Феодосий , 1645–59. Иоаким , 1662–1679. Строители Вассиан , 1692. Иоасаф , 1693. Товия , 1695 и 96. Павел , игум., 1720. 17 Ущельская пустынь, от Мезени в 20 верстах, упразднённая. [VI, 592. Строители Иов , 1615. Арсений , 1636–41. Савватий , 1658 и 59. Игнатий Грибанов , 1670. Леонид , 1674. Полиевкт , 1675. Пётр , 1683. Исаия , 1697. 18 Печенский, в Коле, основан св. Трифоном в XVI веке; в 1701 г. был приписан к Холмогорскому архиерейскому дому; упразднён в 1764 г. [IV, 579.] Игумены Гурий , 1556–89, 2 дек. убит немцами. Вассиан , 1591. Антоний , 1598. Ефрем , 1606. Иорофей , 1608. Сергий , 1612–29. Гурий , в июле, окт. 1631. Димитрий , 1635–37. Гурий , в авг. (sic) 1643, в мае 1647. Иона , 1646. Симеон , в янв. (sic) 1649. Иосиф (Иоасаф) , в февр. (sic) 1650, в апр. 1652. Иоанн , в мар. 1654, 1655, в авг. 1656, в янв., авг. 1658. Симеон , в апр., июне 1663. Кирилл определён 20 дек. 1664. Савин , келарь, в февр., мар. 1667. Аркадий , келарь, в июне 1669. Вассиан , казначей, в апр. 1671. Строители Сергий Кайдалов , 1674 и 75, 1682. Роман , 1685. Иосиф , 1687–95 (игум.). Павел , 1698. Измаил , игум., 1718–21, бит кнутом и сослан в Спасо-Каменный мнтрь. Павел , игум., 1727. Пётр , игум., 1756 и 57, перев. в Козьеруцкий. 19 Анзерский скит, на Анзерском острове, от Соловков в 20 верстах, основан в 1620 г. преподобным Елиазаром. [III, 101.] Строители Варлаам , 1621–24. Елиазар , 1624–56, † 13 янв. Никодим , 1656–77. Роман , 1680. Исаия , 1691. Товия , 1694. Особые заметки Разные III. 520. Веркольского: Строит. Иродион . в янв. 1650. – Пафнутий определён 17 мар. 1667. – Антоний , 1704. V, 6. Ламбасского Кеврольского: Строит. Христофор , основатель, 1615, 1634, в мар. 1646. – Иоасаф , после 1679. VI, 709. Чирковой Троицкой Мезенской пустыни: Строит. Никон , 31 авг. 1586. – Созонт , 1606, 15. VI, 835. Емецкой Благовещенской пустыни строит. Кирилл , 31 июля 1648. VI, 561. Холмогорского Успенского, Владимирской Богородицы: Иг-нья Елена , в мар. 1672, 1676. Иг-нья Александра , в янв., февр. 1680.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13. А в эти дни в числе наших пресвитеров оказался некто, отравленный ядом лжеучения саддукеев 1691 , говоривший, что воскресения из мертвых не будет. А когда мы утверждали, что это предсказано в Священном Писании и доказано учением апостолов, он ответил: «Известно, что об этом сказано много. Но мы не уверены, так это или нет, тем более что Господь, разгневавшись, сказал первому человеку, сотворенному им святой рукой: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» 1692 . Что вы на это ответите, вы, которые предсказываете грядущее воскресение? Ведь божество не обещает, что человек, который превратился в прах, вновь воскреснет». А я ему в ответ: «Полагаю, что всякому католику ведомо сказанное об этом самим Господом и нашим Искупителем и патриархами. Ибо в книге Бытия записано, что когда умирали патриархи, Господь говорил: «Ты умрешь в доброй старости и приложишься к народу своему» 1693 . А Каину сказал: «Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли» 1694 . Отсюда ясно, что души, после того как они покидают тело, живут и с нетерпением ожидают грядущего воскресения. И Иовом написано, что он воскреснет при воскресении из мертвых 1695 . И пророк Давид, хотя я он говорит от лица Господа, предвидя воскресение, сказал: «Разве тот, кто спит, не должен воскреснуть?» 1696 . То есть кто будет сражен сном смерти, неужели ему не выпадет на долю воскресение? И Исайя учит, что восстанут мертвые из могил 1697 . И когда пророк Иезекииль говорит, что после того как «кости сухие» 1698 покроются кожей, укрепятся жилами, облекутся плотию, оживятся дыханием, и человек снова будет живым, то он весьма ясно говорит о грядущем воскресении. Кроме того, очевидным доказательством воскресения было и то, что когда угасшее тело одного покойного коснулось костей Елисея, оно благодаря его чудодейственной силе вновь ожило 1699 . Это доказало и воскресение самого Господа, который является «первенцем из мертвых» 1700 , который смертью смерть попрал и погребением своим вновь даровал жизнь мертвым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

2 .2. Предохраняют нас от духовной гордости и научают смирению, без которого не может быть никакой истинной добро­детели. Мысль эту выразил святой Апостол, когда сказал о себе: чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор. 12:7–9 ). И Святой Иоанн Дамаскин по сему случаю замечает: “в некоторых случаях Бог попускает святому терпеть зло, чтобы Святой не отпал от правой совести, или не впал в высокомерие по причине данных ему сил и благодати; так было с Павлом ( 2Кор. 12:7 )”. 1690 2 .3. Доставляют нам удобнейший случай свидетельствовать твердость веры своей и упования на Бога, и более и более укреп­ляться в добре. Еще премудрый сын Сирахов говорил: ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,– в горниле уничижения ( Сир. 2:5 ). И святой апостол Петр писал Христианам: о сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа ( 1Петр. 1:6–7 ). Так смотрели на искушения и Святые Отцы Церкви. Например: Василий Великий : “самые скорби, по воле посещающего нас ими Господа, приключаются рабам Божиим не напрасно, но для изведания на опыте истинной любви к сотворившему нас Богу. Ибо как борцов подъятые во время подвигов труды ведут к венцам, так и Христиан испытание в искушениях ведет к совершенству, если Господни о нас распоряжения принимаем с надлежащим терпением и со всяким благодарением”. 1691 Святой Иоанн Златоуст рассуждает еще конкретнее: “если кто скажет: почему Бог не уничтожила древнего искуси­теля, (мы ответим, что) и это Он сделал по великой попечительности об нас. Ибо, если бы лукавый овладел нами насиль­но, то этот вопрос имел бы некоторую основательность; но так как он не имеет такой силы, а только старается скло­нить нас (между тем, как мы можем и не склоняться), то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь сред­ство к достижению венцов?... Бог для того оставил диавола, чтобы и те, которые уже побеждены им, низложили его самого, чтобы доблестные имели случай к обнаружение своей (твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: мы, ведь, если захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания: в этом-то и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя, тогда с великим усердием прибегаем к Богу”. 1692

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В виду усиливающейся таким образом опасности для нравственного состояния только что начинавшегося возрождаться Израиля, конечно, как нельзя более уместно и нужно было возможно-частое напоминание о том, что только надежда на Господа и благоговейное хранение закона Его могут служить опорою благоденствия и ручательством за безопасность от врагов, что Господь не допустить верных рабов своих оставаться в угнетении и рабстве, но как прежде неоднократно являлся их защитником и покровителем, так и ныне ниспошлет им Свою помощь и благословение, между тем как беззаконные и все враги Сиона подвергнутся заслуженному наказанию. – Все эти и подобные мысли составляли один из главных предметов наставлений после-пленных пророков Аггея 1689 , Захарии 1690 и Малахии 1691 ; к раскрытию их в народе и словом и делом стремились и тогдашние руководители Израиля Ездра и Неемия 1692 : очень естественно, конечно, было ожидать выражения их и в песнях тогдашних псалмопевцев; а в числе рассматриваемых нами песней восхождения псалмы: 124-й, 127 и 128-й и составляют именно краткое, но сильное выражение такого рода мыслей 1693 . «Надеющийся на Господа, поучает Пс. 124 -й, как гора Сион, не подвигнется. Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и во век. Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию. А совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие (ст. 1–3 и 5)». В противоположность же с ожидаемым здесь наказанием нечестивых и чтобы представить сильнейшие побуждение к благочестию и упованию на Господа, в Пс. 127 -м псалмопевец живыми красками рисует пред глазами Израильтян прекрасную, идиллическую картину семейного счастья праведника. «Блажен всяк боящийся Господа, ходящий путями Его. Ты будешь есть от трудов рук твоих; жена твоя как плодовитая лоза в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей. Благословит тебя Господь с Сиона и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

В некоторых случаях этот трепет выражал также благоговение, почтение и внимательное отношение к Слову Божьему. «...А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис.66:2 ); Также и в Новом Завете мы находим людей, которые начинали дрожать, охваченные страхом. Так, женщина, страдающая кровотечением, с трепетом подошла к Иисусу ( Лк.8:47 ). Женщины у гроба Иисуса после встречи с Ангелом были в трепете и ужасе ( Мр.16:8 ). Тюремный страж в Филиппах в трепете припал к Павлу и Силе ( Деян.16:29 ). О бесах также сказано, что они трепещут ( Иак.2:19 ). И в Новом Завете трепет (дрожание) выражает страх и ужас. Нигде в Новом Завете мы не находим подтверждения, что дрожание является признаком особой полноты Духа или других благословений. Люди в Торонто, Франкфурте, Берне и других местах могли бы дрожать от глубокого сознания своей греховности и из страха перед Богом. Такому дрожанию можно было бы только радоваться! Однако все сообщения о данном феномене скорее производят впечатление, что он вызван не серьезной проповедью и не великим страхом перед Богом; скорее дрожание охватывает людей почти без всякого основания. А это не имеет ничего общего с действием Святого Духа. Обычно в качестве примера ссылаются на Джорджа Фокса (1624–1691), основателя движения квакеров. При всем уважении к моральному облику этого человека и его последователей необходимо отметить, что Фокс отвергал авторитет церкви, служителей и в конечном итоге самой Библии, так как был убежден, что лишь «внутреннее помазание» уполномочивает на служение проповедью. «Иисус Христос, в противоположность вере в авторитет Библии, стал для него (Джорджа Фокса) истинным Учителем, Который повелевает взойти внутреннему свету, этому «семени Божьему». Божественная свобода открывать Себя по Своему усмотрению является (по Фоксу) основанием для человеческой свободы в отношении Библии, догм и церковных установлений. Настоящее богослужение возможно лишь в ожидании не поддающегося учету откровения». (ebd., 4.1.1995).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

Верю, ибо это нелепо (лат.) — слова, предписываемые Тертуллиану. 98 Так, пришествие на землю Спасителя мира было предметом веры для ветхозаветного человечества, но вот как о нем говорит новозаветный служитель Слова: «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам), о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1 поел. св. Иоанна. 1:1—3). 99 Духоборы — христианская секта в России, выделившаяся в XVIII в. из хлыстов; духоборы считают Иисуса Христа простым человеком, православному культу противопоставляют веру по внутреннему убеждению. Квакеры — разновидность протестантизма, основанная английским ремесленником Джорджем Фоксом (1624—1691); квакеры отрицают религиозные обряды, таинства, не признают церковной иерархии и духовенства. 100 Во II главе Послания к Евреям вере дано истолкование и в том и в другом смысле: «верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (ст. 3); дальнейшее содержание главы говорит о вере как основе не мотивированных разумом и оправдываемых только верою поступков (см. всю эту главу). 101 В рус. переводе: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаст». 102 «Да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). 103 В Послании к Евреям начальником и совершителем веры называется сам Христос. Ему в высочайшей степени принадлежит подвиг веры: «Вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия» (Евр. 12:2). Конечно, остается недоступной человеческому уму тайной боговоплощения, каким образом воплотившийся Бог мог так закрыть Божество человечеством, чтобы оказаться способным и совершить подвиг веры в Бога, и испытать человеческое чувство богооставленности, но это показывает именно на глубочайшую человечность веры, ее исключительное значение и неустранимость подвига веры для человека. 104

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

«Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши… Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все» (1Ин. 2:18–20). «Просто христианство» Клайва Стейплза Льюиса Само понятие «просто христианство» (Mere Christianity) было разработано в цикле радиобесед и одноименной книге известного христианского апологета и писателя, англиканина по вероисповеданию Клайва Стейплза Льюиса (1898–1963) во время Второй мировой войны. С его легкой руки оно приобрело чрезвычайную популярность в послевоенные годы. В работах Льюиса «просто христианство» определяется, обосновывается и излагается как последовательная целостная концепция. Однако впервые эта знаменитая ныне формула появляется за три века до Льюиса. Она была высказана крупнейшим пуританским мыслителем, проповедником и писателем Ричардом Бакстером (1615–1691). Заимствовав чужую формулу, Льюис наполнил ее своим содержанием. Если для пуританина Бакстера «просто христианство» означало собственно библейскую веру, как он ее понимал, то для англиканина Льюиса это понятие было и шире и уже одновременно. Клайв Стейплз Льюис      Под «просто христианством» он понимает «христианство общепринятое», то есть ту «веру, которая была общей и единой почти для всех христиан на протяжении всех времен». Именно в этой вере Льюис усматривает саму «сущность христианства», сравнивая ее «с залом, из которого двери открываются в несколько комнат». Под комнатами он подразумевает различные христианские традиции. Вместе с залом комнаты составляют единый дом — единое христианство. Жители этого дома в основном исповедуют единую веру, живут по единым правилам, они «по-настоящему близки друг другу — по духу, если не по доктрине». Льюис убежден, что «в центре каждой общины стоит что-то или Кто-то, Кто, вопреки всем расхождениям во мнениях, всем различиям в темпераменте, всем воспоминаниям о взаимных преследованиях, говорит одним и тем же голосом».

http://pravoslavie.ru/64156.html

Михаэль Лукас Леопольд Вильманн. Пейзаж со сном Иакова: лестница ангелов, 1691 Уже в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос, напоминая ученикам о видении Иакову, напрямую связывает этот образ с Собой: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин 1:51). Как пишет профессор А. П. Лопухин, тем самым «Господь благоволил выразить, что отныне впредь Он будет средоточием свободного общения и непрерывного единения между Богом и человеком, что в Нем будет место сретения (встречи. — Прим. ред. ) и примирения между небом и землей». Образ лестницы получил в святоотеческом наследии и другие толкования. Например, мученик Афраат (Иаков) Мудрый видит в ней прообраз Креста, который был воздвигнут подобно лестнице и через который человечеству открылся путь на небо. Британский святой Беда Достопочтенный называет увиденную Иаковом лестницу образом Церкви, «рождение которой на земле, а жительство — на небесах». Абсолютное же большинство святых отцов усматривают в лестнице Иакова прообраз Божьей Матери, через Которую произошло воплощение Сына Божьего. По словам святого Иоанна Дамаскина, Господь «соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, то есть Дева, утверждена на земле, потому что Она родилась на земле; глава Ее касалась неба, потому что глава Ее был Бог и Отец». Это толкование нашло широкое отражение в богослужебных текстах, посвященных Богоматери. Она называется «лествицей возвысившей от земли всех благодатью», «лествицей небесной, ею же сниде Бог», «лествицей высокой, юже Иаков виде» и др. В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Завета? Лестница Иакова стала значимым символом непреходящей связи между небом и землей. Воплощение Сына Божьего, Его смерть на Кресте и славное Воскресение восстановили отношения человека с Богом, открыли нам путь к духовному совершенству. Как пишет об этом святитель Николай Сербский, «воплотившись на земле, Господь примирил небо и землю, приклонив небо к земле и подняв землю к небу».

http://foma.ru/kakoj-smysl-skryt-v-sne-i...

Напомним, еще что Апостол Павел, говоря в Антиохийской синагоге о Господе Иисусе, в Котором исполнились обетования, дарованные Израилю, и Которого Господь воскресил из мертвых, приводит, во-первых, слова 2-го Псалма: „Ты Сын мой“ (ст. 7), а во-вторых приводит слова стиха 3-го читаемой нами 55-й главы Исаии, поясняя, что это место пророка, совокупно с пророчеством Пс. 15:10 , получило исполнение в воскресении Господа нашего Иисуса Христа ( Деян. 13:32–37 ), ибо, говорит он: „Давид приложился к отцам своим и увидел тление, а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления“. Вслед за словами 3-го стиха: „и дам вам завет вечный неизменные милости, обещанные Давиду“, пророк указывает в Ком и как исполнится это обещание. 4 . Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. 5 . Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал; и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. Слова Господа в стихах 4 и 5 обращены к Израилю, но обетование даруется для всех народов и все народы поспешат к Сиону, потому что из среды Иуды „изыдет вождь, который упасет народ Мой Израиля“ ( Мф. 2:6 цит. из пр. Михея Мих. 5:2 ); и „спасение от Иудеев“ ( Ин. 4:22 ); наконец Господь сказал по воскресении: „дана Мне всякая власть на небе и на земле“ ( Мф. 28:18 ). „Он“ , – Которого Господь даровал „свидетелем для народов“ и „вождем и наставником их“, сказал Пилату: „Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего“ ( Ин. 18:37 ) 1689 . Мы не раз видели при изучении и пророка Исаии 1690 , и Евангелия от Иоанна 1691 , что не одному Израилю, а всему человечеству дарован будет Спаситель и вождь и наставник. (Ср. Исаии XLII, 6 и прим.) 1692 . Но призвание всего мира по ст. 5 происходит через народ обетования 1693 , ибо среди его избраны Апостолы, посланные „проповедать всему миру“. Израиль прославлен тем, что среди его родился Спаситель, что имя Господне прославилось по всей земле сынами народа его, что пророки Израиля были провозвестниками судеб Божиих, и что он и доселе, хотя невольный по упорству своему, но вечный свидетель совершившагося над ним гнева Божия за то, что он „не принял пришедшего к своим“. ( Ин. 1:11 ) во исполнение древнего пророчества, произнесенного от имени Божия Амосом: „Так говорит Господь: только вас призвал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши“, ( Ам. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ни к чему в этом мире, то есть ни к богатству, ни чести, ни славе, ни прочим мирским сокровищам не надо прилагаться сердцем, но всегда взирать на будущие и вечные блага, о них размышлять, их желать и ими утешаться: «О горнем помышляйте, а не о земном», как учит апостол ( Кол. 3, 2 ), ищите вышнего, где Христос сидит одесную Бога, ибо живая вера приходит с неба и потому верную душу пробуждает и подвигает к небу. И верная душа видит, что в этом мире она в пути и странствии, и потому «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего», которого художник и строитель Бог» ( Евр. 13, 14; 11, 10 ) ( 104, 1689–1690 ). Сердце человеческое есть сосуд, исполненный нечистотой и смрадом похотей. Возлюбленный христианин! постараемся этот внутренний сосуд очистить, тогда и внешние дела наши будут угодны Богу. Великое обещал нам Бог: Он обещал Сам в сердцах наших жить: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( 2Кор. 6, 16 ; Лев. 26, 12 ). Нет и не может быть большего, более драгоценного, приятного и желанного сокровища, чем иметь внутри себя живущего Бога, и нет большей чести человеку, чем быть храмом Божиим! Бог живет в чистой душе, как в Своем благоприятном храме, и приятнее Ему обитать в чистой душе, чем в рукотворенных храмах: поскольку в душе есть образ Божий. Очистим же и мы сердца наши, о христиане, да и в нас явится образ Божий, прекрасное душ наших совершенство, и так будем храмом нашего Бога. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1691–1692 ). То сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое, способное к Боговидению. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ) ( 108, 522 ). Наше сердце – гроб, было сердце храмом, сделалось гробом. В него входит Христос посредством Таинства Крещения, чтобы обитать в нас. Мы отнимаем у Христа возможность действовать, оживляя нашего ветхого человека... Христос, введенный Крещением, продолжает пребывать в нас, но как бы изъязвленный и умерщвленный нашим поведением. Нерукотворенный храм Божий превращается в тесный и темный гроб ( 111, 151 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010