235 В станице Червленой, во время путешествия о. Павла по Кавказской епархии, собралось такое множество народа, которого не бывало и на сходках по общественным делам. Кавк. еп. вед. 77 г. стр. 163. 243 Там-же, II, 298–299. Речь о. Павла помимо собеседований с старообрядцами вообще отличалась необыкновенной убедительностью. В Херсонесе, где он лечился некоторое время, пришлось ему встретиться с блестящим молодым офицером, человеком ученым, но не верующим. В обоюдных разговорах речь шла преимущественно о предметах религиозных и в результате вышло, что молодой неверующий учёный, под влиянием проповеди о. Павла, сделался истинным христианином. Братск. сл. 96 г. Апрель, стр. 10. 244 Собр. соч. архим. Павла, ч. II, стр. 295, 302, 321, 460, 461. Братск. сл. 75 г. 3 т. стр. 266. 245 Собр. соч. арх. Павла, II, стр. 306. Брат. Сл. 75 г. I, 98. К такой такой манере прибегал неоднократно даже сам Онисим Швецов (Брат. Сл. 86 г. II, стр. 136). 255 Таковы знаменитые его беседы в г. Александровске Ковен. губ. (Собр. сочин. арх. Павла ч. I, 569), в г. Режицах (Витебск. губ. ч. I, стр. 599) в беседе с старообрядцами, приемлющими австрийскую иерархию (ч. II, 523). 266 Собр. соч. арх. Павла, ч. III, стр. 383, 412, 451; II ч. стр. 430, 473. Братск. сл. 90 г. II, стр. 82. 280 Вооружаясь против православной Церкви, о. Павел, будучи ещё в расколе, напечатал, между прочим, и выдержки их этих соборных постановлений, именно, взято было то, что старообрядцы умеют обращать в своё оправдание. Это прусское издание о. Павла часто фигурировало в руках раскольников, при собеседованиях с о. Павлом, когда он был уже православным миссионером. Старообрядцы не знали ни происхождения этого издания, ни его внутренней несостоятельности. О. Павел надлежащим образом разъяснял им то и другое. (Собр. соч. арх. Павла, ч. I, стр. 593–594). 285 Братск. слово 93 г. I, стр. 353. «Празднование двадцатипятилетия со дня присоединения к православной Церкви архим. Павла». 286 Мы знаем, что он был хилым от природы. Аскетические подвиги совершенно изнурили его плоть, так что, присоединяясь к правосл. Церкви, он по его собственным словам, не надеялся долго жить и молился о продлении своей жизни хотя бы на один год, чтобы после раскола утешиться сыновством Церкви. Бр. сл. 93 г. I, стр. 354. «Празднование двадцатипятилетия».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Слова». В-4-х: допущенное Н.И. Субботиным распубликование частного интимного письма для целей обостренной полемики оставляем без ответа, – на суд читателей и на совесть почтенного старца, автора статьи. В-5-х: просьбу редактора «Братск. Слова», – «оставить в покое наше старое дело», (т.е. борьбу с расколом?), не считаем возможным исполнить, так как дело борьбы с всесильным расколом не признаем делом только вашим ( Н.И. Субботина ); это многотрудное, вековое дело и не ваше и не наше, а всякого ревнующего об интересах родного православия и посильно могущего служить пользе Матери-Церкви… Наоборот, строгая критика многоопытного профессора–расколоведа, за два года его молчаливого наблюдения за «Миссионер. Обозр.», усмотревшего в глазу брата лишь два-три сучка мелких убеждает, что посильный труд наш и в области расколо-обличения не тщетен пред Господом. А не ошибается лишь тот, кто ничего не делает… Впрочем, к успокоению Редакции «Братск. Слова» считаем не лишним объяснить ей, что в числе редакционных соработников наших по вопросам раскола есть весьма сведущие люди, есть и бывшие сотрудники «Братск. Слова», следовательно, – надеемся люди – «искушенные». Редакция. 174 Исключенная статья 199 гласила: «За допущение малолетних христиан производить духовные обряды по жидовской вере, или иной какой-либо ереси, или же участвовать в оных, родители сих детей или воспитывающие их подвергаются, так же как за совращение совершеннолетних в раскол: наказанию, выше сего в статье 197 определенному. Сами же малолетние, производящие сии обряды, отсылаются на казенные фабрики». Это же законоположение, с незначительным дополнением, заключалось в виде статьи 209 в Улож. о нак., изд. 1845 г. 175 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. Издано Н.С. Таганцевым Спб. 1895, стр. 209 и 210. 176 Если газета имеет в виду специальный журнал г. Субботина, то действительно, «Братск. Слово» почему-то «хранило молчание» даже и о самом Синодальном распоряжении относительно созыва съезда миссионеров в Казани; не обмолвился противо-раскольничий журнал также и о ходе занятий, а равно и о результатах совещаний съезда… И только лишь одному вопросу о Тираспольской секте проф. Субботин уделил свое просвещенное внимание. Ред. 177 Первую литургию по приезде в Киев Савватий служил в старой молельне, так как за отъездом Поповой ее молельня была заперта, а оставленные ею заместитель старосты отказался отпереть Савватиеву церковь без разрешения Поповой. Савватий испросил у последней разрешение и после собора совершил здесь литургию. 178 На ектеньях царствующая фамилия поминается по формуле старопечатных служебников: «Еще молимся о благочестивом царе нашем» и т.д. и после прошения поется Господи помилуй 12 раз. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Братск. Слово 93 г. I, стр. 192–193. «Воспоминание моих размышлений в безпоповстве», архим. Павла). 158 В один из своих проездов из Петербурга в Пруссию через город Режицу Павел так высказывался здешнему купцу Луке Ив. Масленникову: «я с малых лет удалился из своего дома, от родителя и родственников, ради Евангелия, дабы наследовать в будущем веке жизнь вечную; но меня страшат теперь слова Евангелия: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Иоанн. зач. 23). Хотя некоторые из наших наставников и уверяют нас, что эти слова Христовы будто бы на нынешнее время не лежат, но сам Господь о своих евангельских словесах сказал: «небо и земля мимо идет, а словеса моя не мимо идут»(Мф. зач. 101). Небо и земля мимо не прошли, а если бы и прошли, то и тогда словеса Евангелия не мимо идут. И по сему, Господне прещение: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе», остаётся в полной своей силе, как прежде, так и ныне. Вот эти слова Христовы и производят меня в трепет. Наши наставники, в успокоение совести, говорят, и я прежде так говорил, что недостаток причастия св. таин можно пополнить желанием причастия, и что имея желание причаститься святых таин можно иметь несомненную надежду на спасение; а теперь я понял, что это мнение не согласно с Христовым изречением. Спаситель не сказал: кто не желает причаститься Моего тела и моей крови, не имеет живота в себе: но сказал: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе». По сему слову Спасителя, для получения живота вечного, не только нужно иметь желание, но и действительно вкушать тело его и пить кровь Его. (Братск. Слово 84, ч. I, стр. 9–10. Иеромон. Прокопия воспоминание о переходе о. Павла из раскола в православие). 161 Мысль казалась на столько основательной и так привлекательной, что её с охотой разделяли не только безпоповцы, но даже и Иларион Георгиевич, добивавшийся с своим Окружным посланием, как известно, совершенно другой цели. Собран. сочин. архим. Павла, ч. III, стр. 478. 162 Братск. Слово, 93 г. I, стр. 266 и след. «Из воспоминаний о. Павла». « Желание восстановить иерархию». Здесь сообщаются чрезвычайно интересные сведения и при том самые подробные, представляющие нам все движение мысли о. Павла при решении этого вопроса, вопроса духовной жизни и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

165 Братск. Слово, 93 г. I, стр. 270. «Из моих воспоминаний» архим. Павла. Впрочем, убеждение это было лишь личным убеждением Павла; братия оставалась ещё , как увидим после, в надежде отыскать себе епископа. 166 «Не могу, говорит впоследствии о. Павел, оправдывать свою медленность; но не рассмотревши всех, разделяющих старообрядцев от церкви предметов, никак того думать не решался». (Братск. Слово, 83 г. I, 398 Священника Дарендова повествование о своей жизни). «Умру», говорил тогда Павел, «а без рассмотрения в греко-российскую церковь не пойду». (Там-же, стр. 401). 170 «Братское слово» 84 г. I, стр. 5 и дал. «Воспоминание инока Прокопия о переходе л. Павла из раскола в православие». О. Прокопий впоследствии также перешел в православие. 174 Интересный рассказ о поклонении мощам Спиридона Просфорника передаёт в своём дневнике инок Иоанн, ученик о. Павла, выехавший с ним из Пруссии и сопровождавший его в Россию. «Просили мы наглядчика», пишет о. Иоанн, «показать св. мощи, у коих сложены ручки триперстно. Он нам отказывал: однако после убедился, подвёл нас к св. мощам Спиридона просфорника, поклонившись, снял покров со святых мощей, ручки были в рукавичках и завязаны. Он отвязал завязку и снял рукавичку, и ещё была там другая рукавичка, тоненькая: снял он и тогда явилась ручка нага, весьма иссохшая, персты соединены великий со указательным и великосредним вкупе: он нам сказал: смотрите, что перст великий не со двемя малыми, но с великим соединён и преложить нельзя, разве переломить». Мы сказали видим. Монах надел рукавичку и завязал, и целовал, и мы целовали. (Отрывок из истории прусск. безпоповск. монастыря, 31 стр.). 175 Чрезвычайно занимательным представляется тот факт, что день присоединения о. Павла к православной Церкви – неделя православия, был раньше в Павловой обители днём, специально посвящённым на усердное моление о получении благословенного священства и о явлении святой Церкви. 182 Пример о. Павла так повлиял в особенности на западный безпоповский мир, что русские поселенцы в Пруссии «артелями, одна за другой, начали присоединяться к Церкви; в Литве начали основываться целые единоверческие приходы, Братск. слово, 90 г. т. II, стр. 657–658. Письмо к редактору архиман. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Раскольн. О других обществах уже и говорить нечего: они совсем погрязли... но Российская Церковь , хотя лучше их, однако же не та, что была прежде, в старину, до времён Никона патриарха . Правосл. Это всё то же – до 1662 года по Рожд. Христ., ибо Никон патриарх настал с 1652 года. По-твоему, Российская Церковь стала не та, отступила, изменила после 1652 года. Раскольн. Так. Правосл. Российская Церковь после 1652 года стала не та, отступила, изменила... слышу это, но не верю этому, и ты не должен верить, если ты имеешь веру в Господа И. Христа, имеешь ум, не помрачённый невежеством и сердце, не растлённое злобой... ибо разберём в подробности следующее: 1) Российская Церковь после 1652 года стала не та; 2) Российская Церковь после 1652 года отступила, и 3) Российская Церковь после 1652 года изменила. Раскольн. Согласен. Правосл. Скажи, что значит изменить? Раскольн. Разрушить клятвенный обет, кому-либо данный. Правосл. Хорошо; скажи же: Российская Церковь какой клятвенный обет, Христу Спасителю данный, нарушила после 1652 года? Раскольн. Книги изменила. Правосл. Когда Российская Церковь дала Богу такой клятвенный обет, чтобы не изменять книги, и какие именно книги не изменять, и в чём именно не изменять? Раскольн. Тогда, когда Российская Церковь приняла от православных греков «Христову веру; – не изменять те книги, которые были при равноапостольном князе Владимире, – не изменять же в догматах и обрядах, во всех чинах церковных. Правосл. Нынешние исправленные, в Российской Церкви употребляемые книги с какими именно книгами поверять должно, чтобы видеть, нет ли в исправленных книгах измены в догматах, во всех чинах церковных? Раскольн. Со старинными Иосифовскими. Правосл. Св. равноапостольный князь Владимир крестился в 988 году, скончался в 1015, а Иосиф патриарх патриаршествовал с 1642 по 1652 год; почему и сами Иосифовские книги не нужно ли поверить с древними? И эти противу Владимировых книг не разноречат ли? (Иосифовские книги во время Никона патриарха были новые книги, такие т. е., после коих новее не было).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Крестовоскресен: «Непостижимое распятие». Богородичен: «Превечного и неописанного» (непостижимого и неописанного). Тоже и у г. Малашкина (стр. 68). Последних пяти песнопений нет в ирм. 1700 г., а в ирм. 1652 г. нет только 1-го и 4-го из них. Глас 4-й Бог Господб большого болгарского распева. Имеется во всех ирмологах, а также и в синод. Обих. 9л. 41). Тоже – иного, малого распева. Тоже – иного, малого распева. Эти малые распевы изложены только в ирмологах 1674 и 1709 г. Тропарь: «Светлую воскресения проповедь »; имеется в ирмологах 1652 и 1700 г., но в первом из них с бемолем на нижнем си и иной редакции. Богородичен: «Еже от века утаенное». Того же напева и изложения, имеется только в ирм. 1652 г. По первом стихологе сед: «Воззревше на гробный вход». Имеется во всех ирмологах, а также и у г. Малашктна, в редакции почти буквально сходной с редакцией Синод. Обихода (л. 44 об.). Крестовоскресен: «Воскресе яко бессмертный». Богородичен: «Тебе (тя) величаем, Богородице» 10 . Тоже и у г. Малашкина (стр. 70). По втором стихологе седальна: «Своею волею распятие претерпел еси». Тоже и у г. Малашкина с текстом: «Вольным твоим советом крест претерпел еси» (стр. 71). Крестовоскресен: «Со горных сониде высот Гавриил». Богородичен: «Удивися Иосиф» – большого болгарского распева. Тоже и у г. Малашкина (стр. 72). Из последних пяти песнопений в ирмологе 1652 г. нет только 1-го и 4-го, в ирмологе же 1700 г. напротив из них имеется только богородичен «Удивися Иосиф» в двух изложениях – пространном и кратком (стр. 349–351). Все песнопения этого гласа в ирмологе 1652 г. изложены с бемолем на ми, на секунду ниже прочих редакций. Глас 5-й Бог Господь большого болгарского распева. Срв. Синод. Обих. л.42. Имеется во всех ирмологах. Тоже – малого распева – в ирмол. 1674 и 1709 г. Тропарь: «Собезначальное Слово» – в ирмол. 1652 и 1700 г. Богородичен: «Радуйся двере Господня не проходимая» – только в ирм. 1652 г. По первом стихологе седальна: «Крест Господень». Тоже в Синод. Обиходе (л. 42), в ирм. Головни (л. 30) и у г. Малашкина, весьма сходной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Из утвари церковной замечательны: люстра, бронзовая в основании, украшенная кристаллом, куплена в С.-Петербурге на сборные деньги за 300 р. ассигн.; кадило, 84 пробы, ценою в 100 р. ассигн., пожертвованное послушницей сего монастыря Евпраксиею. Книг богослужебных, догматических и исторических, имеется достаточно. Между прочими Четь-Минеи Димитрия Ростовского , печатанные в Киеве, при архимандрите Иоасафе 1705 г. 404 Доска эта хранится в доме настоятельницы описываемой обители. Предание же в 1832 г. имелось еще и в рукописи. 406 «Олонец. Губ. Вед.». 1862 г. где говорится, что черт, будто бы, сорвав у проходившего по горе крестьянина красный колпак, забросил его на высокое дерево… 409 Этот пресвитер упоминается составителем жития преп. Кирилла Челменского, в чуде 6 «о 2-м явлении иерею изографу Иоанну»; и несколько раз в описании чудес, совершившихся от образа преп. Макария Унжескаго, находащегося в Хергозерской пуст. («Христ. Чт.» 1889 т., I, стр. 498). 411 Считаем долгом сказать, что воеводы князя Свиязева ни в 1652 г., ни раньше, ни после – в Каргополе не было! По нашему, еще не изданному «списку князей, наместников и воевод г. Каргополя» около этого времени значатся воеводами: 1) и. д. воеводы Ив. Григор. Пестов: 1651 г. 1 апреля (список с грамоты о спорных сенных покосах Каргопольского Спасского монастыря и крестьян дер. Войновской, на речке Чучексе, в архиве сего монастыря), 11 сентября 1652 г. (Отпись в получении Пестовым от окологородных судеек судных и явочных пошлин, в количестве 3 р. 13 алт., 6 денег; упоминается еще в памяти Хитрово, от 18 апреля 1652 г., на владение Спасским монастырем покосов на р. Чучексе (в том же архиве), – 2) и. д. воеводы Як. Тимоф. Хитрово; 1652 г. 26 марта – 18 апреля («Христиан. Чтен.» 1885 г. I стр. 308, память от 18 апр. в архиве Спасск. монаст.); 3) воевода Михайло Ив. Наумов, 1652 г. в июне («Христ. Чт.» 1885 г. I, стр. 326), по 22 января 1654 г. («Даная выпись о Чупинской деревне... в архиве Спасск. мон.). 412 Никон был в Каргополе с мощами свят. Филиппа, 20–21 июня 1652 г. («Христ. Чт.» 1885 г. I, стр. 326).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

40 Св. Стефану Пермскому, крестителю зырян (XIV в.), как рассказывает его Житие, пермский волхв предложил пойти на испытание веры водой в проруби, но Божьей помощью святой был избавлен от этого испытания. 42 Волжский город на юге нынешней Ивановской области. Во время Смуты Юрьевец-Поволжский был одним из заметных центров народного сопротивле­ния польско-литовской интервенции; в его окрестностях в 1609 г. местное народное ополчение давало бой войскам интервентов. В ознаменование победы над ними здесь был воздвигнут храм во имя преп. Макария Желтоводского и Унженского, покровителя нижегородского ополчения. Аввакума поста­вили протопопом в церковь , посвященную Входу Господню в Иерусалим, 23 марта 1652 г.: в документах 1652 и 1653 гг. он значится как «Юрьевца Повольского Входу-Иерусалимский протопоп». 43 О бунте костромичей, поднятом на соборного протопопа Даниила, сохра­нилось обширное «сыскное дело»; зафиксированные в нем свидетельства отно­сят события к 28 августа 1652 г., следовательно, Аввакум, не заставший Даниила в Костроме, прибыл туда позже этого числа, скорее всего, в начале сентября 1652 г. Даниил, как и Аввакум, следовал программе кружка ревнителей благоче­стия; дьякон Феодор называл его в числе друзей Стефана Вонифатьева. 44 Мощи митрополита Филиппа, убитого по приказу царя Ивана Грозного, с 1591 г. находились в Соловецком монастыре, игуменом которого Филипп был до возведения в митрополиты. В 1652 г. состоялось торжественное перенесение мощей в Москву; царь Алексей Михайлович доверил эту миссию Никону, в ту пору Новгородскому митрополиту, который со свитой ездил за мощами на Соловки. В Москве раку с останками святого встречал царь и просил у митро­полита Филиппа прощения «за согрешения прадеда». 45 Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 г., и русской церкви предстояло тогда избрание нового патриарха. 46 Корнилий Казанский (ум. в 1656 г.) в 1647–1648 гг. был игуменом Макариева Желтоводского монастыря, а значит, скорее всего, знакомцем Аввакума еще по нижегородскому периоду его жизни. Очевидно, он тоже принадлежал к кружку боголюбцев, окружавших царя в это время; во всяком случае, вместе со Стефаном Вонифатьевым он был вторым конфидентом, с которым царь обсуждал кандидатуру Никона как будущего патриарха (царь писал Никону на Соловки, ожидая его в Москве: «... а сего мужа (будущего патриарха. – Н. П.) три человека ведают: я, да Казанский митрополит (т. е. Корнилий. – Н. П.), да отец мой духовной (т. е. Стефан Вонифатьев. – Н. П.) а сказывают свят муж».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

— Значит, тебя в Вихорево? — в словах звучала и забота, и какое-то недоумение. — Большое село, колхоз теперь. Церковь второй год как закрыта. Попробовали и там коллективизацию, трудно, переругались все, а толку нет. Многое еще по старинке проводится. Насчет тракторов и прочего — дело будущего. Досада, что в Братск не назначили, там можно бы устроиться, достать кое-какую работишку, все же веселее! — В Братске… как бы центр, нельзя туда таких, — не то грустя, не то удивляясь вопросу, говорил Павел. — Центр — не центр, белки все-таки по деревьям не скачут! — улыбался Лаговской. — Я слыхал, от Братска в будущем ожидают многого. Через некоторые годы начнется грандиозная стройка по Ангаре. Тайгу порубят, пути проложат. Вот тогда Братск приобретет большое значение… Но все же меня интересует твое назначение. Что будешь делать в Вихорево? Жить посылками? Вести зерновой подсчет? Выдавать книги, да есть ли они там? Его собеседник молчал. Между ними сразу оборвалась нить разговора. То, о чем говорил и даже мечтал один, не увязывалось с состоянием другого. Это сразу понял и умолк отец Владимир. Случайно бросив взгляд на лицо отца Павла, он, несмотря на скудный отсвет уходящего дня и вечернее освещение буксира, увидел на лбу, щеках и губах своего друга игру теней — пепел, воск, синеву. — Решил не думать ни о чем… — снова упали отрывистые слова. — Болен я… видишь ли… Одна мысль — добраться. Помнишь в Библии? «Иаков пошел путем своим и встретили его Ангелы Божии». Подобное и со мной. Одежда в пути задержалась — добрые люди дали свой тулуп… Сил не было — подвезли до пристани… Юноша тут один хлопочет, помогает… как сын… да, как сын родному отцу. У отца Владимира был иной путь изгнания, более ровный и вне роковых приговоров и потрясений, правда, что сначала обвинение звучало грозно. Контрреволюционер — словесного происхождения — блестящий проповедник. Вот уже пятый год, как он здесь, под Братском. Местные власти ему доверяют. В тюрьме на первых порах его продержали недолго, но в одиночке, по обвинению в «антисоветском направлении публичного слова — проповеди». Сейчас это все уже позади. Он сыт, ему платят по ставке, и скоро кончится его срок. Он начал уверять отца Павла, что и тому скостят назначенные годы, упоминал об амнистии, утешая так, сам не верил в правоту своих слов, но безмерное желание утешить и ободрить владело им. Отец Павел слушал его, не перебивая, понимал, что старый друг хочет облегчить его глубокую рану, но он знал, что эта рана неисцелима. Так сидели они рядышком на корме, впивая благодатную свежесть надвигающейся ночи, переживая радость встречи, не часто взглядывая друг на друга, а буксир все шел и шел, рассекая волну.

http://azbyka.ru/fiction/otchizna-neizve...

320 На этот чин ссылаются как первые расколоучителя, так и последующие; см. Матер. для ист. раск. т. VII, 29–30, 312, сн. 293; т. IV, 74, 75, 271 и др.; т. VI, 53, 274; Пом. отв. 5 отв. степ. 15; Керж. отв., 4 отв., 1 стат.; Вопр. Никод., 15 показ. 323 Заглавие такое: «Чин, аще кто в ереси быв, крещен сый, и к Богу обратится, либо хвалисин, либо иный еретик». 331 Это свидетельство впервые было указано Игнатием, архиеп. Олонецк., в сочин. «Истина св. Соловецк. обители». стр. 92–3. Спб., 1844, но потом забыто православными полемистами и в 1870 г. преосв. Никанором (Прав. Собес. 1870, т. I, стр. 147–52, ср. его же Бес. о перстосл., стр. 309), а в 1875 г. Н. И. Субботиным (Братск. Сл. 1875, 2, 148–152) выдано за новое. Старообрядцы сознают важность этого свидетельства и стараются заподозрить его подлинность. Онисим Швецов написал даже сочинение, в котором подверг критике один список жития пр. Александра Ошевенского и содержащееся в нем свидетельство, но Н. И. Субботин показал полную несостоятельность этой критики (Бр. Сл. 1875, отд. 2, стр. 153–181). 332 Сочинение Петрея, под заглавием «История о великом княжестве Московском», напечатано в Чтениях Император. Общ. Ист. и древн. рос. за 1865–7 гг. в отд. IV, а Олеария – «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию» – там же за 1868–70 г.г. 333 Братья Плещеевы были современники патр. Никона. В юности, по научению родителей и учителей, они молились троеперстно. Но потом, под влиянием напечатанного в московских печатных книгах наставления о двуперстии с мнимо-отеческими о нем свидетельствами, оставили троеперстие и начали креститься двуперстно, а познакомившись с Нероновым и Аввакумом, сделались даже ярыми ревнителями двуперстия и к первым распоряжениям п. Никона отнеслись враждебно. Однако, впоследствии, когда внимательно прочли некоторые статьи о троеперстии, напр., Слово Дамаскина Студита, прение Панагиота, а особенно, когда услышали торжественное заявление п. Макария в Чудовом монастыре, что все 4 восточных патриарха «со всеми сущими под ними православными христианы» крестятся троеперстно, то «мы, говорят Плещеевы о себе, слышавше и видевше сие, помянухом, яко зде древнии и многолетнии мужие и жены тако тремя первыми, купно сложенными персты знаменовахуся и мы из младенчества такожде учими от родителей наших, паче же от священников и учителей наших словеснаго наказания. И оттогда, начахом по древнему родителей наших научению и обычаю тремя первыми персты знаменоватися и людем возвещати, яко всем православным христианом подобает творити знамение честнаго креста тремя первими персты» (Братск. Сл. 1891, 1, 505–509, сн. 521–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010