Захария Мафу в Христ. Чт. 1862 г., ч. 1, стр. 635). 32) Иоасаф. Упоминается под 1628 г. (Сношений с Востоком ч. 2, стр. 51 fin.). 33) Аврамий. Упоминается под 1629 г. (Сношений с Востоком ч. II, стр. 69); в 1634 г. был в Москве за милостыней (ibid. ч. II, стр. 158). У Льва Алляция под именем Аврамия Мезапсы, бывшего прежде митрополитом Новых Патр, вероятно, этот Аврамий разумеется в числе архиепископов ахридских, принимавших унию с папой (De perpetua consensione lib. III, cap. XI, § VII, p. 1092). 34) Харитон. Упоминается под или перед 1643 и под 1644–46 годами (Сношений с Востоком ч. II, стр. 838,851 нач. и 352 fin., ч. III, рук. ля. 523, 544 fin., 553 и 573 об., – в последний раз вместе с константинопольским патриархом Иоанникием II, который вступил на престол в 1648 г.). 35) Мелетий. Упоминается одновременно с Харитоном, быв или его предшественником и потом остававшись без места, или на время восхищавши у него архиепископскую кафедру; после смерти иерусалимского патриарха Феофана (в 1644 году) пытался было занять иерусалимский патриарший престол, но за интриги был казнен великим визирем (Сношений с Востоком ч. II, стр. 343). У Льва Алляция поставлен в числе архиепископов ахридских, вступавших в унию с папой (De perpetua consensione lib. III, cap. XI, § VII, p. 1892). 36) Даниил. Упоминается под 1650 г. в малом, так называемом раскольничьем, проскинитарии Арсения Суханова , – он встречен был последним в Торговище, в Валахии, где жил тогда, может быть уже будучи в отставке, у валашского митрополита (см. Записи о беседах 11 мая и 2 июня; в нашей нового письма рукописи он называется вместо архиепископа епископом и вместо ахридонского архндонским). 37) Дионисий. Приезжал в Москву за милостыней в 1653 г. (Сношений с Востоком ч. 3, л. 711, и ч. 4, л. 1976, – недовольный полученной от царя дачей, подавал челобитную о прибавке, представляя, что он есть не простой епископ, а архиепископ, имеющий под собой 17 епископов; из записей не видно, получил ли он прибавку, но всего ему дано было 60 рублей и кроме того жалованная грамота на приезды за милостыней через каждые четыре года).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В духовном отношении патологические следствия тщеславия также многообразны. Оно приводит человека к духовной смерти 1644 , ослепляет его дух 1645 , смущает его 1646 , значительно уменьшает мыслительные способности 1647 . Тщеславие разрушает все приобретенные человеком добродетели 1648 и делает бессмысленными все его подвижнические усилия 1649 . По словам преподобного Максима Исповедника , многие действия, добрые сами по себе, перестают быть таковыми из-за тщеславия 1650 . Духовное делание и произрастающие из него добродетели имеют целью соединить человека с Богом и сделать его причастным Божественной славе. Под воздействием тщеславия человек отвращает их от естественной цели, заставляя служить своей собственной славе, дабы прославиться от людей или от самого себя, а не от Бога, как должно. Потеря плодов духовного делания и добродетелей, кроме того, что представляет сама по себе духовную катастрофу, неизбежно порождает в душе страдания: душа, лишенная самых драгоценных благ и духовных радостей, оказывается пустой, покинутой, наполняется волнениями и тревогами, считает себя обреченной на постоянную неудовлетворенность. Ибо если удовольствие, связанное с тщеславием, и может на некоторое время наполнить душу, то удерживать власть в ней оно будет недолго в силу его обособленного, скоротечного, ирреального характера, подобно питающим его телесным предметам, и в итоге будет погружать душу в разочарование и горечь. «Тщеславие есть пища, которая приятным вкусом на время услаждает душу, а после делает ее пустой, бесплодной, лишенной всех духовных плодов, так что не только губит заслуги значительных трудов, но и навлекает большее наказание» 1651 . Разрушая приобретенные добродетели, тщеславие помогает прежде всего возродиться в душе родственным страстям 1652 , затем открывает путь и всем остальным 1653 . Святые отцы относят тщеславие к трем родовым страстям, которые являются источником всех прочих. Преподобный Марк Подвижник называет его «корнем греховных желаний» 1654 , «причиной всех пороков» 1655 , «матерью зол» 1656 и учит, что эта страсть «ведет естественным образом к порабощению грехом» 1657 . Прежде всего тщеславие рождает гордость 1658 : оно является ее предшественницей 1659 , началом 1660 , матерью 1661 не только гордости, но и других грехов, связанных с ней: богохульства 1662 , осуждения 1663 и презрения к людям 1664 , духа главенства и любви к власти, ожесточения сердца 1665 , непослушания 1666 . Тщеславие равно порождает гнев 1667 и его спутников: ненависть 1668 , памятозлобие 1669 , зависть 1670 , разногласия 1671 , споры 1672 . Из него также проистекают: ложь 1673 , лицемерие 1674 , пустословие 1675 , малодушие 1676 , блуд146, сребролюбие илюбостяжание 1677 и, какмы говорили, печаль 1678 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В резолюции правительства 14 дек. было дано разрешение принимать в армию «ингейджеров» и иных лиц, не являвшихся кровными врагами «Торжественной Лиги и Завета». В результате страна оказалась расколотой. На территории Шотландии одновременно находились 4 армии: армия резолюционистов во главе с Лесли, «священная армия» ремонстрантов, отряды роялистов Миддлтона и англ. корпус Ламберта. В дек. 1650 г. «священная армия» была разбита англичанами. 1 янв. 1651 г. в Сконе Карл II был коронован королем Шотландии, причем корону на него возложил маркиз Аргайл. 4 июня 1651 г. Генеральная ассамблея аннулировала «Акт о классах», и это позволило сформировать единую армию резолюционистов, «ингейджеров» и роялистов, во главе к-рой встал король. В июле 1651 г. англичане одержали победу над шотландцами у Инверкитинга и 2 авг. взяли Перт. 3 сент. 1651 г. в битве при Вустере шотландцы были разбиты полностью, а король бежал в Голландию. К весне 1652 г. вся Шотландия была захвачена войсками Кромвеля. В этом же году английским парламентом был принят и «Закон об устроении Шотландии» (дополненный в 1654 ордонансом об объединении Англии и Шотландии). Согласно этому закону, в Шотландии упразднялся независимый парламент, но ей было дано право посылать 30 депутатов в Английский парламент. Упразднялись все таможенные барьеры между Англией и Шотландией, вводилась англ. система судопроизводства и налогообложения. Конфискованные у шотл. роялистов земли передавались в руки англ. нового дворянства (офицеров армии Кромвеля), а оставшаяся часть распродавалась на аукционах. В 1653 г. была упразднена Генеральная ассамблея. Реставрация Стюартов (1660) ставила целью достижение в Шотландии религ. компромисса, как при Якове VI. Карл II, придя к власти, отказался от подтверждения клятвы «Торжественной Лиге и Национальному Завету», однако возобновил деятельность шотландского парламента. Вновь избранный парламент страны начал работу 8 мая 1661 г. Комитет статей был восстановлен в том виде, к-рый он приобрел при Карле I, вновь вступили в силу «Пять Пертских статей», восстановлены светские права епископов. Джеймс Шарп был назначен архиепископом Сент-Андрусе и Примасом Шотландии. Законодательство времен движения К. было аннулировано. В мае 1662 г. были изданы Акты единообразия (Acts of Uniformity), к-рые делали принадлежность к англикан. Церкви необходимым условием для права на пасторское служение и получение доходов с церковных владений; ок. 2 тыс. пресвитерианских пасторов были вынуждены покинуть свои приходы. Хотя реставрация и была принята в стране, недовольство зрело среди К., выступавших за неукоснительное выполнение положений «Торжественной Лиги и Национального Завета».

http://pravenc.ru/text/1841608.html

Если и в раннее время религиозно-культурной жизни греков и римлян не было недостатка в известных элементах аскетизма, 1647 то с появлением пифагореизма уже значительная часть духовных вождей греческого народа начинает применять аскетическую практику; 1648 а к концу античного духовного развития система аскетизма среди эллино-римского образованного мира достигла могущественного влияния; 1649 к концу же дохристианской эпохи аскетические явления выступают здесь уже с очень значительной силой и в заметной форме, так что греческий народ, в начале своей истории почти не аскетический, теперь сделался главным средоточием аскетических стремлений. 1650 Ветхозаветный народ Божий уже в еврейски – канонический период проявляет в своем нравственном поведении и некоторые черты аскетических стремлений. Эти последние принадлежат частью к диэтической, частью к половой области, и уже в (до – пленное) время проявляется в значительном числе примеров. 1651 К всеобщим народным обычаям, соблюдаемым как пресвитерским сословием, так и народом, принадлежат посты . Они употребляются здесь или как посты траура для выражений печали, вследствие тяжелых потерь, или для выражения покаянной скорби, или по поводу тяжелых происшествий с отдельными лицами или, наконец, как подвиг целой наций под впечатлением строгого посещения наказующей десницы Божией. 1652 К осуществлению полового аскетизма был обязан не целый народ, но только пресвитерское сословие, и то только в определенных отношениях и в конкретных случаях, – в известные, определенные богослужебные времена человек не должен был приближаться к женщине. 1653 Ветхий Завет не знает аскетизма бедности, но он заповедует обязанность труда. 1654 Вопрос, знала ли еврейская древность также общественное проявление, специальное осуществление аскетизма и благоприятствовала ли она ему, – решается Zöckler’oм отрицательно. 1655 Факты, приводимые обычно в доказательство противного, получают в его освещении другой смысл, по сравнению с тем, какой ему придается обычно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Одинаков с остальными частями и способ цитации Иринеем учения гностиков. Некоторые выражения он приводит буквально. Таковы, вероятно: в 24, 6 – «ибо говорят они: ты знай всех, а тебя пусть никто не знает» 1650 или в 27,3: «к этой хуле... присоединял он (Маркион)... следующее (et hoc): Каин и ему подобные» и т. д. 1651 Большую же часть учения св. отец передает через вставки также обычных у него выражений: «aiunt», «ait», «inquit», «demonstravit» и т. п. 1652 Ссылается он и на собственные сочинения карпократиан 1653 и Маркиона, 1654 очевидно, известные ему непосредственно. Точно также часто прерывает изложение обличением еретиков, 1655 своими замечаниями, 1656 что, как мы видели, имеет место и в других частях I книги. 1657 Некоторые сведения, по всей вероятности, получены были Иринеем непосредственно от очевидцев поведения гностиков, 1658 как и о маркианах. 1659 Нельзя также признать основательным и третье доказательство Липсия (об изменении первоначальной цели написания Contra haereses). Уже Гарнак, в выводах согласный с названным ученым, отвергает это доказательство, как не соответствующее действительному положению вещей. 1660 И совершенно справедливо. Правда, в предисловии к I книге Ириней говорит о своем намерении изложить учение валентиниан, не упоминая о других гностиках. 1661 Однако эти слова указывают лишь на ближайшую цель его труда и ничуть не отвергают и не исключают другой, более главной и общей – опровержения всех еретиков. Нельзя забывать, что Contra haereses, прежде всего, шло навстречу нуждам и потребностям своего времени и места. А тогда в Галлии и Малой Азии из гностиков особенно деятельными являлись именно последователи Птолемея, Марка и других валентиниан. Поэтому-то Ириней и говорит о них прежде и более других. Интересен, однако, взгляд его на валентиниан. Они фигурируют у него в качестве представителей и заместителей других гностиков, а учение их он рассматривает как «сокращение всех еретиков (recapitulatio omnium haereticorum)». 1662 Отсюда – опровержение валентиниан равносильно у Иринея опровержению всех гностиков. 1663

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

землевладельцам сохранение собственности. Обещания проводить политику веротерпимости и вернуть занятые протестантами храмы в собственность католич. Церкви даны не были. Последовавшие поражения войск конфедерации от армий сторонников ирл. парламента в битвах при Данганском холме и при Нокнануссе (1647) убедили Верховный совет в необходимости заключить союз с королевской властью. По новому соглашению («Второй Ормондов мир»; 1649) католики не получили свободы вероисповедания, а лишь освобождались от присяги англ. королю как главе англикан. Церкви Ирландии; гарантировались сохранение собственности землевладельцев и приобретения ирландцев после 1641 г.; за преступления против англ. колонистов, совершенные в ходе восстания и последующей войны, полагалась амнистия. В обмен войска конфедерации должны были перейти под рук. королевских генералов. Не все члены конфедерации одобрили мирный договор, заключенный на таких условиях, что привело к войне между сторонниками англ. короля (KapлaI , а после его казни в 1649 — KapлaII ) и его противниками. Для подавления восстания в И. высадились войска англ. парламента (авг. 1649) под командованием О. Кромвеля и его зятя Г. Айртона. Действия Кромвеля были продолжением гражданской войны в Англии и имели целью уничтожить сторонников KapлaII , среди к-рых центральной фигурой был маркиз Ормонд. В 1649–1653 гг. армии Кромвеля удалось разгромить основные силы Ирландской конфедерации и победить в развернувшейся партизанской войне. Завоевание И. происходило без крупных сражений (за исключением битвы при Ратмайнсе в начале военных действий). Войска англ. парламента захватывали города, и за 9 месяцев Кромвель покорил весь остров. В завоеванных землях проводилась жестокая политика по отношению к местному ирл. населению, особенно в начале кампании: в захваченной Дроэде по приказу Кромвеля были убиты все оставшиеся в живых солдаты гарнизона, а также присутствовавшие в городе католич. священники; командовавший силами ирландцев в битве у замка Скаррифхоллис (1650) католич.

http://sedmitza.ru/text/2558539.html

Его в равной мере не устраивает и современная западная цивилизация, и положение России. Оценки Бочковым тогдашнего состояния мира и картин современной цивилизации окрашиваются у него в апокалиптические тона. Вот строки о России: «Со времен Романовых она, как тело, росла, ширилась, боролась с болезнями внутренними и наружными, а в наше время все соки уже истощены, всё пришло в брожение, близкое к гноению и разложению», — пишет Бочков. Он находит, что в России «зло не пресекается: появились партии, множится число нигилистов, дворянство и купечество разлагается, крестьяне пьянствуют. Все напряжено так, что котел уже кипит, а между тем подбрасывается непрестанно к нему горючих материалов». Подобное, по мнению Бочкова, уже было в Европе перед 1848 годом. Со всем этим связано и удаление общества от веры отцов. Опыта Западной Европы и Америки Бочков не приемлет. «Поэтому я так полагаю — конец близок», — писал он в середине 1860-х годов [ 1650 ]. «Для России я не предвижу ничего доброго от общего ослабления нравов. От обеднения крестьян, от вырубки лесов, от расстройства финансов, от огромных окладов высших сановников… Народ еще многого не знает, что делается в высших сферах: когда узнает — будет худо», — рассуждал Бочков в письмах к Е. Н. Шаховой [ 1651 ]. В систему всеобщего разложения, казалось, органически входят монастыри и монашество. Игумен Антоний Бочков, как и архимандрит Игнатий Брянчанинов, взгляды которого он полностью разделял, порой исключительно резко и сурово критиковали современные им монастырские порядки и монашеские нравы [ 1652 ]. «Окидывая умом и глазами Восток и Россию, приходишь к тому убеждению, что правильное монашество сошло с лица земли», — писал Бочков [ 1653 ]. «Монашество в последние 150 лет вследствие разных обстоятельств сделалось чиновничеством, не более; цель чисто мирская; возвышение, обогащение, position sociale», — отмечал он в другом месте [ 1654 ]. Эта чрезмерная критика переносилась им и на все современное ему православие: «Наше православие, по моему слабому и темному взгляду, по букве — обветшало.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1650 г. появилось много публичных оперных театров, горожане стали соприкасаться со значительными явлениями муз. жизни не только на мессах в дни больших праздников, но и во время новых оперных спектаклей, финансово доступных для разных слоев населения. Потому не случайно, что самые значительные композиторы сер. и 2-й пол. XVII в.- это прежде всего плодовитые авторы опер и/или музыканты из городов с богатой театральной жизнью: среди них помимо Монтеверди и его ученика Джованни Роветты (1595/97-1668) - Кавалли, Каццати и Джованни Легренци (1626-1690). Дж. Роветта. Мотеты. Венеция, 1635. Титульный лист Дж. Роветта. Мотеты. Венеция, 1635. Титульный лист Уровень профессионализма и виртуозности исполнителей возрастал, что делало карьеру оперного певца более привлекательной в сравнении со службой в церковных капеллах; церковный репертуар все более менялся из-за приспособления к разнообразным вокально-инструментальным ансамблям; в крупнейших церквах помимо хоров начали формироваться настоящие оркестры. Такие композиторы, как Арканджело Корелли (1653-1713) (в числе др.- Дж. Габриели, Джакомо Перти (1661-1756) и Джованни Баттиста Витали (1632-1692)), очень скоро стали восприниматься как идеальный образ церковного музыканта, виртуозно владевшего инструментом, автора сонат da chiesa и инструментальных канцон, все чаще заменявших органные пьесы в составе проприя мессы и на вечерне. Дж. Легренци. Портрет. XVIII в. (Международный муз. музей и б-ка, Болонья) Дж. Легренци. Портрет. XVIII в. (Международный муз. музей и б-ка, Болонья) Спад интереса к церковной музыке среди итал. композиторов отразился на муз. изд-вах, к-рые в годы кризиса были вынуждены перепечатывать муз. сочинения, созданные в первые 2 десятилетия XVII в. Об этом свидетельствуют каталог издательства Винченти 1649 г. (в те годы единственной действующей нотопечатной мастерской в Сев. Италии) и возвращение традиции рукописного копирования нот. В сочинениях, рассчитанных на малые составы, стали заметны черты оперной и инструментальной стилистики; в рим.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

1 Ср. Лк. 11:47. 1619 Ср. Лк. 11:48. 1620 Ср. Исх. 20:5. 1621 Ср. Лк. 11:52. 1622 См. Ис. 7:9. 1623 Ср. Кол. 2:22; Ис. 29:13. 1624 Ср.: Ис. 29:13. 1625 См.: Лк.12:1. 1626 Конъектура Кройманна. Согласно рукописному чтению: «а не в отношении иного, в отношении которого лицемерие было бы допустимым». 1627 Вставка Кройманна. 1628 Ср.: Лк. 11:52. 1629 Ср.: Лк. 12:2. 1630 См.: Мф. 12:24. 1631 Ср.: Лк. 12:3. 1632 См.: Лк. 12:4. 1633 См.: Ис. 57:1. 1634 Си:.Лк. 12:5. 1635 Исправление Кройманна. В рукописи: «должны будут быть убиты перед людьми». 1636 Ср.: Лк. 12:4. 1637 См.: Лк. 12:9. 1638 Вставка Кройманна. 1639 Ср.: Лк. 12: И. 1640 См.: .Як. 12:12. 1641 Ср.: Числ. 22:1—6. 1642 Ср.: Числ. 23:7—10, 18—24; 24:1—9, 15—24. 1643 Ср.: Числ. 22:7—8, 15—19, 36—38. 1644 См.: Исх. 2:13—14. 1645 Ср.: Лк. 12:13—14. 1646 См.: Лк. 12:14. 1647 Т. е. Моисея, ср.: Исх. 2:14. 1648 Ср.: Пс. 113 112:7. 1649 Ср.: .Лк. 12:16—19. 1650 См.: Лк. 12:20. 1651 Вставка Кройманна. 1652 Ср.: Ис. 39:2, 5—7. 1653 Ср. Лк. 12:22. 1654 Ср. Лк. 12:23. 1655 Ср. Лк. 12:24. 1656 Ср. Лк. 12:27. 1657 Ср. Лк. 12:28. 1658 См.: Лк. 12:30. 1659 Там же. 1660 Пунктуация Кройманна. Согласно рукописи: «Если указывает на их Творца». 1661 Вставка Кройманна. 1662 Конъектура Кройманна. В рукописи: «знает». 1663 Ср.: Tert. Adv. Marc., IV, 29,2. 1664 См.: Лк. 12:31. 1665 Ср:.Лк. 12:36 сл. 1666 Т. е. выведение полного соответствия содержащегося в них образа его прототипу. 1667 Ср:.Лк. 12:36—37. 1668 Ср.: Л к. 12:35. 1669 Ср.: Л к. 12:36. 1670 Ср.: Лк. 12:39. 1671 Ср.: Лк. 12:40. 1672 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Творца». 1673 Ср.: Лк. 12:41—46. 1674 Вставка Кройманна. 1675 Игра слов: temperare temptant. 1676 Ср.: Лк. 12:47—48. 1677 Ср.: Лк. 9:54—55. 1678 Ср.: Быт. 19:24. 1679 Вставка Кройманна. 1680 См.: Пс. 97 96:3. 1681 См.: Ос. 8:14. 1682 См.: Иер. 4:4; ср.: 21:12. 1683 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1684 Согласно другому, предлагаемому издателями, чтению: «Когда Он Содом и Гоморру спалил огненным ливнем, когда было пропето: Перед Ним пойдет огонь и сожжет врагов Его, когда Он угрожал через Осию: Пошлю огонь на города Иудеи, или через Исаию: Огонь возгорелся из негодования Моего — Он, пожалуй, не лжет. Если Он не Тот, Кто издал Свой глас из ежевичного куста, также пылающего, посмотри, на каком понимании огня ты оказываешься настаивающим».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

1642 И Христос, показывая это, будучи напоминающим, а не изглаживающим из памяти древность (речь идет о Его ), назвал силу Божью перстом Божьим, силу, которую следует понимать как принадлежащую не другому, но Тому, у Которого она так была названа. Следовательно, и Царствие Того приблизилось, Чья сила была названа перстом. 12. Итак, с полным основанием Он обратился к притче о том сильном с оружием, которого одолел другой более сильный 1643 , о князе бесов, названном выше Вельзевулом и сатаной, показывая, что перстом Бога побежден он, а не Творец, покоренный иным богом. Впрочем, каким образом до сих пор стояло бы в своих пределах, со своими законами и свойствами Царствие Того, Которого – пусть и при сохранении мира в целости – тот, более сильный, бог Маркиона даже таким образом мог бы казаться победившим, если бы маркиониты, исчезая в земле, 1644 не умирали по Его (Творца) закону, часто научаемые даже скорпионом, что Творец не побежден? 13. Восклицает женщина из толпы, что блаженно чрево, которое Его носило, и сосцы, которые Его питали; 1645 и Господь: Напротив, блаженны те, которые слово Божье слушают и исполняют. 1646 Что же? 1647 Он и прежде отвергал как Матерь, так и братьев, 1648 предпочитая слушающих Бога и подчиняющихся Ему; 1649 действительно, Матерь и здесь не помогала Ему. Он и прежде не отрицал рождение, поскольку, оказавшись вновь в подобной ситуации, точно так же отнес на счет учеников счастье, приписываемое утробе и сосцам Его Матери, чего не сделал бы, если бы Ее не существовало. Глава 27. Об очищении чаши, о неудобоносимых бременах, о «горе», произнесенном Христом (ср.: Евангелие от Луки, 11:29–52) 1 . Для меня предпочтительнее в другом месте оправдывать то, что маркиониты осуждают в Творце. Здесь же достаточно, если оно обнаруживается и во Христе . Вот и он оказывается изменчивым, непостоянным, легкомысленным, учащим одному, делающим другое: приказывает давать всякому просящему, 1650 а сам не дает знамение просящим; 1651 он столько времени скрывал свой свет от людей – и отрицает, что светильник должно прятать, но утверждает, что его следует поставить на подсвечнике, чтобы он светил всем; 1652 он запрещает проклинать в ответ 1653 – гораздо больше, конечно, проклятия – и бросает «Горе!» фарисеям и учителям Закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010