Антоний IV 1389-1390, 1391-1397 Каллист II Ксанфопул 1397 Матфей I 1397-1410 Евфимий II 1410-1416 Иосиф II 1416-1439 Митрофан II 1440-1443 Григорий III Мамма 1443-1450 Афанасий II 1450-1453 Геннадий II Схоларий 1453-1456, 1458, 1462-1463 Исидор II Ксанфопул 1456-1457 Софроний I Сиропул 1463-1464 Гehhaдuй II Схоларий 1464 Иоасаф 1464, 1464-1466 Марк II 1466 Симеон I 1466, 1471-1474, 1481-1486 Дионисий I 1466-1471, 1489-1491 Рафаил I 1475-1476 Максим III 1476-1481 Нифон II 1486-1488, 1497-1498, 1502 Максим IV 1491-1497 Иоаким I 1498-1502, 1504 Пахомий I 1503-1504, 1504-1513 Феолипт I 1513-1522 Иеремия I 1522-1545 Иоанникий I 1546 Дионисий II 1546-1555 Иоасаф II 1555-1565 Митрофан III 1565-1572, 1579-1580 Иеремия II 1572-1579, 1580-1584, 1587-1595 Пахомий II 1584-1585 Феолипт II 1585-1586 Матфей II 1596, 1598-1602, 1603 Гавриил I 1596 Феофан I 1597 Неофит II 1602-1603, 1607-1612 Рафаил II 1603-1607 Тимофей 1612-1620 Кирилл I Лукарис 1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638 Григорий IV 1623 Анфим 1623 Кирилл II Контар 1633, 1635-1636, 1638-1639 Афанасий III Пателар 1634 Неофит III 1636-1637 Парфений I 1639-1644 Парфений II 1644-1646, 1648-1651 Иоанникий II 1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656 Кирилл III 1652, 1654 Паисий I 1652-1653, 1654-1655 Парфений III 1656-1657 Гавриил II 1657 Парфений IV 1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685 Дионисий III 1662-1665 Климент 1667 Мефодий III 1668-1671 Дионисий IV Муселим 1671-1673, 1676-1679, 1682-1684, 1686-1687, 1693-1694 Герасим II 1673-1674 Афанасий IV 1679 Иаков 1679-1682, 1685-1686, 1687-1688 Каллиник II 1688, 1689-1693, 1694-1702 Неофит IV 1688 Гавриил III |
Это определение Тридентского собора, имеющее общее значение, принимается славяно-римскими епископами в качестве веского аргумента в пользу славянской литургии. Не опускает меморандум и буллу Quod a nobis Пия V (9 июля 1568), которою был узаконен для всех римский бревиарий и вместе с этим запрещены все прежние бревиарии за исключением одобренных римской церковью с самого их появления или находившихся в употреблении не менее двух веков 1696 . Другою буллою того же папы это постановление было подтверждено вновь 1697 . По мнению, выраженному в меморандуме, эти две буллы благоприятны славянской литургии, так как она в то время могла привести в свою пользу более, чем двухсотлетнюю давность. В силу этого обстоятельства глаголитская литургия не была уничтожена при Пие V, а была даже освобождена от действия законов, касающихся латинских обрядов, и отнесена к восточному церковному праву 1698 . Из других документов, при- –144 водимых в меморандум в пользу славянской литургии и её официального признания римской курией заслуживают. упоминания следующие: 1) Булла Урбана VII (1623–1644), одобряющая славянский служебник, исправленный францисканцем о. Рафаилом Леваковичем 1699 ; 2) Булла Иннокентия Х (1644–1655), в которой он говорит, что население Иллирии, рассеянное по многим местам Европы, приняло веру от святых апостолов Петра и Павла, а священные книги по древнему преданию от св. Иеронима или по крайней мере от Uoahha VIII , и одобряет римско-глаголитский бревиарий, пересмотренный Леваковичем и Трлецким 1700 ; 3) Конституция Бенедикта XIV (1740–1758) от 26 августа 1754 г., в которой он, в силу признанного римской курией принципа, чтобы каждая нация сохраняла свои собственные обряды и употребляла язык, на котором её предки совершали богослужение 1701 , обязывает как белое так и монашествующее духовенство Иллирии употреблять. для глаголитской литургии книги, напечатанные конгрегацией Пропаганды 1702 ; 4) Motu Proprio Пия VI от 11 марта 1791 года 1703 ; 5) письмо конгрегации Пропаганды к Петру Ракамаричу, епископу Абзара, выражающее сожаление, что тамошнее духовенство славяно-латинского обряда не придерживается в точности в совершении божественной службы иеронимского славянского наречия... |
Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686. |
Козино. Церковь Иоанна Златоуста. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Существовавшая ранее церковь Иоанна Златоустого в селе Козине. Село Козино некогда принадлежало князю Ивану Дмитриевичу Бельскому. В 1584 г. оно находилось Московского уезда Горетова стана в вотчине Новодевичья монастыря, а в селе церковь Иоанна Златоуста, деревянная клетцки. В 1623 г. значится: «в церкви Иоанна Златоуста образы, и книги, и свечи, и колокола и всякое церковное строение мирское, на церковной земле…». В приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1628 г. под Радонежской, Селецкой и Загородской десятинами написано: «Новоприбылая в 1627 году церковь Иоанна Златоуста в вотчине Нового девича монастыря, в селе Козине, дани 9 денег, по наказу гривна, апреля в 8 день на нынешний год те деньги взяты». За последующие годы церковь Иоанна Златоуста в тех же приходных книгах Казенного Приказа писалась по 1740 г. под Загородскою десятиною, с обозначением дани за 1642-77 гг. 9 алтын, 3 деньги, заезда гривна; за 1678-1715 гг. 19 алтын 3 деньги, заезда гривна; за 1716-40 гг. 22 алтына 5 денег (т. е. 68 ½ коп.). Церковь Иоанна Златоуста в 1644 г. была построена новая, вероятно, по случаю ветхости старой церкви. В приходной книге Патриаршего Казенного Приказа печатных пошлин, с благословенных грамот о строении церквей, под 1644 г. записано: «12 апреля запечатана благословенная грамота в Московский уезд, в село Козино, в вотчину Новодевича монастыря, по челобитью игуменьи Анфисы, да келаря старицы Марьи с сестрами на один престол Иоанна Златоустого; пошлин гривна взято». По переписным книгам 1646 г. значатся: «церковь Иоанна Златоустого древяна, у церкви во дворе поп Алексей, у него детей дьякон Савин, дьячок Ивашко, да в селе Козине двор монастырский и 17 дворов крестьянских… в деревне Нефедьевой 7 дворов крестьянских; в 1678 г. в селе Козине числилось 7 дворов крестьянских, 4 двора бобыльских, в деревне Нефедьевой 8 дворов крестьянских и бобыльских. В 1704 г. в селе Козине и деревне Нефедьевой находилось крестьянских и бобыльских 28 дворов, в них 122 человека. |
Видимо, в связи с этим запрет сочетаться браком с некатоликами и брать восприемников из некатолич. общин был повторен на Соборе в Байт-Муса в 1598 г. На этом же Соборе епископы установили обязательное правило исповедоваться трижды в год: перед Рождеством, Пасхой и Пятидесятницей; подтверждалась замена принятых в маронитской традиции вариантов institutio на установительные слова из канона рим. мессы; назначался пост для канунов праздников Богоявления, Сретения, Вознесения, Пятидесятницы, Преображения, Воздвижения Креста Господня, Всех святых ( Beggiani. 1998. P. 13). В 1606 г. патриарх Юсеф III ввел григорианский календарь (тогда же марониты перешли на летосчисление от Рождества Христова). Среди маронитов Кипра и других диаспор это нововведение встретило сопротивление, продолжавшееся до кон. XIX в. ( Dib. 1971. P. 106). Папа Павел V в 1610 г. рекомендовал новому патриарху Юханне IX сохранить нек-рые церковные традиции маронитов ради единства Церкви ( Abraham. 1931. P. 91). Благодаря владетелям Кесруана европ. монахи-миссионеры смогли укрепиться не только на побережье, но и в горах Ливана. В 1625-1628 гг. капуцины основали миссии в Сайде и Бейруте, а также в горной дер. Айн-Тура. Иезуиты появились в Триполи (1645), затем в Сайде и Кесруане. Кармелиты помимо монастыря в Бшарри получили миссию в Триполи (1643). Позднее других (с 1783) стали действовать в Ливане лазаристы ( Ristelhueber. 1925. P. 84-87). В 1643 г. маронитский патриарх Джирджис I Умейра, учившийся в Риме вместе с Маффео Барберини (папа Римский Урбан VIII в 1623-1644), передал кармелитам мон-рь св. Елисея (Мар-Элиша). Следующий патриарх Юсеф IV аль-Акури (с 1644) считается автором работы в защиту григорианского календаря, а также, возможно, трактата о примате Римского понтифика ( Mahfouz. 1987. P. 48). Однако в отличие от нескольких предыдущих предстоятелей М. к. Ц. он полагал нецелесообразным латинизировать маронитские традиции. Этой проблеме уделялось внимание на созванном им Соборе, где было решено не подтверждать нек-рые из принятых ранее церковных правил. |
После падения Константинополя Вселенский патриарх с согласия султана постепенно подчинил себе другие автокефальные церкви Балканского полуострова. Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская церкви сохранились, но попали в полную зависимость от Константинополя. К управлению этими территориями привлекались фанариоты. Особенно большую роль они играли в управлении Дунайскими княжествами. Подчас игемоны-фанариоты приносили народам Балканского полуострова большую пользу: основывали школы, библиотеки, типографии, издавали законы и следили за их исполнением и особое внимание уделяли сохранению православной веры – строили монастыри и храмы, распространяли святоотеческую литературу. Печально, но коррупция и взяточничество, процветавшие при турецком дворе, проникли и в церковь . Дело дошло до того, что в правление патриарха Иеремии II борьба с симонией стала главной задачей лучших представителей церкви. По словам Н. Мак-Лиз, «высокого положения могли добиться лишь те, у кого за спиной стояли богатые покровители, поскольку султаны требовали от каждого нового епископа и патриарха солидную плату за власть в церкви. Среди тех, кому удавалось взойти на патриарший престол, были, конечно, и искренние и благочестивые люди, но в целом атмосфера тех времен способствовала проявлению менее благородных качеств. Патриархи оставались на престоле от силы несколько лет, пока более богатый претендент не предложит свои условия султану (чья казна вечно нуждалась в пополнении), после чего прежнего патриарха смещали с престола и заменяли новым». Частая смена патриархов была в интересах султана: это не только приносило доход, но и вынуждало нового ставленника радеть о сохранении хороших отношений с Портой. За 100 лет (1595–1695 гг.) патриархи менялись на престоле 61 раз, но многие были восстановлены после низложения, так что число патриархов составило 31, а некоторые из них были на престоле всего несколько дней. Риск, связанный с патриаршеством, был очень высок: 4 патриарха в XVII в. – Кирилл I (1620–1623, 1623–1633, 1633–1634, 1634–1635 и 1637–1638), Парфений II (1644–1646 и 1648–1651), Парфений III (1656–1657) и Гавриил II (1657) – были казнены по подозрению в государственной измене. |
19 . Питирим, упомин. с 1623 по 1632 год. 20 . Антоний, с 1632 по 1644 год. 21. Ф еодосий с августа 1644 по 1650 год, из игуменов Николаевского Озерского монастыря. Б. Архимандриты 22. Серапион, последний игумен и первый архимандрит Спасоприлуцкого монастыря, с 3 сентября 1651 по 1654 год. 31 Этот архимандрит в 1652 году сопровождал Новгородского митрополита, впоследствии патриарха, Никона, посланного в Соловецкий монастырь для перенесения оттуда в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита московского. В 1654 году архимандрит Серапион уволен от настоятельства вследствие какой-то важной церковной пропажи из монастыря, и отпущен, согласно его желанию, на жительство в Псковский Печерский монастырь. 23. Uoha I , Апраксин, с 1654 по 1671 год. Он построил каменные вокруг монастыря стены с башнями. 32 24. Евфросин II , переведенный из Спасокаменного монастыря, настоятельствовал с 1671 по 1672 год. 25. Исаия Чернышев, с 1672 по 1678 год. 26. Павел, с 1679 по 1680 год. 27. И осиф II, Андреяновский, в 1680 г. переведен из настоятелей Павлообнорского монастыря; отсюда в 1687 г. перемещен в Кириллов Белоезерский монастырь. 28. И она II , с 1687 по 1698 г. переведен из игуменов Кириллова Новоезерского монастыря. 29. Сергий III , с 1693 по 1699 год; отсюда переведен в настоятели Кириллова Белоезерского монастыря. 30. Авраамий, с 1699 по 1707 год, произведен в архимандриты из иеромонахов Вологодского архиерейского дома, где был казначеем. 31. Афанасий II , с 1708 по 1711 год. 32. Арсений II Воронов, с 1712 по 1737 год. Родом был Вологодского уезда Благовещенской, что в Кузовлеве, церкви причетнический сын; пострижен в монашество в Кирилло-Новоезерском монастыре 1709 г. февраля 11 дня; в архимандриты произведен в апреле 1712 г.; до монашества был подьячим. В 1725 году, по указу Св. Синода, он был в С.-Петербурге при погребении Императора Петра I, а в следующем 1726 году там исправлял чреду священнослужения; с 1726 по 1727 г. был членом Св. Синода; в 1727 г. получил грамоту отправлять священнослужение на ковре; в октябре 1729 г. переведен в Чудов монастырь в келари, где находился один год; в декабре 1730 г. возвратился в Спасоприлуцкий монастырь; в 1737 г. определен келарем в Троице-Сергиеву лавру и там скончался. |
1320-1321 Исаия 1323-1334 Иоанн XIV Калекас 1334-1347 Исидор 1347-1350 Каллист I 1350-1354, 1355-1363 Филофей Коккин 1354-1355, 1364-1376 Макарий 1376-1379, 1390-1391 Нил Керамевс 1379-1388 Антоний IV 1389-1390, 1391-1397 Каллист II Ксанфопул 1397 Матфей I 1397-1410 Евфимий II 1410-1416 Иосиф II 1416-1439 Митрофан II 1440-1443 Григорий III Мамма 1443-1450 Афанасий II 1450-1453 Геннадий II Схоларий 1453-1456, 1458, 1462-1463 Исидор II Ксанфопул 1456-1457 Софроний I Сиропул 1463-1464 Гehhaдuй II Схоларий 1464 Иоасаф 1464, 1464-1466 Марк II 1466 Симеон I 1466, 1471-1474, 1481-1486 Дионисий I 1466-1471, 1489-1491 Рафаил I 1475-1476 Максим III 1476-1481 Нифон II 1486-1488, 1497-1498, 1502 Максим IV 1491-1497 Иоаким I 1498-1502, 1504 Пахомий I 1503-1504, 1504-1513 Феолипт I 1513-1522 Иеремия I 1522-1545 Иоанникий I 1546 Дионисий II 1546-1555 Иоасаф II 1555-1565 Митрофан III 1565-1572, 1579-1580 Иеремия II 1572-1579, 1580-1584, 1587-1595 Пахомий II 1584-1585 Феолипт II 1585-1586 Матфей II 1596, 1598-1602, 1603 Гавриил I 1596 Феофан I 1597 Неофит II 1602-1603, 1607-1612 Рафаил II 1603-1607 Тимофей 1612-1620 Кирилл I Лукарис 1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638 Григорий IV 1623 Анфим 1623 Кирилл II Контар 1633, 1635-1636, 1638-1639 Афанасий III Пателар 1634 Неофит III 1636-1637 Парфений I 1639-1644 Парфений II 1644-1646, 1648-1651 Иоанникий II 1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656 Кирилл III 1652, 1654 Паисий I 1652-1653, 1654-1655 Парфений III 1656-1657 Гавриил II 1657 Парфений IV 1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685 Дионисий III 1662-1665 Климент 1667 Мефодий III 1668-1671 Дионисий IV Муселим |
публикацию, документ 1), в 1560–1570-х гг. он уже существовал, а по народному преданию был основан кем-то из знаменитых купцов Строгановых . В 1579 г. известен игумен Иосиф, при котором монастырь получил отпись на мельницу от посадского человека В. С. Тормосова, что отмечено в позднейшей указной царской грамоте от 22 июня 1623 г. И. Ф. Токмаков со ссылкой на локальную историческую память пишет об основании Николо-Моденского монастыря на месте явленой иконы свт. Николая Чудотворца, заступничеству которой приписывалось спасение обители от поляко-литовского разорения в 1612 г. По описанию князя Дмитрия Бельского 1596/97 г. вотчина Николо-Моденского монастыря включала 25 четвертей земли, а по дозору 1613 г. сократилась до 15 четвертей . В 1621 г. ему была установлена государева руга в 10 рублей из «мирских сборных денег», а в январе 1623 г. – «государево жалованье из таможенных и кабацких доходов» Устюжны . Роковую роль в судьбе моденского архива сыграли пожары в монастыре 1661 и 1671 гг. Несколько грамот в сборнике относятся одновременно к Николо-Моденскому и Воскресенскому посадскому монастырям (см. публикацию, 1, 3–5), которые в 1621–1636 гг. находились под управлением одного игумена – Елиазара, что отмечено в справочнике П. Строева . В нем же указаны и другие игумены (Варлам в 1644 и 1658 гг.; Паисий в 1659–1666 гг.; Пафнутий в 1673 и 1698 гг.), прерогативы которых также распространялись на обе обители. Здесь, скорее всего, речь должна идти о приписке одного из них к другому, но какого и как – этого пока известные нам источники раскрыть не позволяют. В справочной литературе Николо-Моденский монастырь называется также Воскресенским . И. В. Пугач считает, что в начале 1620-х гг. два эти монастыря объединяются, соответственно происходит унификация их иммунитета . Возможно, здесь следует учитывать разорение Николо-Моденского монастыря в Смуту (как и недалеко от него расположенной Успенской Шалочской пустыни), вследствие чего на некоторое время монашеству этих обителей были предоставлены дворы на Устюжне . |
игум. Леонида; 1684 г. игум. Марфа), 74 (Тархан. гр. 1606 г. на Тальшинскую вотчину; 1681 г. игум. Евпраксия), 111 (Ж. гр. 1608 г. инокине Александре на отчину в Суздаль. уезде); III, 59 (Ж. гр. 1616 г. игум. Ольге на село Бережок с деревн.; 1649 г. игум. Леонида; 1681 г. игум. Евпраксия; 1684 г.; игум. Марфа), 119 (Несудим. гр. 1623 г. игум. Ульяне), 158 (Ц. гр. 1629 г. игум. Елене об исключительной подсудим. лиц, принадлежащих к м-рю, Приказу Большого Дворца; 1649 г. игум. Леонида), 189 (Гр. 1636 г. старицам о выборе игуменьи; игум. Елена в отставке); IV, 47 (Ц. гр. 1651 г. о выдаче руги; игум. Неонила); “Дополн. к Акт. истор.», I, 131 (Расходн. книга 1584 г.; дано попу Петру сукно доброе, пуд ладану); IV, 32 (Отписка 1656 г. о сборе денег); VI, 10 (Выписка 1670 г. крестьянам Талецкой вол. села Усолья; игум. Евпраксия); IX, 9 (Смотренный список 1676 г. гор. Суздаля), 106 (Опись городов 1678 г., стр. 221); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 4 руб.); “Акты юридич.», 46 (Явка 1579 г. сельск. приказчика о наезде на село Хрепелево), 60 (Корчемн. обыск 1639 г. о монаст. крестьянах), 214 (Платежная 1601 г. в ямских деньгах), 215 (Платежн. 1611 г. в деньгах, собираем. на ратн. людей), 231 (Выписки 1674 г. из Белозер. писцов. книг), 281 (Выбор 1644 г. сельск. старосты и целовальн.), 346 (Наказн. память 1642 г. недельщику о позыве к суду Ив. Новосильцева); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 132 (Духов. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 147 (Духов. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.); III, 64 (Указ 1623 г. об отвозе в м-рь матери Салтыковых старицы Евникии); “Известия Археол. Общ.», 1859 г., I, 357 (поручная запись 1674 г. о написании иконы в собор м-ря); “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, переписн. кн. 1658 г. домовой казны патриар. Никона, 70 (Грам. правая 1627 г. на Рожневские воды); 1853 г., XVII, Новый летописец, 124 (сюда сослана супруга царя Вас. Шуйского), 187 (здесь пострижена Александра Сабурова, жена царев. Ивана, сына Ив. Васильевича); Калачов, “Акты юрид. |
| |