Антоний IV   1389-1390, 1391-1397     Каллист II Ксанфопул   1397     Матфей I   1397-1410     Евфимий II   1410-1416     Иосиф II   1416-1439     Митрофан II   1440-1443     Григорий III Мамма   1443-1450     Афанасий II   1450-1453     Геннадий II Схоларий   1453-1456, 1458, 1462-1463     Исидор II Ксанфопул   1456-1457     Софроний I Сиропул   1463-1464     Гehhaдuй  II Схоларий 1464     Иоасаф   1464, 1464-1466     Марк II   1466     Симеон I   1466, 1471-1474, 1481-1486     Дионисий I   1466-1471, 1489-1491     Рафаил I   1475-1476     Максим III   1476-1481     Нифон II   1486-1488, 1497-1498, 1502     Максим IV   1491-1497     Иоаким I   1498-1502, 1504     Пахомий I   1503-1504, 1504-1513     Феолипт I   1513-1522     Иеремия I   1522-1545     Иоанникий I   1546     Дионисий II   1546-1555     Иоасаф II   1555-1565     Митрофан III   1565-1572, 1579-1580     Иеремия II   1572-1579, 1580-1584, 1587-1595     Пахомий II   1584-1585     Феолипт II   1585-1586     Матфей II   1596, 1598-1602, 1603     Гавриил I   1596     Феофан I   1597     Неофит II   1602-1603, 1607-1612     Рафаил II   1603-1607     Тимофей   1612-1620     Кирилл I Лукарис   1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638     Григорий IV   1623     Анфим   1623     Кирилл II Контар   1633, 1635-1636, 1638-1639     Афанасий III Пателар   1634     Неофит III   1636-1637     Парфений I   1639-1644     Парфений II   1644-1646, 1648-1651     Иоанникий II   1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656     Кирилл III   1652, 1654     Паисий I   1652-1653, 1654-1655     Парфений III   1656-1657     Гавриил II   1657     Парфений IV   1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685     Дионисий III   1662-1665     Климент   1667     Мефодий III   1668-1671     Дионисий IV Муселим   1671-1673, 1676-1679, 1682-1684, 1686-1687, 1693-1694     Герасим II   1673-1674     Афанасий IV   1679     Иаков   1679-1682, 1685-1686, 1687-1688     Каллиник II   1688, 1689-1693, 1694-1702     Неофит IV   1688     Гавриил III  

http://pravoslavie.ru/39816.html

Это определение Тридентского собора, имеющее общее значение, принимается славяно-римскими епископами в качестве веского аргумента в пользу славянской литургии. Не опускает меморандум и буллу Quod a nobis Пия V (9 июля 1568), которою был узаконен для всех римский бревиарий и вместе с этим запрещены все прежние бревиарии за исключением одобренных римской церковью с самого их появления или находившихся в употреблении не менее двух веков 1696 . Другою буллою того же папы это постановление было подтверждено вновь 1697 . По мнению, выраженному в меморандуме, эти две буллы благоприятны славянской литургии, так как она в то время могла привести в свою пользу более, чем двухсотлетнюю давность. В силу этого обстоятельства глаголитская литургия не была уничтожена при Пие V, а была даже освобождена от действия законов, касающихся латинских обрядов, и отнесена к восточному церковному праву 1698 . Из других документов, при- –144 водимых в меморандум в пользу славянской литургии и её официального признания римской курией заслуживают. упоминания следующие: 1) Булла Урбана VII (1623–1644), одобряющая славянский служебник, исправленный францисканцем о. Рафаилом Леваковичем 1699 ; 2) Булла Иннокентия Х (1644–1655), в которой он говорит, что население Иллирии, рассеянное по многим местам Европы, приняло веру от святых апостолов Петра и Павла, а священные книги по древнему преданию от св. Иеронима или по крайней мере от Uoahha VIII , и одобряет римско-глаголитский бревиарий, пересмотренный Леваковичем и Трлецким 1700 ; 3) Конституция Бенедикта XIV (1740–1758) от 26 августа 1754 г., в которой он, в силу признанного римской курией принципа, чтобы каждая нация сохраняла свои собственные обряды и употребляла язык, на котором её предки совершали богослужение 1701 , обязывает как белое так и монашествующее духовенство Иллирии употреблять. для глаголитской литургии книги, напечатанные конгрегацией Пропаганды 1702 ; 4) Motu Proprio Пия VI от 11 марта 1791 года 1703 ; 5) письмо конгрегации Пропаганды к Петру Ракамаричу, епископу Абзара, выражающее сожаление, что тамошнее духовенство славяно-латинского обряда не придерживается в точности в совершении божественной службы иеронимского славянского наречия...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Козино. Церковь Иоанна Златоуста. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Существовавшая ранее церковь Иоанна Златоустого в селе Козине. Село Козино некогда принадлежало князю Ивану Дмитриевичу Бельскому. В 1584 г. оно находилось Московского уезда Горетова стана в вотчине Новодевичья монастыря, а в селе церковь Иоанна Златоуста, деревянная клетцки. В 1623 г. значится: «в церкви Иоанна Златоуста образы, и книги, и свечи, и колокола и всякое церковное строение мирское, на церковной земле…». В приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1628 г. под Радонежской, Селецкой и Загородской десятинами написано: «Новоприбылая в 1627 году церковь Иоанна Златоуста в вотчине Нового девича монастыря, в селе Козине, дани 9 денег, по наказу гривна, апреля в 8 день на нынешний год те деньги взяты». За последующие годы церковь Иоанна Златоуста в тех же приходных книгах Казенного Приказа писалась по 1740 г. под Загородскою десятиною, с обозначением дани за 1642-77 гг. 9 алтын, 3 деньги, заезда гривна; за 1678-1715 гг. 19 алтын 3 деньги, заезда гривна; за 1716-40 гг. 22 алтына 5 денег (т. е. 68 ½ коп.). Церковь Иоанна Златоуста в 1644 г. была построена новая, вероятно, по случаю ветхости старой церкви. В приходной книге Патриаршего Казенного Приказа печатных пошлин, с благословенных грамот о строении церквей, под 1644 г. записано: «12 апреля запечатана благословенная грамота в Московский уезд, в село Козино, в вотчину Новодевича монастыря, по челобитью игуменьи Анфисы, да келаря старицы Марьи с сестрами на один престол Иоанна Златоустого; пошлин гривна взято». По переписным книгам 1646 г. значатся: «церковь Иоанна Златоустого древяна, у церкви во дворе поп Алексей, у него детей дьякон Савин, дьячок Ивашко, да в селе Козине двор монастырский и 17 дворов крестьянских… в деревне Нефедьевой 7 дворов крестьянских; в 1678 г. в селе Козине числилось 7 дворов крестьянских, 4 двора бобыльских, в деревне Нефедьевой 8 дворов крестьянских и бобыльских. В 1704 г. в селе Козине и деревне Нефедьевой находилось крестьянских и бобыльских 28 дворов, в них 122 человека.

http://sobory.ru/article/?object=13801

Видимо, в связи с этим запрет сочетаться браком с некатоликами и брать восприемников из некатолич. общин был повторен на Соборе в Байт-Муса в 1598 г. На этом же Соборе епископы установили обязательное правило исповедоваться трижды в год: перед Рождеством, Пасхой и Пятидесятницей; подтверждалась замена принятых в маронитской традиции вариантов institutio на установительные слова из канона рим. мессы; назначался пост для канунов праздников Богоявления, Сретения, Вознесения, Пятидесятницы, Преображения, Воздвижения Креста Господня, Всех святых ( Beggiani. 1998. P. 13). В 1606 г. патриарх Юсеф III ввел григорианский календарь (тогда же марониты перешли на летосчисление от Рождества Христова). Среди маронитов Кипра и других диаспор это нововведение встретило сопротивление, продолжавшееся до кон. XIX в. ( Dib. 1971. P. 106). Папа Павел V в 1610 г. рекомендовал новому патриарху Юханне IX сохранить нек-рые церковные традиции маронитов ради единства Церкви ( Abraham. 1931. P. 91). Благодаря владетелям Кесруана европ. монахи-миссионеры смогли укрепиться не только на побережье, но и в горах Ливана. В 1625-1628 гг. капуцины основали миссии в Сайде и Бейруте, а также в горной дер. Айн-Тура. Иезуиты появились в Триполи (1645), затем в Сайде и Кесруане. Кармелиты помимо монастыря в Бшарри получили миссию в Триполи (1643). Позднее других (с 1783) стали действовать в Ливане лазаристы ( Ristelhueber. 1925. P. 84-87). В 1643 г. маронитский патриарх Джирджис I Умейра, учившийся в Риме вместе с Маффео Барберини (папа Римский Урбан VIII в 1623-1644), передал кармелитам мон-рь св. Елисея (Мар-Элиша). Следующий патриарх Юсеф IV аль-Акури (с 1644) считается автором работы в защиту григорианского календаря, а также, возможно, трактата о примате Римского понтифика ( Mahfouz. 1987. P. 48). Однако в отличие от нескольких предыдущих предстоятелей М. к. Ц. он полагал нецелесообразным латинизировать маронитские традиции. Этой проблеме уделялось внимание на созванном им Соборе, где было решено не подтверждать нек-рые из принятых ранее церковных правил.

http://pravenc.ru/text/2562390.html

После падения Константинополя Вселенский патриарх с согласия султана постепенно подчинил себе другие автокефальные церкви Балканского полуострова. Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская церкви сохранились, но попали в полную зависимость от Константинополя. К управлению этими территориями привлекались фанариоты. Особенно большую роль они играли в управлении Дунайскими княжествами. Подчас игемоны-фанариоты приносили народам Балканского полуострова большую пользу: основывали школы, библиотеки, типографии, издавали законы и следили за их исполнением и особое внимание уделяли сохранению православной веры – строили монастыри и храмы, распространяли святоотеческую литературу. Печально, но коррупция и взяточничество, процветавшие при турецком дворе, проникли и в церковь . Дело дошло до того, что в правление патриарха Иеремии II борьба с симонией стала главной задачей лучших представителей церкви. По словам Н. Мак-Лиз, «высокого положения могли добиться лишь те, у кого за спиной стояли богатые покровители, поскольку султаны требовали от каждого нового епископа и патриарха солидную плату за власть в церкви. Среди тех, кому удавалось взойти на патриарший престол, были, конечно, и искренние и благочестивые люди, но в целом атмосфера тех времен способствовала проявлению менее благородных качеств. Патриархи оставались на престоле от силы несколько лет, пока более богатый претендент не предложит свои условия султану (чья казна вечно нуждалась в пополнении), после чего прежнего патриарха смещали с престола и заменяли новым». Частая смена патриархов была в интересах султана: это не только приносило доход, но и вынуждало нового ставленника радеть о сохранении хороших отношений с Портой. За 100 лет (1595–1695 гг.) патриархи менялись на престоле 61 раз, но многие были восстановлены после низложения, так что число патриархов составило 31, а некоторые из них были на престоле всего несколько дней. Риск, связанный с патриаршеством, был очень высок: 4 патриарха в XVII в. – Кирилл I (1620–1623, 1623–1633, 1633–1634, 1634–1635 и 1637–1638), Парфений II (1644–1646 и 1648–1651), Парфений III (1656–1657) и Гавриил II (1657) – были казнены по подозрению в государственной измене.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 . Питирим, упомин. с 1623 по 1632 год. 20 . Антоний, с 1632 по 1644 год. 21.   Ф еодосий с августа 1644 по 1650 год, из игуменов Николаевского Озерского монастыря. Б. Архимандриты 22.   Серапион, последний игумен и первый архимандрит Спасоприлуцкого монастыря, с 3 сентября 1651 по 1654 год. 31 Этот архимандрит в 1652 году сопровождал Новгородского митрополита, впоследствии патриарха, Никона, посланного в Соловецкий монастырь для перенесения оттуда в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита московского. В 1654 году архимандрит Серапион уволен от настоятельства вследствие какой-то важной церковной пропажи из монастыря, и отпущен, согласно его желанию, на жительство в Псковский Печерский монастырь. 23.   Uoha I , Апраксин, с 1654 по 1671 год. Он построил каменные вокруг монастыря стены с башнями. 32 24.   Евфросин II , переведенный из Спасокаменного монастыря, настоятельствовал с 1671 по 1672 год. 25.   Исаия Чернышев, с 1672 по 1678 год. 26.   Павел, с 1679 по 1680 год. 27.   И осиф II, Андреяновский, в 1680 г. переведен из настоятелей Павлообнорского монастыря; отсюда в 1687 г. перемещен в Кириллов Белоезерский монастырь. 28.   И она II , с 1687 по 1698 г. переведен из игуменов Кириллова Новоезерского монастыря. 29.   Сергий III , с 1693 по 1699 год; отсюда переведен в настоятели Кириллова Белоезерского монастыря. 30.   Авраамий, с 1699 по 1707 год, произведен в архимандриты из иеромонахов Вологодского архиерейского дома, где был казначеем. 31.   Афанасий II , с 1708 по 1711 год. 32.   Арсений II Воронов, с 1712 по 1737 год. Родом был Вологодского уезда Благовещенской, что в Кузовлеве, церкви причетнический сын; пострижен в монашество в Кирилло-Новоезерском монастыре 1709 г. февраля 11 дня; в архимандриты произведен в апреле 1712 г.; до монашества был подьячим. В 1725 году, по указу Св. Синода, он был в С.-Петербурге при погребении Императора Петра I, а в следующем 1726 году там исправлял чреду священнослужения; с 1726 по 1727 г. был членом Св. Синода; в 1727 г. получил грамоту отправлять священнослужение на ковре; в октябре 1729 г. переведен в Чудов монастырь в келари, где находился один год; в декабре 1730 г. возвратился в Спасоприлуцкий монастырь; в 1737 г. определен келарем в Троице-Сергиеву лавру и там скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

1320-1321     Исаия   1323-1334     Иоанн XIV Калекас   1334-1347     Исидор   1347-1350     Каллист I   1350-1354, 1355-1363     Филофей Коккин   1354-1355, 1364-1376     Макарий   1376-1379, 1390-1391     Нил Керамевс   1379-1388     Антоний IV   1389-1390, 1391-1397     Каллист II Ксанфопул   1397     Матфей I   1397-1410     Евфимий II   1410-1416     Иосиф II   1416-1439     Митрофан II   1440-1443     Григорий III Мамма   1443-1450     Афанасий II   1450-1453     Геннадий II Схоларий   1453-1456, 1458, 1462-1463     Исидор II Ксанфопул   1456-1457     Софроний I Сиропул   1463-1464     Гehhaдuй  II Схоларий 1464     Иоасаф   1464, 1464-1466     Марк II   1466     Симеон I   1466, 1471-1474, 1481-1486     Дионисий I   1466-1471, 1489-1491     Рафаил I   1475-1476     Максим III   1476-1481     Нифон II   1486-1488, 1497-1498, 1502     Максим IV   1491-1497     Иоаким I   1498-1502, 1504     Пахомий I   1503-1504, 1504-1513     Феолипт I   1513-1522     Иеремия I   1522-1545     Иоанникий I   1546     Дионисий II   1546-1555     Иоасаф II   1555-1565     Митрофан III   1565-1572, 1579-1580     Иеремия II   1572-1579, 1580-1584, 1587-1595     Пахомий II   1584-1585     Феолипт II   1585-1586     Матфей II   1596, 1598-1602, 1603     Гавриил I   1596     Феофан I   1597     Неофит II   1602-1603, 1607-1612     Рафаил II   1603-1607     Тимофей   1612-1620     Кирилл I Лукарис   1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638     Григорий IV   1623     Анфим   1623     Кирилл II Контар   1633, 1635-1636, 1638-1639     Афанасий III Пателар   1634     Неофит III   1636-1637     Парфений I   1639-1644     Парфений II   1644-1646, 1648-1651     Иоанникий II   1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656     Кирилл III   1652, 1654     Паисий I   1652-1653, 1654-1655     Парфений III   1656-1657     Гавриил II   1657     Парфений IV   1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685     Дионисий III   1662-1665     Климент   1667     Мефодий III   1668-1671     Дионисий IV Муселим  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

публикацию, документ 1), в 1560–1570-х гг. он уже существовал, а по народному преданию был основан кем-то из знаменитых купцов Строгановых . В 1579 г. известен игумен Иосиф, при котором монастырь получил отпись на мельницу от посадского человека В. С. Тормосова, что отмечено в позднейшей указной царской грамоте от 22 июня 1623 г. И. Ф. Токмаков со ссылкой на локальную историческую память пишет об основании Николо-Моденского монастыря на месте явленой иконы свт. Николая Чудотворца, заступничеству которой приписывалось спасение обители от поляко-литовского разорения в 1612 г. По описанию князя Дмитрия Бельского 1596/97 г. вотчина Николо-Моденского монастыря включала 25 четвертей земли, а по дозору 1613 г. сократилась до 15 четвертей . В 1621 г. ему была установлена государева руга в 10 рублей из «мирских сборных денег», а в январе 1623 г. – «государево жалованье из таможенных и кабацких доходов» Устюжны . Роковую роль в судьбе моденского архива сыграли пожары в монастыре 1661 и 1671 гг. Несколько грамот в сборнике относятся одновременно к Николо-Моденскому и Воскресенскому посадскому монастырям (см. публикацию, 1, 3–5), которые в 1621–1636 гг. находились под управлением одного игумена – Елиазара, что отмечено в справочнике П. Строева . В нем же указаны и другие игумены (Варлам в 1644 и 1658 гг.; Паисий в 1659–1666 гг.; Пафнутий в 1673 и 1698 гг.), прерогативы которых также распространялись на обе обители. Здесь, скорее всего, речь должна идти о приписке одного из них к другому, но какого и как – этого пока известные нам источники раскрыть не позволяют. В справочной литературе Николо-Моденский монастырь называется также Воскресенским . И. В. Пугач считает, что в начале 1620-х гг. два эти монастыря объединяются, соответственно происходит унификация их иммунитета . Возможно, здесь следует учитывать разорение Николо-Моденского монастыря в Смуту (как и недалеко от него расположенной Успенской Шалочской пустыни), вследствие чего на некоторое время монашеству этих обителей были предоставлены дворы на Устюжне .

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

игум. Леонида; 1684 г. игум. Марфа), 74 (Тархан. гр. 1606 г. на Тальшинскую вотчину; 1681 г. игум. Евпраксия), 111 (Ж. гр. 1608 г. инокине Александре на отчину в Суздаль. уезде); III, 59 (Ж. гр. 1616 г. игум. Ольге на село Бережок с деревн.; 1649 г. игум. Леонида; 1681 г. игум. Евпраксия; 1684 г.; игум. Марфа), 119 (Несудим. гр. 1623 г. игум. Ульяне), 158 (Ц. гр. 1629 г. игум. Елене об исключительной подсудим. лиц, принадлежащих к м-рю, Приказу Большого Дворца; 1649 г. игум. Леонида), 189 (Гр. 1636 г. старицам о выборе игуменьи; игум. Елена в отставке); IV, 47 (Ц. гр. 1651 г. о выдаче руги; игум. Неонила); “Дополн. к Акт. истор.», I, 131 (Расходн. книга 1584 г.; дано попу Петру сукно доброе, пуд ладану); IV, 32 (Отписка 1656 г. о сборе денег); VI, 10 (Выписка 1670 г. крестьянам Талецкой вол. села Усолья; игум. Евпраксия); IX, 9 (Смотренный список 1676 г. гор. Суздаля), 106 (Опись городов 1678 г., стр. 221); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 4 руб.); “Акты юридич.», 46 (Явка 1579 г. сельск. приказчика о наезде на село Хрепелево), 60 (Корчемн. обыск 1639 г. о монаст. крестьянах), 214 (Платежная 1601 г. в ямских деньгах), 215 (Платежн. 1611 г. в деньгах, собираем. на ратн. людей), 231 (Выписки 1674 г. из Белозер. писцов. книг), 281 (Выбор 1644 г. сельск. старосты и целовальн.), 346 (Наказн. память 1642 г. недельщику о позыве к суду Ив. Новосильцева); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 132 (Духов. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 147 (Духов. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.); III, 64 (Указ 1623 г. об отвозе в м-рь матери Салтыковых старицы Евникии); “Известия Археол. Общ.», 1859 г., I, 357 (поручная запись 1674 г. о написании иконы в собор м-ря); “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, переписн. кн. 1658 г. домовой казны патриар. Никона, 70 (Грам. правая 1627 г. на Рожневские воды); 1853 г., XVII, Новый летописец, 124 (сюда сослана супруга царя Вас. Шуйского), 187 (здесь пострижена Александра Сабурова, жена царев. Ивана, сына Ив. Васильевича); Калачов, “Акты юрид.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010