Вексель есть доказательство долга в пользу того, у кого в руках находится; следовательно нахождение его в руках у векселедателя служит доказательством уплаты, разве бы оказалось, что он был потерян и дошел в его руки неправильно (Касс. реш. 1875 г., N 68). По заемному письму можно доказывать уплату, хотя бы и не было платежной расписки и заемное письмо не находилось в руках у должника. Но по векселю векселедатель обязан платить всякому, от кого он будет представлен, и потому должен при уплате потребовать от держателя вексель с платежной надписью; в противном случае обязан ответствовать перед всяким векселедержателем, хотя бы до того уже рассчитался с одним из посредствующих надписателей (Касс. реш. 1875 г., N 140; 1878 г., N 96). Зачет платежей. Вопрос о том, к какому именно обязательству относится платежная расписка, может быть разрешен не только по содержанию самой расписки, но и по соображению с другими обстоятельствами дела (Касс. реш. 1876 г., N 159). По законам о закладных (1554, 1642, 1649; 1650, 1653 Зак. Гражд.; 159 и 187 Нот. Пол. и 39 и 101 Врем. Прав. Нотар.) недействительны такого рода сделки, по коим залогодержатель присвоил бы себе право обеспечения залоговым актом не первоначально, а какого-либо последующего долга залогодателя, не обеспеченного совершением новой закладной, и относил бы получение уплаты по залоговому акту к погашению последующего долга, считая закладную неоплаченной в отношении долга, который первоначально был по ней сделан (Касс. реш. 1877 г., N 137. Рассуждение Палаты, не отвергнутое Сенатом). Вместо наличного платежа могут служить другие способы, которые с выгодой заменяют его там, где, при развитии промышленности и торговли и при умножении сделок, происходят частые и разнообразные обмены ценностей между лицами, состоящими в частом или постоянном взаимном сношении. Кроме переводов и зачетов разного рода, о коих было уже упомянуто, следует указать в особенности на употребительное в наше время учреждение текущего счета (contro corrente, compte courant), первообраз коего многие усматривают еще в хозяйстве древнего Рима, в виде т. наз. codices accepti et expensi.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Сыновья еще учились, а дочери, насколько сил и уменья было, помогали матери в ее трудовой жизни. В 1836 году София Ивановна вышла замуж [ 1650 ] — брак по любви — за человека, богатого умственными капиталами, и немедленно уехала [ 1651 ] с ним в Петербург. В те далекие времена трудно было, даже труднее, чем теперь, пристроиться к месту человеку — будь хоть он семи пядей во лбу, — не имеющему ни связей, ни туго набитого кошелька. Пришлось служить первые месяцы без жалованья. К счастью, нашлась работа по силам: первый опыт их переводов был помещен в Энциклопедическом словаре Плюшара [ 1652 ]. Деньги платились большие, но условие было тяжелое: если на писаной странице было более трех поправок от редакции — страница не шла в расчет. К счастью, редакция была замечательно добросовестная и доброжелательная к труженикам-переводчикам. Работа нашлась и у Масальского, издававшего отдельные романы [ 1653 ]. Кроме того, Кашкин [ 1654 ], старый знакомый и содержатель собранной его трудами Библиотеки для чтения книг, заказал им перевод Музыкальной школы Калькбреннера [ 1655 ]. Кашкин тоже был замечательной личностью Воронежа, подобно Кольцову и Никитину, он самоучкой добился такого знания в музыке и науке, какими не всякий ученый обладает. Жестокая простуда уложила Софию Ивановну в постель. Доктора присудили ее к чахотке и смерти с разлитием Невы, но обещали торжество молодости и хорошего сложения, если немедленно увезти ее в более теплый климат. Муж принял первое место [ 1656 ] и уехал с нею в Астрахань. Тут они с 1838 до 1842 года. Время жгучих впечатлений во всем, что дорого сердцу! Она похоронила тут трех детей и, наконец, мужа… Первые слова, которые донеслись до слуха ее рассудка, после многих недель мрака и воспаления в мозгу, были слова ее двухлетнего сына [ 1657 ], который с плачем говорил утешающей его крестной матери, незабвенной С. Ф. Тимирязевой [ 1658 ]: «Ничего не хочу, только маму мне надо!» Гальванический ток пробежал по телу, жизнь, покидавшая уже рассудок и сердце, забилась свежею струею, голова просветлела, руки охватили ребенка, и она мысленно дала слово жить для него… Потекли однообразные непрерывные годы трудовой жизни и забвения всего, чтоб исполнить свой долг… Несмотря на жгучие страдания, Астрахань памятна ей и по светлым личностям, посланным Провидением, чтобы сберечь ее от отчаяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

По мнению Кузнецова, центр тяжести должен быть именно в правильно организованном Синоде. За восстановление патриаршества выступил А. И. Алмазов 1650 . 5 мая дискуссия о патриаршестве была продолжена, причем на заседании присутствовало уже 25 человек. Против патриаршества выступил профессор по кафедре русской церковной истории Киевской академии протоиерей о. Ф. И. Титов, считавший, что «Русское патриаршество было учреждено главным образом по политическим соображениям, с целью большего возвышения Москвы как нового Рима, для возвышения нашей государственности», оно не принесло «лучшего устроения церковной жизни» 1651 , увеличив беспорядки в Церкви, следствием чего и стал раскол. Он считал патриаршество лишь блестящей декорацией, ибо «не было действительно жизненной связи ни с иерархией, ни с духовенством, ни с народом»; патриарх «стоял слишком высоко и далеко от них» 1652 . По мнению о. Титова, надо просто дать Синоду председателя, титул при этом не важен; неканоничность петровской реформы он видел в отсутствии у Синода главы. Профессора С. Т. Голубев , А. И. Алмазов 1653 , И. С. Бердников 1654 возражали Титову, которого поддержал его коллега по КДА В. З. Завитневич, определив патриаршество как «мертвый труп», воскрешать который «нецелесообразно и антиисторично» 1655 . «Для всякого исторически образованного и наблюдательного человека очевидно, что история постановила нашу жизнь на путь развития законности и проведения ее в глубь общественного организма, – говорил Завитневич. – В ходе исторической эволюции такое движение всегда сопровождалось и сопровождается раскрепощением личности, ослаблением централизации общественных сил и возникновением мелких правительственных центров, непосредственно ответственных пред сильным законом, исконным врагом бюрократического произвола, неизменного союзника централизации» 1656 . Против патриаршества высказался также А. И. Бриллиантов , полагая, что патриаршество не согласно «с духом и основными требованиями канонов» 1657 . Заседания 1, 3, 5 и 12 мая дали возможность высказаться почти всем участникам, причем по нескольку раз. Наибольшей активностью отличались А. И. Алмазов , И. И. Соколов , Н. С. Суворов , И. С. Бердников , С. Т. Голубев , о. Ф. И. Титов, В. 3. Завитневич, Н. П. Аксаков , Н. А. Заозерский , Н. Д. Кузнецов .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Почин в этом направлении был сделан знаменитым эмбриологом К. фон-Бэром ещё в 70-х годах XIX столетия; он вместо Zweck, zweckmässig (– keit) вводит термины Ziel, zielstrebig ( – keit) потому, что эти последние термины менее напоминают предвзятое намерение 1650 . Некоторые переводчики даже так и переводят – Zweck – «намерение», а Ziel – «цель», чтобы подчеркнуть эту разницу; во всяком случае, термин Zielstrebigkeit – «целестремительность» – уже вошёл во всеобщее пользование. Сам Бэр так мотивирует необходимость такой терминологии: Ziel – понятие более неопределённое, благодаря чему оно заключает в себе и понятие Zweck; однако, оно не предполагает, как —112— это последнее (Zweck) сознания. Das Ziel есть конец движения и совершенно не заключает необходимости или принуждения. «Zweck», по нашему немецкому словоупотреблению, есть сознательно избранная Ziel, почему Zweck и не должна разыскиваться в природе» 1651 . В русском языке трудно передать эту разницу между Ziel и Zweck: мы имеем лишь одно слово для обоих случаев: перевести Zweck – «нам ранее» – можно лишь с большой натяжкой, но и то нельзя образовать точного термина соответствующего слову «zweckmässig»; всё равно, приходится переводить его «целесообразный». Как бы то ни было, из этого анализа понятий и терминов мы видим, что «целестремительность» означает, во-первых – непреднамеренность цели, во-вторых – наличность активного элемента, «стремительности». Можно, конечно, спорить относительно пригодности этого термина: напр. Кениг думает, что он отнюдь не устраняет необходимости предположения целестановления (Zwecksetzung), а лишь сглаживает, затушевывает её; Бэру не удаётся устранить подразумевающуюся ставящую цели разумность или реализующую цели волю 1652 . Эйслер же думает, что «целестремительность вполне мыслима и не заключает в себе ничего мистического; её надо понимать в смысле тенденции существа к изменению неприспособленного, неприятного и восстановления подходящего, приятного или, по крайней мере, выносимого состояния» 1653 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ко времени, когда Фокс начал служение странствующего проповедника, в Норт-Мидленде и на северо-западе Англии уже существовали религ. группы, к-рые собирались без пастора и проводили богослужения в молчаливом ожидании «внутреннего озарения». На момент возникновения движения К. в брит. обществе насчитывалось ок. 300 народных сект и религ. течений, каждое из которых выдвигало собственные вероисповедальные и социальные доктрины. После реставрации династии Стюартов большинство из этих групп прекратили свою деятельность, и только квакерское движение оказалось единственным направлением нонконформизма, сохранившимся как учение и орг-ция. Первая волна проповедничества и период гонений Строгое следование принципам своей веры влияло на внешний вид К., их обычаи и поведение. Исходя из принципа равенства всех перед Богом, они отказывались снимать шляпы перед представителями высшего сословия и кланяться вельможам. Следуя наставлениям Нагорной проповеди (Мф 5. 34-37), они отказывались давать клятву верности в судах и приносить присягу. Они даже пытались повлиять на политическую жизнь: Фокс и его сторонники неоднократно обращались с призывами к парламенту, в 1656 г. Фокс предложил О. Кромвелю сложить венец протекторской власти к ногам Иисуса. Это был вызов иерархической структуре и политическому устройству общества. Представители светской власти, а также католики и англикане враждебно относились к «друзьям истины». Собрание квакеров в Лондоне в 1809 г. Гравюра. Нач. XIX в. Собрание квакеров в Лондоне в 1809 г. Гравюра. Нач. XIX в. Преследования К. характерны для всего XVII в.: и для времени Республики, и для периода Протектората Кромвеля (1653-1658), и после реставрации Стюартов. Между 1650 и 1687 гг. ок. 13 тыс. К. были заключены в тюрьмы, 198 сосланы на каторгу, 338 умерли в местах заключения или скончались от полученных во время избиений ран ( Gillman. 1997. P. 46). После прихода к власти кор. Карла II в кон. мая - нач. июня 1660 г. Фокс был арестован и посажен в тюрьму в Ланкастере как «подозреваемый в том, что является постоянным нарушителем мира в обществе, врагом королю и главным зачинщиком квакерской секты и за то, что вместе с другими такими же, как он, фанатиками недавно попытался поднять восстание и ввергнуть все королевство в кровопролитие» ( Fox.

http://pravenc.ru/text/1684005.html

Но Миссенгейм собственно присылан был в Москву королём для совращения царя в лютеранство, которого он – король был горячим поборником, и чтобы миссионеру лютеранства поручили у нас заведение книгопечатания, это есть дело совершенно невероятное. При том, вовсе и неизвестно положительным образом, чтобы Миссенгейм был книгопечатником. Король пишет в послании к царю, что посылает с Миссенгеймом библии (в Лютеровом переводе) и другие две книги, в которых содержится сущность нашей христианской (лютеранской) веры (катехизисы) и что если книги в Москве будут приняты и одобрены, то он – Миссенгейм позаботится, чтобы они переведены были на русский язык и напечатаны во многих тысячах экземпляров». «Позаботится напечатать во многих тысячах экземпляров», ad multa exemplarium millia excudi curet, скорее должно быть понимаемо не так, что Миссенгейм заведёт для напечатания типографию в Москве, ибо это была бы очень длинная история, а так, что он закажет напечатать за границей. Письмо Христиана к царю издано Снегирёвым в Русском историческом сборнике Погодина, т. 4, стр. 117. См. нашу статейку: «К вопросу о начале книгопечатания в Москве», помещённую в февральской книжке «Богословского Вестника» за 1895 год. 1650 Как это видно из послания к нему Максима, писанного после низвержения его с кафедры, – Казанское издание II, 367. См. о послании ниже. 1651 Но несправедливо отожествляется с братом преподобного Иосифа Акакием, см. К. И. Невоструева Рецензию на книгу Хрущова: «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоколамского», стр. 13 fin.. 1653 Тот сборник, предисловие которого, «сказующе вкратце силу книжки сея», начинается: «Настоящая новосъчиненая книжка дар есть всесвятаго и покланяемаго Духа», – рукописи МДА и (что составитель сборника, говорящий в предисловии о Максиме в третьем лице, есть сам он, см. ниже, в обзоре литературных трудов Максима). 1654 По отзыву, читаемому в одном из сказаний о Максиме, см. Описание Синодальных рукописей Горского и Невоструева лист 26 (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Каждый человек призван совершать «путь от образа к подобию», и человеческая личность должна рассматриваться не статически, а динамически, «как открытая и находящаяся в постоянном развитии реальность» 1647 . Даже телесная смерть может быть рассмотрена в этой перспективе как «стадия роста» нашей личности 1648 . Более того, «не только на земле, но не в меньшей мере и на небе, возрастание – неотъемлемая черта человеческой личности» 1649 . И, «поскольку Бог бесконечен», это постоянное движение вперед «оказывается безграничным» 1650 . Рассуждая о динамической природе человеческой личности, митр. Каллист вводит понятия «эсхатологической личности» и «прославленной личности», которые отражают чудесные потенциальные возможности, будущее состояние личности, достигшей воскресения из мертвых 1651 . Преосв. Каллист отмечает возможность и отрицательной динамики личности: человек зачастую склонен бояться всего нового 1652 , не принимать «страдательного» аспекта роста, избегать «пути Христа», и потому может постепенно де-персонализироваться 1653 . Поэтому в нынешнем состоянии человеческая личность в течение жизни может возрастать к своей подлинности, если только она готова «дать в себе место» самопожертвованию и смерти того, к чему она привыкла 1654 . Критерием правильной направленности вектора роста личности является «углубление наших личных отношений с другими людьми» и Богом 1655 . Таким образом, общение признается митр. Каллистом одновременно и средством, и целью личностной динамики. Благодарение, священство, царство, логосность и творчество как свойства личности Следующим свойством человеческой личности митр. Каллист признает способность и потребность благодарения. Благодарение, евхаристическая природа человека, соответствуют священническому призванию человека в тварном мире 1656 , разумности-логосности человеческой личности 1657 , ее нравственности, как ответственной за бытие других людей 1658 и всего тварного мира 1659 . «Примирение и мир суть фундаментальные аспекты нашей личностности» 1660 , являющейся священным «посредником» 1661 , «мостом и местом встречи» творения и Бога 1662 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В Москве центром критики правки книг и нового обряда стал дом богатой и влиятельной боярыни Феодосьи Прокопьевны Морозовой, вдовы Глеба Ивановича Морозова, брата Бориса Морозова, бывшего временщика и воспитателя царя. Дочь окольничего П. Ф. Соковнина, близкого родственника и дворецкого царицы Марии Ильиничны, она занимала самое высокое место при дворе царицы. Она приходилась племянницей М. А. Ртищеву и двоюродной сестрой его сыну Федору Ртищеву, который в это время стоял во главе приказа Большого Ртищев хотя уже не был так близок царю, как в годы их молодости, но все же оставался одним из самых выдающихся по положению лиц при дворе и в правительстве. Благодаря своему родству и связям Морозова могла себе позволить в течение долгих лет занимать независимое положение, и ее дом стал пристанищем сторонников старой веры. В нем находили приют, защиту и покровительство юродивые и странники, вожди традиционалистов и нередко изгнанные из монастырей за стояние за старую веру монахи. Здесь же поселился и Аввакум, вернувшийся в начале 1664 года из сибирской ссылки, а сама Морозова сразу же стала его духовной дочерью. Сосланный в 1653 году в Тобольск, протопоп не долго остался в этом центре новых русских поселений в Азии. В 1655 году по распоряжению Никона его отправили как армейского священника при экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, которому поручалось привести под высокую руку царя забайкальских или, как их тогда называли, даурских бурят и других Только в 1664 году Неронову удалось добиться от Алексея Михайловича разрешения протопопу вернуться в Москву. Аввакум, как и бывший в Сибири поп Лазарь из Романова-Борисоглебска, за годы своего пребывания в ссылке много сделал для распространения своих идей. Несмотря на все лишения ссылки Аввакум вернулся в столицу с твердым желанием продолжать Упорный протопоп не отдавал себе отчета, что ему разрешили вернуться в Москву вовсе не как защитнику старого обряда, а как врагу Никона, с которым теперь боролись царь и его окружение. Добившись удаления крутого патриарха, ни Алексей Михайлович, ни двор совершенно не были намерены приостановить развитие секуляризационных мероприятий и вернуться к обстоятельствам конца 1640-х и начала 1650-х годов, когда протопопы-боголюбцы играли решающую роль в церковных делах и стремились провести дальнейшее оцерковление государства и общества.

http://sedmitza.ru/lib/text/439538/

Эрхарда в мон-ре Нидермюнстер в Регенсбурге). Мощи И. были открыты между 1001/04 и 1019/20 гг. при активном участии Герхарда, 1-го аббата муж. мон-ря Зеон, и Туты, аббатисы мон-ря Фрауэнкимзе. По мнению Х. Допша, саркофаг был открыт по приказу имп. Генриха II , что могло быть связано с планируемым строительством новой монастырской церкви ( Dopsch. 2006. S. 194). Аббат Герхард распорядился, чтобы в саркофаг с мощами положили свинцовую табличку со стихотворной памятной надписью (сохр. до наст. времени), где сообщается об аристократическом происхождении И. и о том, что в течение долгого времени она была аббатисой мон-ря. Вероятно, тогда же на саркофаге высекли стихотворную эпитафию ( Schlecht. 1921; Bauerreiss. 1932; впрочем, есть и противники этой т. зр.- см.: Strecker. 1924). Череп И. был перенесен в аббатство Зеон. В 1468 г., в ходе перестройки церкви, оригинальная крышка саркофага была сломана. В 1476 г. аббатиса Магдалена Ауэр фон Винкель (1467-1494) распорядилась вырезать новую надгробную плиту из красного мрамора, на к-рую перенесли (без последней строки) эпитафию XI в. (сохр. неопубл. описание этих работ историка Петера Франка, о нем см.: MGH. Antiquitates. Poet. Lat. T. 5. Fasc. 1/2. P. 327). Реликварий с мощами блж. Ирменгарды у алтаря капеллы мон-ря Фрауенкимзе Реликварий с мощами блж. Ирменгарды у алтаря капеллы мон-ря Фрауенкимзе 20 окт. 1631 г. по приказу занимавшейся сбором древних реликвий аббатисы Фрауэнкимзе Магдалены Хайденбухер (1609-1650) и с одобрения Зальцбургского архиеп. Париса Лодрона (1619-1653) саркофаг был вновь открыт. Согласно дневнику настоятельницы, сама И., явившись аббатисе, попросила перенести свои останки в более подходящее место. Мощи поместили в небольшой саркофаг из красного мрамора, хранившийся в деревянном контейнере, к-рый установили в освященной во имя И. капелле монастырской церкви. Вокруг контейнера возвели решетку, куда была включена обнаруженная при вскрытии памятная свинцовая табличка со стихотворной надписью. Перенесение мощей сопровождалось торжественной процессией и раздачей милостыни, т.

http://pravenc.ru/text/674069.html

1646 Затем он складывает его, читая Трисвятое. Рубрика кодекса Синод. 366 (680) XVI в. еще более замысловата. После Символа веры священник трижды помещает покров себе на голову, покрывая лицо и произнося Трисвятое. 1647 Возможно, происхождение этой практики объясняется изначальными размерами аера. Как указывает множество источников, воздух был настолько большим, что требовалось усилие нескольких священнослужителей, чтобы снять его с даров. 1648 Единственной возможностью было пронести аер над головой предстоятеля и свернуть позади него. Так по крайней мере предписывается рубриками русской литургической реформы 16661667 гг., которые гласят, что аер снимается над головой епископа и сворачивается созади его. 1649 Символика сошествия Святого Духа, которую Севир Антиохийский применил к веянию аером во фрагменте, приведенном ранее, мог также повлиять на эту практику в архиерейской литургии, но у нас нет никаких более точных сведений. Трисвятое Самые ранние константинопольские источники, Пиромалов кодекс и Йоханнисбергская версия, не дают формулы, которая читается при удалении воздуха. Но, согласно чину Великой Церкви по версии Льва Тосканского, при снятии аера с даров в диалоге перед анафорой было общепринятым произносить Трисвятое. 1650 Священник и диаконы – или в архиерейской литургии сослужащие епископы и пресвитеры – приподнимали аер и, удерживая его над дарами, читали Трисвятое. После этого воздух сворачивался и откладывался. Только украинцы (греко-католики) и старообрядцы сохранили до настоящего времени Трисвятое после Символа веры . 1651 Но Трисвятое при снятии аера не было италийским обыкновением, и отрантская редакция версии Тосканца опускает эту рубрику из оригинальной константинопольской рецензии. 1652 Трисвятое в этой части литургии достаточно обычно для славянских списках с XII в. 1653 В результате в некоторых поместных традициях Трисвятое стало читаться на целовании даров перед чином мира, или при снятии аера, или при веянии аером над дарами во время символа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010