Отсюда ещё дальнейший вывод изображения и, стало быть, весь крест были сделаны после 1595 года. Но когда же именно? В этом поможет нам разобраться запись на кресте: положение Петра Семёновича Строганова . Пётр Семёнович Строганов, которому принадлежал Сылвенский острожек, жил между 1583 и 1639 годами. Вот у нас и другая дата, конечная – 1639 год. Позже этого года крест не мог быть сделан. Итак, он относится к началу XVII века или самому концу XVI века (1595–1639) 1404 . Предметы церковной утвари из Пермской коллекции были созданы в XVII–XIX веках. Работы XVII века драгоценны уже тем, что их мало осталось. Страна после нашествия поляков и шведов была разорена. Но соборы и монастыри восстанавливались. И взамен похищенных интервентами драгоценностей создавали новые. Крупным ювелирным центром считался Новгород. Замечательные мастера были и в Пскове, Суздале, Владимире, Устюге, но всё-таки в развитии русского серебряного дела XVII века первое место занимала Москва. Работники Золотой и Серебряной палат обслуживали и патриарший двор, помещавшийся в Кремле. Они изготовляли различные предметы культа и патриаршего обихода: панагии, кресты, посохи, митры, церковные сосуды, оклады Евангелий и икон. Некоторые из названных предметов были представлены на выставке «Художественная культура православия», посвящённой памяти Стефана Пермского. Вошедшие в данную экспозицию произведения выполнены в разнообразных техниках: чеканке, гравировке, черни. Одни из них украшены эмалью и каменьями; другие очень скромны, но представляют значительную художественную ценность. Именно к таким произведениям искусства и церковной культуры можно отнести крест-мощевик XVII века, поступивший из ризницы Пермского кафедрального собора в 1923 году (инв. ДМ-8). Крест из Пермской коллекции серебряный, со следами золочения на нимбах. Изображения выполнены в технике гравировки с чернью. На лицевой стороне вверху Саваоф с символами Страстей Господних; в центре – Распятие с ангелами над ним, трогательно вытирающими платочками слёзы. Слева и справа от Распятия даны традиционные фигуры предстоящих (поясные, по две с каждой стороны). Внизу, под Распятием. Стефан Перьмский (орфография автора). На тыльной стороне креста великомученики Зосима Соловецкий и Саватей, Мария (Египетская?) и София , Никита и Евпраксия . На нижней боковой стороне вкладная надпись: положение Никиты строгано . Текст с перечислением мощей даётся в примечании 1405 . Здесь же хочется отметить, что изображение святых отражает идею мученичества, идею пустынножительства, почитания целителей, чудотворцев. Все изображения исполнены без теневых проработок лиц и складок одежд, что подтверждает время создания этого замечательного памятника искусства – до 1620 года, так как Никита Григорьевич Строганов умер в 1619 (по некоторым источникам – в 1620) году.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Суровые подозрительные отношения московского правительства к киевлянам и их книгам были вызваны, между прочим, преувеличенными слухами об успехах в Малой России унии, отчасти соблазнительным поведением некоторых южнорусских выходцев в Москве 8 . Ближайшее ознакомление москвичей с положением южнорусских церковных дел убедило их, что большинство южнорусов по-прежнему не только осталось православным, но что оно ведет там неустанную энергическую борьбу за православие, мужественно и с успехом охраняя его от всевозможных покушений на него со стороны различных иноверцев. Ввиду этого после смерти Филарета Никитича отношения московского правительства к киевлянам решительно изменяются. В 1637 году к нам переселяются иноки Прилуцкого Густынского монастыря и иноки Ладинского Покровского монастыря. Выходцев принимают в Москве и отводят для жительства старцам Дудин нижегородский монастырь, старицам – Алатырский Никольский монастырь. Затем к нам переселяются старцы Лубенского Мгарского монастыря и др. 9 Характерная особенность этих переселений к нам иноков и инокинь из разных южнорусских монастырей состоит в том, что теперь выходцев южнорусов уже не отдают, как прежде, под начало для исправления их христианской веры. После смерти Филарета Никитича состоявшееся в 1620 году соборное постановление относительно православных белорусов на практике уже более не исполнялось, хотя соборные деяния 1620 г. и внесены были в печатный Потребник 1639 г. Вторая не менее характерная особенность указанных переселений к нам иноков и инокинь южнорусских монастырей состоит в том, что вывезенные выходцами разные церковные и богослужебные книги литовской печати у них уже не отбираются и не заменяются, как при Филарете, книгами московской печати. Очевидно, что киевляне и их книги, недавно еще преследуемые, получили теперь в Москве полное право гражданства, вследствие чего в Москве быстро начинает усиливаться киевское влияние. В 1639 году в Москве печатаются иноческий и мирский Потребники, в конце которых помещен так называемый епитимийный Номоканон. Этот епитимийный Номоканон есть простая перепечатка киевского Номоканона, изданного во второй раз в Киеве в 1624 году. Таким образом, в 1639 году уже находили возможным в московские церковные печатные книги вносить статьи, заимствованные из киевских печатных книг. В 1640 году киевский митрополит Петр Могила предлагал устроить в Москве школу с помощью ученых киевлян, которых он вышлет в Москву. Уже одна возможность со стороны киевского митрополита обращаться с подобным предложением к московскому правительству показывает, что православные киевляне не только не встречали в Москве прежних подозрительных отношений к себе, но что там уже признавали превосходство киевской учености над старой московской книжной односторонней начитанностью и не прочь были учредить в Москве школу с помощью киевских ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Из Архангельского собора Московского Кремля происходит икона с образом М. М., «тезоименного царю Михаилу Феодоровичу, лежащему под ее осенением», которая входила в надгробный комплекс икон (в 1-м ряду) над захоронениями первых Романовых (ГММК; см.: Иконописцы царя Михаила Романова. М., 2007. Кат. 46. С. 122-123 (описание: О. А. Цицинова)). По размеру (153×53 см) она соответствует иконам небесных покровителей рус. государей, каждая из которых (самая ранняя относится ко времени Иоанна IV Грозного, сер.- 2-я пол. XVI в., поздняя - Петра и Иоанна Алексеевичей, 1682/83; см.: Царский храм. М., 2003. С 51, 138-139, 148-149) представляла собой патрональный образ правителя, сначала стоявший в иконостасе Благовещенского собора напротив царского моленного места, а по смерти государя переносимый в Архангельский собор. Опись Благовещенского собора 1634 г., отражающая изменения в убранстве храма, «возобновленного» при Михаиле Феодоровиче, не сохранилась (вошла в опись 1680). К сделанной на основании стилистического анализа датировке В. М. Сорокатого - 30-е гг.- нач. 40-х гг. XVII в. (до 1645) ( Сорокатый. 1977. С. 407) - Цицинова предложила уточнение по ранней границе. Так, на основании сходства живописных приемов иконы М. М. и надгробных образов сыновей Михаила Феодоровича - «Св. Иоанн Белоградский и царевич Иоанн Михайлович» и «Св. Василий Анкирский и царевич Василий Михайлович» (обе ГММК) из того же комплекса икон - исследователь сделала вывод, что они были написаны в 1639 г. иконописцем (или иконописцами) из круга лучших мастеров Оружейной палаты ( Цицинова. 2006. С. 138-140). Однако не исключена и более ранняя дата заказа царем патрональной иконы, чем скорбный 1639-й - год кончины двух его сыновей. Так, по мнению Журавлёвой, эта икона могла быть создана в 1637 г. для Верхоспасского собора Теремного дворца, ставшего в этот период домовым храмом рус. царей ( Журавлева. 2003. С. 116). Ростовая фигура святого дана в 3/4-ном повороте влево, лик с правильными чертами тонкого письма, словно светящийся изнутри благодаря вохрению золотистой охрой и мягко растушеванным от центра высветлениям, обращен к благословляющей из небесного сегмента деснице Божией, клиновидная борода до середины груди, руки в молении; М. М. облачен в охристый хитон, темную мантию, в схиме, куколь на плечах (одежды и позем под записью XVIII-XIX вв.). Икона обложена басмой с чеканным растительным орнаментом, нимб и цата украшены камнями. Образ М. М. помещался на личных вещах государя: чеканный - на панагии-мощевике с образом Божией Матери «Воплощение» («Знамение») на др. стороне ( Успенский. 1902. С. 40), шитый - в составе шитого Деисуса на бармах («диадиме») (1639-1640, ГММК, знаменовали иконники Марк Матвеев и Сидор Осипов), иконография та же, что и на иконах-пядницах,- ростовой прямоличный образ, в опущенной левой руке М. М. держит раскрытый свиток, правая поднята, у него короткие седые волосы, борода клинышком ( Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. Кат. 93. С. 283-285).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Выявлены также следующие списки Жития Федора Ярославского редакции Степенной книги, находящиеся в составе сборников: 1) РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 20. Торжественник минейный лицевой (л. 91–95: первая часть редакции Степенной книги). Рукопись в 1 , на I-III, 1–868, X листах (чистые листы – XIX в.). Текст на л. 6–868 писан одним почерком (кроме окончания на л. 95) целиком на бумаге с филигранью: Гербовый щит с рожком, под щитом литеры MG – Дианова и Костюхина, 1163 (1642 г.). Однако рукопись следует датировать временем около 1639 г., потому что на л. 868 об. помещена явно современная приписка, содержащая подробное сообшение о смерти царевича Ивана Михайловича 10 января 1639 г.: «Преставися благоверны государь царевичь князь Иван Михайловичь, сын благовернаго государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, в лета 7147-го, генваря в 10 день, с середы против четверга, в ночи, въ 3-ем на десять часу выходе». На л. 90 имеется миниатюра, изображающая князя Федора Ярославского (в монашеской одежде) с сыновьями Давыдом и Константином (в княжеских одеяниях). Вверху надпись киноварной вязью: «Святыи благоверныи князи Феодор, Давыд и Константин». 2) РГБ, ф. 865 (Собр. магазина «Антиквар»), 3. Торжественник минейный лицевой (л. 62–67: первая часть редакции Степенной книги). Торжественник написан на той же бумаге, что и Обол., 20, но в конце использованы остатки другой бумаги со знаком: Двуглавый орел – Дианова и Костюхина, 1025 (1639 г.). Поэтому рукопись можно датировать концом 30-х – началом 40-х годов XVII в. На л. 61 об. помещена миниатюра с изображением Федора, Давыда и Константина. Оба лицевых Торжественника имеют сходный состав (но следует оговориться, что во второй рукописи отсутствуют начало и конец), по текстологическим признакам восходят к общему (лицевому) оригиналу, однако текст (а также и миниатюры) лучше переданы в списке Оболенского. Поскольку Антикварный список принадлежал стольнику (при гробах царевичей) С. С. Хрущеву, то у обеих рукописей можно предполагать одного заказчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь Афонасия и Кирила с реки Смерь. Дани тритцать алтын, десятильничих два алтына, заезда алтын, навъезд два алтына. И февраля в 1 день те деньги взято. Платил Ипацкого монастыря стряпчей Степан Трофимов. Церковь архистратига Михаила села Михайловского. Дани рубль десять денег, десятильничих (Л. 561) и заезда пять алтын, навъезд тринатцать алтын две деньги. И февраля в 1 день те деньги взято. Платил Ипацкого монастыря стряпчей Степан Трофимов. Церковь Христова мученика Георгия села Солоникова. Дани шеснатцать алтын две деньги, десятильничих и заезда пять алтын, навъезд гривна. И февраля в 1 день те деньги взято. Платил Ипацкого монастыря стряпчей Степан Трофимов. Церковь Иванна Богослова у монастыря. Дани два рубли осьмнатцать алтын две деньги, десятильничих тринатцать алтын две деньги, заезда десять алтын, навъезд шесть алтын четыре деньги. И февраля в 1 день те деньги взято. Платил Ипацкого монастыря стряпчей Степан Трофимов. (Л. 561 об.) Церковь Рожество Пречистые Богородицы в Кизликове, что было за Ковылою Ивашкиным. Дани семь алтын полтчетверты деньги. И февраля в 1 день те деньги взято. Платил Ипацкого монастыря стряпчей Степан Трофимов. Церковь Введение Пречистые Богородицы села Костенева. Дани восмь алтын две деньги, десятильничих и заезда два алтына четыре деньги, навъезд шесть алтын четыре деньги. И февраля в 1 день те деньги взято. Платил Ипацкого монастыря стряпчей Степан Трофимов. (Л. 562) Февраля в 1 день по книгам с вотчины Ипацкого монастыря неокладных денежных доходов венченых пошлин прошлого 1639/40 году генваря с 11-го числа да августа по 29-е число прошлого ж 1639/40 году с девяноста с девяти отроков, с тритцати с дву двоеженцов, с трех троеженцов, с десяти похоронных тринатцать рублев одиннатцать алтын. Да нынешнего 1640/41 году сенятбря с 17-го числа ноября по 14-е число нынешнего ж 1640/41 году с тритцати с осьми отроков, с семинатцати двоеженцов, с четырех троеженцов, с трех похоронных шесть рублев семь алтын три деньги. И всего прошлого 1639/40 году и нынешнего 1640/41 году неокладных доходов девятнатцать рублев осьмнатцать алтын три деньги взято. Платил деньги Ипацкого монастыря стряпчей Степан Трофимов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Того ж дни по книгам Костромские десятины збору десятильника Ивана Сурмина да старосты поповского троецкого попа Василья неокладных денежных доходов венечных пошлин сентября со 2-го числа да февраля по 29-е число нынешнего 1640/41 году с трехсот с семи отроков, с осьмидесят с одного двоеженца, с семи троеженцов, с трех похоронных, с одной новоявленой. Всего тритцать пять рублев дватцать четыре алтына з деньгою взято. Платил староста поп Василей. (Л. 553) Апреля в 10 день церкви архангела Михаила, что в селе Котяеве, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с осминатцати отроков, с одново двоеженца рубль шеснатцать алтын з деньгою. Да нынешнего 1640/41 году со шти отроков, с трех двоеженцов, с одной похоронной тритцать один алтын пять денег взято. Платил стольника князя Василья Ондреевича Голицына человек Федор Лемонов. Маия в 30 день церкви Бориса и Глеба, что на Вознесенском посаде, по книгам попа Тимофея венечных пошлин нынешняго 1640/41 году с четырех отроков, з дву двоеженцов девятнатцать алтын взяты. Платил патриарш сын боярской Иван Резанов. (Л. 553 об.) Июня в 8 день церкви Рожества Пречистые Богородицы попа Григорья венечных пошлин нынешняго 1640/41 году з дву отроков, с одной похоронной восмь алтын две деньги взято. Платил богородицкой дьякон Иван Васильев. Июня в 14 день по книгам церкви Успения Пречистые Богородицы в селе Печенгове попа Еустафия за его рукою венечных пошлин прошлого 1639/40 году с отрока, да с троеженца девять алтын. Да нынешняго 1640/41 году с осьми отроков, с одново двоеженца, с одной похоронной дватцать семь алтын пять денег взято. Платил Иванов человек Гарева Сава Парфеньев. Августа в 30 день по книгам церкви Живоначальные Троицы в Чижове стану в Зажарье попа Алексея венечных пошлин прошлого 1639/40 году с одново отрока, с одново двоеженца семь алтын. Да нынешняго (Л. 554) 1640/41 году з дву отроков пять алтын взято. Платил Дмитреев человек Воейкова Тренька Тихонов.   (Л. 559 Живоначальные Троицы вотчины Ипатцкого монастыря Церковь Николы Чюдотворца села Бабина. Дани рубль десять алтын, десятильничих гривна, заезда четыре алтына две деньги, навъезд тринатцать алтын две деньги. И февраля в 1 день те деньги взято. Платил Ипацкого монастыря стряпчей Степан Трофимов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

В 1741-м году в селе Оделеве Плесския десятины (находящемся на юг от заштатного города Плеса, в Нерехотском уезде), в церкви Иоанна Богослова петы были молебны пред иконой Симона Юрьевецкого (который был урожденцем села). Это было запрещено Московскою дикастерией и икона взята была в последнюю, – в архиве св. Синода дело о Симоне 1741-го года, 146. В 1767-м году канцелярист дворцовой Елнатской (в Юрьевецком уезде) волости Матвей Астафьев подавал было в св. Синод просьбу, чтобы гробница Симона была возобновлена, чтобы мощи его были освидетельствованы и чтобы ему установлено было празднование; но св. Синод решительно отклонил просьбу, приказав отобрать иконы Симона, где они есть, – в архиве св. Синода дело о Симоне 1767-го года, 39. 38 . Варлаам Важский или Шенкурский (Пинежский), основатель Иоанно-Богословского упраздненного монастыря, который находился в Архангельской губернии, в 15-ти верстах от города Шенкурска, скончавшийся 19-го Июня 1462-го года. В 1631-м году Новгородский митрополит Киприан произвел дознание о чудесах, совершавшихся при его мощах, которые открыты были еще в 1552-м году, и после сего установил местное ему празднование 240 , 39 . Варнава Костромской, уединенный подвижник, на месте подвигов которого была потом основана упраздненная Троицкая Варнавила пустыня, оставшаяся церковь которой обращена в соборную церковь города Варнавина Костромской губернии, скончавшийся 11-го Июня 1445-го года. В 1639-м году при его гробе начали совершаться чудеса, для удостоверения в действительности которых патриарх Иоасаф посылал в его монастырь одного игумена, вслед за чем и было установлено местное празднование его памяти 241 . 40 . Артемий Веркольский, крестьянский сын села Верколы, находящегося в Пинежском уезде Архангельской губернии, 23-го Июня 1545-го года, когда был 13-летним мальчиком, убитый на поле громом. Начавшиеся перед 1639-м годом исцеления от его мощей распространили об нем славу, вследствие чего Новгородский митрополит Киприан в помянутом 1639-м году «послал свидетельствовати и тутошними окольными игумены и попы и дьяконы». Получив от посланных следователей роспись исцелениям, митрополит в следующем 1640-м году и установил местное празднование его памяти, при чем сам изготовил ему службу. В 1645-м году, по благословению патр. Иосифа и Новгородского митрополита Аффония, была поставлена над его мощами церковь его имени 242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

IOANES BREWTELT ME FECIT ANNO 1639. что в переводе значит: Александр Корвин Госевский, Воевода Смоленский, Староста Пинский Бельский и Марковский вместе с супругой своею Г–жею Евою Паковной сей колокол в честь и славу Господу Богу и всепресвятейшей Госпоже Богородице и в церковь своего построения в имение свое Молодченское пожертвовали в 1639 году мая 13. Иоанн Бревтельт вылил меня в 1639 г. На том же колоколе вырезана другая надпись: «Лета 7615 (1957) декабря в 1 день при Государе Великом Князе Алексее Михайловиче всея великия и малыя, и белыя России Самодержца, и при Государе и при благоверном царевиче и Великом Князе Алексее Алексеевиче великия и малыя, и белыя России и при великом Государе Святейшем Никоне Патриархе Московском и всея великия и малыя, и белыя России и при Архимандрите Моисее , дал сей колокол в Перемышльском уезде в Лютиков монастырь Окольничий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово по своих родителях; а подписывал сей колокол Родька Яковлев сын Гневышев Кожевник.» К нижнему отделению колокольни с южной стороны во всю длину её и задней галлереи пристроено двухэтажное каменное же здание: вверху древняя церковь во имя Св. Праведного Иова многострадального, а внизу палатка, которая с XVII столетия служила усыпальницей рода Хитровых; супруга одного из членов этой фамилии Н. 3. Хитрово, Анна Михайловна, дочь Светлейшего Князя Кутузова – Смоленского, после кончины своего мужа Н. 3. Хитрово (в 1827 году), намеревалась обратить и эту палатку в церковь Тихвинской Божией Матери; с этою целью приложена к ней с восточной стороны новая двухэтажная палатка одинакового размера с бывшей; нижний этаж её был соединен с древней усыпальницей для устройства церкви, а в верхнем рядом с церковью Св. Иова предположено было устроить братскую больницу; позже пространство между этим придельным зданием и южной стеной колокольни закрытой спереди каменной же стенкой, обращено в галлерею с широкою деревянной лестницей ведущей прямо с монастырского двора в церковь Благовещения, Св. Праведного Иова и кельи для Архиерейского приезда, устроенные позади колокольни. В предполагаемой нижней церкви был настлан пол и устроены печи, но по обстоятельствам, в которых тогда находилась обитель, благое предприятие это осталось неисполненным и нижняя палатка остается в этом виде до настоящего времени с заколоченными окнами. Придел во имя Св. Праведного Иова многострадального

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Мц. Параскева. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца (архонта Фоманоса) в квартале Елеусы, Кастория. 1639 г. Мц. Параскева. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца (архонта Фоманоса) в квартале Елеусы, Кастория. 1639 г. В апсиде изображены Божия Матерь «Влахернитисса» и «Служба св. отцов», справа и слева от апсиды - «Причащение апостолов», выше - «Вознесение Господне», в конхе протесиса - «Христос во гробе», на сев. стене алтаря - «Явление воскресшего Христа женам-мироносицам», «Исцеление расслабленного у Овчей купели», «Побиение камнями первомч. Стефана» и «Видение сщмч. Петра Александрийского», на юж. стене представлен святитель. В нижней зоне зап. стены между конными изображениями великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского помещен образ Божией Матери «Живоносный Источник». Лит.: Πασδου. 2002. Σ. 33, 60, 62-63, 65, 71-72, 74, 96, 112, 143, 191, 223, 274-275, 280. Церковь свт. Николая Чудотворца (архонта Фоманоса) в квартале Елеусы построена и расписана в 1639 г. Первоначально она была однонефной, с деревянным перекрытием, но в результате перестройки были сооружены купол и 2-й неф с севера. Фрески XVII в., исполненные мастером Николаем из Линотопи, сохранились на зап. и сев. стенах. В верхних частях стен были расположены евангельские сюжеты, в среднем ярусе - медальоны с погрудными изображениями святых, в нижнем ярусе - фигуры святых в рост. В живописной манере художника Николая местные традиции сочетаются с чертами как эпирской, так и критской школы. Изобретательность в трактовке пространства, умение использовать сложные перспективные построения свидетельствуют о знакомстве мастера с зап. искусством, вероятно, через посредство живописи критской школы. Известны и др. работы худож. Николая из Линотопи (росписи мон-ря свт. Афанасия Великого близ Загоры (1645/46), ц. прор. Захарии в долине Грамос и др.). Лит.: Πασδου. 2002. Σ. 33, 47-49, 70, 96, 122-125, 185, 193-195, 197-198, 203, 250, 252-257, 265-266, 273, 280, 283, 293, 295. Иконопись Кастории В 1989 г. в Кастории был открыт Византийский музей, где собрана богатейшая коллекция визант.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Католикос Абхазии именовался «наместником святого Андрея Первозванного» или «сидящим на троне св. Андрея» как преемник проповедовавшего на Черноморском побережье апостола. Как свидетельствуют источники, в период вхождения территории Абхазии в состав Одишского княжества (до 30-х гг. XVII в.) католикос владел селениями и земельными наделами в районе Бичвинтского храма, в то время как сам Одиши подчинялся царю Имерети. В XVII в., когда граница между Одиши и Абхазией проходила по р. Келасури, большинство своих владений Абхазский католикос имел в Одиши. В XVIII в., после того как граница между упомянутыми княжествами переместилась южнее р. Ингури, католикос потерял земли по правому берегу Ингури. Первое упоминание имени Западногрузинского католикоса относится ко 2-й пол. XIII в.- в рукописях груз. мон-ря на Синае и в надписи Бедийского храма назван Абхазский католикос Николай (Николоз). По именам известны следующие Абхазские католикосы: Николоз (приблизительно 2-я пол. XIII в.), Арсений (1390), Даниил (приблизительно кон. XIV в.), Иоаким (70-е гг. XV в.), Стефан (1490-1516), Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.), Евдемон I (Чхетидзе;1557-1578), Евфимий I (Сакварелидзе;1578-1616), Малахия II (Гуриели; 1616-1639), Григорий I (1639), Максим I (Мачутасдзе; 1639-1657), Захария (Квариани;1657-1660), Симеон I (Чхетидзе; 1660-1666), Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669), Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673), Давид (Немсадзе; 1673-1696), Григорий II (Лордкипанидзе; 1696-1742), Виссарион (Эристави; 1742-1769), Герман (Цулукидзе; 2-я пол. XVIII в.), Иосиф (Багратиони; 1769-1776), Максим II (Абашидзе; 1776-1795), Досифей (Церетели; 1795-1814, Местоблюститель). Территория В XIII в. А. К. включал в себя территорию всей Зап. Грузии: его сев. граница проходила по Кавказскому хребту, естественной зап. границей являлось Чёрное м., на востоке территории А. К. ограничивал Лихский (Сурамский) хребет, на юге и юго-западе - Месхетский хребет и р.

http://pravenc.ru/text/62536.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010