С 1804 г. определяющее воздействие на духовное и интеллектуальное развитие Л. стало оказывать общение со старшим братом Ж. М. де Ламенне (1780-1860), ревностным католиком и аббатом. В 1804-1811 гг. братья совместно преподавали в коллеже в Сен-Мало, посещали Париж, читали и обсуждали в кругу единомышленников философские и богословские сочинения. В этот период Л. познакомился с произведениями Н. Мальбранша (1638-1715) и Б. Паскаля (1623-1662), с трактатами католических мистиков Фомы Кемпийского (ок. 1379-1471) и Луи де Блуа (1506-1566), с «Духовными письмами» (Lettres spirituelles) Ф. Фенелона (1651-1715), с политическими и философскими идеями Л. Г. А. де Бональда (1754-1840). Под влиянием окружения Л. стал испытывать значительный интерес к католич. духовности и религ. мистике; в 1809 г. под названием «Духовный руководитель» (Le guide spirituel) был издан выполненный им перевод с латыни на франц. язык трактата де Блуа «Зерцало монашествующих» (Speculum religiosorum), а в 1824 г.- перевод соч. «О подражании Христу» Фомы Кемпийского, к-рое в эти годы являлось настольной книгой Л. Описываемые в мистической лит-ре религ. переживания Л. проецировал на собственную внутреннюю жизнь, сообщая в письмах друзьям о мучавшем его ощущении бессмысленности существования и о сомнениях относительно жизненного призвания, от к-рых его спасали лишь чувство присутствия Бога и сознательное подчинение себя Его воле. Мистические рассуждения Л. были во многом навязаны ему извне и вступали в конфликт с его собственными рационалистическими представлениями о религии. Л. вскоре отошел от традиц. католической мистики, однако сохранил уверенность в важности простого религ. чувства, интуитивного переживания соприкосновения с Богом, рационализируемого в религии духовного опыта. Подчиняясь влиянию брата и окружения, Л. решил стать католич. клириком; в 1809 г. он принял тонзуру и посвящение в малые чины; в 1812 г. планировал пресвитерское рукоположение, однако в последний момент уклонился от него (подробнее см.: Mar é chal. 1913. P. 251-298; ср. также: Котляревский. 1904. С. 62-65).

http://pravenc.ru/text/2462587.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАЛЬБРАНШ [Франц. Malebranche] Никола (5.08.1638, Париж - 13.10.1715, там же), франц. религ. мыслитель, один из классиков философии Нового времени, представитель картезианства, главный теоретик окказионализма. Жизнь, деятельность, сочинения Н. Мальбранш. Гравюра. Кон. XVII — нач. XVIII в. Н. Мальбранш. Гравюра. Кон. XVII — нач. XVIII в. Родившийся в многодетной дворянской семье, М. получил домашнее образование: он рос болезненным ребенком, что повлияло на соответствующее решение родителей. Замкнутый домашний образ жизни, почти полная изоляция от сверстников, воспитание в религ. духе - все это в немалой степени способствовало возникновению склонности к уединенным размышлениям, наложившей отпечаток на весь последующий жизненный путь М. К 16 годам здоровье М. несколько поправилось, и родители сочли возможным направить его для продолжения образования в парижский коллеж Ла-Марш. В окт. 1656 г. М. приступил к углубленному изучению теологии в Сорбонне, которое продолжалось 3 года. В 1658 г. в жизни М. произошло одно из переломных событий: он потерял родителей, что во многом повлияло на его решение вступить в католическую конгрегацию Оратория Иисуса (Société de l " Oratoire de Jésus). С 18 янв. 1660 г. М. как послушник Оратории изучал Свящ. Писание, библейскую экзегетику, сочинения отцов Церкви, теологию, церковную историю; значительного интереса к философии в этот период он не проявлял. В 1664 г. М. был рукоположен во пресвитера. В том же году произошло еще одно переломное событие в его жизни: он познакомился с сочинением Р. Декарта (1596-1650) «Трактат о человеке» (L " Homme), которое было написано в 30-х гг. XVII в., но впервые опубликовано лишь посмертно (на франц. языке - в апр. 1664). Чтение трактата, посвященного гл. обр. проблемам механистической физиологии, произвело на М. сильнейшее впечатление и пробудило интерес к одной из основных проблем философии Декарта, связанной с попыткой объяснить взаимодействие «телесной машины» и души.

http://pravenc.ru/text/2561758.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ I Старый [Старец; греч. Παρθνιος] († 8.09.1646), патриарх К-польский (1639-1644). Род. в г. Янина. В 1632 г. стал митрополитом Навпактским, однако вскоре переведен на Янинскую кафедру, которую занимал до 1633 г. Через 2 года после избрания П. на Патриаший престол к нему обратился господарь Молдавии Василе Лупу (1634-1653) с просьбой разрешить вопрос о соответствии правосл. учению «Исповедания веры», написанного патриархом Кириллом I Лукарисом († 1638) и считавшегося многими кальвинистским по содержанию. На К-польском Соборе, проходившем под председательством П. в мае 1642 г., ряд положений, содержавшихся в «Исповедании веры», были осуждены как еретические; среди них - учение Кирилла о Евхаристии , которую он мыслил как «простой образ» Тела и Крови Христовых. Под постановлениями Собора стоят подписи 45 епископов и др. клириков, в т. ч. свт. Петра (Могилы) , митр. Киевского. Соборные деяния были доставлены в Яссы, где в сент.-окт. 1642 г. состоялся Собор, принявший с изменениями «Православное исповедание» свт. Петра, в к-ром, в частности, употреблялся термин «пресуществление». 11 марта 1643 г. в К-поле прошли заседания Собора под председательством П. и при участии др. восточных патриархов, на нем были одобрены решения Ясского Собора (подробнее см. в статьях Евхаристия , Катехизис , Константинопольские Соборы ). Кроме того, П. был вовлечен в конфликт между насельниками Екатерины Великомученицы монастыря на Синае и патриархом Александрийским Никифором Кларонцаном (1639-1645). Конфликт начался еще в первые годы XVII в., когда синайские монахи открыли в Каире свое подворье Джувания. Сюда прибывало большое число верующих, что приводило к уменьшению доходов Александрийских патриархов. В авг. 1643 г. П. подтвердил право монахов на совершение богослужений в храме подворья. В 1644 г. патриарх составил послание, адресованное франц. кор. Людовику XIV (1643-1715), к-рое затрагивало вопросы, связанные с предполагаемой унией Восточной и Западной Церквей. По всей видимости, переговоры по данному вопросу начались по инициативе Людовика XIII (1610-1643). В послании выражена благодарность королевской власти за эту инициативу, однако указано, что есть препятствие к осуществлению унии - позиция тур. властей. К посланию был приложен текст с осуждением Кирилла I Лукариса, одобренный на Ясском Соборе (издание и коммент.: Μανοσακας. 1993). Письмо было доставлено во Францию посланником П., иером. Афанасием, лишь через несколько лет.

http://pravenc.ru/text/2579096.html

Покровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Покрова Божией Матери в селе Покровское-Засекино построена в 1593 г. на вотчинной земле князей Шуйских. С 1638 по 1678 г.г. церковь была уничтожена и церковная земля отдавалась на оброк. В 1678 г. окольничий И. А. Прончищев построил церковь Покрова Божией Матери в селе Покровское. В 1690 г. село Покровское продано князю М. Ф. Жировому-Засекину. В 1715 г. владельцами села были сыновья М. Ф. Жирового-Засекина, а с 1757 по 1762 г.г. его внук – Ф. Н. Жировой-Засекин, от которых село Покровское получило название Покровское-Засекино. В августе 1770 г. церковь с приделом святителя Николая Чудотворца в этом селе сгорела от удара молнии, а церковная утварь была спасена священником. В 1773 г. вместо сгоревшей, князь Мещерский (племянник Ф. Н. Жирового-Засекина) построил новую деревянную церковь и, по указу Московской Духовной Консистории, она была освящена прежним названием – церковь Покрова Божией Матери с приделом святителя Николая Чудотворца. Следующая, но уже кирпичная церковь Покрова Божией Матери с приделами святителя Николая Чудотворца и святого благоверного великого князя Александра Невского построена в 1887 г. в усадьбе Покровское-Засекино на средства помещицы Н. Г. Дебриньи и прихожан. Церковь была украшена куполами, крестами, настенной росписью, с богатой церковной утварью. По данным 1910 г. храм оценён вместе с иконостасом в 6500 рублей. Здание церкви было кирпичным неоштукатуренным на белокаменном цоколе, выполнено в стиле эклектики с использованием форм и элементов декоративного убранства древнерусской архитектуры. Продольно-осевая композиция храма состояла из двусветного четверика с трёхлопастной апсидой, прямоугольной трапезной и колокольни. В 1932 г. церковь была закрыта и разграблена. В 1941 г. в здании церкви находился штаб Западного фронта, с 1943 по 1945 г.г. – лечебное учреждение для армии. С 1947 по 2003 г.г. здание храма использовалось под штаб 79-й воинской (пожарно-технической) школы младших специалистов Министерства обороны РФ.

http://sobory.ru/article/?object=13423

Propagating Russian Orthodox faith in Japan July 18, 2015 St. Nicholas of Japan      As astonishing as its vigor is the fact that Russia’s eastward expansion, beginning in the 16th century, went all but unnoticed, by Japan no less than by Europe. Japan and Russia were bound to meet. Russian sailors reached the Sea of Okhotsk in 1639. By 1715, Russian traders were in the Kurile Islands and in Sakhalin, on Japan’s very doorstep. Japan at the time was shuttered against the outside world—no one allowed in, no one allowed out; official policy since 1638. Japan’s rulers knew two damning facts about Europeans: they were Christians and they were colonizers. Thus sakoku, the defensive “closed country” policy. There was intermittent contact nonetheless. Russian and Japanese traders and trappers mingled in the northern islands. At intervals a Russian ship would approach Japan, seeking trade. The Japanese replied that their law did not permit dealing with foreigners except under very tight restrictions at Nagasaki. The Russians could try their luck there if they liked; otherwise they’d better make themselves scarce. Russia did not press the point. It hardly seemed worthwhile. In 1811, Capt. Vasily Golovnin, in command of a Russian warship exploring the Pacific, landed at Kunashir in the Kuriles and was taken captive, along with some of his men, by a Japanese armed force. Later he wrote a book about his two years’ imprisonment in Hakodate, Hokkaido. Treatment was humane, but “we were inconsolable when we recollected the last words of (the magistrate). He desired us to regard the Japanese as our brothers and countrymen, and mentioned not a word about (our returning to) Russia. … But we had firmly resolved that such should not be our fate …; we would attempt either to liberate ourselves by force from the power of the Japanese, or to escape secretly during the night.” The escape was foiled, but it seemed best not to provoke Russia further. The prisoners were released in August 1813, Golovnin little dreaming of the decisive impact his book, still unwritten, would have on a countryman yet unborn. The name by which that unborn countryman came to be known is suggestive: St. Nikolai Yaponskii.

http://pravoslavie.ru/80770.html

Покровский храм (село Покровское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский храм (село Покровское). Каменная церковь в псевдорусском стиле с трапезной и колокольней, близкая к типовым проектам. В трапезной помещались Никольский и Сергиевский приделы. Закрыта не позже 1930-х, в середине ХХ в. сильно перестроена, служила для нужд воинской части. В 2003 г. возвращена верующим, ремонтируется. Содержание История [ править править код ] Церковь Покрова Божией Матери в селе Покровское-Засекино построена в 1593 г. на вотчинной земле князей Шуйских. С 1638 по 1678 г.г. церковь была уничтожена и церковная земля отдавалась на оброк. В 1678 г. окольничий И. А. Прончищев построил церковь Покрова Божией Матери в селе Покровское. В 1690 г. село Покровское продано князю М. Ф. Жировому-Засекину. В 1715 г. владельцами села были сыновья М. Ф. Жирового-Засекина, а с 1757 по 1762 г.г. его внук – Ф. Н. Жировой-Засекин, от которых село Покровское получило название Покровское-Засекино. В августе 1770 г. церковь с приделом святителя Николая Чудотворца в этом селе сгорела от удара молнии, а церковная утварь была спасена священником. В 1773 г. вместо сгоревшей, князь Мещерский (племянник Ф. Н. Жирового-Засекина) построил новую деревянную церковь и, по указу Московской Духовной Консистории, она была освящена прежним названием – церковь Покрова Божией Матери с приделом святителя Николая Чудотворца. Следующая, но уже кирпичная церковь Покрова Божией Матери с приделами святителя Николая Чудотворца и святого благоверного великого князя Александра Невского построена в 1887 г. в усадьбе Покровское-Засекино на средства помещицы Н. Г. Дебриньи и прихожан. Церковь была украшена куполами, крестами, настенной росписью, с богатой церковной утварью. По данным 1910 г. храм оценён вместе с иконостасом в 6500 рублей. Здание церкви было кирпичным неоштукатуренным на белокаменном цоколе, выполнено в стиле эклектики с использованием форм и элементов декоративного убранства древнерусской архитектуры. Продольно-осевая композиция храма состояла из двусветного четверика с трёхлопастной апсидой, прямоугольной трапезной и колокольни.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

В период Реформации хозяйственное устройство Европы стало динамично меняться. В Англии и Нидерландах мануфактуры, избавляясь от рамок цеховой организации, стремительно наращивали объем производства, сбывая товары соседям по более низким ценам. Централизованные мануфактуры называли «могилой нравственности» не только по причине того, что большая часть таких мануфактур поначалу учреждалась при исправительных домах, но и по обстоятельству близости к лицам противоположного пола. Производственная активность протестантских стран, особенно Англии, стала соблазном для католиков. Деловой мотив протестантов был для них неприемлем, поэтому в эту эпоху рождения наук французы создали науку политическая экономия. И для этого им потребовалось философское основание, которое они почерпнули в том числе у священника Николя Мальбранш (1638–1715). Он развил учение о непрерывности Божественного творения: Бог постоянно творит мир, процесс творения не завершен, он продолжается всегда. Человеку принадлежит желание что-либо сделать, но один Бог может и умеет это реализовать. «Я не могу двинуть своей рукою, но Бог хочет, чтобы всякий раз, как я пожелаю того, она двигалась бы» [Мальбранш 1999: 21]. Все в мире совершается со строгой необходимостью, так как воля Творца следует раз и навсегда установленным Им законам, случайность исключена. Мальбранш учил, что совершенство человеческой природы состоит в подчинении Божественному закону. Творит только Бог, человеку же следует угадывать Его желания и не мешать, так как ошибочное действие нанесет вред только человеку. По мнению философа, человеку Богом вменено познание и подчинение своей воли Его законам. Критерием оценки истинности в познании было названо согласие с внутренним увещеванием разума, чтобы не было угрызения совести. Следуя Мальбраншу, один из пионеров политической экономии Пьер де Буагильбер (1646–1714) утверждал, что Провидение постоянно и непрерывно соучаствует человеческой экономике. Провидение, предоставив людям обильные наслаждения для удовлетворения жизненных потребностей, способно само направить дело в нужное русло. Природа всегда стремится к свободе и совершенству, поэтому политическая власть должна отойти от «винтиков» экономики и перестать мешать природе. «Пока мы позволяем природе идти своим чередом, мы ничего не должны бояться» [Boisguilbert de 1707: 10].

http://azbyka.ru/bogoslovskoe-osmyslenie...

Эти послы были везде приняты с великой честью: все боялись богатой и сильной Англии, у которой давно уже были самый лучший флот и самая значительная торговля. Итак, каждое государство для собственной выгоды должно было хорошо принять важных Английских лордов. Два из них с великолепной свитой подъезжали и к нашему Отечеству, заранее мечтая о том лестном приеме, который, вероятно, окажут им в государстве, только что начинающем налаживать отношения с Европой и поэтому, вероятно, очень уважающем всех Европейских посланников. Но как же ошиблись в своих расчетах эти важные господа! Как только царь Алексей Михайлович узнал, что они приехали в Архангельск, то сразу же послал им повеление не ехать дальше и тотчас оставить его царство. Вот какими словами он приказал объявить им это повеление: «что когда они своему королю осмелились голову отсечь, чего нигде на свете не слыхано, то царь Русский никакого сообщения с ними иметь не хочет». Кроме того, почувствовав с этого времени величайшее презрение к Англичанам, Алексей Михайлович отменил все торговые преимущества, какие даны были им в России царями Иоанном Васильевичем и Федором Иоанновичем. Но этого еще было недостаточно: его благородное сердце, справедливо ненавидя убийцу, было наполнено нежнейшим состраданием к бедному, изгнанному из Отечества принцу, наследнику престола Англии. Он жил в то время в Копенгагене, и царь Алексей Михайлович отправил к нему послов, которым поручил показать ему свое участие, вручить большую сумму денег и даже предложить помощь войсками против его недостойных подданных. Это чистое, не связанное ни какими расчетами великодушие, это смелое презрение к могущественному злодею заставили всю Европу обратить удивленные взоры на престол, где сияло такое величие. Никто не ожидал увидеть его в стране, еще не имевшей Европейской образованности, и с тех пор государи, с унизительной для них честью принявшие послов Кромвеля, краснели всякий раз, когда произносили при них благородное имя Русского царя Алексея. А в числе этих государей был даже знаменитый Людовик XIV . Старовер (старообрядец) — раскольник, противник церковной реформы патриарха Никона 1653–1656 годов. Верфь — место постройки, оснащения, спуска на воду и ремонта судов. Кромвель Оливер (1599–1658) — лидер Английской буржуазной революции. Кромвель содействовал казни короля и провозглашению республики в Англии в 1649 году. Протектор (лат. защитник, покровитель) — титул некоторых английских правителей (лорд-протектор), самым известным из которых был Оливер Кромвель. Людовик XIV (1638–1715) — французский король, управлявший государством с 1643 года. Его называли «король-солнце». Широко известным стало его изречение: «Государство — это я». Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Вениамин Румовский-Краснопевков , с 19 нояб. 1770, из ректоров Александро-Невской семинарии, а 2 дек. 1771 перев. в Зеленецкий мнтрь и с братией. Обитель упразднена. По возобновлении, Строители Самуил определён 5 авг. 1811; уволен в 1819. Моисей определён 7 июля 1819; уволен в нояб. 1822. Иосиф определён 13 дек. 1822; уволен в нояб. 1823. Павел определён 30 нояб. 1823; уволен в нояб. 1831. Августалий , в 1831–38. Сергий определён 20 янв. 1839; уволен в 1841. Варсонофий , в 1841–44, перев. в Густынский мнтрь. Феофан Комаровский , в 1844–46, перев. в Зеленецкий мнтрь. Архим. Аполлос , из наместников Троицкой Петергофской пустыни, перев. 1846; с 1860 архим., а 12 июня 1863 уволен на покой. – Авраамий определён 3 июля 1863, а 24 авг. отказался. Игум. Иоанн 22 нояб. 1863 перев. из Дымского монастыря; до 1869. 5 Успенский, в Старой Ладоге, упом, в 1569 г., возобновлён в 1619. Ныне 3-го класса. [III, 746, 749; V, 4.] Строительницы Анилина , 1617–22. Марфа , 1628. Параскева , 1638. Иг-нья Анисия , 18 мар. 1648. – Иулиания , в июле и авг. 1669. – Маремиана , 1675–71. Строительница Капитолина , в февр. 1682. – Феодора , в янв. и июне 1684. – Александра , 1693–96. Игуменьи Капитолина , с нояб. 1703. Феодосия , 1706–1715. Сусанна Палицына определена 1 сент. 1715; † 8 нояб. 1739. Александра Обернибесова , с 1739; упом. 1747. Феврония определена 26 янв. 1750; † 26 апр. 1753. Евфимия , 1762–75. Александра Шубина , 1775–79. Евпраксия , с 1779; упом. до 1798. Феврония , 1838–54. Маврикия , 1855 и 6. Дионисия , 1857–66. 6 Медведский Николаевский, на устье Волхова, в 1651 г. был приписан к Саввину Сторожевскому; упразднён 1704г. [V, 60, 62; VI, 1025.] [Акт. Ист., IV, 44.] Игумены Иосиф , между 1582–88. Феодорит , 1588, 1617. Нифонт , 1628. Киприан , 1648–51. Строители Мисаил , 1651. Митрофан , 1653. Иринарх , 1656–58. Иосиф , 1658 и 1659. Савватий , с 21 янв. 1660. Геннадий , 1661 и 62. Иоанн , 24 янв. 1663. Иона , 1664–68. Феодосий , 1668. Леонтий Моренцов , 1669 и 1670. Иринарх , 1672 и 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иов в 1575 перев. из Симонова; упом. в янв. 1580. Иоаким , 1584. Сергий , 1588 и 89. Сильвестр , 1597–98. Закхей , 1598 и 99; † 1602. Сергий , 1606. Евфимий в сент. 1610 ездил в Польшу при послах. (Перев. из Дудина и опять туда?). Иосиф , 1612–1626. Лаврентий , в февр. 1627–29. Тихон в апр. 1630 перев. из Белопесоцкого, и в 1631. Иосиф , 1631, 1637; после в Спасо-Андрониеве. Лаврентий , в июле 1638. Иона , 1639–43; † в дек. [ Иона определён 12 янв. (sic) 1644 и в сент. 1645.] Никон в 1646 перев. из Кожеозерского, а 11 мар. 1649 хирот. в митр-та Новгородского. Никон (другой) 1649–54 (уволен на покой; жил в 1662). Питирим в 1654 перев. из Спасо-Евфимиева, а 1655 хирот. в митр-та Сарского. Сергий на соборе 29 дек. 1655, 18 мая (sic) 1656. Иосиф , 1658–63, уволен на покой (в 1675 и 77 жил на Перерве) Знаменский игум. сделан архим. 21 июня 1656. Прохор [не из Симонова-ль?] 1663; † 10 сент. 1664. Иосиф 22 дек. 1664 перев. из Тихвина, а 9 авг. 1674 хирот. в митр-та Рязанского. Макарий 29 авг. (sic) 1674 перев. из Спасо-Андрониева; † 11 июня 1681. Гавриил [из Колязина?] с 1681, а 7 сент. 1684 хирот. в архиеп. Вологодского. Игнатий Римский-Корсаков 7 сент. 1684 перев. из Спасо-Ярославского, а 3 апр. 1692 хирот. в митр-та Сибирского. Тихон , 3 апр. 1692, из ризничих патриарших, а 21 апр. 1695 хирот. в митр-та Сарского. Трифиллий Инихов перев. 4 мая 1695 из Андрониева, а 17 янв. 1697 хирот. в митр-та Нижегородского. Исаия , с 1697, а 23 июля 1699 хирот. в митр-та Нижегородского. Иларион Властелинский , 23 июля 1699, из патриарших иеромонахов, а 6 янв. 1701 перев. в Троицкий Сергиев мнтрь. Иоасаф , 1701–1710. Досифей Глебов 1710 перев. из Спасо-Евфимиева, а 17 июня 1711 хирот. в еписк. Ростовского. (Календ. Зап.). Моисей , из ризничих Троицкой Сергиевой Лавры, 1711–15, окт. (Упом. в янв. 1716). Арсений , 1715 и 16. Сергий , с 1716, а 19 июля 1721 перев. во Владимиро-Рождественский мнтрь. Иерофей Прилуцкий 19 июля 1721 перев. из Донского; заболел в 1725; † 28 окт. 1728. Евфимий Коллети , Грек, из иеромонахов, определён 1728–30, 16 сент. перев. в Чудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010