к.-л. лица, епархиальные архиереи не могли вмешиваться в него, если только они не получали специального разрешения Конгрегации обрядов. Папа Александр VII (1655-1667) 2 окт. 1655 г. предписал, чтобы в разрешительных письмах (litterae remissionales), адресованных ординариям (правящим епископам), было выражено точное условие законности начатого процесса К. Если такое условие нарушалось, необходимо было формально начинать новый процесс, т. е. направлять новое исковое заявление папе. Папа Иннокентий XI (1676-1689) 9 июля и 6 авг. 1678 г. издал ряд новых декретов, касающихся К. (Decreta novissima... servanda in causis beatificationis et canonizationis sanctorum. R., 1675). Среди нововведений этих декретов - учреждение «свидетелей по должности» (testes ex officio), т. е. лиц, избираемых судьями независимо от истца для дачи свидетельских показаний в рамках процесса, в т. ч. чтобы свидетельствовать против К. Декретами Иннокентия XI были введены строгие меры, гарантирующие абсолютную секретность допросов свидетелей. Протокол должен был быть скреплен печатью после каждого заседания. В начале последующих заседаний свидетелями вновь произносилась присяга. Кроме того, устанавливался 10-летний срок между моментом передачи процесса в ведение Конгрегации обрядов, т. е. получения ею искового заявления, и подписанием специальной Комиссией акта о возможности начать процесс. Это явилось ужесточением нормы Урбана VIII о 50-летнем сроке между смертью подвижника и началом процесса К. Декреты Иннокентия XI излагают отдельной статьей функции заместителя блюстителя веры (subpromotor fidei) и адвокатов процесса. Декрет от 18 апр. 1682 г. изменяет функцию подтверждения предварительной Комиссии. Если раньше Комиссия была призвана предоставлять ординариям право проводить расследование о жизни и чудесах того или иного лица, то теперь это право объявляется принадлежащим исключительно Папскому Престолу. Специальным декретом было введено новое понятие - начало (букв.- введение) процесса (introductio causae), т. е. офиц. начало рассмотрения Конгрегацией обрядов материалов о жизни и чудесах. К тем лицам, в отношении которых начат процесс К., было предписано применять термин «достопочтенный» (venerabilis). 25 авг. 1913 г. папа Пий X постановил, что этим титулом в будущем должны именоваться лица, в отношении к-рых имеет место подтверждение героизма проявленных добродетелей (heroicitas virtutum) или мученичества (AAS. 1913. Vol. 5. P. 436-438). Папа Климент XII (1730-1740), стремясь исправить ряд злоупотреблений, внес разъяснения относительно обязанностей и полномочий различных должностей, к-рые участвуют в процессе К. (консультантов, блюстителя веры, адвокатов и т. д.). Согласно этому декрету, от консультации и голосования отстранялись члены религ. конгрегаций (монашеских орденов), если рассматривался процесс о К. их собрата по конгрегации.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

—425— существенный пробел в исторической церковно-музыкальной литературе». «Надо заметить, поясняет автор сообщения, что вопрос о времени образования первой комиссии в исторической церковно-музыкальной литературе решается неодинаково. О. Металлов в своем сочинении “Очерк истории православного церковного пения в России” (в примеч. М. 1896 г., изд. 2-е) время собрания Первой Комиссии по исправлению церковного пения относит к 1652 г. и инициативу в этом деле приписывает патриарху Иосифу († 1652 г.); к этому же времени относит деятельность первой Комиссии и о. Разумовский в своем капитальном сочинении по истории церковного пения “Церковное пение в России” (в примеч. М. 1867 г., 78 стр.). А С.В. Смоленский, не менее авторитетный исследователь нашего церковного пения, указанную деятельность Первой Комиссии относит к 1655 году и инициативу в этом деле приписывает патриарху Никону . Является вопрос, кому мы должны в решении этого вопроса следовать? Нам кажется, что истина несомненно находится на стороне С.В. Смоленского». Таким образом, оказывается, что вся, обещанная автором сообщения новость в решении поднятого им вопроса, заключается лишь в присоединении его, автора, к высказанному, действительно, вновь – мнению С.В. Смоленского. Затем автор пытается высказать и свои соображения, которых у Смоленского нет, а именно: «Причиной такого неожиданного перерыва в деятельности Первой Комиссии, которая по разным политическим обстоятельствам после этого так и не возобновилась, почти все историки церковного пения указывают чуму, а последняя, как известно. и была в Москве – месте заседаний Первой Комиссии – в исходе 1655, а не 1652 года, на который, как на время деятельности Первой Комиссии указывают оо. Разумовский и Металлов. Ясно, что о. Разумовский, первый серьезный исследователь истории нашего церковного пения в указании времени собрания Первой Комиссии допустил ошибку, а о. Металлов без критической, поверки этого факта повторил последнюю в своем труде. Это с одной стороны. А с другой, ошибку в определении года деятельности Первой Комиссии о. Металовым подтверждает и факт противоречия, допущенный почтенным историком церковного пения в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

63об.). «Тмъ же убо и мы, толикъ имуще облежащь насъ облакъ свидтелей, гордость всяку отложьше и удобь обстоятелный грхъ, терпниемъ да течемъ на предълежащий намъ подвигъ, взирающе на начальника вры и совершителя, Иисуса, Иже, вместо предлежащия Ему радости, претерп крестъ, о срамот не радивъ , одесную же престола Божия сде» (Апостол 1655, л. 287). « Тмъ же убо да исходимъ к Нему вн стана, поношение Его носяще; не имамы бо зд пребывающаго града, но грядущаго взыскуем » (Апостол 1655, л. 289об.). «Паки писано есть: „ Терпньем да течем на предлежащий нам образ, взырающе на начальника вр и совершителя, Иисуса, Иже, вместо предлежащия Ему радости, претерпе крестъ, и о срамоте не раде “ (ср.: Евр. 12:1–2 ). „ Тем же убо да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще; не имамы бо зле пребывающаго града. но грядущаго взяскуем “ ( Евр. 13:13–14 )». К=Фркт + Ц 2, л. 178 Библейские цитаты и сюжеты, точный источник которых невозможно установить однозначно Источник Тексты библейских источников Характер меж-текстовой связи «Любите врагы ваша» (Библия 1581, л. 3 об.). «...обаче любите врагы вашя» (Библия 1581, л. 30 об.). «Любите враги ваша» (Евангелие 1657, л. 43). «Любите враги вашя» (Евангелие 1657, л. 433). «Любите враги ваша» 5, л. 26 «Просите, и дастся вам; ищте, и обрящете; толцте, и отверзется вамъ; всякъ бо просяи приемлет, ищаи обртаетъ, и толкущему отверзется» (Библия 1581, л. 4об.). «Просите, и дастъся вамъ; ищате, и обрящете; тлъцте, и отврьзется вамъ; всякъ бо просяи приемлетъ, и ищаи обртаетъ, и тлъкущему отврьзется» (Библия 1581, л. 34об.). «Просите, и дастъся вамъ; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам; всякъ бо просяи приемлет, и ищаи обртаетъ, и толкущему//отверзется» (Евангелие 1657, л. 53). «Просите, и дастся вамъ; ищите, и обрящете; толцыте,//и отверзется вамъ; всяк бо просяи приемлетъ, и ищаи обртаетъ, и толкущему отверзется» (Евангелие 1657, л. 485–486). 14, л. 47 «Лиси язвины имутъ, и птиця небесныя гнзда; Сынъ же человчьский не имать, гд главы подклонити» (Библия 1581, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

«И воздвигоша гонение велие на Павла и Варнаву, и изгнаша ихъ от предлъ своих. Она же, оттрясше прахъ от ногъ своихъ на нихъ, приидоша во Иконию». Ц (через Наставление) 10, л. 74 «Рече Павелъ къ Варнав: „Възвращьшеся, подобаетъ постити братию нашу въ всхъ градхъ, в нихже проповдахомъ слово Господне, како пребываютъ“» (Библия 1581, л. 9). «По дънех же нкыхъ рече Павелъ к Варнав: „Возвращшеся, постив братию нашу по всх градох, в нихже възвстхом слово Божие, како сутъ“» ( Василий Великий 1594, л. 134об.). «По нких же днехъ рече Павель к Варнав: ,,Возвращшеся, подобаетъ постити братию нашю по всхъ градхъ, в нихъже проповдахомъ слово Господне, како пребываютъ“» (Апостол 1655, л. 49об.). «Рече Павелъ к Варнав: „Возвращьшеся, постив братию нашу по всх градох, в нихже возвстхом слово Божие, како суть“». 14, л. 45 «Видвше же господие еа, яко изыде надежда дланиа ихъ, поемше Павла и Силу, привлекоша на торгъ къ князем, и, ведше их къ воеводамъ, рша: „Сии человцы възмущаютъ нашъ градъ, Иудее суще, и завщавают обычая, яже не достоитъ намъ приимати, ни творити, Римляномъ сущем“. И снидеся народъ на нихъ; и воеводы, растерзавше имъ ризы, веляху палицами бити ихъ; многы же давше им раны, въсадиша въ темницу» (Библия 1581, л. 9об.). «Видвше же господие еа, яко изыде надежда дланиа ихъ, поемше Павла и Силу, привлекоша на торгъ ко княземъ, и, ведше ихъ к воеводамъ рша: „Сии человцы възмущаютъ градъ нашъ, Иудее суще, и завщаваютъ обычаи, яже не достоитъ намъ приимати, ни творити. Римляномъ сущым“. И снидеся народъ на нихъ; и воеводы, растерзавше имъ ризы, веляху палицами бити ихъ; многи же давше имъ раны, всадиша в темницу» (Апостол 1655, л. 51). «Видвше же господие ея, яко//изыде надежда длания ихъ, поемше Павла и Силу, привлекоша на торгь ко княземъ, и, ведше их к воеводамъ, рша: „Сии человцы возмущаютъ нашъ градъ, Июдее суще, и завщаваютъ обычая, яже не достоитъ намъ приимати, ни творити, Римляномъ сущемъ“. И снидеся народ на них; и воеводы, растерзавше им ризы, веляху палицами ихъ бити, многи же давше имъ раны, всадиша в темницу» (Наставление, л. 328об.–329).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

«И, убояшася, слышавше, яко Римлянина еста, и. пришедше, умолиша ихъ, и, изведше, моляху изыти из града. И, изъшедше ис темницы, приидоша къ Лидии и, видвше братию, утшиша ихъ, и изыдоша» (Библия 1581, л. 10). «И, убояшася, слышавше, яко Римлянина еста, и, пришедше, умолиша ихъ, и, изведше, моляху изыти из града. И, изшедша же из темницы, приидоста к Лидии и, видвша братию, утшиста ихъ, и изыдоста» (Апостол 1655, л. 52). «И, убояшася, слышавше, яко Римлянина еста, и, пришедше, умолиша их, изведше, моляху изъити из града. И, изшедше ис темницы, приидоша к Лидии и, ви//двше братию, утша ихъ, и изыдоша» (Наставление, л. 329–329об.). «И, убояшася, слышавше, яко Римлянина еста, и, пришедше, умолиша ихъ, изведше, моляху изыти из града. И, изшедше ис темницы, приидоша к Лидии и, видвше братию, утшиша ихъ, и изыдоша». Ц (через Наставление или прямая (из Библии)) 10, л. 74 «И яко же снидоста от Македониа Сила же и Тимофей, тужаше духомъ Павелъ, свдтельствуя Иудеомъ Христа Исуса. Противящим же ся имъ и хулящим, оттрясъ ризы своя, рече к нимъ: „Кровь ваша на главахъ вашихъ; чистъ аз; отнын въ языки иду“» (Библия 1581, л. 10об.). «И яко же снидоста от Македонии Сила же и Тимофей, стужаше духомъ Павель, свидтелствуя Июдеомъ Христа Иисуса. Противящым же ся имъ и хулящымь, оттрясъ ризы своя, рече к нимъ: „Кровь вашя на главахъ вашихъ; чистъ аз; отнын во языки иду“» (Апостол 1655, л. 55). «Яко же снидошя от Македониа Сила и Тимофей, тужаше духомъ Павелъ, засв//дтелствуа Иудеом Христа Исуса. Противящем же ся имъ и хулящемъ, оттрясъ ризы, рече к нимъ: „Кровь вашя на главахъ вашыхъ; чистъ азъ; отнын въ языкы иду“»; то же: «Яко же снидошя от Македониа Сила же и Тимофей, тужаше духомъ Павель, засв//дтелствуа Иудеомъ Христа Исуса. Съпротивящым же ся имъ и хулящем, оттрясъ ризы, рече к ним: „Кровь вашя на главахъ вашихъ; чистъ азъ; отнын въ языки иду“» ( Василий Великий 1594, л. 129–129об.; 143). «И яко же снидоста от Македония Сила же и Тимофей, тужаше духом Павел, свидтелствуя Июдеом Христа Иисуса. Противящим же ся им и хулящим, оттряс ризы своя,//рече к ним: „Кровь ваша на главах ваших; чистъ азъ; отнын иду во языки“ и прочая» (Наставление, л. 329об.–330).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1) Ин. 7:18 : Библия 1581 «Глаголяй о себ, славы своеа ищетъ; а ищай славы Пославшего Его, Сей истинен есть и нсть неправды в Немъ» (л. 48). «Нравственные правила» «Иже о себ глаголяй славу свою ищет; ищай же славы Пославшаго Его, Сй истинен есть, и неправды // в Нем нсть » (л. 137об.–138). 14 «О себ глаголяй славу свою ищет; ищай же славы Пославшаго, Сей истинен есть, и неправды в Нем нсть » (л. 44). «Рече Павелъ къ Варнав: „Възвращьшеся подобаеть постити братию нашу въ всхъ градехъ, в нихже проповдахомъ слово Господне како пребываютъ“» (л 9). Апостол 1655 «По нких же днехъ, рече Павелъ к Варнаве: „Возвращшеся, подобаетъ постити братию нашю по всхъ градхъ, в нихъже проповдахомъ слово Господне, како пребываютъ“» (л. 49 об.). «Нравственные правила» «По дънех же нкыхъ рече Павелъ к Варнав: „Возвращшеся, постив братию нашу по всх градох, в нихже възвстихом слово Божие , како суть “» (л. 134об.). 14 «Рече Павелъ к Варнав: „Возвращьшеся, постив братию нашу по всх градох, в нихже возвстихом слово Божие , како суть “» (л. 45). «Нсмы бо якоже мнозии нечисто проповдующе слово Божие но яко от чистоты но яко же от Бога, прямо Богу о Христ глаголемъ» (л 39об.). «Нравственные правила» «Нсмы бо якоже нции кормчествующие слово Божие но от чистоты, яко от Бога, пред Богом о Христ глаголемъ» (л 138). 14 «Нсмы бо якоже кормчествующе слово Божие но от чистоты, яко от Бога, пред Богомъ о Христ глаголемъ» (л 44). «Утшение бо наше не от прелести, ни от нечистоты, ни лестию; но, яко же искусихомся от Бога, врни быти, прияти благовствование, тако глаголемъ, не аки человкомъ угажающе, но Богу, искусившему сердца наша» (л. 51об.). Апостол 1655 «Утшение бо и привть нашъ не от прелести, ни от нечистоты, ни лестию; но, яко же искусихомся от Бога, врни быти, прияти благовствование, тако глаголемъ, не аки человкомъ угажающе, но Богу, искусившему сердца наша» (л. 235). «Нравственные правила» «Утешение бо наше не от прелести, ни от нечистоты, ниже лестию, но, яко же искусихомся от Бога, врни быти, прияти благовствование, сице глаголемъ, не яко человкомъ угаждающе, но Богу, искушающему сердца нашя» (л. 138).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Русские отступили, но чрезвычайно храбро и стойко отбились от преследовавших их поляков и татар 221 . Не отваживаясь нападать на русский обоз под Белой Церковью , поляки опять пустились разорять украинские села и местечки. Но вслед за тем, в 1655 году, московские русские получили чрезвычайный успех в Литве. Они взяли Минск, Ковно, наконец Вильно. Алексей Михайлович въехал в столицу Ягеллонов и повелел наименовать себя великим князем литовским. Города сдавались за городами, большей частью без всякого сопротивления. Мещане и шляхтичи, сохранившие православие, а еще более угнетенные владычеством панов поселяне, принимали московских людей как освободителей. Успех был бы еще действительнее, если бы московские люди вели войну с большим воздержанием и не делали бесчинств и насилий над жителями. В то время, когда уже вся Литва была в руках Московского государя, Польшу наводнили шведы. Уже несколько лет Хмельницкий сносился со шведами и побуждал их к союзу против поляков. В 1652 году, вместе с Хмельницким, действовал с этой же целью изменник польский подканцлер Радзиевский; но пока царствовала королева Христина, предпочитавшая классическую литературу и словесность военной славе, трудно было впутать шведов в войну. В 1654 году она отреклась от престола: племянник и преемник ее Карл Х объявил Польше войну за присвоение польским королем титула шведского короля. Летом 1655 года он вступил в Польшу. Познань, а потом Варшава – сдались без боя. Краков, защищаемый Чарнецким, держался до 7 октября и все-таки сдался. Король Ян-Казимир убежал в Силезию. В это время Хмельницкий с Бутурлиным двинулись в Че-рвоную Русь, разбили польское войско под Гродеком, осадили Львов; но этот город, несмотря ни на какие убеждения, не хотел нарушить верности Яну-Казимиру и присягнуть Алексею Михайловичу. Между казацкими вождями и московскими боярами тогда уже происходили недоразумения. Хмельницкий ни за что не дозволял брать штурмом Львов. «Господин посол, – сказал Хмельницкий, поговоривши с казацкой старшиной, – садитесь и слушайте; я вам скажу побасенку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Осада Смоленска в присутствие царя Алексея Михайловича, проживавшего в Вязьме по случаю моровой язвы в Москве и часто наведывавшегося туда, и взятие оного казаками; торжественный въезд царя в него и благодарность малороссийскому войску особенной грамотой от 16-го сентября, 1655 г., по коей все участвовавшие во взятии Смоленска, от высшего до низшего старшины, с их потомством пожалованы в Российские дворяне. Поход наказного гетмана от Смоленска в Белоруссию и Литву, взятие приступом Гомеля и Нового Быхова. Отсюда он двинулся к князю Хованскому, с которым, соединившись, отправился против князя Радзивилла, шедшего с многочисленной армией против них, которого они разбили наголову при реке Березне. После Березинского сражения казаки пошли срединой Литвы, а великороссияне пограничной чертой, меж Ливонией и Куронией. Покорение ими всей Белоруссии и большой части Литвы, и снова соединение под Вильной, которую осадили и обратили в пепел за сильное сопротивление граждан. Торжество в Москве по случаю покорения Белоруссии и принятие царем титула «Царя и самодержца Великой Малой и Белой России» или «Царя Всероссийского»; благодарность Алексея Михайловича к гетману, Золотаренко и Хованскому и приказ последним зимовать в средине Белоруссии. Смерть наказного гетмана, убитого, при проходе через старый Быхов с одной колокольни органистом, подговоренным католическим духовенством; препровождение тела его на родину, в Корсунь, отпевание в церкви и сожжение ее с мертвецом от громового удара. Мнение поляков о Золотаренко. Склонение поляками нового хана крымского к войне против русских и разбитие им, в октябре 1655 года, при реке Самаре наказного гетмана Якова Томила, потом нападение, в Уманьщине, на другой казацкий корпус под началом Богуна, Зеленского и Дженжелия, успевшего, однако, отразить его и пробиться к Белой Церкви, куда, из-под Заславля отправился и сам гетман, но был атакован татарами при Дрожи-поле. Неприятель, зная ослабление армии гетманской отправлением чистых отрядов в разные стороны, считала его погибшим, но тот искусно пробился сквозь него и благополучно прибыл в Белоцерковщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Изучение византийских чинопоследований хиротоний показывает, что эти тексты представляют собой один из наиболее устойчивых блоков византийского Евхология. Именно чинопоследование (например, чинопоследование Крещения) или же группа родственных чинопоследований (например, чинопоследования хиротоний) является структурной единицей (блоком) Евхология (например, формуляры литургий, молитвы суточного круга, чинопоследования Крещения, хиротоний, Брака). В свою очередь, молитва или же уставная рубрика являются структурной единицей чинопоследования, но не Евхология. Отсутствие древних свитков, содержащих авторитетные тексты чинопоследований хиротоний, приводят к необходимости использовать кодексы, то есть Евхологии, в состав которых входят эти формуляры. Блок хиротоний, входящий в византийские Евхологии, известен в двух редакциях – краткой и пространной, связанных с константинопольской литургической традицией доиконоборческого и послеиконоборческого периодов соответственно. Краткая редакция содержит чинопоследования хиротоний (χειροτονα) епископа, священника, диакона, диакониссы, иподиакона 601 , а также поставлений (προχερεσις) чтеца (певца) и игумена. Она сохранилась в древнейшем Евхологии Vatican. Barberini gr. 336, VIII век, и впервые была опубликована Иоанном Морином еще в 1655 году в Париже 602 . Пространная редакция содержит те же самые элементы, что и краткая редакция, а также два дополнительных элемента: 1) описание рукоположения архидиакона во священника, находящееся между чинопоследованиями хиротоний священника и диакона; 2) рубрики и молитву поставления свещеносца (депотата), находящиеся между чинопоследованиями поставления чтеца (певца) и игумена. Эта редакция сохранилась во многих списках, наиболее известными из которых являются константинопольский Евхологий 1027 года Paris Coisl. 213 и Евхологий XIII века Grottaferrata Γ. β. I, содержащий более архаичный текст. Пространная редакция чинопоследований хиротоний также была впервые опубликована в Париже в 1655 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В документах Пушкарского приказа 13 мая 1655 г. была «делана запись о надбавке к «денежному и хлебному» окладу колокольному мастеру А. Григорьеву 140 . В помощь ему были даны новые ученики. Большое колокольное дело стало испытанием и для них. Быстро раскрывались таланты мастеров. Так, если в 1637 г. на Пушечном дворе было всего два «колокольных литца» 141 , то отливка «Большого успенского» колокола выявила многих даровитых литейщиков, таких, как Петр Степанов, Харитон Иванов, Федор Дмитриев, – все они вскоре сами стали известными мастерами. В этом факте отразились и талант учителя, и свидетельство его высоких человеческих качеств. А. Григорьев следовал первой заповеди наставника – учить тому, что умеет сам, «безо всяких хитростей», ничего не скрывая. И если в литературе о ремесле довольно часто упоминается о том, что мастера выступали против желания своих учеников работать самостоятельно 142 , то у колокольного мастера А. Григорьева нам неизвестно ни одного подобного случая. В работах по отливке «Большого успенского» колокола были заняты одновременно сотни людей, использовались тысячи пудов дорогостоящих металлов – меди и олова, горы гжельской глины «для делания огнестойких печей», строевой дубовый лес для подъемных снастей – все это и многое другое должен был охватить умом мастер, предусмотреть, рассчитать. Сам он не только направлял к единой цели усилия мастеров разных специальностей (крестьян, занимавшихся подвозом материалов, стрельцов, выполнявших самые трудоемкие работы), но и непосредственно участвовал в деле – создавал с учениками «колокольный образец», т. е. собственно литейную форму, вырезал надписи и изображения на колоколе. Колокола, подобные «Большому успенскому», не отливали тогда нигде в мире. Может быть, поэтому, пораженный происходящим в Московском кремле, Павел Адеппский воскликнул: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной, единственной в мире, не было и не будет: она превосходит силы человеческие» 143 . Записки Павла Алеппского, материалы к истории «Большого успенского» колокола, собранные исследователем начала XIX в. И. X. Гамелем, записки к истории литья «Царя-колокола», хранящиеся в библиотеке им. В. И. Ленина, позволяют довольно подробно представить ход работ в кремле в 1655 г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010