О братском корпусе. В конце XVIII в. три рядом стоящих корпуса, два трехэтажных - казначейский и наместнический, построенные в XVII в, и один двухэтажный - братский, построенный в XVIII веке - были соединены. С восточного фасада братского корпуса были пристроены три апсиды храма Святителя Германа Казанского и Святителя Митрофана Воронежского (барабан и главка утрачены). В результате образовалось большое здание сложной формы, в нем жила основная часть монастырской братии. Об Архимандритском корпусе. Построен во второй половине XVII в. Двухэтажное здание в русском теремном стиле. Здесь размещались почетные гости, посещавшие монастырь(казанские архиепископы и др). В 1829-1858 гг. в корпусе размещалось Свияжское духовное училище, в 1859 г переведенное в Казань. О монастырском училище. Небольшое здание рядом с архимандритским корпусом, построено в конце XVII-haчaлe XVIII вв. В разные годы здесь размещались: настоятельские покои, Свияжское духовное управление, с конца XIX в - монастырская школа. Из книги Е.В.Липаков, Е.В.Афонина, Е.Б.Долгов, Г.И.Середа, И.В.Якимов. " Республика Татарстан: Православные памятники(середина XVI-haчaлo XX веков) " Казань,изд. " Фест " -1998 Архимандритский (архиерейский) корпус (XVIIb) Двухэтажный Архимандритский (архиерейский) корпус Богородице-Успенского Свияжского мужского монастыря, построен во второй половине XVII века в русском теремном стиле. На первом этаже размещались хозяйственные службы архимандрита, на втором – настоятельские палаты. В 1829–1858 годах размещалось Свияжское духовное училище, переведенное в 1859 году в Казань. В XX в помещения Архимандритского корпуса использовались для нужд тюремной администрации, позднее под больничные палаты психиатрической больницы. В 2010-2011 гг произведен комплекс строительно-реставрационных и восстановительных работ Управлением государственной вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре. Братский корпус (XVIII век) Братский корпус построен в XVII-XVIII в., является памятником архитектуры федерального значения.

http://sobory.ru/article/?object=01000

В 1800 г. указом Московской духовной консистории в М. П. м. из Высоковского мон-ря была переведена епархиальная больница; стали насельниками М. П. м. 5 монашествующих из этой обители. В 1801 г. по ходатайству архим. Макария штатное число монашествующих увеличилось до 30. С того же года устав, к-рый привез с Афона старец Клеопа, был официально введен на Пешноше «в полном составе»: полагалось совершение 2 литургий, ведение синодиков, неусыпное чтение Псалтири, чтение вечернего правила с «умной молитвой» и поклонами. 9 авг. 1806 г. о. Макарий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем одновременно и дмитровского во имя святых князей Бориса и Глеба мужского монастыря . С того же года наместником М. П. м. являлся иером. Иаков. В 1812 г., при строителе (1811-1819) иером. Пахомии (Волкове; † 1835), монастырь избежал разорения со стороны французских войск; основные реликвии были эвакуированы в с. Кимра Тверской губ. В обители оставались только престарелые насельники, готовые принять мученическую кончину; богослужения не прекращались, но совершались без колокольного звона. В 1815-1816 гг. в юж. братском корпусе М. П. м. на положении послушника проживал археограф и историк Калайдович. При помощи монастырского письмоводителя о. Мефодия он составил историческое и топографическое описание обители (1837). В 20-х гг. XIX в. в мон-ре был издан сборник сказаний о чудесах Божией Матери «Зерцало Богородицы» . Церковь свт. Димитрия Ростовского с больничным корпусом. 1811–1829 гг. Фотография. 2015 г. Церковь свт. Димитрия Ростовского с больничным корпусом. 1811–1829 гг. Фотография. 2015 г. Иером. Максим (Погудкин; † 1850), управлявший М. П. м. в 1819-1836 гг., почитается как подвижник благочестия. Отец Максим стяжал дар прозорливости, его настолько почитали местные крестьяне, что «запрещали своим детям петь песни вблизи монастыря, боясь хоть чем-то оскорбить настоятеля». Иером. Максим состоял в переписке с прп. Львом (Наголкиным) Оптинским; он пользовался глубоким уважением митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) . При нем число братии М. П. м. увеличилось до 135. Среди учеников иером. Максима - настоятели Берлюковской, Давидовой пустыней, Стефанова Махрищского во имя Святой Троицы монастыря . По прошению строителя Максима 5 июня 1836 г. свт. Филарет запретил торговлю вином в «заведении», построенном у ограды М. П. м., «тем более неприличном, что при монастыре нет никакого селения» (Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова). 2012. Т. 3. С. 230).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Вдоль западной части крепостной стены в последней четверти XVII века были возведены Трапезные палаты с храмом Рождества Христова и Больничные палаты с церковью Трёх Святителей, первоначально находившиеся на южной части деревянной ограды, к которой примыкали келии Патриарха Никона. В северной части монастыря размещаются братские корпуса и дворец царевны Татианы Михайловны (скончалась в 1706 г.), приезжавшей в обитель на богомолье. Все эти сооружения подобны скромной оправе драгоценной жемчужины - храма Воскресения Христова. Из книги-путеводителя: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. - Истра: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь, 2017 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Строительство Воскресенского собора началось в апреле 1658 г. и длилось без перерыва до конца 1666 г., до тех пор пока Никон не был отправлен в ссылку. Полностью ансамбль монастыря сложился уже после смерти Никона, в конце XVII века. В западной части монастыря расположены Трапезные палаты с церковью Рождества Христова, сооруженные на вклад царевны Татьяны Михайловны в 1686-1698 гг. К ним примыкают Больничные и Настоятельские ворота. Второй этаж над ними сооружен архитектором М.Ф. Казаковым. Здесь помещались комнаты царской семьи. В Гефсиманском саду Нового Иерусалима находится самая старая постройка монастыря - скит патриарха Никона. Утром 26 ноября 1941 года фашисты начали наступление на город Истру, под прикрытием тумана крупная группа эсэсовцев ворвались в Ново-Иерусалимский монастырь, в стенах которого тогда располагался Московский областной краеведческий музей. Собор и надвратная церковь были превращены захватчиками в склады боеприпасов, находившиеся там ценности были разграблены. В здании музея, из которого были выброшены все экспонаты, немцы устроили штаб и госпиталь. Позднее, как известно, при отступлении немцы взорвали Воскресенский собор и надвратную Входо-Иерусалимскую церковь Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Произошло это чудовищное событие 10 декабря 1941 года.

http://sobory.ru/article/?object=00379

Закрыть itemscope itemtype="" > «Узнайте Россию, и вы поймете, что она вам не враг, а друг...» Предстоятель РПЦЗ посетил Пафнутьев-Боровский монастырь 17.09.2014 775 Время на чтение 8 минут Паломническую поездку по святым местам России Глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) начал с визита в древнюю обитель преподобного Пафнутия, всероссийского чудотворца. Владыка отслужил молебен Преподобному, заупокойную литию о погибших защитниках монастыря от польских захватчиков, князе Михаиле Волконском с дружиной и монастырской братии. Пафнутьев-Боровский монастырь штурмовало 12-ти тысячное войско Яна Сапеги. Для сравнения: Троице-Сергиеву Лавру осаждали 3 тыс. литовцев. Здесь каждая пядь земли полита русской кровью. Как записано в хрониках, князь Михаил Волконский был изрублен поляками прямо у раки с мощами преподобного Пафнутия, все защитники обители погибли. Бывший настоятель Сергиевой Лавры архимандрит Иоасаф, проживавший на покое в Боровской обители, также погиб при осаде. Владыка Иларион служит молебен у Поклонного Креста, а затем идет в братскую усыпальницу, где покоятся останки защитников. У сопровождающих его американских священников и паломников, когда им переводят историю осады, лица становятся печальными и скорбными, они качают головами и крестятся. Гостей ведут в больничный храм пророка Илии. Уникальный храм XVII века, ставший первой общественной больницей в истории России. В этом храме больные жили и лечились. Каждый день здесь шла служба, за которой всех страждущих причащали. В те времена люди помыслить не могли, что можно исцелить тело, не позаботясь прежде о душе. «Вот здесь больные лежали, а там, в алтаре, братия возносили Богу молитвы об их здравии, через это окно их причащали», - рассказывает послушник Георгий американцам. Нашим заокеанским друзьям это не просто непонятно - для них это совершенно другой мир. Они качают головами и восхищенно переглядываются. Когда отцы-основатели Америки еще не появились на свет, в этом больничный храме русские лечили своих больных лекарствами и молитвой - есть чему удивляться.

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/18/...

3) ЦЕРКОВЬ на святых западных вратах под колокольней во имя Преображения Господня, освящена в 1776 году, Августа 28. Иконостас в ней резной золочёный; иконы живописные; стены расписаны под мрамор трудами того же Иеродиакона. 4) КОЛОКОЛЬНЯ над этой церковью и св. воротами вышиной около 26 саженей. Окончена строением в том же 1776 году; 5) Настоятельские КЕЛЬИ на северной стороне к реке Мокше на 22 саженях двухэтажные со сводами; в нижнем этаже – кладовые; над верхним построена небольшая башенка; 6) на восточной стороне, к югу, – братские КЕЛЬИ двухэтажные на 10 саженях, построены в 1779 году; 7) на южной стороне, близ больницы, – другие братские КЕЛЬИ двухэтажные на 14 саженях, построены в 1781 году; 8) от этих келий по той же линии к востоку – БОЛЬНИЦА. Построена в 1780 году, а в 1796 году распространена; 9) на северной стороне к югу, в симметрию больничным кельям, – ТРАПЕЗА двухэтажная на 14 саженях построена в 1779 году; 10) при ней, над воротами на реку Мокшу, – три кельи, построены в 1799 году; 11) на южной стороне к западу, в симметрию Настоятельских келий, – двухэтажный корпус, в котором помещены швальня, чеботарня и 32 братские кельи. Построен в 1781 году; над ним небольшая башенка; 12) по западной стороне, к югу от колокольни, – живописная об одном этаже, построена в 1789 году; 13) по той же стороне, к северу от колокольни, в симметрию живописной – ПРОСФОРНЯ на 5 саженях одноэтажная, построена в 1785 году; 14) кругом монастыря – ОГРАДА с башнями по углам; вышина ограды 8 аршин; построена в 1776 году; 15) в северо-восточной башенке – ЧАСОВНЯ. II. Вне монастыря: 1) от западных ворот в 50 саженях на правой стороне при выходе из монастыря – ГОСТИННЫЙ двухэтажный ДОМ, построенный в 1786 и 1787 годах; 2) возле этого дома, к западу, – два таковые же, из коих один построен на 12 саженях в 1791 году для простого народа со службами в нижнем этаже; а другой между этим и первым на 10 саженях также для простого народа; 3) конюшенной ДВОР длиной на 17, шириной на 5 саженях; 4) КУЗНИЦА с КЕЛЬЕЙ; 5) все эти здания обнесены каменной оградой, примыкающей к юго- и северо-западным углам монастыря, и составляющей второй квадрат, подобный монастырю так, что обитель эта при выгоднейшем местоположении и симметричном новейшего вкуса строении представляя приятнейшее зрелище, поражает удивлением зрителя, а внутреннее благолепие и строгое соблюдение порядка между монашествующими, повсеместная опрятность и благочинность возбуждают благоговение и привлекают сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Собор Рождества Богородицы Лукиановой пустыни. 1708–1712 гг. Фотография. 2010 г. Собор Рождества Богородицы Лукиановой пустыни. 1708–1712 гг. Фотография. 2010 г. С запада монастырскую площадь ограничивает настоятельский корпус, построенный при настоятеле Иоасафе (Колдычевском) в 1694 г. Первоначально он включал 4 палаты и сени, соединявшие 1-ю и 2-ю палаты. В 3 палатах размещались хлебная келья и настоятельские покои, 4-я палата была отведена под больницу. В 1823 г. 3-ю палату разобрали, в результате чего помещение больницы превратилось в самостоятельный объем. Декор фасадов настоятельских келий близок к отделке трапезной церкви, в 1970 г. он был отреставрирован. В 1714 г. рядом с больничными кельями была построена ц. во имя вмц. Екатерины. В 1832-1834 гг. небольшой храм перестроили в стиле позднего классицизма на средства александровских купцов Уголковых-Зубовых. С севера от монастырской площади находятся братский и казначейский корпуса. Братский был возведен при строителе Евагрии, в кон. XVII в., и значительно перестроен в XIX в. Согласно монастырской Летописи, стараниями о. Евагрия за братским корпусом были вырыты колодец (возобновлен в 1848-1850) и пруд. Казначейский корпус, построенный в 90-х гг. XVII в., вероятно, мастерами Богоявленской ц., декорирован в стиле нарышкинского барокко. Помещения корпуса перекрыты лотковыми сводами на распалубках. Между собором и трапезной церковью на рубеже XVII и XVIII вв. была поставлена часовня над местом погребения прп. Лукиана. Она представляла собой правильный восьмиугольник: расстояние между сторонами составляло 3 м, высота - 6 м (в 1926 часовню разрушили, сохр. только фундамент; ведется реставрация памятника). В 1712-1733 гг. мон-рь был обнесен каменной оградой со св. воротами и с 7 башнями (в кон. XIX в. 2 квадратные башни на юго-зап. и юго-вост. углах были заменены круглыми; в сер. XX в. разрушена средняя башня на зап. стене ограды). Строительство стены осуществлялось артелью каменщиков под рук. Кондратьева, Фомина, Полыгалова и Тяглова. В XVIII в. вдоль вост. стены был разбит регулярный парк. В зап. части мон-ря располагались плодовый сад, огород, пчельник и оранжерея. Сложившийся к 1-й трети XVIII в. архитектурный комплекс обители впосл. дополнялся, но не подвергался коренным изменениям. При игум. Макарии (1860-1874) были построены гостиница и 2-этажный братский корпус. Комплекс монастырской гостиницы, расположенный за стенами обители, в плане представлял небольшую городскую усадьбу: он состоял из главного 2-этажного корпуса и 2 симметрично расположенных одноэтажных флигелей, объединенных с главным зданием кирпичной оградой с 2 воротами; отдельный хозяйственный корпус предназначался для экипажей. За пределами обители размещались также хозяйственные постройки и были вырыты пруды. Один из них, расположенный между дорогами, ведущими к деревням Николаевке и Новлянской, по преданию, был выкопан при участии прп. Лукиана. Святыни.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

Митр. Петр (Могила). Фрагмент фрески ц. Спаса на Берестове. 1643 г. (Киев) Митр. Петр (Могила). Фрагмент фрески ц. Спаса на Берестове. 1643 г. (Киев) Дальнейшая история школы связана с именем свт. Петра (Могилы) , ставшего в 1627 г. архимандритом Киево-Печерского мон-ря и к этому времени, по-видимому, уже составлявшего план масштабных церковных преобразований, в т. ч. и реформы системы образования. Стремясь открыть в Печерском мон-ре учебное заведение с передовой на то время системой обучения, архим. Петр не нашел, однако, поддержки у митр. Иова (Борецкого), опасавшегося возможного католического влияния и нежелательной конкуренции Братской школе. В завещании митр. Иов ( март 1631) потребовал не открывать в Киеве иные правосл. школы, кроме Братской: «За наперший и Церкве Божой и всему православному народови Российскому потребнейший пункт в том тестаменте остатное воли моее кладу, абы школы в братстве Киевском для цвичення деток хрестиянских, а нигде индей фундованы были под неблагословением приказую» (ПККДА. Т. 2. С. 406-410). Тем не менее после кончины митрополита архим. Петр приступил к реализации своего плана. 15 июня 1631 г. во Львове он подписал договор с наставниками Львовской Братской школы Исаией (Трофимовичем-Козловским) и Сильвестром (Косовым) об их переезде в Киев для преподавания в школе Печерского мон-ря. Школу было решено разместить в стенах Троицкого больничного мон-ря, расположенного на территории Верхней лавры, но пользовавшегося автономией и имевшего своего игумена. Архим. Петр приказал перевести старых и больных монахов в другое место, отдав Троицкий мон-рь под учебные классы и жилище учеников. Этот план был осуществлен, несмотря на сопротивление насельников Троицкой обители во главе с игум. Арсением; по приказу архим. Петра их высекли и заточили в темницу. Преподавание в новой школе (или «гимназиуме») началось осенью 1631 г. Иером. Исаия (Трофимович-Козловский) стал ректором, а мон. Сильвестр (Косов) - префектом. В школу было набрано ок. 100 учеников. Основной упор в преподавании был сделан на изучение латинского и польского языков.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

914 Арх. Св. Син. д. 1752 г. 29, лл. 31–41, 54. Киево-Межигорский монастырь по грамотам восточных константинопольских патриархов 1617, 1620 и по грамоте, подписанной патриархами Иоакимом, а затем Адрианом 1695 г., по грамоте Петра I, подписанной графом Гавриилом Головкиным, данной наместнику монастыря Иродиону (Жураковскому по его челобитью 1708 года), и по определению Св. Синода 1 июня 1722 года, а затем 17 мая 1744 года был ставропигией сначала в ведении патриархов, затем Св. Синода. Как известно, он слишком недолго был в ведении московского архиепископа Иосифа Волчанского. Раньше он несколько раз был подчиняем киев. митрополитам, но также ненадолго. Это было по грамотам и указам 1686 г., 1700 г., 1703 г. и 1708 г. В 1703 г. Киево-Межигорский монастырь был подчинен киевскому митрополиту в силу доноса м. Стефана Яворского о том, что игумен Киево- Межигорского монастыря с братией «имели противность к Варлааму Ясинскому, митрополиту киевскому, галицкому и Малыя России». Указом 12 февр. 1703 г. игумену Феодосию Васковскому с братией велено «никому иному, кроме киевского митрополита и по нем будущих, послушания не отдавать» (там же, л. 6–7). Но в 1710 г., по челобитью наместника Иродиона 1708 г., он опять превращен в ставропигию. Киево-Межигорский монастырь, во главе с архимандритами и игуменами, имел в своем ведении целую область – Запорожскую Сечь (Киев. Епарх. Вед. 1895 г., стр. 855). 915 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. III, приложение XXIX, стр. 111–112. Ведомость о монастырях и протопопиях Киевской епархии, представленная архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) 8 июня 1722 г. Св. Синоду. 916 Там же, XI, приложение XVII, стр. 163. Тут названы следующие монастыри: Киево-Печерский, Киево-Софийский, Николаевский, Михайловский, Братский, Выдубицкий, Кирилловский, Петропавловский, Троицкий Больничный, Батуринский, Сорочинский (прежде Пусковенский), Китаева пустынь, Красногорский, Мутинский (вм. пустыни), Моравский скит, Братский монастырь, Скельский, Нехворощанский и Николаевский скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Расписание Богослужений: Братский подъем в 5.00 утра. В 6.00 Братский молебен (с чтением акафиста Почаевской и Скорбященской иконам Божией Матери поочередно). Затем Полунощница, затем дневной акафист, часы и Литургия. В 16.00 Вечернее Богослужение и Утреня. В воскресные и праздничные дни совершается две Литургии. В праздники после часов совершается Соборный акафист. Адрес: 07455, с. Княжичи Броварского р-на Киевской обл. Телефоны: 097-663-47-86 ; 045-943-85-00 Как добраться на общественном транспорте: От метро «Лесная» автобусом или маршруткой 20 мин. езды, ост. возле ворот монастыря. Киевский Свято-Кирилловский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Кирилловский Киевский монастырь Киевская Кирилловская церковь была основана в ст. на далекой живописной околице Киева — Дорогожичах. Урочище (в летописи “Дорожиче” или “Дорогожиче”) получило такое название не только потому, что там сходились множественные дороги в Киев, а и еще потому, что оно находилось на болоте (жичи). Во времена междусобиц на этом плацдарме решалась судьба многих князей, которые претендовали на киевський престол, с одной стороны, и судьба самого Киева, — с другой. Такое стратегическое значение данной местности и стало одной из причин основания здесь монументальной церкви-крепости. Первые послемонгольские известия о Кирилловском монастыре датируются 1539 г. В конце ст. по указу императрицы Екатерины о секуляризации (конфискации церковных земель в пользу государства) Киево-Кирилловский мужской монастырь, как и большое количество других монастырей, был ликвидирован. Свое существование, как упорядоченной обители, монастырь прекратил в 1786 году, а все строения, которые находились на территории монастыря с храмом Св. Троицы, во имя которой в ст. переосвятили Кирилловскую церковь, перешли во владения Киевского “Приказа Общественного Призрения” для устроения в них благотворительных и богоугодных учреждений. Впоследствии, на территории монастыря было организовано городскую больницу, а Кирилловский храм превратили на больничную церковь.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастыри_Киев...

Соборная главная церковь Рождества Богородицы, весьма хорошо украшенная и снабженная утварью, освящена была лично Преосвященным Владимирским Иеронимом 16 августа 1780 года. Больничная Владимирская церковь , по плану живописца иеродиакона Филарета, строилась в 1780 и 81 годах. По надлежащем украшении освящена в 1782 году июня 6 дня, настоятелем иеромонахом Венедиктом с братиею, по грамоте Преосвящ. Иеронима. В 1781 году на южной стороне, в линию с больничными келлиями, построен корпус для братских келлий, двухэтажный на 14 саженях длины, в параллель и симметрию с трапезным корпусом, на северной стороне. В 1782 году на той же стороне, через небольшой интервал, построен двухэтажный каменный корпус братских келлий на протяжении 22 саж.; в нем в нижнем этаже устроена общая комната мастерская для монастырских портных и сапожников. В интервал, между означенными корпусами, проведена каменная оградная стена, и на ней построена небольшая башня, со шпилем, и внизу – открытыми кладовыми для дров и других хозяйственных предметов. В 1783 и 84 годах, на противоположной северной стороне, в симметрию, – на протяжении 22 сажень, построен каменный двухэтажный корпус, с подобною же башнею в стене. В нем устроены помещения: для настоятеля, казначея и братии вверху, а внизу кладовая рухлядная палатка и келлии для нескольких братий. В 1784 и 85 годах, вокруг монастыря для укрепления стен корпусов, построена внешняя каменная ограда, обнимающая всю возвышенную площадь монастыря с трех сторон: от реки, от озера Санаксара и от лугов. Ограда эта построена, отступя от стен жилых строений, на четыре и более сажени; состоит из арок вышиною с подошвы в три и более аршина. По этой внешней ограде, в дни св. Пасхи, в престольные и другие праздничные дни, бывают вокруг монастыря крестные ходы. В том же году, по обе стороны колокольни к ограде пристроены два малые корпуса для просфорни и столярных работ; в северо-восточном углу, построены погреба и квасоварня, с башнею и келлиями в ней. В эти годы, в обители Санаксарской всей братии: монахов мантейных и рясофорных, и послушников, по письменным отпускам, проживало до ста человек, а иногда и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010