На покровах мастерицами царицы Ирины Федоровны, супруги царя Федора и сестры Бориса Годунова, были вышиты в полный рост фигуры преподобного Александра и тексты посвященных ему молитв. К концу XVI в. Свирский монастырь превратился в один из богатейших в Олонецком крае. Но в 1612–1613 гг. процветавший монастырь был основательно разрушен и опустошен отрядами литовцев и поляков. Были убиты игумен Паисий и 59 иноков. Разрушены Покровская и Троицкая церкви, деревянная Преображенская, кельи, ограды и служебные постройки сожжены. Предвидя нападение, монахи успели спрятать в землю монастырскую казну и колокола, часть драгоценной утвари была отправлена на сохранение в Кирилло-Белозерский монастырь. Благодаря энергичным действиям нового игумена Феодорита, Свирский монастырь к концу 1680-х гг. достиг своего прежнего состояния. На протяжении XVII в. в монастыре не прекращались строительные работы. С 1641 по 1644 гг. был поставлен новый каменный пятиглавый Преображенский собор с приделами Николы и Александра Свирского . В соборе в декабре 1644 г. были торжественно установлены в серебряной раке обретенные в апреле 1641 г. мощи Александра Свирского . Рядом с Преображенским собором в 1661 г. на средства московского дьяка Богдана Силина началось возведение каменной церкви пророка Захарии с колокольней и папертью. В 1620 г. на старом месте была срублена новая церковь Николы. В 1681 г. на южных вратах Троицкой части монастыря появилась церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Строительство церквей повлекло за собой постоянные работы в их интерьерах – создание иконостасов и переделки в них, размещение новых икон и их украшение серебряными окладами. В самом конце XVII в., в 1695–1697 гг., костромскими каменщиками во главе с Яковом Агафоновым был сооружен Троицкий собор взамен построенного преподобным Александром. В качестве образца для него послужила Новгородская Знаменская церковь. В создании икон для обширного Троицкого иконостаса в 1698–1699 гг. принимали участие иконописцы города Тихвина: монах Аарон и его сын Георгий с помощниками. Около 1709 г. Троицкий собор был полностью расписан фресками, которые создала артель костромских мастеров под руководством иконописца Леонтия Маркова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоасаф кроме пролога хотел издать и четьи минеи; их выписали было вместе с прологами из кириллова монастыря в 1640 г. (акт. эксп. 3, 296). Но без сомнения увидели, что этот труд слишком не по силам. 326 См. у Строева опис. книг Толстого послесловие служебной минее на декабрь 1620 г., стр. 161; в опис. книг Царского послесловия в минее на январь и февраль, стр. 86. 87; послесловие к апостолу 1623 г., в дополнении стр. 41. 327 В послесловии к требнику 1639 г.: «молим же вы… аще что узрите в них нашим забвением или неведением просто что и неисправлено или погрешно от неразумия; то простите нас грешных». Подобное в послесловии к уставу 1640 г. В послесловии к псалтыри 1641 г.: «мы грубии и неразумнии… прощения просим… аще вникнувшее обрящите в ней неукрашение в словесех или погрешение в речех или неудобрение в деле…да исправите, молимся». 328 Иоасаф скончался 28 октяб. 1640 г. Выход. книга м. 1844 с указателем. До 27 марта 1642 г. когда Патриархом поставлен был Иосиф (Дворц. Зап. 1, 230), печатали частью указанное Патр. Иоасафом, частью и по своему усмотрению: в 1641 г. изд. Маргарит; Служебник, Часовник, Пролог, Устав, Каноник, Службу Свят. Николаю; в 1642 – Потребник. При жизни Патр. Иоасафа в М. издано до 20 книг. См. Сахарова лет. книг стр. 124 СПб. 1849 г. Канонник 1641 г. взят из следованной Псалтыри, наполненной канонами. Содержание у Сахарова 394. 329 При нем в первый раз изданы (в Москве): соборник (12 слов) 1642 г., книга кириллова 1644 г., служба и житие преподобного Сергия и Никона 1646 г., лествица 1647 г., Соборник очень многих слов 1647 г., святцы 1648 г., о вере единой 1648 г., грамматика 1648 г., собрание артикулов веры 1649 г., Феофилакт 1649 г., кормчая книга 1650 г., Ефрем Сирин 1650 г., учительное евангелие 1650 г. Во втором издании Пролога, начатом с 1 части, помещены согласно с волей Царя жития русских Святых, Синаксари, Триоди. Пролог издан 1642–1643 г. Итак, единственная молитвенная книга, изданная в первый раз при Иосифе, была книга Святцы 1642 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вкладная память города Белева Стефановского попа Митрофана на крепостных его людей: на Ваську Семенова с женою и детьми, да Акимку Данилова 7182 (1674) года. Список с послушной, с государевой грамоты, на монастырских крестьян 7158 (1650) года. Три отписки платежные за конных даточных 7164 (1656), 7165 (1657) и 7166 (1658) годов. Поступная 7175 (1667) года Порфирия и Малахия Тимофеевых детей на крестьянку Аксюшу Романовскую дочь с детьми. Поступная 7173 (1665) года Михайлы Савинова сына Дурново на купленного его человека Литовского полона на Мартынку Кондратьева с женою и детьми Память отпускная на крестьянскую девку Машку Арефьеву дочь вдовы княгини Февронии князь Федоровской жены Шихматова 7173 (1665) года. Память отпускная Козьмы Стефанова сына Бахтиярова на крестьянку Аксюшу Романову дочь 7138 (1630) года. Память отпускная Ивана Григорьева сына Торбеева на крестьянскую девку, Аксюшу Осипову дочь 7161 (1653) года. Память отпускная Смоленской шляхты поручика Владимира Стефанова сына Порошина на крестьянскую девку Домну Феодорову дочь 7185 (1677) года. Память отпускная Стефана Осипова сына Сухотина на крестьянина Изотку, с женою и детьми 7180 (1672) года. Данная память Григория Петрова сына Барышникова на крестьянина Сеньку Афанасьева с женою и детьми. Ссудная память литовки вдовы Иринки Михайловой дочери 7166 (1658) года. Отпускная Григория Петрова сына Барышникова на крестьянина Сеньку Афанасьева, с женою и детьми 7133 (1625) года. Запись ссудная на крестьянина на Игнашку Кузьмина 7152 (1644) года. Запись ссудная па крестьянина на Гришку Иванова сына Скобелицына 7152 (1644) года. Запись на крестьянина деревни Короваина на Ивашку Макеева 7149 (1641) года. Запись отпускная деревни Скоковской на вдову Ульянку Иванову дочь 7155 (1647) года. Память отпускная на крестьянку Наташку 7150 (1642) года. 2) Соборная церковь каменная Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа несовершена. А в ней опочивает под спудом Преподобный Тихон чудотворец, над гробницею образ Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, писан на празелени, пелена камкосейные, крест и кружево золотное, опушено дорогами зелеными.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По содержанию это то же, что Канонник 1641 г. Разность в том, что в Святцах первое место занимает Месяцеслов. Сахарова 472. 502. Но в Каноник 1651 г. сверх Канонов Псалтыри 1649 г. внесены Каноны Покрову Богородицы, Иконам Знамения, Казанской, Тихвинской и Владимирской, Преподобному Сергию, М. Антонию, Пр. Марою. 330 В сочинителе послесловия к апостолу 1644 г., рассуждающем о пользе грамматики, виден человек, знакомый с грамматикой. 331 Что иосифовские книги наиболее других несходны с прежними по прибавкам, убавкам и переменам, это знают и раскольники, напр. Семен Денисов. См. его вертоград российский. Иное неосторожно перенесено из униатских книг, напр. в требнике 1651 г. несколько раз читается исповедание грехов пред Богом, Богоматерью и святыми (л. 155. 156. 161. 164. 170. 174), тогда как по греческому требнику покаяние совершается пред единым Господом, как и Давид исповедовался: Тебе Единому согреших. 332 Она изд. 1644 М. Диакон Феодор в послании к Максиму: «а еже печатная московская Кирилова книга глаголемая, и та несть Кирилова, но собирал ее черниговский протопоп Михаил Рогов с прочими избранными мужи». Неронов говорит, что Патр. Никон черниговского протопопа Михаила проклял дерзостно и скуфью с него снял, за то, что в книге Кирилла иерус., в двоестрочии не делом положил, что Христианам мучения не будет, сице: аще Бог грешником и мукою претит, обаче своего создания в конец не погубит. Записка о жизни Неронова. 333 Сочинитель предисловия говорит о себе, что он едва не совращен был в латинство в иезуитских школах, и, следовательно, он жил на Юге. Все сочинение направлено против униатов, а это опять показывает в сочинителе жителя южного. В состав сочинения внесены 10 глав из палинодии Копыстенского (пр. 191). После 30 главы внесена глава о крещении погружением, а не обливанием, от прения с Капланом Волдемара. Подлоги в книге грубы. Заглавие девятой главы такое: о животворящем кресте и о славе и о пользе его. По московскому изданию в этой главе говорится о нужде ношения на себе креста, о том, что такое значит носить крест свой, как различны бывают кресты.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1641 г., после уплаты долгов К-польской Патриархии, молдав. господарь Василе Лупу попросил в благодарность от К-польского патриарха Парфения I Старого (1639-1644) мощи П. и положил их в возведенном им Трех святителей монастыре в г. Яссы. Это, 5-е перенесение мощей П. нашло отражение как в многочисленных румын. текстах, так и в новогреч. тексте, вероятно Мелетия Сирига ( Mineva. 2017. P. 166-167), и в араб. версии Жития П., составленной патриархом Антиохийским Макарием III после его пребывания в Яссах в 1653 г. (хотя данная версия основана на греч. Житии П., составленном Матфеем, митр. Мир, ее можно считать самостоятельным произведением - Feodorov. 2002). Перенесение мощей П. привело к созданию новых переводов ее Жития, прежде всего краткого, выполненного в 1643 г. митр. Молдавским Варлаамом (Моцоком) (Carte româneasca. 1643), и к его включению в различные сборники и издания: напр., в сборник поучений мон-ря Дялу (Cazania de la Dealu. 1644), сборник недельных поучений «Кириакодромион» (Chiriacodromionul. 1699). Митр. Молдавский свт. Досифей (Барилэ; 1624-1693) включил оригинальную версию синаксарного Жития П. в 1-й т. «Житий и времяпрепровождения святых» (Яссы, между 1682 и 1686; Dosoftei (Baril ), mitr. 2002), использовав болг. Пролог, хранящийся в монастыре Драгомирна, и версию митр. Варлаама ( Giosanu. 2015. P. 116). В XVIII в. почитание П. стало распространяться в Валашском княжестве благодаря празднованию ее памяти в храмах. В Анфологионе (Antologhionul. Râmnicul, 1705), изданном еп. Рымникским сщмч. Антимом Ивиряну , буд. митрополитом Унгро-Влахийским, а в 1726 г.- в Яссах, в румын. переводе серб. Синаксария, заимствованного из «Antologhionul slavonesc» (Câmpulung, 1643), посвященные П. гимнографические тексты отделены от текстов в честь мучеников, согласно серб. Минеям Б. Вуковича ( Giosanu. 2015. P. 139). В 1737 г. еп. Рымникский Климент (Модоран; 1735-1749) издал румын. перевод еп. Рымникского Дамаскина (Даскэлула; 1708-1725) Анфологиона с 1-й румын. службой П., 3 начальных текста к-рой были взяты из рус. печатной Минеи (М., 1689); этот Анфологион с нек-рыми сокращениями часто издавался (Рымник, 1745; Яссы, 1755; Бухарест, 1766, 1777 и 1786). Широкое распространение получила основанная на переводе еп. Дамаскина (Даскэлула) служба П., опубликованная еп. Рымникским Кесарием (1774-1780) в служебной Минее на окт. (1776; Буда, 1805), впосл. она вошла в ряд Анфологионов (Нямецкий мон-рь, 1825; Блаж, 1838; Кишинёв, 1861 - Giosanu. 2015. P. 147).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

Никита … Иов , в половине XV века. Антоний , 1466. Иона , 1514. Исайя Шапошников , 1559–65. Евфимий , 9 янв. 1567. Сильвестр , 13 сент. 1571. Василий … Геннадий , 1584. Исайя , 1598. Арсений , 1603–18, отказался. Макарий Кучин , с 1618, а 16 дек. 1624 хирот. в архиеп. Сибирского. Тихон , 1625 и 26. Ферапонт , 1633–37. Корнилий , 22 янв. 1641. Гермоген , в авг. 1641, 1642, в авг. 1643. Тихон , 1643 и 1644 (sic), в апр. и нояб. 1645, в июле (sic) 1647. Архимандриты Павел , игум., 1673–79, перев. в Симонов, а 12 июня 1680 опять сюда-ж и оставлен архим-том; по 1686. Сергий , 1687–89, уволен. После в Спасо-Геннадиеве. Корнилий , 1690–1700. Феофилакт определён 2 февр. 1701; до 1720. Иов , 1722–39. Никанор , 1739–46. Феодосий , 1747–54. Андроник перев. из Паисиина, 1754–1756. Софроний Тернолетов , из иеромонахов Киево-Печерских, 1756–71. Аггей Колосовский , с 1771, а 3 сент. 1773 перев. в Нижегородский Печерский. Феодосий в 1773 перев. из Миропольского; до 1780. Парфений перев. из Солотчинского, 1780–1809. Август 1809 перев. из Паисиина, а в 1820 уволен, за болезнью. Макарий Глухарев произведён 1821–1824, уволен на покой. С 1829 миссионер Алтайский; в 1847–49 архим. в Волховском мнтре. Евгений Бажанов (Баженов) в 1824 перев. из Тобольского Знаменского, а 29 июня 1829 хирот. в епископа Тамбовского. Афанасий Дроздов 17 июня 1829 перев. из Краснослободского Вздвиженского, а в дек. 1837 – в Рязанский Спасский. Платон Городецкий , 1837, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад. После епископ Ковенский (викарий Литовский). Нафанаил Савченко перев. из Каменецкого Подольского Троицкого, 1839–1845, 26 авг. хирот. в епископа Ревельского. Агафангел , 1845–50, перев. в Игрицкий. Женского Богоявленского Анастасиина: Иг-нья Платонида , 1856–62. 264 – Мария Давидова , 1862–68. 265 3 Макариев, на реке Унже, в городе Макариеве, основан св. Макарием в половине XV столетия, но запустел. В 1596 г. возобновлён строителем Давидом Хвостовым. Ныне 3-го класса. [V, 39.] 30 янв. 1854 возведён в первый класс. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помимо освященных традицией памятников Сборник о почитании икон включал антиеретическое произведение прп. Зиновия Отенского и др. тексты. Ряд текстов находил параллели с «Изложением на люторы» Н. Это касалось прежде всего разделов из виленской «Книги о образех» (1596), текст к-рой был полностью воспроизведен в «Изложении на люторы» Н., но в др. переводе. В том же 1641 г. Н. был награжден вместе с М. Роговым драгоценными тканями и мехами (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Кн. 297. 1641. Л. 51 об.- 52). Впервые за существование Печатного двора предполагалась публикация сб. «Просветитель Литовский I», полностью посвященного критике зап. христианства (создан, как и «Изложение на люторы» Н., в 20-х гг. XVII в. в окружении патриарха Филарета). Оба памятника представляли собой авторские компиляции преимущественно из украинско-белорус. полемических сочинений, были близки по составу и имели множество текстовых параллелей. Однако в отличие от узконаправленного на протестантов сочинения Н., «Просветитель Литовский I» имел более широкий спектр критики. Он обличал практически все инославные конфессии: католицизм, протестантизм, арм. вероисповедание. В нем с помощью богословской критики проводилась мысль об исключительном месте России среди проч. христ. стран. «Просветитель Литовский I» использовался в качестве своеобразного катехизиса для новообращенных христиан. Теперь же сборник предполагалось сделать пособием при обучении гр. Вальдемара основам Православия перед его повторным крещением для венчания. Текст был готов к печати примерно в 1638 г., но решение о его публикации было отдано только в 1643 г. Сборник вышел из стен Московского Печатного двора в 1644 г. под названием «Кириллова книга» . Тексту в издании предшествуют 2 развернутых виршевых полемических предисловия. По мнению большинства ученых, они были созданы М. Роговым и Н. (Н. В. Савельева в качестве автора называет справщика Савватия). При этом все исследователи признают, что одно из предисловий повторяет основные положения «Изложения на люторы» Н.

http://pravenc.ru/text/2564712.html

Монастырь. Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Через 32 года после окончания строительства Троицкого храма в монастыре начали возводить новое каменное здание — Благовещенскую церковь. Для строительства этой постройки царь Михаил Федорович по грамоте от 10 марта 1638 г. направил в обитель подмастерье каменных дел, подвязчика и 10 человек вологодских каменщиков. Монастырю были предоставлены льготы: оброк, который пла­тил монастырь в государеву казну в размере 105 р. 15 ал. 4 денги, был передан на строительство на три года (общая сумма составила 738 р. 9 ал. 4 денги). На строительство передавались " стрелецкие день­ги " в размере 40 р., а также было предоставлено право безпошлинно провозить соль на третьем до­щанике до 1646 г., возвращена уплаченная мона­стырем в 1643—1644 гг. пошлина 38 р. Уже к 1 марта 1641 г. был выполнен значительный объем работ: " церковь каменна Благовещение Пречистые Богородицы, а в ней предел преподобного Сергия Радонежскаго Чюдотворца с трапезою и келарского, а высподе службы — под алтарем просвирня, под церковью погреб квасной, под трапезою хлебня, под келарскою погреб, где хлебы держать. А та церковь с трапезою и с келарской до оконных нижних порогов " . С 10 мая 1638 г. по апрель 1641 г. строительство вели подмастерье Потап Уша­ков и подвязчик Еремка Яковлев, а каменщики бы­ли вологодские, но из разных артелей: Пашко Мат­веев " с товарыщи " , всего 10 человек; Володка Офонасьев " с товарыщи " , всего 10 человек; Васька Ус­тюжанин; Васька Синов " с товарыщи " , всего 3 чело­века. Естественно, что кроме этих каменщиков монастырь нанимал каменщиков как местных, так и из других волостей. Особый интерес представляет подмастерье При­каза каменных дел Потап Ушаков, который до сих пор известен был лишь по ремонтным работам 1638 г. в Сибирском Приказе. Оказалось, что смету ка­менной палатке, построенной в 1647 г., еще в 1640 г. составил подмастерье каменных дел Потап Уша­ков. Можно полагать, что Потап Ушаков при­надлежит к довольно многочисленной семье под­мастерьев каменных дел Ушаковых (Ларион Ми­хайлов сын, Алексей, Михаил), работавших в При­казе с начала XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=08676

15) в лето 7136 (1628) ризы атласа золотого на червчатой земле, шелка разных цветов, оплечье шито на чёрном бархате золотом и серебром, подложено киндяком лазоревым, а подпушено доротью; покров на чудотворцеву раку бархата чёрного, около покрова по краям кружево золотое на лазоревом шёлке, среди покрова крест с дробницами серебряными золочёными, вокруг жемчугом низано, да киндяк тёмно-зелёный к чудотворцевой же раке; потир серебряный, дискос, три блюда чеканные, звезда резная и копьё; складни на двух досках с окладом серебряным. Д) От Государя Царя Михаила Феодоровича: 16) по Царице Марии Владимировне 50 рублей, и освобождён монастырь от оброка на три года – с 7147 (1639) года по 7149 (1641) год для церковных каменных строений, а именно: храма Благовещения и придела Сергия Радонежского; оброка же платили в Государеву казну на год по 105 рублей. Итого 421 рубль, 50 копеек; 17) да он же, Государь Царь, освободил этот монастырь от оброка при Игумене Игнатии на два года, 7150 (1642) и 7151 (1643), для церковных каменных строений на 110 рублей. Да за 152 (1644) год на 105 рублей 47 копеек; 18) притом дал жалованную соляную грамоту на третий дощаник на три года ходить беспошлинно; ещё за 153 (1645) год освободил от оброка на 105 рублей 47 копеек; также стрелецких кормов на 40 рублей; да пошлинных денег велел Государь выдать, что взял Феодор Веневитинов в 152 (1644) году 38 рублей. Е) От Государя Царя Алексия Михайловича: 19) церковных книг прислано в монастырь всех числом 20, а ценой на 35 рублей 67 копеек; 20) в лето 7169 (1661) по причине в монастыре бывшего 7166 (1658) пожара пожаловал в монастырь 21 Февраля 6.600 рублей, которые деньги и приняты 9 Марта того же года Игуменом Феодосием в Холмогорах: на Глинках в денежном дворе от гостя Феодора Михайловича Несторова. Ж) В лето 1776, Июля 21, в царствование Императрицы Екатерины II, по указу Государственной Коллегии Экономии из бывшей Архангелогородской Канцелярии отпущено 500 рублей в Сийский монастырь на поновление обветшавшей соборной главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Из грамоты царя Алексея Михайловича Кеврольскому воеводе от 9-го Февраля 1648-го года о дозволении построить монастырь на том месте, где обретены мощи Артемия, видно, что мощи обретены в 1577-м году (см. также Ист. Uep. III, 521 ) и что в 1639-м году, в пожар Веркольской волостной церкви Николая чудотворца, в которой они находились (и в Ист. Uep. ibid.), они подверглись действию огня, так что остались от них одни кости (список грамоты с другими актами, касающимися построения Веркольского монастыря, доставлен нам С. М. Сироткиным). Для свидетельства и сыску о мощах Артемия (и о чудесах, совершавшихся при мощах) митр. Киприан посылал, как говорится в той же грамоте, игумена, священников, диакона и митрополичьего сына боярского. 41 . Геннадий Любимоградский, основатель Спасо-Геннадиевского монастыря, который находится в Тюбимском уезде Ярославской губернии, скончавшийся 23-го Января 1565-го года (называется еще Костромским, потому что местность монастыря принадлежала к Костромской округе). Ученик Геннадия и второй преемник его на игуменстве в его монастыре Алексей, написав житие его и канон ему, завещал было одно и другое свезти в Москву к царю Федору Ивановичу и митрополиту Дионисию (1584–1587), дабы они уставили празднование его памяти 243 . Но или завещание не было исполнено, или ходатайство не имело успеха. В 1644-м году были открыты его мощи, от которых совершилось несколько чудес, и тогда с благословения патр. Иосифа началось празднование его памяти 244 . Мощи преп. Геннадия, открытые в 1644-м году при копании рвов для фундамента новой церкви, в настоящее время вод спудом, – Ист. Uep. III, 687 . 42 . Симон Воломмкий, основатель упраздненной Воломской Воздвиженской пустыни, которая находилась в Устюжском уезде Вологодской губернии, скончавшийся 12-го Июля 1641-го года. О начале местного празднования ему в Истории иерархии говорится: «По кончине его с 1646-го года по некоторым оказавшимся от его гроба чудесам с Марта 20 началось почитание его и сочинена была ему служба с описанием жизни и чудотворения», -III, 608 (преп. Симон, может быть, потому весьма скоро явил себя чудотворцем, что потерпел насильственную смерть, быв убит соседними крестьянами из-за земли) 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010