Там же, л. 32. Запись простым карандашом на телеграфном бланке. См. также л. 98). Речь идет о Казанском Богородицком женском монастыре. НА РТ, ф. Р–3682, оп. 1, д. 313, л. 32–32 об. Запись простым карандашом на телеграфном бланке. Вверху документа помета синими чернилами: «Вх. 16-а 5/IV-922» (вероятно, описка в дате). же, д. 120, л. 27–30. Рукописный подлинник. Тихон III-й (Воинов; 1655–1724 гг.), митрополит Казанский и Свияжский в 1699–1724 гг.; похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. НА РТ, ф. Р–3682, оп. 1, д. 120, л. 31 об.– 32 об. Рукописный подлинник, написанный В. П. Соколом. Круглая печать Казанского подотдела по делам музеев. Телеграмма М. И. Калинина и Н. И. Троцкой-Седовой 359629 от 29 апреля 1922 г. См. документ 25. НА РТ, ф. Р–3682, оп. 1, д. 120, л. 35 об.–36. Рукописный подлинник, написанный синими чернилами В. Соколом с правкой черными чернилами А. Миронова. Круглая печать Казанского подотдела по делам музеев. Там же, л. 37–37 об. Рукописный подлинник, написан синими и красными чернилами К. Харламповичем, с правкой черными чернилами. На заседании коллегии Центрального музея Татарской АССР 16 августа 1922 г. (протокол 23, пункт 7) было «принято к сведению сообщение Н. И. Воробьева, что им сданы представителю комиссии по изъятию ценностей 22 серебряных венка и бокал из музея и 4 ризы с икон – из музейного фонда» (Там же, ф. Р–2021, оп. 1, д. 27, л. 25 об.). Там же, ф. Р–3682, оп. 1, д. 120, л. 38 об. Рукописный подлинник, написан красными чернилами К. Харламповичем, с правкой черными чернилами. Имеется в виду протоиерей А. П. Яблоков. РТ, ф. Р–3682, оп. 1, д. 120, л. 40–40 об. Рукописный подлинник красными и синими чернилами, написан рукой К. Харламповича. Машинописную копию записи пункта 2 см.: Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Архивно-следственное дело 2–9114, л. 40. НА РТ, ф. Р–3682, оп. 1, д. 120, л. 47–47 об. Рукописный подлинник черными и синими чернилами, написан К. Харламповичем. Там же, л. 48. Рукописный подлинник черными и синими чернилами, написан К. Харламповичем.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Одновременно шла колонизация южных и западных четей Верхотурского и Тобольского уездов в пределах нынешних Камышловского и Екатеринбургского уездов. Тут возникли названные уже слободы с острогами Пышминская-Ощепкова, Камышевская или Камышловская, ныне уездный город, Аятская при озере Аят, Красноярская и Новопышминская. Близ Аятской слободы при Петре Великом возник известный Невьянский казенный завод, именовавшийся на первых порах «Федьковским». К нему в 1704 г. была приписана Аятская слобода со всеми деревнями, принадлежавшими к ней, а затем Краснопольская и село Покровское-монастырское, названное так потому, что до упразднения Невьянского Богоявленского монастыря в 1724 г. она принадлежала монастырю. К ним нужно прибавить село Китайское, осн. в 1655 г. с острогом, устроенным в 1659–1660 гг. В конце XVII в. через него шла дорога из Ялуторовска (осн. в 1639 г.) на западный склон Урала и через Кунгур на Казань, почему называлась Cmapoq Казанской или Уральской дорогой. В 1673 г. возник соседний с Китайским – Колчедановский острог (Тобольского уез.), превратившийся сначала в слободу, а ныне село Колчедановское. В следующем 1674 г. основана Калиновская слобода на р. Калиновке также Тобольского уезда. В 1723 г. она вместе с деревнями, одновременно с Красноярской слободой, поступила в ведомство Екатеринбургских заводов. В 1675 – 1676 г. появились три новых слободы: Арамильская, близ Екатеринбурга, Куярская и Буткинская – Тобольского уез., ныне в восточных частях Камышловского и Шадринского уездов. Арамильская слобода в 1704 г. была приписана к казенному Уктусскому заводу в окрестностях Екатеринбурга. В 1682 г. игумен Далматова монастыря (осн. в 1644 г.) Исаак поставил на земле, отведенной монастырю, русское село при устье р. Железенки (Каменки), впадающей в р. Исеть. Тут на новой монастырской земле оказалась богатая железная руда; поэтому монастырю пришлось недолго владеть рудоносной землей. Петр I отобрал землю в казну и устроил на ней в 1701 г. Каменский железноделательный завод, существующий доселе. Из зауральских заводов после Ницынского и Невьянского (осн. в 1699 г. – известного под именем Старого), это был третий завод; четвертым, по времени постройки, считают Алапаевский завод в Верхотурском уез., пятым – Уктусский – в Екатеринбургском уез. Оба они пущены в действие в 1704 г. Алапаевский завод возник при дер. Алапаихе, основанной еще в 1639 г. После Железненского селения, в исходе XVII в., возникли еще три слободы: Ново-Камышевская (1686 – 1687 гг..), выше устья р. Каменки, в 1689 г. – Багаряцкая слобода, на р. Багарек, и в 1695 г. новая Белоярская – Пышминская слобода – все в тогдашнем Тобольском уез. Основателями их были выходцы из Шадринской слободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

фон Шторхенау.  А в 2006 г. вышла монография Альбрехта Бойтеля «Просвещение в Германии», которая впечатляет своей системностью: за осмыслением самого феномена под названием «просвещение» следуют «горизонты» ( политика, экономика, общество, философия, литература, сама религия и отдельно предпосылки в виде Ренессанса и Реформации ), за ними  «формы проявлений» (от ранних формаций в виде пиетизма и вольфианства через центрообразующих неологов до поздних «метаморфоз» в лице Гердера, Канта, Фихте и ранних романтиков) и, наконец, «продукты» в виде теологии, состояния церкви, дискуссий и конфликтов.     Обсуждаемая монография состоят из трех глав и параграфов (хотя по объему материала было бы более естественным преобразовать главы в части, а параграфа – в главы). Первая глава посвящена раннему Просвещению – Христиана Томазия (1655 – 1728), пиетистов, Христиана Вольфа (1679 - 1754), Христиана Августа Крузия (1715 - 1775); вторая – зрелому Просвещению неологов, преимущественно Иоганна Иоахима Шпальдинга (1714 – 1804), но также Германа Самуила Реймария (1694 - 1768) и Готхольда Эфраима Лессинга (1729 - 1781); третья – позднему Просвещению, представленному Моисеем Мендельсоном 1729 - 1786) и Иммануилом Кантом (1724 – 1804) .         Всячески рекомендуя ее читателю, предупредим заранее, что ему понадобится немалый труд и терпение. Монография представляет собой фактически энциклопедию по религиозной составляющей германского Просвещения и в не меньшей степени по его отражению в современной историографии, и только тот, кто сможет и захочет почти постоянно находить баланс между основным текстом и самыми разнообразными документирующими примечаниями (нередко почти в целую страницу), достигнет своей познавательной цели. Зато он получит очень ясное и четкое представление о деле из заключения к книге. Вот представленные в нем конечные вердикты. Эти выводы не являются совсем неожиданными для тех, кто представляет себе хотя бы в общих чертах религиозность эпохи Просвещения. Но у Л. Э. Крыштоп они, если можно так выразиться, текстологически выверены, а пункт 3, при соответствующей выверенности, заставляет пересмотреть модную сегодня концепцию постсекулярного общества (см.

http://bogoslov.ru/article/6175957

Нессельроде-Ересгофен (Nesselrode-Ereshofen). Из этой ветви, Филипп-Вильгельм возведён был Императором Фердинандом III, 3 августа 1655 года, в Баронское Римской Империи достоинство. Внук его, австрийский действительный тайный советник барон Франц-Карл, (рождение 14 ноября 1673 † 10 июля 1750), возведён был Императором Леопольдом I, 4 сентября 1705 года, в Графское Римской Империи достоинство. Он имел, от брака с баронессою Мариею-Терезиею Шорлеммер (рождение 17 октября 1680 † в февраля 1764), двух сыновей: Карла-Франца и Максимилиана-Юлия- Вильгельма-Франца. Старший, граф Карл-Франц, статс- и конференц-министр Курфирста Пфальцского и канцлер в герцогстве Бергском (рождение 14 ноября 1713 † 11 апреля 1798), женат был на баронессе Анне Лое (рождение 14 августа 1725 † 5 июня 1794); имел сына графа Карла-Фридриха-Александра, который, от брака с графинею Иозефиною Гацфельд-Вильденберг, оставил двух сыновей и двух дочерей: 1) графиня Каролина-Августина, была за графом Иоанном-Вильгельмом Нессельроде-Рейхенштейн (единственным сыном последнего Нессельроде старшей, рейхенштейнской ветви, умершим бездетным двумя годами прежде отца своего); 2) графиня Изабелла, ныне вдова ганноверского генерала от кавалерии, прусского графа Фердинанда Гомпеш-Больгейм; 3) граф Франц-Бертрам, от брака с баронессою Мариею-Луизою Ганкследен оставил трёх сыновей, состоящих в прусском подданстве (см. genealogisches taschenbuch der deutschen gräflichen häuser); 4) граф Фёдор Карлович (рождение 30 декабря 1785), российский генерал-лейтенант и кавалер белого орла, имеет одну дочь, Марию Фёдоровну Калержи (рождение 1820). Младший сын графа Франца-Карла (см. выше), граф Максимилиан-Юлий-Вильгельм-Карл (рождение 24 октября 1724 † 24 февраля 1810), вступил в русскую службу; был посланником в Лиссабоне, потом в Берлине, тайным советником и святого Александра Невского кавалер. Он женат был на Луизе Гонтар († 25 августа 1785), дочери купца, из города Франкфурта на Майне, еврейского происхождения; имел однаго сына, графа Карла Васильевича (Карл-Роберт, рождение 2 декабря 1780), ныне российского государственного канцлера; который, от брака с графинею Мариею Дмитриевною Гурьевою († 7 августа 1849), имеет сына графа Дмитрия Карловича (рождение 11 декабря 1816); женатого на графине Лидие Арсеньевне Закревской, (у них сын граф Анатолий Дмитриевич, рождение 1850), и двух дочерей: графиню Елену Карловну (рождение 31 марта 1813), за тайным советником Михаилом Иринеевичем Хрептовичем, и графиню Марию Карловну (рождение 12 июля 1820), за саксонским посланником в Париже, бароном Львом Зеебах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

189 Так, напр., рассуждает в одном месте Меланхтон: omnia n cessario evenire scripturae docent. Esto, videatur tibi esse in rebus humanis contingentia, judicio rationis hic imperandum est (Corp. Reformat. volum. XXI, p. 89). 190 Его сочинения: Loci theologici, quibus loci communes Melanchthonis, illustrantur. Nevst. 1581–1584. 194 Examen Concilii Tridentini. 1565 – 1573; de coena Domini, 1560; loci theologici, изд. 1591 г. 196 Loci communes theologici, 1609–1620, Doctrina catholica et evangelica, 1634, Methodus stud. theol. 1620. 200 Его сочинения догматические: Systema locorum theologicorum, 1655 – 1677, Apodixis articulorum fidei, 1684, Theologia naturalis et revelata juxta Aug. conf. 1646. 204 Более замечательные его сочинения: Isagoge historica ad theologiam univers; institut. theolog. dogmaticae (ed. Lips). 1724. 206 Сочинения: Institutiones ad docmrinam chrism. liberaliter discendam. 1774; Apparatus ad libros symbol, eccles. Litheran, 1775; Comment. de daemoniacis. 1760. 213 Свои рационалистические идеи он проводил по преимуществу в сочинениях: Lehrbuch des christlich. Glaubens 1764. Worterbuch des neu. Testam. 1772. Religion. der mundigen. 215 Compendium theol. christ. theoret. bibl. hist. 1791; Handbuch fur das systematische Studium der christl Glaubenslehre (здесь везде автор пытается при помощи экзегеза истории и философии преобразовать откровенную религию в религию разума. 1801–1803). 216 Institutiones theologiae christianae dogmaticae (попытка здесь построить идеал религии разума является слабой и даже доходит до смешного и карикатурного. 1815). 217 Institutio theol. in capit. rel. theoreticis nostris temporibus accomodata. 1780 (первый замечательный опыт догматики супранатурал. направл.). ed. 6. Nurub. 1797. 224 Systematische Entwicklung aller in der Dogmatik volkommenden Begriffe. 1838; Handbook der Dogmatik der ev.-luth. Kirche. 1838. 225 Его теософические воззрения содержатся по преимуществу в сочинениях: Vorlesungen uber die Methode des academischen Studiums. 1803; Philosophie und Religion. 1801.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

посольств и ответил согласием на просьбу о принятии калмыками рус. подданства. В 1655 г. калмыки дали 1-ю шертную запись (присяга на верность) рус. царю (впосл. калмыки неоднократно давали шерти и нарушали их). Со 2-й пол. XVII в. по просьбе рус. правительства калмыки участвовали в военных походах: в 1665-1666 гг. отряды калмыков воевали на Украине против татар, турок и поляков, в 1668-1670 гг. вместе с донскими и запорожскими казаками участвовали в походе против Крымского ханства, в 1676-1681 гг. сражались на стороне русских против турок, в 1696 г. вместе с рус. войсками брали Азов, в 1700-1721 гг. калмыки принимали активное участие в Северной войне, в т. ч. в Полтавской битве. Сохраняя лояльность России, калм. ханы в XVII - 1-й пол. XVIII в. проводили самостоятельную политику. В период правления Аюки калмыки и подвластные им татары часто нападали на рус. селения; в 1684 г. Аюка перенес военные действия за Урал: воевал с киргиз-кайсаками, потом покорил мангышлакских туркмен; к этому же периоду относятся его войны с северокавказскими народами. В XVII-XVIII вв. Калмыцкое ханство сохраняло постоянную связь с др. монг. гос-вами. В XVII в., несмотря на договоры о зависимости от России, калм. ханы получали утверждение своего статуса от далай-ламы. После смерти Аюки (1724) рус. правительство установило практику прямого назначения правителя Калмыцкого ханства в статусе наместника. В 1732-1734 гг. население ряда улусов, не подчинившихся новому хану, откочевало на Кубань. В сер. XVIII в. наместник Калмыцкого ханства был включен в систему управления Астраханской губ., в 1762 г. проведена реформа традиц. судебно-адм. органа калмыков - зарго, в результате чего судебная и политическая власть хана (наместника) уменьшилась. Во время русско-тур. войны 1735-1739 гг. многочисленное Калмыцкое войско (иррегулярное конное войско в рус. армии) сыграло решающую роль на северокавказском театре военных действий. Калмыки также приняли участие в русско-шведской войне (1741-1743), в Семилетней войне (1756-1763) и в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

http://pravenc.ru/text/1320133.html

Кафедра Большой церкви в редукции Ла- Сантисима-Тринидад-де-Парана Фото: Л. К. Масиель Санчес Среди известных иезуитов-миссионеров был Роке Гонсалес де Санта-Крус (1576-1628) - 1-й уроженец Асунсьона, объявленный католич. Церковью святым (канонизирован Иоанном Павлом II в Асунсьоне в 1988). Наряду с де Монтойя он основал неск. первых редукций; 15 нояб. 1628 г. в одной из них (Кааро, ныне в Бразилии) он был убит индейцами - противниками христианизации. Иезуитский провинциал Парагвая (1672-1676), ректор коллегии Асунсьона (1678-1681) Николас дель Течо (1611-1685), много лет прожил среди гуарани и проповедовал им на их родном языке. Он написал «Историю провинции Парагвай Общества Иисуса» (опубл. в 1673), ставшую важным историческим источником по истории П. Офиц. историк иезуитского ордена Педро Лосано (1697-1752) путешествовал по региону Рио-де-ла-Плата, собирая информацию для составления исторического труда, детально описывающего в 1-й части испан. завоевание регионов Парагвая, Рио-де-ла-Плата и Тукумана, во 2-й - деятельность иезуитского ордена в этих регионах. Вторая часть была издана в 1753 г. под названием «История Общества Иисуса в провинции Парагвай», 1-я - лишь в 1873-1875 гг. под названием «История завоевания Парагвая, Рио-де-ла-Плата и Тукумана». Иезуит Николас Япугуай, происходивший из среды местных вождей (касиков) и получивший образование в иезуитской миссии, написал на языке гуарани «Объяснение катехизиса» и «Проповеди и примеры», изданные в типографиях иезуитских миссий в 1724 и 1727 гг. соответственно. В иезуитских редукциях работали выдающиеся деятели искусств - миланский архит. Дж. Б. Примоли (1673-1747), тирольский художник, скульптор и музыкант А. Зепп фон Райнегг (1655-1733), флорентийский композитор Д. Циполи (1688-1726). В архитектуре миссий получил развитие особый стиль - испано-гуаранийское барокко. В 1700 г. в Лорето открылась 1-я типография, к-рая выпускала религ. лит-ру, в т. ч. на языке гуарани. К сер. XVIII в. в отличие от светских городов в большинстве иезуитских миссий были мощеные дороги, дома с каменными стенами и черепичными крышами; крупнейшие редукции Хесус и Тринидад по численности населения превосходили Асунсьон.

http://pravenc.ru/text/2578963.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЛМЫКИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Калмыкия Калмыкия , республика в России . Входит в состав Южного федерального округа, является частью Поволжского экономического района. Столица - Элиста . Расположена на на крайнем юго-востоке европейской части России, на юго-востоке омывается Каспийским морем. Граничит: на юге - с Республикой Дагестан , на юго-западе - со Ставропольским краем, на западе - с Ростовской областью, на северо-западе - с Волгоградской областью, на востоке - с Астраханской областью. Площадь территории 74,7 тыс. кв. км, население 275,4 тыс. чел. (2018). Государственные языки: калмыцкий и русский Предки калмыков - ойраты (западные монголы), жившие в Центральной Азии (Джунгария и соседние регионы), в конце XVI - начале XVII века разделились, часть ойратов переместилась через Южную и Западную Сибирь на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий, где поселилась в первой трети XVII века, вытеснив оттуда ногайцев . В процессе переселения западные монголы сформировались в отдельный этнос - калмыков. В середине XVII века калмыки окончательно утвердились на западе Великой степи, частью подчинив себе, частью вытеснив кочевья Больших и Малых ногаев в Крым и на Кавказ. Кочевья калмыцких племен на Нижней Волге и в Северном Прикаспии занимали территорию на юге до Терека, на севере до г. Самары, на западе до р. Дон и на востоке до р. Яик (Урал); позже ареал проживания уменьшился и примерно стал соответствовать границам современной Калмыкии. Первым правителем образовавшегося на Нижней Волге Калмыцкого (Торгоутского) ханства (существовало в 1633-1771) был тайша Хо-Урлюк (1633-1644). Ханство делилось на улусы, управляемые нойонами, улусы состояли из аймаков и хотонов, подчинявшихся зайсангам. Расцвета ханство достигло в период правления Аюки (1672-1724). Калмыки оказались на территории Российского государства в начале XVII века. В 1608 году царь Василий Шуйский принял одно из первых калмыцких посольств и ответил согласием на просьбу о принятии калмыками русского подданства. В 1655 году калмыки дали первую шертную запись (присяга на верность) русскому царю (впоследствии калмыки неоднократно давали шерти и нарушали их).

http://drevo-info.ru/articles/13678813.h...

Ее удаленность от центра И. предопределила изолированность от воздействия не только испан., но и итал. образцов; в то же время и близость к Португалии, с которой поддерживались художественные контакты, не привела к сходству приемов и форм в архитектуре. Др. фактором, определившим своеобразие местной школы барокко, была специфика материала, твердого гранита, не позволявшего архитекторам и декораторам прибегать к излишне тонкой и мелкой разработке деталей (характерный пример - фасад монастыря Сан-Мартиньо-Пинарио в Сантьяго-де-Компостела, 1697-1738, Габриель де лас Касас, Фернандо де Касас Новоа). Центром строительной деятельности в Галисии был Сантьяго-де-Компостела, главный паломнический центр средневек. И. В кон. XVII в. в целях поддержания его престижа началась глобальная перестройка, поновление и строительство новых зданий, в первую очередь собора Сантьяго (1075-1211). В 1655 г. под рук. Хосе Вега-и-Вердуго началось возведение монументального деревянного балдахина над гробницей ап. Иакова в хоре собора, во многом ориентированного на итал. образцы и отличающегося изощренностью. Капелла Богоматери Пилар в соборе Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар в Сарагосе. 1750–1765 гг. Активное проникновение в И. форм европ. барокко связано с приходом к власти династии Бурбонов. Одной из первых построек стала ц. Сантисима-Тринидад (1721-1723, архит. Теодоро Ардеманс), входящая в комплекс дворца Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо (пров. Сеговия). Первоначальное купольное здание было выдержано, как и весь дворец, в традиционных для Мадрида XVII в. формах, в то время как пристроенный позже, выгнутый 2-башенный фасад (1724-1734, Андреа Прокаччини) отразил влияние композиций нем. барокко. Та же композиция фасада была использована в ц. Сан-Франсиско-эль-Гранде в Мадриде (1761-1784), над к-рой последовательно работали Франсиско Кабесас, Хосе Эрмосилья и Ф. Сабатини. Увенчанная огромным куполом ротонда получила выпуклый фасад с 2 небольшими колокольнями, сочетающий облицовку серым гранитом в духе Эскориала с элегантным декором стиля Людовика XVI.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

1874. P. 203-221). К. состоял в переписке со мн. знатными особами Англии и Шотландии; часть писем сохранилась и опубликована (State-Papers and Letters Addressed to William Carstares. 1774). Из писем видно, что гос. деятели и аристократы часто обращались к К. за советами, высоко оценивая его рекомендации и поддержку ( Dunlop. 1967. P. 95; ср.: Story. 1874. P. 245). Выполняя поручения кор. Вильгельма, К. вынужден был тесно взаимодействовать с представителями короля в Эдинбурге, занимавшими в разные годы пост гос. секретаря Шотландии: Джорджем Мелвиллом, Джеймсом Джонстоном (1655-1737), Джоном Далримплом (1648-1707), Джоном Мюрреем (1660-1724). Его отношения с ними складывались сложно: нередко К. и гос. секретари по-разному оценивали церковную ситуацию в Шотландии и имели разные политические цели, что приводило к взаимному недоверию, разногласиям и интригам ( Clarke. 2004. P. 321). Активно участвуя в придворных интригах, К. использовал свое политическое влияние для достижения результатов, к-рые казались ему способствующими благу Шотландии и пресвитерианской церкви. Кор. Вильгельм высоко ценил К. за его честность и преданность; незадолго до своей кончины он говорил о К.: «Я знаю его давно, знаю насквозь и знаю, что он действительно честный человек» ( Story. 1874. P. 270; Dunlop. 1967. P. 99). Поздние годы жизни (1702-1715) В сент. 1704 г. К. получил должность проповедника в ц. Грейфраерс; с этого времени он совмещал регулярное произнесение проповедей с чтением богословских лекций и выполнением адм. обязанностей в ун-те. Пользуясь уважением шотл. пресвитериан, К. принимал участие в решении мн. церковных вопросов. В 1704 г. он впервые присутствовал на заседаниях генеральной ассамблеи Церкви Шотландии в качестве полноправного члена ( Dunlop. 1967. P. 107). Под влиянием К. было принято решение о том, чтобы генеральная ассамблея собиралась регулярно, раз в год; он был включен в состав комиссии, занимавшейся разработкой положения о церковном суде (Ibid. P. 108). Результатом работы комиссии стал созданный при непосредственном участии К.

http://pravenc.ru/text/1681173.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010