И Митрополит на Государском жалованье челом бьет. А потом Преосвященный Митрополит говорит Великим Государем речь, буде у него есть. Речь говорил, а после речи поднес Митрополит Великим Государств святые 2 Образа Софии Премудрости Божии в окладе. А после того Великие Государи укажут Игуменов с братиею спросить о спасении; и Думной Дьяк говорит: Великие Государи, их Царское Величество, жалуют, спрашивают вас Игуменов с братиею о спасении,– и они били челом. А после того Думной Дьяк явит Митрополиту Великих Государей жалованье, а говорит: Преосвященный Варлаам Митрополит! Великие Государи, их Царское Величество, жалуют тебя своим Государским жалованьем: Кубок золочен с кровлею, Бархат, Обьяр, Атлас, Камка, Сорок соболей. А потом Думной Дьяк скажет Митрополиту с причтом их Государское жалованье, стол; а молвит: Преосвященный Варлаам Митрополит и Духовныя Особы ! Великие Государи, их Царское Величество, жалуют вас своим Государским жалованьем, столом. Того дня стола не было, а был прежде. Августа в 21 день, как он на Киевскую Митрополию постановлен, для того что быть было ему того ж дня у Великих Государей, и Великие Государи быть у себя ему того числа не указали, а стол был изготовлен. От Великих Государей шел Митрополит прежним местом; сел у Благовещенской паперти в вышеписанную карету, а с ним Духовных Особ 3 человека Игуменов, которые с ним в приезде. Отпуск Митрополита Варлаама Ясинского 199 (1691) Сентября в 19 день было по сему в передней Каменной Палате: 199 (1691) г. Сентября в 19 день Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы, указали быть у себя Великих Государей на Дворе на отпуске Преосвященному Варлааму Митрополиту Киевскому и Духовным Особам. А как Митрополит с Духовными Особами войдут к Великим Государем в Палату, и Думной Дьяк явит их Великим Государем челом ударить, а говорит: Пресветлейшие и Державнейшие Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы и многих Государств и Земель Восточных и Западных и Северных, Отчичи и Дедичи, и Наследники, и Государи и Обладатели! Вашего Царского Величества Богомолец Преосвященный Варлаам Митрополит Киевский и Галицкий к Малыя России и Духовныя Особы вам Великим Государем, Вашему Царскому Величеству, челом ударили и на Вашем Великих Государей жалованье челом бьют. И Великие Государи изволят у Митрополита принять благословение; а после того изволят Великие Государи спросить Митрополита о спасении, и Думной Дьяк говорит: Преосвященный Варлаам Митрополит Киевский и Галицкий и Малыя России! Великие Государи, их Царское Величество, жалуют тебя, спрашивают о твоем спасении. И Митрополит на Государством жалованье челом бьет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Трансильвания входила в сферу владений Габсбургов постепенно, в рамках переговоров между имп. двором и трансильванскими князьями в 1685-1691 гг. В начале переговоров представители центральной трансильванской власти считали, что противоборство между 2 империями может быть использовано ими в собственных интересах и Трансильвания, выпав из-под османского сюзеренитета, не окажется под австрийским. Венское правительство, со своей стороны, осознавая, что во время войны опасно вступать в открытый конфликт с гос. образованиями, подлежавшими освобождению из-под владычества Османской империи, в ходе переговоров искало возможности союза или установления сотрудничества. Конституционный статус Трансильвании в составе владений Габсбургов был установлен документом Diploma Leopoldina от 4 дек. 1691 г. (в этом статусе Трансильвания находилась до 1848), составленного трансильванским канцлером Миклошем Бетленом и санкционированного имп. Леопольдом I (1658-1705). Документ поддерживал статус-кво в отношении 4 признанных конфессий (католичество, лютеранство, кальвинизм, унитарианство): подтверждались их равенство и права (при приоритете католич. Церкви); запрещалось включение в этот перечень др. конфессий; признавались все привилегии и льготы, предоставленные 4 конфессиям венгерскими королями и трансильванскими князьями; оставались в силе старые кодексы законов, как, напр., Approbatae Constitutiones Regni Transilvaniae et Partium Hungariae eidem annexarum (Утверждение Конституции королевства Трансильвания и присоединенной части Венгрии, 1653; содержал все законы, принятые трансильванским гос. собранием в 1541-1653), Compilatae Constitutiones Regni Transilvaniae et Partium Hungariae eidem annexarum (Составление Конституции королевства Трансильвания и присоединенной части Венгрии, 1669; законы 1653-1669) и «Трипартитум» Иштвана Вербёци (1498); исключалась статья, касающаяся права на сопротивление дворян (ius resistendi) королевской власти; подтверждались особый статус и права тех городов Трансильвании, где доминировали саксы; гарантировалось дальнейшее функционирование старых гос. структур княжества: гос. собрания, созываемого сроком на один год для решения текущих проблем страны, административных и судебных органов, княжеского совета, системы сбора налогов и т. д.; утверждалось право занятия всех высоких должностей только уроженцами Трансильвании (indigeni Transsylvani) - т. е. венграми, секуями и саксами независимо от их религ. принадлежности. Diploma Leopoldina дал возможность имперской канцелярии напрямую вмешиваться во внутренние дела Трансильвании ( Pop. 2016. Vol. 2. P. 351).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Наконец, по примеру Ветхозаветной Церкви, в которой принимали помазание и цари, Св. Миром помазуется Благочестивейшие Государи наши при Священном их Короновании и также Благочестивейшей Государыни, Их супруги. Затем, кроме выше показанных ни в каких других священнодействиях, совершаемых чрез помазание, Св. Миро не употребляется; а употребляется только елей, освящаемый пред священнодействием 1 . II В Ветхом завете Священное Миро для помазания Скинии Свидения и всех принадлежностей богослужения, также Первосвященников и Священников, для освящения их на служение в Скинии, заповедано было составлять из лучших благовонных веществ, именно: смирны, благовонной корицы, благовонного тростника, кассии и оливкового масла. При этом под страхом смерти запрещено было делать подобный состав для другого употребления, и составленное из означенных веществ Миро Священного помазания должно было навсегда считаться святыней для народа Израильского. ( Исх.30:23–33 ). Подобно сему и в Церкви Новозаветной, со времен Апостолов, по свидетельству Дионисия Ареопагита , Св. Миро составлялось из многих благовонных веществ в ознаменование благодатного благоухания многоразличных даров Св. Духа, сообщаемых чрез Миропомазание. В Греческой и Русской Церквах определенного количества благовонных веществ для составления Св. Мира назначено не было. Обыкновенно употреблялись такие вещества, какие можно было найти в том и другом месте. Из чина приготовления и освящения мира, изложенного в древней Греческой рукописи, хранящейся в Патриаршей Библиотеке 150) видно, что в Греческой Церкви для составления Св. Мира употреблялось до 50-ти разных веществ. У нас в России в разные времена употреблялось неодинаковое количество веществ для составления Мира. Так в 1631-м году, при патриархе Филарете Никитиче для составления Мира из Аптекарского Приказа были требованы: янтарь добрый, корица, перетрун, корень азар, ладон росный, мед дивий, гуляфная (розовая) водка (Акт. Ист. 3. стр. 472); да из келейной казны Патриаршей выдано: смирну 12 ф. 35 зол. и кассии 3 ф. 32 зол. (0пис. кел. казны патр. Филар. 1639 г. л. 27, рукоп. Н. Г. Головина). Но здесь очевидно не показаны те вещества, которые можно было достать в других местах, так как не помянуто и о главном веществе – елее. В 1671-м и в 1681-м годах при патриархах Иоасафе 2-м и Иоакиме, для той же цели из Аптекарского Приказа требовалось и отпущено было 53, а в 1691-м году при патриархе Адриане 55 разного рода и названия веществ (рук. патр. Библ. 426. В последствии, как видно из чина мироварения 1767 г., количество употребляемых для составления Мира веществ сокращено было до 25-ти. В настоящее время на основании содержащихся в находящемся в Патриаршей Библиотеке бумажном свитке XVII в. четырёх росписей материалов, отпущенных для составления Мира из Аптекарского Приказа в 1681 и 1691 годах, в состав Миро употребляется до ЗО-ти разных веществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Исполнение приговора сопровождалось изредка и суровым «правежем со смертным боем» 662 . Разбирательство судебного дела иногда затягивалось на продолжительное время, то по вине самих тяжущихся, то по невнимательности братского собора, то по случайным обстоятельствам. Напр., в январе 1691 г. началось дело о покраже двух лошадей у крестьянина с. Новоселок Спиридона Яковлева; в январе же были сделаны допросы и сыск; Спиридон просил учинить указ по его челобитью и сыску; в январе же было постановлено решение наказать обвиняемого в воровстве Ефима Федотова. В октябре 1692 г. этот последний обвинил в покраже взысканных с него лошадей крестьянина Стеньку Мохотина. Опять начались допросы; у Спиридона стали отбирать взятых им у Ефима двух лошадей (вместо покраденых), но одна из них оказалась уже проданной и приходилось платить за все деньги, оставаясь без вознаграждения за покраденых, поэтому он обратился с жалобой к архимандриту, и в ноябре 1692 г. дело было окончательно решено и приведено в исполнение 663 . Подобно этому в апреле 1691 г. началось тяжебное дело об огороде между монастырскими слугами с. Солотчи Аврамом Ивановым и Артемием Ивановым; постепенно осложняясь добавочными челобитными того и другого, оно закончилось только в апреле 1692 г. 664 . В июле 1695 г. дьячок Аввакул Игнатьев жаловался на хлебодара Левкия в побоях и увечьи, дело сыскивалось, но лежало не свершенным до апреля 1697 г., и только по новой челобитной Аввакума Игнатьева оно снова было заслушано и решено в 1697 г. 665 . В 1712 г. началось и решилось дело по жалобе крестьянина с. Бильдина Василия Харитонова на старосту в отнятии лошади, но приговор, за смертию архим. Харитона, не был подписан им и потому оставался невыполненным; в 1713 г. по особой просьбе: Василия Харитонова архим. Исаакий, выслушав прежнее дело, закрепил его 666 . В 1697 г. конюший старец Прохор жаловался архимандриту, что казначей, не смотря на указ архимандрита и братского собора, не производить розыска по его челобитной на будильщика Нифонта; и архимандрит с братией указали книгохранителю произвести розыск... 667 Но иногда дела решались и приговоры исполнялись очень скоро. Сама судебная власть в лице архимандрита и братского собора, требовала скорость в делопроизводстве, предписывая допросные речи и розыск вместе с истцом и ответчиком «прислать не мотчав» 668 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

В 8 верстах от Богодухова и в 75 от Харькова, на берегу Мерла. Полковая Никитовка и Хрущова Никитовка Ахтырского полка носят на себе имя одного тогоже основателя — Уманского полковника Никиты Кондратьевича Сененка, которому дан был приведенный нами жалованный лист в 1676 г. В архиве экономической конторы Хрущовой Никитовки по ныне целы: а) купчая 1677 г. октября 15, по которой мураховские жители Иван Романенко с товарищами продали мураховскому жителю Никите Кондратьевичу Уманцу сенные покосы, пахатные поля и лес над рекою Мерчиком, составляющие часть нынешнего Никитовского поместья; б.) купчая 1691 г. апреля 1, которою мураховский житель Михаил Кондратьев продал «ахтырскому эсаулу Никите Кондратьевичу» луку смежную с Никитовскою дорогою; в.) обменный лист 1693 г., которым Мурафский Николаевский священник Фома Михайлов променял «ахтырского полка полковому эсаулу Никите Кондратьевичу Уманцу» свою землю с лесом, смежную с отчинною Никитовскою, г.) царская жалованная грамота 1684 г. января 5, которою поместная дача по обе стороны р. Ольшанки, бывшая во владении 3 мурафских казаков и в 1681 г. отданная кн. Хованским Никите Кондратьевичу Уманцу в поместье, жалуется ему Уманцу в отчину за его отличную службу не в пример других. Он, говорит грамота, «в ахтырском полку всякие государския службы служил, нещадя головы и из полков бояр наших ныне посылан для проведывания в Заднепровские городы и в Волосскую и в Мутьянскую земли и в Польшу... а иным его братьи та вотчинная дача — не образец, потому, что много явных его служеб и посылок». В делах 1787 г. видим как то, что по актам и отзывам старых людей Никита Кондратьевичь Уманец признан за одно и тоже лицо с уманским полковником Никитою Сененком; равно видим, что Никита Кондратьевич полковой есаул и наказной Ахтырский полковник в 1691 и 1693 гг. был с Ахтырским полком в походах. Таким образом Никиту Кондратьевича Сененка стали называть в Украйне Уманцем по прежнему полковничеству его в Умани. Это не первый пример награждения выходцев из за Днепра новыми прозваниями. Полковник Григорий Ерофеевич в Слободской Украине назывался Донцем, тогда как Заднепровская фамилия его — Захаржевский.

http://sobory.ru/article/?object=04098

В. И. Молодин Расселение русских на территории Н. о. началось в кон. XVI в. в ходе присоединения Сибири к Русскому гос-ву. Постоянные рус. поселения возникли здесь в 80-90-х гг. XVII в.: деревни Шелковникова (1683), Чернова (1684), Зудова (1687), Боровая (1691) на территории совр. Болотнинского р-на; деревни Б. Изылинская и Калтырак (обе 1691) на территории совр. Тогучинского р-на. Ок. 1710 г. в границах буд. Новосибирска возникла дер. Кривощёково. В нач. XVIII в. для обороны от набегов кочевников заложены укрепленные остроги Умревинский (1703), Чаусский (1713), Бердский (1716) и др., построены ставшие частью Сибирской оборонительной линии форпосты Усть-Тартасский, Каинский и Убинский (1722). Под их защитой возникали деревни, служившие базами для дальнейшего продвижения русских на юг и очагами аграрной колонизации региона. В 1708-1782 гг. территория Н. о. входила в Сибирскую губ., в 1782-1804 гг.- в Тобольскую губ. (до 1796 Тобольское наместничество); юж. и вост. части региона входили в Колыванскую обл. (1779-1783) и Колыванскую губ. (1783-1796). В 30-х гг. XVIII в. через территорию Н. о. прошел Сибирский тракт, что стимулировало хозяйственное развитие региона. В 1765 г. начал работать казенный Сузунский медеплавильный завод, на базе которого был создан единственный за Уралом Сузунский монетный двор (1766-1847). В 1804-1921 гг. вся территория Н. о. находилась в составе Томской губ. Крупнейшими городами региона в XIX - нач. XX в. являлись Каинск (ныне Куйбышев; преобразован в город в 1782), Колывань (бывш. Чаусский острог; преобразован в город в 1822; с 1925 село, с 1964 рабочий поселок) и Новониколаевск (ныне Новосибирск; город с 1903). Основным источником пополнения населения являлись организованные (особенно интенсивные в годы Столыпинской аграрной реформы) и стихийные крестьянские переселения из Европ. России. В 1858-1917 гг. число жителей в пределах совр. Н. о. выросло со 160-180 тыс. до 1,2-1,3 млн чел. Ключевое значение для развития региона сыграло строительство Транссибирской магистрали и ответвлений от нее на Алтай и в Ср.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

2. Эта школа как философское направление сложилась, однако, в Московской духовной академии не сразу; говоря точно, — лишь на четвертой стадии введения философии в систему московского духовно-академического образования. Эллино-греческая школа братьев Лихудов (1685–1700) предложила своим ученикам два философских курса — на греческом и латыни, которые можно рассматривать как итог философского обучения основателей школы в академиях Венеции и Падуи. “Логика” Софрония Лихуда (курс 1690/1691 гг.) вводила студентов в классификации понятий, суждений и умозаключений, а также в начатки теории аргументации и систему категорий Аристотеля по комментарию Порфирия (III– IV вв.). “Физика” Иоанникия Лихуда (после 1691 г.) была призвана представить содержание первых двух книг “Физики” Аристотеля, различение начал “вещей естественных” (материя и форма), их причин (материальная, формальная, движущая и целевая) и атрибутов (движение, действие и способность испытывать действие). Однако “Лихудова философия” прервалась, и потому школа на этом этапе сложиться в Москве не смогла 1 . На стадии Славяно-латинской академии (1700–1775) философию в Москве преподают профессора из Киево-Могилян­ской академии, проходившие, в свою очередь, перипатетическую (аристотелевскую) систему по методе, заимствованной из польских коллегиумов. Первый из них, Феофилакт Лопатинский (позднее архиепископ Тверской), читал стандартный киевский курс (1704–1706) диалектики, логики, физики и метафизики, как и его преемники — С. Прибылович, Г. Вишневский и другие. Эти курсы, составленные по “киевским запискам”, демонстрировали значительную эрудицию своих составителей в различных областях знания, прежде всего в натурфилософии, и были призваны, в свою очередь, формировать эрудитов. Однако сама избыточность материала и соположение “авторитетных мнений”, порой противоречивших друг другу, сковывали самостоятельные философские изыскания студентов. Более экономная подача материала обнаруживается в курсе по этике И. Козловича (1743) и в курсе логики, физики, метафизики и этики В. Каллиграфа (1756/1757), но здесь уже намечается отход от польского схоластицизма в сторону усвоения новейшей для того времени вольфианской методы 2 .

http://pravmir.ru/svyatitel-filaret-v-is...

Понятное дело, что я не могу вводить почтенную публику в круг своих библиографических изысканий. Статья моя писана для специалистов. Для других лиц, по местам, она есть нечто побивающее всякий рекорд скуки, в виду чего, я, как бы извиняясь перед читателями нашего академического журнала, не раз те или иные разъяснения сопровождаю замечаниями: пишу для записных библиографов. Однако я все-таки позволю себе познакомить благосклонных читателей с процессом моей работы, для того, чтобы они могли видеть: профессор Голубев, на старости лет, все ли растерял свои мозги или у него некая частица их еще сохранилась. Побеседуем об Анфологионе. Профессор Титов, на основании не раз упоминаемых нами описей, привносит в каталог книг, вышедших из типографии Львовского братства новое, доселе неизвестное издание – Анфологион 1691 г. Издана ли была эта книга в означенном году? Профессор Голубев обращается к письменным памятникам, где можно бы встретить те или иные данные для уяснения этого вопроса и находит, что 7 апреля 1692 года произведена была ревизия всех книг, находившихся в складе Львовского братства, причем оказалось в наличности: Триодей Цветных 851 экз., Получасословцов – 750 и т. д.; а Анфологионов всего только два экземпляра. И вот проф. Голубев сообразил (для чего мозгов, разумеется, требовалось не много) что такая большая и очень дорогая книга, притом обыкновенно печатавшаяся в большом количестве экземпляров, никоим образом не могла быть распродана в течение одного года, и потому в 1691 году издана не была, и следов об издании братством этой книги в Архиве Львовского братства искать было бы трудом тщетным. То же обстоятельство, что Анфологионы в братском складе совсем были на исходе Израилеве, должно было побудить братство к наискорейшему изданию этой книги. Действительно, 9 августа (по новому стилю) того же 1692 года братство заключило условие с типографом Симеоном Ставницким о напечатании 1500 экземпляров Анфологионов. Печатание началось тотчас же после этого (3 августа по старому стилю) и окончено было к 15 марту 1694 года. Это и есть действительное издание Анфологиона, находящееся во многих библиотеках.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Род. в семье буд. господаря Константина Кантемира и его супруги Анны Бантыш. В детстве получил хорошее по тем временам образование. Учитель, грек Иеремия Какавелас, обучал Д. лат., греч. и слав. языкам, а также теологии. В 1688-1691 гг. Д. находился в Стамбуле как заложник. В 1691-1693 гг. жил в Молдавии при дворе своего отца, а после его кончины был избран господарем на собрании бояр, духовенства и служилого сословия в присутствии патриархов К-польского и Иерусалимского и при участии видного тур. сановника, надевшего ему на плечи княжеский кафтан. Исполнял обязанности господаря только 3 недели, в марте-апр. 1693 г., поскольку не был утвержден султаном; под конвоем был выслан в Стамбул. Стараниями старшего брата Антиоха арест с него был снят, и Д. получил право свободного передвижения. Он продолжил образование в Стамбуле в высшей Патриаршей школе (К-польская Патриархия), изучал востоковедение, историю, философию, географию, логику, теологию, музыку, медицину, фольклор, архитектуру, живопись, тур., араб., персид. языки. В общей сложности он жил в Стамбуле более 20 лет. В годы правления в Молдавии его брата Антиоха Д. был назначен представителем молдавского господаря в Стамбуле, что позволило ему наладить отношения с высшими политическими кругами Турции, а также и с иностранными послами при султанском дворе. В этот период Д. принимал участие в ряде сражений, которые вела тур. армия. Так, в 1697 г. он находился в тур. лагере, когда османские войска потерпели сокрушительное поражение в битвах с австрийцами при Петроварадине (ныне Нови-Сад) и Зенте (ныне Сента). После этих событий Д. понял, что Османская империя клонится к закату. В 1699 г. женился на Касандре, дочери валашского господаря Кантакузино Шербана. Укрепив свое положение в тур. властных структурах и наладив связи с послами Франции, Голландии и России, Д. смог 14 нояб. 1710 г. занять престол Молдавии. С целью избавления княжества от тур. господства он пошел по пути сближения с Россией, к-рая в это время находилась в состоянии войны со Швецией и с Турцией.

http://pravenc.ru/text/1470287.html

  Переславское озеро в царствование Петра I Особенную известность Переславскому озеру доставил Пётр Великий. Здесь он почасту жил и трудился для блага и пользы своих подданных. На водах озера он положил основание русскому флоту; на берегу его был дворец великого преобразователя, а по озеру плавала флотилия. На третий год своего самодержавного царствования в 1691 году, при помощи своего врача голландца Тирмонда, отыскав мастера корабельного дела Карстен Брандта, поручил ему заняться постройкой кораблей на Москве-реке. Немедленно из Голландии призваны были корабельные мастера и матросы и к 14 марта 1691 года одна яхта была спущена; 2 апреля Пётр с пушечною пальбою поплыл из Москвы в село Коломенское – и был чрезвычайно доволен плаванием, и приказал Брандту приступить к постройке новых кораблей. Но для этого река Яуза не представляла удобного раздолья; надобно было выбрать более удобное место. Узнав по слухам о широком и глубоком Переславском озере, Пётр захотел сам лично видеть его и осмотреть. Для сего он отправился на богомолье в Троицко-Сергиеву лавру, а оттуда в Переславль. Величественное озеро прельстило взоры великого преобразователя, широкий простор его как нельзя лучше согласовался с его планами. Тотчас же он поручил голландцу Арриену Мехтье устроить там верфь, приказал на берегу его, недалеко от села Веськова (в 3-х верстах от Переславля), построить для себя небольшой дворец. Работа закипела: заложили два фрегата и три яхты; один из фрегатов стал строить Брандт, за другой принялся мастер Класс и сам царь под именем плотника Петра. 8 февраля 1692 года царь отправился в Москву, а 3-го марта и 5-го апреля со всею свитою приезжал в Переславль для осмотра работ, и 25-го апреля с восторгом показывал свои суда Гордону. Работа близилась к концу, и вот 1-го мая 1692 года все суда были готовы, и в присутствии самого царя и матушки его Натальи Кирилловны и супруги спущены были в озеро при пальбе с лодок и берега. Несколько дней продолжались манёвры на озере. Радость Петра была неописанна; только государственные дела заставляли его уезжать в Москву, но при первой возможности он спешил опять в Переславль полюбоваться своим созданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010