Дунилово. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский храм Дунилова расположен в самом центре села, где ранее была торговая площадь и переправа через реку Тезу. Построен он был купеческим родом Балиных в 20-х годах девятнадцатого века на месте каменной часовни, поставленной в память об избавлении от морового поветрия в 1654 года. В советское время церковь утратила признаки церковной архитектуры. Сохранился кубической формы объем с небольшой трапезной, окна с узкими проемами и наличники, выполненные из фигурного кирпича. В советское время храм использовался как склад зерна. Реставрацию начали в 1996 году. К празднику Крестовоздвиженья 1998 года храм стоял под новым куполом, увенчанным крестом, закончена была внутренняя отделка, начаты работы над иконостасом. С того времени служба в храме совершается каждое воскресенье. Источник: Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 1981 Крестовоздвиженская церковь была приписана к Благовещенскому приходу. Построена в 1821 на месте часовни. В 1860-70 гг была частично перестроена на средства семьи Балиных – с запада пристроена колокольня, храм обнесен каменной оградой с решетками. Церковной реликвией до закрытия храма был чудотворный крест в память избавления от язвы. Церковь находится на торговой площади села. Построена в 1821-1828 гг. на месте часовни 1654 г. в память об " избавлении от мора " ; в 1867 г. была пристроена колокольня, а сам храм в 1870 г. перестроен, в 1871 вокруг него сооружена ограда (не сохр.). Заказчиком всех этих последних работ выступал купец А.Я. Балин. Стены церкви выполнены в лицевой кирпичной кладке, цоколь облицован белым камнем. Пример храма с компактной объемной композицией, архитектура которого характерна для русского стиля. Основной объем - двусветный четверик со срезанными углами, к нему примыкают пониженная до уровня первого яруса пятигранная апсида и трехъярусная шатровая колокольня с высоким звоном. Восьмискатную кровлю завершает небольшая главка на граненом барабане.

http://sobory.ru/article/?object=03151

Москва. Кремль. Церковь Екатерины, что на Царицыных сенях. Екатерининская церковь, что на Царицыных сенях Карта и ближайшие объекты Церковь Екатерины Великомученицы, что на Царицыных сенях, выстроена под храмом Воскресения Словущего. При этом церковь своих глав не имеет, выходя апсидами в западном направлении к крыльцу Ризоположения. Как гласит летопись, в 1536 году на этом месте находилась деревянная церковь, однако в 1626 году при пожаре была уничтожена. Так, в 1627 году архитектурных дел мастер Джон Талер строит вместо сгоревшего храма кирпичную церковь. Но в последствии постройка была изменена, а в 1654 году над Екатерининской церковью надстроили храм преподобномученицы Евдокии. Благодаря деревянным переходам, в XVII веке церковь совмещалась с царскими хоромами Теремного дворца. Во времена правления Софьи здесь обновлен иконостас, а над его возвышением указаны 6 Сивилл с вещими высказываниями об Иисусе Христе. В церкви находилась большая трапезная (не сохр.), в ней государь Алексей Михайлович обосновал 2 придела в честь Ангела-хранителя и память о дне рождении своей матери Евдокии Лукьяновны - святых Евдокии и Онуфрии. После указа царя эту церковь использовали для венчания царевен и княжон. Сюда же, после родов, царицы приходили молиться. При правлении Елизаветы и Екатерины II церковь была украшена различной утварью. Во времена Анны Иоанновны храм восстановили в 1737 году, он пострадал от пожара.  В 1843 году архитектор Д.Н. Чичагов обновил помещения Екатерининской церкви, а по изображениям Ф.Г. Солнцева установлен иконостас. В позапрошлом веке интерьеры храма полностью изменялись, а в 20-х и 60-х годах ХХ века проводилась реставрация. На сегодняшний день свободный вход в церковь закрыт. http://www.apartment.ru/Article/48792908.html Церковь Екатерины находится под церковью «Воскресения Словущего» и соединена с ней узкой каменной лестницей. Ее построил на месте сгоревшей деревянной церкви мастер Джон Талер в 1627 г. Она была домовой церковью цариц и царевен и соединялась деревянными переходами с их хоромами. Церковь Екатерины была переделана в XIX в. и утратила свой древний вид. На восточном фасаде ее при реставрации церкви Ризположения в 1950 г. были открыты древние апсиды XVII в. Обходная галерея с западной и южной сторон связывает ее с церковью Ризположения и Золотой Царицыной палатой.

http://sobory.ru/article/?object=23546

Москва. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:не позже 1710. Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, село Хатминки. Координаты: 55.524156, 37.250848 Проезд:Церковное место находится в поле, слева при въезде в село. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Небольшой однокупольный центрический храм, окруженный открытой галереей, был выстроен на средства князя Б.А. Голицына. Колокольня пристроена в 1805 г., южный Казанский придел в 1889 г. Сломан в сер. ХХ в. Древности. Тр. Комис. по сохр. древних памятников Имп. Моск. археол. о-ва. Т. 4. М., 1912, с. 196, 200-203, л. XV   Существовавшая ранее церковь Сергия Радонежского чудотворца в селе Хатмынках. Хатмынки в 1627 г. – пустошь Московского уезда «царевича Андреевское поместье Кучюмова, а ныне владеет жена его княгиня Орина»; в 1654 г. владели А.Б. Полтев и Д.И. Плещеев. В 1660 г. Хатмынки продано И.В. Семенову, по смерти которого пустошь, названная сельцом, в 1669 г. перешла к его отцу думному дьяку В.Г. Семенову, «как купленная вотчина на собственные его деньги для сына». В 1678 г. в сельце состояли: двор вотчинников, в котором жили деловые люди 17 человек, и 4 двора задворных людей 14 человек, да в сельце Богородском, что была деревня Ширяева, принадлежавшем Семенову, находились: двор вотчинников с 9 деловыми людьми и 2 двора крестьянских с 16 человеками. По смерти В.Г. Семенова сын его Василий в 1698 г. продал вотчину князю Борису Алексеевичу Голицыну; в 1700 г. Б.А. Голицын разделил все свои имения между детьми Алексеем, Василием и Сергеем, и на долю князя Сергея досталось сельцо Хатмынки. Князь Б.А. Голицын построил в сельце Хатмынках церковь во имя Сергия Радонежского чудотворца и к новопостроенной церкви из своей вотчины отмежевал земли 15 четвертей и сенных покосов 15 копен. Новопостроенная Сергиевская церковь по распоряжению казенного приказа была обложена данью. В приходной окладной книге того же приказа значится: «в 1710 г. 5 июня по указу великого государя и по помете на выписке казначея монаха Иосифа Бурцова велено: новопостроенной церкви преподобного Сергия, игумена Радонежского чудотворца, которую построил боярин князь Борис Алексеевич Голицын в вотчине своей, в Московском уезде, в Гоголеве стану, в сельце Сергеевском, Хатмынка тоже, положить дани с дворов: с попова, с диаконова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с приходских 10 дворов крестьянских, да по памяти из Поместного приказа нынешнего 1710 года мая 27 числа, с пашни с 15 четвертей, с сенных покосов с 15 копен, по указной статье – 19 алтын, и те данные деньги с заездом и с пошлинами, и с десятильничим доходом велено имать с нынешнего 1710 года». Церковь Сергия чудотворца в приходных книгах казенного приказа за 1711-40 гг. писалась под Загородскою десятиною, «в вотчине боярина князя Бориса Алексеевича Голицына», с обозначением дани с 1715 г. 32 алтына 3 деньги.

http://sobory.ru/article/?object=42985

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 нояб.), происходит из афонского Свято-Андреевского скита; прославилась многочисленными чудесами. Икона (не сохр.) представляла собой створчатый складень размером 40 ´ 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей архидиак. Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы» (Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение»//Наставления и утешения св. веры христианской. 1898. 12. С. 1108). Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» По преданию, икона принадлежала свт. Афанасию III Пателларию , патриарху К-польскому, владельцу кельи Серай. После смерти святителя в 1654 г. она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском мон-ре. В день открытия Андреевского скита (22 окт. 1849) митр. Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву). В авг. 1853 г. икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в С.-Петербург иером. Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В нояб. он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 г., вернувшись на Афон, возвратил ее в обитель. Перед кончиной в 1862 г. игум. Виссарион передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».

http://pravenc.ru/text/155570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ Часовня над могилой царевича Иакова. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. Часовня над могилой царевича Иакова. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. (1652 или 1660 - 7.01.1677, г. Касимов, ныне Рязанская обл.), подвижник благочестия, касимовский царевич, сын касимовского царевича Василия Арслановича (Сеид-Бурхана) и Марии Никифоровны Плещеевой (дочери Н. Ю. Плещеева). Дед И. В. Арслан Алеевич, приходившийся внуком сибир. хану Кучуму, был последним касимовским царем, исповедовавшим мусульманство. Его супруга, бабушка И. В., Фатима Султан Сеитовна (урожд. Шакулова), по преданию, была тайной христианкой. Под влиянием матери царевич Сеид-Бурхан заинтересовался христианством. В сер. XVII в., во многом благодаря проповеди архиеп. Рязанского и Муромского сщмч. Мисаила (1651-1655), имел место массовый переход касимовских мусульман в Православие. В 1654 г. 38-летний Сеид-Бурхан принял христианство, получив в крещении имя Василий (при этом он потерял право стать касимовским царем). Дети Василия Арслановича также были крещены и носили христ. имена: Михаил, Василий, Иаков, Никифор, Иван, Симеон, Евдокия и Домна. При Василии Арслановиче Касимов и Касимовский край быстро заселялись русскими, строились и украшались правосл. церкви. Центром правосл. жизни края был касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь (впервые упом. в писцовых книгах Петра Воейкова и Постника Ракова в 1627). Обитель стала пользоваться особым покровительством касимовских царей вследствие чудесного исцеления И. В. от горячки после молебна в мон-ре перед Казанской иконой Божией Матери. В благодарность царевич пожертвовал обители 2 богатых священнических облачения, тканных серебром по красному бархату. Со временем облачения обветшали, из них сделали 2 пелены, к-рые в 1933 г. находились в бывш. монастырской Пятницкой ц. (с 1919 действовала как приходская; пелены не сохр.). Царица Фатима и сестры И. В. пожертвовали в мон-рь собственноручно вышитую серебром ризу для Казанской иконы Божией Матери (ныне в экспозиции Касимовского краеведческого музея). Др. икона, в шелковой ризе, украшенная жемчугом и драгоценными камнями, была вкладом Марии Никифоровны, матери И. В. Семья царевича также устроила для чудотворной Казанской иконы бархатную ризу, шитую жемчугом и драгоценными камнями. Правители Касимова пожертвовали на содержание Казанского мон-ря земли по берегу Оки, часть вотчин вне города. До своей смерти Василий Арсланович снабжал насельниц обители одеждой и продовольствием (ум. в 1679 в Москве, был погребен в московском во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ре ). После смерти сына царица Фатима содержала мон-рь на свои средства.

http://pravenc.ru/text/200317.html

Большинство настоятелей XIX в. исполняли должность ректора Тверской ДС. Игум. Палладий (Роговский), бывш. крепостной М. К. м., с 1700 г. служил настоятелем Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. Он стал 1-м рус. доктором философии и богословия, получившим ученую степень в Зап. Европе. Архитектурный комплекс Троицкий собор. 1521–1523 гг., перестроен в 1634–1655 гг. Фотография. 1900 г. Троицкий собор. 1521–1523 гг., перестроен в 1634–1655 гг. Фотография. 1900 г. Каменное строительство в М. К. м. началось в 20-х гг. XVI в. В 1521 г. на средства дмитровского купца М. Г. Воронкова вместо деревянного храма построен и в июне 1523 г. Тверским еп. Акакием освящен 5-главый каменный Троицкий собор. В него были перенесены и положены в каменную гробницу мощи основателя (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 519). В 1525-1530 гг. была построена трапезная (не сохр.) - самая ранняя из подобного вида гражданских построек в тверском зодчестве. Основу здания с высоким квадратным подклетом составлял большой квадратный зал, своды к-рого поддерживал свод в центре. К 1530 г. на средства дмитровского кн. Юрия Ивановича на верхнем этаже трапезной была устроена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1610 г. монастырь был разорен, с 1633 г. по приказу царя Михаила Феодоровича отстраивался. На территории мон-ря сложился уникальный архитектурный ансамбль. Руководство работами осуществляли московские зодчие отец и сын М. И. и И. М. Шарутины, имена которых были запечатлены в тексте закладных досок на главной воротной башне, также в них участвовал местный мастер А. Мокеев, впосл. крупнейший рус. зодчий. В 1636 г. между собором и трапезной возвели колокольню, ставшую вертикальной доминантой комплекса. В 1641 г. были сооружены 2 двухэтажных корпуса - настоятельские покои и братские кельи. Троицкий собор, пострадавший во время польско-литовского разорения, после пребывания в монастыре царя Алексея Михайловича был восстановлен и перестроен в 1634-1655 гг. Кроме царских вкладов средства на строительство выделил старец Леонид (Высоцкий). К собору были пристроены сев. придел и закрытая галерея-паперть, опоясавшая храм с запада, севера и юга. В 5-главом соборе имелись 2 престола: теплый юж. в честь Нерукотворного образа Спасителя (перестроен в 1866; иконостас 1762 г.; новый - 1812 г.) и северный в честь Рождества Пресв. Богородицы (перестроен в 1870; иконостас 1770 г.). В 1654 г. собор был расписан артелью «кормовых государевых живописцев» во главе с Симеоном Авраамовым. Фрески занимали 1 тыс. кв. м. В 1847 г. в росписи собора принимал участие А. Г. Венецианов . В кон. XIX в. фрески были переписаны мастерами под рук. акад. П. П. Покрышкина. Чугунные плиты пола Троицкого храма - вклад тестя царя Алексея Михайловича боярина И. Д. Милославского.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

Мученическая кончина Павла, еп. Коломенского и Каширского. Миниатюра из старообрядческой рукописи. XIX в. Накануне Великого поста в 1653 г. (пост начался 21 февр.) патриарх Никон разослал по московским храмам «Память», в к-рой говорилось о замене 12 земных поклонов во время чтения молитвы прп. Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстия . Против перемен выступили прот. Иоанн Неронов и др. ревнители благочестия. В Житии протопопа Аввакума рассказывается о том, как П. вместе с протопопами Иоанном Нероновым, Даниилом , Аввакумом подписал грамоту царю в защиту прежней практики (не сохр.). Неронов был сослан, П. с др. недовольными продолжил борьбу за верность старым обрядам. На Соборе Русской Церкви в кон. марта - нач. апр. 1654 г. патриарх Никон предложил начать исправление церковных книг (см. Книжная справа ) и нек-рых богослужебных чинопоследований. П. выступил в защиту старых обрядов и против начатых патриархом Никоном нововведений. Вместе с др. архиереями Коломенский епископ подписал деяние Собора, но настоял на том, чтобы в деянии было записано его особое мнение: «А что говорил на святем Соборе о поклонех, и тот устав харатейной во оправдание положил зде, а другой писмяной» (Деяние Московского Собора 1654 г. М., 1873. Л. 21; факсимильное воспроизведение приписки см.: Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты. М., 2002. Кат. 14; Урушев. К биографии... 2004). В «Винограде российском» Семен Денисов (см. в ст. Денисовы ) усиливает смысл приписки: «Аще кто от обычных преданий святыя кафолическия Церкве отымет, или приложит к ним, или инако развратит, анафема да будет» ( Денисов. 1906. Л. 32 об.). Сведения о Соборе 1654 г. и о речи на нем П. изложены в записях архидиак. Павла Алеппского . За этот публичный протест патриарх Никон сразу же после Собора единолично изверг П. из сана, подверг его телесному наказанию и сослал в заточение. Челобитная Иоанна Неронова от 2 мая 1654 г. царице Марии Ильиничне с просьбой о заступничестве за П. осталась без ответа. 5 дек. 1657 г. патриарх ликвидировал Коломенскую епархию, ее территория была включена в Патриаршую область . На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. одним из обвинений против патриарха Никона, на основании к-рых он был низложен, стали самовольные, без соборного решения, низложение, жестокое наказание и ссылка П., в результате чего он сошел с ума и погиб. Эти действия вменялись Никону в вину как убийство (Там же. С. 1080; Дело о патр. Никоне. 1897. С. 450).

http://pravenc.ru/text/2578463.html

С 1230 г. в монастыре существовала архимандрия, затем он стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси. В 1263 г. в монастырском соборе похоронили князя Александра Ярославовича Невского, мощи которого были открыты в 1381 г. Роль первой обители Владимирской (а затем Московской) митрополии принадлежала Рождественскому монастырю до 1561 г., когда он стал вторым после Троице-Сергиевой Лавры. В сер. 17 в. в монастыре снова началось каменное строительство: в 1654 г. возводится колокольня в виде высокого восьмигранного столпа с шатром (не сохр.), в 1659 г. построены казенные кельи. В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным. При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к собору пристроили каменные палатки (не сохр.), тогда же возвели братский корпус. Во 2-й пол. 17 в. строится каменная надвратная церковь Рождества Христова с примыкающей трапезной, а к юго-восточному углу казенных келий пристраивается еще один объем. Какие-то здания 17 в. существовали на месте Архиерейских палат. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру. В 1-й пол. 18 в. территорию монастыря обнесли каменными стенами с башнями. С 1744 г. здесь стал располагаться Архиерейский дом Владимирской епархии, в связи с чем в 1748 г. по заказу епископа Платона строятся каменные Архиерейские палаты. Примерно в это же время был изменен декор палаток и паперти у собора. В 1828-31 гг. перестраивались фасады и интерьер казенных келий, вероятно, с утратой декора 17 в. В 1831-40 гг. под руководством губернского архит. Е.Я. Петрова реконструируются Архиерейские палаты: боковые части понижены на один этаж, изменены интерьеры, здание получило новую кровлю с переломом. Следующий этап в изменении облика комплекса связан с повелением Александра II о реконструкции и реставрации собора и монастыря. В 1859-69 гг. по проекту архит. Н.А. Артлебена собор полностью перестраивается в кирпиче, в формах, близких к первоначальным, но более дробных и сухих. В 1859 г. сделана каменная пристройка к братскому корпусу, значительно меняется его декор и интерьер. В 1867 г. перестраивается корпус казенных келий, к нему сделана еще одна пристройка, изменен декор. В 1866-67 гг. по проекту того же Артлебена капитально перестроена надвратная Хри-сторождественская церковь и трапезная. Тогда же вновь несколько изменен декор Архиерейских палат.

http://sobory.ru/article/?object=01817

В нижнем ярусе постройки, под храмом, расположены проезд и узкий проход, перекрытые цилиндрическими сводами, к западу и востоку от них находятся неск. палат. 2-й этаж занимает храм: 1-главый, бесстолпный, перекрытый лотковым сводом, вытянутый с севера на юг, с 3-частным алтарем. Храм соединен с обширной трапезной палатой, перекрытой полулотковым сводом, к западу от к-рой оборудованы небольшая комната, служившая казначейской, и сени. Высокий четверик храма завершается рядом кокошников, утопленных в стену; карниз с поребриком разделяет ярусы здания. Наличники окон храма и трапезной состоят из полуколонок на консолях, несущих треугольные фронтоны. Основным объемам здания соответствуют пилястры на фасадах. В сер. XVIII в. к сев. стене трапезной было пристроено крыльцо с лестницей на 2-й этаж, а над юго-зап. частью трапезной была поставлена колокольня, состоящая из 2 восьмериков на невысоком постаменте. Грани ярусов звона прорезаны барочными арками. Одновременно или неск. ранее к алтарю Вознесенской ц. были пристроены 2 кирпичные палаты с проездом между ними (перестроены в XIX в.). В сер. XIX в. к трапезной с запада примкнул 2-этажный корпус келий (не сохр.). В 30-х гг. XVII в. и в 1745 г. в В. м. были построены каменные 2-этажный братский и настоятельский корпуса. В 1750-1755 гг. на средства архим. Венедикта (Коптева) был возведен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом во имя свт. Николая Чудотворца (перестроен в нач. XIX в. в стиле классицизма). В 1650 г. в В. м. была учреждена архимандрития. Посещения мон-ря царем Алексеем Михайловичем (окт. 1654 - февр. 1655, нояб. 1656 - янв. 1657) и патриархом Никоном (5 нояб. 1656) сопровождались пожертвованиями. В В. м. принял постриг и в 1677 г. был избран архимандритом буд. свт. Питирим , еп. Тамбовский, при к-ром наступил духовный и материальный расцвет обители. В нояб. 1681 г. в связи с предполагавшимся открытием Вяземского викариатства для содержания епископа мон-рю передавалась «Малого-Тихонова пустынь Ярославецкого уезда с 90 дворами.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

Прп. Димитрий первым в сев. обителях ввел в Д. м. общежительный устав. Перед кончиной он собрал братию, передал игуменство любимому ученику Пахомию. Со-гласно Минейной редакции Жития, святой завещал свои останки бросить в болото. После смерти основателя мон-рь наполнился благоуханием, прп. Димитрий был по-гребен в деревянной ц. Всемилостивого Спаса. С 1409 г. зафиксировано почитание прп. Димитрия в обители. Вскоре, согласно Житию, на Д. м. напали «вятчане», воз-можно войско вел. кн. Василия Юрьевича Косого в 1435 г. Сведения по ранней истории Д. м. отрывочны и скупы. С 1446 г. он находился на территории Вологодского удельного княжества. Сын вел. кн. Василия II Васильевича, кн. Андрей Васильевич Меньшой, в грамоте 1471/72 г., выданной игум. Макарию, называет мон-рь «своим» и упоминает грамоты вел. кн. Василия II и вел. кнг. Марии Ярославны. Грамотой 1474/75 г. кн. Андрей заменил дань с вологодских владений мон-ря оброком (5 р.). В XVI в. значение Д. м. в церковной жизни Вологодской епархии и Русского Се-вера возросло. Так, настоятелю Д. м. игум. Мисаилу (Панкратьеву; 1510-1538) «бы-ло поручено епископами великопермскими управление вологодским духовенством». По благословению игум. Мисаила была возобновлена после разорения гробница преподобных Григория и Кассиана Авнежских и часовня над ней (Верюжский. Во-логодские святые. С. 97-98). В дек. 1528 г. Д. м. посетили вел. кн. Василий III Иоан-нович и вел. кнг. Елена Васильевна Глинская, и «милостыню велию давал и потеше-ние» (ПСРЛ. Т. 28. С. 161). В послании старцам Кирилло-Белозерского мон-ря царь Иоанн IV Васильевич Грозный упоминал Д. м. в ряду авторитетных мон-рей, к-рые «благочестием стоят и неоскудны бывают». В 1533/34 и 1578/79 гг. он выдал Д. м. 16 жалованных и льготных грамот. Для поминовения в мон-ре царь прислал «синодик опальных князей и бояр» (сохр. в составе монастырского синодика (список 1745 г.) в ОПИ ВГИАХМЗ). В июне 1542 г. митр. Московский св. Макарий прислал в Д. м. Ус-тавную грамоту (подтверждена в марте 1564 митр. Афанасием, в 1567 еп. Пермским и Вологодским Иоасафом) о том, что игумен и клир 5 церквей в монастырских селах «не тянут никакие подати» (Сб. князя Хилкова. СПб., 1879. С. 2-3). Монастырские описи 1654 и 1656 гг. упоминают и «благословенную грамоту о церковном постав-лении и церковной дани», данную в 1542/43 г. свт. Макарием Московским.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010