Село Долгие Ляды с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, принадлежавшее некогда князю Василию Тюменскому, в начале XVII в. «запустело от Литовского разорения» и было причислено к дворцовым селам. В писцовых книгах Русского уезда Вышковского стана. 134 (1626) г. написано: «Пустошь, что было село Долгие Ляды, запустело от Литовского разорения во 120 (1612) г., а в нем место церковное, что была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, место попово, место пономарево, место просвирницыно». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Вотч. Колл, по гор. Торжку мол. л. кн. 15, дела 14, стр. 30 и 61). Церковная Благовещенская земля в Долгих Лядах отдавалась на оброк с 7143 (1635) г. и писалась в оброчных книгах Патриаршего Казенного Приказа «пустовых церковных земель» Русской десятины: «оброку 6 денег на год». Кто был оброчникоми, этой земли, в книге не означено. (См. Патр. Прик. кн. 6, стр. 136). Пустошь, что было село Долгие Ляды, во 144 (1636) г. была продана из Приказа Большого Дворца печатнику Федору Федоровичу Лихачеву. Из «доимочной книги Патриаршего Приказа сборных с церковных земель оброчных денег по Русской десятине» видно, что церковная Благовещенская земля в Долгих Лядах была на оброке у Федора Лихачева и за ним числилась «недоимка» на 1643–1649, 1651, 1653, 1654, 1657, 1658 и 1665 гг. по 6 денег на год. (Патр. Прик. дозорн. кн. 168, 170, стр. 17). На пустоши Долгих Лядах построена была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы печатником Федором, Федоровичем Лихачевым; об этом упоминается в купчей крепости за 1649 г. «Печатник Федор Федорович Лихачев продал зятю своему князю Ивану Семеновичу Прозоровскому, что ему, Федору, пожаловал великий государь Михаил Феодорович из дворцовых сел пустошь, что было село Долгие Ляды, а ныне в том селе сооружен храм Пречистой Богородицы честного и славного Ее Благовещения, да в том же храме другой престол Пречистой Богородицы честного и славного Ее Успения со всем церковным строением 25 , да в селе двор боярской, попов, да дьячков». После кн. Ивана Семеновича Прозоровского селом Благовещенским Долгие Ляды тож, в 1672–1699 гг. владели его дети кн. Петр и Борис Иванов. Прозоровские. (Моск. Арх. Вотч. Колл. по гор. Торжку мол. л. кн. 15, дела 14, стр. 16–19 и 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раскрашенная гравюра Ф. Дюрфельда. Кон. XVIII в. Верхоспасский собор, Теремной дворец, ц. Рождества Пресв. Богородицы. Раскрашенная гравюра Ф. Дюрфельда. Кон. XVIII в. Молельня Теремного дворца. XIX в. Теремной дворец - новый каменный дворец для 1-го представителя династии Романовых царя Михаила Феодоровича - был возведен в 1635-1636 гг. рус. зодчими Баженом Огурцовым, Антипой Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Для этого были разобраны деревянные Постельные хоромы, на их месте над «алевизовским» подклетом и Мастерскими палатами возвели еще 3 этажа. Дворец завершила высокая двускатная кровля с металлическим гребнем и флюгерами. Нарядное убранство фасадов составили белокаменные резные детали, раскрашенные желтыми, красными, зелеными и золотыми красками, а также яркие рельефные изразцы. Первые 2 этажа дворца использовались в хозяйственных целях, на 3-м располагались жилые покои царицы и царских детей, на 4-м - парадные помещения. На самом верхнем этаже был устроен каменный теремок, по к-рому дворец стал называться Теремным. Со всех сторон теремок был окружен гульбищем и предназначался для игр царевичей Алексея и Иоанна Михайловичей. Галерея-гульбище располагалась и вокруг 3-го яруса дворца. За исключением неск. фрагментов оригинальное внутреннее убранство дворца не сохранилось. Во время 1-й реставрации, проводившейся в 1836-1837 гг., ряд помещений был произвольно расписан масляной живописью худож. Т. Киселёвым по эскизам акад. Солнцева. Изразцовые печи и мебель были изготовлены под рук. Рихтера по образцам XVII в. Окна дворца некогда украшали разноцветные стеклянные оконницы. Во время реставрации их восстановили с использованием подлинных кусочков стекла розового цвета. В старину для того, чтобы попасть в парадные покои Теремного дворца, нужно было с Соборной площади взойти по Красному крыльцу или со стороны Переднего Государева двора по Постельной лестнице на открытую Боярскую площадку. Затем по Золотой лестнице, именуемой так по завершавшей ее вызолоченной железной кованой решетке, поднимались на Верхоспасскую площадку, а оттуда еще по одной лестнице проходили непосредственно на 4-й ярус.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Изгнанные монахи стали жить в подаренном им имп. Карлом V госпитале св. Иоанна, обустроив его как мон-рь. Однако после смерти аббата Уильяма д " Орли в 1560 г. мон-рь фактически прекратил свое существование. Маргарита Пармская, наместница (генеральный штатгальтер) испан. кор. Филиппа II в Нидерландах (1559-1567), попыталась использовать сложившуюся ситуацию для создания самостоятельного Люксембургского епископства, финансирование которого должно было осуществляться из причитавшихся монастырю средств. Территория герцогства в то время была распределена между 6 епархиями, наиболее значимыми из них были Трирское и Льежское архиепископства. Однако данный проект не был реализован. Вместо этого кор. Филипп II назначил нового аббата, который вместе с 2 послушниками из Лёвена вновь заселил мон-рь в Люксембурге. В 1602 г. была предпринята 2-я попытка учреждения Люксембургского еп-ства: штатгальтер Испанских Нидерландов Альбрехт Австрийский хотел возвести в сан епископа Петра Роберти, аббата мон-ря в Люксембурге (1602-1636), но безуспешно. Вместо этого Роберти принялся за возрождение своей обители, получившей новое название - Ноймюнстер. Ввиду сильной позиции Римско-католической Церкви и активной деятельности ордена иезуитов (с 1594) Реформация не затронула Л. В 1603 г. иезуиты, приобретшие в герц-стве большое влияние, открыли коллегию в г. Люксембурге, ставшую важным центром образования; в 1621 г. здесь был освящен иезуитский храм Непорочного зачатия. Здания аббатства Ноймюнстер в г. Люксембурге. XVI-XVII в. Здания аббатства Ноймюнстер в г. Люксембурге. XVI-XVII в. По результатам испано-франц. войны 1635-1659 гг. часть Л. (Тьонвиль, Монмеди) была передана Франции. В 1684-1697 гг. войска франц. кор. Людовика XIV заняли всю территорию Л. В 1714 г. в результате войны за испанское наследство Л. перешел под власть австр. Габсбургов. После того как иезуиты в 1733 г. покинули Л., эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия передала городу в 1778 г. иезуитскую ц. Непорочного зачатия, к-рая, став новой приходской ц.

http://pravenc.ru/text/2561080.html

Москва. Златоустовский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1711 и 1712. Год утраты:1933 (сломана) Адрес: Москва, Большой Златоустинский переулок,(двор за д. 5, стр. 2) Координаты: 55.758954, 37.633769 Проезд:метро Китай-Город, метро Лубянка Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Одноглавая церковь типа восьмерик на четверике, без колокольни. Построена в 1711-12 гг. адмиралом Ф.М. Апраксиным над могилами предков, и освящённая митрополитом Стефаном (Яворским) взамен сгоревшей в 1660 г. Покровской церкви. Подклет Благовещенской церкви стал усыпальницей Апраксиных - здесь Фёдор Матвеевич похоронил своего отца, убитого в 1667 г. калмыками и башкирами, а потом и сам обрел последнее пристанище в 1728 г. Стояла за алтарями монастырского собора. Сломана в 1933 г. Благовещения Пресвятой Богородицы в Златоустовском монастыре церковь Первое упоминание о монастыре во имя Иоанна Златоуста на московском посаде относится к 1412 г. К началу XX века в нем в окрестностях Златоустовских переулков существовало четыре храма (разрушены в 1933–1934 гг.). Благовещенская церковь выстроена по желанию и тщанием знаменитого адмирала графа Федора Матвеевича Апраксина, сподвижника Петра I, над могилами своих родственников, чьей усыпальницей был Златоустовский монастырь. До начала 1930-х годов в ней сохранялись надгробия П.Н. Апраксина († 1635), К.Н. Апраксина († 1636), В.П. Апраксина († 1654), М.В. Апраксина († 1668) и других. В 1728 г. в подклете храма был похоронен и сам его устроитель. Перед празднованием в 1914 г. 200-летия победы в Гангутском морском сражении, в котором принимал участие Ф.М. Апраксин, его надгробие и склеп были отреставрированы по проекту архитектора С.К. Родионова. В 1920-х годах на первом этаже церковного здания разместили склад ОГПУ и семьи рабочих; на втором этаже до конца 1920-х годов проживало пятеро монахов, в подклете же, среди белокаменных саркофагов устроили столярную мастерскую. Храм уничтожили вместе с другими постройками обители. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34969

Ф. Волосатому, «возле двора розсыльщика Вахнина, а з другую сторону тово двора двор монастырской Федоровског(о) монастыря» ( Шумаков. 1917. 1019. С. 351). Его точное расположение выясняется из данной грамоты 1632-1634 гг. стольника и воеводы кн. С. В. Елецкого, утвержденной печатью игум. Леонида. Оказывается, что в 1610/11 г. П.-З. Ф. м. получил внутри города «дворовое место» под осадный двор. Он был поставлен «подле осадново ж двора Живоначальной Троицы Сергиева монастыря» на площади «в длину 30 сажень», «да им же дано вновь к тому ж их осадному двору на прибавку пустые земли для ворот на улицу подле их же двора, а з другую сторону вдовина Оксиньина двора Спиридоновские жены Змеева две сажени» (Там же. 1259. С. 454). В 1614 г., при игум. Гурии (1613-1617), царь Михаил Феодорович подтвердил права П.-З. Ф. м. на все его вотчины, а 7 сент. 1622 г.- на владение с. Хорошёво с деревнями. 1 дек. 1633 г. его отец, патриарх Филарет, выдал обители грамоту на мельницу на р. Трубеж. 5 февр. 1642 г. это решение подтвердил царь Михаил Феодорович ( Свирелин. 1903. С. 27). Во время русско-польск. войны 1632-1634 гг. царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет обратились к московским служилым людям и монахам обители с просьбой помочь съестными припасами русскому войску под командованием боярина и воеводы М. Б. Шеина. 11 нояб. 1634 г. в грамоте на имя игум. Леонида (1628-1635, 1636-1640) «с братьею» отмечалось, чтобы они составили у себя роспись и прислали ее в Москву, «сколко четьи сухарей возможно вам в полки под Смоленск отвезти на своих подводах и сколко под те сухари подвод с людми надобеть; да те б подводы, с санми и с хомуты и с людми, прислали к Москве ныне, к первому зимнему пути, тотчас». В связи с этим царь и патриарх требовали от властей П.-З. Ф. м., чтобы они, «не дожидаясь к себе других наших грамот», прислали роспись, «сколко четьи сухарей в полки под Смоленск велите отвезти и сколко под те сухари подвод пришлете» (ААЭ. Т. 3. 212. С. 310-311). Вопреки ошибочному мнению И.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

В соборе был похоронен и царь Борис Годунов, но после свержения с трона его сына Федора Борисовича гробницу с его прахом царя выбросили из собора. Впоследствии прах Бориса Годунова был погребен в Троице-Сергиевом монастыре. В приделе Иоанна Предтечи стоит гробница военачальника М.В. Скопина-Шуйского. В центральной части собора, около северо-западного столпа, похоронен царь Василий Шуйский, который умер в польском плену. В 1635 г. после длительных переговоров его останки были перевезены из Польши в Москву. Гробницы царей и царевичей династии Романовых расположены у юго-восточного столпа. В жертвеннике собора находится рака с мощами князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Феодора, принявших мученическую кончину в Золотой Орде в 1245 г. Кроме того, в соборе похоронены казанский царь Александр, казанский царевич Петр и император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от черной оспы. Всего в соборе 46 грониц (в некоторых из них – два и три захоронения) и две надгробные плиты. Особый статус некрополя Архангельского собора выражался в существовании архангельской архиепископии (1599–1765 гг.), архиереи которой совершали отпевания и панихиды по умершим царям, а также в обряде класть челобитные на имя царя на надгробия его предков. В церемониал венчания на царство входило и торжественное поклонение государя могилам предков. Также государи посещали семейную усыпальницу и перед выходом в дальние походы. В 1636–1637 гг. русские мастера сделали дошедшие до нашего времени каменные надгробия, стоящие в соборе. В 1905 г. были проведены реставрационные работы, после чего все надгробия заключили в бронзовые остекленные футляры, на которых написали имена погребенных и даты их захоронения. В торжественные дни гробницы накрывались богатыми бархатными или парчовыми покровами, которые сейчас находятся в Оружейной палате. Особое место занимает рака с мощами святого царевича Димитрия – сына Ивана Грозного. Она установлена у юго-восточного столпа. Останки царевича Димитрия были перенесены из Углича в Архангельский собор в 1606 г., в период царствования Василия Шуйского. В 1638 г. над ракой установили резную белокаменную сень. В 1834 г. сень укрепили и покрасили, но резной орнамент при этом был поврежден и частично уничтожен. Во время реставрации собора в 1953 г. сень восстановили в первоначальном виде.

http://sobory.ru/article/?object=03385

С 1628 по 1633 г. в Севилье работал ее уроженец Франсиско Сурбаран, учившийся в Севилье у де Вильянуэвы (с 1614) и, возможно, у Пачеко. Ранние произведения Сурбарана отмечены влиянием Караваджо (ретабло капеллы Сан-Педро, собор в Севилье, 1626), в дальнейшем характерными для Сурбарана становятся композиции, посвященные жизни святых и трактованные как сцены монастырского быта (цикл картин из жизни св. Бонавентуры, 1629, частично исполнен Ф. де Эррерой Старшим, Картинная галерея, Дрезден и Лувр, Париж). От искусства Риберы его живопись отличается тем, что она не основана на изображении нагого тела, но все, что нарисовано на полотне, получает еще более «материальный» характер. Он точно уловил главное в манере Риберы и Эрреры: густую и напряженную, драматическую светотень первого и некую объективную материальность второго, особенно это было заметно в работах 30-40-х гг. XVII в., в период его творческого расцвета (серия портретов монахов и картин из жизни св. Педро Ноласко для монастыря Ла-Мерсед, 1629, ныне в Прадо, Мадрид; «Видение блж. Алонсо Родригеса» и «Нерукотворный образ», 1630, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид; «Апофеоз св. Фомы Аквинского», 1631, Музей изящных искусств, Севилья; «Св. Лаврентий», 1636, ГЭ). С 1638 по 1639 г. Сурбаран работал для мон-ря иеронимитов в Гуадалупе, пров. Касерес. К 30-м гг. XVII в. относятся картины из мон-ря Ла-Картуха в Севилье («Дева Мария Милосердия», «Св. Уго у монахов» и «Св. Бруно перед папой» - все в Музее изящных искусств в Севилье; «Чудо в трапезной при посещении ее св. Уго», 1635, Музей изящных искусств, Севилья); цикл картин для мон-ря Ла-Картуха в Херес-де-ла-Фронтера, пров. Кадис (1638-1639, ныне в Музее Кадиса); серия образов св. жен в севильском госпитале Сангре (ныне в разных музеях мира); серия «Подвиги Геркулеса», исполненная для двора, вероятно, по заказу Веласкеса (1634, Прадо, Мадрид); натюрморты, к-рые отмечаются простотой мотивов, но при этом сохраняют цельность и торжественность «метафизической» красоты («Натюрморт с четырьмя сосудами», ок. 1632-1634, Прадо, Мадрид; «Натюрморт с апельсинами», 1633, Уффици, Флоренция).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Магистр богословия Е.П. Диакóвский (иногда упоминается как Дьяковский; выпуск 1899 г.) провел систематическое исследование Часослова 1634 ; профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Александр Васильевич Петровский (1868–1929) посвятил ряд работ истории христианских таинств и некоторых богослужебных чинов 1635 ; монография иеромонаха, впоследствии – тамбовского архиепископа Венедикта (Алéнтова) (1880–1938) посвящена истории таинства елеосвящения 1636 . Член-корреспондент Императорской Академии наук преосвященный Амфилóхий (Сергиевский-Казанцев) (1818–1893), коего ο. Г. Флоровский считал более собирателем, чем исследователем, посвятил свои историко-литургические работы палеографическим и археографическим проблемам 1637 . Последний преемник Дмитриевского по кафедре литургики и церковной археологии профессор (1913) протоиерей Василий Дмитриевич Прилуцкий (1882/1883–?), автор исследования «Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII вв.» (Κ., 1912; магистерская диссертация; переизд.: M., 2000), с 1907 г. (как полагают) участвует в работе Комиссии по исправлению богослужебных книг 1638 . 10 ноября 1912 г. о. Прилуцкий стал одним из инициаторов служения в Святодуховской церкви Киево-Братского монастыря (в котором находилась Киевская духовная академия) «идеальной» всенощной, о которой рассказывает Скабалланович в разделе «Практическая осуществимость всего устава всенощной» «Толкового Типикона» 1639 . О. Прилуцкий участвовал в работе Поместного собора 1917–1918 гг. В 1920 г. он был одним из немногих профессоров, продолжавших преподавание в Киевской духовной академии, и дал согласие преподавать на пастырских курсах, которые предполагалось открыть при Михайловском монастыре. Дальнейшая судьба его, как и многих церковных людей того времени, неизвестна. Профессор Санкт-Петербургской академии Иван Алексеевич Карабúнов 1640 (1878–1937), один из крупнейших историков-литургистов, задолго до Л. Буйе доказавший происхождение анафоры от еврейских праздничных застольных молитв, известен своими работами «Евхаристическая молитва (анафора): Опыт историко-литургического анализа» (СПб., 1908), «Постная Триодь» (СПб., 1910; магистерская диссертация), рядом статей в «Христианском чтении», среди которых – «К истории исправления постной Триоди при патриархе Никоне » (1911. Кн. 5), «К истории Иерусалимского устава» (1912. Кн. 3, 4), «Св. Чаша на Литургии Преждеосвященных Даров» (1915) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Козловский Троицкий был официально закрыт в 1918 г. Неизвестно, что в нем размещалось до 1926 г., когда бывшие монастырские здания были отданы И. В. Мичурину для организации на его территории первого питомника. Началось постепенное разрушение древней обители. Разобрали два верхних яруса колокольни, в 1928 г. – часовню возле колодца, уничтожили монастырское кладбище. А еще в 1921 г. стали вырубать монастырскую рощу. К началу 1950-х гг. от Козловского монастыря осталась только угловая башня, фрагмент стены, Успенская церковь (в ней устроили музей Центральной генетической лаборатории) и развалины колокольни. В таком виде обитель дожила до наших дней. 5 апреля 1999 г. Российская сельхозакадемия наук дала согласие на передачу здания Успенской церкви со своего баланса на баланс Тамбовской епархии. Началось возрождение монастыря. 27 декабря 2007 г. Священный Синод благословил открытие Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Мичуринске. В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Феодоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской Троицкий монастырь. Обитель старца находилась посреди дубовой рощи на берегу реки, ее противоположный берег называли «ногайской стороной». Сподвижниками старца Иосифа были старцы Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Монастырю были отведены лесные и сенные угодья, в 1635 году ему принадлежало семь крестьянских дворов. В 1636 году монахи получили благословение архиепископа Антония Рязанского на сооружение храма во имя Святой Троицы с приделом во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первая церковь была деревянной и небольшой. 5 сентября того же года царь и великий князь всея Руси Михаил Феодорович повелел своим ясельничим и воеводам Ивану Биркину и Михайлу Спешневу ехать в Дикое поле и строить новый город Козлов как одно из звеньев в цепи городов Белогородской засечной черты. Тульская засечная черта уже не сдерживала натиска крымских и ногайских татар. «Ведомо нам учинилось, что степью меж Воронежских и Ценских верхов, мимо Урлапова городища, приходят в Русь войною крымские и ногайские люди… и православных крестьян побивают и в полон емлют…».

http://sobory.ru/article/?object=10548

К 1636 г. в Н. С. п. хранились рукописные книги, подаренные обители архим. Троице-Сергиева мон-ря прп. Дионисием (Зобниновским), землевладельцем Ржевского у. и воеводой Осташковской слободы (1615/16) С. П. Шатиловым (Шетиловым; впосл. постриженик пустыни с именем Сергий), Г. О. Шориным (впосл. мон. Герман), в т. ч. Житие прп. Александра Свирского, Скитский патерик, Печерский патерик, Новоканон, Псалтирь, Пролог сентябрьский и мартовский. Книги, изданные гл. обр. на Печатном дворе в Москве, были подарены Н. С. п. боярином И. Н. Романовым и кн. Лыковым, патриаршим боярином С. В. Колтовским, келарем Троице-Сергиева мон. старцем Александром, царем Алексеем Михайловичем и др. Согласно переписной книге 1663 г., «книгохранительница» размещалась в отдельной «клетке» (деревянном рубленом доме, имеющем в плане прямоугольник) (РГБ НИОР. Ф. 200. 104. Л. 159). Б-ка пострадала во время пожаров 1635 и 1665 гг. В дальнейшем б-ка продолжала пополняться как рукописными («Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого, Египетский патерик и др.), так и печатными (сборник Слов свт. Иоанна Златоуста «О священстве»; учебник «Грамматика» киевской печати и др.) книгами. В XVIII в. в б-ке имелись: труды видных церковных деятелей - местоблюстителя Патриаршего престола митр. Стефана (Яворского) («Камень веры») и архиеп. Феофана (Прокоповича) («Краткое сказание: первое о Бозе... второе о Божьем промысле... третье о Законе Божиим»); научные труды - «Метафисика о определении и разделении первые философии» (кон. XVIII в.; содержит пометы на латыни), сочинение итальянского историка-гуманиста Полидора Вергилия «О первых изобретениях всех вещей», «Травник» (на рус. и лат. языках), «Сборник слов и нравоучительных записей» (2-я пол. XVIII в.) ( Барсегян (Куксинская). 2017. С. 433). Ряд трудов был посвящен борьбе Церкви с еретиками и старообрядцами, в т. ч. сочинение архиеп. Фессалоникийского свт. Симеона («Диалог против Ересей и о единственно Истинной Нашей Христианской Вере, а также о Священных обрядах и Таинствах Церкви»), а также кн. «На раскольников: Сочинение против старообрядчества». В мон-ре хранилось рукописное «Описание погребения Ивана Сергеевича Челищева в Ниловой пустыни», составленное его сыном секунд-майором П. И. Челищевым (1783).

http://pravenc.ru/text/2577653.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010