Архитектурный комплекс Каменное строительство в монастыре началось в 1520-х годах. В 1521 году вместо деревянного храма построен и в июне 1523 года Тверским еп. Акакием освящен пятиглавый каменный Троицкий собор на средства дмитровского купца М. Г. Воронкова. В него были перенесены и положены в каменную гробницу мощи основателя . В 1525-1530 годах была построена трапезная (не сохр.) - самая ранняя из подобного вида гражданских построек в тверском зодчестве. Основу здания с высоким квадратным подклетом составлял большой квадратный зал, своды которого поддерживал свод в центре. К 1530 году на средства дмитровского кн. Юрия Ивановича на верхнем этаже трапезной была устроена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1610 году монастырь был разорен, с 1633 года по приказу царя Михаила Феодоровича отстраивался. На территории монастыря сложился уникальный архитектурный ансамбль. Руководство работами осуществляли московские зодчие отец и сын М. И. и И. М. Шарутины, имена которых были запечатлены в тексте закладных досок на главной воротной башне, также в них участвовал местный мастер А. Мокеев, впоследствии крупнейший русский зодчий. В 1636 году между собором и трапезной возвели колокольню, ставшую вертикальной доминантой комплекса. В 1641 году были сооружены два двухэтажных корпуса - настоятельские покои и братские кельи. Троицкий собор, пострадавший во время польско-литовского разорения, после пребывания в монастыре царя Алексея Михайловича был восстановлен и перестроен в 1634-1655 годах. Кроме царских вкладов средства на строительство выделил старец Леонид (Высоцкий) . К собору были пристроены сев. придел и закрытая галерея-паперть, опоясавшая храм с запада, севера и юга. В пятиглавом соборе имелись два престола: теплый южный в честь Нерукотворного образа Спасителя (перестроен в 1866; иконостас 1762 года; новый - 1812 года) и северный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (перестроен в 1870; иконостас 1770 года). В 1654 году собор был расписан артелью " кормовых государевых живописцев " во главе с Симеоном Авраамовым.

http://drevo-info.ru/articles/13680072.h...

Последний значительный ремонт сооружения относится к 50-60-м гг. XIX в. Приходо-расходные книги 1861-1862 гг. зафиксировали окончание работ: для церкви закупались стекла, а в настоятельских кельях благоустраивался интерьер (РГАДА. Ф. 1194. Оп. 1. Д. 130. Л. 66, 68, 184, 443; ГАНО. Ф. 520. Оп. 1. Д. 12. Л. 30). По-видимому, в 50-х гг. XIX в. были растесаны окна с лучковым завершением на 1-м этаже бывш. трапезной палаты и настоятельских келий. Сев. стену здания облицевали кирпичом, и она утратила первоначальный декор. Последняя перестройка, повлиявшая на облик здания, относится к нач. XX в. На фотографиях этого времени и 30-х гг. XX в. церковь уже не имеет восьмерикового завершения. Ее четверик перекрыт 4-гранной кровлей с изломом, над которой возвышается маленькая главка ( Дмитриев. 1958. С. 32). Постепенное разрушение здания началось после упразднения обители: была разобрана зап. часть настоятельского корпуса. В 1964 г. рухнул свод трапезной палаты, а в 80-х гг. XX в.- зап. часть здания. Руины памятника обмерены, исследованы, выполнен проект реставрации (автор - Кузьмина), ведутся восстановительно-реставрационные работы. Надвратная колокольня на вост. линии монастырской застройки, объединенная с братскими кельями, возведена в 1804-1805 гг. Для ее строительства в 1804 г. власти обители закупили в Сольцах известь, а у казны - 150 пудов железа на связи (ОПИ НГОМЗ. КП. 12087. Л. 330; РГАДА. Ф. 1194. Оп. 1. Д. 128. Л. 77 об., 80). На новую колокольню были перенесены колокола из разобранной тогда же колокольни XVI в., примыкавшей к Троицкому собору. Два колокола были отлиты в 1531 г., др. 2 - в XVII в. (один - в 1647 мастером Клейманом в Любеке, второй - в России в 1654) (РГАДА. Ф. 1194. Оп. 1. Д. 111. Л. 58). До начала реставрационных работ колокольня находилась в аварийном состоянии, т. к. в 30-х гг. XX в. был разобран верхний (3-й) ярус. Первый ярус, крещатый в плане, в центре имеет сквозной проем, перекрытый коробовым сводом. Фасады этого яруса завершались 3-угольными фронтонами, к 2014 г. утраченными (сохр. их следы на 2-м ярусе). Второй ярус представляет собой четверик, прорезанный 4 арочными проемами для подвески колоколов, 3-й ярус - небольшой четверик со скошенными углами и большими проемами - завершался граненым куполом и небольшой главкой. Фасады колокольни декорированы дощатым рустом, нишами, к-рые предназначались для живописи, и выложенными из кирпича фигурными панно с гуттами. Раннеклассический декор здания архаичен для нач. XIX в. Оформление фасадов характеризует манеру губ. архит. В. С. Поливанова, который в нач. XIX в. исполнял должность губ. землемера.

http://pravenc.ru/text/1841457.html

1642): оба завершались рядами из 15 серафимов и херувимов. Уже тогда заменили часть праздничных икон письма Дионисия. Трехъярусный иконостас Дионисия в соборе ранее 1654 г. был дополнен ярусом праотцев. В описи 1687 г. указывается, что при настоятеле (1654-1679) игум. Иосифе (Андреяновском) колокольня церкви была перестроена в книгохранилище, до этого помещавшееся над Успенской ц., перестроен алтарь Павловской ц., деревянная паперть заменена каменной. Б-ка включала 296 книг, из них 139 рукописных. После 1701 г. на место б-ки был перенесен престол прп. Сергия, а книги возвращены в помещение над Успенской ц. По описи 1687 г., в 5-ярусном иконостасе собора было 117 икон, из них местных 8, украшенных серебряной позолоченной басмой, всего в храме было написано 245 икон, многие из к-рых имели привесы. В запрестольный образ «Одигитрия» были вложены часть древа Креста Господня и частицы мощей святых. В алтаре Сергиевского придела пребывал выносной крест с резанными из кости фигурками святых (подобный «Киликиевскому» кресту из Прилуцкого мон-ря). В XVII в. сооружена и «четвероугольная рубленая» ограда, а от р. Нурмы роль ограды играли каменные погреба, поварни и деревянные амбары. Во 2-й пол. XVII в. к западу от трапезной был выстроен 2-этажный корпус «казенных келий» (частично сохр.). Он стоял на одной линии с зап. пряслом каменной ограды, немного севернее 3-пролетных св. ворот. Фасады здания разделены широкими лопатками. Над межэтажной тягой помещен пояс ширинок с круглыми вставками, а вверху - многообломный карниз с раскреповками. Оконные проемы растесаны, однако на 2-м этаже сохранились килевидные завершения наличников. К кон. XVII в. П. О. м. вновь стал одним из наиболее благоустроенных в Вологодской епархии. На 1676 г. в нем числилось 59 насельников, 138 слуг, мастеровых (плотников, токарей, кузнецов, чеботарей, портных) и сирот («монастырских детенышей»). Обители принадлежали 9 сел (Никольское на Пенье близ Грязовца, 8 - в Пошехонье: Покровское (Костромского у.), Фроловское (Вологодского у.), Инжевор, Зиновьево, Каргач, Крутое (Пошехонского у.), Скалино, Богданово (Ярославского у.); все, кроме с.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

В 1654 г. владимирские посадские люди В. А. Хмылов и С. И. Пузов построили каменную 3-ярусную шатровую колокольню к юго-западу от собора. В 1763 г. на ней было 13 колоколов, в 1800 г.- 11, в 1814 г. и позже - 8 колоколов. На средства Хмылова и Пузова также были сооружены каменные кельи. До сер. XVII в. келейные корпуса и хозяйственные службы В. Р. м. были деревянными. В 1659 г. были сооружены сев. служительские (экономические, или казенные) каменные кельи, в 1681 и 1689 гг. на средства архим. Викентия - юж. каменные братские и больничные корпуса, вост. келейный корпус, часть к-рого в 1750-1789 гг. и после 1800 г. занимали Владимирская ДС и консистория (к 2004 сохр. в перестроенном виде). Ограда мон-ря до 1700 г. была деревянной. В древности, когда существовали крепостные валы и рубленые стены на валах, ограда мон-ря с юж. и вост. сторон находилась ниже валов, внутри насыпи; в 1719 г. ограда внутри насыпи сгорела и была поставлена новая на валах. В 1700-1701 гг. часть ограды с сев. и зап. сторон была отстроена в камне. Каменные сев. св. врата, очевидно построенные в 1607 г. вместе с надвратной Александро-Невской ц., были расписаны сценами Страшного Суда, на выступах изображены владимирские чудотворцы и вмч. Димитрий Солунский (вкладная книга упоминает о росписи св. врат в 1637 и «в прежних годах»; к 2004 росписи забелены). Фрески имели, по мнению Тихонравова, сходство с росписями собора владимирского Княгинина мон-ря и работами прп. Андрея Рублёва в Успенском соборе. Вост. ворота мон-ря были заложены после выноса мощей св. Александра Невского. Каменная арка этих ворот также была украшена росписью: изображением Богородицы «Знамение» с предстоящими справа Киевским митр. св. Максимом , св. князьями Андреем Юрьевичем и Глебом Андреевичем, слева - св. Александром Невским, вел. кн. Георгием Всеволодовичем и мч. Авраамием Болгарским. К 1763 г. вся ограда была каменной, с 4 воротами и 4 угловыми башнями. «Восточные ворота Рождествена монастыря». Литография К. Эргота. 1880 г. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/154981.html

Пр. Сен. в решен. 1867 г., N 411), и в ст. 1104 и 1111 Уст. Гр. Суд., на основании которых в опись имения для продажи его с публичного торга должны быть внесены вообще сведения, объясняющие положение имения, как-то «заключенные по оному договоры», а представление к описи всех актов, определяющих право на оное его владельца, вменяется в обязанность должнику, и наконец в ст. 684 и 693 т. Х ч. I, предоставляющих всякому искать вознаграждения за ущерб и убыток, причиненный деянием другого. По поводу продажи недвижимых имуществ с публичного торга возникают нередко вопросы о том, какие взыскания, лежащие на имении, должны считаться вошедшими в оценочную сумму, следовательно подлежащими вычету из нее и не переходящими на покупщика? Подобный вопрос возник по д. Ржавского: имение продавалось за частые долги, с согласия Сохр. Казны, в коей было заложено, но вырученные деньги обращены исключительно на частые взыскания, а долг Сохр. Казны предполагался обращенным на покупщика, тогда как покупщик считал его погашенным из покупной суммы. Решено, по соображению ст. 1251 Уст. Кред. (изд. 1857 г.), 2043, 2044, 2089, 2119 и 3120 2 ч. Х т. (изд. 1857 г.), что долг Сохр. Казны, уплачиваемый из суммы, вырученной из продажи имения, тогда только может почитаться не вошедшим в оценочную сумму имения, когда он был показан в торговом листе подлежащим платежу независимо от взноса покупной цены имения, и только в том случае может считаться переведенным на покупщика, когда последний изъявил, формальным образом, свое на то согласие. Между тем в торговом листе не было обозначено, что долг Сохранной Казне не включается в оценочную сумму имения, а было прямо выражено, что из вырученной от продажи суммы 173 р. 6 к. следует отослать в Сохранную Казну для приведения долга этой Казны в порядок, а остальные затем 789 р. 39 к. долга Казне должны быть переведены на покупщика; на сем основ. купленное имение признано свободным от долга (1 Общ. Собр. Сен. реш. 24 марта 1872 г.). 2. Мена § 45. Значение мены и отличие от купли.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Описывая пелагианство как ранее уже неоднократно осужденную ересь, М. М. рассчитывал убедить светские и церковные власти Вост. Римской империи в недопустимости оказания к.-л. покровительства пелагианам. Помимо сочинений блж. Августина М. М. опирался на ряд документов, с к-рыми он имел возможность ознакомиться в Риме в кон. 10-х гг. V в. Проведенный Шварцем анализ показал, что М. М. знал и использовал следующие основные источники (приводятся в хронологическом порядке): 1) деяния Карфагенского Собора 411 г., осудившего Целестия; 2) письма еп. Римского Иннокентия I (401-417), в к-рых поддерживалось осуждение пелагиан Карфагенскими Соборами 411 и 416 гг.; 3) письмо св. Аттика , еп. К-польского, не принявшего Целестия в церковное общение в 417 г.; 4) протокол заседания рим. духовенства, проведенного летом 417 г. под председательством еп. Римского Зосимы, на к-ром были выслушаны объяснения Целестия и его осуждение Карфагенскими Соборами было признано поспешным и несправедливым; 5) некое письмо еп. Зосимы африкан. епископам, в к-ром он объяснял принятое на заседании решение (не сохр.); 6) послание еп. Зосимы «Tractoria», в к-ром он объявил о пересмотре предшествующего решения и о полном осуждении еретических мнений Пелагия и Целестия (см.: Schwartz. 1924-1925. P. X-XI). М. М. были известны также сочинения Пелагия: «Толкование на послание к Римлянам» (CPL, N 728), некая проповедь (не сохр.) и письмо, адресованное вдове Ливании (CPL, N 754; сохр. только несколько отрывков). Богословские мнения Целестия М. М. излагал преимущественно с опорой на постановления Карфагенских Соборов и епископов Римских; приводя цитаты из сочинений Пелагия, он с их помощью демонстрировал, что учения Пелагия и Целестия совпадают и, следов., одинаково подпадают под церковное осуждение. 2. «Предостережение против ереси Пелагия и Целестия, а также сочинений Юлиана» (Commonitorium adversum haeresim Pelagii (по CPL); Liber subnotationum in verba Juliani (по PL); Commonitorium lectori adversum haeresim Pelagii et Caelestii vel etiam scripta Iuliani a Mario Mercatore servo Christi (по ACO); CPL, N 780; текст: PL.

http://pravenc.ru/text/2562028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУРА-ЕВРОПОС Дура-Европос [греч. ορα Ερωπος], древний город на берегу р. Евфрат, у одной из главных дорог, связывавших Дамаск с Месопотамией; в наст. время - городище близ дер. Эс-Салихия (Вост. Сирия); музей под открытым небом. Совр. название условно и образовано из слияния арам. duru - стена, крепость (название бытовало среди местного населения) и македон. топонима Europos (офиц. название в греко-рим. документах). История Крепостная стена Дура-Европос Крепостная стена Дура-Европос Первоначально на месте Д.-Е. располагалась древнеассир. крепость. В 300-280 гг. до Р. Х. Селевк I Никатор основал там колонию македон. воинов, охранявших переправы через Евфрат на пути из 2 столиц гос-ва Селевкидов - Антиохии-на-Оронте и Селевкии-на-Тигре. Приблизительно после 113 г. до Р. Х. в составе Месопотамии Д.-Е. перешел под власть Парфии, став важным форпостом в Сирии. Население города к I в. до Р. Х. было по преимуществу арамейским. В 116 г. Д.-Е. был оккупирован войсками рим. имп. Траяна, позже возвращен имп. Адрианом парфянам, в 165 г., во время парфянского похода имп. Луция Вера, завоеван римлянами и включен в состав рим. пров. Сирия, в 211 г. получил статус колонии. С рим. завоеванием Д.-Е. стал одним из форпостов в войнах с Парфией, его гарнизон был увеличен за счет войск, базировавшихся в Сев. Европе, было начато строительство оборонительных сооружений. С падением Парфии и усилением гос-ва Сасанидов город неоднократно переходил из рук в руки. В 256 или 257 г. крепость была разрушена войсками сасанидского царя Шапура I (сохр. следы разрушений, останки воинов, погибших в подстенных подкопах). В 260-273 гг. Д.-Е. входил в состав гос-ва Пальмира, позже стал местом поселений христ. отшельников, постепенно был поглощен пустыней. В эпоху правления Селевкидов (возможно, раньше) город был окружен зубчатой стеной со сторожевыми башнями (сохр. остатки 26), разделен улицами на квадраты по античной Гипподамовой системе (судя по следам неоконченных строительных работ, первоначальный план не был осуществлен; основной план сохр. структуру эллинистического города). От главных Пальмирских ворот (17-16 гг. до Р. Х.) начиналась широкая улица, на к-рой находилась агора; по оси этой улицы в юго-вост. части города располагалась старая цитадель, основанная греками как стратегион (резиденция стратега), на северо-востоке - новая цитадель (времени Селевкидов, II в. до Р. Х.; перестроена и достроена в парфянский период), у сев. оконечности города, у приречной стены,- резиденция начальника рим. гарнизона (после 227).

http://pravenc.ru/text/180593.html

(Lond. Brit. Lib. Cotton. Julius. D VI). От составленного также на латыни жизнеописания Стефана Лангтона , архиеп. Кентерберийского (1207-1228), сохранились лишь фрагменты (см.: Bolton. 2004). На англо-нормандском диалекте старофранцузского языка М. П. написал стихотворные Жития кор. Эдуарда Исповедника (основано на лат. Житии авторства Элреда из Риво (BHL, 2423); посвящено кор. Элеоноре Прованской; сохр. в иллюстрированной рукописи сер. XIII в. Cantabr. Univ. Lib. Ee III 59, написанной не в Сент-Олбансе, а в Вестминстерском аббатстве; авторство М. П. признают не все исследователи), св. Альбана (сохр. в богато иллюстрированной рукописи-автографе М. П.- Dublin. Trinity College Library. 177) и католич. св. Фомы Бекета (сохр. неск. фрагментов: Fragments d " une vie de St. Thomas de Cantorbéry. 1885; см. также: Morgan. 1988). Кроме того, возможно, сам М. П. в конце жизни сделал стихотворный перевод на старофранц. язык написанного им Жития св. Эдмунда (Vie de St. Edmond. 1929). О широком круге интересов М. П. свидетельствует составленный им иллюстрированный сборник сочинений, посвященных предсказанию судьбы («Liber Experimentarius» Бернарда Шартрского и др.; рукопись Bodl. Ashmole. 304; среди иллюстраций особый интерес представляют портреты древнегреч. авторов: Сократа, Платона, Евклида, Пифагора). М. П. приписывают некоторые рисунки в сборнике исторических и географических трактатов, составленном его другом, монахом Сент-Олбанса Иоанном Уоллингфордским (Lond. Brit. Lib. Cotton. Julius. D VII). М. П. сочинял стихи на латыни; он составил и частично переписал сборник произведений латиноязычного поэта Генриха Авраншского († не ранее 1260; см.: Vaughan. 1958. P. 258-260; Townsend, Rigg. 1987). Для взглядов М. П. как историка были характерны пессимистическая оценка современного ему общества, эсхатологические ожидания (особенно в ранний период, когда он, по-видимому, ожидал конца света в 1250), критическое отношение к королевской власти, папству, новым нищенствующим орденам, в которых он видел угрозу традиционному бенедиктинскому монашеству, английский патриотизм и уничижительные оценки других народов, особенно французов.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

С сер. XIX в. монастырские угодья постепенно расширялись за счет пожертвований (1844, 1861) и покупки (1845) земли. Ко 2-й пол. XIX в. земельные угодья мон-ря составляли: в 1874 г.- 174 дес., в 1900 г.- 170 дес. (106 дес. лугов и 64 дес. леса). В собственность З. м. с 1844 до 1915 г. были отмежеваны 101 дес. 70 кв. саж. (пожни Лукище и Теребитово), 148 дес. 445 кв. саж. в Котовицкой даче и 49 дес. в Никольской вол. по духовному завещанию купеческой вдовы М. А. Денисовой. Всего земельные владения к 1915 г. составили 307 дес. 1709 кв. саж., из них 8 дес. 694 кв. саж. были под монастырскими постройками, садом, кладбищем и огородами. 94 дес. 646 кв. саж. в дер. Мостищи Новгородского у. относились к приписной Лазаревской ц. Огороды обрабатывались сестрами, покосы сдавались в аренду. З. м. обладал также значительным капиталом (187 499 400 р.). Его доходы составили в 1867 г. 8851 р., в 1874 г.- 10 351 р. (без окладной суммы - 9946 р., расход в том же году - 9887 р.). В Новгороде мон-рь владел каменной 2-этажной часовней в Никольской слободе (построена ок. 1831, сохр.). На участке, пожертвованном чиновником Михайловым (совр. адрес: Ильина ул., 24), ок. 1840 г. была сооружена обширная усадьба с 3 домами. Квартиры сдавались внаем, и доход от их аренды только в 1858 г. составил 1 тыс. р. (2 каменных дома сохр. и используются под жилье). Деревянный одноэтажный дом по Тихвинской ул. (построен ок. 1860, не сохр.) арендовала купеческая вдова Амосова. 1918-1989 гг. В 1918 г. в общине было ок. 150 сестер. 3 февр. 1919 г. с «коллективами верующих» Лазаревской и Симеоновской церквей был подписан договор, храмы стали приходскими. В 1920 г. отдел юстиции Новгородского губисполкома указал «на недопустимость дальнейшего оставления монашествующих в столь значительном количестве» в З. м., монастырские постройки занял Бологовский караульный батальон. Попытка сестер организовать в З. м. сельскохозяйственную молочную артель не увенчалась успехом. В июне 1922 г. Новгородским губ. революционным трибуналом были осуждены за «укрытие церковных ценностей» 79-летняя игум.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Наиболее ранним христ. автором, к-рый мог соприкоснуться с идеями Н. в изложении Плотина и Порфирия, является Ориген . Он не просто был современником этих философов, но вырос в той интеллектуальной среде александрийского платонизма, которая оказала важное влияние на формирование взглядов Плотина, учившегося в Александрии у платоника Аммония Саккаса в 30-х гг. III в. С хронологической т. зр. знание Оригеном сочинений Плотина и Порфирия маловероятно. Параллели с учением Плотина, обнаруживаемые в нек-рых сочинениях Оригена, могут объясняться опорой на общие платонические источники, однако нельзя полностью исключать ни того, что Оригену были доступны отдельные заметки Плотина, впосл. вошедшие в состав «Эннеад», ни того, что Ориген встречался и общался с самим Плотином или его учениками (так, Порфирий прямо упоминает, что он встречался с Оригеном; см.: Euseb. Hist. eccl. VI 19. 5). Однако в философско-богословском отношении Ориген оставался ближе к среднему платонизму, чем к Н., о чем свидетельствует в т. ч. и приводимый Порфирием список языческих философов, сочинения которых читал Ориген (Ibid. 19. 8; подробнее см.: Crouzel. 1992; Морескини. 2011. С. 173-175). Первые прямые свидетельства внимания христ. богословов к учению неоплатоников связаны с изданием Порфирием соч. «Против христиан». Из сообщений церковных историков известно как минимум о 3 ответных христианских трактатах: 1) «Против Порфирия» (CPG, N 1818; сохр. несколько фрагментов) сщмч. Мефодия ( ок. 311), еп. Олимпийского; 2) «Против Порфирия» (CPG, N 3672; сохр. 2 фрагмента в лат. переводе) Аполлинария († 390), еп. Лаодикии Сирийской, в 30 книгах; 3) «Против Порфирия» (не сохр.; упоминается блж. Иеронимом Стридонским; см.: Hieron. De vir. illustr. 81) Евсевия Кесарийского, в 25 книгах (подробнее о полемике см. в статьях сборника: Die Christen als Bedrohung. 2017; ср.: Erler, Tanaseanu-D ö bler. 2016. Sp. 881-884). Евсевий Кесарийский был знаком со мн. сочинениями неоплатоников; так, в «Церковной истории» он упоминает о Порфирии и его полемике с христианами (см.: Euseb.

http://pravenc.ru/text/2564948.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010