земств: хлыновского, котельнического и орловского небольшой ям из четырех ямщиков. В 1635 г. ямщики эти разбежались, и Котельническое земство ходатайствует об их возвращении 403 . В 1638 г. Сольвычегодск жалуется на кайгородское земство, которое в 1635 г. задержало 686 усольских да 437 устюжских подвод, которые перевозили ехавших через Сольвычегодск в Сибирь стрельцов и ямщиков. Эти 437 устюжских подводы были поставлены под стрельцов тремя волостями Устюжского уезда: Кивокурской, Черевковской и Ягрышской. В Сольвычегодске эти подводы не были переменены. Сольвычегодцы пропустили их в Кайгород, и поэтому устюжские волости взыскивали их на сольвычегодском земстве, а сольвычегодское на кайгородском, каждое посылая жалобу в Москву 404 . Эти расчеты в подводах между соседними земствами XVII в. напоминают теперешние расчеты между железными дорогами. Существовали освященные стариною обычаи такого расчета. Так напр., расчет между Сольвычегодским и Яренским уездами всегда совершался таким порядком, что яренцы присылали для этой цели уполномоченных в Сольвычегодск. В 1640 г. яренцам удалось выхлопотать предписание производить этот расчет не в Сольвычегодске, что их тяготило, а где-либо на пограничном между обоими уездами пункте на Усть-Виледи или в Чаколе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010