С 1628 по 1633 г. в Севилье работал ее уроженец Франсиско Сурбаран, учившийся в Севилье у де Вильянуэвы (с 1614) и, возможно, у Пачеко. Ранние произведения Сурбарана отмечены влиянием Караваджо (ретабло капеллы Сан-Педро, собор в Севилье, 1626), в дальнейшем характерными для Сурбарана становятся композиции, посвященные жизни святых и трактованные как сцены монастырского быта (цикл картин из жизни св. Бонавентуры, 1629, частично исполнен Ф. де Эррерой Старшим, Картинная галерея, Дрезден и Лувр, Париж). От искусства Риберы его живопись отличается тем, что она не основана на изображении нагого тела, но все, что нарисовано на полотне, получает еще более «материальный» характер. Он точно уловил главное в манере Риберы и Эрреры: густую и напряженную, драматическую светотень первого и некую объективную материальность второго, особенно это было заметно в работах 30-40-х гг. XVII в., в период его творческого расцвета (серия портретов монахов и картин из жизни св. Педро Ноласко для монастыря Ла-Мерсед, 1629, ныне в Прадо, Мадрид; «Видение блж. Алонсо Родригеса» и «Нерукотворный образ», 1630, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид; «Апофеоз св. Фомы Аквинского», 1631, Музей изящных искусств, Севилья; «Св. Лаврентий», 1636, ГЭ). С 1638 по 1639 г. Сурбаран работал для мон-ря иеронимитов в Гуадалупе, пров. Касерес. К 30-м гг. XVII в. относятся картины из мон-ря Ла-Картуха в Севилье («Дева Мария Милосердия», «Св. Уго у монахов» и «Св. Бруно перед папой» - все в Музее изящных искусств в Севилье; «Чудо в трапезной при посещении ее св. Уго», 1635, Музей изящных искусств, Севилья); цикл картин для мон-ря Ла-Картуха в Херес-де-ла-Фронтера, пров. Кадис (1638-1639, ныне в Музее Кадиса); серия образов св. жен в севильском госпитале Сангре (ныне в разных музеях мира); серия «Подвиги Геркулеса», исполненная для двора, вероятно, по заказу Веласкеса (1634, Прадо, Мадрид); натюрморты, к-рые отмечаются простотой мотивов, но при этом сохраняют цельность и торжественность «метафизической» красоты («Натюрморт с четырьмя сосудами», ок. 1632-1634, Прадо, Мадрид; «Натюрморт с апельсинами», 1633, Уффици, Флоренция).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В Сибирском крае, хотя уже утвердилось христианство и был свой постоянный архиерей, живший в Тобольске, все еще ощущалась крайняя нужда в достойных священнослужителях. В 1635 г. царь Михаил Федорович писал Вологодскому архиепископу Варлааму, чтобы он выбрал в Вологде и во всей своей епархии протопопа для Тобольска да двух попов черных и трех белых для Тобольска и других городов Сибири и чтобы все выбранные были «люди добрые, крепкожительные и духовные учители, а не бражники». Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства . Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 —дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640) По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640) Потребник (1634, 1636, 1637, 1639) 564], Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640) По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640) 197, 198], Служебник (1635, 1637, 1640) 509, 511] и Триодь цветная (1635, 1638, 1640) По два раза: Апостол (1635, 1638) 123], Триодь постная (1635, 1638) 574], Каноник (1636, 1640–1641) 257] и Шестоднев (1635, 1640) 641]. По одному разу: Евангелие учительное (1639) Октоих (1638) Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636) и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641) Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так, Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. 507, 509] перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. 501] Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства. Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 – дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640). По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640), Потребник (1634, 1636, 1637, 1639), Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640). По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640), Служебник (1635, 1637, 1640) и Триодь цветная (1635, 1638, 1640). По два раза: Апостол (1635, 1638), Триодь постная (1635, 1638), Каноник (1636, 1640–1641) и Шестоднев (1635, 1640). По одному разу: Евангелие учительное (1639), Октоих (1638), Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636), и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641). Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так. Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского Собора 1620 г., 42-я – статья о святительском суде и 46-я – чин на новолетие 1 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Марта в 29 день церкви богоотец Иоакима и Анны по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков пять алтын. Да нынешняго 1640/41 году з дву ж отроков пять алтын взято. Платил Иванов человек Перелешина Гришка Офонасьев. Марта в 31 день церкви Воскресения Христова, что на Муровище, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков пять алтын. Да нынешняго 1640/41 году с трех отроков семь алтын три деньги взято. Платил Воин Глазатой. Того ж дни Рожества Пречистые Богородицы, что в Богородицком стану, по книгам венечных (Л. 647) пошлин прошлого 1639/40 году со шти отроков пятнатцать алтын взято. Платил поп Никита. Того ж дни церкви Николы Чюдотворца, что на Шанге, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с четырех отроков да с двоеженца четырнатцать алтын три деньги взято. Платил поп Игнатей. Того ж дни церкви Рожества Христова, в Троецком стану, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с отрока два алтына три деньги. Да нынешняго 1640/41 году с дву отроков да с двоеженца девять алтын три деньги взято. Платил поп Федор. Апреля в 9 день церкви Живоначальные Троицы, что в Федкове слободке, венечных пошлин нынешняго 1640/41 году с дву отроков пять алтын взято. Платил Агафонко Жилин. (Л. 647 об.) Июня в 7 день церкви Живоначальные Троицы Салтановские волости по книгам за рукою попа Козьмы венечных пошлин прошлого 1639/40 году с пяти отроков двенацеть алтын три деньги взято. Платил Тимофея Измайлова человек Перфирей Шибаев. Июня в 14 день церкви Николы Чюдотворца, что у Соли на посаде, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков пять алтын. Да нынешняго 1640/41 году с дву отроков да с двоеженца девять алтын три деньги взято. Платил усолец посадцкой человек Ондрюшка Никитин. Июля в 13 день церкви Николы Чюдотворца, что на Мокром, по росписи венечных (Л. 648) пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков пять алтын. Да нынешняго 1640/41 году с одново отрока два алтына три деньги взято. Платил Сергей Ларионов. Августа в 8 день церкви святого пророка Ильи Высокосельские волости по книгам за рукою попа Василья венешных пошлин прошлого 1639/40 году з дву отроков пять алтын. Да нынешняго 1640/41 году з четырех отроков десять алтын. Обоево пятнацать алтын взято. Платил Федора Телепнева крестьянин Тараско Иванов.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

  (Л. 372 Нижегороцкие десятины неокладные Ноября в 17 день церкви Николы Чюдотворца, что в Мещерских горах, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с семи отроков семнатцать алтын три деньги. Да нынешнего 1640/41 году с одново отрока два алтына три деньги взято. Платил Печерского монастыря слуга Герасим Нежданов. Декабря в 20 день церкви Воскресения Христова, что в Гороховце на посаде, по книгам попа Ивана венечных пошлин прошлого 1639/40 году с пяти отроков двенатцать алтын три деньги взято. Платил села Лыскова крестьянин Любимко Григорьев. Того ж дни церкви Николы Чюдотвор (Л. 372 об.) ца, что в селе Лыскове, по книгам попа Тимофея венечных пошлин прошлого 1639/40 году з дватцати з дву отроков, з дву двоеженцов, с одного троеженца два рубли три алтына пять денег. Да нынешнего 1640/41 году с десяти отроков, с дву двоеженцов, с одной похоронной рубль четыре алтына. Обоево прошлого 1639/40 и нынешнего 1640/41 году три рубли семь алтын пять денег взято. Платил тое ж церкви поп Тимофей. Декабря в 26 день церкви Покрова Святеи Богородцы, что в селе Баракове, по росписи попа Никиты венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков, да з двоеженца двенатцать алтын взято. Платил Дмитрей Карев. (Л. 373) Декабря в 29 день церкви Рожества Пречистые Богородицы, что в селе Княгинине, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году со штинатцати отроков, с трех двоеженцов рубль дватцать алтын з деньгою. Да нынешнего 1640/41 году з девятинатцати отроков, с одново двоеженца рубль осьмнатцать алтын четыре деньги. Обоево прошлого 1639/40 и нынешнего 1640/41 году три рубли пять алтын три деньги взято. Платил князя Алексея Ивановича Воротынского человека Иван греченин. Генваря в 8 день церкви Покрова Святеи Богородицы, что в Стройкове, по книгам венешных пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков, да з двоеженца девять алтын три деньги. Да нынешнего 1640/41 (Л. 373 об.) году с дву отроков пять алтын взято. Платил ротмистр Василей Веселовский. Генваря в 28 день церкви Входа в Иеросалим, что в селе Накстове, по росписи венечных пошлин прошлого 1639/40 году с отрока два алтына три деньги. Да нынешнего 1640/41 году с отрока ж два алтына три деньги взято. Платил Сергей Первов сын Малово.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Февраля в 5 день церкви Нерукотворенного Образа, что в селе Воротынске, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков, з дву двоеженцов шеснатцать алтын три деньги. Да нынешнего 1640/41 году с семи отроков, с одного двоеженца дватцать два алтына взято. Платил тое ж церкви поп Василей. (Л. 374) Февраля в 7 день церкви Благовещения Пречистые Богородицы, что в Благовещенском монастыре, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков, да с троеженца четырнатцать алтын. Да нынешнего 1640/41 году с трех отроков, с четырех двоеженцов дватцать пять алтын три деньги взято. Платил Благовещенского монастыря стряпчей Яков Павлов. Февраля в 11 день церкви Благовещения Пречистые Богородицы, что в селе Купле, по росписи венечных пошлин прошлого 1638/39 году с дву отроков, да с двоеженца девять алтын три деньги; да 1639/40 году с одново двоеженца четыре алтына три деньги взято. Платил Федоров человек Челюскина Борис Пантелеев. (Л. 374 об.) Февраля в 18 день церкви Покрова Святеи Богородицы, что в селе Плотинском, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с десяти отроков, да с двоеженца дватцать девять алтын три деньги взято. Платил Яков Павлов. Того ж дни церкви Преображения Спасова, что в селе Спаском, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с семинатцати отроков, с трех троеженцов рубль дватцать восмь алтын четыре деньги; да нынешнего 1640/41 году с пяти отроков, да з двоеженца, да с троеженца дватцать три алтына пять денег. Обоево прошлого 1639/40 и нынешнего 1640/41 году два рубли девятнатцать алтын з деньгою взято. Платил Яков Павлов. Того ж дни церкви Рожества Пречистые Богородицы, что в селе в Мичине, по книгам венечных (Л. 375) пошлин прошлого 1639/40 году с осми отроков дватцать алтын; да нынешнего 1640/41 году з девяти отроков, с одного двоеженца дватцать семь алтын взято. Платил Яков Павлов. Того ж дни церкви Николы Чюдотворца, что в селе в Атрасе, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков, да с дву двоеженцов шеснатцать алтын три деньги; да нынешнего 1640/41 году с одново двоеженца четыре алтына три деньги взято. Платил Яков Павлов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Декабря в 30 день церкви Благовещения Пречистые Богородицы, что в Унорожском монастыре, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков семь алтын три деньги. Да нынешнего 1640/41 году с одново отрока полтретья алтына взято. Платил игумен Никифор. Того ж дни церкви Живоначальные Троицы, что в Ликурги, по книгам (Л. 594) венечных пошлин прошлого 1639/40 году с четырех отроков, да с двоеженца четырнатцать алтын три деньги взято. Платил галеченин Федор Нелидов. Генваря в 4 день церкви Живоначальные Троицы, что в Ысупове, по росписи венечных полшин нынешнего 1640/41 году с дву отроков пять алтын взято. Платил Здвиженского монастыря слушка Федка Галахтионов. Генваря в 8 день церкви Успения Пречистые Богородицы, что в селе во Львове, венечных пошлин нынешнего 1640/41 году с одново отрока два алтына три деньги взято. Платил Иван Племянников. Генваря в 26 день церкви Богоявления Господня, что на реке на Мере, по (Л. 594 об.) книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков пять алтын. Да нынешнего 1640/41 году с отрока два алтына три деньги взято. Платил Семен Ларионов. Того ж дни церкви Ильи пророка, что на реке на Шаче по росписи венечных пошлин прошлого 1638/39 году с дву отроков пять алтын, да 1639/40 году с четырех отроков десять алтын взято. Платил поп Кирьяк. Февраля в 11 день церкви Рожества Пречистые Богородицы, что на погосте, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с четырех отроков, да з двоеженца четырнатцать алтын три деньги. Платил дьякон Иван. Февраля в 12 день церкви Рожества (Л. 595) Христова, что на Мере, по книгам венечных пошлин прошлых 1638/39 году с отрока два алтына три деньги, да 1639/40 году с отрока ж полтретья алтына взято. Платил Григорей Бадарецкий. Февраля в 18 день церкви Николы Чюдотворца, что в селе Микифорове, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков, да с двоеженца двенацать алтын. Да нынешнего 1640/41 году с отрока, да с двоеженца, да с похоронной десять алтын две деньги взято. Платил тое ж церкви поп Тимофей.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Да той же церкви Успения Пречистые Богородицы прошлаго 1639/40 году з дву отроков пять алтын взято. Того ж дни церкви Воскресения Христова, что на посаде, по книгам за рукою попа Герасима венешных пошлин прошлого 1639/40 году (Л. 641) с отрока полтретья алтына да нынешнего 1640/41 году з дву отроков пять алтын взято. Платил игумен Герасим. Того ж дни церкви Воскресения Христова Усольские осады, что в Агутиной слободке, по книгам за рукою попа Офонасья венешных пошлин прошлого 1639/40 году с отрока, да нынешнего 1640/41 году с отрока ж. Обоево з дву отроков пять алтын взято. Платил игумен Герасим. Февраля в 5 день церкви Воскресения Христова Унежские осады с Усны реки по росписи попа Смирново венечных пошлин нынешнего 1640/41 году с четырех отроков, да с дву двоеженцов девятнатцать алтын взято. Платил боярина Федора Ивановича Шереметьева человек мурза Милютин. (Л. 641 об.) Февраля в 6 день церкви Успения Пречистые Богородицы, что в Нижнем Березовце на реке на по книгам за рукою попа Гаврила венешных пошлин прошлого 1639/40 году з дву отроков, да з двоеженца девять алтын три деньги взято. Платил игумен Герасим. Того ж дни церкви Николы Чюдотворца Жилинские волости по книгам попа Григорья венешных пошлин прошлого 1639/40 году с отрока полтретья алтына взято. Платил игумен Герасим. Февраля в 14 день церкви святого мученика Дмитрея, что в Татаурове, по книгам венечных пошлин 1638/39 году с одново отрока два алтына три деньги, 1639/40 году с дву отроков пять алтын, да нынешнего 1640/41 году с отрока, да с двое (Л. 642) женца семь алтын взято. Платил тое ж церкви поп Гаврило. Февраля в 18 день церкви Флора и Лавра, что в монастыре Макария Желтовоцкого, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков, да с двоеженца девять алтын три деньги, да нынешнего 1640/41 году с отрока два алтына три деньги взято. Платил Унежского монастыря слуга Никита Федоров. Того ж дни церкви Ризположения, что в Понизовской волости, по книгам венечных пошлин нынешнего 1640/41 году с дву отроков да з двоеженца девять алтын три деньги взято. Платил крестьянин Мишка Уваров.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

Того ж дни церкви Георгия страстотерпца, что по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков, да с двоеженца двенатцать алтын, да нынешнего 1640/41 году с дву отроков пять алтын взято. Платил архангельской же поп Иван. Генваря в 26 день церкви Пречистые Богородицы Верхние пустыни по книгам за рукою попа Аврамья венешных пошлин нынешнего 1640/41 году з дву отроков пять алтын взято. Платил Матвея Хвостова крестьянин Осташко Федоров. Генваря в 27 день церкви преподобного (Л. 639 об.) Ефрема, что в Парфеньеве, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с отрока два алтына три деньги, нынешнего 1640/41 году с дву отроков пять алтын взято. Платил Аристов крестьянин Фамендина Трофимко Дуноряков. Того ж дни церкви Николы Чюдотворца в Охтомской волости по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с отрока два алтына три деньги взято. Платил крестьянин Вахрушка Дубровин. Февраля в 1 день по книгам за рукою попа Семиона венешных пошлин прошлого 1639/40 году с четырех отроков, да з двоеженца четырнацать алтын три деньги взято. Платил дьяка Суренина Тороканова человек Ва (Л. 640) силей Зверев церкви Вознесения Господня, что на Ветлуге на Вятцкой дороге. Февраля в 2 день церкви Успения Пречистые Богородицы Неские волости по книгам за рукою попа Ивана венешных пошлин прошлого 1639/40 году с четырех отроков десять алтын взято. Платил Еремей Михнев. Того ж дни церкви Покрова Пречистые Богородицы Пемсково стану по книгам за руками попа Захарья нынешнего 1640/41 году с трех отроков семь алтын три Платил Федора Зиновьева человек Ивашко Крюков. Февраля в 3 день церкви святого мученика Дмитрея, что в Жилинской волости, по книгам за рукою попа (Л. 640 об.) Нефедья венешных пошлин прошлого 1639/40 году с четырех отроков десять алтын да нынешнего 1640/41 году с пяти отроков двенатцать алтын три деньги взято. Платил Солдовсково монастыря игумен Герасим. Того ж дни церкви Успения Пречистые Богородицы, что в Солдовской волости, по книгам попа Симона венешных пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков пять алтын да нынешнего 1640/41 году с трех отроков семь алтын три деньги взято. Платил игумен Герасим.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

В 1854 году, когда Соловкам угрожала английская военная эскадра, самая ценная часть монастырской библиотеки была вывезена в Антониево-Сийский монастырь, а позднее передана в библиотеку Казанской духовной академии. После закрытия Соловецкой обители, в двадцатые годы прошлого века, сокровища монастырской ризницы были вывезены на материк и предназначались к уничтожению, однако многолетние подвижнические усилия таких выдающихся деятелей культуры, как Н.Н. Померанцев, П.Д. Барановский, М.П. Мошков, Ф.А. Каликин и других, подчас безвестных людей, помогли спасти и сохранить для будущих поколений уникальные святыни Соловецкого монастыря. Несмотря на все испытания и трагедии XX века, культурное наследие Соловецкого монастыря хорошо сохранилось. Большинство архитектурных памятников обители уцелели на самом архипелаге (в 1992 году они были включены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО). Сокровища соловецкой книжности и монастырского искусства сегодня хранятся во многих архивохранилищах и музеях России. По степени сохранности и объему историко-культурное наследие Соловецкого монастыря — один из самых богатых исторических комплексов, находящихся в руках российских исследователей. В настоящее время большая часть соловецкой библиотеки — 1482 рукописи и 83 старопечатные книги — хранится в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург). Десятки соловецких рукописей находятся в Библиотеке Академии Наук (Санкт-Петербург), Государственном Музее истории религии (Санкт-Петербург), музее-заповеднике " Московский Кремль " , в Государственном Историческом музее (Москва). Самые ценные актовые книги и грамоты из монастырского архива находятся в музеях Московского Кремля (около 1500 единиц) и в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Огромный архивный фонд Соловецкого монастыря находится в РГАДА (Москва): в ф. 1201 ( " Соловецкий монастырь " ) числится около 12,5 тыс. ед. хр. (от одного до десятков и сотен листов в каждом). Большое количество дел находится в ф. 1183 ( " Московская контора Синода " ). Сокровища соловецкой ризницы хранятся в музее-заповеднике " Московский Кремль " (566 ед. хр.), Государственном Историческом музее (113 ед. хр.), музее-заповеднике " Коломенское " (270 ед. хр.), Государственном Музее истории религии (129 ед. хр.), Государственном Русском музее (23 выявленных ед. хр.), Архангельском краеведческом музее, Музейном объединении " Художественная культура Русского Севера " (г. Архангельск), Соловецком музее-заповеднике. Самые ценные предметы из военного арсенала Соловецкого монастыря (средневековое огнестрельное и холодное оружие) находятся в Военно-историческом музее артиллерии и инженерных войск (Санкт-Петербург).

http://patriarchia.ru/db/text/4016387.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010