Панорама городских ворот, стен и собора с церквами града Углича. Выше, вне города, Даниил Битяговский на коне и надпись: «убийцы сели на коня и уехаша из града и не обретоша путь и возвратишася вспять во град». Затем на куче лежащий Битяговский и падающий Качалов, надпись: «нача их камением бити» – представлены 3 фигуры, бросающие камни. Внизу надпись: «Димитрий царевич убиен бысть на Углече повелением Бориса Годунова от Никиты Качалова и Даниила Битяговского в 1582, от рождения своего в осмое лето, заклан же бысть ножем. Пренесены мощи с Углича в царствующий град Москв в 1606 в царство Василия Иоанновича». Редким явлением в русской иконописи представляется восемь моленных икон родовых в фамилии князей Мещерских и переданных в Русский музей. Иконы относятся ко 2-й половине XVII в. и в большинстве сохранили серебряные, довольно грубо чеканные оклады, но замечательные записями, обычно имени князя Евфима (Васильевича), а в двух иконах более подробными. Иконописцу Симону Ушакову (1626–1686) выпало на долю принять на себя все тяжелые последствия начавшегося разногласия в иконописном мастерстве по вопросу отношений к древней основе и Преданию и следования западным религиозным образцам и живописи (см. цветн. илл.26:27). Главные памятники писем Симона Ушакова сохранились в церкви Грузинской Богоматери в Москве, в углу Китай-города, близ Варварских ворот, от 1657–1668гг. Святынею этого храма является прославленная чудотворением в 1654г. во время чумы икона Грузинской Богоматери, почитаемая списком с чудотворной иконы Грузинской Божией Матери, чтимой в Красногорском монастыре в Архангельской губ.; по имени этой иконы стала именоваться и сама церковь . С. Ушаков. Спас Нерукотворный. Икона. 1678г. 33х42 см. ГТГ Икона Владимирской Богоматери, написанная Ушаковым в виде небольшого овального образа, дает вольный список чудотворной иконы московского Успенского собора внутри орнаментального родословного древа с 20 клеймами мелких погрудных изображений святых Православной Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Среди братств, значительно умножившихся на Волыни для защиты Православия после Брестской унии, первое место принадлежало основанному в 1617 г. братству святого Креста в Луцке. 20 февраля 1619 г. король Сигизмунд III дал местному православному братству разрешение на возведение храма, школы и богадельни. 20 июня 1620 г. Патриарх Иерусалимский Феофан дал братству Благословенную грамоту и право ставропигии. Тогда же право ставропигии было дано Слуцкому Преображенскому братству. Кроме того, в 1623 г. Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис (1621—1638) соборной грамотой подтвердил право ставропигии и утвердил Устав Киевского Богоявленского братства. Установление ставропигии успешно оправдывало себя после введения унии, и недаром униат епископ Луцкий Кирилл (Терлецкий; 1585—1607) в свое время с досадой говорил о Патриархе Константинопольском Иеремии: «...уставил братства и ставропигии, дабы наши овцы не повиновались нам». Но, несмотря на это, по поводу такого независимого положения братств порой высказывали неудовольствия и некоторые православные архипастыри. В 1626 г. ерхиепископ Полоцкий Мелетий (Смотрицкий) с ведома и согласия митрополита Иова представил Патриарху Константинопольскому соображение о неудобствах такого положения дел, вследствие чего Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис грамотой от 9 декабря того же года упразднил ставропигии всех братств в Киевской митрополии, кроме Львовского и Виленского. Впоследствии, в 1633 г., право ставропигии было дано Могилевскому братству. Луцкое братство несколько десятков лет противостояло унии, и лишь в начале XVIII в. оно прекратило существование вместе с православной Луцкой епархией (Братским монастырем завладели базилиане). Это владение монастырем продолжалось до самого воссоединения Волыни с Россией в 1793 г. Тогда же Луцкий базилианский монастырь снова был передан православным. Вплоть до 1686 г. высший надзор за всеми братскими школами осуществляли Патриархи Константинопольские и митрополиты Киевские. Они оказывали покровительство братским школам и следили за тем, чтобы школы оставались верными духу Православия. Братства старались не только укрепить в своих питомцах православные убеждения, но и дать им знания по тем предметам, которые могли быть полезны и для общего их развития, и для служения обществу и государству.

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

Дьяковского места, на котором ныне живет поп Иродион, от межи Стефановского попа Василия с племянником в длину до Дмитриева места Яблочкова 17 сажень, поперег в переднем конце 10 сажень, а в заднем конце 6 сажень с полусаженью; дьячковского места по дороге, что ходят и ездят от церкви Стефана Исповедника до места же Дмитрия Яблочкова, в длину 17 сажень, поперег спереди 9 сажень, а в заднем конце 6 сажень с полусаженью, да порозжего места ниже девичья монастыря по берегу, что владел Илюшка Храмцев с детьми, в длину 25 сажень, поперег 14 сажень». А для ведома Игуменьи Патрикии с сестрами, что мерою их монастыря и для владения дворовых мест, дана им в 203 (1695) году выпись, по помете на выписке Дьяка Василия Посникова. По челобитью той же Игуменьи Патрикии с сестрами в 1688 году дана им из поместного Приказа выпись с писцовых и межевых книг Белевского уезда 7193 (1685) и 7194 (1686) годов, на их монастырскую вотчинную землю для владения той земли по их челобитью и по помете на выписи Дьяка Анисима Невежина. Из этой выписи видно, что вотчинная монастырская пустошь без жеребья, бывшая деревня Жаровская-Панинская тоже, находилась на речке малой Вырке и на речке Карцовке по обе стороны, а в той пустоши было: «пашни паханные монастырские и новопримерные добрые земли с наддачею 117 четвертей в поле; а в дву потомуж и та новопримерная четвертная пашня, по указу Великих Государей и по наказу, примежевана к той же их вотчинной земле в вотчину; лугу по речке Вырке и по верхам вместо бывшей сеножатной дубравы (что оказалась в распашке) 10 десятин с четвертью, сена ставится на том лугу 102 копны с полукопною, лесу непашенного 6 десятин с третью десятины». Надобно полагать, что упоминаемая в этой выписи монастырская вотчина, пустошь, та самая, которая, как мы видели, дана сему монастырю въ 1626 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича, Строительнице сего монастыря старице Марфе с сестрами. Земля эта отошла от монастыря при его упразднении в 1764 году. К Настоятельству же Игуменьи Патрикии относятся две «поступные " в пользу ее монастыря записи на дворовые места.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Монастырь Чудов имеет ныне три церкви: 1) Соб. Алексия Митрополита, она первоначально построена архимандритом здешним св. Геннадием (Гонзовым) в 1483 году; в 1501 и 1535 перестроена; 1626 мая 3 сгорела и возобновлена царем Михаилом Феодоровичем, когда же она обветшала, то царь Феодор Алексеевич повелел воздвигнуть новую: строение ее начато в 1679, а окончено в тройственное царствование, при архимандрите Адриане (что после патриарх) в 1686 году. При ней обширная, светлая трапеза, с чугунным полом, свод ее расписан превосходно в новейшее время. Самая Алексеевская церковь недоступна для женского пола: в XVI и XVII веках в Чудове монастыре было весьма большое число иноков, которые наполняли всю церковь , и потому царь Феодор Алексеевич, при построении нового храма, узаконил не впускать в нее женщин, назначив им место в смежной Благовещенской церкви, для чего и устроены были с площади два отдельные для каждого пола входы; из них один в новейшее время уже уничтожен, но запрещение входить в Соборную церковь женщинам не изменилось и до ныне, оно было подтверждено и патриархом Иоакимом, и преемником его Адрианом. В Троицкий пожар 1737, храм этот не избег общей участи и был возобновлен щедротами императрицы Анны Иоанновны и Елисаветы Петровны. Нынешнее благолепное украшение произведено тщанием митрополита Московского Филарета: весь иконостас сделан, вместо прежнего, гладкий бронзовый, обитый серебряными листами, а царские врата литые серебряные, в коих весу 11 пуд; изящество рисунка, глубокая мысль при сочетании принадлежностей Ветхого и Нового Заветов, и вообще отсутствие пестроты во всех этих произведениях, обращают должное внимание знатоков. – В этой церкви совершено восемь знаменитых крещений: митрополит Всероссийский Макарий принял здесь от купели – в 1559, сына кн. Юрия Васильевича Углицкого и Калужского Василия, скончавшегося во младенчестве, в 1560 году; и детей царя Uoahha IV : в 1554, Иоанна; в 1557, Феодора, и в 1556, Евдокии; а в 1553, Казанского царевича Утемиш – Гирея; патриарх Филарет крестил в 1629 году внука своего, будущего царя, Алексия Михайловича; а патриарх Питирим, в 1672, великого преобразователя России, Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В нач. XVII в. (см. Смутное время ) А. Л. м. был сожжен шведами, насельники убиты. Прп. Антоний преставился в Новгороде, куда был вызван новгородским митрополитом. Возобновлена обитель по благословению митр. Новгородского Киприана (1626-1634) трудами ученика прп. Антония мон. Григория, перенесшего в кон. 20 гг. XVII в. мощи своего учителя из новгородской ц. св. ап. Луки, где первоначально был похоронен преподобный, в возобновленный Преображенский собор мон-ря. В 1681 г. А. Л. м. был приписан к Юрьеву муж. мон-рю , в 1686 г.- к новгородскому архиерейскому дому, в нач. XVIII в.- к старорусскому в честь Преображения Господня мон-рю . В кон. XVI - 1-й пол. XVII в. все настоятели мон-ря носили сан иеромонахов или игуменов, со 2-й пол. XVII в. нек-рые были архимандритами. Согласно описи мон-ря, составленной в 1768 г., на его территории находились 2 деревянных храма: в честь Преображения Господня и в честь Казанской иконы Божией Матери, сооруженный в 1728 г. В монастырский комплекс входили также 2 настоятельские кельи, 2 кельи «со стеклянными окончинами», 2 амбара, ветряная мельница. До 1764 г. обители принадлежало ок. 160 дес. земельных угодий, на к-рых помимо братии трудились 58 крестьян. В 1764 г. А. Л. м. был упразднен, Преображенский храм обращен в приходской. В 1788 г. сгорели все деревянные постройки мон-ря. 30 дек. 1788 г. был освящен построенный усердием прихожан каменный храм Преображения Господня с 2 приделами: сев.- в честь Казанской иконы Божией Матери и юж.- прп. Антония Леохновского. Под спудом в Антониевском приделе покоятся мощи святого, над к-рыми устроена деревянная рака. Иконостас и богослужебная утварь переданы в Преображенский храм из упраздненного новгородского Варецкого мон-ря. К храму была пристроена колокольня, разобранная в 1829 г. В том же году на ее месте возведена новая 3-ярусная колокольня, сохранившаяся к 2001 г. В 20-х и 50-х гг. XIX в. Преображенский храм был реконструирован, расширен новыми пристройками. При храме действовала церковноприходская школа.

http://pravenc.ru/text/115848.html

1620 . Начало просвещения христианством сибирских инородцев. 1626 . Смерть Бэкона Веруламского. 1631 . Открытие Киево-Мгилянской коллегии (в Киеве). 1632 . Учреждение первых регулярных войск в России. Основание Дерптского (Юрьевского) Университета. 1634 . Поляновский мир с Польшею. 1636 . Основание г. Тамбова. 1640 . Отпадение Португалии от Испании. 1642. Смерть Галилея. Устройство 1-го барометра Торичелли. 1646 . Смерть Петра Могилы . 1647 . Казацкий старшина С. И. Лежнев, первый проплыл Берингов пролив. 1648 . Основание г. Симбирска. Вестфальский мир. 1649 . Обнародование „Уложения“. Казнь Карла I в Англии. 1650 . Смерть Декарта. 1652 . Издание в Москве Кормчей книги. 1653 . Принятие Имеретиею русского подданства. 1654 . Основание г. Харькова. Присоединение Малороссии. 1655 . Начало раскола. 1658 . Основание Нерчинска. Учреждение духовной академии в Киеве. 1660 . Реставрация Стюартов в Англии. 1661 . Принятие калмыками русского подданства. 1667 . Андруссовский мир с Польшей. 1669 . Восстание казака Степана Разина. 1671 . Казнь Стеньки Разина и сдача Астрахани. 1672 . Рождение Петра Великого. 1674 . Смерть Мильтона. 1676 . † Епифаний Славеноцкий. 1677 . Смерть Спинозы. 1678 . Нимвегенский мир. 1682 . Уничтожение местничества. Основание славяно-греко-латинской академии в Москве. Первый стрелецкий бунт в Москве. Кончина Симеона Полоцкого . 1684 . Первое поселение русских в Пекине (столице Китая). 1685 . Второй стрелецкий бунт в Москве. Иоанникий и Софроний Лихуды открывают преподавание в Заиконоспасском училище. Отмена Нантского эдикта. 1686 . Начало регулярного войска в России (потешные роты). 1688 . Падение Стюартов в Англии. 1689 . Третий стрелецкий бунт в Москве. 1695 . Заведение флота в России. Смерть Лафонтена. 1696 . Кончина царя Иоанна Алексеевич а и начало единодержавия Петра I. Взятие Азова. 1697 . Покорение полуострова Камчатки. Заграничное путешествие Петра I. 1698 . Уничтожение стрельцов. Основание Таганрога. 1699 . Учреждение ордена Андрея Первозванного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Галерея, вероятно, была разобрана в 17-м столетии. Архангельский собор, видимо, был расписан сразу после окончания строительства. Но существующая роспись храма относится к 1652-1666 годам. Её авторами являются знаменитые изографы той поры - Гурий Никитин (Гурий Никитич Кинешемцев) (ок. 1620-1691), Сила Савин, Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626-1686), Степан Резанец, Фёдор Евтихиевич Зубов (ум. 1689). В живописи Архангельского собора, по словам Е.С. Сизова, " в лицах раскрывается история России " . Целая портретная галерея проходит перед нами - Великие князья Киевской Руси, князья Владимиро-Сузнальской Руси, московские Великие князья и удельные князья Московского княжеского дома...Это не портреты, а некие " воображаемые подобия " , образы князей. Их фигуры объединены между собой в единую красочную процессию, устремляющуюся к алтарю. Росписи Архангельского собора включают в себя и композиции на тему подвигов Архангела Михаила. Они расположены на северной и южной стенах храма. В канву этих композиций вплетено несколько сюжетов, повествующих о борьбе Руси с татарами - связь небесного и земного для наших предков была слишком очевидна. Первый иконостас собора погиб в пожаре 1547 года. Существующий же иконостас создан в 1680-1681 годах московскими иконописцами под руководством Дорофея Золотарёва, создателя иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Особенно удалась мастерам золочёная резьба иконостаса - использованные ими новые декоративные формы сыграли большую роль в формировании нового художественнго стиля, получившего название московского барокко. Росписи Архангельского собора неоднократно восстанавливались. Большая реставрация была произведена после 1812 года, когда французские варвары, занявшие Москву, устроили в соборе склад провианта. Тогда же, после 1812 года, был обновлён иконостас. Главной святыней собора является храмовая икона " Михаил Архангел с житием " . Легенда связывает её создание в конце 14 века с именем княгини Евдокии Дмитриевны, вдовы Дмитрия Ивановича Донского. Написанная мастером из круга Андрея Рублёва, икона стала символом защиты всего народа, всей Русской земли от татарского ига, от вражеских нашествий. Иконописец, писавший её, явно был одним из крупнейших мастеров Древней Руси, чьё имя не дошло до нас. Икона " Михаил Архангел " по своим художественным достоинствам может быть поставлена в ряд с высшими достижениями древнерусской живописи. В соборе хранилось множество древних книг, среди которых - рукописное евангелие 12 века.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Феод.); 1789 г., XI, 203–214 (погребение в м-ре царев. Феодосии Иванов. 1691 г., Евдокии Алексеевны 1668 г., царицы Марии Ильинич. 1669 г., царицы Агафьи Симеонов. 1681 г., царев. Марьи Иванов. 1692 г., Татьяны Михаилов. 1658 г.), 236 (перечень всех гробов царской фамилии, положенн. в м-ре), 270 (освящение в 1686 г. церкви св. Екатерины), 279 (наименов. 10 церквей, быв. в м-ре); 1791 г., XVII, 200 (супруга кн. Василия Юрьев. Голицына, имя коей неизвестно, постриглась здесь, и наречена Софьею; она была еще жива в 1623 г.); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1788 г., III, 171 (духовн. 1472 г. кн. Юрия Вас; а к великому Вознесению даю по своей бабе велик. кн. Софии и по себе свое село Петровское); IV, 97 (духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского; а ко Вознесенью в монастырь село Тарутинское), 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого; к Вознесенью 10 руб.), 359 (межев. грам. 1504 г.; упоминаются монаст. село Сурмино, да дер. Отоптино); 1789 г., V, 106 (м-рь упоминается в духовной 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого); “Переписн. книги Москвы», I, 5 (урегулирование улиц в 1626 г.), 21 (опись 1742 г. Вознесенского подворья), 36 (двор протопопа м-ря Григория Егорьева), 51 (опись подворья в приходе ц. Всемилост. Спаса, что на Глинищах); 1638 г., 75 (позади Охотного ряда во дворе Возн. дев. м-ря поп Мих. Самсонов); 1665–76 г., 227 (церк. Вел. муч. Георгия, что в Вознесен. м-ре, попа Бориса Трофимова), 230 (церк. вел. муч. Егорья, что в Кремле Вознесен. м-ря, попа Бориса); “Русск. истор. Библиот.», II, 246 (отчеты расходов цар. казны, после разгрома Москвы 1611–12 год.); III, 145 (крестн. ход в 4 неделю по пасхе о Слепом и праздник Вознесения около 1634 г.); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1867 г., т. I, вып. 2, матер. для археол. словаря, 39 (в 1634 г. у камен. церков. дела в м-ре, у церкви Государева Ангела Михаила Малеина, были Бажен Огурцов и Семейка Белый); 1874 г., т. IV, вып. 3, там же, 99 (Степанов в 1623 г. золотил две лампады в хоромы государыни инокини Марфы Иван. в Вознесен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Первое, вам посвидчили румянцы, то есть червонные золотые, с белыми великими таляры, подталярками, орты, четвертаки и потройники. А то як? Ото так, что славнейшим секретаром и референдаром, похлебцам и тайным лгаром его кролевской милости, – тому особе, завивши в паперец сто, или як ся трафит, червонных золотых, въ руку тыць; другому зась тых же шафранцов очелюбвых, завивши также в руку тыць; отправивши же румянолюбцев, потом ступемо до по неславнейших особ: тым зась ворочки понаполнявши оным великих белых таляров, овым зась подталярков, овым ортов и четвертаков, тому в руку тыць, овому тыць, и сему тыць, а писаредраче юж не бракуют и потройники с грошами берут и дерут». 1053 Впоследствии кроме Львовского и Виленского братств, получили право ставропигии еще некоторые братства: Луцкое Крестовоздвиженское, Киевское Богоявленское, Слуцкое Преображенское. 1054 Поставленные в независимость от митрополита или епархиальных епископов и получив от патриарха даже право надзора над епископами, братства как бы выходили из общего порядка подчиненности церковной власти, а стремясь к расширению своей автономии и ограничению епископской власти возбуждали против себя иногда даже лучших и благонамереннейших епископов. В 1626 г. полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий, с ведома и согласия митрополита Иова, представил константинопольскому патриарху о неудобствах таких порядков, вследствие чего патриарх, грамотой от 9 декабря того же года, уничтожил ставропигии всех братств в Западной России, кроме Львовского и Виленского. Подчинение киевской митрополии власти московского патриарха . – В 1686 г. произошли весьма важные для западно-русской церкви события: переход киевской митрополии из-под власти константинопольского под власть московского патриарха, и возвращение Киева, бывшего с 1659 г. под польской державой, России, на вечные времена. Еще в 1683 г. гетман Самойлович изъявил патриарху Иоакиму желание, чтобы он принял престол киевской митрополии под свое управление и чтобы избран был достойный святитель Киеву под защитой московских государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Шарна Любимского у., впервые упом. в нач. XVII в., упразднен в 1764), Макариев Решемский монастырь (в с. Решма Кинешемского р-на Ивановской обл., основан в кон. XIV или в нач. XVII в. как мужской, с 1901 женский, закрыт в 1927, возобновлен в 1998 как мужской, с 2006 женский), Афанасиевская пуст. (мужская, в г. Любим, возникла в нач. XVII в., упразднена в сер. XVIII в.), Преображенский мон-рь (мужской, в Данилове, основан в 1626, упразднен в 1640), Преображенский мон-рь (женский, в Юрьевце, впервые упом. в 1627, упразднен в нач. XVIII в.), Бабаевский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (мужской, в пос. Некрасовском Ярославской обл., впервые упом. в 1628, закрыт в 1919, до 1928 существует как приходская община при 2 храмах обители, в 1928 храмы были закрыты, мон-рь возобновлен в 1998), Троицкая Колесникова (Колясникова) пуст. (мужская, близ Данилова, основана в 1634, упразднена в 1764), Рождественская Морозова пуст. (женская, близ Данилова, основана во 2-й пол. 30-х гг. XVII в., упразднена в 1764), Воздвиженская пуст. (мужская, в дер. Ченебечихе ныне Ветлужского р-на Нижегородской обл., основана в 1644, в 1658 приписана к Свято-Троицкому Макариево-Унженскому мон-рю), Соловецкий Воскресенский мон-рь (Ломова пуст.) (мужской, в Юрьевце, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1686), Преображенский мон-рь (мужской, в Кинешме, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1764), Тихвинская Мячева пуст. (мужская, в с. Мячеве Юрьевецкого у., основана ранее 1660, последнее упоминание в 1744), Рождественская пуст. на р. Нодоге (в дер. Пустынь (ныне не существует, на территории совр. Кинешемского р-на), основана ранее 1708, упразднена после 1735, после 1744 приписана к Макариеву Решемскому мон-рю в качестве скита, закрыта в 20-х гг. XX в.), Преображенская пуст. (мужская, в Плёсе, основана ранее 1689, упразднена в 1764), Троицкий Белбажский (Белможский) мон-рь (женский, на р. Белбаж в Макарьевском у. Костромской губ., основан в 1708, закрыт в 20-х гг. XX в.), Воскресенский мон-рь (женский, ныне с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010